Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА'

МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / исполнительство / музыкальная критика / самокритика / музыкально-критическое мышление / musical education / performance / musical criticism / self-criticism / music critical thinking.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В. М. Закирова

Статья посвящена проблеме формирования и развития музыкальнокритического мышления у студентов исполнительских факультетов как неотъемлемого условия получения профессионального музыкального образования в XXI веке. Для реализации поставленных задач предлагается пересмотреть существующий опыт изучения музыкальной критики как специальной дисциплины, изучаемой на музыковедческом факультете, но практически отсутствующей в учебных программах других отделений, и внедрить ее в качестве базового предмета, дополненного спецкурсами и практическими занятиями с целью совершенствования критического анализа у современных музыкантов-исполнителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the formation and development of musical-critical thinking among students of performing faculties as an essential condition for obtaining professional musical education in the 21st century. A number of conditions must be met in order to implement the tasks set: to revise the existing experience of studying music criticism as a special discipline, to introduce it as a basic subject, supplemented by special courses and practical exercises, to improve critical analysis among modern music performers.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА»

МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА

В.М. Закирова PhD, старший научный сотрудник ИИАНРУз Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан

z.venera-10@mail.ru

ANNOTATSIYA

Maqolada XXI asrda professional musiqa ta'limining ajralmas qismi sifatida ijrochilik fakulteti talabalarining musiqiy-tanqidiy fikrlashini shakllantirish va rivojlantirish muammosiga bag'ishlangan. Mazkur vazifalarni amalga oshirish uchun musiqiy tanqid asoslarini o'rganishning mavjud tajribasini qayta ko'rib chiqib, uni ijrochilik fakultetining o'quv dasturlariga fan sifatida kiritish lozim. Hozirgi kunda ijrochilik fakultetlarida mazkur fan mavjud bilmagani sababli uni zamonaviy ijrochilarda tanqidiy tahlilni takomillashtirish maqsadida maxsus kurslar va amaliy mashg'ulotlar bilan to'ldiriladigan asosiy fan sifatida joriy etish taklif etiladi.

Kalit so'zlar: musiqa ta'limi, ijrochilik, musiqiy tanqid, o'z-o'zini tanqid qilish, musiqiy-tanqidiy fikrlash.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме формирования и развития музыкально -критического мышления у студентов исполнительских факультетов как неотъемлемого условия получения профессионального музыкального образования в XXI веке. Для реализации поставленных задач предлагается пересмотреть существующий опыт изучения музыкальной критики как специальной дисциплины, изучаемой на музыковедческом факультете, но практически отсутствующей в учебных программах других отделений, и внедрить ее в качестве базового предмета, дополненного спецкурсами и практическими занятиями с целью совершенствования критического анализа у современных музыкантов-исполнителей.

Ключевые слова: музыкальное образование, исполнительство, музыкальная критика, самокритика, музыкально-критическое мышление.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of the formation and development of musical-critical thinking among students of performing faculties as an essential

Cholg'u ijrochiligida musiqiy ta'lim uzviyligini ta'minlash Providing the integrity of music education in instrumental performance

condition for obtaining professional musical education in the 21st century. A number

of conditions must be met in order to implement the tasks set: to revise the existing

experience of studying music criticism as a special discipline, to introduce it as a

basic subject, supplemented by special courses and practical exercises, to improve

critical analysis among modern music performers.

Keywords: musical education, performance, musical criticism, self-criticism, music critical thinking.

Узбекское музыкальное образование находится сегодня в центре повышенного контроля. Назрела реальная необходимость в пересмотре и обновлении существующих нормативов в системе подготовки профессиональных кадров. На это нацелено и Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы культуры и искусства» (1111-112 от 02.02.2022 г.) (1), так как без высококвалифицированных специалистов невозможно проводить культурно-массовые и концертно-зрелищные мероприятия, вести научно-просветительскую работу, приобщая широкие массы к музыкальной культуре.

