Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная информатика / преодоление формализма знаний / преподаватели музыкальных дисциплин / электронные клавишные синтезаторы / music informatics / overcoming the formalism of knowledge / teachers of musical disciplines / electronic keyboard synthesizers

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е Н. Бажукова

В работе рассмотрена необходимость преодоления формального, неглубокого уровня знаний преподавателями электронного музыкального инструмента в области музыкальной информатики в системе современного музыкального и дополнительного образования детей и подростков. Намечены основные образовательные подходы к реализации дисциплины «Музыкальная информатика» в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки преподавателей музыкальных дисциплин. Рассмотрены научные и методические основания разработанной в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена научной школы, составившей методологическую базу для формирования системы знаний, направленных на преодоление формализма в знаниях обучаемых, основанную на использовании информационных технологий в образовании. Данные положения являются основанием разработанных автором статьи подходов к обучению педагогов-музыкантов по дисциплине «Музыкальная информатика», способствующих преодолению формализма знаний в данной области знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL INFORMATICS: OVERCOMING FORMALISM IN THE KNOWLEDGE OF A MUSIC TEACHER IN THE PROCESS OF MASTERING AN ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT

The paper considers the need to overcome a formal, shallow level of knowledge of electronic musical instrument teachers in the field of musical informatics in the system of contemporary musical and additional musical education for children and adolescents. The main educational approaches to the implementation of the discipline “Musical Informatics” in the system of advanced training and professional training of teachers of musical disciplines are outlined. Scientific and methodological foundations of the developed at the Herzen State Pedagogical University of Russia are considered. scientific school, which formed the methodological basis for the formation of a knowledge system aimed at overcoming formalism in the knowledge of students, based on the use of information technologies in education. These provisions are the basis of approaches developed by the author of the article to the training of music teachers in the discipline “Musical Informatics”, which contribute to overcoming the formalism of knowledge in this field of knowledge.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА»

5. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

6. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

7. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Уо1. 35, Special Issue 22: 392 - 409.

9. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2, № 4: 164 - 171.

12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

13. Гарбузов Н.А. - музыкант, исследователь, педагог. Сборник статей. Москва: Музыка, 1980.

14. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. Гарбузов Н.А. - музыкант, исследователь, педагог. Сборник статей. Москва: Музыка, 1980: 146 - 206.

15. Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992; Т. I: 184 - 190.

16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; № 19: 162 - 168.

17. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

18. Челебиев Ф.И. Морфология дастгяха. Диссертация ... доктора искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009.

19. Абдулкасымов В.А. Проявление мугамного звукоряда в азербайджанском таре. Azarbaycan milli konservatoriyasi: Konservatoriya. 2009; № 2: 17 - 28.

References

1. Gadzhibekov U. Osnovy azerbajdzhanskoj narodnoj muzyki. Baku: Azmuzgiz, 1945.

2. Gadzhibekov U. Vstupitel'noe slovo na otkrytii Vsesoyuznogo soveschaniya po podgotovke nacional'nyh kadrov vokalistov. O muzykal'nom iskusstve Azerbajdzhana. Baku: Azerneshr, 1966: 127 - 131.

3. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

4. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

5. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

6. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

7. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, Special Issue 22: 392 - 409.

9. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 164 - 171.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

13. Garbuzov N.A. - muzykant, issledovatel', pedagog. Sbornik statej. Moskva: Muzyka, 1980.

14. Garbuzov N.A. Zonnaya priroda tempa i ritma. Garbuzov N.A. - muzykant, issledovatel', pedagog. Sbornik statej. Moskva: Muzyka, 1980: 146 - 206.

15. Lotman Yu.M. Ustnaya rech' v istoriko-kul'turnoj perspektive. Izbrannye stat'i: v 3-h t. Tallinn: Aleksandra, 1992; T. I: 184 - 190.

16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 19: 162 - 168.

17. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

18. Chelebiev F.I. Morfologiya dastgyaha. Dissertaciya ... doktora iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2009.

19. Abdulkasymov V. A. Proyavlenie mugamnogo zvukoryada v azerbajdzhanskom tare. Azarbaycan milli konservatoriyasi: Konservatoriya. 2009; № 2: 17 - 28.

Статья поступила в редакцию 02.07.21

УДК 378

Bazhukova E.N., postgraduate, senior methodist, Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of

Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSICAL INFORMATICS: OVERCOMING FORMALISM IN THE KNOWLEDGE OF A MUSIC TEACHER IN THE PROCESS OF MASTERING AN ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT. The paper considers the need to overcome a formal, shallow level of knowledge of electronic musical instrument teachers in the field of musical informatics in the system of contemporary musical and additional musical education for children and adolescents. The main educational approaches to the implementation of the discipline "Musical Informatics" in the system of advanced training and professional training of teachers of musical disciplines are outlined. Scientific and methodological foundations of the developed at the Herzen State Pedagogical University of Russia are considered. scientific school, which formed the methodological basis for the formation of a knowledge system aimed at overcoming formalism in the knowledge of students, based on the use of information technologies in education. These provisions are the basis of approaches developed by the author of the article to the training of music teachers in the discipline "Musical Informatics", which contribute to overcoming the formalism of knowledge in this field of knowledge.

Key words: music informatics, overcoming the formalism of knowledge, teachers of musical disciplines, electronic keyboard synthesizers.

Е.Н. Бажукова, ст. методист Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», соискатель,

РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

В работе рассмотрена необходимость преодоления формального, неглубокого уровня знаний преподавателями электронного музыкального инструмента в области музыкальной информатики в системе современного музыкального и дополнительного образования детей и подростков. Намечены основные образовательные подходы к реализации дисциплины «Музыкальная информатика» в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки

преподавателей музыкальных дисциплин. Рассмотрены научные и методические основания разработанной в Российском госудврственномпедагогическом университете им. А. И. Герцена научной школы, составившей методологическую базу для формирования системы знаний, направленных на преодоление формализма в знаниях обучаемых, основанную на использовании информационных технологий в образовании. Данные положения являются основанием разработанных автором статьи подходов к обучению педагогов-музыкантов по дисциплине «Музыкальная информатика», способствующих преодолению формализма знаний в данной области знаний.

Ключевые слова: музыкальная информатика, преодоление формализма знаний, преподаватели музыкальных дисциплин, электронные клавишные синтезаторы.

Что мы сегодня определяем понятием «музыкальная информатика»? Несмотря на то, что представление о музыкальной информатике как об отдельной области знания сформировалось к концу 70-х гг. XX века, до сих пор не существует единства в его определениях. Для этой цели обратимся к истокам понятия «информатика» и его дальнейшей эволюции. Как известно, термин «информатика» ввел немецкий специалист в области кибернетики Карл Штейнбух в 1957 году в работе «Информатика. Автоматическая обработка информации». Во французском языке этот термин появился в 1962 году и был признан Французской академией наук в качестве нового слова в 1966 году, одновременно в СССР специалист в области электроники Александр Александрович Харкевич предложил для обозначения науки обобщающие закономерности информационных сведений термины «информология» и «информатика», его работа «Основа научной информации» появилась в 1965 году, впоследствии она была переиздана под названием «Основы информатики» (1968 год).

Советский учёный, академик Андрей Петрович Ершов был одним из первых в России программистов, имеющих профессиональное образование в рассматриваемой области знаний, он сформулировал такое определение: «Информатика - это название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».

В англоязычных странах вошел в употребление термин «compute г science», что значит «компьютерная наука» для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники.Те-перь эти термины употребляются как синонимы.

Информатика и компьютерная техника в современных условиях неразделимы. Сегодня под термином «музыкальная информатика» подразумевается раздел информатики, изучающий особенности обработки музыкальной информации, включая технические и программные средства, с испсльзованием котсдеик производится обработка музыкальной информации.

Термин «информатика» и «музыкальная информатика» тесно связаны с понятием информация.

Современные электронные музыкальные инструменты - это компьютерные программно-аппаратные комплексы, с помощью которых возможно создавать не только композиции и аранжировки, но и заниматься синтезом звука, моделированием звукового пространства; они могут иметь или не иметь клавиатуру, могут быть снабжены функцией автоаккомпанемента, позволяют исполнять и записывать музыкальные композиции, создавать сложные аранжировки, работать с MIDI-сообщениями.

Чтобы понимать процесс создания и передачи звука, извлекаемого с помощью синтезатора, необходимо понимать структуру «звукового тракта» и все ключевые моменты на «пути» создания, модификации и передачи цифрового зьука, а также процесс восприятия звука человеком. Это один из наиболее сложных вопросов в процессе реализации разработанной нами программы обучения по курсу «Музыкальная информатика» (см., например, в работе [1]).

