Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 261-268. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 3 (108), pp. 261-268.
Научная статья УДК 37.013.42
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-19
Маргарита Михайловна Косаренкова
Музыка как учебный предмет в образовательных учреждениях Череповца в Х1Х-ХХ1 вв.
Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, [email protected], https//orcid.org/0000-0003-3339-6278
Аннотация. В статье представлен опыт преподавания музыки как учебной дисциплины в общеобразовательных и педагогических образовательных учреждениях Череповца в XIX-XXI вв. Автором проанализированы архивные документы, учебные планы образовательных организаций, статьи научных конференций, существующая педагогическая практика. Сформулирован вывод о том, что «Музыка» являлась обязательной для изучения дисциплиной на протяжении трех последних веков. Исследователи из разных областей науки подчеркивают значение музыки для гармоничного развития личности. Это актуализирует ее изучение в общеобразовательных и педагогических образовательных организациях, обусловливает сохранение существующих традиций.
Ключевые слова: музыка, учебный предмет «Музыка», методика музыкального образования, воздействие музыки на человека
Для цитирования: Косаренкова М. М. Музыка как учебный предмет в образовательных учреждениях Череповца в XIX-XXI вв. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 261-268. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-19.
Music as an academic subject in educational institutions of Cherepovets in the XIX-XXI centuries
Margarita M. Kosarenkova
Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, [email protected], https//orcid.org/0000-0003-3339-6278
Abstract. The article presents the experience of teaching music as an academic subject in Cherepovets general educational and pedagogical institutions of the XIX-XXI centuries. The author analyzes archival documents, curricula of educational institutions, articles of scientific conferences, pedagogical practice and concludes that "Music" was a compulsory subject for the past three centuries. Researchers from different fields of science emphasize the importance of music for the harmonious development of personality. This determines the relevance of the study for general
' Косаренкова М. М., 2022
ISSN 1994-0637 (print)
educational and pedagogical organizations in our century and provides the preservation of existing traditions.
Keywords: music, the subject "Music", teaching methods of music education, the impact of music on a person
For citation: Kosarenkova M. M. Music as an academic subject in educational institutions of Cherepovets in the XIX-XXI centuries. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 3 (108), pp. 261-268. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-19.
Введение
Во все времена занятия музыкой являлись составной частью учебного процесса в образовательных учреждениях. Сложившийся в Древней Греции идеал гармонично развитой личности включал обязательную музыкальную подготовку подрастающего поколения; в средние века церковное пение предполагало участие всех слоев населения. В славянской культуре было распространено музыкальное искусство скоморохов. Первые профессиональные музыканты появились в Новое время. В период XIX-XX вв. развивается светская традиция музыкального образования, основы которой были заложены М. И. Глинкой. В дворянских семьях, светских салонах, различных учебных заведениях культивировалось вокальное пение и игра на фортепиано. Череповец указанного периода часто называют русским Оксфордом, поскольку он являлся отражением лучших традиций, сложившихся в сфере образования1.
Основная часть
В процессе изучения архивных документов, хранящихся в музеях г. Череповца, выяснилось, что музыка как учебная дисциплина входила в учебные планы приходских и реальных училищ, гимназий и семинарий (как женских, так и мужских), в дальнейшем реорганизованных в трудовые школы и народные училища. До 1918 г. при всех образовательных учреждениях функционировали домовые церкви, следовательно, обучающиеся занимались церковным пением. В 1874-1885 гг. практически во всех учебных заведениях г. Череповца учителем музыки работал Федор Никандрович Лаговский. Однако его деятельность не ограничивалась только массовыми уроками: вместе с учениками он собирал и записывал крестьянские песни, ставил оперы, давал частные уроки игры на скрипке, руководил оркестром и хором, организовывал концерты и музыкальные вечера2.
В музее Череповецкого государственного университета хранятся доклады студентов - участников IV научной студенческой конференции (секция истории педагогики и школы) 1966 г., выполненные под руководством доцента М. Г. Хитаряна. В них представлен анализ опыта работы школ г. Череповца и
1 50-летие Череповецкой женской гимназии. Исторический очерк развития гимназии (1865-1915) / составители Н. И. Ахутин, Н. И. Друэн. Череповец: Типография М. Максимовой, 1915. 141 с.
