Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии в современном высшем профессиональном образовании России и Европы'

Музыкально-компьютерные технологии в современном высшем профессиональном образовании России и Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернов А.М., Мацак Т.Н.

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного профессионального музыкального образования, проанализированы подходы к проектированию и реализации основных образовательных программ вузов России и Европы по профилю «Музыкально-компьютерные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернов А.М., Мацак Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии в современном высшем профессиональном образовании России и Европы»

иноязычной компетенции, но и повышает профессиональный уровень старшекурсников и аспирантов за счет возможности общаться со своими коллегами и преподавателями в других странах.

Список литературы:

1. Мурзо Ю.Е., Киракозова Л.Г. Особенности устного и письменного перевода технических текстов горной тематики // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Личность-Слово-Социум». -Минск, 29-30 апреля 2009 г.

2. Профессионально-ориентированный английский язык. Новые технологии производства и горное оборудование: Материалы и методические указания к самостоятельным занятиям для магистрантов направления 130400 / Ю.Е. Мурзо, И.Г. Герасимова, С.А. Свешникова.

3. Профессионально-ориентированный английский язык. Тенденции и инновации в горной промышленности: Материалы и методические указания к самостоятельным занятиям для магистрантов направления 130400 / Ю.Е. Мурзо, П.А. Васильева, И.Г. Герасимова, С.А. Свешникова.

4. Мурзо Ю.Е. Аспекты практического применения технологии компьютерного распознавания речи в обучении иностранным языкам студентов неязыкового ВУЗа // Материалы XXIX Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке». - М., 2015.

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И ЕВРОПЫ

© Чернов А.М., Мацак Т.Н.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного профессионального музыкального образования, проанализированы подходы к проектированию и реализации основных образовательных программ вузов России и Европы по профилю «Музыкально-компьютерные технологии».

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, электронные музыкальные инструменты, учебно-методическое обеспечение, инновационные технологии в музыке.

В настоящее время электронные музыкальные инструменты широко используются в современных направлениях музыки. Развитие все более новых и совершенных электронных музыкальных инструментов происходит очень активно и является междисциплинарной областью исследований.

В современном мире люди, связанные с музыкой, редко обходятся без электронных музыкальных инструментов, они стали неотъемлемой частью создания и исполнения музыки. Из этого следует, что в учреждениях высшего профессионального образования реализуются направления подготовки бакалавров и магистров с включением в вариативную часть учебного плана таких дисциплин как «Цифровые технологии в инструментальном исполнительстве», «Дополнительный электронный музыкальный инструмент», «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах» и др.

При Российском государственным педагогическим университете им. А.И. Герцена есть учебно-методическая лаборатория, целиком посвященная музыкально-компьютерным технология, которая была создана в РГПУ им. А.И. Герцена в 2002 году. Одной из основных задач, поставленных перед Лабораторией, стала разработка нового образовательного направления - музыкально-компьютерные технологии как обучающая и творческая среда в общем и специальном музыкальном образовании. В данном контексте музыкальный компьютер рассматривается как новый инструмент в области профессионального музыкального образования и творчества, как средство обучения в общем музыкальном образовании, а также как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями. Главное направление работы Лаборатории - учебная деятельность. Сотрудниками разработаны и проводятся занятия по следующим программам: профессионально-образовательный профиль бакалавра художественного образования «Музыкально-компьютерные технологии» (дневная и заочная формы обучения); для учителей музыки общеобразовательных школ, детских музыкальных школ, детских школ искусств, разработаны и проводится обучение по программам повышения квалификации: «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДТТТИ», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-ориентированных компьютеров», «Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий»; для музыкантов с высшим и средним специальным музыкальным образованием по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях». Учебно-методической

лабораторией разработаны программы для всех желающих. Проводится курсовое обучение по программам: «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере».