Перечислим основные элементы, из которых состоят синтезаторы:

1. Звуковые генераторы или (осцилляторы) - блоки, в которых образуется самый первый звуковой сигнал, с появлением DCO - (Digitally Controlled Oscillator - цифрового управления осцилляторами) частота сигнала стала стабильной. Некоторые синтезаторы устроены по принципу воспроизведения сем-плов (предварительно записанные образцы звучания настоящих инструментов, которые находятся в постоянной памяти инструмента).

2. Блок фильтров - нужен для удаления части гармоник (обертонов),ьо-торые создаются генераторами.

3. Гзнератор огибающей, самый распространённый ADSR (attaka, decay, sustain, release). Регулирует изменение звука во времени. Генераторы огибающей могут контролировать не только блок усиления, но и фильтры, таким образом получается тембральное изменение звука или сами звуковые генераторы, таким образом изменяется высота звука.

4. Генераторы низкой высоты LFO позволяют создасаьо востоякноизма-няющиеся звуки, придавая им интересные эффекты в виде тремоло или вибрато и ряд других.

Так, например, аддитивный синтез очень натуралистично воспроизводил (и воспроизводит) звук духовых флейтовой группы, а также органа. Именно благодаря использованию этой технологии звукового синтеза прославился Лоренс Хаммонд (Laurens Hammond), его инструменты настолько идеально имитировали звучание органа, что эксперты не могли отличить звучание его инструмента от звучания «живого» (акустического) органа, после чего его инструменты стали покупать церковные служащие и устанавливать их в соборах.

Однако такая технология звукового синтеза совершенно не подходит для моделирования звучания, например, струнных инструментов, сосооаь яя процесс колебания струны характеризуется довольно быстрым затуханием,

причём все гармоники затухают неравномерно, обычно по экспотенциальному закону.

Рис. 1. Огибающая струнных

Сегодня существует большое количество различных электронных (их ещё называют «цифровыми») музыкальных инструментов (см., например, рис. 2).

Рис. 2а. Эйгенхарп

Рис. 2б. Электровиолончель NS Design CR5 Omni Bass

т S»

P ис. 2b.Mu ne Рис. 2д. Реактейбл

Рис. 2г. Лазерная арфа Рис. 2е. Alpha Sphere

В настоящее время в среде муз ы кантов получили распространение рабочие станции (многофункционал ьные синтезаторыыЩоННадающиы кач ественным звуком, большим набором функций при рабате н семпааоеизву ковыми эффек-тами.Они имеют встроенны йозкшеб.се квенсор,ромпреасоб.прзвессор эффбк-тов , драм-машину и, как правило, фортепианную клавиатуру (также выпускаются

рабочие станции в виде сэмплерного модуля без клавиатуры). В современных рабочих станциях используется технология моделирования элементов артикуляции, которая помогает имитировать тонкости исполнительских приёмов различных музыкальных инструментов. Во время исполнения система инструмента самостоятельно выбирает наиболее подходящие сэмплы, опираясь на исполнение (элементы интелектуализации системы в процессе моделирования процесса музыкального творчества (см., например, работы [2 - 4], а также более ранние труды [5 - 11], составившие содержательную основу для разработки интеллектуальных систем моделирования процесса музыкального творчества сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена). Интеграция этих нюансов - интеллектуальных элементов - в исполнении позволяет добиться естественной артикуляции, как при игре на акустическом инструменте, а цифровойпроцетсор о бра боткисигнала(ОЗР)оТеспечиваетширокое разнообразие эффектов.

Рабочие станции расширяют творческие возможности музыкантов: по-зввтявт создавэтс собственнпе стилии звукв,зрпцограомировата исполненш аранжировки для исполнения в реальном времени. Музыкант может выбрать ос-новнойлаб ороастртек инстртмеотл:итиль, те1сбр,тлтп,силунажатсяклтвиш, определённые настройки эффектов и многое другое и сохранить в регистраци-онсоСтавлтидбяинптлвзоиалиовро и сполнении в реальном времени. Комплектация инструмента обеспечивает весь процесс создания, обработки, воспроизведения музыки без привлечения дополнительного оборудования (акустических ссстемит.п.).

