Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная система / музыкальное искусство / этномузыкология / синестезия искусств / нечеткая логика / база знаний / музыкально-компьютерные технологии / intelligent system / art of music / ethnomusicology / arts synesthesia / fuzzy logic / knowledge base / music computer technologies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.Г. Алиева

Развитие музыкально-компьютерных технологий, разработки в области профессионального музыкального программного обеспечения открывают новые возможности для исследования, изучения и сохранения ладовой системы азербайджанской музыки. В статье обозначены сферы применения информационных и компьютерных технологий в изучении азербайджанских ладов и приведены примеры такого применения. В первую очередь это акустические исследования, направленные на выявление особенностей интонирования традиционных исполнителей, на определение амплитудно-частотных характеристик народных инструментов и проч. Немалый интерес представляет использование информационных технологий для изучения ладов на структурном уровне, для идентификации лада в исполняемом произведении. Если первый круг исследований направлен на сохранение звуковысотной аутентичности ладов, то второй – на выявление их характерных интонаций, позволяющих идентифицировать лад и отличить его от других ладов, в том числе мажора и минора. Особенно важный аспект связан с адекватным представлением рассматриваемого круга проблем в системе современного музыкального образования, что оказывается возможным и весьма продуктивным с использованием музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY AND PRESERVATION OF THE MODE SYSTEM OF AZERBAIJANI MUSIC IN THE MODERN MUSICAL AND EDUCATIONAL SYSTEM

The development of music computer technologies, developments in the field of professional music software open up new opportunities for research, study and preservation of the mode system of Azerbaijani music. The article outlines areas of application of information and computer technologies in the study of Azerbaijani modes and provides examples of such applications. First of all, these are acoustic studies aimed at identifying features of intonation of traditional performers, determining the amplitude-frequency characteristics of folk instruments, etc. Of considerable interest is the use of information technologies to study frets at the structural level, to identify the fret in the performed work. If the first round of research is aimed at preserving the high — pitch authenticity of the frets, the second is aimed at identifying their characteristic intonations that allow identifying the fret and distinguishing it from other frets, including major and minor. A particularly important aspect is associated with an adequate representation of the considered range of problems in the system of modern music education, which is possible and very productive with the use of music computer technologies.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

Резюмируя вышеизложенное, заключим, что традиции, в первую очередь воспитательные, которые основываются на национальных ценностях, выработанных народом на протяжении длительного исторического периода, на современном этапе развития общества продолжают функционировать и сохраняются во всех компонентах семейного и общественного воспитания. Преемственность народных традиций воспитания в современной воспитательной практике реализуется следующими путями:

- в семейном воспитании;

- путем использования этнопедагогических традиций, народных традиций в процессе деятельности национальных обществ и воскресных школ;

Библиографический список

- в общественном воспитании через общение детей с представителями старейшин народа и старших членов семьи.

Потребность изучения народнопедагогических традиций продиктована тем, что этнопедагогический потенциал традиций (совокупность этнопедагогических средств, возможностей и условий, под воздействием которых происходит развитие личности как носителя национальной культуры) позволит качественно улучшить учебно-воспитательный процесс в семье, учебно-воспитательных учреждениях: преобразовать и актуализировать личностные способности современных детей, возродить народнопедагогические достижения прошлого в условиях постиндустриального общества.

1. Цао Я. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

2. Хайруддинов М.А., Скоробогатова М.Р Воспитание и духовное развитие младших школьников на основе этнокультурных традиций. Вопросы духовной культуры. 2006; № 85: 119 - 124.

3. Редькина Л.И. Этнопедагогика караимов Крыма: монография. Киев, 2001.

4. Этнопедагогические традиции воспитания в Крыму: монография. Севастополь: Купол, 2014: 143 - 176.

5. Традиционные праздники и обычаи русского народа. Москва, 1994.

