Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК МУЗЫКИ / ИНТЕРЕС К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ / ПОДРОСТКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / MUSIC LESSON / INTEREST IN DOMESTIC HISTORY / TEENAGERS / SECONDARY SCHOOL / MUSICAL MEANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Островская Галина Ивановна

Цель исследования состоит в определении возможностей развития интереса подростков к отечественной истории в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. В статье рассматривается реализация одного из важнейших векторов патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках музыки в совокупности с другими видами искусств. Научная новизна исследования заключается в подходе к изучению музыкальных произведений русских композиторов с точки зрения влияния музыки на развитие интереса подростков к отечественной истории. В результате исследования определен репертуарный список музыкальных произведений для слушания и аналитического разбора в комплексе с произведениями живописи и поэзии, способствующих пробуждению и развитию интереса учащихся к историческим событиям родной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING TEENAGERS’ INTEREST IN DOMESTIC HISTORY AT SECONDARY SCHOOL MUSIC LESSONS

The paper aims to reveal the potential of musical art for developing secondary school pupils’ interest in domestic history. The article examines realization of young peoples’ patriotic education by means of art at music lessons. Scientific originality of the study lies in the fact that the Russian composers’ works are analysed taking into account their role in developing teenagersinterest in domestic history. The research findings are as follows: the author compiles a list of musical, pictorial and poetical works recommended for use in musical classes in order to promote pupils’ interest in domestic history.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 1. С. 90-95 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 90-95

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journaL.ru

RU

Развитие интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства

Островская Г. И.

Аннотация. Цель исследования состоит в определении возможностей развития интереса подростков к отечественной истории в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. В статье рассматривается реализация одного из важнейших векторов патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках музыки в совокупности с другими видами искусств. Научная новизна исследования заключается в подходе к изучению музыкальных произведений русских композиторов с точки зрения влияния музыки на развитие интереса подростков к отечественной истории. В результате исследования определен репертуарный список музыкальных произведений для слушания и аналитического разбора в комплексе с произведениями живописи и поэзии, способствующих пробуждению и развитию интереса учащихся к историческим событиям родной страны.

EN

Developing Teenagers' Interest in Domestic History at Secondary School Music Lessons

Ostrovskaya G. I.

Abstract. The paper aims to reveal the potential of musical art for developing secondary school pupils' interest in domestic history. The article examines realization of young peoples' patriotic education by means of art at music lessons. Scientific originality of the study lies in the fact that the Russian composers' works are analysed taking into account their role in developing teenagers' interest in domestic history. The research findings are as follows: the author compiles a list of musical, pictorial and poetical works recommended for use in musical classes in order to promote pupils' interest in domestic history.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что 2020 год был объявлен президентом страны годом Памяти и Славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, в связи с чем усилилось патриотическое направление в работе с учащимися. В данном контексте развитие интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки является приоритетным вектором педагогической деятельности. Современная школа нацелена на развитие у учащихся обширного кругозора, общекультурных интересов, установления в сознании незыблемости общечеловеческих ценностей, одной из которых выступает сохранение преемственности поколений, исторической памяти и традиций. По этой причине одна из основных задач сегодняшней школы - формирование условий для развития интереса учащихся к истории не только родной страны в целом, но и своей малой родины - края, области, города, поселка и т.п.

В настоящее время данной проблеме уделяется внимание на государственном уровне. В последние несколько лет принят ряд документов, повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования. В законе «Об образовании» особое место уделяется приобретению знаний об исторических и культурных традициях народов Российской Федерации, об основах нравственных принципов [14].