Современный цифровой синтезатор, который оснащен встроенным секвен-м^с^м.лищ^тиШлчая^ттнтвгшетс иистримегт, кстсрый позвилает врм-изводить множество действий с музыкальной информацией. Ввиду многофунк-циональннсти цифррсого гласишного инстррмгнра проподатаветюсесбсотрмо понимать и уметь работать с данной информацией, разбираться в процессах, которые происходят при работе на цифровом инструменте.

Нвтнструмертево з можновлбвтасьсснфо рмац и евттзтичноголипа (МЮ1, аудио, Reg, Ped и т.д.), которая сохраняется в разных форматах. Например, при работе с MlDI-информацией, происходит фиксация всех действий исполнителя сразу же в цифровом формате, что отражается на экране инструмента (время взятия клавиши, высота звука, время затухания звука, громкость, различные зву-ктрыстффефы йлнoшодрбе).

Ввод информации производится при помощи клавиш инструмента, различ-ныстнвпои и фсйдетот.расволвжслных насалолнснслрумент. Информаоис разная, поэтому тип файлов с информацией будет различаться.

ДльтуоыквлрoйЛoлашсe злачетие вмеот клавинтораилотррмелна, кттомао в современных синтезаторах бывает разной: невзвешенной или полувзвешенной с пружинным механизмом, пассивной и динамической. Динамическая клавиату-раи каторолослащены сяааемнннытвалычие сравлитимелт ллcкoвркр cтепрлвn настройки, что позволяет гибко подойти к настройке инструмента, опираясь на ивдивидуальлые ^с^требности исполлителя.

Все модели рабочих станций включают в себя огромное количество тембров, среди которых классические, синтезированные, ударные, шумовые, которые, в свою очередь, распределены по банкам, но главная особенность -возможность редактировать тембры, создавать собственные и сохранять их в памяти (USER) инструмента.

Как правило, рабочие станции имеют несколько разъемов для подключения иолсс^^еат возмржлтcрьвтlлoбaв сельИлоерлрт, порклмчелисмиктофона или электрогитары, акустической системы. Во время пения в подключённый к рабочей станции микрофон имеется возможность автоматически использовать иф ффи «гартооииоац и с токаыа» (Vooa. Hnrмрnя) иулфвниц«oнвллиые йтзмop-ности синтезирующего вокодера (Synth Vocoder) для придания уникальных ха-оа ктеаитттк голрсу.

Профессиональные модели рабочих станции различных производителей мот рилриатьса пт к^C^кэC ФУНкций; большую признательность со стороны музыкантов получили следующие модели инструментов: KORG (серия KRONOS2 и

Рис. 3. Рабочая станция KORG Pa3X-61

Pa4X), YAMAHA Genos и ряд других моделей.

Рабочие станции последнего поколения отличаются усовершенствованным пользовательским интерфейсом, в основном они оснащены большим интерактивным экраном и широкими пользовательскими возможностями программного обеспечения (которое ранее было доступно только на компьютерах) для создания музыкальных композиций.

В современных цифровых синтезаторах используются различные волновые функции, стереофонические семплы, жидкокристаллический дисплей, динамические пэды, несколько процессоров мультиэффектов, реверберация, хорус, имеется возможность мастеринга. Применяются новые технологии обработки звука TC-Helicon c различными эффектами (Korg Pa3X-61).

Разработаны синтезаторы, в которых музыканты могут управлять видеопотоком (например, модель ROLAND V-LINK), используя дополнительное оборудован ие, такоекакаппаратный видеоредактор Edirol DV-7PR; в результате появилась возможность переключать видеоклипы динамическими кнопками или создавать переходы и видеоэффекты с помощью высоты тона и модуляции пря-дововдемя корцарта, позволяя музыканту выразить художественную идею исполняемого произведения.

М нмгаекабочирвта цоико мпании YAMAHA получили возможность установки приложения Musicsoft Downloader (приложение для передачи файлов через MIDI или USB-MIDI).

