Научная статья на тему 'Музыка в становлении отечественной культуры'

Музыка в становлении отечественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблеме формирования отечественной художественной культуры и роли музыки в рождении, самоутверждении и функционировании ценностей в этом процессе. Рассматриваются различные точки зрения, утвердившиеся в современной философии культуры, формулируется авторская позиция, отвечающая представлениям о культуре как саморазвивающейся системе, выявляются основные направления исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка в становлении отечественной культуры»

МУЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме формирования отечественной художественной культуры и роли музыки в рождении, самоутверждении и функционировании ценностей в этом процессе. Рассматриваются различные точки зрения, утвердившиеся в современной философии культуры, формулируется авторская позиция, отвечающая представлениям о культуре как саморазвивающейся системе, выявляются основные направления исследовательской деятельности.

Процесс формирования художественного пространства отечественной культуры, которую многие исследователи рассматривают как «стыковую», находящуюся на пересечении многих национальных культур, изобилует, по выражению известного искусствоведа Г. Колпаковой, такими «противоречиями и крутыми поворотами», таким отсутствием обязательной логической системы посылок и следствий, что многое происходящее приобретает «оттенок предназначенности. История культуры России - не биография, как для большинства стран, а судьба» [2, с. 7]. Колпакова Г. выдвигает идею изначального приоритета художественного сознания над Логосом в становлении русского национального характера. Это чрезвычайно существенное замечание, поскольку выдвижение художественно-эстетического аспекта как структурообразующего фактора в формировании национального менталитета, позволяет осмыслить тот огромный вклад, который русское искусство внесло в мировое пространство культуры.

Однако, принимая в определенной степени эту точку зрения, следует осознавать, что такое возвышение роли художественно-эстетического аспекта в становлении отечественной культуры одновременно является обоснованием «противоречий и крутых поворотов» в истории российской художественной культуры, поскольку «создание (или несоздание) гениального художественного произведения изменяет историю художественной культуры, что делает роль случайности в ее развитии если не доминирующей, то весьма значительной. Можно полагать, что именно эта особая роль случайности и обусловила возникновение и развитие в исторически весьма ограниченный промежуток времени огромного количества различных человеческих культур» [1, с. 11].

И тогда отсутствие обязательных логических посылок в развитии художественного пространства российской культуры, на которое сетует

* Заведующая кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор

Г. Колпакова, можно рассматривать как естественное и органичное следствие значимости художественно-эстетического аспекта. Ведь не случайно мы постоянно сталкиваемся с провидческой сущностью искусства, способного опережать, предвидеть, предчувствовать процессы, которые еще только зреют в системе общественного бытия. Элемент случайности не исключается не только в процессах, связанных с развитием художественной культуры как саморазвивающейся системы, но и в эволюции социальных систем. Осуществление выбора - точка бифуркации, в которой объединяется случайность и закономерность, это важнейший фактор культурного развития.

Рассматривая с этих позиций становление отечественной музыкальной культуры, можно констатировать, что это многовековой процесс ан-титентичного противостояния и одновременно взаимовлияния народного музыкального творчества и русской духовной музыки, сформировавшейся в рамках православной церкви, где достигли подлинного расцвета певческие традиции Древней Руси. В сущности, мы сталкиваемся с противостоянием двух субкультур - субкультуры народных масс и социальной элиты Древней Руси. То есть, как справедливо замечают современные исследователи Н. Хренов и К. Соколов, размышляя о художественной жизни императорской России, сегодня перед нами возникает новый предмет исследования - роль субкультур в истории, их противостояние и взаимодействие, определяющие формирование той или иной картины мира.

Понятие «субкультура» вошло в научный обиход в ХХ веке. Для исследования процесса становления русской музыки это понятие представляет большой интерес, поскольку позволяет вычленить в целостном пространстве культуры те социальные группы, система ценностей которых стала основой формирования художественного пространства отечественной культуры. Относясь к культуре как к сложной системе, мы вправе рассматривать наличие субкультур как подсистем, включенных в общий процесс, противостоящих друг другу, борющихся одна с другой, влияющих друг на друга и, в целом, определяющих саморазвивающуюся сущность культуры.

Представляется чрезвычайно перспективной возможность расширения рамок исследования, позволяющая рассмотреть процессы, происходящие в недрах истории «как сосуществование различных субкультур, каждая из которых стремится утвердить соответствующую картину мира в качестве универсальной. В этой ситуации искусство выступает способом институциализации субкультурных картин мира, что позволяет выявить его латентные функции» [6, с. 4].

Хренов Н. и Соколов К. обращают внимание на то, «оперирование понятием «субкультура» в принципе правомерно лишь в том случае, если в центре внимания окажутся именно культурные, а не только социальные

или экономические аспекты дифференциации населения или, как принято выражаться в социологии, социальной стратификации ... если исходить из дифференциации общества на группы, то можно представить себе, что вклад каждой из них будет различным. Некоторые из общностей не успевают сформировать ценностей, оставляющих след в общей культуре, другие оказываются способными превратить вызванные ими к жизни ценности в универсальные и общекультурные» [7, с. 6-7]. Причем исследователи подчеркивают еще один принципиально важный момент, заключающийся в том, что «одни общности демонстрируют способность к сохранению традиционных ценностей, другие - к ассимиляции ценностей, заимствованных в других цивилизациях, третьи преуспевают в создании принципиально новых идей и т.д.» [7, с. 7].

Не требует доказательств тот факт, что художественное творчество русского народа является основой отечественной классической музыки, неиссякаемым источником, из которого черпали и черпают вдохновение российские музыканты. Величайшие создания русской музыки органически связаны с образами народного творчества, его излюбленными приемами и формами развития, своеобразным музыкальным языком, с той картиной мира, которая создавалась им на протяжении веков. В монументальных картинах оперных и симфонических произведений русских композиторов широко раскрывается то, что в народном творчестве существует в лаконичных, но глубоко выразительных образах былин, исторических песен, баллад, сказаний и т.п.

