Научная статья на тему 'Музыкальная школа для взрослых: о прошлом и настоящем любительского музыкального образования'

Музыкальная школа для взрослых: о прошлом и настоящем любительского музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1256
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / ADDITIONAL MUSIC EDUCATION / MUSIC SCHOOL FOR ADULTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ободова Юлия Юрьевна

Статья посвящена одному из наиболее актуальных направлений в сфере дополнительного музыкального образования обучению музыке любителей, в частности, «музыкальным школам для взрослых», их прототипам и аналогам в истории европейского и отечественного музыкального образования. В статье изложены и первые результаты новой образовательной программы «Музыкальная школа для взрослых», действующей с 2012 года на базе Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. Рахманинова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music school for adults: the past and present of the amateur music education

The article is devoted to one of the most popular directions in the additional music education namely the amateur''s music teaching, and in particular, the «music schools for adults», their prototypes and analogues in the history of the European and Russian music education. The article also describes the first results of the new educational program «Music school for adults», operating since 2012 in the Rostov State Rachmaninov Conservatoire.

Текст научной работы на тему «Музыкальная школа для взрослых: о прошлом и настоящем любительского музыкального образования»

Ю. Ободова

музыкальная школа для взрослых: о прошлом и настоящем любительского музыкального образования

J. Obodova

MUSIC SCHOOL FOR ADULTS: THE PAST AND PRESENT OF THE AMATEUR MUSIC EDUCATION

Статья посвящена одному из наиболее актуальных направлений в сфере дополнительного музыкального образования - обучению музыке любителей, в частности, «музыкальным школам для взрослых», их прототипам и аналогам в истории европейского и отечественного музыкального образования. В статье изложены и первые результаты новой образовательной программы «Музыкальная школа для взрослых», действующей с 2012 года на базе Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. Рахманинова.

Ключевые слова: дополнительное музыкальное образование, музыкальная школа для взрослых.

The article is devoted to one of the most popular directions in the additional music education - namely the amateur's music teaching, and in particular, the «music schools for adults», their prototypes and analogues in the history of the European and Russian music education. The article also describes the first results of the new educational program «Music school for adults», operating since 2012 in the Rostov State Rachmaninov Conservatoire.

Key words: additional music education, music school for adults.

Идея всеобщего музыкального образования - в частности, «музыкальных школ для взрослых» - не нова. Она находит воплощение в самых разнообразных формах на протяжении многих веков становления европейской музыкально-образовательной системы. Ведущую роль в этом процессе традиционно играла Германия как одна из стран, в которых придавалось первостепенное значение развитию и распространению музыкального искусства. Опираясь на богатые национальные традиции в сфере как профессионального, так и общего музыкального образования, Германия заложила прочные основы упомянутой музыкально-образовательной системы в Европе.

Как известно, уже в период раннего Средневековья в школах при церквях и монастырях, помимо чтения, письма и счета, обучали музыке; существовали также школы, доступные для людей любых сословий. В дальнейшем, когда центры музыкального образования из монастырей перемещаются в университеты, начинают появляться первые кружки любителей музыки и поэзии, расцветает искусство миннезингеров и мейстерзингеров. В эпоху Возрождения и Реформации при соборах создаются специальные музыкальные классы, при светских дворах

- капеллы; в Новое время в аристократических и бюргерских кругах излюбленной формой

досуга, наряду с балами, танцевальными вечерами и игрой в карты, становится домашнее музицирование [2, 223].