В связи с быстрым развитием музыкально-компьютерных технологий совершенствуются и технологии создания и, соответственно, функционирования скмирринеематоавв. Насмговтяшний день уже разработано и существует большое количество различных моделей цифровых синтезаторов разных производи-raiMaMASIO, EN SO NIQ, MORG, ROLAND, YAMAHA, ALESIS, KURZWEIL. Кроме того, помимо цифровых клавишных инструментов, появился целый ряд цифровых инструм енмов.имитироющиа(и порой полностью соответствующих) целому ряду других акустических инструментов: это электроскрипка, цифровой баян, эйхен-харп (фагот), лазерная арфа, континуум и многие другие. «Управлять» таким инсаромеатам и быть профессиональным исполнителем на нём может музыкант, который разбирается в основах информатики, музыкальной звукорежиссуры, зву-котембральном программировании. Освоение этих предметов предполагает наличие у специалиста, привлекающего необходимые умения и навыки владения инструментом, осознанное, достаточно глубокое, неформальное освоение предмета «Муаыкалмнаяинфо|ммптокк». разрабатывая программу повышения квалификации, направленную на повышение операционности знаний в процессе обучения и пмофдсаимналмной пе|кеводготовки преподавателей музыкальных дисциплин, которые работают в системе дополнительного образования детей и подростков, мы опирались на аосценмыПлпыт и научную школу учёных Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, основательно разработавших подходы к организации образовательного процесса, направленного на ввевдоееаае ф ормааиамвь зга ниях обучаемых (среди которых работы [12 - 16]), а также более ранние работы, заложившие основы использования сред конечного Ирввня (врогвмммтые смеуыкпециального (т.е. профессионального) назначения как в музыкальной сфере деятельности [17 - 23], так и в образовательном процессе, направленном на подготовку специалистов для системы образования в других предметных областях знания [24 - 31].

Применительно к сфере музыкального воспитания и образования важно отметить, что перспективные возможности, создаваемые компьютерными технологиями в отношении тембрового, ритмического, гармонического слуха, равно гакиркмыплвпил лмгичеспра структуры музыкальной композиции в деталях и в целом, в настоящее время уже достаточно очевидны и - при условии компетентного использования этих технологий - способны оказывать значительное пмзотивном воздейсдаионатеорческую и исполнительскую практику, в том числе и вне сферы непосредственного применения компьютерной техники. Математическая же оснока музыкальнсТ информатики способствует ясному и отчетливому представлению об условиях конкретных музыкально-творческих задач и о месте этих задач в более широком контексте - историческом, логическом и непосредственном художественно-практическом.

В настоящий момент совершенно очевидным является тот факт, что современный педагог, обучающий искусству исполнительского мастерства и игре на электронным музыкальном инструменте, должен обладать обширными знаниями как в области музыкальных предметов (теории музыки, музыкальной композиции, инструментоведения, анализа музыкальных произведений, владеть навыками аранжировщика и музыкального звукорежиссёра), так и уверенными знаниями в области музыкальной информатики. Разработанная нами программа повышения квалификации «Музыкальная информатика» для обучения преподавателей музыкальных дисциплин, которая является также образовательным модулем реализации программ профессиональной переподготовки «Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании», «Дистанционные технологии в музыке и музыкальном образовании», «Преподавание электронного клавишного инструмента» и «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации», обеспечивает качественный уровень подготовки преподавателя-музыканта в данном направлении и необходимый потенциал знаний по музыкальной информатике электронного музыкального инструмента для осуществления

им высокопрофессиональной творческой деятельности.

Библиографический список

1. Бажукова Е.Н. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний педагога-музыканта по музыкальной информатике. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 3 (88): 326 - 330.

2. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев C.B. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

3. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

4. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Т. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

5. Горбунова И.Б. Машинное моделирование физических процессов: методические рекомендации к изучению резонанса токов и напряжений. Cанкт-Петербург, 1994.

6. Горбунова И.Б., Трифонов Е.Д. Компьютерные модели в преподавании теоретической физики. Региональная информатика - 96: РИ- 96: тезисы докладов V Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург 1996: 263 - 264.

7. Горбунова И.Б. Компьютерное моделирование физических процессов: методические разработки для педвузов. Баку, 1998.

8. Горбунова И.Б., Кондратьев A.C. Компьютерные модели в современном образовании в области физики. Региональная информатика - 98: тезисы докладов. Cанкт-Петербург, 1998: 44.

9. Горбунова И.Б., Дружин A.B. Моделирование физических процессов, связанных с движением центра масс системы материальных точек в неоднородном силовом поле,с применением среды MATHCAD. Региональная информатика - 98. РИ-98: труды VI Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург, 1999: 115 - 116.

10. Горбунова И.Б., Кондратьев A.C. Bиртуальные вычислительные модели и виртуальная природа в современном физическом образовании. Региональная информатика - 98. РИ - 98: труды VI Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург, 1999: 117 - 118.

