Научная статья на тему 'ДВА СПОСОБА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ В ЗВУКОЗАПИСИ'

ДВА СПОСОБА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ В ЗВУКОЗАПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СИМФОНИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ" С. В. РАХМАНИНОВА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васенина Светлана Александровна

В статье рассматриваются два способа пространственного звукового воплощения в фонограмме: целостный и детальный. На примере двух звукозаписей среднего раздела первой части (Non allegro) из сюиты «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова определены характерные особенности каждого из них. Выявлено, что пространственное решение звукозаписи представляет собой сбалансированное сочетание обоих типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO TYPES OF SPACE SOUND DECISION IN SOUND RECORDING

Two types of space sound decision in sound recording (by Vasenina S. A.). The author of the article presents two types of space sound decision in sound recording: general and detailed. Both of them are showed on the music example (S. V. Rachmaninoff «Symphonic Dances»). In the article you can find features of both types. Usually space sound decision in sound recording is the result of two types mixing.

Текст научной работы на тему «ДВА СПОСОБА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ В ЗВУКОЗАПИСИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫГТТШГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№2 Í2312012

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ

© Васенина С. А., 2012

ДВА СПОСОБА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ В ЗВУКОЗАПИСИ

В статье рассматриваются два способа пространственного звукового воплощения в фонограмме: целостный и детальный. На примере двух звукозаписей среднего раздела первой части (Non allegro) из сюиты «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова определены характерные особенности каждого из них. Выявлено, что пространственное решение звукозаписи представляет собой сбалансированное сочетание обоих типов. Ключевые слова: звукозапись, «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова, пространственное решение, локализация.

История звукозаписи насчитывает более ста лет. За это время осуществлено множество изобретений в этой области, разработаны различные технологии, установлены всемирные стандарты. Все эти действия были направлены на совершенствование звукопередачи, а также на качественное сохранение звучания на специальных носителях. Но, несмотря на техническую безупречность современных записей (отсутствие шумов, реалистичную пространственную звукопередачу), «старые» фонограммы, с точки зрения звукорежиссуры, сохраняют не только историческую ценность, но и художественную. Например, причина приглушенного звучания песен отечественных исполнителей первой половины XX века Л. Утесова и В. Козина кроется в техническом несовершенстве звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры того времени. Но именно это, на первый взгляд негативное, качество музыкального звучания передает мягкий характер исполнения, бережное отношение артистов к исполняемому материалу. Современные звукозаписи этих произведений сознательно «соста-риваются» звукорежиссерами, так как легкий шум и тембральная окраска записей того времени стали отчасти традицией для этого песенного жанра.

Смена технологий звукозаписи и техническое усовершенствование данного процесса не проходили бесследно. Результаты полученного опыта переосмысливались и воплощались в фонограммах заново, как откристаллизовавшиеся традиции звукозаписи. В их числе в настоящий момент можно назвать, например, равномерное распределение звуковых источников по стереопанораме и направленность звучания низкочастотных инструментов преимущественно из центра пространства фонограммы. Среди этих традиций сложились и два способа пространственного решения — целостный и детальный. Именно они будут рассмотрены в данной статье.

Целостный способ направляет внимание слушателя на пространственное воплощение всего музыкального ансамбля: звукорежиссер не заостряет внимание на звучании каждого инструмента, а сосредотачивается на отражении звукового образа музыкального ансамбля в целом. Для этого решения характерны неизменный общий музыкальный план, монолитность звучания, отстраненная позиция слушателя (наблюдателя). Это способствует воплощению обобщенного характера музыки, который может быть как эпичным, величественным, так и, наоборот, камерным, хрупким.

В 60-х годах XX века в России освоение стереофонической звукозаписи было лишь в начале своего пути. Многие выразительные особенности этого способа, возникающие за счет возможности локализации звуковых образов отдельных музыкальных инструментов в фонограмме, либо еще не были известны, либо не имели широкого распространения среди звукорежиссеров2. Качественные записи тех лет представляют собой образец целостного типа пространственного решения3. Они отличаются крупномаспггабностью воплощения звуковых образов: в звучании оркестровых груттп и хоровых партий нельзя услышать отдельных голосов, недопустимо присутствие сопровождающих исполнение шумов (стук клапанов, шипе-

актуальные проблемы rur.tttf.ro музыкального образования

№2 (234 2012

ние канифоли, скрип педали), которые в современных записях иногда добавляют естественности звукопередачи.

Одним из примеров данного способа пространственного воплощения в фонограмме является звукозапись А. Гросмана 1963 года первого номера «Симфонических танцев» Рахманинова1, исполненного Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии под управлением К. Кондрашина. Начало среднего раздела наиболее выразительно с точки зрения пространственного решения фонограммы, поэтому в данной статье представлено именно оно.

В рассматриваемой звукозаписи музыкальные планы групп оркестра не меняются в течение всего исполнения. Поэтому звуковые образы гобоя, кларнета и саксофона, вступающих в среднем разделе воспринимаются слушателем отдаленно, за планом струнной группы. Это расположение деревянных духовых инструментов не дает слушателю возможности оценить звучание каждого в отдельности, но располагает к условиям для наилучшего слияния инструментальных партий, создавая ощущение гармоничного ансамбля. Такое отдаленное относительно слушателя и единое звучание деревянных духовых инструментов зарождает чувство недостижимости и иллюзорности. Это можно трактовать как воспоминание, или своеобразное отражение безграничности российских просторов. В любом случае, пространственное решение этой звукозаписи дополняет общую выразительность музыкального образа.

