the XIX century]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Bulletin of St. Petersburg University. Art history], 2014, no. 2, pp. 90-102. (In Russ.).
6. Oshchepkov A.R. "Fenomen Kyustina": kniga "Rossiya v 1839 godu" ["The Custine Phenomenon": the book "Russia in 1839"]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Moscow State Linguistic University], 2014, no. 21(707), pp. 142-151. (In Russ.).
7. Trifanov S.I. Formirovanie u studentov glubokogo ponimaniya "khudozhestvennogo obraza" kak kategorii kul'turologii [Formation of students' deep understanding of the "artistic image" as a category of cultural studies]. Voprosy nauki i obrazovaniya [Issues of science and education], 2018, no. 1(13), pp. 196-202. (In Russ.).
8. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, SIC INFRA-M Publ., 2017. 570 p. (In Russ.).
9. Estetika. Slovar'[Aesthetics. Dictionary]. (In Russ.). Available at: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/aesthetic/ fc/slovar-206.htm#zag-319 (accessed 01.12.2022).
10. Geisler-Szmulewicz A., Montandon A. Introduction. La poésie de Gautier: textes et postures. Paris, Lucie éditions Publ., 2021, pp. 9-12, doi: 10.3917/chaso.geisl.2021.01.0009. (In French).
УДК 008
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-63-70
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ГОРОДА
Сыпченко Василина Витальевна, аспирант кафедры культурологии и музеологии, Институт искусств и культуры, Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, РФ). E-mail: [email protected]
Данное исследование посвящено анализу роли музыкального искусства в формировании идентичности города. Объект изучения - музыкальная культура Томска, старейшего сибирского города с богатыми культурными традициями. Определяющими факторами идентичности г. Томска являются его история (первый за Уралом университет, уникальная деревянная архитектура и др.), современный научно-образовательный комплекс («город-университет»), интеллектуальная и духовная атмосфера, в формировании которой немаловажную роль сыграло развитие музыкального образования, а также богатое и разнообразное содержание музыкальной жизни города. Теоретико-методологической базой исследования музыкальной культуры города послужила концепция отечественного музыковеда Дж. К. Михайлова о составе и структуре музыкальной культуры. В статье выделены основные составляющие музыкальной культуры г. Томска, которые определяют ее «лицо»: 1) этническое направление; 2) классическое направление (академическая музыка); 3) джаз; 4) эстрада, рок. Дана характеристика каждой составляющей в отдельности. Музыкальная культура Томска рассматривается в социальном контексте: профессиональное и любительское искусство, деятельность образовательных учреждений (Томский государственный университет, Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова) и областных учреждений культуры, в работе которых присутствует музыкально-культурный компонент (Томская филармония, национальные культурные центры и др.). Также затрагивается проблема влияния на формирование музыкальной культуры города его территориально-географического расположения, истории возникновения и развития. В результате анализа музыкальной культуры Томска и ее частичном сравнении с культурой других городов Сибирского региона (Новосибирск, Красноярск, Кемерово) были определены ее некоторые отличительные признаки, что позволило сделать вывод о влиянии музыкальной культуры на формирование идентичности города.
Ключевые слова: Томск, национальность, студенчество, университет, филармония, музыкальный колледж.
MUSICAL CULTURE AS A FACTOR OF CITY IDENTITY FORMATION
Sypchenko Vasilina Vitalyevna, Postgraduate of Department of Culturology and Museology, Institute of Arts and Culture, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: vasilinsvit@ mail.ru
This research is focused on the analysis of the role of musical art in the city identity construction. The object of study is the musical culture of Tomsk, the oldest Siberian city with rich cultural traditions. The defining factors of Tomsk identity are its history (the first university beyond the Urals, unique wooden architecture, etc.), modern scientific and educational complex (city-university), intellectual and spiritual atmosphere, in which formation an important role is played by the development of music education as well as rich and varied content of the musical life of urban society. The theoretical and methodological basis of the research was the concept of the domestic musicologist J.K. Mikhailov on the composition and structure of musical culture. The article defines the main components of Tomsk musical culture, which determines its face: 1) ethnic direction; 2) classical direction (academic music); 3) jazz; 4) pop music, rock. The characteristic of each component is given. The musical culture of Tomsk is considered in the social context: professional and amateur art, the activities of educational establishment (Tomsk State University, Tomsk Music College named after E.V. Denisov) and regional cultural institutions, in whose activities there is a musical and cultural component (Tomsk Philharmonic, national cultural centers, etc.). The issue of the influence on the city musical culture formation its territorial and geographical location, the history of origin and development is also touched upon. As a result of the analysis of Tomsk musical culture some of its distinctive features were identified, which made it possible to conclude that musical culture influences on the city identity construction.