11. Горбунова И.Б., Кондратьев A.C. Компьютерные модели в современном образовании в области физики. Региональная информатика - 98. РИ - 98: труды VI Cанкт-Петербургской международной конференции. Cанкт-Петербург, 1999: 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бордовский TA., Горбунова И.Б. Новые информационные технологии и проблема преодоления формализма в знаниях. Региональная информатика - 98. РИ - 98: труды VI Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург, 1999: 44 - 45.

13. Горбунова И.Б. Новые информационные технологии и проблемы преодоления формализма в знаниях при обучении физике. Актуальные проблемы преподавания физики в современной школе. Материалы научной конференции «Герценовские чтения». Cанкт-Петербург, 1994: 25 - 26.

14. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний музыкантов-педагогов в области информационных технологий. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. к.И. Герцена. Cанкт-Петербург, 2017: 79 - 86.

15. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Музыкальная информатика как инструмент для преодоления формализма знаний преподавателей музыкальных дисциплин в области информационных технологий. Музыкально-компьютерные технологии. Cанкт-Петербург, 2020: 150 - 160.

16. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю., Хайнер X. Операциональные средства организации образовательного процесса в школе цифрового века (на примере музыкального образования). Региональная информатика (РИ- 2020): материалы XVII Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург, 2020: 46 - 48.

17. Горбунова И.Б. Об элективном курсе «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта». Педагогический дизайн: материалы научно-практической конференции. 2004: 216 - 223.

18. Горбунова И.Б., Беличенко B.B. Музыкально-компьютерные технологии как основа профессионализма современного музыканта. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей. Cанкт-Петербург, 2012: 108 - 112.

19. Горбунова И.Б., Заливадный М.С Музыка, математика, информатика: некоторые педагогические проблемы современного этапа. Музыкально-компьютерные технологии. Cанкт-Петербург, 2020: 224 - 236.

20. Горбунова И.Б. Научное и творческое наследие академика М.Б. Игнатьева. Общество знаний: когнитивные и образовательные практики: сборник научных трудов по материалам XXVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Общество знаний: искусство учиться и учить». 2020: 226 - 232.

21. Горбунова И.Б., Заливадный М.С О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Горбунова И.Б., Заливадный М.С Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.

23. Горбунова И.Б., Заливадный М.С Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2, № 4: 164 - 171.

24. Горбунова И.Б. Bозможности ЭBТ при решении нетривиальных задач по физике. Физика в системе современного образования (ФССО - 91): тезисы докладов Bœœ-юзной научно-методической конференции. 1991: 22 - 25.

25. Горбунова И.Б. Компьютерно-ориентированные задачи по физике. Проблемы преподавания физики в современной школе. Герценовские чтения. Cанкт-Петербург: 1993: 39 - 40.

26. Бордовский ГА, Горбунова И.Б. Использование новых компьютерных технологий в современном физическом образовании. Физика в системе современного образования (ФССО - 95): тезисы докладов Международной конференции. 1995: 5 - 6.

27. Горбунова И.Б. Некоторые аспекты использования новых информационных технологий в обучении физике. Математика и информатика. Педагогические инновации и научные разработки. Герценовские чтения - 95: тезисы докладов научно-методической конференции. Cанкт-Петербург, 1995: 104 - 105.

28. Горбунова И.Б. Новейшие компьютерные технологии в обучении физике. Методологические проблемы физического образования. Герценовские чтения. Cанкт-Петер-бург, 1995: 30 - 33.

29. Бордовский HA., Горбунова И.Б. Aсимптотические методы и новые информационные технологии обучения в физике. Региональная информатика - 96: РИ - 96: тезисы докладов V Cанкт-Петербургской Международной конференции. Cанкт-Петербург, 1996: 262 - 263.

30. Горбунова И.Б. Использование профессиональных интегрированных пакетов при обучении физике в системе непрерывного педагогического образования. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования АП НПО - 96. материалы Bсероссийской научной конференции. 1996: 153 - 154.

31. Горбунова И.Б. Роль новых компьютерных технологий в школьном физическом образовании. Физика в системе современного образования (ФССО - 03): труды VII Международной конференции. Cанкт-Петербург, 2003: 45 - 47.

References

1. Bazhukova E.N. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij pedagoga-muzykanta po muzykal'noj informatike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 326 - 330.

2. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

4. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; T. 35, № Special Issue 22: 392 - 409.

5. Gorbunova I.B. Mashinnoe modelirovanie fizicheskih processov: metodicheskie rekomendacii k izucheniyu rezonansa tokov i napryazhenij. Sankt-Peterburg, 1994.

6. Gorbunova I.B., Trifonov E.D. Komp'yuternye modeli v prepodavanii teoreticheskoj fiziki. Regional'naya informatika - 96: RI- 96: tezisy dokladov V Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg. 1996: 263 - 264.

7. Gorbunova I.B. Komp'yuternoe modelirovanie fizicheskih processov: metodicheskie razrabotki dlya pedvuzov. Baku, 1998.

8. Gorbunova I.B., Kondrat'ev A.S. Komp'yuternye modeli v sovremennom obrazovanii v oblasti fiziki. Regional'naya informatika - 98: tezisy dokladov. Sankt-Peterburg, 1998: 44.

9. Gorbunova I.B., Druzhin A.V. Modelirovanie fizicheskih processov, svyazannyh s dvizheniem centra mass sistemy material'nyh tochek v neodnorodnom silovom pole,s primeneniem sredy MATHCAD. Regional'naya informatika - 98. RI-98: trudy VI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1999: 115 - 116.

10. Gorbunova I.B., Kondrat'ev A.S. Virtual'nye vychislitel'nye modeli i virtual'naya priroda v sovremennom fizicheskom obrazovanii. Regional'naya informatika - 98. RI - 98: trudy VI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1999: 117 - 118.

11. Gorbunova I.B., Kondrat'ev A.S. Komp'yuternye modeli v sovremennom obrazovanii v oblasti fiziki. Regional'naya informatika - 98. RI - 98: trudy VI Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1999: 44.

12. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Novye informacionnye tehnologii i problema preodoleniya formalizma v znaniyah. Regional'naya informatika - 98. RI - 98: trudy VI Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1999: 44 - 45.

13. Gorbunova I.B. Novye informacionnye tehnologii i problemy preodoleniya formalizma v znaniyah pri obuchenii fizike. Aktual'nye problemy prepodavaniya fiziki v sovremennoj

shkole. Materialy nauchnoj konferencii "Gercenovskie chteniya". Sankt-Peterburg, 1994: 25 - 26.

14. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i prakiika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 79 - 86.

15. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Muzykal'naya informatika kak instrument dlya preodoleniya formalizma znanij prepodavatelej muzykal'nyh disciplin v oblasti informacionnyh tehnologij. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Sankt-Peterburg, 2020: 150 - 160.

16. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Hajner H. Operacional'nye sredstva organizacii obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka (na primere muzykal'nogo obrazovaniya). Regional'naya informatika (RI - 2020): materialy XVII Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2020: 46 - 48.

17. Gorbunova I.B. Ob 'elektivnom kurse "Muzykal'nyj komp'yuter - novyj instrument muzykanta". Pedagogicheskij dizajn: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2004: 216 - 223.

18. Gorbunova I.B., Belichenko V.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak osnova professionalizma sovremennogo muzykanta. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve: sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2012: 108 - 112.

19. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: nekotorye pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Sankt-Peterburg, 2020: 224 - 236.

20. Gorbunova I.B. Nauchnoe i tvorcheskoe nasledie akademika M.B. Ignafeva. Obschestvo znanij: kognitivnye i obrazovatel'nye prakiiki: sbornik nauchnyh trudov po materialam XXVII Mezhdunarodnoj konferencii "Rebenok v sovremennom mire. Obschestvo znanij: iskusstvo uchit'sya i uchit'". 2020: 226 - 232.

21. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.

23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 164 - 171.

24. Gorbunova I.B. Vozmozhnosti 'EVT pri reshenii netrivial'nyh zadach po fizike. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya (FSSO - 91): tezisy dokladov Vsesoyuznoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 1991: 22 - 25.

25. Gorbunova I.B. Komp'yuterno-orientirovannye zadachi po fizike. Problemy prepodavaniya fiziki v sovremennojshkole. Gercenovskie chteniya. Sankt-Peterburg: 1993: 39 - 40.

26. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Ispol'zovanie novyh komp'yuternyh tehnologij v sovremennom fizicheskom obrazovanii. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya (FSSO - 95): tezisy dokladov Mezhdunarodnoj konferencii. 1995: 5 - 6.