Однако, когда мы говорит о художественном творчестве народа, то имеем в виду различные пласты народной культуры. Это обряды и обрядовый фольклор, связанный как с христианскими праздниками (рождество, святки, крещение, пасха, вербное воскресенье и т.д.), так и различными обрядами языческого происхождения, отражающими представления о круговороте в природе (масленичные песни, веснянки, обряды, приметы и гадания, связанные с солнцем, березкой, кукушкой, цветами и травами, купальские песни, жатвенные обряды, жнивные песни и т.д.). Это и духовные стихи, сложившиеся в народной среде после принятия христианства на Руси. И семейные обряды с их особой поэзией, субкультура, отражающая быт определенных социальных групп. Это лирические внеобрядовые песни, среди который есть традиционные крестьянские, бурлацкие, ямщицкие, чумацкие, разбойничьи (удалые), рекрутские, солдатские, детские.

И все это богатство различных субкультур объединяется нами в понятие «народное творчество», что справедливо, поскольку целостное пространство культуры и представляет собой единение, взаимодействие и взаимопроникновение различных пластов художественного творчества. Но при этом не следует забывать и о значимость русской духовной музыки, несомненно, в начале своего пути заимствованной в византийской ци-

вилизации. Однако, затем, в процессе ассимиляции в новом пространстве культуры претерпевшей такие преобразования, что мы вправе говорить о ее оригинальности и самобытности. Это чрезвычайно важно, поскольку русская духовная музыка является тем фундаментом, на котором формировалось отечественное профессиональное искусство. Участие в богослужении, обретение в этом процессе сплава литургического и художественного опыта, приобщение через этот опыт к космическому порядку и гармонии стало источником и духовного и художественно-эстетического становления в социокультурном пространстве Руси.

Две самостоятельные сферы - народное музыкальное искусство и русская духовная музыка, развиваясь, устремлялись навстречу друг другу, чтобы стать основой великой музыкальной культуры России, давно преодолевшей границы и ставшей частью мирового художественного пространства. Рождение, самоутверждение, функционирование и трансформация ценностей в каждой национальной культуре происходит согласно тем внутренним законам, которые определяют ее саморазвивающуюся сущность. Именно эти и определяется как «самость», самобытность национальной культуры, так и выбор эстетических и этических идеалов, который осуществляет каждый народ в процессе своего становления.

Анализируя новую картину мира, сложившуюся в результате принятия христианства в его православной редакции, современные ученые (В.С. Жидков, К.Б. Соколов и др.) подчеркивают, что это «стало первой наиболее отчетливой точкой бифуркации в «истории государства Российского», когда решение одного человека - князя Владимира - предопределило судьбу огромной страны и ее народа на много веков вперед. Так, вполне вероятное в то время принятие магометанства сделало бы Россию страной по преимуществу азиатской. Принятие католичества ввело бы Россию в круг европейских народов, через церковную латынь сделало бы для ее населения доступными античные литературные источники. Православное же христианство вместе с церковнославянской кириллицей и спецификой русской географии - почти неисчерпаемой возможностью экстенсивного развития - сделало Россию евразийской державой, страной, соединяющей в картине мира своего народа как фрагменты восточностепных представлений, так и ценности европейских народов» [1, с. 188].

Но принимая от Византии основы православия, русская культура осуществляет собственный выбор, «трансплантирует» (термин Д. Лихачева) именно те стороны византийской культуры, которые способны «прижиться» на российской почве, отвергая умозрительное и принимая художественно-образное видение мира. Изучение процесса становления русской духовной музыки обращает исследователя к певческим традициям Древней Руси, к стилистической эволюции, которую церковное пение испытало на протяжении Х!-ХУП вв., когда был пройден путь «от первых, еще робких

подражаний византийскому канону в начальный период до самобытных образцов раннего многоголосия во второй половине ХУЛ в.» [6, с. 455].

Изучение русской духовной музыки, истоки которой коренятся в богослужебном пении, в православной традиции, становление и развитие которой связано с поиском новых художественных средств, сегодня находится в начале пути. Как замечают современные исследователи, «в науке и публицистике особенно последнего десятилетия прослеживается рост интереса к отдельным этапам в развитии русской духовной музыки ХХ в., ее выдающимся представителям и их творчеству» [5, с. 5]. Изучение духовной музыки от ее истоков и до наших дней необходимо и для того, чтобы проникнуть в огромный пласт музыки, созданной великими русскими композиторами, среди которых А. Кастальский, А. Гречанинов, П. Чесноков, С. Рахманинов, Г. Свиридов и многие другие, чьи сочинения стали частью сокровищницы отечественной художественной культуры. Таким образом, чтобы осмыслить роль музыки в становлении отечественной художественной культуры, осознать то, как формировалось это удивительное целостное пространство, которое мы называем русской музыкальной культурой, нам необходимо изучить и проанализировать все субкультуры, все музыкальные потоки, соединившиеся воедино, чтобы мощно зазвучать в мировом художественном пространстве.

Список литературы:

1. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. - М., 2001.

2. Колпакова Г. Искусство Древней Руси. - СПб., 2007.

3. Костриков К.Н. Русская музыкальная культура с древних времен до конца ХУШ века. - М., 1998.

4. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУШ веков: Эпохи и стили. - Л., 1966.

5. Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ века. - Челябинск, 2000.

6. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси. - М., 2007.

7. Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России. Субкультуры. Картины мира. Ментальность. - СПб., 2001.

8. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.