Научная статья на тему 'МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПАТРИОТОВ'

МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПАТРИОТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
754
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / УРОК МУЗЫКИ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шишлянникова Нина Петровна

Рассмотрена проблема патриотического воспитания подростков в современных условиях информационной войны, направленной в том числе на подрастающее поколение. Отмечено деструктивное влияние потребительской субкультуры, доминирование псевдоискусства над истинным искусством и культурой, что приводит к деформации ценностных понятий об истине, добре и красоте, чувства патриотизма, любви к Отечеству. Обоснована ничем другим незаменимая роль искусства в патриотическом воспитании современных подростков, поскольку эмоционально-чувственный компонент (любовь к родине и ее народу, гордость за прошлые победы в борьбе за независимость, культурные достижения современности и привязанность к родным местам) является основным содержанием понятия «патриотизм» и произведений искусства. Музыка, соприкасаясь с тончайшими движениями человеческой души, ближе других видов искусства к самой сути возвышенного в природе, обществе, индивидуальной жизни человека. Приведены примеры реализации воспитательных возможностей произведений отечественных композиторов патриотической направленности (А. П. Бородина, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова) студентами-музыкантами во время педагогической практики в общеобразовательной школе. Выбор произведений отражает разные периоды отечественной истории: от начала XII в. и до наших дней. Оправданность методических подходов в решении задач патриотического воспитания подростков на примере прослушивания и исполнения музыки отечественных композиторов подтверждена данными устного и письменного опроса учащихся 7-го класса, которые позволяют судить о достаточно высоком уровне их патриотической воспитанности на данном возрастном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шишлянникова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC OF RUSSIAN COMPOSERS IN EDUCATION OF TEENAGERS AS PATRIOTS

The article observes the problem of patriotic education of teenagers in modern condition of information war, which is also aimed at the younger generation. It marks the destructive influence of consumer subculture, domination of pseudo-art over true art and culture, which leads to deformation of value understanding about truth, kindness and beauty, sense of patriotism and love for Motherland. The irreplaceable role of art in the patriotic education of modern teenagers is substantiated by nothing else, since the emotional and sensual component (love for the motherland and its people, pride in past victories in the struggle for independence, cultural achievements of our time and attachment to native places) is the main content of the concept of «patriotism» and works of art. Music, in contact with the subtlest movements of the human soul, is closer than other forms of art to the very essence of the sublime in nature, society, and the individual life of a person. Examples of the realization of the educational possibilities of works by domestic composers of a patriotic orientation (A. P. Borodin, D. D. Shostakovich, G. V. Sviridov) by students-musicians during pedagogical practice in a comprehensive school are given. The choice of creations reflects different periods of Russian history: from XII century till our days. Justification of the methodical approaches in solving the problems of patriotic education of teenagers on the examples of listening and performance of the music of the Russian composers is confirmed by the data of oral and written interviews of 7th grade students, which allow us to estimate a fairly high level of their patriotic education at this age stage of development.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПАТРИОТОВ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 6 (46). С. 114-121 Pedagogical Review. 2022, vol. 6 (46), pp. 114-121

Научная статья

УДК 37.035.6-053. 6:78.071. 1(=161. 1)

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-6-114-121

МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПАТРИОТОВ

Нина Петровна Шишлянникова1

1 Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, geran07@mail.ru

Аннотация

Рассмотрена проблема патриотического воспитания подростков в современных условиях информационной войны, направленной в том числе на подрастающее поколение. Отмечено деструктивное влияние потребительской субкультуры, доминирование псевдоискусства над истинным искусством и культурой, что приводит к деформации ценностных понятий об истине, добре и красоте, чувства патриотизма, любви к Отечеству. Обоснована ничем другим незаменимая роль искусства в патриотическом воспитании современных подростков, поскольку эмоционально-чувственный компонент (любовь к родине и ее народу, гордость за прошлые победы в борьбе за независимость, культурные достижения современности и привязанность к родным местам) является основным содержанием понятия «патриотизм» и произведений искусства. Музыка, соприкасаясь с тончайшими движениями человеческой души, ближе других видов искусства к самой сути возвышенного в природе, обществе, индивидуальной жизни человека. Приведены примеры реализации воспитательных возможностей произведений отечественных композиторов патриотической направленности (А. П. Бородина, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова) студентами-музыкантами во время педагогической практики в общеобразовательной школе. Выбор произведений отражает разные периоды отечественной истории: от начала XII в. и до наших дней. Оправданность методических подходов в решении задач патриотического воспитания подростков на примере прослушивания и исполнения музыки отечественных композиторов подтверждена данными устного и письменного опроса учащихся 7-го класса, которые позволяют судить о достаточно высоком уровне их патриотической воспитанности на данном возрастном этапе развития.