6. Асанова З.Р Этнопедагогика крымско-татарского народа как средство воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях. Вестник МДПУ имени И.П. Шамякина. 2013; № 3 (40).

References

1. Cao Ya. 'Etnopedagogicheskie tradicii iih ispol'zovanie v obrazovatel'noj praktike Kitaya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

2. Hajruddinov M.A., Skorobogatova M.R. Vospitanie i duhovnoe razvitie mladshih shkol'nikov na osnove 'etnokul'turnyh tradicij. Voprosy duhovnoj kul'tury. 2006; № 85: 119 - 124.

3. Red'kina L.I. 'Etnopedagogika karaimov Kryma: monografiya. Kiev, 2001.

4. 'Etnopedagogicheskie tradicii vospitaniya v Krymu: monografiya. Sevastopol': Kupol, 2014: 143 - 176.

5. Tradicionnye prazdniki i obychai russkogo naroda. Moskva, 1994.

6. Asanova Z.R. 'Etnopedagogika krymsko-tatarskogo naroda kak sredstvo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik MDPU imeni I.P. Shamyakina. 2013; № 3 (40).

Статья поступила в редакцию 29.07.21

УДК 378

Aliyeva I.G., Doctor of Philosophy in Art History, Senior Lecturer, Baku Musical Academy n.a. U. Hajibayli; member of the Union of Composers of Azerbaijan

(Azerbaijan, Baku), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

STUDY AND PRESERVATION OF THE MODE SYSTEM OF AZERBAIJANI MUSIC IN THE MODERN MUSICAL AND EDUCATIONAL SYSTEM. The development of music computer technologies, developments in the field of professional music software open up new opportunities for research, study and preservation of the mode system of Azerbaijani music. The article outlines areas of application of information and computer technologies in the study of Azerbaijani modes and provides examples of such applications. First of all, these are acoustic studies aimed at identifying features of intonation of traditional performers, determining the amplitude-frequency characteristics of folk instruments, etc. Of considerable interest is the use of information technologies to study frets at the structural level, to identify the fret in the performed work. If the first round of research is aimed at preserving the high — pitch authenticity of the frets, the second is aimed at identifying their characteristic intonations that allow identifying the fret and distinguishing it from other frets, including major and minor. A particularly important aspect is associated with an adequate representation of the considered range of problems in the system of modern music education, which is possible and very productive with the use of music computer technologies.

Key words: intelligent system, art of music, ethnomusicology, arts synesthesia, fuzzy logic, knowledge base, music computer technologies.

И.Г. Алиева, д-р филос. по искусствоведению, ст. науч. сотр., Бакинская музыкальная академия имени У. Гаджибейли, член Союза композиторов

Азербайджана, г. Баку, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Развитие музыкально-компьютерных технологий, разработки в области профессионального музыкального программного обеспечения открывают новые возможности для исследования, изучения и сохранения ладовой системы азербайджанской музыки. В статье обозначены сферы применения информационных и компьютерных технологий в изучении азербайджанских ладов и приведены примеры такого применения. В первую очередь это акустические исследования, направленные на выявление особенностей интонирования традиционных исполнителей, на определение амплитудно-частотных характеристик народных инструментов и проч. Немалый интерес представляет использование информационных технологий для изучения ладов на структурном уровне, для идентификации лада в исполняемом произведении. Если первый круг исследований направлен на сохранение звуковысотной аутентичности ладов, то второй - на выявление их характерных интонаций, позволяющих идентифицировать лад и отличить его от других ладов, в том числе мажора и минора. Особенно важный аспект связан с адекватным представлением рассматриваемого круга проблем в системе современного музыкального образования, что оказывается возможным и весьма продуктивным с использованием музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: интеллектуальная система, музыкальное искусство, этномузыкология, синестезия искусств, нечеткая логика, база знаний, музыкально-компьютерные технологии.

