Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКА)'

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД / МАГНИТОГОРСК / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАДИЦИИ / ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА / КОНСЕРВАТОРИЯ / ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гун Г. Е.

В статье рассматривается фактология музыкальной жизни Магнитогорска, который представляет пример распространённого на Урале типа поселения и универсальную форму существования культуры индустриального региона. Выявляются типичные и специфические черты городской музыкальной культуры. В статье показано, что для индустриальных городов характерны отсутствие исторически сложившихся культурных традиций и форсированный характер их формирования, одновременность строительства города и становления музыкальной культуры, сосуществование и взаимовлияние традиций любительской и профессиональной музыкальной культуры. В заключение делается вывод о том, что сохранение и преумножение музыкальных традиций даёт индустриальному городу потенциал развития на основе современных культурных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL CULTURE OF AN INDUSTRIAL CITY (ON THE EXAMPLE OF MAGNITOGORSK)

The article examines the factology of the musical life of Magnitogorsk, which is an example of the type of settlement widespread in the Urals and a universal form of the existence of the culture of an industrial region. The author reveals the typical and specific features of the urban musical culture. The article shows that industrial cities are characterized by the absence of historically established cultural traditions and the forced nature of their formation, the simultaneous construction of the city and the formation of musical culture, the coexistence and mutual influence of the traditions of amateur and professional musical culture. In conclusion, it is concluded that the preservation and enhancement of musical traditions gives the industrial city the potential for development based on modern cultural strategies.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКА)»

УДК 78

Галина Евгеньевна Гун

Доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки (Магнитогорск, Россия). Е-таП: [email protected]. SPIN-код: 4326-0790

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКА)

В статье рассматривается фактология музыкальной жизни Магнитогорска, который представляет пример распространённого на Урале типа поселения и универсальную форму существования культуры индустриального региона. Выявляются типичные и специфические черты городской музыкальной культуры. В статье показано, что для индустриальных городов характерны отсутствие исторически сложившихся культурных традиций и форсированный характер их формирования, одновременность строительства города и становления музыкальной культуры, сосуществование и взаимовлияние традиций любительской и профессиональной музыкальной культуры. В заключении делается вывод о том, что сохранение и преумножение музыкальных традиций даёт индустриальному городу потенциал развития на основе современных культурных стратегий.

Ключевые слова: индустриальный город, Магнитогорск, музыкальная культура, музыкальный традиции, хоровая капелла, консерватория, театр оперы и балета.

Для цитирования: Гун Г. Е. Музыкальная культура индустриального города (на примере Магнитогорска) // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2021. -Вып. 25. - С. 57-62.

Для Среднего и Южного Урала индустриальный город - распространённый тип поселения и универсальная форма существования культуры. Моногорода создавались в определённых исторических и идеологических обстоятельствах, в условиях централизованной плановой экономики. Современные глобальные и локальные процессы трансформировали экономическую и социокультурную ситуацию в моногородах, и большинство исследователей оценивают их состояние как кризисное. Очевидно, что поиски путей решения существующих проблем возможны только путем диверсификации экономики, при устранении «приоритета производства по отношению к жизни» (М. Меерович). Это путь изменений, связанный с культурой и созданием новых культурных кодов. Между тем, значение художественной культуры во всей

совокупности реальных проблем городской жизни недостаточно осмысленно, а её потенциальная способность выступить фактором устойчивого социального развития недооценена. Это обстоятельство тем обиднее, что многие индустриальные города имеют интересные культурные традиции и могут использовать их как основание для изменений. Именно эти соображения и побудили автора обратиться к проблематике художественной культуры индустриального города на примере Магнитогорска.

Музыкальные традиции Магнитогорска закладывались с первых дней строительства города, а при отсутствии исторически сложившихся художественных традиций их формирование носило форсированный характер. Путь от субститу-циональных самодеятельных проявлений

до профессиональных, институционально закреплённых форм художественной жизни был пройден в течение девяти десятилетий городской истории. Планомерные и целенаправленные усилия подвижников от музыкальной культуры в течение нескольких поколений скомпенсировали перекосы индустриального развития, смягчили менталитет и сформировали культуру молодого города [см.: 1]. Сегодня для идентификации его жителей важно не только то, что Магнитка - это крупнейший металлургический комбинат или известный хоккейный клуб, но и то, что это город богатой музыкальной культуры, располагающий известными музыкальными коллективами: театром оперы и балета, консерваторией, концертным объединением, Домом музыки и др.