2 Дьяковский Л. М., Зайцева Л. В., Зверева З. А. 130-летие Череповецкой средней школы № 1 имени Максима Горького. Исторический очерк развития школы за 130 лет (1865-1995 гг.). Череповец: Метранпаж, 1996. 149 с.
Череповецкого уезда (далее - района), начиная со второй половины XIX в. до 1945 г., а также Череповецкой учительской семинарии с 1875 г. по 1907 г. В докладах имеются выписки из учебных планов с перечнем дисциплин и часов, отводимых на их освоение. Согласно этим планам, для занятия музыкой было предусмотрено не менее одного часа в неделю.
Кроме того, материалы архива череповецкого вуза позволяют утверждать, что музыка входила в учебные планы данного образовательного учреждения, которое в разное время называлось учительской семинарией (с 1875 г.), Череповецким институтом народного образования (с 1919 г.), педагогическим техникумом повышенного типа (с 1921 г.), педагогическим училищем (с 1937 г.), учительским институтом (с 1939 г.), Череповецким государственным педагогическим институтом (ЧГПИ с 1954 по 1996 г.); оно традиционно занималось кадровым обеспечением сельских, а позднее и городских школ. Название дисциплин по изучению музыки и методики ее преподавания менялось, однако сам предмет оставался в плане подготовки педагогов для начальной школы. До 1998 г. проводились также хоровые занятия (на всех педагогических специальностях) и обучение игре на музыкальном инструменте (на факультетах дошкольного и начального образования). Все это позволяло подготовить учителя (в частности, начальных классов), способного на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность по всем предметам.
Образовательная программа подготовки учителей начальных классов с 1998 по 2020 г. предусматривала только предмет «Методика музыкального образования» (3 зачетные единицы), затем он был включен в дисциплину «Художественно-эстетическое образование младших школьников» (2 зачетные единицы). Поскольку указанного количества часов для освоения данного предмета недостаточно, лишь немногие выпускники направления «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование») ведут музыку в начальных классах. Кроме того, только у 9 % студентов уровень музыкальной культуры находится на отметке «выше среднего», у остальных - «средний» и «низкий» в равных пропорциях.
В общеобразовательных школах учебный предмет «Музыка» относится к области «Искусство»; на его изучение отводится 1 час в неделю с 1 по 7 класс. На сегодняшний день в начальных классах школ г. Череповца среди наиболее популярных программ по музыке можно отметить следующие: программу, разработанную Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной1; программу, авторами которой являются Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.2; а также рабочую программу Т. И. Баклановой.
Кроме того, ряд педагогов в своей работе опираются на программу «Музыка» для 1 -4 классов Д. Б. Кабалевского, чей подход к музыке стал важной частью концепции ФГОС НОО и вышеуказанных программ. Особо следует отметить деятельность учителя музыки «Средней общеобразовательной школы № 3» г. Череповца, кандидата педагогических наук Л. Л. Романовой, реализующей на уроках
1 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Уроки музыки 1-4 классы. Москва: Просвещение, 2010. 207 с.
2 Школяр Л. В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. Москва: Флинта; Наука, 1998. 329 с._
собственную авторскую программу «В мире искусства», построенную на интеграции всех видов искусства на основе духовного постижения мира1.
В рамках VII Таисиинских образовательных чтений на секции «Проблемы музыкознания и преподавания музыковедческих дисциплин» были представлены доклады учителей музыки, активно использующих технологии дистанционного обучения посредством сервисов ZOOM, WhatsApp, Viber, а также с помощью социальных сетей (vk.com, Instagram.com), электронной почты, сервисов Online Test Pad, Google (google.classroom, google.forms), Jigsaw Planet, Learning Apps. Однако педагоги отмечают, что с появлением в жизни детей электронных средств обучения замедляется их эмоциональное развитие. Дети не очень хорошо разбираются в своих и чужих эмоциях, говорят на языке гаджетов, тогда как занятия музыкой, особенно живой, работа со «Словарем настроений» (В. Г. Ражникова), театрализация (в том числе музыкальных произведений) помогают избежать эмоциональной немоты. Преподаватели музыки считают, что для полноценного развития обучающихся приоритетным должен оставаться традиционный формат урочной и внеурочной деятельности в стенах образовательного учреждения2.