Проблемы ладового устройства музыки разных времен и народов, отношений модальности и тональности на различных исторических этапах всегда являются актуальными для музыкальной науки. Азербайджанские лады, генетически связанные с ладовой организацией музыки народов Ближнего Востока, занимают в многокрасочной палитре звуковысотных систем достаточно заметное место. Узеир Гаджибеков, основоположник современной теории азербайджанских ладов, пишет: «Музыкальная культура народов Ближнего Востока достигла своего высшего расцвета к XIV столетию и гордо возвысилась в виде двенадцатиколон-

ного и шестибашенного «сооружения» (dэstgah), с высоты которого открывался вид на все четыре стороны света: от Андалузин до Китая и от средней Африки до Кавказа. В связи с социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими к концу XIV века, в этом величественном музыкальном «сооружении» появились роковые трещины, приведшие в конце концов к тому, что колонны и башни этого «сооружения» развалились, и оно рухнуло. Народы Ближнего Востока использовали ценные «обломки» развалившегося «музыкального здания» и вместе с собственным «ладостроительным» материалом построили,

каждый в отдельности, собственный «музыкальный храм» в стиле, характерном для каждого народа» [1]. Эти ценные «обломки» послужили «ладостроитель-ным» материалом для сооружения музыкального храма и азербайджанской музыки. У. Гаджибеков, говоря о стройной живой системе азербайджанских ладов, отмечал, что они дают возможность «привнести новое в общее дело мирового музыкального искусства» и по своему богатству и разнообразию достойны огромного внимания [2].

В современной музыкальной культуре азербайджанские лады проявляют себя как в традиционных, так и в европейских жанрах. Существуя в своей одновременности в весьма обозримом временном пространстве как живая эволюционирующая система, они представляют уникальную возможность исследовать их существование на различных этапах развития и проследить за эволюцией музыкального мышления от древней восточной монодии (мугама) до современных композиторских практик.

Переходный процесс от одной музыкальной «цивилизации» к другой порождает вопросы, связанные с восприятием звуковысотности и интонационной характерности ладов. Какие интонационные потери происходят при исполнении азербайджанских ладов на фортепиано, и насколько полно звуковысотность азербайджанских ладов отражается европейской системой нотации? Как азербайджанские лады остаются узнаваемыми в произведениях европейских жанров?

Одновременность существования азербайджанских ладов в различных музыкальных цивилизациях требует различного подхода в их изучении и ставит перед исследователями и музыкантами разные задачи, среди которых есть общая и важнейшая - содействовать сохранению интонационной системы азербайджанских ладов как нематериального культурного наследия.

Знание ладовых интонаций внеевропейских музыкальных культур существенно обогащает интонационный словарь музыканта, позволяет ему ладово осознать современный музыкальный язык с его интонационной множественностью и переменчивостью. Между тем, как правило, слух, воспитанный на стереотипах мажорно-минорной системы, слышит в восточной музыке лишь общую «ориентальную» интонацию, без различения конкретной ладовой основы. Современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [3] дают возможность создать специальные обучающие программы [4 - 5], направленные на развитие ладоинтонационного слуха, и позволяют восполнить этот пробел. В основе создания таких МКТ-программ лежит возможность осуществления компьютерного моделирования процесса музыкального творчества [6 - 8] и музыкального программирования [9]. В основе разработки и реализации этих процессов лежат методические приемы исследования в музыкознании [10 - 12]. От качества разработок на каждом из звеньев этой сложной логической и технологической цепочки зависит художественный и педагогический результат деятельности тех специалистов, которые занимаются исследованиями в области накопления данных и вопросами сохранения ценностей нематериального культурного наследия народов мира, а также проблемами разработки соответствующих образовательных программ и разработкой методического сопровождения этого музыкально-образовательного процесса.

Ключ к пониманию психоакустических процессов, которые возникают при переходе азербайджанских ладов в поле 12-ступенной равномерной темперации, дает концепция зонной природы музыкального слуха, разработанная в середине прошлого века музыкантом-теоретиком и психоакустиком Николаем Александровичем Гарбузовым (1880 - 1955). Гарбузов приходит к заключению, что «высококвалифицированные скрипачи в ряде случаев сознательно пользуются интонациями интервалов в мелодии» [13], и считает важным для музыкантов развитие внутризонного интонационного слуха. Ученым были экспериментально выявлены количественные границы зон в отношении традиций европейского музыкального образования и исполнительства.

Подчеркивая принципиально новый характер своих исследований, вводя и широко используя новые понятия, Гарбузов однако не даёт им четкого определения, и они находят самое различное понимание и толкование, остаются расплывчатыми. Прежде чем применить результаты экспериментов Гарбузова в изучении интонационной системы азербайджанских ладов, необходимо уточнить некоторые понятия и термины, имеющие неоднозначную трактовку. В первую очередь, это относится к понятию звуковысотной зоны, а также к понятиям «элементарных» и «ступеневых» качеств звука.

Об «элементарных» и «ступеневых» качествах звука Гарбузов пишет так: «Никто из физиологов и психологов, насколько мне известно, говоря о пороге различения, не знал, что он имеет дело с порогом различения двух однородных, «элементарных» качеств, каковыми в области слуха являются высота, громкость, длительность звука и т.п., и что порог различения существует также по отношению к двум однородным соседним «ступеневым» качествам, каковыми в области музыкального слуха являются звуковысотные ступени, например, звуки a1, b1, тональности C-dur и Des-dur, интервалы б. секунды и м. терции, темпы Allegro и Moderato, динамические оттенки f и mf и т. п.» [14].

В понятиях «элементарных» и «ступеневых» качеств звука можно заметить некоторую аналогию оппозиции континуального и дискретного, которую часто использовал Ю.М. Лотман, например: «Письменная речь дискретна и линейна, устная тяготеет к недискретности и континуумной структуре» [15]. Эта оппозиция в философском плане соответствует самому мироустройству - дискретности и

непрерывности окружающего человека мира. В математике этим двум философским категориям соответствуют дискретное множество натуральных чисел и непрерывное множество действительных чисел. В непрерывной (континуальной) и дискретной формах может быть представлена информация о величине.

Осмысление понятий «элементарных» и «ступеневых» качеств звука и когнитивный подход позволяют прийти к определению звукоряда как дискретной -культурно-исторически обусловленной - формы представления звуковысотной совокупности. Такое понимание звукоряда позволяет объяснить процессы, связанные с взаимодействием различных музыкальных строев. Так, взаимодействие 17-ступенного звукоряда, свойственного азербайджанским ладам в традиционных жанрах, и 12-ступенной равномерной темперации - это, по сути своей, «встреча» двух принципов дискретизации непрерывной звуковысотной информации, «встреча» двух когнитивных систем. Рассмотрению проблемы формирования профессионального слуха музыканта, основанного на современных представлениях о его функциональных и содержательных компонентах, посвящена данная статья.

Зона слухового «несовершенства» создает своеобразный «шлюз», который обеспечивает «сопряжение», переход между разными звуковысотными системами. Это позволяет, абстрагируясь от небольших интонационных различий, использовать равномерную темперацию и европейскую систему нотации в качестве универсальных музыкальных средств в музыковедении и композиторском творчестве. Зона художественно обусловленного интонирования, напротив, как явление музыкально-эстетическое призвана сохранить уникальность организующих ее интонаций.

Звуковысотные зоны были определены Гарбузовым в результате экспериментов, в которых принимали участие профессиональные музыканты, чей слух был сформирован в условиях европейской музыкальной культуры; это - «европейские» звуковысотные зоны. Возникает вопрос: насколько «европейские» звуковысотные зоны соотносятся с нормами художественного интонирования, которые свойственны иной музыкальной культуре, ладовой организации азербайджанской музыки?

