Научная статья на тему 'Музыка как средство активизации образов архетипического содержания, влияющих на этническое самосознание личности'

Музыка как средство активизации образов архетипического содержания, влияющих на этническое самосознание личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Губина С. Т.

В статье проводится описание значения архетипических мифологиче ских образов на формирование этнического самосознания личности. Обозначается теоретическая и практическая значимость, исследования особенностей восприятия образов национальных мифов. Анализируется качество субъективных переживаний, возникающих в процессе восприятия этнической музыки. Приводятся примеры использования музыки в народной традиции как психокоррекционного средства социальной и индивидуальной поддержки при совладении с жизненными трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка как средство активизации образов архетипического содержания, влияющих на этническое самосознание личности»

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВЛИЯЮЩИХ ИА ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

© Губина С.Т.*

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, г. Глазов

В статье проводится описание значения архетипических мифологиче -ских образов на формирование этнического самосознания личности. Обозначается теоретическая и практическая значимость, исследования особенностей восприятия образов национальных мифов. Анализируется качество субъективных переживаний, возникающих в процессе восприятия этнической музыки. Приводятся примеры использования музыки в народной традиции как психокоррекционного средства социальной и индивидуальной поддержки при совладении с жизненными трудностями.

Этническое самосознание - это комплексное многоуровневое образование, представленное рядом составляющих, одной из которых, является эмоционально-ценностная составляющая [8, 10]. Отмечено, что процесс усвоения этнических общественно выработанных ценностей индивидом происходит в ходе его социализации. На субъективном уровне, стремление к достижению определённых ценностей, представляется тем, что ме^ду ценностями и состояниями (переживаниями) в ходе этого процесса, складываются отношения, закреплённые в сознании в виде целостного чувственного образа. Ценностная составляющая этнического самосознания контролируется перцептивной схемой высокого уровня обобщения архетипи-ческого содержания и является смысловой основой, направляющей активность субъекта. Она включает в человеке сильные переживания сопричастности к истокам «рода» и представляет собой смыслообразующую основу для «образа Я - этнического субъекта». Это выражается в безусловной любви, чувстве гордости, принадлежности, самодостаточности, бережном отношении к этническим основам. Формируется толерантное отношение национально-этнической культуре других народов, поскольку перцептивная схема архетипического содержания имеет очень широкую панорамность отражения. Примером тому, является то, какое сильное психологическое влияние оказывают образы, представленные в этнических мифах и легендах. В мифе присутствует ценностно-значимая информация, связанная с жизнью, способом целостного освоения мира данного народа. Миф переживается с чувством особой достоверности и непосредственности, нежели просто авторская сказка, несмотря на то, что принцип метафо-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

ризации в восприятии присутствует в обоих случаях [9]. Это связано с функциональной природой перцептивной схемы архетипического содержания, поскольку она обладает уникальным свойством быть всегда актуализированной и направлять активность субъекта по определённому смыслу, представленному значениями архетипических символов [3]. В такие моменты, чувства и умозаключения очень важны для индивида, поскольку содержат в себе коррекционное и психотерапевтическое значение для обретения интеграции, гармонии и целостности (самости) личности. Разработка методов коррекции, с использованием архетипических образов национальной мифологии несёт в себе как практическое, так и теоретическое значение. Это позволит постичь зарождение, развитие и функционирование разнообразных этнических процессов и явлений, характерных для современного периода развития изменяющегося общества. Теоретическая значимость исследования влияния образов архетипического содержания на этническое самосознание заключается в том, на основании изучения особенностей восприятия чувственной информации, представленной в национальных мифах современными представителями этноса, возникает перспектива фрагментарного исследования субъективных эмоциональных состояний в процессе восприятия их содержания. Это дает возможность реконструировать процесс преобразования ценностно-смысловых единиц в отдельно взятом сознании и теоретически обосновать модель такого преобразования. В итоге, предоставить теоретическое описание процесса развития (изменения, трансформации) субъективных паттернов и схем этнического самосознания. Практическая значимость исследования влияния образов архетипического содержания на этническое самосознание обозначается в создании перспективы разработки сценариев научно-просветительских мероприятий в средствах массовой информации (телевидение, радио и др.), программ психолого-педагогического сопровождения современной национальной семьи; информационного ресурса, направленного на формирование этнического самосознания современной молодёжи. А также, в организации методических комплексов профилактико-коррекци-онного инструментария, с использованием приемов метафоризации (сказ-котерапии, музыкотерапии и др.) на основе материала легенд и мифов, направленного на создание условий для перспективы личностного роста, саморазвития, формирования этнического самосознания и т.д.

Отмечено в исследованиях, что музыка подчинена метру, который соответствует пульсу жизнедеятельности биологической системы человека. Биогенетическая человеческая структура по логике своей структуры аналогична «генетическому оркестру», как некое гармоническое единство, подобное хору, а эпигенез представляет собой систему знаковых структур по типу нотной записи [2]. И как другие виды искусства, музыка несёт в целом символическую функцию. Несмотря на то, что стимульная «размы-

тость» музыки, её малоструктурированность, предрасполагает для опосредования и развёртывания субъективных перцептивных процессов, то есть некую «свободу выбора» переживаний. Музыка не является первопричиной эмоциональных переживаний, а представляет собой особый язык «логического выражения» чувств [6]. Первоосновой в восприятии музыки выступают закреплённые в сознании воспринимающего субъекта перцептивные схемы, представленные культурными, социальными и др. традициями и опытом. Отмечено, что по мере формирования и закрепления образов-эталонов в сознании, перцептивный процесс всё меньше «работает» на создание нового «образа-схемы» и всё больше на опознание и восстановление ранее сложившегося. Отсюда, креативное феноменологически «свободное» самовыражение личности в процессе восприятия музыки представляется достаточно сложной задачей, требующей от субъекта определённого навыка «подключения» его телестности, организмичности и т.д.

Как отмечено в исследованиях, перцептивный процесс, активизирующий архетипические образные содержания с помощью музыки, выражается в выходе «за пределы» ранее представленных жизненным опытом перцептивных схем. Это выглядит как «проникновение» через установившиеся связи в новые отношения с окружающим миром, где музыка выполняет посредническую функцию. Музыка - это средство настройки на базисные (архетипические) содержательные формы [6], информационное качество которых, описать практически невозможно. В такие моменты феноменологически целостное восприятие музыки характеризуется поглощенностью процессом восприятия. В сознании субъекта присутствует тенденция к неразличению фигуры и фона, то есть мелодические и гармонические детали воспринимаются как единая, целостная и самодостаточная система. Всё то, что воспринимается субъектом не вызывает у него потребности логического «объяснения» своей принадлежности к чему-либо. Например, такой эффект мы может наблюдать при восприятии этнической музыки народов мира, когда поглощение процессом восприятия уводит на второй план перевод текстов содержания песен и т.д. Звуковые краски слышатся особо ярко. На психологическом уровне возникает эффект «принятия» воспринимаемой музыки, отсюда, субъективные аффективные реакции (их модальность и сила) расцениваются как «свои» (в любом случае положительные).

Музыка использовалась как развивающее и коррекционное средство с древних времён. В Древней Индии музыка рассматривалась как главная возможность достижения интуитивно-духовного состояния высшего блаженства, именуемого «Раса». Например, ритуальная пляска у туземцев, носит функцию решения проблемы защищенности первобытного человека от неподдающихся предвидению угроз сверхъестественного мира, которым живет их сознание. Психотерапевтический эффект данного действа заключается в том, что реальное психодраматическое переживание «Себя» как «устрашающего» образа в экстатическом состоянии даёт чувство ус-

