Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное искусство / этномузыкология / синестезия искусств / нечеткая логика / база знаний / музыкально-компьютерные технологии / art of music / ethnomusicology / synesthesia of arts / fuzzy logic / knowledge base / music computer technologies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.Г. Алиева

Акустические измерения, связанные с звуковысотным интонированием азербайджанской музыки (как традиционной, так и композиторской), с исследованием их микроинтонационных схем, а также тембровых характеристик азербайджанских народных инструментов до сих пор оставались вне поля зрения исследователей и не были предметом специального изучения. В лаборатории «Исследования азербайджанской профессиональной музыки устной традиции и их новые направления: органология и акустика» Бакинской музыкальной академии имени У. Гаджибейли были проведены эксперименты по определению акустических свойств кяманчи. Особенно важный аспект связан с адекватным представлением рассматриваемого круга проблем в системе современного музыкального образования, что оказывается возможным и весьма продуктивным с использованием музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — И.Г. Алиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF ACOUSTIC CHARACTERISTICS OF FOLK INSTRUMENTS

Acoustic measurements related to the pitch intonation of Azerbaijani music (both traditional and compositional), with the study of their microintonation schemes, as well as the timbre characteristics of Azerbaijani folk instruments have so far remained out of the field of view of researchers and have not been a subject of special study. Experiments to determine the acoustic properties of kamancha were conducted in the laboratory “Studies of Azerbaijani Professional Music of Oral Tradition and Their New Directions: Organology and Acoustics” of the Baku Musical Academy named after U. Hajibayli. A particularly important aspect is associated with an adequate representation of the considered range of problems in the system of modern music education, which is possible and very productive with the use of music computer technologies.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

УДК 378

Aliyeva I.G., PhD in Art History, Senior Lecturer, Baku Musical Academy n.a. U. Hajibayli, Member of the Union of Composers of Azerbaijan (Azerbaijan, Baku),

E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF ACOUSTIC CHARACTERISTICS OF FOLK INSTRUMENTS. Acoustic measurements related to the pitch intonation of Azerbaijani music (both traditional and compositional), with the study of their microintonation schemes, as well as the timbre characteristics of Azerbaijani folk instruments have so far remained out of the field of view of researchers and have not been a subject of special study. Experiments to determine the acoustic properties of kamancha were conducted in the laboratory "Studies of Azerbaijani Professional Music of Oral Tradition and Their New Directions: Organology and Acoustics" of the Baku Musical Academy named after U. Hajibayli. A particularly important aspect is associated with an adequate representation of the considered range of problems in the system of modern music education, which is possible and very productive with the use of music computer technologies.

Key words: art of music, ethnomusicology, synesthesia of arts, fuzzy logic, knowledge base, music computer technologies.

И.Г. Алиева, д-р философии по искусствоведению, ст. науч. сотр. Бакинской музыкальной академии имени У Гаджибейли, член Союза композиторов Азербайджана, г. Баку, Е-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕТЕХНОЛО Г ИИ В ИССЛЕДОВАНИИ АКУСТИЧИСКИХ ХАРАКТЕР ИСТИК НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОИ

Акустические измерения, связанные с звуковысотным интонированиемазербайджанскоймузыки (кактрадиционной, такикомпозиторской),с исследованием их микроинтонационных схем, а также тембровых характеристик азербайджанских народных инструментов до сих пор оставались вне поля зрения исследователей и не были предметом специалкиогоиздиения. Влабоуатор ии «Исследования азербайджанской профессиональной музыки устной традиции и их новые направления: органология и акустика» Бакинской музыкальной академии имени У. Гаджибейли были проведены эксперименты по определению акустических свойств кяманчи. Особенно ваЕкыйлспЕкт рвяокнс акеклалным превотаалаиземузссоалроваемозЕ зрога проблем в системе современного музыкального образования, что оказывается возможным и весьма продуктивным с использованием музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: музыкальное искусство, дтноо/уаыкыыогия.синесттзия искусств, денеоная логика,ЕРказиани°, хуныкоаьно-кимнеюкернрв технологии.

Акустические измерения, связанные с звуковысотным интонированием азербайджанской музыки (как традиционной, так и композиторской), с исследованием их микроинтонационных схем, а также тембровых характерист икаиербаН д-жанских народных инструментов, до сих пор оставались вне поля зрения исследователей и не были предметом специального изученио.Сотсмзаыючрстсяке только актуальность, но и цель наших исследований. Возросшие в последнее время возможности мультимедийного оборудования, совремнрнк1екомп аюосрвиыы технологии, в которых применяются различные алгоритмы бысррсго граобрано-вания Фурье, позволяют восполнить этот пробел (см., например, рсбоео[1; р; 3]).