Другой способ — детальный —предполагает подробное отображение пространственного расположения звуковых образов отдельных инструментов в фонограмме. Он воплощается в панорамных эффектах, смене музыкальных планов во время исполнения, что создает дополнительное выразительное воздействие. Этот способ раскрывает пространство сцены, где участники действия (звуковые образы) уподобляются актерам в театре, способным взаимодействовать в звуковой среде произведения (передвигаться, меняться местами), а слушатель активно включается в происходящий процесс.

С освоением отечественными звукорежиссерами преимуществ стереофонической звукозаписи и влиянию кинематографа на данную сферу, пространственное решение в фонограмме стало трактоваться более свободно. Появились примеры смены музыкального плана в течение звучания произведения, подобно кинематографическому приему, когда через монтажную склейку можно отразить отдельные детали общей картины (в кино — лицо крупным планом, в музыке — отдельные инструменты исполнительского состава). Стало распространенным сверх-близкое звучание, способное дополнительно подчеркнуть оттенки музыкального исполнения: особую экспрессивность, решительность, даже грубость, либо, напротив, интимность, чувственность, откровенность. Повышенное внимание к пространственному отображению в фонограмме каждого музыкального инструмента (его направленность на слушателя, четкая его локализация) также стало атрибутом нового звукорежиссерского подхода.

Рассматриваемый способ ярко демонстрирует звукозапись 1986 года «Симфонических танцев» Рахманинова во время исполнения в Большом зале Московской консерватории Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова, где звукорежиссером выступала М. Кожухова4.

В отличие от рассмотренной ранее записи 1963 года, здесь наблюдается смена пространственного музыкального плана звуковых образов гобоя, кларнета и саксофона во время исполнения произведения. В среднем разделе слушатель как будто приближается к группе деревянных духовых инструментов в такой степени, что способен различить расстояние между ними и разницу в направлении звучания от каждого из них. Кожухова позиционирует звуковой образ гобоя первым по плану в ансамбле, за ним с меньшей громкостью воспринимается партия кларнета. Звучание саксофона размещается в пространстве фонограммы еще дальше и правее от общего ансамбля, что, скорее всего, было продиктовано реальным расположением исполнителей на сцене. При таком пространственном решении создаются условия для панорамных звуковых эффектов, благодаря которым можно передать музыкальное зву-

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЬТГТТШГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№2 Í2312012

чание, ассоциирующееся с пастушьими перекличками, эффектами эха в лесу и полях, детскими играми в глиняные и деревянные свистульки. Восприятие слушателя, стимулированное пространственными приемами, как будто «раскрашивает» воображаемую картину различными цветами, привнося рельефность и выразительность в общее звучание.

Рассмотренные примеры звукозаписи одного и того же музыкального произведения демонстрируют, как представленное звукорежиссером пространственное решение (целостное или детальное) способно повлиять на восприятие и ассоциативный ряд слушателя. Однако, несмотря на то, что в каждой рассмотренной фонограмме наиболее выразительно проявляется один способ пространственного решения, в обеих присутствуют признаки двух типов, наряду с ним присутствуют признаки и другого типа. Так, в записи 1986 года, наряду с детальным способом пространственного решения, присутствует и целостный подход в отображении всего оркестра: он воплощен как единый ансамбль оркестровых групп, имеющий общее плотное звучание. В фонограмме 1963 года, наряду с целостным способом пространственного решения, легко воспринимаются музыкальные инструментальные планы — последовательное распределение в глубину струнной, духовой и ударной групп оркестра, что характерно для детального способа. Все это свидетельствует о том, что уникальное пространственное решение звукозаписи создается сбалансированным сочетанием обоих типов, а господство одного из них определяется звукорежиссером для достижения дополнительной музыкальной выразительности исполняемого произведения.

Примечания

1 С. Рахманинов Симфонические танцы. Шесть хоров, соч. 15 (1986). Фрагменты оперы «Але-ко» 1973, дирижер Евгений Светланов, звукорежиссеры: М. Кожухова (1,2), В. Антоненко (3), — Грамзапись, 1990. GCD 00144.

2 Это не мешало советским звукорежиссерам производить высококачественные стерео звукозаписи. Так в 1959 некоторые работы А. Гросмана и Д. Гаклина были удостоены специального приза в Нью-Йорке на Всемирной промышленной выставке.

3 Такое воплощение музыкального исполнения относят к традиционной или классической зву-корежиссуре. Эти понятия существуют в обиходе достаточно давно, но упоминание в научной работе получили в диссертации В. А. Шлыкова, где он противопоставляет два типа звукорежиссуры: традиционный и нетрадиционный (драматургический).

4 С. Рахманинов Колокола. Симфонические танцы (1963), дирижер Кирилл Кондрашин, звукорежиссер А. Гросман, — Мелодия, 2005. MEL CD 10 00840

Литература

1. Горюнова И. «Человек за пультом»: роль звукорежиссера в создании современного музыкально-театрализованного зрелища//Музыкальная академия. 2009. № 4. С. 154-159.

2. Динов В. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. С-Пб., 2000.

3. Шлыков В. Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.