Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ФОНОГРАММЫ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ФОНОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ФОНОГРАММЫ" / ЗВУКОЗАПИСЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васенина Светлана Александровна

В статье представлены основные аспекты нового издания - монографии кандидата искусствоведения С. А. Васениной «Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы». Оно включает в себя широкий круг рассматриваемых проблем, касающихся и интерпретации, и особенностей композиции музыкальных произведений, и, безусловно, узкопрофессиональных тем моделирования пространства в звукозаписи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL SOUND. THE MODELING SPACE OF A PHONOGRAM

The article presents general aspects of the new scientific and musical publication - the monograph of PhD S. A. Vasenina. "Musical sound. The modeling space of a phonogram" (N. Novgorod: published by Nizhny Novgorod State conservatory, 2016). It tackles a wide range of issues, including the information about interpretation, composition of music, and, of course, about modeling the space in sound recording.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ФОНОГРАММЫ»

новинки музыкального ИЗДАТЕЛЬСТВА

Васенина Светлана Александровна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: vsa83@mail.ru

В статье представлены основные аспекты нового издания — монографии кандидата искусствоведения С. А. Васениной «Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы». Оно включает в себя широкий круг рассматриваемых проблем, касающихся и интерпретации, и особенностей композиции музыкальных произведений, и, безусловно, узкопрофессиональных тем моделирования пространства в звукозаписи. Ключевые слова: «Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы», звукозапись, моделирование, пространство, музыкальная выразительность

В настоящее время появляется достаточно много изданий, посвященных музыкальной тематике. Знакомясь с названиями всех этих работ, редко находишь то, что подходит именно тебе, твоей специальности, так как часто содержание носит узко ориенти-

Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы

рованный характер. Вот и в этом случае по заглавию монографии «Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы», изданной в 2016 году издательством Нижегородской консерватории1, может сложиться впечатление, что текст предназначен исключительно для звукорежиссеров. Однако это далеко от истины.

Стоит только ознакомитьс с оглавлением, как понимаешь что две трети работы посвящены общемузыкальным темам, инте ресным широкому кругу профессионалов и любителей музыки. В первой главе «Пространство как средство музыкальной выразительности» рассматривается вопрос освоения пространства и использования его музыкантами в выразительных целях. Здесь можно найти ответы на вопросы, возникающие у любого слушающего музыку человека. Например, чем отличается прослушивание музыки в записи и на живых концертах? Почему исполнители иногда перемещаются во время исполнения? Чем обусловлено определенное расположение музыкантов на сцене? Как влияет помещение концертного зала на общее восприятие музыки? Когда исполнение требует не только слухового, но и зрительного внимания публики?

Вторая глава «Пространственные проявления в музыкальной практике» открывает богатство использования в музыке окружающего пространства для достижения определенных вырази-

59

тельных результатов. Содержание будет интересно молодым композиторам, изучающим вопросы музыкальных средств; исполнителям, работающим над особенностями интерпретации и поиском тембральных красок, а также всем музыкантам, интересующимся вопросами прочтения музыкальных произведений и их трактовки.

Материалы книги позволят расширить знания по самым разным проблемам музыковедения. Специфические особенности музыкальных произведений, рассмотренные здесь, выявляются впервые, и будут интересны даже искушенным знатокам. В монографии представлены композиции музыкальных классиков, которые имеют уникальные особенности с точки зрения инструментовки и акустических решений: это Ноктюрн для четырех оркестров (1776) В. А. Моцарта, в котором имитируется эхо; «Реквием» (1874) Дж. Верди, где

новинки музыкального издательства

четыре музыканта располагаются за кулисами; «Реквием» (1837) Г. Берлиоза, где включены четыре дополнительные группы медных духовых инструментов; Шестая симфония (1893) П. И. Чайковского; «Карре» (1960) К. Шток-хаузена, желавшего окружить слушателя звучащим пространством, и другие. Все эти примеры демонстрируют возможности обращения композиторов к пространству как к средству музыкальной выразительности: через направленность звука, акустическую преграду, перемещение источника звука и реверберацию. Раскрытие секретов отображения данных эффектов в звукозаписи 60 можно найти во второй главе: эти пространственные проявления часто отличаются от используемых в живом исполнении и, как следствие, воспринимаются слушателем в музыкально-выразительном отношении иначе.

