Научная статья на тему 'ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕРЕД ПРОСЛУШИВАНИЕМ МУЗЫКИ В ЗАПИСИ'

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕРЕД ПРОСЛУШИВАНИЕМ МУЗЫКИ В ЗАПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ / СТЕРЕО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Целоусов Артем Николаевич, Васенина Светлана Александровна

Современный человек большую часть своего музыкального слушательского опыта получает через звукозапись. Поэтому ему необходимо понимать, как формируются традиции отображения музыкального исполнения в звукозаписи и какие существуют условия качественного прослушивания записанной музыки. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS NECESSARY TO KNOW BEFORE LISTENING TO RECORDED MUSIC

Nowadays people receive most of their musical listening experience via hearing the sound recording. Therefore, it is necessary to understand sound recording traditions and the conditions for high-quality listening to recorded music. This article is about some aspects of this issue.

Текст научной работы на тему «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕРЕД ПРОСЛУШИВАНИЕМ МУЗЫКИ В ЗАПИСИ»

слово соискателям

Что нужно знать перед прослушиванием музыки в записи

ш

Целоусов Артем Николаевич

студент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Научный руководитель: канд. иск. Васенина С. А. E-mail: art.tselousov@gmail.com

Васенина Светлана Александровна

старший преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 44 кандидат искусствоведения E-mail: vsa83@mail.ru

Современный человек большую часть своего музыкального слушательского опыта получает через звукозапись. Поэтому ему необходимо понимать, как формируются традиции отображения музыкального исполнения в звукозаписи и какие существуют условия качественного прослушивания записанной музыки. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты данного вопроса.

Ключевые слова:

слуховое восприятие, бинауральный слух, стерео

Современный мир немыслим без звукозаписи. Сейчас сложно представить, что раньше не было даже возможности услышать музыку без музыканта и музыкаль-

ного инструмента. По легенде, И. С. Бах прошел пешком около 400 километров из Арнштадта в Любек ради того, чтобы услышать органиста-виртуоза Дитри-ха Букстехуде.

Композиторы не предполагали, что их музыка будет звучать в наушниках или из громкоговорителей. Поэтому способом прослушивания, соответствующим замыслу композитора, является присутствие в тех условиях, для которых было задумано данное произведение. Какие-то произведения были предназначены для исполнения на открытом воздухе, другие — для исполнения в концертном зале. Не всегда можно сказать, для какой конкретно акустики создавалось то или иное музыкальное сочинение. Однако в истории музыки есть и другие примеры. Например, Фестивальный театр в Байройте, который был создан специально для исполнения опер Р. Вагнера.

Современная звукозапись позволяет создать звуковой образ подобный реальному: отобразить акустический отклик концертного зала максимально правдиво. Также есть возможность улучшить качество звучания с помощью редактирования или, например, моделирования пространства, если реальные условия не соответствуют замыслу автора или не представляют музыкальное исполнение максимально выразительным.

Пространственное впечатление, формируемое у слушателя, напрямую связано с тем, в каком

зале и в каких условиях производилась запись.

Рассмотрим процесс формирования акустического отклика в концертном зале. Постараемся вспомнить, какое звучание для нас является традиционным, например, для скрипки соло? Скрипач исполнил последнюю ноту произведения, звук постепенно затихает. Если в фонограмме звучание сразу прервется и пропадет, то станет заметно, что нет отзвука зала. А это очень непривычное состояние для слушателя. Слитное исполнение приема legato также возможно благодаря отклику зала, без него legato прозвучит менее слитно. Поэтому для формирования пространственного образа скрипки соло в звукозаписи просто необходим акустический отклик.

В зале происходит процесс реверберации — это снижение интенсивности звука при его многократных отражениях.

Взглянем на него в деталях (рис. 1, с. 48): снова возьмем скрипку соло (на рисунке — источник), слушатель в зале (приемник) и сам зал. Путь от скрипача до слушателя — по прямой — звук скрипки преодолевает со скоростью примерно 340 м/c и слушателя достигает первым. Таким образом, слушатель почти моментально начинает ощущать так называемый «прямой» звук, а в записи он называется прямой сигнал — звук скрипки почти без отклика зала. Затем, через несколько миллисекунд, к слушателю приходят первые отраже-

целоусов а. н., васенина с. а. что нужно знать перед прослушиванием музыки в записи

прямой звук

ранние поздние отражения

отражения (реверберация)

Источник т

\

о

Приемник

1 О-"

Lib

п[

О

О

IktL.

-100 мс

время, ис

Рис. 1. Эхограмма приемника, отображающая прямой звук, ранние отражения и реверберацию

ния от стен, пола, потолка — ранние отражения. Путь, который они проходят от скрипки через отражение (стены, пол, потолок) до слушателя, больше, поэтому они приходят к уху слушателя позже. Эти отражения тише прямого сигнала. Ранние отражения влияют на тембр инструмента.