В XVII веке возникает новый тип музыкальных содружеств - знаменитые «Коллегиум му-зикум», объединяющие представителей самых разных слоев общества: городских буржуа, купцов, студентов, которые собирались для совместного музицирования, приятного общения с музыкой, под музыку и о музыке. Впоследствии указанные встречи становятся достоянием широкой общественности: оркестры «Коллегиум музикум» устраивают музыкальные вечера, выступают с публичными концертами. В XVIII веке «Коллегиум музикум» перерастают в более крупные объединения - «Музикферайны» (музыкальные общества) и городские оркестры. С повышением исполнительского уровня музы-кантов-любителей и ростом числа упомянутых оркестров в Германии возрастает и спрос на квалифицированных музыкантов: все более востребованными оказываются подготовленные любители музыки и постепенно выделяющиеся из их среды профессионалы - композиторы и исполнители. Благодаря этому во второй половине XVIII века появляются первые музыкальные учебные заведения - сначала как отделения при различного рода школах, затем как отдельные классы и школы [2, 224-225].

Большинство же профессиональных музыкальных учебных заведений (называемых консерваториями, высшими музыкальными школами и академиями) открывается в середине XIX века. Между ними пока еще отсутствуют заметные иерархические различия, так как еще не сложилась сама система многоступенчатого музыкального образования. Процесс разделения «музыкальных школ» на начальные и средние - как на два полноценных звена образовательной цепи - начинается в Германии лишь к концу XIX столетия.

Во многом сходным образом протекало формирование системы музыкального образования и просвещения в нашей стране. Петербургская и Московская консерватории - первые музыкальные учебные заведения России (открывшиеся лишь во второй половине XIX века) - в пору своего возникновения фактически полностью ориентировались на немецкие традиции музыкального образования [1, 263].

В период становления первые российские консерватории существовали как музыкальные классы, затем превращались в училища и лишь впоследствии получали названия консерваторий. Указанный процесс развития не обнаруживал при этом существенных отличий. Аналогичный немецкому путь развития

- от музыкальных классов к музыкальной школе или училищу - проходили в России почти все государственные и частные музыкальные учебные заведения. Многоуровневость профессионального музыкального образования формировалась естественно и постепенно. Особо стоит отметить, что во все названные учебные заведения принимали лиц любого возраста, оценивая лишь их музыкальные данные и начальную подготовку [1, 267, 269].

Но вернемся к Германии. С кристаллизацией трех уровней профессионального музыкального образования и обособлением соответствующих этим уровням учебных заведений (начальных, средних и высших) развитие немецкой музыкально-образовательной системы отнюдь не завершилось. Напротив, на новом витке актуализировалась проблема общего (то есть любительского и общедоступного) музыкального образования. Общеобразовательные школы с традиционными уроками пения не вполне соответствовали масштабам этой проблемы. Вот почему в начале XX столетия наметилось стремление к созданию самостоятельных учебных заведений для любителей музыки в различных городах Германии

- например, «Городской певческой школы» в Аугсбурге (1905), позднее переименованной в «музыкальную».

Идея преобразования музыкальной жизни страны, улучшения общего воспитания и образования посредством музыки, пропагандируемая в Германии «Молодежным музыкальным движением», привела тогда же к возникновению «юношеских и народных музыкальных школ». Их организации содействовало Министерство науки, искусства и народного образования, проводившее политику просвещения широких масс. На протяжении 1920-1930-х годов подобные школы открывались и при высших музыкальных заведениях - в частности, при Берлинской государственной академии церковной и школьной музыки [2, 229-220].

Народные музыкальные школы мыслились как противоположность консерваториям и другим учебным заведениям профессионального музыкального образования, в которых акцентировалось, главным образом, совершенствование исполнительского мастерства, овладение определенным инструментом. В народных музыкальных школах главной целью являлось «.. .общее музыкальное воспитание и приобщение к различным формам коллективного музицирования, доставляющего удовольствие и радость творческого общения» [2, 220].

Сегодня начальное музыкальное образование в Германии по-прежнему остается общедоступным. В музыкальных школах нет возрастного ценза: и стар, и млад занимаются под одной крышей, а порой и музицируют в одном оркестре. Во многих школах (прежде всего, частных) разрабатываются специальные программы для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и даже с возрастными нарушениями умственной деятельности.