Такие авторитетные педагоги, как Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинин и др., в качестве первостепенного элемента процесса обучения (до знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности) рассматривают эмоционально-ценностный компонент содержания образования и в качестве примера приводят японские уроки красоты или уроки самопознания, имеющие место в школах Казахстана. Схожую мысль высказывают методисты Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно -образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки»3. Более глубоко отмеченные проблемы прорабатываются в специальных образовательных учреждениях (в музыкальных школах города, Череповецком областном училище искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина).
Значение музыки для развития мозга и поддержания его работоспособности в любом возрасте неоднократно подчеркивала доктор филологических наук, доктор биологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики
1 Романова Л. Л. Социокультурная адаптация младшего школьника в процессе общения с искусством. Череповец: ЧГУ, 2006. 168 с.
2 Проблемы преподавания музыкально--теоретических дисциплин: материалы секции // VII Таисиинские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». URL: https://vk.com/club189381435 (дата обращения: 25.11.2021).
3 Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Уроки музыки 1-4 классы. Москва: Просвещение, 2010. С. 5.
264 ISSN 1994-0637 (print)
Т. В. Черниговская. В своем докладе «Как научить мозг учиться?»1 она отмечает, что занятия музыкой, начатые в раннем детстве, ускоряют и интенсифицируют развитие мозга, улучшают качество нейронной сети, обеспечивают более высокую пластичность мозга, влияют на его состояние в пожилом возрасте, в частности - при восприятии устной речи, которое с возрастом ухудшается.
Наукой выявлена непосредственная связь диапазонов слухового восприятия человека, вибраций его голоса с состоянием здоровья. Музыка воздействует на физиологические процессы организма, корректирует психосоматические нарушения. Венгерский композитор Золтан Кодай доказал, что занятия музыкой стимулируют успехи обучающихся в других дисциплинах.
Учеными установлено несколько функций, которые музыка как вид искусства может осуществлять в нашей жизни. Помимо отмеченных выше развивающей и лечебно-коррекционной функций (психическое и сенсорное развитие, воздействие на физиологические процессы мозга и организма в целом, коррекция психосоматических нарушений), также выделяют познавательную, аксиологиче -скую, воспитательную, эстетическую, креативную, коммуникативную, компенсатор -ную, гедонистическую, катарсистическую, терапевтическую функции. Особую популярность на сегодняшний день приобрели арт-терапевтические техники работы с детьми и взрослыми. В нашей стране наиболее изучена и распространена музыкотерапия; она активно применяется как в психологии, так и в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях).
По мнению В. С. Жидкова и К. Б. Соколова, с помощью искусства человек расширяет свое знание о мире, о человеке, его чувствах, мировоззрении (познавательная функция). «На всех этапах человеческого существования искусство играло роль специфического инструмента познания действительности, и история знает много фактов, свидетельствующих, что художнику нередко открывалось то, к чему наука подбиралась значительно позднее»2.
В. М. Аллахвердов утверждает, что «художник - реальный гуру как современников, так и следующих поколений. Конечно, он не может породить идеалы, которых нет у его читателей и слушателей, - идеалы каждый человек создает и выбирает сам. Но художник способен своими произведениями возродить, восстановить у зрителей обесцененные им ранее идеалы. <...> И когда созданный художником шедевр возвращает зрителю утраченную ранее мечту и доставляет при этом непосредственную эмоциональную радость, вот тогда и возникает подлинный катарсис»3 (аксиологическая и катарсическая функции).
Еще Аристотель отмечал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души, следовательно, она должна быть в числе предметов, способствующих воспитанию молодежи. В разные времена с помощью искусства (через
1 Черниговская Т. В. Как научить мозг учиться? URL: https://otkiytoe-prostranstvo.ru/passed-lecture/tatyana-chemigovskaya-kak-nauchit-mozg-uchitsya/ (дата обращения: 25.11.2021).
2 Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. С. 253.
3 Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. Санкт-Петербург: ДНК, 2001. С. 102.
социальный заказ художникам, отбор произведений для изучения, их трактовок) школа пыталась сформировать такие качества личности, которые были бы полезны государству (воспитательная функция).