Однако следует признать, что уроки музыки, как правило, недостаточно используют свои возможности в данном направлении. В исследованиях последних лет [7-9; 12; 15; 17] затрагиваются вопросы совершенствования методики и технологий обучения музыке (преимущественно информационных и мультимедийных), особенностей организации, внедрения современных видов уроков в образовательный процесс, но проблема развития интереса к истории Отечества остается «за кадром». Упускается из виду то, что в русской музыке, в творческом наследии композиторов отражены многие исторические события, содержится богатейший

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210007

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

материал, способный заинтересовать подростков славным прошлым родной страны. Музыкальное искусство обладает возможностью сделать далекие исторические события более близкими и понятными, пробудив в учащихся ряд соответствующих содержанию произведений чувств и эмоций, в связи с чем актуальность работы по развитию интереса подростков не вызывает сомнений.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:

- выявить потенциал уроков музыки как источника развития интереса к истории;

- определить особенности практической работы по изучению произведений русских композиторов;

- провести экспериментальное исследование развития интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки и проанализировать его результаты.

Методы исследования: анализ научной, методической литературы, текстового материала музыкальных произведений; наблюдение; беседы; тестирование; эксперимент.

Теоретической базой исследования послужили: 1) психолого-педагогическая литература А. Г. Асмолова [3], В. Б. Бондаревского [5], С. П. Манукяна [10] и др., в которой исследуются вопросы развития интересов личности; 2) работы Э. Б. Абдуллина, Е. В. Николаевой [1], Ю. Б. Алиева [2], Л. А. Безбородовой [4], В. В. Медушев-ского [13], Г. П. Шевченко [16] и др., рассматривающие теорию и методику преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях; 3) труды Д. И. Водзинского [6], А. К. Марковой [11], Н. В. Прилуцкой [15], Г. И. Щукиной [18] и др., раскрывающие педагогические аспекты развития интереса в учебной деятельности; 4) исследования Т. А. Затяминой [7], Л. В. Золиной [8], О. В. Зотовой [9], Н. И. Мартынцовой [12], С. Г. Шлычкиной [17], посвященные анализу современных концепций и методики обучения музыке в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в ходе учебного процесса не только на уроках музыки в общеобразовательной школе, но и в различных учреждениях дополнительного образования, а также в системе переподготовки педагогических кадров в области культуры и искусства.

Потенциал уроков музыки как источника развития интереса к истории Отечества

Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе [5; 6; 10; 15; 18]. Анализ различных подходов к трактовке данного понятия дает основание признать интерес сложным психофизиологическим качеством, которое является динамичным, формируемым и социально обусловленным. По мнению А. К. Марковой, «интерес детей подросткового возраста к учебной деятельности прослеживается в познавательной активности, высокой работоспособности, самостоятельности, отсутствии утомляемости» [11, с. 14]. Г. И. Щукина определяет понятие интереса как избирательную направленность личности, направленную как на предметную область познания, так и на сам процесс овладения знаниями [18]. Развитие интереса к окружающему миру, к деятельности, к себе самому является важной психолого-педагогической проблемой, которая предполагает поиск средств, форм, методов его пробуждения.

Музыкальное искусство обладает богатейшими возможностями и средствами, способными в чувственно-эмоциональной форме раскрыть смысл исторических событий. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодика, гармония, лад, ритм, динамические оттенки, тембр, тематическое развитие, формообразование как отражение содержания произведения. Уроки музыки можно использовать как форму развития интереса к отечественной истории, включив в программу ключевые музыкальные произведения, связанные с какой-либо важной исторической датой.

Однако потенциал уроков музыки с точки зрения развития интереса к отечественной истории, в совокупности реализующий образовательную и воспитательную функции музыкального искусства, в настоящее время не раскрывается в полной мере [1; 2; 4; 7-9; 12; 15]. Для современных подростков даже самая близкая по времени трагическая тема Великой Отечественной войны является уже далекой. Постепенно утратилась «кровная связь» с праздником Победы, во многих семьях не хранятся фотографии прадедушек и прабабушек, переживших войну, материалы их воспоминаний о тех страшных событиях. Перед педагогами встает вопрос о поиске новых инструментов воздействия на учащихся, направленных не только на разум, но и на чувства учащихся. Такими инструментами могут выступать специально подобранная учебная программа, репертуар уроков, а также межпредметные связи музыкальных занятий с уроками истории, литературы, живописи, географии, предполагающие вариативные способы их использования.