Keywords: Tomsk, nationality, students, university, philharmonic society, music college.
В последние годы в отечественной культурологии особое внимание уделяется вопросам сохранения уникальности российских городов, изучения механизмов укрепления городской идентичности, брендирования территорий, формирования городских сообществ и их роли в культурной жизни.
В эпоху глобализации сохранение собственного «я» становится особенно важным, так как в процессе формирования единого экономического, информационного и культурного пространства происходит постепенное стирание отличительных признаков, присущих той или иной территории. «Сохранение собственных культурных традиций и духовных ценностей и их пропаганда в мире, формирование чувства национальной гордости при уважительном отношении к другим народам должны стать основой культурной идентификации в современном мире» [5, с. 102].
Рассматривая проблему идентичности в контексте города, прежде всего необходимо уточнить сам термин «идентичность». В современной отечественной литературе изучение идентичности, связанной с городом, затрагивает большой круг
проблем, в связи с чем выделяется несколько ее типов. Так, например, Н. С. Дягилева предлагает различать городскую идентичность как «представления жителей города о себе как жителях именно этого (своего) города», идентичность города, выражающую «представления о городе, в которых описывается его сущность, специфика, особенности, сходства и различия с другими городами» и идентичность с городом - «психологический конструкт, часть персональной идентичности личности, когда город воспринимается как контекст индивидуальной биографии индивида» [3, с. 55].
В данной статье речь пойдет о втором типе - идентичности города - и факторах, ее формирующих.
Несмотря на отличия одного типа идентичности от другого, легко заметить, что все они фокусируются на человеке и его восприятии города и взаимоотношениях с ним. Именно человек, создавая культурное пространство, формирует уникальность территории, является носителем и транслятором идентичности. Продуктом деятельности человека, в котором происходит само-
выражение и самопознание индивида, являются произведения искусства, которые в свою очередь играют важную роль в формировании современной городской среды. «... В настоящее время уже складывается понимание того, что искусство -не просто часть городской среды, оно интегрировано в субстанциальную сущность города и воздействует на формирование его субъекта. Социальная инфраструктура города и морфология его пространства, формирование "образа города" и эволюция городских мифов, структурирование городской жизни и формы общения, не говоря уже о "духовном эфире" (Ю. А. Жданов) города, -во всем этом присутствует корректирующая роль искусства» [10, с. 136].
Рассматривая искусство в контексте идентичности города, можно утверждать, что, говоря об индивидуальности города, мы в первую очередь имеем в виду его архитектуру, так как именно архитектурный облик является внешним отличительным знаком города. «Видимость» архитектуры и ее роль в формировании городского пространства объясняют тот факт, что исследования, в которых рассматривается специфика городской идентичности, в основном связаны с архитектурой: сохранение архитектурно-средового наследия, образы города и его восприятие, вопросы городского «брендинга» и создания «имиджа» и т. п. [9, с. 60-61].
Менее заметен, на первый взгляд, но не менее важен в формировании индивидуального облика города другой вид искусства - музыка. В современной музыковедческой литературе отмечается, что музыкальная культура представляет собой многоуровневое явление. Одним из первых, кто предложил концептуализацию структуры и состава музыкальной культуры, был отечественный композитор и музыковед Дживани Константинович Михайлов. Рассматривая структуру музыкальной культуры, он отмечал, что «она образуется на пересечении трех "блоков", ее составляющих: состава музыкальной культуры, социальной обусловленности музыкальной культуры и характера ее функционирования» [1, с. 250] Среди важных составляющих он выделяет следующие компоненты: социальные институты, включая способы сохранения отдельных музыкальных традиций; музыкантство - категорию людей, занимающихся музыкой, их социальный статус,
степень их профессиональной подготовленности и т. д. (см.: [1, с. 250]).
