Научная статья на тему 'Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической и этической культуры человека XXI века'

Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической и этической культуры человека XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешкина Е. А.

В статье затрагиваются психологический, философско-эстетический, этически-аксиологический аспекты проблемы формирования эстетической и этической культуры современного человека, в частности музыканта, средствами музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической и этической культуры человека XXI века»

И сегодня авторская песня заставляет людей плакать и смеяться, а самое главное - «подхватывать из первых рук» эстафету любви, единения, соучастия и сопричастности тому, что происходит в стране, в общей устремленности к преодолению негативных сторон жизни, к социальному оздоровлению и обновлению общества.

Список литературы:

1. Авторская песня. Антология / Сост.д.А. Сухарев, В.М. Романова. -Екатеринбург, 2004.

2. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975.

3. Власова Н.И. Скоморохи и фольклор. - СПб., 2001.

4. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Цивилизационный сдвиг - действительность или возможность? - М., 2009.

5. Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России. Субкультуры. Картины мира. Ментальность. - СПб., 2001.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

© Мелешкина Е.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье затрагиваются психологический, философско-эстетический, этически-аксиологический аспекты проблемы формирования эстетической и этической культуры современного человека, в частности музыканта, средствами музыкального искусства.

Музыкальное искусство, являющееся объектом познания в музыкально-педагогическом процессе, одновременно - и субъект, обладающий своими особыми неповторимыми сущностными чертами. Оно несет личностные черты автора, создавшего то или иное произведение искусства, то есть его субъективный взгляд на мир и на самого себя в этом мире.

На эту особенность обращают внимание многие ученые-музыковеды: Б.В. Асафьев и А.Ф. Лосев, Г.А. Орлов и Ю.Н. Холопов, выявление личностного начала авторского мира как важнейшую задачу постижения музыки определяют и выдающиеся исполнители - А.Г. Рубинштейн и И. Гофман, В. Горовиц и С.Т. Рихтер; педагоги-музыканты - В. Сафонов и Г.Г. Нейга-

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук

уз, С.Е. Фейнберг и Я.И. Мильштейн, Г. Гинзбург и Г.М. Цыпин, и многие другие, в чьих исследованиях и практической деятельности постоянно осмысливаются вопросы постижения музыки как вида искусства.

«Искусство - не случайное пристанище и не каникулы, а вечный долг нашего духа. Служение этому долгу принадлежит к наиболее настоятельным задачам человека, максимально соответствующим его предназначению» [6, с. 296]. Этому соответствует и главная цель музыкальной педагогики, для которой принцип «музыкоцентризма» (М.И. Ройтерштейн) является одним из основных. Поэтому, обращение к музыкальному искусству в современных социокультурных условиях обусловлено потребностью в воспитании гармоничной личности музыканта, обладающей системой эстетических и этических ценностей и способной воспринимать свою профессию как высокий долг служения искусству.

Суть эстетического воспитания традиционно интерпретируется в науке как определенная система педагогического воздействия. Так, например, В.Н. Шацкая формулирует понятие «эстетическое воспитание» как способность воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, общественной жизни, труде, явлениях искусства. Для Н.И. Киященко эстетическое воспитание - это процесс, в котором не только формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное, но и развиваются способности к творчеству по законам красоты во всех сферах человеческой деятельности. И он предлагает «рассматривать эстетическую культуру личности как органическое единство развитого эстетического сознания человека и его способностей к эстетическому творчеству...» [3, с. 28]. Гончаров И.Ф. определяет эстетическое воспитание как систему воздействий, направленных на выработку в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Для В. А. Разумного эстетическое воспитание - это включение человека в систему педагогически организуемых действий для выработки эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также художественно-творческих способностей. Каган М.С. связывает эстетическое воспитание с приобщением к эстетическим ценностям, к красоте во всех ее проявлениях. Поскольку красота в значительной степени воплощена в произведениях искусства, то эстетическое воспитание непосредственно направлено на приобщение к искусству. Это способствует развитию эмоциональной стороны человеческой личности, что, в свою очередь, оказывает влияние не только на восприятие искусства, но и на эстетическое восприятие и оценку окружающей действительности. В работе, посвященной непосредственно музыкально-эстетическому воспитанию, Г.Г. Коломиец рассматривает его как систему ценностных психолого-педагогических воздействий при общении с музыкой в целях достижения развитой музыкально-эстетической культуры человека.

