Научная статья на тему 'Авторская песня как социальный и культурный феномен'

Авторская песня как социальный и культурный феномен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
706
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кострикова Д. К.

В статье авторская песня рассматривается через призму песенного творчества в целом, которое является неотъемлемой частью национальной культуры. Как и семейные, обрядовые, трудовые, солдатские песни, авторская песня даёт людям возможность сопереживания и духовного общения. Она отражает эстетические и этические ценности своего времени, и, как и всё песенное искусство в целом, представляет собой уникальный коммуникативный канал. Автор также считает, что авторская песня как часть искусства осуществляет функцию институализации картин мира, присущих различным субкультурам как составляющим национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская песня как социальный и культурный феномен»

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

© Кострикова Д.К.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье авторская песня рассматривается через призму песенного творчества в целом, которое является неотъемлемой частью национальной культуры. Как и семейные, обрядовые, трудовые, солдатские песни, авторская песня даёт людям возможность сопереживания и духовного общения. Она отражает эстетические и этические ценности своего времени, и, как и всё песенное искусство в целом, представляет собой уникальный коммуникативный канал. Автор также считает, что авторская песня как часть искусства осуществляет функцию институа-лизации картин мира, присущих различным субкультурам как составляющим национальной культуры.

В доме моего детства было место для особо привилегированных книг. Каждую из них отец умел брать с полки вслепую, не вставая из-за рабочего стола и даже не поворачивая головы. Одна из таких книг называлась «песни русских поэтов». Меня название не привлекало — скорее, даже отталкивало. Позже, повзрослев и научившись быть читателем, я обратил внимание на немаловажную особенность этого издания: великие поэты Х1Х века дружелюбно соседствовали в нем с дилетантами. Вот, оказывается, в чем потаенный смысл пения — оно объединяет.

Д. Сухарев

Словами поэта Д. Сухарева, вынесенными в эпиграф, открывается Антология авторской песни, подготовленная им к изданию вместе с В. Романовой. В этих словах выражена суть песенного искусства, которое является мощным средством единения, уникальным коммуникативным каналом, по которому идет «от сердца к сердцу» (М. Каган) особая музыкальная информация, несущая в себе мысль, наполненную глубоким чувством, вызывающая сопереживание и готовность к духовному общению. Для Д. Сухарева важно было объединить в Антологии стихи, поющиеся российскими бардами, потому что «скромное предприятие поющих дилетантов незаметно превратилось в неотъемлемую часть национальной культуры. Антология призвана продемонстрировать высокие художественные, эстетические достоинства русской поющейся поэзии. Они никак не уступают достоинствам этическим» [1, с. 6]. Именно с этим и связан непреходящий интерес к авторской песне, которая несет в себе эстетические и этические идеалы своего времени.

* Преподаватель Социально-культурного центра, аспирант

Обосновывая этот непреходящий интерес, Д. Сухарев пишет: «Авторская песня помогает выжить - она вся насквозь наша. В ней, в лучших ее образцах, живет образцовая русская речь. Мелодии авторской песни приветливо открыты миру, но в основе их разноголосицы все-таки лежат музыкальные традиции многоплеменного отечества» [1, с. 7]. «Генеалогическое древо» авторской песни (которую принято называть бардовской, подчеркивая, таким образом, демократизм этого жанра), корнями уходит в глубинные пласты народного искусства, сохранившего в песенном творчестве архетипические картины мира, создававшиеся в недрах отечественной культуры. Именно там хранятся истоки ментальности, тайна человека, который представляет неисчерпаемый материал для исследователя, объединяя в себе материальное, духовное, биологическое, психологическое, социальное начала.

Современные подходы к изучению культуры предоставляют возможность представить ее в виде многослойной структуры, в которой происходит активное взаимодействие различных субкультур как общностей, создающих определенные культурные ценности. В аннотации к монографии, посвященной художественной жизни императорской России, авторы (Н.А. Хренов и К.Б. Соколов) объясняют, что «в основу нового подхода положен принцип стратификации, позволяющий выявить специфические функции искусства, соотносимые с субкультурами и соответствующими им картинами мира... При такой постановке вопроса развитие культуры предстает как сосуществование разных субкультур, каждая из которых стремится утвердить соответствующую ей картину мира в виде универсальной. В этой ситуации искусство выступает способом институализации субкультурных картин мира, что позволяет выявить его латентные функции. Подобная методология позволяет точнее представить социологические, исторические и культурологические аспекты художественной жизни» [5, с. 4].

Русский фольклор знакомит нас с такими картинами жизни через песни: семейные (свадебные, девичьи и т.д.), обрядовые, трудовые, которые в свою очередь делятся на множество различных видов. Кроме того, мы встречаем и солдатские песни, и даже удалые разбойничьи, в которых может рассказываться о царских высылках, разъездах дозоров, персидских походах донских казаков, девице, попавшей в руки разбойников, раздумьях разбойника, находящегося в тюрьме и скорбящего о своей участи и т.д. Примером может служить приведенная в книге З.И. Власовой «Скоморохи и фольклор» чрезвычайно выразительная песня:

Как скакал один добрый молодец / Без верной дружины, А гнались за тем добрым молодцем / Ветры полевые, Уж свистят в уши разудалому / Про его разбои, Да горят по всем дороженькам / Костры сторожевые,

Да следят молодца-разбойничка / Царские разъезды, А сулят ему разудалому, / в Москве камены палаты.. .[3, с. 353].