Можно сказать, что традиции музыкальной культуры закладывались буквально с первых дней строительства города: перед первостроителями выступала концертная бригада выпускников Московской консерватории - М. Блантер, М. Коваль, В. Гайгерова. В 1930-40-е годы музыкальная культура Магнитогорска формировалась усилиями выпускников Московской консерватории - Л. А. Авербух, В. А. Дех-тярева, В. В. Ветошкина, А. Л. Сулержиц-кого, М. М. Новиковой, С. Г. Эйдинова, при активном участии которых открывались музыкальные учебные заведения и работали самодеятельные коллективы. Так, в 1934 году в Магнитогорске открылась первая музыкальная школа, набирающая не только детей, но и взрослых. Её первым директором была Л. А. Авербух. Первые шаги профессионализации музыкальной культуры связаны с открытием в 1939 году музыкального училища, в создании и становлении которого особая роль принадлежит С. Г. Эйдинову.

В Магнитогорске существовало множество духовых и джазовых коллективов, симфонический оркестр, оперные и вокальные студии, которые составляли бла-

гоприятную среду для формирования художественных потребностей жителей молодого города. По мнению Е. В. Черновой, в строящемся городе «...полнокровно существовали традиции профессиональной и любительской музыкальной культуры, которые питали друг друга, но не обуславливали напрямую» [4, 8].

Второй этап профессионализации художественной жизни города началась с создания в годы Великой отечественной войны Магнитогорской государственной хоровой капеллы, которая 22 октября 1944 года получила статус государственной, а 17 марта 1945 года дала свой первый концерт. В течение почти четырёх десятилетий бессменным художественным руководителем капеллы был народный артист РСФСР С. Г. Эйдинов. После него коллектив возглавляли С. И. Смирнов, Ю. М. Иванов, Н. П. Иванова. Магнитогорская капелла и сегодня много гастролирует, имеет международное признание. В репертуаре коллектива - крупные премьеры, лучшие образцы мировой классики, оперы и сцены из опер (в концертном исполнении), произведения русской духовной музыки [см.: 3].

К концу 1970-х годов Магнитогорск выделялся среди молодых индустриальных городов развитой музыкальной инфраструктурой. В нём функционировало музыкальное училище, 7 дневных музыкальных школ, 3 Дома музыки, 17 Дворцов культуры и клубов, Государственная хоровая капелла, Хоровое общество, концертное объединение [2, 98]. Существовала мощная традиция музыкального просветительства.

В 1970-е - 1980-е годы яркой страницей художественной жизни Магнитогорска была деятельность рабоче-студенческой филармонии, объединившей градообразующее предприятие, учреждения культуры и образовательные заведения. Инициатором её создания и основной площадкой культурных мероприятий стал технический вуз - Магнитогорский горно-метал-

лургический институт им. Г. И. Носова (МГМИ, ныне Магнитогорский государственный технический университет). Условия для создания системы эстетического воспитания были подготовлены деятельностью любительских коллективов студенческой филармонии: камерного ансамбля, театра эстрадных миниатюр, академического хора, эстрадного и духового оркестров, которые в течение нескольких лет формировали своего слушателя. Организаторы системы эстетического воспитания (Г. С. Гуном, Н. И. Сторожевой, А. М. Ферштером) поставили задачу получения студентами определённого минимума знаний в области искусства. Для этих целей элементы эстетического просвещения были объединены с теорией и практикой художественного образования. В теоретической части программы студенты получали музыкальные знания, а для организации концертов привлекли сначала музыкантов камерного ансамбля института, а впоследствии известных исполнителей и композиторов. В Магнитогорск с концертами приезжали С. Рихтер, Г. Кремер, А. Скавронский, И. Безродный, В. Третьяков, А. Бондурянский, В. Иванов, М. Уткин, композиторы Д. Кабалевский, К. Хачатурян, М. Таривердиев, А. Пахмутова, Я. Френкель, В. Шаинский и др.

