Научная статья на тему 'Искусство сибирской провинции. Музыкальная жизнь Барнаула XIX начала XX в'

Искусство сибирской провинции. Музыкальная жизнь Барнаула XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ПРОВИНЦИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ГАСТРОЛИ / ТЕАТР / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ / PROVINCIAL ART / MUSICAL LIFE / MUSICAL COLLECTIVES / TEMPORARY ENGAGEMENTS / THEATER / MUSICIANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нестерова Светлана Валентиновна

Отражена история развития музыкального искусства провинциального сибирского города Барнаула. Представлены музыкальные коллективы и организации, существовавшие в XIX начале XX в., а также творческая интеллигенция, внесшая своей деятельностью значительный вклад в городскую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Siberian Province Art. The Musical Life in Barnaul in the XIXth the Beginning of the XXth Centuries

This article illustrates the history of evolution of the musical art in provincial Siberian city Barnaul. Musical collectives and organizations that gave concerts in the XIXth the beginning of the XXth centuries, the creative intellectuals that made an important contribution to the town culture are represented.

Текст научной работы на тему «Искусство сибирской провинции. Музыкальная жизнь Барнаула XIX начала XX в»

ББК 63.3(2)53-7

С. В. Нестерова

Искусство сибирской провинции. Музыкальная жизнь Барнаула XIX - начала XX в.

S. V. Nesterova

The Siberian Province Art. The Musical Life in Barnaul in the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries

Отражена история развития музыкального искусства провинциального сибирского города - Барнаула. Представлены музыкальные коллективы и организации, существовавшие в XIX - начале XX в., а также творческая интеллигенция, внесшая своей деятельностью значительный вклад в городскую культуру.

Ключевые слова: искусство провинции, музыкальная

жизнь, музыкальные коллективы, гастроли, театр, музыкальные деятели.

Новые тенденции XVШ в., переломного в развитии русской культуры, ярко проявились не только в центральных российских городах, но и в далекой провинции, какой являлся Алтай. Светская культура и, в частности, музыка, театр прочно завоевали свои позиции в Сибири. Если вначале очагами светской культуры были дома высокопоставленных чиновников - аристократов, приехавших из центральной части страны, где формировались традиции новой российской культуры, то последняя треть XVШ в. характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни в провинции: получают развитие различные виды музыкального исполнительства, охватывающие более широкие круги провинциального общества, открываются первые театры.

Новые веяния коснулись и Барнаула. Не последнюю роль здесь сыграло обучение горных специалистов Алтайского округа в Петербурге, где в конце 1756 г. открылся первый Российский публичный театр, спектакли которого вполне могли посещать будущие горные офицеры. Другим фактором, выделявшим Барнаул среди остальных городов Сибири и способствовавшим его более быстрому культурному развитию, являлись постоянные хозяйственно-культурные связи провинции и столицы: помимо упорядоченной закупки необходимой технической и иной литературы для Колывано-Воскресенских библиотек, приобретались, очевидно, и нотные издания как для частных лиц, так и для оркестра горного батальона. В его существовании сомневаться не приходится, так как в пехотных подразделениях с начала XVШ в. были введены штатные оркестры, состоявшие в среднем из 8-10 музыкантов - исполнителей на медных, деревянных духовых инструментах и ударных

This article illustrates the history of evolution of the musical art in provincial Siberian city Barnaul. Musical collectives and organizations that gave concerts in the XIXth - the beginning of the XXth centuries, the creative intellectuals that made an important contribution to the town culture are represented.

Key words: provincial art, musical life, musical collectives, temporary engagements, theater, musicians.

(барабаны) [1]. Подобные оркестры могли выступать как на официальных церемониях, так и на различных увеселительных гражданских мероприятиях - балах, концертах и т.д.

Значительная роль в культурном развитии Барнаула в первой трети XIX в. принадлежала просвещенному администратору П.К. Фролову, по инициативе которого были основаны оркестр, хор, другие культурные учреждения, а также возрожден любительский театр [2, с. 140-141].

По свидетельству английского художника Томаса Аткинсона, побывавшего в гостях у начальника Алтайских горных заводов в 1848 г., в городе существовал «великолепный оркестр под руководством одного унтер-офицера, получившего музыкальное образование в Петербурге. Оркестр исполнял отрывки из опер с большим успехом... Зимой состоялись три-четыре любительских концерта, которые не уступили бы тем, что даются в Европе» [3, с. 37].