Современная перспектива урока музыки все больше защищает позицию, согласно которой урок музыки должен быть в первую очередь уроком искусства. Среди типов взаимодействия искусств, обусловленных дидактическими и воспитательными целями учебно-воспитательного процесса, можно выделить два типа, предлагаемые Г. П. Шевченко, использование которых наиболее целесообразно на уроках музыки: коррелятивный и творчески-преобразующий. Первый тип взаимодействия направлен на создание особой эмоциональной атмосферы на уроке с привлечением различных видов искусства, один из которых будет доминантным, а другие - дополняющими по принципу тематического сходства. Во втором типе осуществляется передача художественного образа одного искусства средствами другого. По мнению Г. П. Шевченко, взаимодействие межпредметных связей содействует установлению единой языковой общности различных видов искусств, основанной на «параллельности» эмоционального восприятия произведений [16, с. 24].

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников, придающего учебно-воспитательному процессу развивающий характер, дает возможность

развивать художественное мышление учащихся; актуализировать дифференциацию различных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) в практической деятельности; побуждать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, содействуя, по словам В. В. Меду-шевского, «непрерывному поддержанию высокой активности и заинтересованности восприятия» [13, с. 117].

Среди преимуществ музыкальных произведений как исторического источника и средства образной наглядности можно отметить следующие:

- во-первых, музыкальные произведения воздействуют, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу, таким образом, средства музыкальной выразительности способствуют развитию у подростков образного восприятия подлинных исторических свершений;

- во-вторых, благодаря музыкальному тексту как бы «оживают» исторические личности. Правильно подобранные музыкальные произведения, сопровождающиеся пояснениями, комментариями, развернутой их характеристикой, облегчают запоминание исторических фактов и выдающихся личностей;

- в-третьих, музыкальные произведения помогают получить не только предметные, но и личностные результаты на уроке. Доказано, что музыкальный слух, слуховое внимание и контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием речевого аппарата. Взаимодействие с музыкальным искусством способствует расширению словарного запаса, включая в лексикон новые слова и выражения. Кроме того, в музыкальных произведениях знакомая лексика встречается в новом контексте, приводя к развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти.

Особенности практической работы по изучению произведений русских композиторов

Отметим рекомендуемые произведения отечественных композиторов, в которых отражены события истории родной страны, однако предлагаемый музыкальный репертуар может варьироваться по усмотрению и выбору педагога: 1) Ю. А. Шапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом» и опера «Декабристы»; 2) С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; 3) М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»); 4) А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»; 5) М. П. Мусоргский. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»; 6) А. К. Глазунов. Симфоническая поэма «Стенька Разин»; 7) Д. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»; 8) П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год».

Практическая работа по изучению увертюры П. И. Чайковского, посвященной победе в первой Отечественной войне 1812 года, показала, что современные подростки имеют скудные представления об этой войне, не знают ее героев, хода развития событий, пробудивших в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. Данное музыкальное произведение обладает большой эмоциональной выразительностью и служит идеальным примером чувства гордости и любви к Родине. После предварительного прослушивания выясняем, что в произведении три раздела. В большом вступлении использована молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди Твоя», поскольку русский народ в XIX веке был глубоко религиозен. Эта тема символизирует предстоящую победу, праведность и верность защитников отечества. В основном разделе звучат контрастные друг другу темы, олицетворяющие две враждебные силы: русский народ и войска Наполеона. Защитники отечества охарактеризованы с помощью русской народной песни «У ворот, ворот батюшкиных», а французы - «Марсельезой». Первая тема передает молодецкую отвагу русских воинов, вторая - рисует образ врага, олицетворяет нашествие. В торжественной коде (третий раздел) снова звучит тема молитвы из вступления в победном тембре медных инструментов, поскольку в ней Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Подросткам рекомендуется объяснить, что значение колокольного перезвона имеет глубокие корни на Руси, восходящие к традициям Древнего Новгорода. В историю вошли новгородские колокола-набаты, которые собирали новгородцев на Вече и возвещали об опасности или других бедствиях. В дальнейшем искусство колокольных звонов, достигшее в Новгороде высокого совершенства, стало одним из отличительных признаков русской музыки XIX и XX веков. В конце увертюры появляется тема известного в то время русского гимна «Боже, царя храни...» как символ веры и преданности царю и Отечеству.