Таким образом, большинство ученых определяют эстетическое воспитание, как процесс формирования стремления и умения строить свою жизнь «по законам красоты» и связывают его с духовно-нравственным и этическим становлением личности современного человека.

Проблема формирования эстетической и этической культуры современного человека и, в частности, музыканта средствами музыкального искусства имеет несколько аспектов:

- психологический, включающий вопросы интуитивного познания музыки, взаимосвязи интуиции, восприятия, ощущения, в рождении ассоциативных связей. Психологический аспект рассматривает проблемы развития музыкального мышления и взаимосвязи его с музыкальной «речью», постижения музыкального искусства как средства самопознания, вопросы синтеза эмоционального и интеллектуального начал в музыкально-педагогическом процессе;

- философско-эстетический, рассматривающий проблемы формирования эстетического вкуса как способности постигать прекрасное (основная эстетическая категория) в музыке, формирования чувства меры, возможности стремиться на основе понимания прекрасного к эстетическому идеалу. В круг проблем философско-эстетического аспекта формирования эстетической культуры личности входят вопросы эстетического сознания, эстетического восприятия, эстетического отношения;

- этически-аксиологический, включающий такие понятия как духовно-нравственные особенности авторского художественного мира, личностно-ценностное отношение к ним, ценностное осмысление и оценка постигаемого музыкального мира, направленность на ценностное взаимодействие («обмен» ценностями) в диалогическом общении с постигаемым художественным миром : субъектно-объектное общение - музыка и постигающий ее субъект, переходящее в межсубъектное (Ю.Н. Холопов, А.И. Щербакова): мир музыкальных ценностей автора и личностно-ценностное постижение его музыкантами и др..

Следовательно, научное осмысление музыкально-эстетического воспитания философами, психологами, педагогами позволили утвердиться к началу XXI века в мысли о том, что именно оно способствует формированию художественно-ценностного отношения к искусству и действительности, а также играет значительную роль в становлении этических и эстетических идеалов личности наших современников.

Список литературы:

1. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. - М.; СПб., 1999.

2. Каган М.С. Эстетика как философская наука // Университетский курс лекций. - СПб., 1997.

3. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. Человек на своем месте. Виды эстетической деятельности. Творческое развитие личности. - М., 1984.

4. Основы эстетических знаний / Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. - СПб., 1998.

5. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, проблемы, суждения, мнения. - М., 1994.

6. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. - М., 1983. - Т. 1.

7. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. - М., 1999.

8. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. - М.: УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС»; МПГУ, 2007.

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© Страданченков А.С.*

Национальный институт им. Екатерины Великой (НИЕВ), г. Москва

В статье рассматривается культурологический и аксиологический аспекты права как социальной ценности в механизме реализации национальных проектов. Обозначены основные признаки законодательства как движущей силы общества в осуществлении его социальной политики.

После заявления в 2005 году о национальных проектах (достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство) государство фактически заявило: человек -это главное его достояние, важнейший приоритет общества и социальной политики. Но мало сказать. Необходимо руководить процессами всей сложнейшей системы, которой и является общество, а также самими проектами. Необходимо четкое управление взаимодействием всех элементов системы, ее адаптацией к различного рода переменам на обозначенном пути. Одним из основных инструментов такого управления и является право, законодательство, как совокупность легитимизированных социальных норм [1, с. 34-35].

* Доцент кафедры Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат социологических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.