Лекции эстетического цикла подкреплялись занятиями самодеятельным художественным творчеством и обязательным посещением концертов. Со временем появились новые формы художественной практики, были введены новые лекционные курсы, в сторону большего жанрового разнообразия изменился концертно-те-атральный абонемент. В рамках абонементных концертов выступали актёры О. Табаков, С. Юрский, В. Гафт, Л. Дуров, А. Калягин, А. Леонтьев, З. Гердт, В. Сме-хов, К. Райкин, писатели М. Жванецкий, А. Арканов, А. Иванов и многие другие. Студенческая филармония заключила договоры о постоянном творческом со-

дружестве с Московским театром «Современник» и Свердловским симфоническим оркестром.

В 1983 году был заключён Договор о творческом содружестве между Союзом композиторов РСФСР, Магнитогорским металлургическим комбинатом, МГМИ и Магнитогорским музыкальным училищем имени М. И. Глинки (ныне Магнитогорская государственная консерватория). Студенческая филармония переросла в объединённую рабоче-студенческую филармонию. Созданная комплексная система эстетического воспитания послужила фактором дальнейшего развития культурной жизни города. На комбинате был создан «Рабочий университет искусств» с отделениями музыкального, театрального и киноискусства, а в содружестве с музыкальным училищем родилась народная консерватория. В ходе реализации именно этого проекта Магнитогорск обрёл имидж города труда и высокой культуры, «музыки и металла», который не утратил своей значимости и сегодня.

Эффективность системы эстетического воспитания была признана решением Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. В 1984 году на базе МГМИ был создан Всероссийский проблемный совет по художественному воспитанию студентов, задачей которого стала координация практики художественного воспитания в вузах России.

Продолжали формироваться общегородские музыкальные традиции. Благодаря интересу к мужскому пению и устойчивой традиции коллективного хорового исполнительства, в конце 1980-х годов родилось «Мужское певческое братство», на основе которого в 1990-е годы был сформирован профессиональный хоровой ансамбль «Металлург» (рук. А. В. Никитин). В 1980-х - 1990-х годах в городе появляются первые профессиональные инструментальные коллективы: ансамбль народных инструментов «Родные напевы», студен-

ческий камерный симфонический оркестр (рук. А. Н. Якупов), оркестр народных инструментов Магнитогорской консерватории (рук. С. А. Брык), трио «Фейерверк», ансамбль «Калинушка» (рук. П. А. Цокало), концертный духовой оркестр (рук. И. В. Капитонов).

Логическим завершением институа-лизации профессиональной музыкальной культуры стало создание в 1996 году Магнитогорской государственной консерватории и открытие в 1997 году Театра оперы и балета.

Появление консерватории революционно изменило музыкальную жизнь Магнитогорска, сделав региональную музыкально-образовательную систему полной и логически выстроенной. Большое значение имела созидательная активность художественной интеллигенции и музыкантов во главе с А. Н. Якуповым, реформировавшим музыкальное образование в масштабах города. Организационно процесс имел логику постепенной реорганизации сред-неспециального музыкального учебного заведения сначала в музыкально-педагогический вуз (1993 год), а затем в консерваторию (1996 год). Рождение музыкального вуза в городе, не являющимся областным центром, имело глубокие социокультурные смыслы, ориентированные в будущее. Современная государственная система музыкального образования складывалась на основе центростремительных региональных систем, в то время как появление консерватории в Магнитогорске явилось отражением центробежных тенденций. Она создавалась как образовательное учреждение, научно-методический центр и концертно-филармоническая организация, в её деятельности сочетались образовательные, научно-исследовательские и концертно-просветительские функции. Можно утверждать, что сегодня Магнитогорская консерватория играет особую роль в развитии музыкального пространства юга Челябинской области и соседних

регионов, являясь центром музыкального искусства и образования. Культуротвор-ческий потенциал Магнитогорской консерватории необходим для устойчивого развития на основе актуальных центробежных социальных сценариев.

