Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И САУНД-ДИЗАЙН: О ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ПРОФИЛЯ'

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И САУНД-ДИЗАЙН: О ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
360
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕР ЗВУКА / МАГИСТРАТУРА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / САУНД-ДИЗАЙНЕР / САУНД-ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мезенцева Светлана Владимировна

Исследуется проблема востребованности в пространстве медиакультуры современного специалиста в области работы со звуком. Рассматривается само понятие «саунд-дизайнер», а звуковой дизайн - как особая творческая деятельность. Поднимается проблема формирования в вузе специалиста нового типа, владеющего компетенциями композитора, аранжировщика, музыканта-исполнителя (инструменталиста, мультиинструменталиста), артиста, диджея, звукорежиссера, саунд-дизайнера. Главной спецификой подготовки саунд-дизайнера в вузе является необходимость совмещения как творческого, так и технического начал. Описывается новая образовательная программа магистратуры «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» РГПУ им. А.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И САУНД-ДИЗАЙН: О ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 78.01 ББК 85.3

С.В. Мезенцева

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И САУНД-ДИЗАЙН: О ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ПРОФИЛЯ

Исследуется проблема востребованности в пространстве медиакультуры современного специалиста в области работы со звуком. Рассматривается само понятие «саунд-дизай-нер», а звуковой дизайн - как особая творческая деятельность. Поднимается проблема формирования в вузе специалиста нового типа, владеющего компетенциями композитора, аранжировщика, музыканта-исполнителя (инструменталиста, мультиинструмен-талиста), артиста, диджея, звукорежиссера, саунд-дизайнера. Главной спецификой подготовки саунд-дизайнера в вузе является необходимость совмещения как творческого, так и технического начал. Описывается новая образовательная программа магистратуры «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» РГПУ им. А.И. Герцена.

Ключевые слова:

дизайнер звука, магистратура, медиакультура, музыкально-компьютерные технологии, медиахудожественное творчество, саунд-дизайнер, саунд-дизайн.

Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии и саунд-дизайн: о востребованности специалиста нового профиля // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 1. - С. 121-124. - DOI 10.53115/19975996_2022_01 _121-124

© Мезенцева Светлана Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

Стремительное развитие музыкально-компьютерных технологий (термин, введённый в отечественную музыкальную и науку и педагогику современного российского и зарубежного музыкального образования учёными и преподавателями учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена под руководством профессора И.Б. Горбуновой [2], далее - МКТ) и медиакультуры привело к востребованности и острой нехватке специалистов нового типа, владеющими знаниями, умениями и навыками в нескольких смежных областях - музыкальной композиции, аранжировке, музыкальном исполнительстве, звукорежиссу-ре, звуковом постпродакшне и медиахудо-жественном творчестве в целом.

Цель настоящей работы - осмысление проблемы формирования современного специалиста и его востребованности в области работы со звуком в пространстве медиакультуры и определение понятий, соответствующих этому новому гуманитарно-технологическому направлению.

Обзор исследований

Постепенно меняется отношение к собственно окружающему звучанию и его осмыслению. Так, например, М.В. Бысь-ко интересно замечает, что «в области художественного творчества, связанного прежде всего с медиазвуком, необходимо

специальное направление в науке, изучающее шум как созидательную художественную категорию. Шумы стали важным феноменом медиакультуры, и после театра и концертной сцены этот «выход» шумов в искусство намного более массовый» [1]. Новое направление в науке исследователь предлагает назвать «шумология». Меняются и сами приемы звукообразования, зву-коизвлечения и собственно музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии и их функции [3; 6; 9].

Однако исследователи отмечают, что «до сих пор среди специалистов-практиков и исследователей-теоретиков нет единого мнения, что же представляет собой звуковой дизайн как особая творческая деятельность, как специфический подход к созданию звуковых произведений и продуктов. Сложности вызывает и то, что звуковой дизайн используется в разных сферах, начиная с радио и кинематографа, композиторского творчества и заканчивая рекламной деятельностью (например, в сфере брэндинга и промо-акций). И в каждой области саунд-дизайн обладает своими особенностями, имеет свои специфические задачи» [7].