Принципы музыкального обучения, содействующие гармоничному развитию личности, ее полноценному творческому самовыражению (наряду с формированием важнейших социальных качеств - открытости, умения слушать и слышать другого, успешного взаимодействия с окружающими в процессе решения коллективных задач), являются основой ряда современных образовательных систем, функционирующих в Австралии, Великобритании, Северной Америке (см.: [10]). По-видимому, данной образовательной концепцией могут руководствоваться «музыкальные школы для взрослых» и в России.

В нашей стране уже существуют музыкальные учреждения дополнительного образования для взрослых. В российских столицах деятельность подобных учреждений, естественно, более заметна, при этом некоторые «школы для взрослых» обладают богатыми традициями. Например, Музыкальная школа им.

Н. Римского-Корсакова - старейшая и самая крупная в Петербурге - была основана в 1918 году как 15-я (!) районная народная школа музыкального просвещения, изначально доступная для учащихся всех возрастов [7]. В Москве при Детской городской музыкальной школе им. С. Прокофьева существуют платная вечерняя музыкальная школа и отделение общего музыкального образования [8].

В Интернете размещено множество предложений по поводу обучения в частных музыкальных школах для взрослых в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах (см.: [4; 5; 6; 11]). В более чем десяти городах России, от Санкт-Петербурга до Иркутска, функционирует проект «Музыкальная школа для взрослых „Виртуозы"» [3]. На портале «Уроки музыки», позиционируемом как сеть «музыкальных классов» с огромной информационной базой - сведениями об учителях музыки во всех российских регионах, - можно выбрать преподавателя, репетитора, консультанта для кратковременного либо длительного обучения [9]. Популярно сегодня и дистанционное обучение: видеокурсы, онлайн-школы, скайп-уроки.

Особенность «Музыкальной школы для взрослых», организованной в Ростовской консерватории, заключается в следующем. С одной стороны, это не только первый подобный проект в Ростове и на Юге России, но и, насколько нам известно, единственный - под патронажем государственного музыкального вуза. С другой стороны, указанный проект не предусматривает создания самостоятельного образовательного учреждения: так именуется новая образовательная программа, реализуемая Центром дополнительного профессионального образования при РГК с 2012-2013 учебного года.

Идея «Музыкальной школы для взрослых» фактически была подсказана жителями донского края. На протяжении последних лет в Центр обращалось все больше людей, желающих получить начальное музыкальное образование. Их цель - научиться красиво и выразительно петь, играть на инструменте, освоить музыкальную грамоту, раскрыть имеющийся творческий потенциал, развить обнаруженные музыкальные способности, продолжить когда-то прерванные занятия музыкой. Или, как выражаются сами потенциальные учащиеся, воплотить в жизнь давнюю мечту, иметь возможность приятного времяпрепровождения, обрести радость общения с музыкой.

Столь заметный спрос на музыкальное образование, наблюдаемый у взрослого населения, объясняется не только наметившимся улучшением экономических показателей, но и

меняющейся социокультурной ситуацией, возросшей потребностью общества в духовно-эстетическом развитии, «питании» души, точнее, вос-питании - как вос-полнении недополученного и осуществлении нереализованного в детстве. Отрадно, что все больше людей осознают насущную необходимость собственного творческого развития и, что немаловажно, могут себе позволить удовлетворить подобное стремление за свой счет.

Основная цель современной «Музыкальной школы для взрослых» как учреждения дополнительного музыкального образования по сути близка сформулированной в 50-е годы XIX века Императорским Русским музыкальным обществом: «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов» [1, 259].

Сфера дополнительного образования ориентирована, в первую очередь, на одну из базовых потребностей современного человека, актуальную в любом возрасте, - это потребность в творческой деятельности, в творческой самореализации. Принципиальное отличие программы «Музыкальная школа для взрослых» от других программ дополнительного цикла - личный, а не профессиональный интерес слушателя, занятия «для себя». С одной стороны, отсутствие у слушателя профессиональных целей (аналогичных курсам повышения квалификации или профессиональной переподготовки), изначальная ориентация программы на любителя, дилетанта (в лучшем смысле этого слова); с другой стороны, стремление достичь определенного качественного уровня подготовки, - все это ставит педагогов перед необходимостью поиска оригинальных дидактических и методических подходов, способствующих параллельному решению двух взаимосвязанных задач - развлечения и обучения.

