Научная статья на тему 'Содержание дисциплины «Музыкальная культура» в курсе основной школы Сербии'

Содержание дисциплины «Музыкальная культура» в курсе основной школы Сербии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / музыкальная культура / национальные традиции / активная музыкальная деятельность / оркестровое музицирование. / musical education / musical culture / national traditions / active musical activity / orchestral music making.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбалко Е. А.

В статье рассматривается содержание дисциплины «Музыкальная культура», являющейся основой музыкального образования и воспитания учащихся в основной школе Сербии, охарактеризованы ее цели и задачи. Рассмотрены формы активной музыкальной деятельности учащихся, используемые как на занятиях по музыкальной культуре, так и в дополнительном курсе факультативных занятий (хоровое исполнение и оркестровое музицирование, различные дополнительные музыкальные секции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE “MUSICAL CULTURE” DISCIPLINE IN THE COURSE OF THE BASIC SCHOOL OF SERBIA

The article deals with the content of the “Musical Culture” discipline, which is the basis of musical education and education of students in the main school of Serbia. The goals and tasks of the discipline are characterized in the paper. Forms of active musical activity of students, used both in music classes and in the optional course of elective classes (choral performance and orchestral music, various additional music sections) are considered.

Текст научной работы на тему «Содержание дисциплины «Музыкальная культура» в курсе основной школы Сербии»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Е. А. Рыбалко

Аспирантка кафедры теории, истории музыки и инструментальной подготовки, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск E-mail: lena.rybalko.93@ mail.ru

Elena А. Rybalko Postgraduate student of the Department of Theory, History of Music and Instrumental Training, Lugansk National University named after Taras Shevchenko

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» В КУРСЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СЕРБИИ I

В статье рассматривается содержание дисциплины «Музыкальная культура», являющейся основой музыкального образования и воспитания учащихся в основной школе Сербии, охарактеризованы ее цели и задачи. Рассмотрены формы активной музыкальной деятельности учащихся, используемые как на занятиях по музыкальной культуре, так и в дополнительном курсе факультативных занятий (хоровое исполнение и оркестровое музицирование, различные дополнительные музыкальные секции).

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная культура, национальные традиции, активная музыкальная деятельность, оркестровое музицирование.

Введение. Художественное образование составляет основу для формирования будущей интеллектуальной и культурной элиты любой страны. Художественное образование в Сербии направлено на освоение учащимися комплекса художественных знаний и исполнительских навыков высокого уровня, что способствует формированию художественной компетентности, общей культуры учащихся.

Музыкальное образование в Сербии, как составляющая часть художественного образования, представляет собой систематически организованный процесс, направленный на формирование музыкальной культуры подрастающего поколения в контексте их эстетического опыта, развитие на-

Как цитировать статью: Рыбалко Е. А. Содержание дисциплины «Музыкальная культура» в курсе основной школы Сербии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4 (41). С. 124-131.

выка оценки эстетических ценностей на основе освоения комплекса музыкально-теоретических и усвоения музыкально-исторических знаний, а также развития музыкально-исполнительских способностей учащихся.

Несмотря на то, что в современной Сербии накоплен интересный опыт организации системы музыкального образования и воспитания молодежи, его изучение остается за рамками внимания современных исследователей. Поэтому целью статьи является характеристика одной из составляющих музыкального образования и воспитания в основной школе — дисциплины «Музыкальная культура».

Методология и методы исследования. Обобщая результаты анализа исследований по проблеме организации музыкального образования Сербии, отметим, что концепцию музыкально-эстетического воспитания и творческого развития личности анализируют Д. Сковран (Б. 8коугап), Д. Плавша, Р. Пейович (Р. ПервиЬ,) и др.; общие положения музыкальной психологии раскрываются в исследованиях К. Миркович-Радош (К. Мйкоугё-Яа^в), В. Панич (В. ПаниЬ).

Отдельным аспектам развития сербского музыкального образования посвящены диссертационные работы сербских исследователей Б. Еремич (Б. 1еремиЬ), З. Ракича (7. Как1са), Я. Рамыча 0. Яашса), Н. Нагорни Петров (№1а§а V. №догш Ре1гоу), а также украинской исследовательницы Е. Устименко-Косорич, проанализировавшей сербскую баяно-аккордеон-ную школу как неотъемлемую составляющую национальной музыкальной культуры и, соответственно, системы музыкального образования.