Определение понятий

Для этого нового специалиста пока нет

единого определения: среди последних, 0

например, «саунд-дизайнер», «дизайнер звука» £

(от англ. sound design), которое наиболее Ц

адекватно определяет требования к про- q

о

3

ю О

фессионалу в области современного звука. И все-таки оно неполно отражает сферы возможной профессиональной деятельности. Да, кто-то будет создавать только звук к компьютерным играм, кто-то работать со звуком в кино и пр., т.е. будет более узко направлен. Здесь необходимо знание секвенсоров, процесс микширования звука, знание звуковых плагинов (VST) и т. п. Но хотелось бы отметить уникальных специалистов, которые формируются в наши по влиянием современных тенденций как мультиспециалисты. Например, Рома Бромич - музыкант-мультиинстру-менталист, артист, диджей; занимается созданием музыки и саунд-дизайна для спектаклей, ивентов и шоу1. В частности, в постановке спектакля «Игрок» Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург) Рома Бромич участвовал как звукорежиссер, ди-джей, музыкант-исполнитель [8]. Это, действительно, пример уникального сочетания качеств, присущих артисту в широком смысле и звукорежиссеру, когда он способен и работать на месте звукорежиссера, а в нужный момент выйти на сцену и исполнить свою роль, демонстрировать свое мастерство музыканта-исполнителя (в данном спектакле на электрогитаре), ди-джея и саунд-дизайнера.

Roma Bromich - live (cut version) из спектакля «Игрок» (Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова)

Как зрителю этой уникальной постановки, посвященной 40-летию творческой деятельности в БДТ народной артистки

России Светланы Крючковой, хочется отметить, что работа Ромы Бромича была встречена ничуть с не меньшим восторгом, чем работа великолепной «виновницы торжества».

Это специалист нового типа по созданию и воспроизведению звука; новый участник иммерсивного театра, создающий (зачастую в режиме реального времени, импровизационно) уникальный звук для раскрытия драматургии, режиссерского замысла произведения. Саунд-ди-зайн сегодня признается одним из самых гибких и перспективных художественных средств звукового решения в мультимедиа: от микширования и преобразования существующих тембров и звуков до создания новых звуков, тембров, красок, и «вплетения» их в природный акустический мир, создания нового семантического пространства музыки [5].

1 Высшее музыкальное образование (Нижегородская Государственная Консерватория им. Глинки (2001-2006 гг.). Работал в разных театрах и театральных проектах Санкт-Петербурга и Москвы (БДТ, Makers Lab, Cont Art, театр им. Ермоловой и др.). Выступал как артист на известных площадках Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России (Александринский театр, БДТ и др.). Как композитор, саунд-дизайнер и звукорежиссёр участвовал в создании и выпустил более 40 спектаклей, мюзиклов, шоу и театрализованных представлений. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://amfoundation.ru/participants/roman-bromich/. Работает в Санкт-Петербурге и Москве.

ROMA BROMICH - STONES (Live in Koh Phangan). This is the first video from the series "Made in Koh Phangan"

Как руководителю вузовских образовательных программ, связанных с са-унд-дизайном, хочется выделить важность перестройки подготовки специалистов в современном образовательном пространстве [10]. Ввиду неустоявшихся понятий и определений, пока будем условно и в очень широком смысле называть такого специалиста саунд-дизайне-ром, имея в виду создание и воплощение художественного звукового контента. Главной спецификой подготовки саунд-дизайнера является необходимость совмещения как творческого, так и технического начал. Так, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (РГПУ) в 2022 году начинается подготовка в магистратуре по профилю подготовки «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» в рамках направления подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии». Имея огромный опыт подготовки специалистов в области МКТ, учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена (https://www.herzen.

spb.ru/main/structure/centers/uml/) под руководством доктора педагогический наук, профессора И.Б. Горбуновой на протяжении 20 лет консолидирует ведущие разработки в этой области и готова реализовать подготовку специалистов нового типа.

Перечень основных объектов профессиональной деятельности выпускников предлагаемого профиля подготовки в РГПУ: информационные процессы, музыкально-компьютерные технологии, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение; способы и методы проектирования, отладки и эксплуатации цифровых технологий в музыке и саунд-дизайне, в том числе:

- музыкально-компьютерное профессиональное программно-аппаратное обеспечение (общего и прикладного характера);

- проекты в области информационных технологий в музыке;

- техническая документация информационно-методического и маркетингового назначения в сфере информационных технологий в музыке и саунд-дизайне.

- методы и средства разработки интерфейсной части информационных систем в области звукотембрального программирования.

