УДК 372.878
Н.В. Повстяная
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В данной статье рассматривается патриотическое воспитание на уроках музыки в общеобразовательной школе, особое внимание уделяется законодательным документам, регламентирующих патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. Раскрывается роль урока музыки в воспитании чувств патриотизма подрастающего поколения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, урок музыки, программа по музыке, чувство патриотизма.
Система образования России начала третьего тысячелетия ставит перед собой много важных задач, среди которых и выявление путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Важный компонент социального заказа современного образования это патриотическое воспитание учащихся, направленное на уважительное отношение к Родине, природе родного края, историческому прошлому, родной культуре и языку, русскому народу и другим народам страны.
В современных условиях важность патриотического воспитания отражается в законодательных документах Российской Федерации.
Закон РФ "Об образовании" основным принципом государственной политики в сфере образования выделяет гуманистический характер образования, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде [4].
Государственная Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" ориентирована на систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает определенные требования к результатам обучающихся. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. [2]. Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции [3].
Перечисленные выше задачи по патриотическому воспитанию подрастающего поколения реализуются в общеобразовательных школах на разных предметах и гуманитарного, естественнонаучного, а также и эстетических циклов, в том числе и уроке музыки.
С древних времен музыка признавалась эффективным средством формирования личных качеств человека, его духовного мира, интеллектуального развития, мышления, эмоциональной сферы, чувств красоты искусства и жизни. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно -нравственного и патриотического воспитания школьников. Изучение музыки направлено на формирование музыкальной культуры, воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине. Уважение к истории и традициям, а также музыкальной культуре разных стран мира.
Воспитание патриотизма на уроке музыки происходит через эмоционально-чувственное переживание произведений музыкального и изобразительного искусства. Различные виды деятельности на уроке, такие как слушание музыки, хоровое или ансамблевое исполнение, пластическое интонирование, му-
© Повстяная Н.В., 2016.
Научный руководитель: Абдуллин Эдуард Борисович - доктор педагогических наук, профессор, Нижневартовский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). T.III.
зыкально-ритмические движения, знакомство с творчеством русских композиторов через музыкальный материал, патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному Отечеству. На основе изучения отечественных произведений, русских песен воспитывается в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, что и приобщает к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами, осуществляя межпредметные связи. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, творчества, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру, в том числе к Родине, родному краю и русскому народу. Одним из факторов успешного развития личности обучающихся является создание условий психологического комфорта, наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации на уроке.
Главная тема уроков музыки, пронизывающая собой все звенья от первого до последнего класса -это "Музыка и жизнь". Об этом принципе связи музыки и жизни говорил педагог и автор концепции программы по музыке Д.Б. Кабалевский. Все жизненные проявления отражаются в искусстве и наоборот. Таким образом постоянно обращаясь к событиям, происходящим в нашей жизни и жизни других эпох мы формируем представления учащихся, пронизываем идеями патриотизма. интернационализма, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся должны помогать постепенному расширению представлений о значимости музыки в жизни человека.
Самый незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника - это слово учителя, несколько образных фраз сказанных учителем по поводу музыкального произведения могут гораздо сильнее запасть в душу ребят, нежели заготовленные общие фразы, тем самым вызвав благородные мысли и нужные эмоции.
В настоящее время существует множество программ по музыке, но все они строятся на основных принципах концепции программы Д.Б. Кабалевского. Урок музыки, как урок искусства, раскрывает в себе вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Мне близка и понятна программа по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В ней с первого класса изучая музыку ребята поймут, что музыка это сама жизнь. В учебнике два раздела "Музыка вокруг нас" и "Музыка и ты". Все события, которые сопровождают жизнь ребенка (времена года, времена суток, праздники) отражены в тематическом и музыкальном материалах уроков. Музыкальные впечатления помогают связывать события с окружающим миром и позволяют осознать роль музыки в повседневной жизни.
Начиная раздел учебника во 2 классе "Россия Родина моя" ребята знакомятся с музыкой русского композитора Модеста Мусоргского и его произведением "Рассвет на Москве реке", а значит получают представления о Родине, России, Москве. Разучивая песни "Здравствуй, Родина моя!", "Моя Россия", "Гимн России" имеют возможность эмоционально проживать образы выразительно исполняя их. Раздел "О России петь - что стремиться в храм" вводит учащихся в художественные образы духовной музыки -"Утренняя молитва", "В церкви" из "Детского альбома" П. Чайковского, народные песнопения, колокольные звоны. В разделе "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" народный фольклор, связанный с бытом и народными традициями. Эти разделы имеют свое продолжение в 3 и 4 классе, где более подробно знакомятся с творчеством русских композиторов, песнями, традициями русского народа, образцами духовной музыки - образами матери, Богоматери, героями опер, кантат - Иваном Сусаниным, полководцем Александром Невским. Таким образом продолжается формирование основ гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свою Родину и историю России.
Заложенные основы в начальной школе имеют продолжение в среднем звене. В течение всего изучения курса музыки обучающиеся имеют возможность встретиться с героями произведений, посвященным темам воинского подвига, патриотизма. Эти произведения понимаются и принимаются благодаря тому что они имеют силу воздействия на слушателей через высокие гуманистические идеалы. В русском оперном творчестве значительно раскрывается тема патриотизма, через народные войны, победы, сражения, колокольные звоны, храбрость войнов, песни и эпические речи. Знакомство с героическими операми, такими как "Князь Игорь", "Иван Сусанин", кантата "Александр Невский" впечатляют героизмом русского народа, где массовые хоровые сцены наполнены народно-патриотическим началом, что придает величественность характера перечисленных опер.
Особое место в патриотическом воспитании отводится произведениям, отражающих события Великой Отечественной войны, такое как Седьмая "Ленинградская симфония" Д. Шостаковича, а также
песни Великой Отечественной войны о героизме и мужестве, о солдатской дружбе, о победе и трудностях, веселых шутках, дающим солдатам силу и стойкость.
Неотъемлемую часть воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств играет изучение песенного репертуара композиторов XX века, таких как И. Дунаевский, В. Соловьев — Седой, А. Новиков, К. Листов, Н. Богословский, Д. Кабалевский, В. Баснер и др.
Таким образом, уроки музыки безусловно способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения, благодаря определенной специфичности предмета, её эмоционально-ценностного воздействия на обучающихся. Вся систематическая работа по развитию патриотических чувств имеет хорошие результаты, поскольку интересно преподнесенный материал, связь с жизнью, переживания и чувства испытываемые при "погружении" в музыкальное произведение не могут не проявлять чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, интерес к народной музыке и музыкальной культуре своей страны.
Библиографический список:
1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
http: // base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=192149;fld=134;from=9142-
16;md=189271.4954551003784472;;ts=018927183938980558725
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября
2009 г. № 373.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря
2010 г. № 1897.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 191690;fld= 134;from=140174-
63;rnd=189271.7218892903777206;;ts=01892718536411017822261
ПОВСТЯНАЯ НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА - магистрант, Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск