МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВЛИЯЮЩИХ ИА ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
© Губина С.Т.*
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, г. Глазов
В статье проводится описание значения архетипических мифологиче -ских образов на формирование этнического самосознания личности. Обозначается теоретическая и практическая значимость, исследования особенностей восприятия образов национальных мифов. Анализируется качество субъективных переживаний, возникающих в процессе восприятия этнической музыки. Приводятся примеры использования музыки в народной традиции как психокоррекционного средства социальной и индивидуальной поддержки при совладении с жизненными трудностями.
Этническое самосознание - это комплексное многоуровневое образование, представленное рядом составляющих, одной из которых, является эмоционально-ценностная составляющая [8, 10]. Отмечено, что процесс усвоения этнических общественно выработанных ценностей индивидом происходит в ходе его социализации. На субъективном уровне, стремление к достижению определённых ценностей, представляется тем, что ме^ду ценностями и состояниями (переживаниями) в ходе этого процесса, складываются отношения, закреплённые в сознании в виде целостного чувственного образа. Ценностная составляющая этнического самосознания контролируется перцептивной схемой высокого уровня обобщения архетипи-ческого содержания и является смысловой основой, направляющей активность субъекта. Она включает в человеке сильные переживания сопричастности к истокам «рода» и представляет собой смыслообразующую основу для «образа Я - этнического субъекта». Это выражается в безусловной любви, чувстве гордости, принадлежности, самодостаточности, бережном отношении к этническим основам. Формируется толерантное отношение национально-этнической культуре других народов, поскольку перцептивная схема архетипического содержания имеет очень широкую панорамность отражения. Примером тому, является то, какое сильное психологическое влияние оказывают образы, представленные в этнических мифах и легендах. В мифе присутствует ценностно-значимая информация, связанная с жизнью, способом целостного освоения мира данного народа. Миф переживается с чувством особой достоверности и непосредственности, нежели просто авторская сказка, несмотря на то, что принцип метафо-
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.
ризации в восприятии присутствует в обоих случаях [9]. Это связано с функциональной природой перцептивной схемы архетипического содержания, поскольку она обладает уникальным свойством быть всегда актуализированной и направлять активность субъекта по определённому смыслу, представленному значениями архетипических символов [3]. В такие моменты, чувства и умозаключения очень важны для индивида, поскольку содержат в себе коррекционное и психотерапевтическое значение для обретения интеграции, гармонии и целостности (самости) личности. Разработка методов коррекции, с использованием архетипических образов национальной мифологии несёт в себе как практическое, так и теоретическое значение. Это позволит постичь зарождение, развитие и функционирование разнообразных этнических процессов и явлений, характерных для современного периода развития изменяющегося общества. Теоретическая значимость исследования влияния образов архетипического содержания на этническое самосознание заключается в том, на основании изучения особенностей восприятия чувственной информации, представленной в национальных мифах современными представителями этноса, возникает перспектива фрагментарного исследования субъективных эмоциональных состояний в процессе восприятия их содержания. Это дает возможность реконструировать процесс преобразования ценностно-смысловых единиц в отдельно взятом сознании и теоретически обосновать модель такого преобразования. В итоге, предоставить теоретическое описание процесса развития (изменения, трансформации) субъективных паттернов и схем этнического самосознания. Практическая значимость исследования влияния образов архетипического содержания на этническое самосознание обозначается в создании перспективы разработки сценариев научно-просветительских мероприятий в средствах массовой информации (телевидение, радио и др.), программ психолого-педагогического сопровождения современной национальной семьи; информационного ресурса, направленного на формирование этнического самосознания современной молодёжи. А также, в организации методических комплексов профилактико-коррекци-онного инструментария, с использованием приемов метафоризации (сказ-котерапии, музыкотерапии и др.) на основе материала легенд и мифов, направленного на создание условий для перспективы личностного роста, саморазвития, формирования этнического самосознания и т.д.
Отмечено в исследованиях, что музыка подчинена метру, который соответствует пульсу жизнедеятельности биологической системы человека. Биогенетическая человеческая структура по логике своей структуры аналогична «генетическому оркестру», как некое гармоническое единство, подобное хору, а эпигенез представляет собой систему знаковых структур по типу нотной записи [2]. И как другие виды искусства, музыка несёт в целом символическую функцию. Несмотря на то, что стимульная «размы-
тость» музыки, её малоструктурированность, предрасполагает для опосредования и развёртывания субъективных перцептивных процессов, то есть некую «свободу выбора» переживаний. Музыка не является первопричиной эмоциональных переживаний, а представляет собой особый язык «логического выражения» чувств [6]. Первоосновой в восприятии музыки выступают закреплённые в сознании воспринимающего субъекта перцептивные схемы, представленные культурными, социальными и др. традициями и опытом. Отмечено, что по мере формирования и закрепления образов-эталонов в сознании, перцептивный процесс всё меньше «работает» на создание нового «образа-схемы» и всё больше на опознание и восстановление ранее сложившегося. Отсюда, креативное феноменологически «свободное» самовыражение личности в процессе восприятия музыки представляется достаточно сложной задачей, требующей от субъекта определённого навыка «подключения» его телестности, организмичности и т.д.