Существование Театра оперы и балета в периферийном индустриальном городе расширило пространство духовности, обновило городскую идентичность, добавив к ней новые краски, усилив её эксклюзивность и неповторимость.

Оперное искусство как вид любительского музыкального творчества было всегда интересно горожанам. Самодеятельные оперные коллективы существовали в городе с 1930-х годов, когда при Центральном клубе строителей был основан оперный коллектив, объединивший вокальную и балетную студии (рук. И. А. Маркотенко). Его участники, начав с постановки отдельных оперных сцен («Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковский), впоследствии поставили оперные спектакли («Запорожец за Дунаем» С.С. Гулак-Арте-мовского, «Русалка» А. С. Даргомыжского). В 1941-1946 годах при Дворце культуры металлургов была организована вокально-оперная студия под руководством И. Б. Ма-рьяскина, которая в сопровождении симфонического оркестра, хора и балетной труппы исполняла оперы «Запорожец за Дунаем», «Фауст» (Ш. Гуно) и «Кармен» (Ж. Бизе). А в 1961 году при Дворце культуры Ленинского комсомола была образована ещё одна оперно-вокальная студия (рук. Н. П. Фоменко), в которой магнитогорцы увидели полюбившиеся спектакли «Запорожец за Дунаем», «Русалка» и «Евгений Онегин», исполненные в концертном варианте. В 1940-е - 1950-е годы жанр оперы привлёк внимание музыкантов Магнитогорской государственной хоровой капеллы, исполнявших сцены из опер в концертом исполнении.

Подвижническая деятельность названных коллективов и их руководителей,

как справедливо замечает исследователь Е. В. Чернова, накапливала исполнительский потенциал магнитогорских музыкантов, удовлетворяла интерес горожан к оперному искусству на основе любительского оперного музицирования, «выполняла роль некоего посредника, адаптируя классические ценности к запросам социальной среды, осуществляя процесс массовизации академического жанра» [4, 137]. В этом и было заложено определённое противоречие магнитогорской оперы. Опера как сложный синтетический музыкально-театральный жанр репрезентирует классическое искусство, основанное на профессиональном исполнительстве. Любительство же выполняет по отношения к высоким образцам жанра просветительские задачи. В этом смысле права Е. В. Чернова, утверждая, что деятельность любительских вокальных и оперных коллективов нельзя рассматривать «в качестве непосредственных факторов, инициировавших возникновение театра... зарождение и формирование профессиональных традиций оперного исполнительства» [4, 136]. Они подготовили возникновение профессионального коллектива, но не обусловили этот процесс напрямую. Его рождение в первую очередь детерминировано социальной обстановкой в 1990-х годов, когда сложились обстоятельства субъективного свойства и условия для реализации региональных культурных проектов. Культуртрегерская и менеджерская деятельность А. Н. Якупова и его единомышленников удачно опиралась на исторически сформировавшийся художественный потенциал Магнитогорска в области вокально-оперного искусства и удовлетворяла давний интерес горожан к опере. Журналистка В. Заспич назвала это «эффектом Якупова», подчеркнув революционный характер процесса рождения Театра оперы и балета.

По нашему мнению, фактология музыкальной культуры Магнитогорска, специ-

фическая в своем основании, одновременно являет пример типичных социокультурных характеристик, свойственных другим индустриальным моногородам. К ним можно отнести:

1. Отсутствие исторически сложившихся культурных традиций и форсированный характер их формирования.

2. Одновременность строительства города и становления музыкальной культуры.

3. Централизованное влияние на процесс формирования музыкальной культуры и участие в нём представителей столичной музыкальной интеллигенции.

4. Пассионарно-личностный фактор. В лице видных представителей творческой интеллигенции музыкальная жизнь города обрела «гениев места», которые сделали возможным её становление и успешное развитие.

5. Параллельное сосуществование и взаимовлияние традиций любительской музыкальной культуры и процесса её профессионализации.