Широко представлена тема войны 1812 года в живописи. В качестве наглядного пособия к Торжественной увертюре П. И. Чайковского могут использоваться картины А. Ю. Аверьянова, В. В. Мазуровского, В. В. Верещагина, И. А. Иванова, И. Е. Репина и других, в которых отражены картины различных сражений, обороны городов, пожара в Москве и изгнания наполеоновской армии. Дополнит целостную картину героической войны обращение к поэзии В. А. Жуковского («Певец во стане русских воинов»), Ф. Н. Глинки («Вспомним, братцы, россов славу»), М. Ю. Лермонтова («Бородино»), А. С. Пушкина («Страшись, о рать иноплемённых!»), которым эта тема была близка и прошла через всю их жизнь.

В работе по развитию интереса подростков к отечественной истории целесообразно раскрыть доблестные образы русских князей - Дмитрия Донского и Александра Невского, представленные в кантатах Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом» и «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Симфония-кантата Ю. А. Шапорина рассказывает о Куликовской битве 1380 года, события которой надежно стерты из памяти современных подростков, как и страницы Ледового побоища 1242 года, которым посвящена кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Попутно подросткам рекомендуется показать места сражений на географической карте.

На уроках музыки рекомендуется объяснить учащимся, что Куликовская битва стала зримым воплощением борьбы русского народа за родную землю. Совместно с учащимися выявляем, что в ариозо Дмитрия Донского и в последующей балладе витязя раскрываются героические образы великого князя и русского воина, их мужество и уверенность в победе. События, предшествовавшие Куликовской битве, и само сражение на столетия остались в поле внимания творческих людей. Историки, писатели, скульпторы и живописцы не устают обращаться к батальной теме.

В качестве литературных примеров можно использовать «На поле Куликовом» А. Блока, а также «Дорогу Дмитрия Донского» А. Ахматовой. Наглядным отражением темы Куликовской битвы в живописи могут послужить работы О. Кипренского («Дмитрий Донской на Куликовом поле»), И. Адольфа («Битва на Куликовом поле»), В. Серова («После Куликовской битвы»), А. Бубнова («Утро на Куликовом поле»), И. Глазунова (Цикл «Поле Куликово»), Ю. Ракши (Триптих «Поле Куликово») и др.

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» была создана автором в конце 30-х годов XX столетия, когда фашистские войска оккупировали Европу. В жестком звучании диссонантных созвучий таких номеров кантаты, как «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище» отражается картина захватнического нашествия тевтонцев, ассоциирующихся с вторжением гитлеровских полчищ, что не могло не волновать наших соотечественников, предчувствующих грозовые события приближающейся войны. Обращаем внимание учащихся на то, что переломным моментом битвы на Чудском озере является звучание темы русской атаки, символизирующей силу духа русского войска и его готовность биться до победного конца.

Нельзя обойти стороной в юбилейный год Великой Победы и такое произведение, как симфония № 7 «Ленинградская» Д. Д. Шостаковича, начатая композитором во время блокады его родного города. В первую часть симфонии композитор вводит эпизод вражеского нашествия, который зримо показывает постепенное приближение вражеских войск. Основу эпизода составляет краткая маршевая тема, варьированное развитие которой идет по линии динамического нарастания, превращаясь постепенно в жуткий рев медных духовых инструментов, ассоциирующихся со скрежетом танков и самолетов, атаковавших мирных жителей советской страны.