В лаборатории «Исследования азербайджанской брофсссионалвнойм-зы-ки устной традиции и их новые направления: органология и акустика» Бакинской музыкальной академии имени У Гаджибейли были проведены ноте риоснозо определению акустических свойств кяманчи, результаты которых составляют практическую ценность наших исследований. Эксперименты писномилиал втар-шим научным сотрудником лаборатории Зейналом Исаевым. Звуковые сэмплы кяманчи были записаны при участии профессионалтноголвманмнстб, заслуженного деятеля искусств Азербайджанской Республанндлненононсузногоно-трудника лаборатории, кандидата искусствоведения, нрмфнонорэ Армфа Ана-дуллаева. В обобщении и анализе резулвтатов экспериментов принимала участие ведущий научный сотрудник лаборатории доктор философии по искусствоведению Имина Алиева. Эксперимента! проводилисв в звукопоглощающей камере, проект которой был подготовлен лауреатом Государственной премии £ Азербайджана, доктором архитектура!, профессором РХ. Аб-дул рахимовым.

Звуковые образца! записвюалисв при помощи трех кон- 5 денсаторных микрофонов SHURE SM81-LC. Микрофоны были установлена! по высоте на уровне корпуса инструмента на расстоянии 700 мм от деки и располагаписв один перпендикулярно А деке инструмента, два других - под углом 60° к деке справа и слева соответственно. Тембровый режим равномерной частотной характеристики выбирался с помощаю трехпозиционного проводника филатра низких частот.

С исполазованием цифрового микшерного пулата YAMAHA 01V96 звуковые образца! передавалиса с микрофонов на компаютер, который представляет собой цифровую звуко- 2 вую рабочую станция, оснащенную звуковой картой MOTU 2408 mk3 (с разрешением 24 бит/96 кГц).

Для приема, записи и анализа звука исполазовался про- i фессионалвнвм музыкальный редактор «CUBASE 5». Зэписэн-нэя звуковэя волнэ исследовэлэса спектрэлвнв!м энэлизэто-ром прогрэммы.

В резулатэте экспериментов были определена! следующие экустические хэрэктеристики кямэнчи.

Диэпэзон звуков кямэнчи вкпючэет интервэл чэстот от 246,94 Гц (h, 4-я открытая струна) до 1975,53 Гц (h3, 1-я струна, 4-ая

0-янезиция,Т-К кялел)(аерхсиёзвткоив1СЕТ оый тред ел зависит от технических возможностей исполнителя).

Внртний инеретгримнасти кямэтчомохдзитлоООдБ.

На основе полученных спектрограмм были составлены таблицы и построте дижфвеоы, наготсрыхспеикуы предстмтленыивйоетнсзяЕногакзбоца гармоник (обертонов) с разными амплитудами.

На^о. 1 пркврдена диаграмма, в которую включены с 1-й по 39-ю гармони-ти зиукл /ы - 4-йоллттаН струны кзоонйи (икмйлаИдктэвы . И47 Гц).

На рагрэом^канэвы еы иы°во1х гэрвовйк.^ктимэль^ю жмплст^ мм вдблроуем еИЛгармкн-им (тастоих ЭЕВиц, си 2р0°0ктэвы!), затем следует 7-я гармоника (ля 3-й октавы). Основной тон (си малой октавы, 1-я гармоника) зани-мэее Ли |уесто с отекжиеио зеплялурл

Моделирование ладовых паттернов посредством нотного редактора Е/у-МВМ

Для обучения слуховому восприятию семи основных азербайджанских ла-дoн(pрcm,нyp, дмгяй.гоуытедиа^сх, биявь/-моpaыдммв,лын)лумзйлтит кст в итивно организованного слуха на основе этих ладов автором были разработаны м одели этих ладов, соответствующие их макроинтонационным схемам [3].

Амплшудно-частотная характеристика звуковой волны Азербайджанского народного инструмента каманчи для - h

ш

ЧаС10г1(ЧНМ® «й'чЧШЩСЧШОСЧ Г^ОГ--а1001Н1Н 1Л Ш гг О Т I

■ос(5г\1г^1-11осчшсч 1ЛОР1Й1ЛСЧСЧСЧ т1Лт-1«з-а1ч1-ог-~ тгчиЬгчщ!