Принимая в качестве теоретико-методологической основы нашего исследования идеи Дж. К. Михайлова, рассмотрим современную музыкальную культуру одного из старейших сибирских городов - Томска.
Томск - город с многовековыми культурными традициями. Идентичность Томска во многом определяется его историей (деревянная архитектура, первый за Уралом университет), научно-образовательным комплексом («город-университет»), интеллектуальной и духовной атмосферой, немалую роль в формировании которой сыграло развитие музыкального образования, традиции домашнего музицирования и т. д. Важный период в формировании музыкальной культуры города ряд исследователей связывает с присвоением ему статуса регионального административного центра. В год двухсотлетия со дня основания, в 1804 году, Томск становится центром Томской губернии, которая на тот момент включала в себя территории нынешних Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, Восточно-Казахстанской области Казахстана и часть Красноярского края. Промышленное и торговое развитие города повлекло за собой приток в губернский центр новых специалистов из центральных регионов России, что не могло не отразиться на культурном развитии города. Немаловажную роль в развитии культуры Томска сыграли ссыльные польские повстанцы. Впервые в Томске органная музыка прозвучала именно в польском костеле в 1862 году [4].
Огромную роль в формировании музыкальной культуры Томска сыграло открытие университета, который уже в XX веке стал aima mater для больших творческих коллективов, играющих важную роль в музыкальной культуре Томска и в настоящее время, хоровой капеллы ТГУ и Джаз-оркестра «ТГУ-62». С появлением новых высших и средних специальных учебных заведений Томск приобретает статус студенческого города, в котором формирование культурных традиций, в том числе и музыкальных, тесным образом связано со студенчеством.
Рассматривая музыкальную культуру конкретного города, необходимо учитывать то, что
ее формирование неразрывно с городской культурой в целом, где «"городская культура" отличается многозначностью и соединяет в себе понятие культуры и города как явлений, взаимосвязанных и во многом определяющих друг друга» [2].
Опираясь на идеи Дж. К. Михайлова и рассмотрев музыкальную культуру Томска в социальном контексте (деятельность областных учреждений сферы культуры и искусства, образовательных учреждений, творчество местных музыкантов и т. д.), в настоящее время в ней можно выделить в качестве основных следующие направления:
1) этническое;
2) классическое;
3) джаз;
4) эстрада, рок.
Рассмотрим каждое направление в отдельности.
1. Этническое направление
Томская область - многонациональный регион. По разным источникам, на территории Томской области проживает более 100 национальностей [7; 8]. По данным Росстата, на 2019 год в Томске больше всего проживает русских (88 %), татар (1,63 %), украинцев (1,07 %), немцев (0,8 %), поляков (0,4 %), евреев (0,4 %) [6]. Представители остальных народностей и национальностей немногочисленны (азербайджанцы, армяне, чуваши, башкиры, удмурты, узбеки и др.). Поскольку большая часть проживающих на территории Томска - русские, то преобладающая составляющая этнического уровня - русская национальная культура. Так, изучением и сохранением культуры русских старожилов Сибири занимается коллектив Арт-проекта «Васильев вечер». Сохранением традиций исполнительства на русских народных инструментах занимаются в образовательных учреждениях области (детские музыкальные школы и школы искусств, Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова). При этом помимо подготовки специалистов по распространенным и в других регионах русским народным инструментам - балалайка прима, домра, баян - в Томском музыкальном колледже ведется подготовка специалистов - сольных исполнителей на балалайке контрабасе. Подобного примера нет ни в одном другом городе Сибирского региона. Активными
пропагандистами исполнительства на русских народных инструментах являются профессиональные творческие коллективы: ансамбль русских народных инструментов «Сибирские узоры» Томской областной государственной филармонии и Томский муниципальный русский оркестр. Традиции народного пения продолжают Муниципальный театр фольклора «Разноцветье», а также народные хоровые коллективы образовательных учреждений города. Несмотря на то что репертуар этих коллективов разнообразный и включает произведения разных жанров и разного времени создания, их деятельность, прежде всего, связана с сохранением русских музыкальных традиций.