6. Непрерывающийся характер музыкально-образовательных и просветительских процессов как при государственной поддержке, так и в условиях её отсутствия.

Таким образом, в случае Магнитогорска «индустриальное прошлое» преодолевается усложнением художественной инфраструктуры и количественным наращиванием учреждений культуры и искусства. Диалектическое перерастание количества в качество эволюционно создаёт условия для благоприятных изменений городской ментальности. Музыкальная культура, в орбите действия которой в течение всей истории пребывал моногород, позволила позиционировать Магнитогорск как город труда и высокой музыкальной культуры, как город «музыки и металла». Музыка и сегодня даёт индустриальному городу потенциал развития на основе культурных стратегий, соответствующих реалиям XXI века.

Музыкальная жизнь российских регионов: вчера и сегодня ЛИТЕРАТУРА

1. Гун Г. Е. Художественная культура города: структура, динамика, перспективы. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. консерватория (академия), 2014. 266 с.

2. Семёнов В.И., Якименко Т. Г. Хроники музыкальной жизни Магнитогорска: годы, люди, судьбы. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. консерватория (академия), 2011. 263 с.

3. Синецкая Т. М. Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С. Г. Эй-динова: от мечты к реальности. Челябинск : Дом печати, 2005. 376 с.

4. Чернова Е. В. Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы (к проблеме функционирования музыкального искусства) : дис. ... канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2000. 140 с.

Galina E. Gun

Magnitogorsk State Conservatory (Academy) M. I. Glinka, Magnitogorsk, Russia. E-mail: [email protected]. SPIN-Kog 4326-0790

MUSICAL CULTURE OF AN INDUSTRIAL CITY (ON THE EXAMPLE OF MAGNITOGORSK)

Abstract. The article examines the factology of the musical life of Magnitogorsk, which is an example of the type of settlement widespread in the Urals and a universal form of the existence of the culture of an industrial region. The author reveals the typical and specific features of the urban musical culture. The article shows that industrial cities are characterized by the absence of historically established cultural traditions and the forced nature of their formation, the simultaneous construction of the city and the formation of musical culture, the coexistence and mutual influence of the traditions of amateur and professional musical culture. In conclusion, it is concluded that the preservation and enhancement of musical traditions gives the industrial city the potential for development based on modern cultural strategies.

Keywords: industrial city; Magnitogorsk; musical culture; musical traditions; choral chapel; conservatory; Opera and Ballet Theater.

For citation: Gun G. E. Muzykal'naya kul'tura industrial'nogogoroda (na primere Magnitogorska) [Musical culture of an industrial city (on the example of Magnitogorsk)], Muzyka v sisteme kul'tury : Nauchnyy vestnik Ural'skoy konservatorii, 2021, iss. 25, pp. 57-62. (in Russ.).

REFERENCES

1. Gun G. E. Khudozhestvennaya kul'tura goroda: struktura, dinamika, perspektivy [Artistic culture of the city: structure, dynamics, perspectives], Magnitogorsk, Magnitogorskaya gosudarstvennaya konservatoriya (aka-demiya), 2014, 266 p. (in Russ.).

2. Semenov V.I., Yakimenko T. G. Khroniki muzykal'noy zhizni Magnitogorska:gody, lyudi, sud'by [Chronicles of the musical life of Magnitogorsk: years, people, destinies], Magnitogorsk, Magnitogorskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya), 2011, 263 p. (in Russ.).

3. Sinetskaya T. M. Magnitogorskaya gosudarstvennaya akademicheskaya khorovaya kapella imeni S. G. Eydinova: ot mechty k real'nosti [Magnitogorsk State Academic Choir named after S.G. Eydinov: from dream to reality], Chelyabinsk, Dom pechati, 2005, 376 p. (in Russ.).

4. Chernova E. V. Muzykal'naya zhizn'g. Magnitogorska v 80-90-egody (k probleme funktsionirovaniya muzykal'no-go iskusstva): dis.... kand. iskusstvovedeniya [Musical life of Magnitogorsk in the 80-90s (on the problem of the functioning of musical art): dissertation], Magnitogorsk, 2000, 140 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.