м^-г^тсч^-г^тн ■ГГ^ОНЧ'ЙЛН «з-шс^гнгпштн тюООгНГП! НгНгН»НГЧГЧГЧГЧГП[ЛтГПЧ"Ч"Ч-Ч-1Л1Л1Л1ЛШ"£1"£1и}Г^ûûëС0СО1

Рис. 1. Диаграмма звука И (си мэлой октэвы, 246,94 Гц), открытая струна кяманчи Движение смычка вправо. Звук исполнялся р

Рис.2. Моделиазербайджанскихладов раст,шур,сегях,шуштер,чаргях, баяты-шираз ихумаюн стоникойС \loderato

ЧНг- Г—рП •Т1 0 н 0 0- 0- ф- ф-1

7~ И 1= /—

в-1

гм 9-Р---

Пример 1. У. Гаджибеков. Увертюра к опере «Кероглы», главная партия (в ладе О эедаЛ)

Uzeyir Hahibayov. Ker-oglu.

Maestoso

f 1 B. m f :e £ E * E -J 4. »-\

— - -Li-1

jÉI(щ^й^Щ j

Пример 2. У Гаджибеков. Увертюра к опере «Кероглы», кода (в ладе B rast)

Модели ладов содержат необходимую и достаточную информацию для идентификации лада. Вобравнаиболее характерныеинтонационные иметро-ритмические особенности каждого лада, включая в себя, в том числе, звукоряд и различные варианты каденций, эти модели помогают определить лад в музыкальном произведении. В них нашли свое отражение ладовые закономерности азербайджанской музыки, они лаконичны, ритмически определены и легко запоминаются благодаря эмоционилнной онрнске, что, несммненнц носии тиоретиче-скую ценность работы.

На основе моделей ладов автором было разработано Практическое электронное руиоводитвопоизучению аиербойджанскихиадов https://dl.acm.org/ doi/10.5555/1859576.1859610

Руководство состоит из нескольких разделов. В вводной теоретической части дается представление о ладовой системе азербайджанской музыки. Модели ладов сгруппированы по принципу одинаковой тоники и расположены в хроматическом порядке от каждого тона 12-ступенной хроматической гаммы. При такой группировке легче выделяются отличительные интонационные особенности каждого лада, что также помогает и определению лада в музыкальном произведении.

В соответствующих разделах пособия (раст. шур. сегях. шуштер. чаргях. баяты-шираз. хумаюн) дается около 80-ти музыкальных примеров в сопровождении моделей, систематизированных по ладам. Для формирования и развития ладоинтонационного слуха рекомендуется исполнять каждый пример, завершая его соответствующей моделью. Ниже (прим. 1 и 2) в сопровождении моделей ладов приведены главная партия (в ладе D segah) и кода (в ладе B rast) увертюры к опере «Кероглы» У Гаджибекова, которые европейским слухом одинаково трактуются как си-бемоль мажор.

В руководстве также предлагаются музыкальные примеры для самостоятельного определения лада (отрывки из народных песен, рянгов и произведений азербайджанских композиторов). Ко всем примерам можно найти ответы в соответствующих разделах. Приложение содержит описание основных азербайджан-

Библиографический список

ских народных музыкальных инструментов, здесь также объясняются некоторые понятия и термины, употребляемыевазербайджанской народной муз ыке.

Модели ладов и музыкальные примеры были записаны при помощи многофункционального нотного редактора Finale. Finale позволяет набирать как нотный, так и буквенный текст, а поддержка MIDI-клавиатур, реализованная в редакторе, делает процесс работы с приложением удобнее.

Жолели лпдев имупынажьзые пржмеыы были зеппсаны еисгжлззованием стандартной нотации. Записанные модели и музыкальные примеры сохранены в формате .mus, что позволяет прослушивать нотный текст, и в графическом фор-лоте .И.

Для определения лада в музыкальном примере достаточно из группы моделей с соответствующей тоникой выбрать ту, которая интонационно подходит анализируемому музыкальному отрывку.

В работе показаны перспективы использования музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6] для изучения звуковысотной системы азербайджанской музыки и намечены некоторые направления таких исследований. Достижения математики, информатики, компьютерных наук, исполнительского искусства и музыковедения, МКТ предоставляют особые возможности для творчества и обучения, открывают новые перспективы для научных исследований (см., например, работы [7; 8].