Тяга к музыкальной культуре, интерес к театральным постановкам начинают проявляться наиболее отчетливо в XIX в. Это характерно для всего Сибирского региона. В определенной степени это было связано с появлением политических ссыльных. Если ранее обращение к искусству носило любительский характер и отличалось отсутствием профессионализма, то со второй половины XIX столетия в города Сибири приезжают на гастроли различные театральные труппы, включая и оперные, а также отдельные музыканты-исполнители. Такие представления и концерты вызывали большой интерес и пользовались успехом у зрителей, приобщая их к профессиональному искусству. Гастроли сыграли положительную роль в подъеме культурного уровня населения и в опреде-

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ленной степени подготовили условия для формирования полупрофессиональных и профессиональных музыкальных и театральных коллективов города. Параллельно с любительским начинает развиваться профессиональное искусство. В Барнауле, как и в других городах Сибири, создаются оркестры, кружки музыкантов-любителей, хоровые коллективы.

Так, в 1895-1903 гг. существовал любительский коллектив «Барнаульский музыкальный кружок». Среди руководителей кружка - А.А. Бобятинский, А.Г. Басарев, Л. Годзялковский и др. Музыканты кружка периодически выступали в клубе Горного собрания. Иногда устраивались совместные концерты гастролировавших музыкантов с местными любителями музыки [3, с. 56].

Из немногочисленных сохранившихся документальных источников, характеризующих состояние культуры Барнаула как центра горного округа, очевидно, что данному вопросу в округе уделялось весьма значительное внимание со стороны Кабинета, поскольку ежегодно из его средств отпускалось по 12000 руб. на содержание струнного оркестра [4, с. 30].

В связи с отсутствием в городе долгое время развитых форм музыкально-общественной жизни и профессиональных музыкальных коллективов значительное место в области культурного воспитания отводилось драматическому театру. Немаловажную роль в деле приобщения жителей Барнаула к художественной культуре и развитию их вкусов играло и музыкальное оформление спектаклей.

Помимо театральных трупп, Барнаул иногда посещали известные тогда в стране музыкальные коллективы и отдельные исполнители (вокалисты, инструменталисты), воспоминания о которых сохранялись много лет, возможно, и потому, что такие гастроли были редкостью.

Гастроли артистов и музыкантов охотно посещались привилегированной частью барнаульской публики, поскольку она уже испытывала в этом потребность и была подготовлена к восприятию искусства силами местных актеров и музыкантов. В деле пропаганды просвещения, приобщения к культуре и искусству всей остальной массы населения Барнаула приоритет принадлежал Народному дому. Устроенный по типу клуба, сочетая в себе комплексный подход к организации культурно-просветительской работы, Народный дом был вполне закономерным итогом деятельности Общества попечения о начальном образовании и достаточно типичным явлением в общекультурной российской жизни [5, с. 64]. Здесь размещалась библиотека, устраивались концерты, народные чтения, литературно-музыкально-вокальные вечера и т.д. Сцена Народного дома использовалась для любительских спектаклей, а также сдавалась в аренду приезжим оперной, опереточной, малороссийской, драматической труппам, концертным исполнителям [6].

В начале XX в. в Народном доме создается Общество разумных развлечений под председательством Л.П. Ешина, с рядом секций, где, помимо театральной, выделяются музыкальная, вокальная, чтения и декламации [7, с. 155-156].

О развитии музыкальной культуры Барнаула в этот период свидетельствует создание ряда музыкальных коллективов. В начале XX в. в Барнауле был известен симфонический оркестр Общественного собрания, руководимый А.И. Клястером. Создавались и кружки музыкантов-любителей. Особый интерес вызывал кружок А.Г. Басарева, служащего Управления Алтайского округа. В его доме помещался небольшой зал с эстрадой, в котором струнный оркестр исполнял классические произведения. Подобные концерты привлекали многочисленных любителей музыки. Иногда квартет выступал на концертах совместно с оркестром Общественного собрания [8, с. 66-67]. При торговой школе в 1912 г. был создан великорусский оркестр под руководством Л.С. Ракина [3, с. 90]. Помимо этих, существовали и другие музыкальные коллективы, состоявшие преимущественно из любителей. Известны духовой оркестр пожарного общества, оркестр 12-го пехотного Сибирского резервного Барнаульского полка, а также небольшие музыкальные коллективы, приближающиеся скорее к ансамблям, сопровождавшие театральные представления и игравшие на гуляньях в городском саду.

Несмотря на довольно оживленную музыкальную жизнь, возникла потребность в музыкальных учреждениях, дающих начальную профессиональную подготовку. Одним из них стала музыкальная школа А.И. Смирновой (1911). Ее правильнее было бы назвать классами, так как здесь преподавались лишь фортепиано и сольфеджио. Ей предшествовала музыкальная школа, существовавшая в 1898 г., сведения о которой не сохранились [3, с. 86].