После ранних отражений звук продолжает движение и встречает препятствия в виде стен, отражений становится больше, они становятся тише, и звук скрипки в восприятии слушателя постепенно, мягко затухает. В разных залах описанный процесс может занять от 2 до 5 секунд.

Естественная реверберация может быть записана с помощью микрофонов.

Также она может быть смоделирована с помощью искусственных ревербераторов.

В записи сохранен прямой и отраженный сигналы. За счет этого запись может оставлять впечатление о пространстве.

В условиях воспроизведения на недостаточной громкости

часть отраженного сигнала может не прозвучать — не будет отработано громкоговорителем или может утонуть в окружающих шумах. Все это влияет на пространственное восприятие, а значит, и на общее впечатление от записи. Для корректного прослушивания фонограммы необходимо настроить звуковоспроизведение на уровне 60-80 dB SPL. Это примерно соответствует громкому разговору.

Еще один важный аспект прослушивания записанной музыки — это понимание формата, в котором выполнена фонограмма.

Для того чтобы любая запись зазвучала, достаточно одного работающего громкоговорителя — формат моно. Моно можно услышать, например, просматривая телевидение, видео, слушая некоторые записи.

При равных условиях стерео звучит лучше, чем моно. Однако многие прослушивают стереозаписи через одну колонку. В этом случае стереофонограмма звучит в моноварианте. Как это

отражается на звучании? Некоторые записанные инструменты могут не прозвучать, тембры измениться, пространственное воспроизведение нивелироваться.

В каких условиях стоит прослушивать звукозапись?

Два громкоговорителя, расположенных вплотную друг к другу, не будут соответствовать формату стерео, так как в данном случае будут представлять собой один источник звука, а значит, моновоспроизведение.

Также они должны быть расположены на равном расстоянии от слушателя. Иначе его восприятие будет искажено: одна из частей стереокартины будет превалировать. Если голова слушателя и громкоговорители образуют равносторонний треугольник, тогда он находится в точке, где стереоэффект наиболее выражен — sweet point. В противном случае мы не услышим стерео или услышим его хуже, чем предполагается.

Таким образом, для полноценного прослушивания стереозаписи необходимы два работающих громкоговорителя, равноудаленных друг от друга и от слушателя. Громкоговорители должны находиться в одной плоскости с головой слушателя и быть повернуты динамиками к нему.

Более простой способ корректного прослушивания записанной в стерео музыки — использование наушников. Однако есть особенности и такого прослушивания, а именно стереооб-раз в наушниках — будто звучит внутри головы. С одной стороны, это позволяет сделать звукозапись максимально реалистичной в пространственном отношении. И такие записи существуют, они сделаны с помощью микрофонной системы Dummy Head, в ко-

45

слово соискателям

Рис. 2.

торой микрофоны расположены 46 внутри ушей искусственной головы (рис. 2).

При прослушивании возникает сильный стереоэффект передвижения источника вокруг головы. Однако записи музыки в таком варианте не получили широкого распространения, так как зачатую чрезмерная реалистичность пагубно влияет на условный мир музыкального искусства: в записи появляются ненужные шумы (от публики), случайные звуки, которые в традиционном способе звукозаписи целенаправленно избегаются.

Кстати, при прослушивании данных записей через громкого-

ворители эффект окружающего звучания пропадает и местоположение определяется только в горизонтальной плоскости.

В процессе сведения музыкальной фонограммы звукорежиссер пользуется парой громкоговорителей для построения пространства и достижения целостной картины.

При сведении с помощью наушников имеют место ошибки, которые становятся слышны только при прослушивании через мониторные громкоговорители. Поэтому мониторные громкоговорители являются более точным инструментом для сведения.

При прослушивании музыкальной фонограммы предпочтительнее использовать громкоговорители, так как это больше соответствует замыслу автора звучания - звукорежиссера.

Итак, для прослушивания музыки в записи рекомендуется соблюсти ряд условий.

Слушатель лучше воспримет фонограмму и сможет ее по достоинству оценить, если у него есть опыт прослушивания музыки в условиях, для которых она была написана.

Также восприятие звукозаписи улучшится, если будут соблюдены основные правила прослушивания фонограммы: доста-

точный уровень воспроизведения (громкость), соответствие расположения аппаратуры формату записи, отсутствие посторонних шумов в самом помещении.

И, наконец, восприятие записи состоится, если условия прослушивания будут соответствовать задумке звукорежиссера. За исключением бинауральных записей, предназначенных для восприятия в наушниках, стереозаписи воспроизводятся через настольные или полочные громкоговорители.

Литература

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.

2. Васенина С. А. Музыкальная звукорежиссура. Моделирование пространства фонограммы. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2017. 112 с.

3. Высоцкий М. З. Системы кино и стереозвук. М.: Искусство, 1972. 336 с.

4. Izhaki R. Mixing Audio. Concepts, Practices and Tools. Focal Press Taylor & Francis Group, New York and London, 2008. 579 p.

5. Newell P. Recording Studio Design. Taylor & Francis, 2003. 613 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.