Изучение азербайджанских ладов на акустическом и структурном уровнях -это только начальный этап в изучении возможностей применения МКТ на пути к разносторонним исследованиям ладовой системы азербайджанской музыки, связанных, в том числе, с изысканиями в области музыкального мышления, что должны иметь свое продолжение с привлечением различных дисциплин (см., например, работы [9; 10]). Особенно важный аспект связан с адекватным представлением рассматриваемого круга проблем в системе современного музыкального образования, включая реализацию компонентов инклюзивного музыкального образования [11; 12; 13], что оказывается возможным и весьма продуктивным с использованием МКТ.

1. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

2. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 293 - 294.

3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

4. Алиева И.Г. Модели ладов как основа формирования ладовых стереотипов. Msdsni maarif. 2011; № 3: 55 - 57.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда. Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы XI российско-американской научно-практической конференции. 2008: 163 - 167.

6. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

7. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

8. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

9. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016; Том 2.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

11. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

12. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

13. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

References

1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

4. Alieva I.G. Modeli ladov kak osnova formirovaniya ladovyh stereotipov. Msdsnimaarif. 2011; № 3: 55 - 57.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovaniya: Materialy XI rossijsko-amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2008: 163 - 167.

6. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

8. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016; Tom 2.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

11. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies as a Means of Teaching the Musical Art for Visually-Impaired People. Int'l Conference Proceedings. 2018: 19 - 22.

12. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18.

13. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. 2018: 381 - 389.

Статья поступила в редакцию 05.10.21

УДК 378

Mezentseva S.V., Cand. of Art History, senior lecturer, Head of Department of Art, senior research associate of the education and methods laboratory

Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

Tovpich I.O., Principal of School No. 8 with Profound Study of Music Series 8 'Music' (St. Petersburg, Frunze District, Russia), E-mail: tov_@mail.ru

FORMATION OF RELEVANT COMPETENCIES WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL PRACTICE AT A UNIVERSITY (ON THE PROBLEM OF PEDAGOGY OF INVOLVEMENT AND COMPETENCIES OF WORLD SKILLS). The article highlights pedagogical practice at a university as a factor of professional formation of a teacher-musician. The fundamental principle of pedagogical practice is proposed to consider the methodology of pedagogy of participation (intern-mentor - student - parent). The project of forming values of pedagogical education through the formation of a modern creative digital educational environment on the basis of the education and methods laboratory "Music Computer Technologies" at Herzen State Pedagogical University of Russia is presented. The article reveals some pedagogical experience of the process of integration of information and artistic teaching tools in the general education system on the example of a secondary school with in-depth study of the subjects of the musical cycle. A cooperation project is proposed based on the example of the development of the World Skills competence "Socio-Cultural Initiative" for junior and young professionals. The process of implementing the integration of information and artistic means of education in the general education system with the use of modern musical computer technologies as one of the tools for the formation of the school's information educational environment aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process is illustrated.

Key words: music computer technologies, pedagogy of involvement, pedagogical practice at university, World Skills competencies, information technology, general education, information and educational environment.

С.В. Мезенцева, канд. искусствоведения, доц., ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»

РГПУ имени А.И. Герцена, E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

И.О. Товпич, директор школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга,

E-mail: tov_@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ (К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИКИ СОПРИЧАСТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЙ WORLD SKILLS)

В статье освещается педагогическая практика в вузе как фактор профессионального становления педагога-музыканта. Основополагающим принципом педагогической практики предлагается считать методику педагогики сопричастности (практикант-наставник - ученик - родитель). Представлен проект формирования ценностей педагогического образования через формирование средствами современной творческой цифровой образовательной среды на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена и педагогический опыт процесса интеграции информационных и художественных средств обучения в системе общего образования на примере средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Предлагается проект сотрудничества на примере разработки компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Проиллюстрирован процесс реализации интеграции информационно-художественных средств образования в системе общего образования с использованием современных музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, педагогика сопричастности, педагогическая практика в вузе, компетенции World Skills, информационные технологии, общее образование, информационно-образовательная среда.

Актуальность исследования. Современное музыкальное образование требует специалистов высокого качества подготовки в связи с постоянно ускоряющимся темпом социальных и информационно-технических изменений в обществе. Студенты, будущие выпускники-учителя, обучающиеся в педагогических вузах, должны быть как теоретически, так и практически профессионально оснащены и владеть определенным уровнем и широким спектром знаний, умений

и навыков, среди которых важнейшее место занимает педагогическая практика как основа получения профессиональных компетенций и фактор профессионального становления педагога-музыканта [1]. Основными регламентирующими документами в этом вопросе являются Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.