Вместе с тем в последние годы стала очевидной тенденция активизации исследовательской деятельности среди музыкантов-исполнителей как особой формы их творческой реализации. Все чаще студенты исполнительских факультетов участвуют с докладами в научно-практических конференциях, выступают на радио и телевидении, дают интервью прессе. Однако делается все это, преимущественно, по наитию, то есть, не подкрепляясь изучением теоретических основ одной из фундаментальных дисциплин в музыковедении -музыкальной критики. А ведь именно она направлена на обучение музыканта «искусству суждения», на умение избирательно подходить к любой информации, вычленяя для себя главное, ценное, избегая от заблуждений и ошибок. Овладение базовыми навыками сравнения, анализа, обобщения, оценки явлений музыкальной действительности, в том числе и личного опыта, позволят сформировать универсальную творческую личность, способную успешно реализовываться как в концертно-педагогической, так и в научно-просветительской сферах.

Следует отметить, что необходимость дополнения учебного процесса дисциплиной «Музыкальная критика», включающей целый комплекс практических занятий, не получала должного освещения в теоретических трудах. При этом важность данного вопроса в процессе комплексной подготовки и профессионального обучения музыкантов-исполнителей очевидна. Она позволит повысить профессиональную подготовку и в области

музыкознания, создавая платформу для формирования и развития музыкально-критического мышления. «Ведь особая сложность философского осмысления музыки заключается в том, что каждый тип культуры или конкретная историческая эпоха, определяющие стиль и мышление философа, помогают осмыслению различных явлений в музыкальной науке в соответствии с той системой ценностей, которая определяет мировоззренческую позицию педагога» (2, 250).

Проблема развития критического мышления у музыкантов-исполнителей актуальна не только для отечественного образования, она затрагивается в работах педагогов-практиков соседних государств. Так, например, в Казахстане создана целая научная Школа доктора педагогических наук, академика МАНПО, профессора, заведующей кафедрой теории и методики обучения музыке Р.Р. Джердималиевой, последователями которой подготовлено немало трудов по музыкальной педагогике. Во многих из них особое внимание уделено вопросам формирования мировоззренческой ориентации, диалектики научного и художественного мышления, развития ценностных ориентаций (3).

Целый комплекс методических рекомендаций по формированию музыкально-теоретического мышления на примере учащегося-пианиста приведен в работе азербайджанского ученого С.А.Исмайловой (4). На основе музыкально-педагогической практики исследователь разработала систему специальных методов, направленных на эффективное развитие у учащихся навыков самооценки и элементов критического мышления. Среди них метод собственного анализа проделанной домашней работы, своих ошибок, исполнительских трактовок как способа стимулирования творческой инициативы, метод исполнительского сопоставления-сравнения, самостоятельной оценки достигнутого и другие. Обобщая данные методические приемы, автор делает следующий вывод: «Умение самостоятельно мыслить, рассуждать, избирать тот или иной вариант действий на основе осмысленно принятого решения не может возникнуть спонтанно, оно формируется в процессе целенаправленной работы с помощью конкретных приемов, которые в комплексе и могут представлять специальную методику формирования музыкально-критического мышления учащихся» (4).

Предложенные методические приемы, на наш взгляд, вполне эффективны как на начальном этапе получения музыкального образования, так и в процессе совершенствования профессионального мастерства в высшей школе. Однако, когда речь идет о высшем образовании, возникает необходимость подключения специальных занятий по музыкальной критике для студентов исполнительских факультетов. Это связано с тем, что современная система музыкального

Cholg'u ijrochiligida musiqiy ta'lim uzviyligini ta'minlash Providing the integrity of music education in instrumental performance

образования предполагает овладение студентами не только исполнительским искусством, но освоение музыкально-теоретических дисциплин. Важное место при этом следует уделять развитию критического анализа, владение которым поможет им в учебном процессе. В частности, научит работать с научной литературой, писать анонсы, рецензии, критические заметки, научные статьи, а также готовить доклады для участия в научно-практических конференциях.

Кроме того, в соответствие с учебными программами, каждый выпускник бакалавриата и магистратуры, готовясь к государственному экзамену, должен представить выпускную квалификационную работу или магистерскую диссертацию, соответственно. Для осуществления этой задачи требуется продолжительная, серьезная подготовка. В связи с этим, видится целесообразным дополнить теоретические предметы, такие как гармония, полифония, анализ музыкальных форм, отдельной дисциплиной «Музыкальная критика» и спецкурсами, направленными на совершенствование их знаний и навыков в написании научно-публицистических, музыкально-критических работ. То есть дисциплина «Музыкальная критика» должна стать одной из базовых в учебном процессе музыкантов-исполнителей, а не ограничиваться «предметом по выбору», который посещают единицы исключительно по собственной инициативе.

