Научная статья на тему 'Музыкальная культура современного студенчества КНР в зеркале педагогических экспериментов'

Музыкальная культура современного студенчества КНР в зеркале педагогических экспериментов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовое музыкальное образование / репертуарная политика / музыкальная культура / поп-музыка / традиционные инструменты / констатирующий эксперимент / формирующий эксперимент / контрольный эксперимент / mass music education / repertoire politics / musical culture / pop music / traditional instruments / statement of an experiment / forming experiment / control experiment

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лю Гэ Лю Гэ

Целью статьи является изучение уровня музыкальной культуры среди молодежи КНР. В число задач входит описание и обобщение результатов педагогических экспериментов, поставленных в университетах Китая. Выводы касаются основных негативных характеристик и предложений по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the paper is to study the level of musical culture among the youth of China. The objectives include the description and generalisation of the results of the pedagogical experiments carried out at the universities in China. The fi ndings cover the main negative characteristics and proposals for their removal.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура современного студенчества КНР в зеркале педагогических экспериментов»

Лю Гэ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА КНР В ЗЕРКАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Г. П. Овсянкина

Целью статьи является изучение уровня музыкальной культуры среди молодежи КНР. В число задач входит описание и обобщениерезультатов педагогических экспериментов, поставленных в университетах Китая. Выводы касаются основных негативных характеристик и предложений по их устранению.

Ключевые слова: массовое музыкальное образование, репертуарная политика, музыкальная культура, поп-музыка, традиционные инструменты, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

142

Liu Ge

MUSICAL CULTURE OF MODERN CHINESE STUDENTS IN THE MIRROR OF PEDAGOGICAL EXPERIMENTS

The aim of the paper is to study the level of musical culture among the youth of China. The objectives include the description and generalisation of the results of the pedagogical experiments carried out at the universities in China. The findings cover the main negative characteristics and proposals for their removal.

Key words: mass music education, repertoire politics, musical culture, pop music, traditional instruments, statement of an experiment, forming experiment, control experiment.

Почти двадцать лет назад правительство КНР взяло курс на всестороннее, гармоничное воспитание и образование в начальной и средней школе, где обязательной составляющей учебных планов является музыкальное развитие. Десять лет назад были изданы законы о совершенствовании учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. То есть на государственном уровне проводится повсеместная политика приобщения народа к музыкальной культуре.

Сегодня обучение в средних школах Китая длится двенадцать лет, десять лет по одному часу в неделю проводится урок музыки. Принята единая программа по дисциплине, разрабатывается и издается комплекс учебных материалов. Встает вопрос: насколько результативными оказываются столь полномасштабные меры? Для ответа на этот вопрос нами были проведены педагогические эксперименты, выявляющие уровень музыкальной культуры современного китайского студенчества. Целью данной статьи является изучение и осмысление результатов экспериментов, позволяющих объективно оценить музыкальную культуру студенческой среды и разработать инновационные меры по совершенствованию массового музыкального воспитания и образования.

Время постановки констатирующего эксперимента - март 2008 г., место проведения - педагогический институт в г. Ло Ян (провинция Хэнань, центральный Китай). Цель эксперимента: выяснить уровень знаний о музыке в студенческой среде, определить музыкальные предпочтения. В эксперименте участвовали представители одиннадцати

факультетов (кроме факультета музыки). В качестве исследовательского метода была применена случайная выборка. Студентам была предложена анкета с девятью вопросами, раскрывающими их музыкальные вкусы, уровень осведомленности в области теории и истории музыки, в том числе китайской:

1. Любите ли вы музыку?

2. Знаете ли вы основы нотной грамоты?

3. Знаете ли вы нотоносец?

4. Вы полноценно изучали предмет «музыка» в общеобразовательной школе?

5. Назовите от трех и более имен зарубежных композиторов.

6. Укажите свыше трех произведений зарубежных композиторов.

7. Назовите свыше трех имен выдающихся китайских музыкантов.

8. Укажите три и более произведений китайских композиторов.

9. Впишите более трех любимых музыкальных сочинений.