По сравнению с основными образовательными программами «Музыкальное искусство», в данном направлении учебный план дополняется такими дисциплинами, как: «Дополнительный музыкальный (электронный) инструмент», «Методика и практика обучения электронной аранжировке и композиции», «Электронный ансамбль», «Современные информационные технологии в искусстве и художественном образовании», «Технология музыкальных стилей», «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах», «История электронной музыки», «Архитектоника акустического и электронного звука». Учебно-методическое обеспечение дисциплин по профилю «Музыкально-компьютерные технологии»: разработку учебных рабочих программ, фондов оценочных средств, методических рекомендаций и учебных пособий, среди которых выделяются пособия И.Б. Горбуновой «Информационные технологии в музыке», в которых раскрыты темы, связанные с изучением физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения; объясняется слуховое восприятие звука человеком. Предлагаемое пособие «Введение в акустику» направлено на ознакомление музыкантов с основными принципами компьютерной генерации музыкального звука. Материал рассчитан на подготовку студентов, обучающихся по профилю «Музыкально--компьютерные технологии», а также звукорежиссёров, саунд-дизайнеров, широкого круга специалистов в области создания и обработки музыкального звука [3, с. 38].

Музыкант нашего времени призван сочетать в себе музыкально-творческие способности с инженерными навыками. Учебное пособие Г.Г. Белова и М.Ю. Чёрной, «Электронные музыкальные инструменты» направлено на помощь неподготовленному пользователю, позволяет преодолеть естественный психологический барьер и овладеть необходимыми навыками работы на синтезаторе, в дальнейшем используя это умение при создании электронных аранжировок. Данная методика направлена на развитие интереса к новым электронным музыкальным технологиям. Другим назначением является методологическая адресация преподавателям музыкальных учебных заведений, где введена дисциплина «Клавишный синтезатор», слушателям курсов повышения квалификации и всем желающим музицировать за электронным инструментом. В пособии представлена информация по основным направлениям освоения синтезатора: история развития и принципы построения, художественно-мотивированное многообразие функций, система звуко-

записи, исполнительские перформансы клавишных синтезаторов модельного ряда Yamaha PSR, Tyros. К нему прилагаются «Творческая тетрадь» с примерами классического и современного репертуара, «Словарь электронных музыкальных терминов клавишного синтезатора» [1].

Подготовка профессиональных кадров, компетентных в области музыкально--компьютерных технологий, ведется не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других городах России, в частности в Екатеринбурге. В Уральском государственном педагогическом университете проходит подготовка студентов по программам бакалавриата и магистратуры «44.03.01 - Педагогическое образование» профиль «Музыкально -компьютерные технологии в образовании». Основная профессиональная образовательная программа предусматривает изучение таких дисциплин как: «Информационные технологии в музыке», «Основы композиции и компьютерной аранжировки», «Цифровые технологии в инструментальном исполнительстве», «Основы студийной звукозаписи». Профессорско-преподавательский состав кафедры художественного образования разрабатывает учебно-методическое обеспечение данных дисциплин [4, с. 355-357]. Бунькова А.Д. и Мещеряков С.Н. в своей монографии «Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры» освещают различные технологические процессы профессиональной деятельности звукорежиссера. В монографии рассмотрено содержание учебной программы «Основы студийной звукозаписи» [2, с. 46].

Во многих высших учебных заведениях Европы специальность «Музыкально-компьютерные технологии» используется для подготовки кадров, использующих современные музыкальные технологии и, в частности, электронные музыкальные инструменты. Одним из ярких примеров может служить Университет Йорка, где готовятся будущие звукорежиссеры, звуковые инженеры, саунд дизайнеры, которые в своей профессиональной деятельности активно используют инновационные достижения науки в области музыки и музыкальных инструментов. Рассмотрим факультет электроники, посвященный ведущим мировым исследованиям в области преподавания электронной инженерии. Исследовательские группы данного факультета играют весьма важную роль на национальном и международном уровне. По данным исследования NSS в 2015 году, данный факультет был отнесен к десяти лучшим учебным заведениям по общему качеству и находится в тройке лидеров по качеству обучения.

Подготовка бакалавров на факультете электроники проводится по специальностям «Музыкально-компьютерные технологии» и «Инженеринг электроники с использованием музыкально-компьютерных технологий». Курс ориентирован на внутренние конструкции и функции современных музыкально-компьютерных технологий в программе электронной инженерии.