В разделе «Пространственные иллюзии» во второй главе можно найти еще один ответ на вопрос необычного распределения мелодии финала Шестой симфонии П. И. Чайковского, а именно — иллюзия пространственного перемещения, метания. После знакомства с этим разделом монографии станет очевидным, что использование такого приема можно встретить у многих композиторов. В работе рассматривается ряд произведений С. С. Прокофьева, И. С. Баха в переложении А. Веберна, а также образцы творчества современного австрийского композитора Георга Фридриха Хааса.

Третья глава посвящена непосредственно моделированию пространства фонограммы. Однако, даже если вы далеки от вопросов звукорежиссуры, игнорировать эту часть монографии не стоит.

Во-первых, здесь описана структура пространства звукозаписи, этой загадочной для многих любителей музыки области. Здесь описаны ограничения в размещении виртуальных источников, особенности звуковой перспективы и панорамы. Зная эти сведения, любой сможет с большей осознанностью подойти к прослушиванию звукозаписей. Во-вторых, представленный материал является результатом самостоятельного исследования автора и публикуется впервые. И, наконец, исследование звукорежиссера-практика позволит взглянуть на звукозапись как на увлекательный творческий процесс, в котором есть целая палитра красок — пространственных «картин», объединяющихся в уникальную композицию.

Хочется отметить методическую ценность монографии, являющейся источником информации, необходимой в преподавании профессиональных дисциплин для студентов музыкальных вузов — звукорежиссеров. Вот лишь некоторые проблемы, которые перекликаются с изучаемыми темами некоторых дисциплин.

Для преподавателей «Истории звукозаписи» будет интересен самый первый раздел первой главы «Звукозапись и музыкальная выразительность», где вся история развития звукорежиссуры рассматривается через постепенное освоение фонограммой новых функций: сохраняющей, тем-бральной, концептуально-организующей и пространственной. Для дисциплины «Звукорежис-сура» актуален весь материал монографии. По курсу «Слухового анализа» ключевыми являются разделы «Восприятие пространства в концертной практике и звукозаписи», «Пространственное воплощение в различных аудио-

форматах» и «Создание единого пространства фонограммы через соединение пространственных "картин"». Для «Акустических основ звукорежиссуры» будут полезны сведения об акустических свойствах всемирно известных концертных залов, таких как: оперный театр в Байройте; павильон Philips, построенный для Всемирной выставки в Брюсселе Я. Ксенакисом и Ле Корбюзье в 1958 году; круглый павильон на Всемирной выставке в Осаке (Япония, 1970) для исполнения музыки К. Штокхаузена. Материал третьей главы «Пространство звукозаписи» является основой для преподавания дисциплины «Технология сведения много-дорожечных фонограмм». Для «Технологии концертного звукоусиления» ценными будут описания музыкальных произведений, где звукорежиссер во время исполнения играет одну из ключевых ролей, например «Прометей, трагедия слышания» Л. Ноно.

В заключение автор монографии выражает надежду, что каждый читатель найдет в представленном издании что-то интересное и полезное для себя.

Примечания 1 От редакции: Представленная в статье монография старшего преподавателя кафедры музыкальной звукорежиссуры Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, автора настоящей статьи, Светланы Александровны Васениной в 2017 году была удостоена диплома третьей степени на конкурсе научных, научно-популярных и учебных изданий «Научная вертикаль-2017» в номинации «Лучшая научная публикация 2015/2016 (гуманитарные науки)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.