Как отмечено в исследованиях, перцептивный процесс, активизирующий архетипические образные содержания с помощью музыки, выражается в выходе «за пределы» ранее представленных жизненным опытом перцептивных схем. Это выглядит как «проникновение» через установившиеся связи в новые отношения с окружающим миром, где музыка выполняет посредническую функцию. Музыка - это средство настройки на базисные (архетипические) содержательные формы [6], информационное качество которых, описать практически невозможно. В такие моменты феноменологически целостное восприятие музыки характеризуется поглощенностью процессом восприятия. В сознании субъекта присутствует тенденция к неразличению фигуры и фона, то есть мелодические и гармонические детали воспринимаются как единая, целостная и самодостаточная система. Всё то, что воспринимается субъектом не вызывает у него потребности логического «объяснения» своей принадлежности к чему-либо. Например, такой эффект мы может наблюдать при восприятии этнической музыки народов мира, когда поглощение процессом восприятия уводит на второй план перевод текстов содержания песен и т.д. Звуковые краски слышатся особо ярко. На психологическом уровне возникает эффект «принятия» воспринимаемой музыки, отсюда, субъективные аффективные реакции (их модальность и сила) расцениваются как «свои» (в любом случае положительные).
Музыка использовалась как развивающее и коррекционное средство с древних времён. В Древней Индии музыка рассматривалась как главная возможность достижения интуитивно-духовного состояния высшего блаженства, именуемого «Раса». Например, ритуальная пляска у туземцев, носит функцию решения проблемы защищенности первобытного человека от неподдающихся предвидению угроз сверхъестественного мира, которым живет их сознание. Психотерапевтический эффект данного действа заключается в том, что реальное психодраматическое переживание «Себя» как «устрашающего» образа в экстатическом состоянии даёт чувство ус-
покоения и уверенности, за счёт ощущения родства (единения) с ранее чуждым и противопоставляемым. В данном случае, ритуальный танец и пение как ритмо-динамическое действо создаёт эффект переживания «Себя» в настоящем субъективном времени, как законченного образа. Законченность является важнейшим психотерапевтическим фактором, указывающим на то, что данный образ теряет свою субъективно-временную актуальность. В итоге, субъект освобождается от тревоги и страха, которые вызваны сознательной дифференциацией на «своё» и «чужое», а значит чуждое и враждебное, которое может нанести вред. Аналогией является коррекционный метод «антиципирующего совладания» [1], используемым в профилактике стресса. Это метод сознательного манипулирования стрессовыми факторами, с целью постепенной адаптации человека к ним. Таким образом, для воспринимающего субъекта музыка может выполнять функцию социальной и индивидуальной поддержки при совлада-нии с жизненными трудностями. Субъект моделирует в своём сознании совладающий, актуальный глубоко-интимный образ, вступает с ним в виртуальный личностно-значимый «диалог». Это становится основой для обретения трансцедентально обоснованного осознания свободы. Активизация архетипических образных содержаний в сознании в процессе восприятия музыки связана не только с метафорическим мышлением с целью декодирования воспринимаемой информации звукового воздействия (если рассуждать с точки зрения теории информации), а предполагает выход в новые семантические пространства. Это выражается в проявлении субъектом высоко-аффективных переживаний («пиковых» или близких к таковым), происходит смешение эмоций, подобно «и смех и слёзы» и т.д. [5]. Например, отмечено, что музыка даёт опыт таких переживаний, которые раскрывают стороны душевной жизни личности, не существовавшие вне музыки. Гроф С. исследуя испытуемых под воздействием ЛСД, отмечал, что они проявляли гиперсензитивность к звукам, вообще [4].
Этническое самосознание необходимо рассматривать как «целостную организацию феноменологического поля восприятия субъекта» [7], единый гештальт, который уместно обозначать как этническое само познание. Тогда исходным представляется не отображение этнических объективных характеристик личности представителя того или иного народа, а взаимоотношение субъекта с миром мифических архетипических образов национальной культуры в целом, переживание их субъективной реальности. Поскольку мы воспринимаем мир экзистенциально, то в перцептивном процессе участвует весь человек целиком, с его физическими, социальными, ценностными качествами, благодаря этому человек развивается (движется), то есть, открывает, понимает, трансформируется и т.д. Этническая музыка выступает «проводником» этого движения, поскольку, как любая музыка обладает уникальными свойствами: процессуальностью, интона-ционностью и динамичностью.
Список литературы:
1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №1. - С. 3-18.
2. Гаряев П.П. Волновой геном. - М.: Общественная польза, 1994.
3. Гостев A.A. Психология вторичного образа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.
4. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. - М.: МТМ, 1994. - 174с.
5. Губина С.Т. Значение восприятия музыки для переосмысления проблем экзистенциального беспокойства и осознания реальности существования // Риски современности. Материалы 2 межд. научн.-практ. конф. -Кемерово, 2010. - С.156-161.
6. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: Проблема адекватности. дисс. ... д. искуств., М., 1997. - 266 с.
7. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
8. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. - М.: Изд-во Наука, 1985. - С. 138-152.
9. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987.
10. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание - СПб.: Алетейя, 2000.
ДВУЯЗЫЧИЕ (МНОГОЯЗЫЧИЕ) В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ
© Маркина H.A.*
Государственный институт русского языка им. A.C. Пушкина, г. Москва
Статья посвящена проблеме преподавания русского языка в многонациональной школе, являющейся сегодня одной из сложных и актуальных. В связи с миграционными процессами во многих регионах России в классах общеобразовательных школ, реализующих государственный стандарт образования, учатся дети разных национальностей, слабо владеющих русским языком. Подобное совмещенное обучение вызывает ряд теоретических и практических методических проблем, которые требуют серьезного научного осмысления.
Вследствие активных миграционных процессов во многих регионах России получает все большее распространение совместное обучение русскоя-
* Доцент, к.ф.н., доцент.