покоения и уверенности, за счёт ощущения родства (единения) с ранее чуждым и противопоставляемым. В данном случае, ритуальный танец и пение как ритмо-динамическое действо создаёт эффект переживания «Себя» в настоящем субъективном времени, как законченного образа. Законченность является важнейшим психотерапевтическим фактором, указывающим на то, что данный образ теряет свою субъективно-временную актуальность. В итоге, субъект освобождается от тревоги и страха, которые вызваны сознательной дифференциацией на «своё» и «чужое», а значит чуждое и враждебное, которое может нанести вред. Аналогией является коррекционный метод «антиципирующего совладания» [1], используемым в профилактике стресса. Это метод сознательного манипулирования стрессовыми факторами, с целью постепенной адаптации человека к ним. Таким образом, для воспринимающего субъекта музыка может выполнять функцию социальной и индивидуальной поддержки при совлада-нии с жизненными трудностями. Субъект моделирует в своём сознании совладающий, актуальный глубоко-интимный образ, вступает с ним в виртуальный личностно-значимый «диалог». Это становится основой для обретения трансцедентально обоснованного осознания свободы. Активизация архетипических образных содержаний в сознании в процессе восприятия музыки связана не только с метафорическим мышлением с целью декодирования воспринимаемой информации звукового воздействия (если рассуждать с точки зрения теории информации), а предполагает выход в новые семантические пространства. Это выражается в проявлении субъектом высоко-аффективных переживаний («пиковых» или близких к таковым), происходит смешение эмоций, подобно «и смех и слёзы» и т.д. [5]. Например, отмечено, что музыка даёт опыт таких переживаний, которые раскрывают стороны душевной жизни личности, не существовавшие вне музыки. Гроф С. исследуя испытуемых под воздействием ЛСД, отмечал, что они проявляли гиперсензитивность к звукам, вообще [4].

Этническое самосознание необходимо рассматривать как «целостную организацию феноменологического поля восприятия субъекта» [7], единый гештальт, который уместно обозначать как этническое само познание. Тогда исходным представляется не отображение этнических объективных характеристик личности представителя того или иного народа, а взаимоотношение субъекта с миром мифических архетипических образов национальной культуры в целом, переживание их субъективной реальности. Поскольку мы воспринимаем мир экзистенциально, то в перцептивном процессе участвует весь человек целиком, с его физическими, социальными, ценностными качествами, благодаря этому человек развивается (движется), то есть, открывает, понимает, трансформируется и т.д. Этническая музыка выступает «проводником» этого движения, поскольку, как любая музыка обладает уникальными свойствами: процессуальностью, интона-ционностью и динамичностью.

Список литературы:

1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №1. - С. 3-18.

2. Гаряев П.П. Волновой геном. - М.: Общественная польза, 1994.

3. Гостев A.A. Психология вторичного образа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.

4. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. - М.: МТМ, 1994. - 174с.

5. Губина С.Т. Значение восприятия музыки для переосмысления проблем экзистенциального беспокойства и осознания реальности существования // Риски современности. Материалы 2 межд. научн.-практ. конф. -Кемерово, 2010. - С.156-161.

6. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности. дисс. ... д. искуств., М., 1997. - 266 с.

7. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.

8. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. - М.: Изд-во Наука, 1985. - С. 138-152.

9. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987.

10. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание - СПб.: Алетейя, 2000.

ДВУЯЗЫЧИЕ (МНОГОЯЗЫЧИЕ) В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ

© Маркина H.A.*

Государственный институт русского языка им. A.C. Пушкина, г. Москва

Статья посвящена проблеме преподавания русского языка в многонациональной школе, являющейся сегодня одной из сложных и актуальных. В связи с миграционными процессами во многих регионах России в классах общеобразовательных школ, реализующих государственный стандарт образования, учатся дети разных национальностей, слабо владеющих русским языком. Подобное совмещенное обучение вызывает ряд теоретических и практических методических проблем, которые требуют серьезного научного осмысления.

Вследствие активных миграционных процессов во многих регионах России получает все большее распространение совместное обучение русскоя-

* Доцент, к.ф.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.