Помимо русской культуры к этническому направлению музыкальной культуры Томска относится творчество других национальных коллективов. В Томске официально действуют два центра национальной культуры: ОГАУК «Центр татарской культуры» и ОГАУК «Томский областной Российско-немецкий дом», а также более 30 национально-культурных организаций (национальные автономии, объединения, землячества) [6; 7].
В рамках своей деятельности данные организации проводят мероприятия, на которых в той или иной степени присутствует музыкальная составляющая, характеризующая национальную культуру. При этих центрах и организациях существуют национальные творческие коллективы, деятельность которых невозможно представить без национальной музыки: народный ансамбль горского танца «Даймохк», ансамбль немецкой песни «Фаэтон», ансамбль национальных корейских барабанов «Самульнори», вокальные ансамбли белорусской песни «Крылы», «Белая Русь», «Барвиночки», армянский хореографический ансамбль «Наири» и другие. Участвуя в городских культурных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, концертах), они бесспорно вносят свой национальный колорит в общую картину музыкальной культуры города.
2. Классическое (академическое) направление
Рассматривая данное направление, следует выделить две важные составляющие:
1) профессиональное концертное исполнительство;
2) профессиональное образование.
Развитие профессионального академического искусства напрямую связано с открытием в городе образовательных учреждений.
Одним из важных шагов на пути развития академической музыкальной культуры Томска было открытие в городе отделения Русского музыкального общества, а затем, 7 февраля 1893 года, первых за Уралом музыкальных классов, впоследствии преобразованных в два самостоятельных образовательных учреждения: детскую музыкальную школу (ДТТТИ № 1 имени А. Г. Рубинштейна) и музыкальный техникум (Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова) [4].
Профессиональное исполнительство в Томске, прежде всего, связано с деятельностью Томской областной государственной филармонии. В ее составе самый многочисленный в области профессиональный коллектив - Томский академический симфонический оркестр (на 01.12.2022 года в составе оркестра 68 музыкантов). Основная составляющая репертуара коллектива - произведения академических жанров, созданные композиторами разных эпох, включая современных. Так, в рамках концертного сезона 2021-2022 оркестром были представлены 4 цикла концертов (абонемента): «Главный представляет», «Без дирижера», «Круглая дата», «Литература и музыка». В 2021 году для жителей города Томским академическим симфоническим оркестром было проведено 63 концерта. Большую роль в популяризации академического музыкального искусства играют концертно-просветительские проекты, представляемые артистами концертно-камерного отдела Томской филармонии - вокалистами, пианистами, органистами, музыковедами (на 01.12.2022 года в составе отдела двенадцать артистов). За 2021 год артистами отдела было дано 105 концертов на концертных площадках города. Прошедшие за 2021 год концертные программы включали произведения академических жанров композиторов Х^П-ХХ1 веков.
Помимо творческих коллективов филармонии к академической части музыкальной культуры Томска необходимо отнести деятельность коллективов Национального исследовательского Томского государственного университета: Камерного оркестра и Хоровой капеллы.
В отличие от соседних сибирских городов -Кемерова, Новосибирска, Красноярска, где суще-
ствуют музыкальные театры (Музыкальный театр Кузбасса, Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ), Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского) в Томске недостаточно представлены музыкально-сценические жанры (опера, оперетта, балет). В Томской области есть единственный музыкальный театр, расположенный в закрытом городе - ЗАТО Северск, и, несмотря на то что город располагается на расстоянии восемнадцати километров от Томска и существует практика организации групповых поездок на спектакли, рассматривать деятельность данного учреждения в качестве полноценной составляющей музыкальной культуры Томска нельзя. Отсутствие музыкального театра в городе частично компенсируется спектаклями гастролирующих коллективов, но за период пандемии их количество значительно уменьшилось. Так, в 2021 году на сцене Большого концертного зала Томской филармонии состоялось только 2 спектакля: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (Классический национальный русский балет, г. Москва), оперетта И. Кальмана «Сильва» (артисты оперетты г. Москвы), на сцене Томского театра драмы Северским музыкальным театром было представлено 10 спектаклей.