Главное, что для внедрения занятия по музыкальной критике в учебном процессе уже заложен фундамент. Начиная с 1972 года, когда вышло Постановление Центрального комитета Компартии Узбекистана «О литературной художественной критике» (январь 1972 г.), задача развития критического мышления, «глубокого анализа явлений, тенденций и закономерностей современного художественного процесса» (5, 11) того периода являлась одной из важнейших в отечественном музыкознании. Шла целенаправленная работа по решению отдельных теоретических вопросов, связанных с внедрением музыкально-критического подхода к осмыслению наиболее заметных событий и процессов, происходящих в культурной жизни страны. Выход в свет «Музыкальной критики в Узбекистане» С.Векслера знаменовало тот факт, что эта область музыковедения состоялась как сложившаяся часть той серьезной исследовательской работы, проводимой в республике.

С течением времени возникла реальная необходимость подготовки специалистов в сфере музыкально-критического анализа, в связи с чем было принято решение о создании отдельной самостоятельной кафедры «Музыкальной критики» на музыковедческом факультете консерватории. Инициатором этого выступила известный музыковед В.З.Плунгян - автор

множества трудов, в том числе и музыкально-критических, воспитавшая несколько поколений музыковедов, активно проявлявших себя и на поприще музыкальной журналистики. Руководил кафедрой профессор Т.Б.Гафурбеков, внесший заметный вклад в отечественное музыкознание, в том числе и в развитие музыкально-критического мышления как у музыковедов, так и у исполнителей. Сегодня кафедра «Музыкальной критики» вновь воссоединилась с кафедрой «Истории музыки», на которой изучается ряд дисциплин, связанных с музыкальной критикой, телерадио журналистикой, лекторской практикой.

Накопленный опыт будет чрезвычайно полезен и в занятиях со студентами исполнительских факультетов. Поэтапное и всестороннее овладение «искусством суждения» подготовит платформу для дальнейшего развития их научного потенциала уже на уровне докторских исследований, где умение аналитически сравнивать различные явления в музыкальной культуре, обобщать, классифицировать, давать критическую оценку являются ключевыми, без которых работа над диссертацией невозможна.

Наконец, совершенствование музыкально-критического мышления необходимо и в педагогической деятельности, как залог высокого профессионализма, важного подспорья в работе со студентами, при разработке и создании специальных учебно-методических пособий, учебников и программ. Но, что особенно важно, оно поможет развить в себе навык самокритики, который в балансе с объективностью и взвешенностью будет положительно сказываться на творческом росте, повышении собственного мастерства, позволит еще глубже и тоньше осознавать себя как части уникальной и самобытной национальной музыкальной культуры, которую создаем мы сами, своим трудом и талантом.

Список используемой литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы культуры и искусства» от 02.02.2022г. № ПП-112. - [Интернет ресурс] Электронный доступ: https://www.lex.uz/docs/5849582?ONDATE=03.02.2022%2000

2. Оспанова Т.У. Особенности музыковедческой подготовки на современном этапе // Современное музыкальное образование — 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 572 с.

3. Колесникова Г.А. Исследовательские аспекты педагогики музыкального образования Казахстана (на примере деятельности научной школы Джердималиевой Р.Р.) // Вестник КазНПУ, 2015. - [Интернет ресурс]

Электронный доступ: https://articlekz.com/article/19617 Дата обращения: 07.04.2022 г.

4. Исмайлова С.А. Разработка системы методов по формированияю музыкально-критического мышления учащегося-пианиста // акутальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. - [Интернет ресурс] Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-metodov-po-formirovaniyu-muzykalno-kriticheskogo-myshleniya-uchaschegosya-pianista/viewer Дата обращения: 01.04.2022 г.

5. Вызго Т.С. Узбекское музыкознание на современном этапе // Узбекская музыка на современном этапе. Сб. ст. - Т.: Изд-во лит. и искусства им. Г.Гуляма, 1977. - С. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.