Результаты исследования. Цель и задачи дисциплины «Музыкальная культура», а также объем учебной нагрузки для каждого класса основной школы представлены в официальном образовательном вестнике «РгауИшк о па81аупош programu osnovnog оЬгагоуап^а 1 уазр^ап^а», ежегодно издаваемом с 2003 г. Министерством образования Республики Сербии. Каждый из выпусков этого образовательного вестника посвящен учебным планам и программам, в которых раскрываются цели и содержание музыкального образования и воспитания в каждом отдельном классе.

В частности, для основной школы были разработаны и представлены в образовательном вестнике учебные программы для предметов эстетического цикла — «Музыкальная культура» и «Изобразительное искусство», на основании которых ведущими педагогами было подготовлено соответствующее методическое обеспечение данных дисциплин: изданы учебники («Магический свет музыки» Г. Илич и др.), дидактические

и методические пособия (например, «Методика преподавания музыки в основной школе» Н. Иванович, «Методика преподавания дисциплины «Музыкальная культура» С. Кусовац), сопровождающие компьютерные программы и др.

Единой целью музыкального образования и воспитания учащихся, получившей отражение в учебных планах и программах по «Музыкальной культуре», является развитие интереса школьников к музыке, формирование музыкальной культуры учащихся, развитие их креативности; формирование эстетического восприятия и воспитание художественного вкуса молодежи; формирование эмоционально-ценностного восприятия школьников на основе познания музыкальных традиций и культуры своего и других народов; развитие музыкально-исполнительских способностей школьников [3; 4; 5].

Среди задач учебной программы по предмету «Музыкальная культура» мы также можем отметить: знакомство с традиционной и национальной музыкой своего и других народов; формирование художественно-образного мышления детей; развитие эмоциональной сферы личности; познание основ музыкальной грамотности и выразительных средств музыкального искусства [3; 4; 5].

В образовательном стандарте дисциплины «Музыкальная культура», утвержденным Министерством образования Республики Сербии (Приказ № 401-00-13/71/2009-06 — от 19.05. 2009), в качестве базовой основы были сформулированы такие основные блоки: 1) эстетико-искусство-ведческая пропедевтика (музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания и понятия); 2) слушание музыки; 3) исполнение музыки; 4) музыкальное творчество [9].

Так, например, среди тематических блоков дисциплины «Музыкальная культура» выделяются следующие: прослушивание музыки (от I до VIII класса); детские музыкальные игры (от I до III класса); детское музыкальное творчество (от I до VIII класса); исполнение музыки, основы музыкальной грамоты (от I до VIII класса); знакомство с музыкальными произведениями, музыкальными формами (от VI до VIII класса) и инструментами (VII класс).

Дисциплина «Музыкальная культура» предполагает освоение школьниками следующих видов музыкальной деятельности: пение и игра на музыкальных инструментах (на одном из Орф-инструментов или мелодической гармошке, фруле, блок-флейте, гитаре и др.), что способствует

постепенному усвоению школьниками ритмических структур; музыкальное письмо и интонация; слушание музыки и усвоение основных понятий из области музыкальной культуры; активная музыкально-творческая деятельность [9].

В учебном плане и программе для основной школы также представлено инструктивное содержание предмета «Музыкальная культура». Основным принципом достижения целей и задач предмета «Музыкальная культура» является активная музыкальная деятельность учащихся на уроке. При этом усвоение музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний учащимися зависит как от организации хода урока, который должен быть тщательно спланирован и разработан учителем, так и от атмосферы творческой заинтересованности на уроке [3].

Реализация учебного плана по дисциплине «Музыкальная культура» осуществляется в несколько этапов. На первом этапе (младшие школьники) обучение предполагает формы работы, которые наилучшим образом соответствует психофизиологическому развитию учащихся. К ним относятся: считалки, песни, музыкальные игры, слушание музыки и игра на детских ритмических инструментах. Подчеркнем, что письменные задания и письменные тесты, контрольные задания, отчеты не рекомендуется применять в контексте данного предмета ни в одном классе, а обучение необходимо связывать с музыкальной жизнью общества через участие детей в конкурсах и музыкальных спектаклях [9].