Восполнить нехватку постановок произведений музыкально-сценических жанров стараются коллективы Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ). Так, силами Хоровой капеллы и Камерного оркестра на сцене Центра культуры ТГУ были поставлены опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (2015) и опера П. И. Чайковского «Иоланта» (2017). В 2019 году в рамках Международного музыкального фестиваля «Классическое лето имени Э. В. Денисова» силами Томской филармонии при участии солистов из Новосибирска была осуществлена постановка оперы Э. В. Денисова «Иван-солдат». Но постановки томских коллективов и гастролирующих трупп не могут быть равносильной заменой деятельности стационарного музыкального театра.
Вторая составляющая классического направления музыкальной культуры города - профессиональное образование. В настоящее время в Томске существуют несколько учреждений, в которых можно получить образование, связанное с акаде-
мической музыкой. Это Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова, обеспечивающий среднее специальное образование по специальностям «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование» и «Музыкальное образование». Поскольку в Томске нет консерватории, получить высшее музыкальное образование в городе возможно в НИ ТГУ только по некоторым специальностям: «Педагогическое образование. Музыкальное искусство» (бакалавриат); «Искусство концертного исполнительства. Фортепиано», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором» и «Музыкально-театральное искусство. Искусство оперного пения» (спе-циалитет) [8].
В рамках образовательной деятельности каждое учреждение проводит различные творческие мероприятия, которые включаются в общую городскую музыкальную жизнь. Одним из знаковых мероприятий является Международный конкурс молодых композиторов имени Э. В. Денисова, который начиная с 2007 года проводится раз в три года. Организатором конкурса выступает Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова.
3. Джаз
В музыкальной культуре студенческого города джаз стал одной из важных составляющих с момента создания при Томском государственном университете джазового оркестра «ТГУ-62». В 2003 году коллектив получил статус профессионального, и с этого момента носит название «Муниципальный джаз-оркестр "ТГУ-62"». Ежегодно коллектив дает не менее десяти концертов на концертных площадках города. Немаловажную роль в развитии джазового направления в Томске играют самостоятельные джазовые музыканты. Среди наиболее известных: Асхат Сай-фуллин (контрабас), Георгий Фефелов (фортепиано), Алексей Пиоттух (контрабас, домра альт), Степан Пономарев (скрипка). Так, по инициативе А. Сайфуллина и при его непосредственном участии в Томской филармонии на протяжении четырех концертных сезонов проходил цикл концертов «Асхат Сайфуллин представляет».
На протяжении многих лет центром джазовой музыки в Томске (с 2004 года) является Джаз-клуб «Андеграунд». После вынужденного за-
крытия в феврале 2019 года благодаря поддержке Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники клуб вновь был открыт в январе 2021 года в том же здании, но уже в несколько измененном формате. Теперь основной доминантой заведения стало регулярное проведение концертных программ. В джаз-клубе систематически (2-3 раза в неделю) проходят концертные программы с участием российских, иностранных и томских джазовых музыкантов.
4. Эстрада, рок
Рассматривая данное направление, необходимо выделить две составляющие:
- концерты известных эстрадных исполнителей;
- творчество томских музыкантов.
Выступление приезжих музыкантов нельзя
в полной мере отнести к формированию музыкальной индивидуальности города, так как исполнители, выезжая в концертный тур, представляют одно и то же шоу во всех городах тура. Но, несмотря на это, именно подобные концертные мероприятия, художественный уровень которых определяется исключительно коммерческой выгодой, играют большую роль в формировании музыкального вкуса населения города, а следовательно, и в формировании общемузыкальной культуры.