Ключевые слова: патриотизм, родина, Отечество, воспитание, школьники, урок музыки, произведение, русские композиторы

Для цитирования: Шишлянникова Н. П. Музыка русских композиторов в воспитании подростков как патриотов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 6 (46). С. 114-121. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-114-121

Original article

MUSIC OF RUSSIAN COMPOSERS IN EDUCATION OF TEENAGERS AS PATRIOTS

Nina P. Shishlyannikova1

1 Khakass State University after N.F. Katanov, Abakan, Russian Federation, geran07@mail.ru

Abstract

The article observes the problem of patriotic education of teenagers in modern condition of information war, which is also aimed at the younger generation. It marks the destructive influence of consumer subculture, domination of pseudo-art over true art and culture, which leads to deformation of value understanding about truth, kindness and beauty, sense of patriotism and love for Motherland. The irreplaceable role of art in the patriotic education of modern teenagers is substantiated by nothing else, since the emotional and sensual component (love for the motherland and its people, pride in past victories in the struggle for independence, cultural achievements of our time and attachment to native places) is the main content of the concept of «patriotism» and works of art. Music, in contact with the subtlest movements of the human soul, is closer than other forms of art to the very essence of the

© Н. П. Шишлянникова, 2022

sublime in nature, society, and the individual life of a person. Examples of the realization of the educational possibilities of works by domestic composers of a patriotic orientation (A. P. Borodin, D. D. Shostakovich, G. V Sviridov) by students-musicians during pedagogical practice in a comprehensive school are given. The choice of creations reflects different periods of Russian history: from XII century till our days. Justification of the methodical approaches in solving the problems of patriotic education of teenagers on the examples of listening and performance of the music of the Russian composers is confirmed by the data of oral and written interviews of 7th grade students, which allow us to estimate a fairly high level of their patriotic education at this age stage of development.

Keywords: patriotism, Motherland, Homeland, education, schoolchildren, music lesson, creation, Russian composers

For citation: Shishlyannikova N. P. Music of Russian composers in education of teenagers as patriots [Muzyka russkikh kompozitorov v vospitanii podrostkov kak patriotov]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 6 (46), pp. 114-121. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-6-114-121

Нынешнее положение России в современном мире в условиях развернувшейся информационной войны, особенно в связи с событиями 2022 г., как никогда обострило проблему патриотического воспитания молодого поколения, характеризующуюся в последние годы, наряду с достижениями, негативными явлениями и процессами. В музыкальной картине мира современной молодежи наблюдается доминирование псевдоискусства и псевдокультуры над истинным искусством и истинной культурой. Многолетнее переключение интересов молодежи из социально значимых областей в сферу досуга, потребительства и развлечений формирует поколения, у которых наблюдается деформация понятий о справедливости, совести, любви, истине, добре и красоте. Многие подростки плохо знают историю своей страны и не задумываются над такими понятиями, как «Родина», «Отечество», «нравственность», «патриотизм». Самые сильные доводы в пользу идеи патриотического воспитания, по мнению А. И. Щербаковой, «заключены в выдающихся произведениях искусства - литературы, поэзии, живописи, музыки» [1, с. 3].

Любовь к Отечеству в энциклопедических источниках и научной литературе толкуется как «глубинное чувство», лежащее в основе понятия «патриотизм». Родственными по смыслу понятиями являются «отчизна», «родина», которые часто употребляются как синонимы. Так, в словаре В. И. Даля патриот - это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отчизник. «Патриотизм - любовь к Отчизне» [2]. В словаре С. И. Ожегова патриотизм определен как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [3].

Однако имеются нюансы в трактовке этих ценностных понятий. Например, родина есть место, где человек родился и вырос, чувства и отношение к этому месту. Понятия «отчизна», «отечество» (от слова «отец») толкуются как земля отцов. По нашему мнению, последние несут в себе более широкий смысл, содержат оттенок чувства сыновнего долга, отношение не только к отчему дому, но и к земле предков с ее прошлым и настоящим, к народу и стране, которым человек принадлежит.