После окончания эксперимента были представлены 642 работы, из которых 306 выполнили студенты городского происхождения и 336 - выходцы из деревни. Изучение результатов эксперимента показало, что 582 студента любят музыку (90,65% от всей группы). В том числе 294 человека составляли студенты-«горожане» (96,08%) и 288 студентов - сельского происхождения (85,71%). 198 реципиентов знали основы нотной грамоты (30,84%), в том числе 126 человек являлись выходцами из городской среды. Из сельчан нотную грамоту знали 72 студента (21,43%). 18 человек имели представление только о нотоносце, из которых 14 человек

ПЕДАГОГИКА

были городского происхождения и 4 студента - из сельской местности.

Из 642 студентов лишь 366 человек полноценно изучали предмет «музыка» в общеобразовательной школе (57%). 186 студентов проходили предмет недостаточно полноценно (28,97%). 90 человек вообще не изучали музыку в школе (14,02%).

Эти данные показали, что сегодня значительно лучше поставлено изучение музыки в городских, нежели в сельских, школах. Поэтому и уровень базовых знаний по музыкальной грамоте у студентов из городской среды значительно выше.

Среди заданий реципиентам был предложен тест на восстановление пропущенной информации. 76 студентов смогли вписать от трех и более имен зарубежных композиторов (11,84%), 20 - указали также свыше трех произведений разных авторов (3,14%). 48 студентов правильно отметили свыше трех имен выдающихся китайских музыкантов (7,48%). 32 человека указали три и более названий произведений китайских композиторов (4,98%). 66 студентов назвали более трех любимых музыкальных сочинений (10,28%). Необходимо подчеркнуть, что 54 студента не смогли отметить ни одно любимое произведение.

Немаловажен следующий факт: из 443 любимых музыкальных произведений 37 являлись образцами зарубежной музыки (8,35% от общего числа); 61 - примеры китайской песни академического жанра (13,77%). Однако 345 сочинений относились к песенным поп-жанрам (77,88%). В процессе эксперимента было названо 459 имен любимых музыкантов и певцов. Среди них отмечено 35 зарубежных композиторов, музыкантов-исполнителей и певцов; 56 китайских музыкантов и певцов; 368 представителей шоу-бизнеса - поп-музыкантов и вокалистов (80,17% от общего числа имен).

Изучение полученных данных свидетельствует о низком уровне музыкальной культуры среди современной китайской студенческой молодежи. Анализ обстановки позволил сделать ряд выводов.

Во-первых, о низком уровне музыкального воспитания и образования в общеобразовательной школе. Причины этого явления, на наш

взгляд, заключаются в том, что во многих школах Китая не хватает учителей музыки; большинство родителей не считают музыкальное воспитание и образование детей необходимым и обращают серьезное внимание только на те предметы, которые будут профилирующими при поступлении в вуз (главное для них - получение ребенком высшего образования).

Во-вторых, существует значительная разница между школьным образованием в городе и деревне. В Китае много сделано за последние годы для совершенствования массового музыкального воспитания и образования. Однако процесс этот еще не завершен, что особенно наглядно представлено в современных китайских сельских школах. А именно в селах и деревнях сосредоточена основная масса китайского населения.

В Китае не хватает учителей музыки в первую очередь в деревне. Как свидетельствует статистика 2002 г. (информация министерства образования [1]), из 93 000 деревенских школ только в 28 000 школах были учителя музыки. В целом в каждой средней школе не хватает минимум одной штатной учительской единицы именно по предмету «музыка». Ныне в 822 309 начальных сельских школах, в которых обучается 134 000 000 учеников, работает только 69 000 учителей музыки. Более того, многие учителя музыки по образованию -представители других профессий.

В школах, в первую очередь деревенских, ощущается острая нехватка учебной литературы и аудиоаппаратуры, звукозаписей и т. д. Это в корне не соответствует закону об обязательном девятилетнем образовании. В такой обстановке нельзя приобщать к культуре, выявлять и воспитывать народные таланты. Многие эти проблемы связаны с неразвитостью экономики в деревне.

