Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЗВУКОЗАПИСИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЗВУКОЗАПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васенина Светлана Александровна

У каждой фонограммы есть свое собственное пространство. Слушатель может воспринимать его как пространство естественного концертного звучания или как пространственное решение, предполагаемое самим автором произведения. Оба аспекта необычайно важны для звукорежиссера, задача которого - сделать фонограмму универсальной. В статье представлено четыре аспекта трактовки пространства в звукозаписи: 1. Физическое пространство; 2. Музыкальное произведение; 3. Психология восприятия; 4. Условия создания фонограммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SPACE FORMATION IN THE PROCESS OF SOUND RECORDING

Some aspects of space formation in the process of sound recording (by S.A.Vasenina). Every phonogram exists within its own space. A listener can percept it as a natural concert sound space or as a space solution according to the author's intention. Both aspects are extremely important for a sound director, the aim of which is to make the phonogram universal. Four aspects of space treatment in sound direction are presented in this article: 1. Physical space; 2. Musical space; 3. Psychology of perception; 4. Phonogram creation conditions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЗВУКОЗАПИСИ»

приглашаем к участию в последующих изданиях журнала всех, кто желает поделиться своими наблюдениями и научными идеями. В конце номера приводятся требования, предъявляемые к статьям, предназначенным для опубликования и нашем журнале.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

© 2010 Васенина С.А.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В

ЗВУКОЗАПИСИ

У каждой фонограммы есть свое собственное пространство. Слушатель может воспринимать его как пространство естественного концертного звучания или как пространственное решение, предполагаемое самим автором произведения. Оба аспекта необычайно важны для звукорежиссера, задача которого - сделать фонограмму универсальной. В статье представлено четыре аспекта трактовки пространства в звукозаписи: 1. Физическое пространство; 2. Музыкальное произведение; 3. Психология восприятия; 4. Условия создания фонограммы. Ключевые слова: фонограмма, пространство, фактура, восприятие.

Пространство в звукозаписи - это, прежде всего, универсальное пространство. Любой человек может прослушать фонограмму, независимо от того, кто он: слушатель или исполнитель, профессионал или любитель. Приходя в концертный зал, любой из нас способен выбрать место для прослушивания. Фонограмма же нам предлагается такой, какой её сделал звукорежиссер. Поэтому звукорежиссер - это человек, чья позиция в целом должна подходить каждому слушателю. Задача эта непростая, но выполнимая, если соблюдаются некоторые условия: звукорежиссер музыкально образован, он хорошо ознакомлен с музыкальным произведением и способен использовать свои средства, которые называются музыкальной обработкой.

Фонограмма - это завершающее звено на пути музыки от композитора к слушателям. В ней заложена информация о замысле музыкального произведения, условиях исполнения, проявляются особенности интерпретации исполнителей и интерпретации самого звукорежиссера. Поэтому при пространственном решении учитываются все аспекты создания фонограммы. Анализировать или оценивать пространство в звукозаписи сложно по субъективным причинам восприятия каждого отдельного слушателя. В данной статье предложены несколько позиций, с которых, на наш взгляд, можно описывать пространство в звукозаписи.

Первый аспект - физическое пространство. Это представление акустики зала и естественного расположения музыкальных инструментов в пространстве помещения. В соответствии с ним, вопрос, который задает себе слушатель, - «так ли это звучит, как в концертном помещении?» В этом случае человек всегда сравнивает звучащую картину со своим музыкальным опытом. Так, если в фонограмме сольный инструмент звучит намного громче оркестра, то прослушивающий будет смущен, потому что он знает по своему опыту, что сольный инструмент не может преобладать над оркестром в такой степени.

Второй аспект - музыкальное произведение. Он основывается на том, что в самом музыкальном произведении существует пространство. Эта тема давно вызывает активный интерес со стороны музыковедов. Пространство произведения многогранно: это и музыкально-художественная образность, и драматургическая организация, и фактурное решение. Звукорежиссер также способен действовать в этом пространстве. К примеру, он может себе позволить подчеркивание (прибавление) вступления темы фуги у разных партий, при исполнении ее ансамблем или оркестром. Данный прием поможет слушателю точно уловить фактурное решение произведения, а также его организацию. Таким образом, звукорежиссер, правдиво передавая замысел композитора с помощью своих художественных средств, помогает организовать пространство музыкального произведения.

Третий аспект - психология восприятия. Наше восприятие зависит от разных условий. Пространственные впечатления субъективны, но имеют общую закономерность. Так, человек естественно выделяет для себя главное из ряда воспринимаемых предметов и концентрируется на этом, что помогает легко воспринимать большой объем информации. Поэтому звукорежиссер при сведении музыки руководствуется особенностями психологии восприятия человека. Он может уделять особое внимание вокалисту при записи его с роялем - приблизить план, потому что солист часто несет на себе основную информационную нагрузку.

Еще одним примером особенностей нашего восприятия является ситуация, когда звукорежиссер меняет позицию исполнителей, сообразуясь с общепринятыми нормами. Так, расположение солиста в центре является естественным. В противном случае у слушателя появляется желание повернуть голову по направлению к источнику звука. По этой причине солиста часто панорамируют в центр, хотя в концертной практике это место по праву принадлежит дирижеру. В этом случае звукорежиссер считает возможным изменить реальные пространственные условия, так как дирижер сам не издает музыкальных звуков, а солист является центром восприятия слушателей. Такое решение способствует комфорту восприятия.

При прослушивании концерта нас не раздражает шум зала, мы не замечаем гула ламп, потому что мы сосредоточены на восприятии музыки. Но шум так же хорошо записывается на микрофоны, как и музыка. Звукорежиссер вынужден бороться с шумами, потому что при прослушивании фонограммы возникает обратный эффект: все посторонние шумы становятся легко воспринимаемыми.

Четвертый аспект - следование условностям. Речь идет об условностях, которые сопровождали процесс создания записи: запись, хранение, воспроизведение. Например, концертная запись. В этом случае естественно расположение солистов согласно индивидуальным особенностям зала, естественно наличие в зале шумов аудитории. Зная, что запись произведена в определенных концертных условиях, мы принимаем данные условности. То же самое принятие условностей помогает нам абстрагироваться от несовершенства тембровой звукопередачи и треска при прослушивании виниловых дисков.

Сфера звукозаписи настолько же широка, насколько широка жанровая музыкальная среда, она простирается от записи фольклора до записи музыки к кинофильмам. Делая выводы, можно сказать, что звукорежиссер при создании фонограммы моделирует пространственное решение в зависимости от задач, которые он ставит перед собой. В любом случае, при анализе фонограммы всегда ясно прослеживаются все четыре аспекта пространственного решения.

Литература

1. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. -М., 2001

2. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

3. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. - М., 1980.

4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

5. Холопова В.Н. Фактура. - М., 1979

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.