Отметим, что специфичной чертой программы по «Музыкальной культуре» является внимание к национальным традициям сербского народа, а также культуре других стран, что проявляется, например, в таких видах активной музыкальной деятельности, как слушание и исполнение музыки, игра и народный танец. Разучивание и исполнение национального песенного репертуара занимает важное место в воспитательной работе с подрастающим поколением. В качестве репертуарного материала для слушания и исполнения музыки детьми сербские музыканты-педагоги в первую очередь используют произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, народную музыку, а также произведения, в которых отражены явления и картины природы. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности. При этом особое значение в музыкальном воспитании отводится фольклору [1].

Педагоги-методисты (М. Васильевич, Г. Стоянович и др.) подчеркивают

необходимость освоения музыкального языка детьми на основе сербской народной музыкальной культуры, значение народного творчества как основы различных приемов и методов музыкального обучения.

Учителя-методисты отмечают, что усвоение учениками знаний на уроках музыкальной культуры зависит от организации уроков, которые должны быть разумно спланированы, а также используемых методик и методов. В частности, многие учителя-методисты выделяют в качестве прогрессивного метода музыкального обучения музыкальную игру, определяемую как игру особого рода, в которой музыкальная идея определяет как цель, так и содержание всех действий, происходящих в игре [2, с. 58]. Игра является любимым занятием ребенка, в котором он получает свои первые знания. В процессе музыкального обучения сербские педагоги используют такой вид игры, в котором именно специфика музыкального мышления, осваиваемая детьми на основе народной музыки, определяет все действия, происходящие в игре. При этом дети бессознательно впитывают дух и красоту народной музыки, узнают ее особенности (характерные ладово-интонационные и метроритмические комплексы) и разучивают элементарные движения народных танцев [2, с. 58].

Сербские педагоги-музыканты в процессе музыкального воспитания также уделяют внимание культурному наследию других народов, что способствует развитию общей культуры детей, развивает у них чувство взаимопонимания и уважения к другим народам.

Согласно учебной программе по предмету «Музыкальная культура» в основной школе Сербии могут быть созданы следующие дополнительные (факультативные) предметы по музыкальному воспитанию школьников: группы вокалистов и солистов-инструменталистов (сольное исполнение, дуэты, трио, квартеты); небольшие камерные инструментальные ансамбли; секции любителей слушания музыки [5]. Помимо приведенных выше секций, возможна организация секции молодых композиторов, где в индивидуальном порядке проводится работа над развитием музыкальной креативности. Кроме того, предоставляется возможность создания секции музыкальной этнологии (этнографии, фольклора), посвященной изучению народной музыки. Количество музыкальных секций в основной школе определяются способностями и интересом учащихся, а также возможностями и желанием учителя. На подобные дополнительные предметы отводится один час в неделю

на протяжении всего учебного года. В таблице, которая представлена ниже (Табл. 1), мы перечислили все формы музыкальной деятельности школьников, которые применяются в образовательно-воспитательной работе сербской основной школы.

Таблица 1

Формы активной музыкальной деятельности школьников в основной школе Сербии

№ п/п Формы музыкальной деятельности школьников Количество часов в неделю

1. Хоровое исполнение и оркестровое музицирование 1

2. Группы вокалистов и солистов-инструменталистов (малые камерные инструментальные ансамбли) 1

3. Секции молодых композиторов 1

4. Секции любителей слушания музыки 1

5. Секции музыкальной этнологии (музыкальная фольклористика) 1

Учебная программа по дисциплине «Музыкальная культура» является лишь ориентиром, по которому сербские учителя планируют свою работу. Овладение школьниками различными видами музыкальной деятельности в рамках разнообразных тематических блоков предмета «Музыкальная культура», по мнению сербских ученых и педагогов, не отражает в полном объеме художественно-образовательные потребности школы как культурного воспитательно-образовательного учебного заведения. Поэтому учебным планом и программой основного образования и воспитания предусматриваются бесплатные музыкальные занятия в форме дополнительных факультативных предметов для учащихся, среди которых — хоровое исполнение и оркестровое музицирование. То есть занятия хора и оркестра организовываются независимо от уроков музыкальной культуры, а право на участие в этих коллективах имеют те учащиеся, у которых выявлен определенный уровень развития музыкальных способностей, в частности — музыкальный слух [5].