Самобытным является творчество томских коллективов. Томск - студенческий город, поэтому в студенческой среде появляется немало творческих проектов в данном направлении. Но, как правило, большинство из них существует непродолжительное время. Тем не менее в Томске можно выделить несколько групп, которые хорошо известны томичам, а также за пределами города. Это так называемые кавер-группы и коллективы, в репертуаре которых оригинальные композиции самих исполнителей. Их концерты преимущественно проходят в клубах «Варяг», «Шизгара», на музыкальных площадках «Hall Bar», «Santa Monica». В настоящее время одни из самых концертирующих коллективов: музыкальная группа «Дак Хауз», кавер-банда «EchoSlam», кавер-группы «Нравы» и «ВИА СССР», рок-группы «Портовые феи» и «Пророки».
Говоря о данном направлении, следует отметить, что творчество томских эстрадных и рок-групп пока еще недостаточно исследовано.
Итак, рассмотрение базовых направлений музыкальной культуры города Томска позволяет определить следующие ее отличительные признаки:
1. Формирование музыкально-культурного «лица» Томска определяется богатыми культурными традициями старого сибирского города.
2. Многонациональность региона и толерантность делают музыкальную культуру города этнически разнообразной.
3. Томск - современный научно-образовательный, студенческий центр. Появление и развитие основных направлений музыкальной культу-
ры города связано с деятельностью томских вузов и творческой активностью студенчества.
4. В отличие от других городов Сибирского региона в Томске отсутствует театр оперы и балета, в связи с чем в городе недостаточно представлены музыкально-театральные жанры.
Несмотря на то что специфика музыкальной культуры Томска и ее индивидуальность еще требуют детального изучения, уже сейчас можно сказать о том, что она, бесспорно, является одной из важных составляющих, формирующих идентичность города.
Литература
1. Абдулаева М. Ш., Керимханова Н. М. Музыкальная культура: содержание и структура в культурном пространстве региона // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, № 2 А. - С. 248-255.
2. Барышева В. В. Формирование культурной идентичности современного города [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2015. - Т. 30. - С. 146-150. - URL: https://e-koncept. ru/2015/65100.htm (дата обращения: 23.09.2022).
3. Дягилева Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности [Электронный ресурс] // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 54-59. - URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/22420/1/geobrand-2013-12.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
4. Куперт Т. Музыкальное прошлое Томска (в письмах А. Г. Рубинштейну). - Томск, 2006. - 788 с.
5. Лысак И. В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - № 4. - С. 99-102.
6. Официальный сайт Администрации города Томска [Электронный ресурс]. - URL: https://admin.tomsk.ru/ pgs/2hg (дата обращения: 15.09.2022).
7. Официальный сайт Законодательной думы Томской области [Электронный ресурс]. - URL: http://old.duma. tomsk.ru (дата обращения: 20.04.2022).
8. Официальный сайт Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: http://iik.tsu.ru (дата обращения: 28.08.2022).
9. Скалкин А. А. Понятие идентичности и факторы ее формирования [Электронный ресурс] // Архитектура и современные информационные технологии. - 2017. - № 4 (41). - С. 57-67. - URL: http://marhi.ru/ AMIT/2017/4kvart17/05_skalkin/index.php (дата обращения: 26.09.2022).
10. Юдина В. И. Музыкальная культура провинциального города в оптике художественной урбанистики. К постановке проблемы // Журнал интегративных исследований культуры. - 2019. - Т. 1, № 2. - С. 134-140. - DOI: 10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140.
References
1. Abdullaeva M.Sh., Kerimkhanova N.M. Muzykal'naya kul'tura: soderzhanie i struktura v kul'turnom prostranstve regiona [Musical culture: content and structure in the cultural space of the region]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and civilization], 2019, vol. 9, no. 2 A, pp. 248-255. (In Russ.).
2. Barysheva V.V. Formirovanie kul'turnoy identichnosti sovremennogo goroda [Formation of the cultural identity of the modern city]. Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal [Concept: scientific and methodological electronic journal], 2015, vol. 30, pp. 146-150. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2015/65100.htm Accessed 23.09.2022).