27. Gorbunova I.B. Nekotorye aspekty ispol'zovaniya novyh informacionnyh tehnologij v obuchenii fizike. Matematika i informatika. Pedagogicheskie innovacii i nauchnye razrabotki. Gercenovskie chteniya - 95: tezisy dokladov nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1995: 104 - 105.

28. Gorbunova I.B. Novejshie komp'yuternye tehnologii v obuchenii fizike. Metodologicheskie problemy fizicheskogo obrazovaniya. Gercenovskie chteniya. Sankt-Peterburg, 1995: 30 - 33.

29. Bordovskij G.A., Gorbunova I.B. Asimptoticheskie metody i novye informacionnye tehnologii obucheniya v fizike. Regional'naya informatika - 96: RI - 96: tezisy dokladov V Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 1996: 262 - 263.

30. Gorbunova I.B. Ispol'zovanie professional'nyh integrirovannyh paketov pri obuchenii fizike v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Aktual'nye problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya AP NPO - 96. materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. 1996: 153 - 154.

31. Gorbunova I.B. Rol' novyh komp'yuternyh tehnologij v shkol'nom fizicheskom obrazovanii. Fizika v sisteme sovremennogo obrazovaniya (FSSO - 03): trudy VII Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2003: 45 - 47.

Статья поступила в редакцию 02.07.21

УДК 378

Goncharova M.S., methodologist, Education and Methods Laboratory, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

STAGES OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF MUSICAL DISCIPLINES. Constantly changing conditions of the social, socio-cultural, economic and technological environment (the globalization of the economy, the information explosion, the digitalization of education, new forms and methods of communication, the COVID-19 pandemic in 2020) encourage the search for new forms of organizing the educational process. At the present stage, the activity of teachers of musical disciplines has been significantly transformed, since the learning process has changed, it has become intellectual and technological, it is based not only on the direct relationship of the teacher with the student, but also on the interaction of the musician with digital technologies, including music computer technologies (MCT), where the technologies themselves already act as a new tool for creative activity. The author of the article analyses the main functional characteristics of the stages in forming national system of advanced training of teachers, starting from the pre-revolutionary period and up to the present day, during the evolution of which the basic principles of training teachers of musical disciplines in the system of additional professional education are consistently studied and formed.

Key words: advanced training, teachers of musical disciplines, music computer technologies, digitalization of education, system of additional professional education.

М.С. Гончарова, методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Постоянно меняющиеся условия общественной, социокультурной, экономической и технологической среды (глобализация экономики, информационный взрыв, цифровизация образования, новые форму и способы коммуникации, пандемия COVID-19 в 2020 году) побуждают к поискам новых форм организации учебного процесса. На современном этапе деятельность преподавателей музыкальных дисциплин существенно преобразована, так как изменился процесс обучения - он стал интеллектуально-технологическим, основывается не только на непосредственной взаимосвязи преподавателя с обучающимся, но и на взаимодействии музыканта с цифровыми технологиями, в том числе музыкально-компьютерными технологиями (МКТ), где сами технологии уже выступают как новый инструмент творческой деятельности. Автором статьи проанализированы основные функциональные характеристики этапов становления отечественной системы повышения квалификации преподавателей, начиная с дореволюционного периода и до наших дней, в процессе эволюции которых были последовательно изучены и сформированы основные принципы подготовки преподавателей музыкальных дисциплин в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевыеслова: повышение квалификации, преподаватели музыкальных дисциплин, музыкально-компьютерные технологии, цифровизация образования, система дополнительного профессионального образования.

потребностей и интересов людей, реформы в системе общего и дополнительного образования. Как правило, исследователи выделяют три крупных периода развития системы повышения квалификации - дореволюционный (до 1917 года), советский (1917 - 1980) и постсоветский (1990 и далее).

Т. Г Мухина и Г.П. Сергеева определяют шесть этапов развития последипломного образования педагогов-музыкантов, однако начиная с 1917-го года: 1-й этап: разработка нового содержания, создание новых программ, методических

Система повышения квалификации в России начала развиваться в рамках дополнительного образования детей и взрослых ещё в XIX веке. Анализируя различные подходы к исторической периодизации процесса становления повышения квалификации педагогических кадров, отметим, что все исследователи рассматривают её в контексте смены условий - важные исторические события, политическая и общественная ситуация, изменения в социуме и культуре; смена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.