Коллективное музицирование является важным направлением эстетического воспитания, осуществляемого в условиях общеобразовательных заведений Сербии. Этот вид музыкальной деятельности школьников

позволяет в комплексе решать воспитательную и образовательную функции. В частности, тщательно подобранный репертуар оркестра воспитывает музыкальный вкус учащихся и влияет на их отношение к музыке. При этом, подчеркивает Д. Сковран (Б. 8коугап), пьесы для исполнения должны быть интересны учащимся-оркестрантам и не представлять, особенно на первоначальном этапе, больших технических и художественных трудностей [8, с. 154-155].

Целью работы школьного оркестра является развитие у учащихся культурных, музыкально-эстетических компетенций, а также активное участие коллектива во всех школьных мероприятиях, фестивалях и важных событиях, проходящих в стенах школы [6, с. 56]. Программа включает в себя народные произведения, а также произведения отечественных и зарубежных авторов. Например, в примерный рекомендуемый репертуар подобных школьных оркестров входят такие произведения, как Менуэт соль мажор И. С. Баха, тема из симфонии «Тремоло литавр» Й. Гайдна (известна как «Симфония литавр с ударом» или «Симфония сюрпризов»), Старинная французская песенка П. И. Чайковского, «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса, «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли, «Конферансье» С. Джоплина, «Ах, когда тебя поцеловать не смею» И. Баича, «Ой, Сербия» Шестека (песня написана в народном духе и может быть подходящей для традиционного праздника — Дня Святого Саввы (27 января), исполняется совместно с хором основной школы.

Заключение

Таким образом, содержание дисциплины «Музыкальная культура» направлено на усвоение учащимися музыкально-теоретических знаний и музыкально-исполнительских навыков, которые позволяют учащимся овладевать опытом художественно-практической деятельности и учиться воспринимать музыкальные ценности. Факультативные музыкальные занятия (хоровое исполнение и оркестровое музицирование), а также различные дополнительные формы активной музыкальной деятельности способствуют формированию у учащихся универсальных качеств творческой личности, развивают интерес к музыкальному искусству и познанию музыкальных традиций и культуры своего народа.

Литература

1. Василевик M. 1угословенски музички фоььклор. Београд: Просвета, 1997. 294 с.

2. 2. Mirkovic-Rados K. Psihologija muzike. Beograd: Zavod za udzebnike i nastavna sredstva, 2010. 363 s.

3. Pravilnik o nastavnom planu i programu za prvi i drugi razred osnovnog obrazovanj a i vaspitanj a // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 4. Beograd: Prosvetni glasnik, 2013. 326 s.

4. Pravilnik o nastavnom planu i program za drugi ciklus osnovnog obrazovanja i vaspitanja i nastavnom program za peti razred osnovnog obrazovanja i vaspitanja // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 6. Beograd: Prosvetni glasnik, 2007. 211 s.

5. Pravilnik o nastavnom planu i program za sedmi razred osnovnog obrazovanja i vaspitanja // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 6. Beograd: Prosvetni glasnik, 2009. 303 s.

6. Станисавлевик-Петровик З., Видановик Д. Промене у школском систему у Срби)и. Ниш: Филозофски факултет у Нишу, 2012. 352 с.

7. Стоjановик Г. Музичка култура за 1-4 разред. Београд: Рад, 2000. 135 с.

8. Skovran D. Nauka o muzickim oblicima / D. Skovran. Beograd: Zavod za udzebnike i nastavna sredstva, 1986. 350 s.

9. Тупашац А. Образовни стандарди за краj обавезног образовала за наставни предмет Музичка култура. Београд: Министарство просвете Републике Срб^е: Завод за вредноваае ква-литета, образовала и васпитааа, 2010. Стара Пазова: СавПо. 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.