В этих песнях отражена вся история России: и героические события, и трудовые будни, и события, происходящие в семейной жизни, и социальный протест против многовекового угнетения народа:

Хоть не нас секут батогами - у нас спинушки болят,

На работу посылают - нам и денег не дают...

Ах, на каторгу сажают да не выпускают.

Ах, с голоду морят, студеницею поят.

Ах, не нас вешать ведут, на нас петельки кладут [3, с. 356].

Точно так же в бардовской песне в ХХ веке будут отражены различные стороны жизни страны и чувства, переживаемые нашими современниками. Болью за свою страну пронизана песня «Порт-Артур»:

Да, вы правы солдаты, что тяжко Россия разгон свой берет,

В новом веке на первом же стыке буксует и стонет.

И эскадра ее до горы Золотой никогда не дойдет,

И лишь гибель «Варяга» потомки признают достойной [1, с.131].

Автор песни - Сергей Боханцев, уроженец поселка Дубровка Кировской области, окончивший Казанский авиационный институт, инженер-испытатель. С 1980 года он пишет песни на свои стихи, в которых всегда очень точно выражена социальная позиция человека, горячо любящего свою Родину и остро реагирующего на события, происходящие в ее культурном пространстве. Ощущение неразрывной связи поколений звучит в строках Боханцева:

Ах, суровый мой прадед, хотел бы я быть закаленным, как ты,

И когда припечет, без сомнений ходить в штыковые...

А на русских могилах у стен Порт-Артура не вянут цветы,

Не бледнеют под сеткой дождя - все живые [1, с.131].

Как справедливо замечают исследователи Г.И. Иконникова и Н.И. Иконникова, «для каждого поколения жизнь есть работа в двух временных измерениях: в прошлом, полученном от предшествующих людей, и в настоящем, как потоке собственной жизни» [4, с.243]. Эта нерасторжимая связь ощущается и в тонких, проникнутых юмором и самоиронией песнях дуэта «Иваси» (А. Иващенко и Г. Васильев). Без пафоса и надрыва, несколькими легкими штрихами рисуют Васильев и Иващенко реальные картины российской жизни, вызывающие не только улыбку, но и сопереживание.. Примером может служить песня «Как мы строили навес на даче

Евгения Иваныча», в которой черты будущего хозяина дачи настолько знакомы и узнаваемы, что он ощущается как лично знакомый для большинства слушателей:

На кочках цветочки, за кочками лес, На дальний глухой полустаночек, Наладив пилу да рубаночек, С утра мы приехали строить навес На дачу к Евгений Иванычу.

А дачи, то дачи и нет у него: Купил он участок заброшенный, Доплелся с посильною ношею, И вот посреди барахла своего Стоит он в тельняшечке ношеной.

А далее, пародируя пафос знаменитого поэта:

Я знаю - дача будет, Я знаю - саду цвесть, Способны наши люди Не спать, не пить, не есть, Таскать кирпич под мышкой, Век путаться в долгах, Чтоб свить гнездо детишкам У черта на рогах [1, с. 163].

За этими строчками кроется глубокое понимание сущности русского характера, терпеливого, стойкого, надежного, умеющего выстоять в любых обстоятельствах. Это знание-переживание заложено в авторской песне. А ведь «только благодаря воссозданию, воспроизведению информации, выработанной предшествующими поколениями людей, и ассимиляции информации, которой обладают его современники, человек становится человеком, социальным существом» [2, с. 49]. Именно поэтому авторская песня, несущая в себе информацию, почерпнутую из жизни народа, проникнутая глубоким чувством сопричастности, была и остается частью культурного пространства России. Эпиграфом ко всему творчеству бардов могли бы стать строки из «Прощальной» песни Сергея Боханцева:

Я кину пальцы на черный гриф, Кольну скитальцам в душе нарыв. И кто заплачет под этот звук, А кто подхватит из первых рук.

И сегодня авторская песня заставляет людей плакать и смеяться, а самое главное - «подхватывать из первых рук» эстафету любви, единения, соучастия и сопричастности тому, что происходит в стране, в общей устремленности к преодолению негативных сторон жизни, к социальному оздоровлению и обновлению общества.

Список литературы:

1. Авторская песня. Антология / Сост.д.А. Сухарев, В.М. Романова. -Екатеринбург, 2004.

2. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975.

3. Власова Н.И. Скоморохи и фольклор. - СПб., 2001.

4. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Цивилизационный сдвиг - действительность или возможность? - М., 2009.

5. Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России. Субкультуры. Картины мира. Ментальность. - СПб., 2001.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

© Мелешкина Е.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье затрагиваются психологический, философско-эстетический, этически-аксиологический аспекты проблемы формирования эстетической и этической культуры современного человека, в частности музыканта, средствами музыкального искусства.

Музыкальное искусство, являющееся объектом познания в музыкально-педагогическом процессе, одновременно - и субъект, обладающий своими особыми неповторимыми сущностными чертами. Оно несет личностные черты автора, создавшего то или иное произведение искусства, то есть его субъективный взгляд на мир и на самого себя в этом мире.

На эту особенность обращают внимание многие ученые-музыковеды: Б.В. Асафьев и А.Ф. Лосев, Г.А. Орлов и Ю.Н. Холопов, выявление личностного начала авторского мира как важнейшую задачу постижения музыки определяют и выдающиеся исполнители - А.Г. Рубинштейн и И. Гофман, В. Горовиц и С.Т. Рихтер; педагоги-музыканты - В. Сафонов и Г.Г. Нейга-

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.