Значительным явлением в культурной жизни стало создание хорового общества (1911-1916), которое получило название Второго Сибирского. Первое по времени подобное общество возникло в Томске. Среди задач, стоявших перед ним, были организация концертов, открытие хоровых классов, создание нотной библиотеки для любителей музыки. В правлении общества состояли Л.Д. Лаптев, И.Н. Кокшенев и В.В. Титов. Занятия в хоровых классах проводились членами общества - выпускниками консерватории [7, с. 139, 143].

Создание подобного музыкального объединения и открытие при нем хоровых классов было связано с необходимостью организации и развития светского хорового исполнительства. Светских хоровых коллективов в Барнауле было немного. Известен, по крайней мере, светский хор 2-го городского училища, руководимый А.А. Филимоновым, окончившим курсы хормейстеров в Петербургской консерватории

у Н.А. Римского-Корсакова. Им также был организован в 1912 г. любительский хор певчих, услышать который можно было на литургиях в домовой церкви городского училища и в нагорной церкви [8, с. 68;

3, с. 90]. Незначительное количество светских хоровых коллективов было связано, во-первых, с отсутствием профессионально подготовленных хоровых дирижеров, а во-вторых, с преобладанием церковных хоров.

Одним из важных событий в музыкальной жизни Барнаула явилось создание в марте 1917 г. музыкального общества из преобразованного хорового, куда вошли представители музыкальной общественности города. Основная задача общества заключалась в открытии Народной консерватории. Это произошло в ноябре того же года. Музыкальное общество обеспечивало сбор средств на содержание консерватории. После апреля 1919 г. Народная консерватория прекратила существование [7, с. 161, 169, 180].

В 1920 г. на базе Народной возникла Рабочекрестьянская консерватория (впоследствии музыкальная школа №1), которая находилась в ведении Алтайского губернского отдела народного образования (Алтгубоно). Среди ее преподавателей - музыканты, оставившие заметный след в культурной жизни Алтая: А.И. Марцинковский - один из ведущих музыкальных деятелей Алтая, и К.Н. Нечаев - известный педагог и общественный деятель Сибири, композитор [3, с. 121]. К.Н. Нечаев преподавал на двухгодичных курсах рабочих и школьных хормейстеров при Рабочекрестьянской консерватории. Затем его сменил А.В. Анохин - крупный сибирский музыкант.

Деятельность Алтгубоно приносила свои плоды. К 1922 г. в Барнауле были созданы: консерватория с 561 учащимся, Пролетарская капелла, Музыкальная комедия, симфонический оркестр, 12 хоров, 3 великорусских и 3 духовых оркестра [9, л. 32об.].

Большое значение для развития музыкальной культуры города имела деятельность музыкантов-пианистов А.И. Марцинковского, К.Н. Нечаева, скрипача И.А. Свинкина и других, которые выступали в немом кинематографе в качестве музыкальных иллюстраторов, а также оркестровых коллективов, игравших перед сеансами, среди которых был оркестр первого кинотеатра «Совкино».

В начале XX столетия в Барнауле происходит значительная активизация театрально-музыкальной и общественно-просветительской жизни. Это нашло отражение в гастролях известных музыкальных и артистических коллективов, открытии Народного дома, ставшего общекультурным городским центром, а также в попытке создания первых учебных музыкальных заведений - музыкальных классов А.И. Смирновой и Народной консерватории. Создание симфонического оркестра и обществ - хорового и музыкального - отвечало запросам времени и было продиктовано необходимостью иметь собственные музыкальные кадры. Следует отметить и возросшую роль в городе церковной музыкальной культуры, которая в ряде случаев приобретала формы концертного исполнительства. Это, в свою очередь, свидетельствовало о более серьезной подготовке исполнителей в церковных хоровых коллективах, а также о творческом подходе музыкантов, руководивших этими коллективами.

Библиографический список

1. Музыкальная энциклопедия. - М., 1973. - Т. 1.

2. Савельев М.Я. Петр Козьмич Фролов. - Новосибирск, 1951.

3. Барнаул. Летопись города - хронология, события, факты. - Барнаул, 2007.

4. Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1911 год // Отд. V: Барнаул. - СПб., 1911.

5. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. - М., 1985.

6. Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1914 г.

7. Барнаул: Летопись города. - Барнаул, 1994.

8. Топоров A.M. В старом Барнауле // Алтай. - 1969. - №2.

9. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. -Ф. 141. - Оп. 1. - Д. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.