В отличие от большинства детей, побуждаемых и направляемых родителями, желание заниматься музыкой у взрослых является вполне осознанным. Как правило, это уже состоявшиеся специалисты самых разных профессий: предприниматели, юристы, инженеры, менеджеры, полицейские, туроператоры. Их заинтересованность, увлеченность и уровень мотивации, безусловно, оказываются намного выше и устойчивее. Вот почему и преподаватели, занимаясь с такими учениками, демонстрируют заметно большую активность и самоотдачу.

Положительные моменты, связанные с обучением в «Музыкальной школе для взрослых», очевидны:

• Нет необходимости «выполнять план»,

учебный процесс не скован жесткими

программными требованиями, отсутствуют и строгие нормы отчетности.

• Учащемуся предоставлена возможность формировать содержание своего индивидуального курса обучения, определяя перечень дисциплин и порядок их изучения, интенсивность занятий, даже квалификацию педагога (от студента до профессора).

• Гарантируется круглогодичный прием - возможность приступить к занятиям на протяжении учебного года.

• Предусматривается возможность, с учетом конкретных обстоятельств, приостанавливать и возобновлять обучение.

• Допускается подвижный, «плавающий» график занятий (за исключением групповых дисциплин).

• Возрастные ограничения, как правило, относятся лишь к рекомендуемому началу занятий - от 14 лет.

Обучение ведется по всем специальностям, представленным в Ростовской консерватории им. С. Рахманинова. Наиболее востребованными по итогам завершившегося учебного года являются академический и эстрадный вокал, фортепиано, гитара.

В настоящее время по программе «Музыкальная школа для взрослых» в ЦДПО при РГК обучается около 40 человек (по вышеназванным специальностям и классам скрипки, виолончели, трубы, флейты, кларнета). В качестве дополнительных фигурируют также традиционные дисциплины: сольфеджио, теория музыки, общее фортепиано, гармония. В следующем году планируется ввести предметы «Слушание музыки», «Ансамбль» и «Хоровой класс».

Предполагается, что учащиеся «Музыкальной школы для взрослых» будут регулярно демонстрировать свои успехи на отчетных концертах - в лучших традициях отечественных музыкальных школ.

литература

1. Афанасьева Н., Блюмкина М. Из истории развития музыкального образования в русской провинции XIX века // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. Келдыша: сб. ст. / сост. С. Г. Зверева. - М.: ГИИ, 1999. - С. 259-269.

2. Гуревич Е. Продолжая традиции (О музыкальном воспитании и образовании в ФРГ) // Музыкальное образование: уроки истории: сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Медушев-ский. - М.: МГК им. П. Чайковского, 1991.

- С. 111-129.

3. Музыкальная школа Виртуозы [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://nn.muz-school.ru.

4. Музыкальная школа для взрослых [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://musshkola.nethouse.ru.

5. Музыкальная школа для взрослых Екатерины Заборонок. [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://muzskola.ru.

6. Музыкальная школа им. А. Вакал и М. Хлебниковой [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://musicsch.ru.

7. Музыкальная школа им. Н. Римского-Корсакова [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://rimkor.edu.ru.

S. Музыкальная школа им. С. Прокофьева [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://msprokofiev.ru.

9. Урок музыки [Электронный ресурс]. URL: http://uroki-music.ru.

10. Харгривз Д. Дж., Норт А. К. Заключение: международное обозрение // Как учат музыке за рубежом: [сб. ст.] / сост. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. - М.: Классика-XXI, 2009.

- С. 177-189.

11. «Music story» - музыкальная школа для взрослых и детей [Электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://www.school-of-music.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.