Этот курс лежит в рамках комплексной программы бакалавриата (3 года) и магистратуры (4 года), каждая из которых может быть продлена еще на год по программе «Sandwich». Четырехлетний курс для студентов, желающих совместить профессиональное образование в области электроники с пониманием внутреннего дизайна и функциональности современных музыкальных технологий. На третьем году обучения студентам необходимо создать крупный проект программного обеспечения, в ходе которого набирается опыт ведения бизнеса, а также опыт создания рабочего программного обеспечения.

В течение первых двух лет обучения программы магистратуры и бакалавриата являются идентичными. У студентов бакалавриата есть возможность до конца второго года обучения перейти в магистратуру, в зависимости от удовлетворительной успеваемости. На раннем этапе есть общее ядро учебного материала, которое прогрессирует через все большее число вариантов, которые обеспечивают существенную гибкость в выборе специализации. На 3 и 4 году обучения, студенты программы магистратуры имеют возможность получить более продвинутый специализированный модуль. В течение третьего года обучения, студенты магистратуры проводят крупный командный проект, который включает в себя создание программного приложения, соответствующего коммерческим стандартам. В качестве заключительного проекта, студенты магистратуры могут осуществить проект в рамках одной из ведущих научно-исследовательских групп в университете или внутри коммерческих организаций в любом месте в Великобритании.

Обучение является весьма интенсивным. В первые годы обучения учебные недели содержат около 20-22 часов запланированных мероприятий. Студент вправе выбрать наполняемость своей учебной нагрузки, варьируя баланс между лекциями, практическими работами, семинарами, учебными занятиями, работой с наставниками.

Система самостоятельного обучения студентов предполагает свободное время для изучения лекционного материала, подготовка к семинарским занятиям и выполнение практических заданий (доклады, упражнения по программированию, тесты). На протяжении всего срока обучения студенты проходят учебную практику, в рамках которой отрабатываются практические навыки управления проектами, формируется профессиональная компетентность в области музыкально-компьютерных технологий, совершенствуются навыки программирования.

Контрольно-оценочная деятельность представлена балловой системой и предусматривает разные формы сдачи зачетных мероприятий, которые выбирает сам студент. К наиболее распространенным формам относится закрытый «книжный» экзамен, который больше подходит для курсов на мате-

матической основе. Технические отчеты используются для сдачи практических работ. Еще одной из форм контрольно-оценочной деятельности является представление электронного портфолио, например, для упражнений по программированию. Для проекта на основе групповой работы студентами создается презентация. На последнем году обучения для защиты итогового проекта, студент составляет основной технический отчет.

Перспективы трудоустройства для выпускников находятся на высоком уровне. Многие из студентов находят работу в смежных отраслях и транснациональных компаниях малого бизнеса. Студенты заканчивают обучение с сильными математическими, вычислительными и программными навыками, навыками командной работы и навыками технического управления, которые являются неотъемлемой частью образовательных программ. Это означает, что выпускники имеют доступ к очень широкому кругу потенциальных путей развития карьеры. Многие студенты остаются работать в Йорке.

На современном этапе развития системы образования в России и Европе, электронные музыкальные инструменты как учебная дисциплина затрагивает не только композиторскую и исполнительскую деятельность, а также звукорежиссуру, саунд дизайн, звуковую инженерию, аранжировку, педагогику, методику образования.

Список литературы:

1. Белов Г.Г., Чёрная М.Ю. Электронные музыкальные инструменты: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 195 с.

2. Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н. Студийная звукозапись и основы зву-корежиссуры: монография. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2014. - 174 с.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М. С. Информационные технологии в музыке: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. -Т. 4. - 180 с.

4. Мацак Т.Н. Компетентностный подход к проектированию и разработке учебно-методического обеспечения программ дополнительного образования // «Наука и культура России», Международная научно-практическая конференция. - Самара: СамГУПС, 2015. - С. 355-357.

5. Присяжная Е.А., Самакаева М.Ю. Дополнительное художественное образование в рамках педагогического вуза // Образование в сфере искусства. - 2015. - № 4. - С. 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.