В статье А. А. Лапшаковой справедливо отмечается, что в последние годы у некоторой части молодежи изменились ценностные ориентации. Преклонение перед западным образом жизни неизменно повлекло за собой разрушение чувства национального достоинства, нравственную деградацию и утрату чувства патриотизма [4, с. 82]. По мнению В. Ю. Троицкого, значительная часть современной рок-музыки, порвавшей с традициями национального искусства, «расплющивает» слух, подчиняет оглушающему ритму индивидуальную иерархию ритмов организма. Привычка к этой музыке снижает возможности слуха, делает подростка глухим к истинной музыке [5, с. 49]. В результате воздействие информационной среды и потребительской субкультуры для многих подростков оборачивается их бескультурьем, что неизбежно приводит к деградации личности, разрушению человеческого в человеке.

Подтверждение этому находим в исследовании О. В. Катуржевской и Т. С. Кочуриной, посвященном социально-педагогическому анализу представлений современных подростков о традиционных ценностях, где приведены данные о ценностях патриотизма. По результатам опроса авторы пришли к выводу, что в силу разных причин социального характера их формирование в молодежной среде во втором десятилетии XXI в. протекает очень неоднозначно, сложно и противоречиво [6, с. 15].

Во многих исследованиях отмечается, что в патриотическом сознании личности превалирует эмоционально-чувственный компонент, поскольку патриотизм соотносится с чувством любви к родине и ее народу, гордостью за прошлые победы в борьбе за независимость и культурные достижения современности. И в то же время чувство патриотизма - это не только любовь к родным местам. Это и гордость за родной язык, за достижения в отечественной культуре. Это ощущение своей связи с окружающим миром, желание трудиться, сохранять природу и приумножать богатства своей страны. Чувство патриотизма по содержанию очень объемно, и его эмоционально-чувственный компонент является основным содержанием произведений искусства.

Цель данной статьи - показать важную, ничем другим незаменимую роль искусства, музыки отечественных композиторов в патриотическом воспитании современных подростков.

Чувство любви к Отечеству, желание трудиться и способствовать его процветанию как основа патриотических проявлений личности не возникают сами по себе, а воспитываются с раннего детства. Неслучайно во многих документах об образовании, в том числе в последней редакции Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, важным направлением воспитательной деятельности выделено патриотическое воспитание [7, с. 44].

Предметы образовательной области «Искусство» обладают огромным воспитательным потенциалом, который реализуется при условии преодоления стереотипов отношения к искусству как к развлечению, о чем пишет А. Г. Асмолов: «Только тогда, когда рационалистическая информационная педагогика займет свое частное место, а на троне водрузится смысловая педагогика и искусство „пронзит" всю систему образования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры» [8, с. 4]. В этом с ним солидарен В. Ю. Троицкий, подчеркивая, что базисом педагогической системы современной школы должны стать художественное образование и эстетическое воспитание, опирающиеся на дисциплины эмоционально-образного ряда, на культуру, воспринимаемую через литературу, изобразительное искусство и музыку [5, с. 161].

Подчеркнем, что искусство - это сфера воспроизведения духовных ценностей и жизненного опыта разных поколений в чувственно переживаемом, обобщенно-символическом виде. Это подтверждает философ Г. П. Выжлецов, который пишет о том, что содержание духовного всегда уникально и неповторимо, живет только в человеке, для человека, только ему присуще и проявляется в переживании [9, с. 30-32]. Произведения искусства рождаются из чувств, переживаний творца-художника и обращены к внутренней чувственно-духовной сущности человека. Ценностное значение истинного искусства в том, что оно способствует погружению человека внутрь себя, соотнесению того, что он видит и слышит в произведениях, с собственным восприятием и пониманием явлений и процессов, происходящих во внешнем мире. Через взгляд и мировосприятие художника, писателя, композитора развивается самостоятельность мышления, оттачивается культура чувств и межличностных отношений. Но потребность в общении с истинным искусством сама по себе не рождается. Только в руках профессионально подготовленного педагога искусство становится источником и инструментом духовно-нравственного развития и патриотической воспитанности подрастающего поколения.