3. Dyagileva N.S. Teoreticheskie aspekty gorodskoy identichnosti [Theoretical aspects of urban identity]. Brending malykh i srednikh gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Branding of small and medium-sized cities in Russia: experience, problems, prospects]. Ekaterinburg, UrFU Publ., 2013, pp. 54-59. (In Russ.). Available at: https://elar. urfu.ru/bitstream/10995/22420/1/geobrand-2013-12.pdf Accessed 25.04.2022).
4. Kupert T. Muzykal'noe proshloe Tomska (v pis'makh A.G. Rubinshteynu) [Musical past of Tomsk (in letters to A.G. Rubinshtein)]. Tomsk, 2006. 788 p. (In Russ.).
5. Lysak I.V. Problema sokhraneniya kul'turnoy identichnosti v usloviyakh globalizatsii [The problem of preserving cultural identity in the context of globalization]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and socio-economic sciences], 2010, no. 4, pp. 99-102. (In Russ.).
6. Ofitsial'nyy sayt Administratsii goroda Tomska [Official site of the Administration of the city of Tomsk]. (In Russ.). Available at: https://admin.tomsk.ru/pgs/2hg (accessed 15.09.2022).
7. Ofitsial'nyy sayt Zakonodatel'noy dumy Tomskoy oblasti [Official website of the Legislative Duma of the Tomsk region]. (In Russ.). Available at: http://old.duma.tomsk.ru (accessed 20.04.2022).
8. Ofitsial'nyy sayt Instituta iskusstv i kul'tury Natsional'nogo issledovatel'skogo Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Official site of the Institute of Arts and Culture of the National Research Tomsk State University]. (In Russ.). Available at: http://iik.tsu.ru (accessed 28.08.2022).
9. Skalkin A.A. Ponyatie identichnosti i faktory ee formirovaniya [The concept of identity and factors of its formation]. Arkhitektura i sovremennye informatsionnye tekhnologii [Architecture and Modern Information Technologies], 2017, no. 4 (41), pp. 57-67. (In Russ.). Available at: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/05_skalkin/index.php (accessed 26.09.2022).
10. Yudina V.I. Muzykal'naya kul'tura provintsial'nogo goroda v optike khudozhestvennoy urbanistiki. K postanovke problemy [Musical culture of a provincial town in the optics of artistic urbanism. To posing a problem]. Zhurnal inte-grativnykh issledovaniy kul'tury [Journal of Integrative Cultural Studies], 2019, vol. 1, no. 2, pp. 134-140. (In Russ.), doi: 10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140.
УДК 78.03
Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-70-77
РАЗВИТИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
Ся Юй, аспирант кафедры истории музыки, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова (г. Ростов-на-Дону, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается специфика развития терминологического аппарата стилей джазовой музыки. Наиболее активный период развития джазового искусства, датируемый первой половиной XX века, демонстрирует преобладание определений, берущих начало в сленговом лексиконе профессиональных музыкантов и джазовой публики. Примером данного утверждения выступают крупные стили ранней джазовой сцены, включая свинг, бибоп, технику вокальной импровизации «скэт». В очевидной оппозиции к достижениям раннего джаза находятся образцы стилистики, относящиеся к середине и второй половине XX века. Сформированная композитором и джазовым музыкантом Г. Шуллером концепция третьего течения представляет собой не только новый тип концептуальной музыки, в которой объединение идей из области джаза и современной композиции перерастают в общее усложнение идейных принципов. Третье течение образует новый вид связанной с джазом практики, в которой творческие и художественные амбиции музыкантов и композиторов значительно возрастают, а создаваемый ими материал становится более элитарным. Параллельно с образованием третьего течения происходит теоретическое наполнение и концептуализация радикальных моделей импровизации, созданных представителями фри-джаза. Среди таковых - предложенная экспериментальным гитаристом Д. Бейли концепция неидиоматической импровизации, пересекающийся с ней авангардистский феномен Kaputtspiel-Zeit немецкого тубиста П. Конвальда, сформулированная идейным вдохновителем фри-джаза О. Коулменом концепция гармолодики. Для терминологической локализации подобной сложной и комплексной музыки жаргонные конструкции, взятые из речи джазменов, не подходили.