Как писал В. С. Соловьев, красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою (эстетическая функция). Художники - это люди, обладающие наиболее яркой и своеобразной картиной мира, через которую они его воспринимают и затем воплощают свое видение в творчестве.
По мнению В. М. Аллахвердова, искусство выполняет креативную функцию, так как даже его восприятие имитирует процесс самовыражения, порождает эмоциональное переживание инсайта, вдохновляет на поиск творческих решений и новых идей во всех областях человеческой жизнедеятельности1 . Особенно ярко креативная сторона проявляется, если педагог, будучи художником (в широком смысле этого слова), способен создать условия для творчества в классе. Примером такого учителя может служить композитор и педагог Д. Б. Кабалевский.
Специалисты в области музыкального образования детей (Л. В. Школяр и др.) полагают, что музыка представляет собой средство человеческого общения на языке эмоций-интонаций (коммуникативная функция)2. Благодаря искусству человек может переноситься в другие страны и эпохи, общаться с людьми разных культур и поколений, в чьих образах художник отразил собственные представления, настроения, чувства, взгляды. Психолог Е. П. Крупник говорит о восприятии искусства как о процессе художественной коммуникации реципиента (зрителя, слушателя) с автором произведения.
Воспринимая какое-либо произведение, мы примеряем на себя различные роли, судьбы, дополняем собственный жизненный опыт (компенсаторная функция). Существует мнение, что стремление к самовыражению становится компенсацией психических конфликтов и разочарований. Так, греческий психотерапевт Дракулидзе утверждал, что именно фактор психического страдания непосредственно связан как с творческим вдохновением, так и с художественным наслаждением3.
Искусство вызывает эмоциональные переживания, поэтому человек обращается к нему с целью получения удовольствия (гедонистическая функция). По мнению Л. С. Выготского, художественное произведение заключает в себе два источника наслаждения: эмоции, вызываемые содержанием (материалом), и эмоции, порождаемые формой. В. М. Аллахвердов говорит о том, что человек наслаждается искусством, если оно помогает ему решить осознанные или неосознанные противоречия и, как следствие, вызывает положительные эмоции даже при многократном повторении.
1 Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. Санкт-Петербург: ДНК, 2001. С. 94-95.
2 Школяр Л. В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. Москва: Флинта; Наука, 1998. 329 с.
3 Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. С. 302.
По мысли Ю. А. Огородникова, после общения с искусством человек испытывает разрядку чувств, психологическое очищение. Погружаясь в художественное произведение, человек восстанавливает свою внутреннюю гармонию, «очищаясь» от случайности и дробности быта. К. С. Станиславский утверждал, что люди, идущие в театр для развлечения, незаметно для себя покидают его с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа.
Выводы
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что занятия музыкой, представляющей собой эмоциональный вид искусства, очень важны для человека на протяжении всей жизни. Они помогают нам лучше понимать себя и друг друга, обмениваться эмоциями, формировать и транслировать вовне собственные ценности, гармонизировать наше восприятие мира. Как показывает анализ работ ученых из разных областей науки (философии, психологии, физиологии, психиатрии, психолингвистики, педагогики и др.), музыка оказывает существенное влияние на развитие человека. По этой причине на протяжении XIX-XX вв. данную дисциплину изучали в массовых образовательных учреждениях всех уровней. Согласно истории образования (в частности, педагогического), изученной нами на основе архивных документов, хранящихся в музеях г. Череповца (учебных планов образовательных учреждений, статей научных конференций, педагогической практики), мы пришли к выводу, что «Музыка» как учебный предмет занимала достойное место в процессе обучения (ей отводилось не менее 1 часа в неделю). Нам представляется весьма важным продолжение этой традиции в XXI в., заключающееся в создании оптимальных условий для музыкального образования как детей, так педагогов образовательных организаций.
Список источников
50-летие Череповецкой женской гимназии. Исторический очерк развития гимназии (1865-1915) / составители Н. И. Ахутин, Н. И. Друэн. Череповец: Типография М. Максимовой, 1915. 141 с.
Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. Санкт-Петербург: ДНК, 2001. 200 с.