Обращение к образцам высокой музыки как к живительному источнику одухотворения внутреннего мира подростка чрезвычайно важно, когда мы говорим о средствах патриотического воспитания. «Музыка ближе всех других видов искусства к самой сути возвышенного в природе, об-

ществе, индивидуальной жизни человека. Она ближе и тоньше всех соприкасается с тончайшими движениями человеческой души, соединяет возвышенное индивидуальное с коллективным. Благодаря этому общечеловеческие идеалы истины, добра и красоты ненавязчиво становятся внутренним достоянием слушателя музыки, возвышают его личные переживания до забот и переживаний судеб других людей, Родины, Человечества» [10]. Именно это имел в виду Д. Б. Кабалевский, когда писал о том, что музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, являясь могучим и незаменимым средством формирования духовного мира школьников [11, с. 18].

В процессе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в стенах Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (ХГУ) особое внимание уделяется патриотической тематике, в том числе в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Достаточно назвать темы некоторых из них: «Произведения русских композиторов как средство воспитания любви к родной природе у младших школьников», «Воспитание любви к Отечеству у школьников в процессе знакомства с музыкальным наследием Г. В. Свиридова», «Воспитательный потенциал музыки в формировании культуры межнациональных отношений», «Освоение русской музыки на уроках как фактор формирования гражданской позиции личности подростка» и др.

Для примера приведем некоторые результаты исследовательской работы студентки-выпускницы по теме «Патриотическое воспитание подростков на примере знакомства с произведениями русских композиторов на уроках музыки» с учащимися в одной из школ г. Абакана. Для выявления исходного уровня знаний и представлений подростков о патриотизме и его проявлениях проведено анкетирование и устный опрос (интервью) с отдельными учащимися, которые затруднились ответить либо дали отрицательный ответ. Было опрошено 50 учащихся седьмых классов.

Понятие «патриотизм» связали с любовью к родине и желанием ее защищать при угрозе 42 чел. (84 %), 9 % ребят не ответили, 7 % - не знают, что это такое. Количество подростков, предпочитающих место постоянного жительства Россию, нежели Республику Хакасию или г. Абакан, составляет 38 %. Некоторые ребята объяснили это желанием выйти из-под контроля родителей, жить самостоятельно. В стране не хотели бы жить в будущем всего 4 чел. (8 %). Трое воздержались от ответа. Один ответ: «В Европе жить клево».

В Абакане хотели бы остаться, получить образование и работать 54 % от числа опрошенных. Причины названы разные: от отсутствия материальных возможностей поехать в другие города до объяснений типа: «Я люблю свой город и нашу Хакасию», «Можно получить образование и работать у себя на родине», «У нас красивая природа и много возможностей, где в будущем можно работать, например, развивать туризм в нашей республике». Главными достопримечательностями Хакасии названы древние курганы, Саяно-Шушенская ГЭС и богатая природа (горы, степи, реки, озера).

Некоторые из ребят хотят связать свою жизнь с малой родиной, потому что любят свой дом, родителей, свой город. Планируют жить и работать здесь, чтобы родные места становились богаче и красивее. На вопрос, что негативного они могут назвать в нашем городе, 2 % опрошенных ответили: плохая экология, на улицах можно часто слышать ругань и сквернословие.

Учитывая, что это подростки 13-14 лет, находящиеся на этапе бурного возрастного развития, у которых еще не совсем сформирована четкая жизненная позиция, тем не менее большинство из них можно назвать патриотами своей родины. Это не означает, что их позиция может остаться неизменной. Поэтому работа по патриотическому воспитанию остается по-прежнему актуальной.

После проведения опроса студентка спланировала и провела несколько уроков с прослушиванием фрагментов произведений русских композиторов и разучиванием песен патриотической направленности. Обратимся к некоторым примерам, апробированным студенткой во время педагогической практики, например, к опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Учитель кратко ознакомил ребят с историей создания и либретто оперы, в основу которого положен фрагмент из произведения

древнерусского героического эпоса «Слово о полку Игореве» о неудачном походе Игоря на половцев, разорявших русские земли своими набегами.

После прослушивания «Арии князя Игоря» при анализе произведения ребята охарактеризовали образ Игоря, прочувствовали его душевные страдания, которые он испытывал, находясь в плену у половцев, и его решительное стремление освободить Русь (в 1-й и 3-й частях арии). Разучили небольшой фрагмент широкого эпического звучания на слова: «О дайте, дайте мне свободу, ... Я Русь от недруга спасу!», в исполнении которого ребята старались передать решительный и мужественный характер князя Игоря.