Дополняем музыкальный материал сведениями о том, что в эти тяжёлые для Ленинграда времена продолжали работать и создавали свои произведения такие писатели и поэты, как Ю. Воронов, О. Тихонов, А. Молчанов, В. Рождественский и, конечно же, О. Берггольц, стихи которой олицетворялись с образом блокадного Ленинграда. Не прекращали свою деятельность и художники, которые запечатлевали исторические события в своих картинах: «Зарево над Ленинградом» Н. И. Дормидонтова, «Ленинград. Утро» В. М. Конаше-вича, «На улице. Ленинград в блокаде» Н. А. Рончевской, «Баррикада. Ленинград» Н. М. Быльева-Прото-попова, «В блокаду» Т. Н. Глебова и др.

Экспериментальное исследование развития интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки

Опытно-экспериментальная часть работы проводилась с учащимися седьмого класса МБОУ «Комсомольская СОШ» Тамбовской области. В эксперименте принял участие 31 учащийся 7-х классов (18 девочек и 13 мальчиков). В качестве критериев развития интереса подростков к отечественной истории были взяты следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, чувственно-эмоциональный.

Когнитивный компонент подразумевал наличие знаний об истории Родины, о главнейших ее событиях, мотивационный компонент - проявление заинтересованности подростка к получению знаний в области отечественной истории, чувственно-эмоциональный компонент подразумевал наличие чувства гордости за родную страну, за этническую принадлежность к своей нации, переживание далеких исторических событий.

Для определения исследуемых компонентов интереса подростков к отечественной истории были использованы методы включенного наблюдения, тестирование и беседы, позволяющие выявить уровень развития интереса к отечественной истории учащихся в начале опытно-экспериментальной работы (на констатирующем этапе), а также фиксировать в дальнейшем изменения тех или иных компонентов и итоговый уровень их развития (на контрольном этапе). Перечисленные методы выполняли определенные задачи на каждом этапе исследования. На констатирующем этапе данные методы использовались для сбора первичной информации, для создания точной картины изучаемого вопроса. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы обозначенные выше методы позволяли осуществлять регулярную фиксацию проявления и развития компонентов интереса подростков к отечественной истории, что давало возможность на контрольном этапе судить о динамике процесса развития этих компонентов.

Прогресс каждого из компонентов развития интереса подростков к отечественной истории определялось по трём уровням: низкий, средний и высокий. Анализ полученных результатов по каждому из компонентов в сумме показал, что интерес к отечественной истории у подростков в целом не развит (см. Таблицу 1).

Таблица 1

'—Уровни Класс ~~—— Низкий Средний Высокий

7А 56,25% (9 ч.) 37,5% (6 ч.) 6,25% (1 ч.)

7Б 53,3% (8 ч.) 46,7% (7 ч.) 0% (0 ч.)

Данные констатирующего этапа эксперимента дают основание полагать, что традиционные уроки музыки в общеобразовательной школе не способствуют развитию у подростков ни интереса к отечественной истории, ни к музыке, а также не активизируют их познавательной активности. Обучение, построенное на механическом заучивании теоретического материала, поверхностном пассивном прослушивании музыкальных произведений направлено только на тренировку механической памяти, блокирует развитие инициативности, осознанности действий и самостоятельности мышления учащихся.

На следующем, формирующем этапе эксперимента в 7Б классе занятия велись по традиционному плану, а в 7А классе проводился эксперимент по развитию интереса подростков к отечественной истории на основе изучения и аналитического разбора специально подобранного репертуара, а также использования интегрированного подхода с привлечением возможностей истории, литературы, живописи, географии на уроках музыки.

Выстраивание уроков подобным образом не только мотивировало учащихся на изучение истории родной страны, но и развивало эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, расширяло их общеобразовательный и музыкальный кругозор. Выход за рамки стандартной программы по предмету «Музыка» для 7 класса способствовал развитию личностного интереса подростков к истории Отечества, потребности изучения музыкальных произведений, отражающих подлинные исторические события, разнообразию субъективных музыкальных переживаний учащихся.