Сосуществование азербайджанских ладов в двух различных музыкальных цивилизациях порождает различие терминов и понятий, различие требований к музыкальному слуху, различие в анализе одних и тех же музыкальных явлений традиционными и европейскими музыкантами.

Развитие музыкально-компьютерных технологий МКТ формирует дополнительный потенциал для изучения рассматриваемых нами вопросов, привлекая аппарат нечётких множеств, теорию групп, теорию вероятностей и логические и математические подходы для рассмотрения комплексных и синестетических проблем в музыкознании (см., например, работы [14 - 17]), разработки в области программного обеспечения открывают новые возможности для исследования, изучения и сохранения ладовой системы азербайджанской музыки. Наше исследование направлено на обозначение сферы применения информационных и компьютерных технологий в изучении азербайджанских ладов и привести примеры такого применения. В первую очередь это акустические исследования, направленные на выявление особенностей интонирования традиционных исполнителей, на определение амплитудно-частотных характеристик народных инструментов и проч. Немалый интерес представляет использование информационных технологий для изучения ладов на структурном уровне, для идентификации лада в исполняемом произведении. Если первый круг исследований направлен на сохранение звуковысотной аутентичности ладов, то второй - на выявление их характерных интонаций, позволяющих идентифицировать лад и отличить его от других ладов, в том числе мажора и минора. Спектром обозначенных проблем обусловлена актуальность и новизна нашего исследования. Теоретические основы азербайджанской традиционной музыки отличаются от европейской музыкальной теории, что проявляется и в самих принципах организации азербайджанской ладовой системы, и в терминах [18 - 19].

Междисциплинарные исследования требуют взаимной адаптации различных областей знания, с одной стороны, и принятия во внимание способа смыслополагания исследователя, с другой. Когнитивный подход, соединяющий различные дисциплины и принимающий во внимание антропологический контекст, представляет методологическую основу исследования. Для изучения азербайджанской ладовой системы с привлечением МКТ необходимо ввести в проблему исследования и сформировать определенный методологический плацдарм.

Рассмотрение актуальных для музыкальной акустики проблем (раскрытие понятий «элементарных» и «ступеневых» качеств звука; понимание звукоряда как дискретной - культурно-исторически обусловленной - формы представления звуковысотной совокупности; раскрытие понятия звуковысотной зоны и исследование ее структуры), привлечение результатов экспериментов Гарбузова при анализе звуковысотной структуры азербайджанских ладов вывели их исследование на новый уровень. Введение новых понятий (макро- и микроинтонационных схем лада, когнитивно организованного и интуитивно-эмпирического слуха) упорядочивает изучение азербайджанских ладов, помогает сформулировать исследовательскую проблему.

Макроинтонационные схемы получили свое отражение в созданных моделях ладов, на основе которых было разработано руководство по изучению азербайджанских ладов и развитию когнитивно организованного слуха. Модели ладов

могут служить основой для каталогизации музыкального фольклора при создании соответствующих банков данных.

В работе предложена авторская методика измерения амплитудно-частотных характеристик кяманчи и представлены некоторые результаты этих измерений. На примере изучения акустических характеристик кяманчи разработана методика и показана перспективность таких исследований.

В качестве примера приведены три из множества полученных в результате экспериментов спектрограмм.

На рис. 1 спектрограмма звука fis1369,99 Гц (фа-диез 1-ой октавы, 3-я открытая струна). Движение смычка вправо. Звук исполнялся mf. Максимальную амплитуду мы наблюдаем у 4-ой гармоники. Основной тон (1-ая гармоника) - 2-ой по интенсивности.

На рис. 2 спектрограмма звука h1493,88 Гц (си 1-ой . октавы, 2-ая открытая струна). Максимальная амплитуда у 4-ой гармоники, за ней следуют 3-я, 5-я и 2-ая. 1-ая гармоника (основной тон) - 5-ая по силе.