На следующем уроке слушали «Арию Кончака» (половецкого хана, в плену у которого находился князь), сравнивали музыкальный образ хана Кончака с музыкальным образом князя Игоря. Характеризуя Кончака, ребята подметили особые восточные интонации в голосе половецкого хана, который всячески заискивает, пытаясь переманить князя Игоря на свою сторону, что означало бы предать Родину. Князь Игорь не польстился на восточное богатство, роскошь, которые ему предлагал Кончак, и вскоре бежал из плена.

На вопрос учителя, почему половецкий хан заискивает перед пленником - русским князем, ответы ребят такие: «Он ценит в нем мужество и талант воина», «Ему хотелось получить в своем войске такого храброго человека». На вопрос, почему князь Игорь не остался в плену, где ему предлагали роскошь и богатство, подростки ответили: «Игорь бежал из сознания долга перед Родиной», «Главное его желание - освободить Русь от половцев», «Ответственность за судьбу Родины и русского народа». Так в диалоге с учителем об особенностях музыкальных образов героев оперы школьники прониклись патриотическими чувствами, уважением к князю Игорю как защитнику своего Отечества.

На обобщающем уроке по просьбе учителя ребята написали небольшое эссе о музыке А. П. Бородина, в котором отметили ее истинно русский характер, величие и мощь: «Эта музыка для меня - воплощение русского характера, патриотическая, настоящая русская музыка!». «Все главные качества русского характера воплощены в образе князя Игоря. Он не польстился на богатство, не поделил землю русскую с ханом Кончаком. Он смелый, сильный, отважный как настоящий русский богатырь!».

На одном из уроков ребята знакомились с Одиннадцатой симфонией «1905 год» Д. Д. Шостаковича, состоящей из четырех частей и посвященной событиям первой русской революции. Полностью прослушивается IV часть «Набат». Прослушиванию предшествует краткий рассказ о событии, которое легло в основу симфонии. С предыдущими частями учитель знакомит фрагментарно, обсуждая с ребятами особенности музыкального языка главных тем: I часть «Дворцовая площадь» - напряженная звуковая картина, тревожное ожидание, предчувствие трагических событий. II - «Девятое января» рисует народное шествие, в котором слышны интонации мольбы, затем картина расстрела народной толпы, переданная механистичным хаосом медных духовых инструментов. III часть - «Вечная память» (картина погребения жертв, реквием по погибшим с интонациями плача).

Перед прослушиванием IV части «Набат» был задан вопрос: «Какой может быть музыка этой части, исходя из названия?». Ответы: «Тревожной, призывной, героической». Почему? (Набат - это удары в колокол. Издавна так сзывали народ на сходку при грозных событиях.) Выразительная музыка с интонациями революционных песен в сопровождении надрывного колокольного звона погружает ребят в «проживание» событий прошлого, многие почувствовали себя в качестве воображаемых его участников. Высказывания ребят о впечатлениях от музыки свидетельствуют об интересе к историческому прошлому своей страны: «В этой музыке - трагические события о расстреле мирных людей. Такое никогда не должно повториться», «Музыка заставила меня пережить события прошлого, словно это происходило на моих глазах», «Оказывается, через музыку можно глубже познать историю моей страны, почувствовать сердцем события прошлого».

Другое произведение Д. Д. Шостаковича - «Эпизод нашествия» из Седьмой симфонии, рожденной в блокадном Ленинграде. Анализируя образ нашествия фашистских полчищ, семиклассники отмечают особенности произведения: резкая, лишенная песенности маршеобразная мелодия, скрежещущие, режущие слух звучания голосов, постепенно заглушающих тему марша, делают музыку жестокой, грубой, бесчеловечной, звучащей на фоне скрежета металла. В кульминации, по выражению одной из семиклассниц, «охватывает ужас, страх перед этой бездушной машиной, которая угрожает уничтожением всему живому».

Тема России, борьбы за свободу Отечества представлена в творчестве советского композитора С. С. Прокофьева. В кантате «Александр Невский», опере «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого композитор утверждает национальную героическо-патриотическую тематику. Разучивается с ребятами фрагмент из кантаты «Александр Невский» (хор «Вставайте, люди русские»), начальная призывная, духоподъемная интонация кварты, которая в середине сменяется певучей и раздольной лирической темой родины.

Слушая музыку хора в сопровождении симфонического оркестра и колокольных звонов, краткий рассказ учителя о Великом князе как военном деятеле первой половины XIII века, под руководством которого Русь отстаивала свои земли от нападения ливонских захватчиков, обращение к картине «А. Невский» П. Корина и поэме «Ледовое побоище» К. Симонова, подростки словно «переворачивали» страницы прошлого, которые неоднократно повторялись в нашей истории. Это произведение композитор сочинил в 1941 г., и воспринимается оно как гимн русскому патриотизму. Кантата словно соединила события борьбы за свободу Отечества времен А. Невского и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Другой образ Отечества предстает перед нами в творчестве последнего классика XX в. -Г. В. Свиридова. Все музыкальные образы произведений этого композитора сконцентрированы на любви к Отечеству, своему народу, русской культуре и традициям. Центральное место в его творчестве занимает жизнь русского человека, ее своеобразный уклад, традиции и верования, о чем пишет Л. С. Третьякова: «...в музыке Свиридова - высокая нравственность и высокое эстетическое начало, которые помогли народу выстоять, сохранить свою самобытность. Это живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий - несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения» [12, с. 136].

Родина в творчестве Г. В. Свиридова - это не только архаичная, «деревянная» Русь, это и современная ему Россия, Россия созидания, энтузиазма народа по восстановлению страны, грандиозная стройка. В его произведениях живут дух, ритм, строй мыслей и чувств людей - его современников. Подтверждение тому увертюра «Время, вперед!» к одноименному кинофильму, которая передает ритм жизни, пульс современного мира и устремленность людей в будущее.

После прослушивания для определения содержания музыки учитель обращает внимание ребят на построение увертюры. Построена она на контрасте призывной, мужественной и героической темы в исполнении солирующих труб на фоне непрекращающегося «дробного», словно стремительная скачка, движения струнных инструментов. По выражению ребят, музыка наполнена оптимизмом и торжественными интонациями. Неслучайно в течение многих лет увертюра «Время, вперед!» была музыкальной заставкой к программе «Время» на Центральном телевидении.

Учитель музыки в творчестве Г. В. Свиридова может найти богатство тематики, сквозной идеей которой является любовь к родному Отечеству, разнообразие музыкальных образов, сочетание традиций классики, народной и духовной музыки, словом, все то, что является бесценным источником воспитания патриотических и гражданских чувств современных школьников.

Любовь к Родине и готовность защищать ее от врага испокон веков заложена в генах русского народа - таков вывод, к которому подвел ребят учитель на последнем обобщающем уроке, посвященном творчеству русских композиторов. Приведем некоторые письменные высказывания ребят:

«Русская музыка - глубокая. В ней широта и раздолье, в ней русская душа», «Музыка русских композиторов особенная, наверное, больше ее поймет и оценит русский человек, потому что она сродни русскому характеру, русской душе», «Я горжусь моей Родиной и такими великими композиторами, как А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. Н. Пахмутова и др. Их музыка наполняет душу мощью, оптимизмом, помогает глубже понять историю, ценить свою Родину и любить ее», «В музыке русских композиторов передано отношение настоящих русских людей к своей земле и к своему народу».

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что уроки с патриотической тематикой оставили глубокий след в душе ребят, потому что музыка, воздействуя на чувства, способствует переживанию этих событий как реальности. Русская музыка у подростков ассоциируется с широтой, раздольем, задушевностью и в то же время она внушает мужество, силу и мощь. В русской музыке есть все - от лирических образов природы до образов народных героев, богатырей - защитников земли русской. В этом и заключается ее неисчерпаемый источник патриотического воспитания подростков и молодежи.

Список источников

1. Щербакова А. И. Феномен музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 13-17.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994. 3600 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

4. Лапшакова А. А. Воспитание любви к Отечеству у школьников на примере произведений Г. В. Свиридова на уроках музыки // Актуальные вопросы современной науки: сб. ст. по материалам XIX Международной научно-практич. конференции (14 марта 2019 г., г. Томск): в 2 ч. Ч. 2. Уфа, 2019. С. 81-86.

5. Троицкий В. Ю. Духовность слова. М.: ИТРК, 2001. 184 с.

6. Катуржевская О. В., Кочурина Т. С. Социально-педагогический анализ представлений современных подростков о традиционных ценностях // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 3 (43). С. 8-18.

7. Приказ Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027 (дата обращения: 15.07.2022).

8. Асмолов А. Г. Психология, искусство, образование // Искусство в школе. 1993. № 6. С. 3-5.

9. Человек и духовно-культурные основы возрождения России / под ред. Г. П. Выжлецова, В. Т. Пуляева, В. Н. Сагатовского. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. 288 с.