На формирующем этапе экспериментальной работы создавалась атмосфера успеха. Подростки были активны и любознательны на уроках музыки, не боялись высказывать свою точку зрения, даже когда она была ошибочна. Учитель музыки демонстрировал открытость и готовность к сотрудничеству, стараясь развить интерес каждого подростка к истории Родины, а также способности анализировать и интерпретировать музыкальный материал. После формирующего этапа эксперимента было проведено повторное тестирование школьников, показавшее значительные положительные изменения в знаниях учащихся отечественной истории в 7А классе, где проходил экспериментальный этап исследования, и незначительные изменения в 7Б, где эксперимент не проводился. Попутно расширились представления подростков о средствах музыкальной выразительности, структурных и формообразующих элементах музыкальных произведений, а также увеличился багаж сведений об инструментах симфонического оркестра.

Контрольный этап эксперимента своей задачей ставил подсчет результатов после проведения формирующего этапа эксперимента и выявление динамики их изменений. Сравнение полученных результатов развития компонентов интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлено в Таблице 2.

Таблица 2

\Уровни Класс \ Низкий Средний Высокий

Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный

7А 56,25% 43,75% 37,5% 37,5% 6,25% 18,75%

7Б 53,3% 46,7% 46,7% 53,3% 0% 0%

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что сущностью и целью уроков музыки может стать развитие интереса подростков к отечественной истории, выстраиваемого на стыке взаимодействия исторических фактов и особенностей музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности, к которым относятся мелодика, ритмика, гармония, темп, тембр, динамика, фактура, тематическое развитие и специфика преломления данных средств в контексте конкретного произведения, способны «оживить» далекие исторические события спектром личностных чувств и эмоциональных переживаний учащихся. Целенаправленная работа на основе межпредметных связей уроков музыки с уроками истории, литературы, живописи, а также репертуарный план музыкальных произведений русских композиторов для слушания и аналитического разбора показали успешность педагогических усилий в данном направлении. В классе, где осуществлялся формирующий этап эксперимента, произошли положительные изменения: расширился багаж знаний учащихся в области отечественной истории (когнитивный компонент), усилилась мотивация к получению знаний (моти-вационный компонент) и развились чувства гордости за свою страну, за ее славную историю и выдающихся сынов Отечества (чувственно-эмоциональный компонент). В результате высокий уровень развития интереса к истории родной страны повысился в три раза, и значительно улучшились показатели низкого уровня, что свидетельствует об успешности проведенного исследования.

Список источников

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М.: Прометей, 2013. 432 с.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2010. 336 с.

3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 2016. 104 с.

4. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.

5. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 141 с.

6. Водзинский Д. И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М.: Учпедгиз, 1963. 138 с.

7. Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. М.: Глобус, 2007. 170 с.

8. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. М.: Глобус, 2009. 180 с.

9. Зотова О. В. Методика современного преподавания на уроках музыки [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 30. URL: http://e-koncept.ru/2017/770958.htm (дата обращения: 20.01.2021).

10. Манукян С. П. Актуальные проблемы современной педагогики. М.: Самиздат, 2003. 65 с.

11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

12. Мартынцова Н. И. Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 258-262.

13. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 2010. 253 с.

14. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2020 года). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Прилуцкая Н. В. Формирование интереса к музыке у школьников // Музыка в школе. 2007. № 3. С. 25-35.

16. Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе. К.: Рад. шк., 1985. 144 с.

17. Шлычкина С. Г. Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. URL: https://pedportal.net/attachments/001/185/337/1185337.pptx?1442444818 (дата обращения: 20.01.2021).

18. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Островская Галина Ивановна1, к. пед. н.

1 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова

EN

Ostrovskaya Galina Ivanovna1, PhD

1 Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

1 g_ostrovskaya@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 21.12.2020; опубликовано (published): 10.03.2021.

Ключевые слова (keywords): урок музыки; интерес к отечественной истории; подростки; общеобразовательная школа; средства музыкального искусства; music lesson; interest in domestic history; teenagers; secondary school; musical means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.