Образовательная программа новая, составлена с учетом потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах в области цифровых технологий в музыке и саунд-дизайне. Магистр готовится к решению задач научно-исследовательской, организационно-управленческой и проектной деятельности. Содержательные части программ охватывают широкий круг современных проблем информационных технологий в музыке и саунд-ди-зайне, подразумевающие хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии. Саунд-дизайнер должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. Стандарты работы со звуком растут повсеместно. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность. Весь этот спектр включает подготовка по данному

профилю. Профессиональная деятельность саунд-дизайнера состоит из разных этапов и подразумевает тесный контакт с другими членами коллектива (например, съемочного). Он должен осваивать сценарий, режиссерский замысел, создавать и воплощать творческую концепцию звукового дизайна.

Для этого образовательной программой предусмотрено проведение большого количества практик, в том числе учебной, научно-исследовательской, проектно-тех-нологической, преддипломной, предоставляя возможность формировать практические навыки магистрантов с ориентацией на широкий спектр профессиональной деятельности. При реализации программы обучающиеся готовятся к самостоятельному решению задач в области цифровых технологий в музыке и саунд-дизайна, к видам профессиональной деятельности, которые соответствуют потребностям рынка труда и потребностям экономики региона, способных к решению задач научно-исследовательской, организационно-управленческой и проектной деятельности, способных развивать потенциал цифровых технологи в музыке и саунд-дизайне.

Выводы

Сегодня чрезвычайно высока востребованность специалиста нового профиля, связанного с музыкально-компьютерными технологиями, саунд-дизайном в современном художественном пространстве медиакультуры. Он должен быть способен решать самые разные художественные задачи, адекватно совмещая творческое и техническое начала, интегрировать ресурсы для решения вопросов прогрессивного применения информационных технологий в музыке. В настоящее время наиболее востребованными на рынке труда являются профессионалы в области информационных технологий во всех областях, и потребность в таких кадрах постоянно растет. Учитывая постоянное развитие этой сферы, спрос на специалистов, связанных со все более развивающимися цифровыми технологиями, будет увеличиваться. Одной из задач современного образования должна стать поддержка формирования уникального специалиста владеющего современными компетенциями, способностью применения в профессиональной деятельности музыкально-компьютерных технологий в области работы со звуком, знаниями, умениями и навыками в нескольких смежных областях медиахудоже-ственного творчества.

124 Список литературы:

[1] Бысько М.В. Шумология // Медиамузыка. 2014, № 3. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://me-diamusic-journal.com/Issues/3_6.html

[2] Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда // Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 161-169.

[3] Горбунова, И.Б., Давлетова, К.Б., Мезенцева С.В. Музыкальные инструменты цифровой эпохи. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - 216 с.

[4] Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. О разработке российского электронного музыкального синтезатора с тембрами традиционных музыкальных инструментов народов России и мира // Общество: философия, история, культура, - 2021, № 4. - С. 96-100.

[5] Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. О роли секвенсора в формировании комплексной модели семантического пространства музыки // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 1. - С. 51-55.

[6] Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. Цифровой компьютерный постфольклоризм: к проблеме характеристики явления // Медиамузыка. - 2021, № 12. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mediamusic-journal.com/Issues/12_3.html

[7] Деникин А.А. Профессия - дизайнер звука // ProSound.iXBT.com. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://prosound.ixbt.com/education/sound-design.shtml

[8] Игрок. Сцены из романа Ф.М. Достоевского // БДТ им. Г.А. Товстоногова. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://bdt.spb.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0 %B8/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA/

[9] Мезенцева, С.В. Музыкально-компьютерные технологии в современной культуре (к проблеме классификации) // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 4. - С. 26-30.

[10] Мезенцева, С.В. Об инструментах расширения информационного пространства творческого вуза // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. - 2020, № 3. - С. 182-191.

[11] Чернышов А.В. Саунд-мастер: блокбастер // Шоу-мастер. - 2007, № 3. - С. 104-108.

[12] Alieva I.G., Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. Music Computer Technologies as a Worth-While Means of Folklore Studying, Preserving and Transmission // Utopia y Praxis Latinoamericana. Vol. 24. - 2019, № Extra. - P. 118-131.

[13] Gorbunova I.B., Plotnikov K.J., Heiner H. Music Computer Technologies as an Integrative Networking Educational Environment // REVISTA PRAXIS EDUCACIONAL. Vol. 16. - 2020, № 37. - P. 483-495.

[14] Gorbunova I.B., Zalivadny M.S., Tovpich I.O. On the Application of Models of the Semantic Space of Music in the Integrative Analysis of Musical Works and Music Education with Music Computer Technologies // APUNTES UNIVERSITARIOS. Vol. 10. - 2020, № 4. - P. 13-23.

О

3

\o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.