В-третьих, необходимо повышать качество уроков музыки. Исследовательская выборка показала, что немногие китайские студенты знают знаменитых иностранных и отечественных композиторов и музыкантов. Однако даже в их среде очень силен разрыв между знанием зарубежной и своей национальной музыки, о которой они имеют более слабое представление. И это все - результаты плохой

и неверно ориентированной организации массового музыкального воспитания.

В-четвертых, сегодня поп-музыка играет доминирующую роль в музыкальной культуре. Результаты исследования свидетельствуют, что многие студенты достаточно хорошо знают современные модные песни, принадлежащие к поп-жанрам, и их исполнителей. Все это показатель того, что масскультура занимает сейчас лидирующее положение в художественной жизни. Современная рыночная экономика способствует развитию шоу-бизнеса во всех жанровых сферах, особенно электроакустической музыки. Что касается зарубежной классической музыки и тем более китайской, то ей отведено ничтожно малое место.

Чтобы исправить создавшуюся ситуацию, на наш взгляд, в общеобразовательных школах надо знакомить учеников с традиционной китайской музыкой, в частности с ее богатым древним инструментарием.

Для проверки этого положения в апреле 2008 г. в университете г. Чжэн Чжоу (тоже провинция Хэнань) нами был поставлен формирующий эксперимент. Его целью являлось преподавание китайских традиционных музыкальных инструментов: истории, теории и практики исполнительства. Формы проведения эксперимента включали чтение лекций (десять тем) и открытые уроки по исполнительскому мастерству.

К концу восьмой лекции была достигнута основная учебная цель - приобретение студентами прочных знаний о традиционном китайском инструментарии. Эти знания позволяют им самим вести просветительскую работу по данной теме среди детей и молодежи, а главное, у них появилась более глубокий интерес к музыке, на котором основывается настоящая музыкальная культура.

Контрольный эксперимент показал: во-первых, студенты усвоили элементарные знания о китайском традиционном инструментарии, о его музыкально выразительных возможно-

стях; во-вторых, они осознали специфику их исторической эволюции в контексте изменения звукового образа; в-третьих, молодые люди ознакомились с музыкальными произведениями для этих инструментов, расширили свой интеллектуальный кругозор, раскрыли для себя глубокое музыкальное содержание; в-четвертых, была задействована педагогика сотрудничества, которая принесла положительные результаты. В результате студенты участвовали в обсуждениях и обобщениях по той или иной проблеме, что подготовило их к самостоятельному проведению просветительских лекций.

В заключение сделаем ряд выводов о музыкальной культуре современной молодежи.

Несмотря на серьезную политику государства в области музыкального образования, ежедневно китайские студенты слушают в основном произведения поп-музыки, причем не в самых лучших ее образцах. Они не имеют представления о высоких художественных критериях даже в массовой песне. Основы музыкально-эстетической культуры должны закладываться в школе. В студенческие годы этот пробел крайне трудно восполнить.

Пока школьному музыкальному образованию не хватает системности, обдуманной репертуарной политики. Ученики ориентируются в большинстве своем на образцы поп-культуры, не интересуются жанрами академической и фольклорной, особенно национальной, музыки. По мнению большинства молодых людей, уроки музыки принесли им мало пользы.

Обществом не учитывается, что музыкальное воспитание и образование является базисом интеллектуального и в целом психического развития человека. Высокая организация массового музыкального воспитания и образования является важнейшим залогом культурного роста нации. Современное состояние дел свидетельствует об узкопрагматическом, сугубо утилитарном отношении большинства населения в КНР к образованию. Отсюда и бездумное отношение к урокам музыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2003 0

ПЕДАГОГИКА

Объективные проблемы современного музыкального воспитания и образования в китайских школах // Китайское музыкальное воспитание и образование. Пекин: Китайское музыкальное воспитание и образование, 2003. Вып. 7. С. 23-25. (Перевод автора статьи)

REFERENCES

2003 0

Ob'yektivnye problemy sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya v kitayskikh shkolakh // Kitayskoye muzykal'noye vospitaniye i obrazovaniye. Pekin: Kitayskoye muzykal'noye vospitaniye i obrazovaniye, 2003. Vyp. 7. S. 23-25. (Perevod avtora stat'i)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.