10. Шишлянникова Н. П. Потенциал произведений русских композиторов в воспитании любви к Отечеству у подростков / Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практ. конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко / под ред. Е. И. Артамоновой. М.: МАНПО, 2018. С. 174-178.

11. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы / под руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2006. 225 с.

12. Третьякова Л. С. Советская музыка: кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1987. 174 с.

References

1. Shcherbakova A. I. Fenomen muzykal'nogo iskusstva v vospitanii podrastayushchego pokoleniya [The phenomena of musical art in education of growing generation]. Muzykal'noye iskusstvo i obrazovaniye - Musical Art and Education, 2013, no 3, pp. 13-17 (in Russian).

2. Dal' V. I. Tolkovyyslovar 'zhivogo velikorusskogoyazyka [Explanatory dictionary of living great Russian language]. Moscow, Progress Publ, 1994. 3600 p. (in Russian).

3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of Russian language: 80,000 words and phraseological expressions]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 p. (in Russian).

4. Lapshakova A. A. Vospitaniye lyubvi k Otechestvu u shkol'nikov na primere proizvedeniy G. V. Sviridova na urokakh muzyki [Education of love to Homeland at schoolchildren on the example of the creations of G. V Sviridov on music lessons]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki: sbornik statey po materialam XIXMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (14 marta 2019 g., g. Tomsk): v 2 chastyakh. Chast' 2 [Actual questions of modern science: collection of articles based on the materials of the XIX International scientific and practical conference (March 14, 2019, Tomsk): in 2 parts. Part 2]. Ufa, 2019. Pp. 81-86 (in Russian).

5. Troitskiy V. Yu. Dukhovnost'slova [Spirituality of Word]. Moscow, ITRK Publ, 2001. 184 p. (in Russian).

6. Katurzhevskaya O. V., Kochurina T. S. Sotsial'no-pedagogicheskiy analiz predstavleniy sovremennykh podrostkov o traditsionnykh tsennostyakh [Social-pedagogical analyses of the picture of the world of modern teenagers about traditional values]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 3 (43), pp. 8-18 (in Russian). doi: 10 23951/2307-6127-2022-3-8-18

7. Prikaz Minprosvechsheniya Rossiyskoy Federatsii № 287 ot 31.05.2021 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obchshego obrazovaniya» [On the approval of the Federal State educational standard of basic general education: order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021] (in Russian). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027 (accessed 15 July 2022).

8. Asmolov A. G. Psikhologiya, iskusstvo, obrazovaniye [Psychology, Art, Education]. Iskusstvo v shkole, 1993, no. 6, pp. 3-5 (in Russian).

9. Chelovek i dukhovno-kul'turnye osnovy vozrozhdeniya Rossii [Man and spiritual-cultural substance of rebirth of Russia]. Ed. G. P. Vyzhletsov, V. T. Pulyaev, V N. Sagatovskiy. Saint Petersburg, SPb University Publ., 1996, 288 p. (in Russian).

10. Shishlyannikova N. P. Potentsial proizvedeniy russkikh kompozitorov v vospitanii lyubvi k Otechestvu u podrostkov [Potential of creation of Russian composers in education of love to Homeland at teenagers]. Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhaniye, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 130-letiyu so dnya rozhdeniya A. S. Makarenko. Pod red. E. I. Artamonovoy [Professional skills of teacher: substance, context, perspective of development: materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 130th anniversary of the birth of A. S. Makarenko]. Ed. E. I. Artamonova. Moscow, MANPO Publ, 2018, рp. 174-178 (in Russian).

11. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Muzyka 1-8 klassy [Programs of educational statements. Music 1-8 classes]. Under the direction of D. B. Kabalevskogo. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2006. 225 p. (in Russian).

12. Tret'yakova L. S. Sovetskaya muzyka: kniga dlya uchashchikhsya starshikh klassov [Soviet music: book for high school students]. Moscow, Prosveshcheniye Publ, 1987. 174 p. (in Russian).

Информация об авторах

Шишлянникова Н. П., доцент, доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (пр. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017). E-mail: geran07@mail.ru

Information about the authors

Shishlyannikova N. P., Associate Professor, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Khakass State University after N. F. Katanov (pr. Lenina, 92, Abakan, Russian Federation, 655017). E-mail: geran07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.08.2022; принята к публикации 25.10.2022 The article was submitted 03.08.2022; accepted for publication 25.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.