На рис. 3 спектрограмма звука fis2 739, 99 Гц (фа-диез второй октавы, 1-ая открытая струна). Максимальная амплитуда наблюдается у основного тона (1-ой гармоники).

Проведённое исследование тембра кяманчи представляет первое приближение к важнейшей проблеме изучения амплитудно-частотных характеристик азербайджанских народных инструментов. Эксперименты показали, что узнаваемому тембру инструмента соответствует целый ряд незначительно отличающихся спектров, что вписывается в концепцию зонной природы музыкального слуха H.A. Гарбузова. В зависимости от громкости исполнения (т.е. от силы давления смычка на струну) мы замечаем изменение соотношения амплитуд спектральных составляющих. Коренным образом тембр при этом не меняется, но эти соотношения влияют на тембровую окраску звука. Основной тон (1-ая гармоника), который дает нам представление о высоте звука и который воспринимается громче всех остальных гармоник, не всугда занимает первое место по амплитуде. Полученные суек-трограммы и их детальный анализ выявляют акустические особенности кяманчи, что означает расшифров кука уникального тембра.

Проводимое исследование, направленное на изучение акустических характеристик кяманчи, открывает возможности для дальнейшего научно обоснованного совершенствования инструмента, в том числе для создания инструментов с «говорящими» интонациями, с ярко выраженными формантными областями. Результаты экспериментов дают основу для стандартизации конструкции и размеров кяманчи, что имеет существенное значение для качества звучания оркестра народных инструментов. Эти результаты позволяют внести кяманчу в список этнических инструментов по сертификации MIDI, они также важны для работы звукорежиссеров. Мы видим продолжение акустических исследований в определении художественных норм чистой интонации и звуковысотных зон художественного интонирования, соответствующих традиционному исполнительству. Особый интерес представляют акустические измерения эталонных исполнений для развития интуитивно-эмпирического и когни тив-но организованного слуха на основе азербайджанских ладов.

В работе показаны перспективы использовани яМКТдляизучениязвуко -высотной системы азербайджанской музыки и намечетынекоторы е натравлеуия таких исследований.

Вобрав достижения математики, информатвчи, оовывюре реыхнауи, исполнительского искусства и музыковедения, МКТ вредосеавляют оснОык возможности для творчества и обучения, открываютвдвые передеевивлдых научных исследований. В работе показаны толькоыыкотырыю изкакктвкз-

Рис. 1.Спектрограммазвука fis1 (369,99 Гц). 3-я открытая струнакяманчи. Движение смычка вправо. Звук исполнялся mf

Рис.2.Спектрограммазвука h1 (493,88 Гц). 2-ая открытая струнакяманчи. Движение смычка вправо. Звук исполнялся mf

Рис.З.Спектрограммазвука fis2 (739, 99 Гц). 1-ая открытая струна кяманчи. Движениесмычка вправо. Звук исполнялся mf

можностей.Представленные разработки, связанные сизучением азербайд-жанскихладов на нкуытибоевнми стсдсаурномвуовсяе, е сто тоснса тер вый опыт пабаеиериа ММТ накатисцелоаным и нянсоссоркрним исследнвани-ам ламимоТ сиваeмызнныбaйди<aнккoйееыыкивеибвoлюмаоинoм рывки тии. Эти казнаТотадкакамн ал цямь сотоных - свописование муач1кзлвсого мыш-еееияклоснеженое уаиверсемьаого мнзыкальмоыа языка, дннн и дмлжны еметьаеоеп^днмоеона. оевмтывавенеые удмвна и соблекнн радличные диациплевы.

Библиографический список

1. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народноймузыки.Баку. Азмузгиз,1945.

2. Гаджибеков У. Вступительное слово на открытии Всесоюзного совещания по подготовке национальных кадров вокалистов. О музыкальном искусстве Азербайджана. Баку. Азернешр, 1966. 127 - 131.

3. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in thePerspectiveof Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vоl. 35, № SpecialEdition24. 360 - 375.

4. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019. 124 - 128.

5. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

6. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

7. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Уо1. 35, Special Issue 22: 392 - 409.

9. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2, № 4: 164 - 171.

12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

13. Гарбузов Н.А. - музыкант, исследователь, педагог. Сборник статей. Москва: Музыка, 1980.

14. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. Гарбузов Н.А. - музыкант, исследователь, педагог. Сборник статей. Москва: Музыка, 1980: 146 - 206.

15. Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992; Т. I: 184 - 190.

16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; № 19: 162 - 168.

17. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

18. Челебиев Ф.И. Морфология дастгяха. Диссертация ... доктора искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009.

19. Абдулкасымов В.А. Проявление мугамного звукоряда в азербайджанском таре. Azarbaycan milli konservatoriyasi: Konservatoriya. 2009; № 2: 17 - 28.

References

1. Gadzhibekov U. Osnovy azerbajdzhanskoj narodnoj muzyki. Baku: Azmuzgiz, 1945.

2. Gadzhibekov U. Vstupitel'noe slovo na otkrytii Vsesoyuznogo soveschaniya po podgotovke nacional'nyh kadrov vokalistov. O muzykal'nom iskusstve Azerbajdzhana. Baku: Azerneshr, 1966: 127 - 131.

3. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

4. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

5. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

6. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

7. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, Special Issue 22: 392 - 409.

9. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 164 - 171.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

13. Garbuzov N.A. - muzykant, issledovatel', pedagog. Sbornik statej. Moskva: Muzyka, 1980.

14. Garbuzov N.A. Zonnaya priroda tempa i ritma. Garbuzov N.A. - muzykant, issledovatel', pedagog. Sbornik statej. Moskva: Muzyka, 1980: 146 - 206.

15. Lotman Yu.M. Ustnaya rech' v istoriko-kul'turnoj perspektive. Izbrannye stat'i: v 3-h t. Tallinn: Aleksandra, 1992; T. I: 184 - 190.

16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 19: 162 - 168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

18. Chelebiev F.I. Morfologiya dastgyaha. Dissertaciya ... doktora iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2009.

19. Abdulkasymov V. A. Proyavlenie mugamnogo zvukoryada v azerbajdzhanskom tare. Azarbaycan milli konservatoriyasi: Konservatoriya. 2009; № 2: 17 - 28.

Статья поступила в редакцию 02.07.21

УДК 378

Bazhukova E.N., postgraduate, senior methodist, Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of

Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: alena-nik67@yandex.ru

MUSICAL INFORMATICS: OVERCOMING FORMALISM IN THE KNOWLEDGE OF A MUSIC TEACHER IN THE PROCESS OF MASTERING AN ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT. The paper considers the need to overcome a formal, shallow level of knowledge of electronic musical instrument teachers in the field of musical informatics in the system of contemporary musical and additional musical education for children and adolescents. The main educational approaches to the implementation of the discipline "Musical Informatics" in the system of advanced training and professional training of teachers of musical disciplines are outlined. Scientific and methodological foundations of the developed at the Herzen State Pedagogical University of Russia are considered. scientific school, which formed the methodological basis for the formation of a knowledge system aimed at overcoming formalism in the knowledge of students, based on the use of information technologies in education. These provisions are the basis of approaches developed by the author of the article to the training of music teachers in the discipline "Musical Informatics", which contribute to overcoming the formalism of knowledge in this field of knowledge.

Key words: music informatics, overcoming the formalism of knowledge, teachers of musical disciplines, electronic keyboard synthesizers.

Е.Н. Бажукова, ст. методист Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», соискатель,

РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: alena-nik67@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

В работе рассмотрена необходимость преодоления формального, неглубокого уровня знаний преподавателями электронного музыкального инструмента в области музыкальной информатики в системе современного музыкального и дополнительного образования детей и подростков. Намечены основные образовательные подходы к реализации дисциплины «Музыкальная информатика» в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.