Дьяковский Л. М., Зайцева Л. В., Зверева З. А. 130-летие Череповецкой средней школы № 1 имени Максима Горького. Исторический очерк развития школы за 130 лет (1865-1995 гг.). Череповец: Метранпаж, 1996. 149 с.
Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. 463 с.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Уроки музыки 1-4 классы. Москва: Просвещение, 2010. 207 с.
Проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин: материалы секции // VII Таисиинские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». URL: https://vk.com/club189381435 (дата обращения: 25.11.2021).
Романова Л. Л. Социокультурная адаптация младшего школьника в процессе общения с искусством. Череповец: ЧГУ, 2006. 168 с.
Черниговская Т. В. Как научить мозг учиться? URL: https://otkrytoe-prostranstvo.ru/passed-
lecture/tatyana-chernigovskaya-kak-nauchit-mozg-uchitsya/ (дата обращения: 25.11.2021).
Школяр Л. В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. Москва: Флинта; Наука, 1998. 329 с.
References
50-letie Cherepovetskoi zhenskoi gimnazii. Istoricheskii ocherk razvitiia gimnazii (1865-1915) [The 50th anniversary of the Cherepovets women's gymnasium. Historical essay on the development of the gymnasium (1865-1915); compiled by N. I. Akhutin, N. I. Druen]. Cherepovets: Tipografiia M. Maksimovoi, 1915. 141 p.
Allakhverdov V. M. Psikhologiia iskusstva. Esse o taine emotsional'nogo vozdeistviia khudozhestvennykh proizvedenii [Psychology of Art. Essay on the mystery of the emotional impact of artworks]. St Petersburg: DNK, 2001. 200 p.
D'iakovskii L. M., Zaitseva L. V., Zvereva Z. A. 130-letie Cherepovetskoi srednei shkoly № 1 imeni Maksima Gor'kogo. Istoricheskii ocherk razvitiia shkoly za 130 let (1865-1995 gg.) [130th anniversary of Cherepovets secondary school No. 1 named after Maxim Gorky. Historical sketch of the school's development over 130 years (1865-1995)]. Cherepovets: Metranpazh, 1996. 149 p.
Zhidkov V. S., Sokolov K. B. Iskusstvo i kartina mira [Art and the picture of the world]. St Petersburg: Aleteiia, 2003. 463 p.
Kritskaia E. D., Sergeeva G. P., Shmagina T. S. Uroki muzyki 1-4 klassy [Music lessons, grades 1-4]. Moscow: Prosveshchenie, 2010. 207 p.
Problemy prepodavaniia muzykal'no-teoreticheskikh distsiplin: materialy sektsii [Problems of teaching musical and theoretical disciplines: proceedings of the section]. VII Taisiinskie obrazovatel'nye chteniia "K 350-letiiu so dnia rozhdeniia Petra I: sekuliarnyi mir i religioznost"' [VII Taisiinsky educational readings "On the 350th anniversary of the birth of Peter I: secular world and religiosity"]. Available at: https://vk.com/club189381435 (accessed: 25.11.2021).
Romanova L. L. Sotsiokul'turnaia adaptatsiia mladshego shkol'nika v protsesse obshcheniia s iskusstvom [Sociocultural adaptation of a younger student in the process of communication with art]. Cherepovets: ChGU, 2006. 168 p.
Chernigovskaia T. V. Kak nauchit' mozg uchit'sia? [How to teach the brain to learn?]. Available at: https://otkrytoe-prostranstvo.ru/passed-lecture/tatyana-chernigovskaya-kak-nauchit-mozg-uchitsya/ (accessed: 25.11.2021).
Shkoliar L. V. i dr. Teoriia i metodika muzykal'nogo obrazovaniia detei [Theory and methods of musical education for children]. Moscow: Flinta; Nauka, 1998. 329 p.
Сведения об авторах
Маргарита Михайловна Косаренкова - кандидат педагогических наук, доцент; https//orcid.org/0000-0003-3339-6278, [email protected], Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Margarita M. Kosarenkova -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https//orcid.org/0000-0003-3339-6278, [email protected], Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).
Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 16.03.2022.
The article was submitted 24.01.2022; Approved after reviewing 10.03.2022; Accepted for publication 16.03.2022.