Научная статья на тему 'Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий'

Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мищак Е.

Невероятная сила воздействия музыки на человеческий организм остается по-прежнему слабо исследованной. Научные данные свидетельствуют о том, что музыка активно влияет на интенсивность физиологических процессов и функции жизненно важных систем организма, а также приводит к гормональным и биохимическим изменениям. Новейшие исследования доказывают, что функциональная музыка реально уменьшает напряжение в теле и повышает эффективность тренировки на 15%. В работе показано, как правильно подобрать музыку, которая будет способствовать эффективному тренингу, и как использовать специальную функциональную музыку для максимальной реализации потенциала спортсмена, стимулировать и регулировать в нужном направлении его рабочую активность, психическую деятельность и физиологические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The incredible power of music impact on human body still remains poorly investigated. Scientific data are testimony to the fact that the music has a great influence on the intensity of physiological processes and vital body systems’ function, and also leads to the hormonal and biochemical variations. The latest researches prove that functional music can actually relax tension in a body and increases the efficiency of training by 15%. The article shows the right way of picking music up, which will promote an effective training and how to use special functional music for maximum realization of sportsmen’s potential, how to stimulate and regulate their working activity, psychic activity and physiological processes.

Текст научной работы на тему «Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий»

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

УДК 796.015

МУЗЫКА КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Е. Мищак,

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,

Украина

Аннотация

Невероятная сила воздействия музыки на человеческий организм остается по-прежнему слабо исследованной. Научные данные свидетельствуют о том, что музыка активно влияет на интенсивность физиологических процессов и функции жизненно важных систем организма, а также приводит к гормональным и биохимическим изменениям. Новейшие исследования доказывают, что функциональная музыка реально уменьшает напряжение в теле и повышает эффективность тренировки на 15%. В работе показано, как правильно подобрать музыку, которая будет способствовать эффективному тренингу, и как использовать специальную функциональную музыку для, максимальной реализации потенциала спортсмена, стимулировать и регулировать в нужном направлении его рабочую активность, психическую деятельность и физиолоические процессы.

MUSIC AS A PSYCHOPHYSIOLOGICAL MEANS OF THE TRAINING ORGANIZATION

Annotation

The incredible power of music impact on human body still remains poorly investigated. Scientific data are testimony to the fact that the music has a great influence on the intensity of physiological processes and vital body systems' function, and also leads to the hormonal and biochemical variations. The latest researches prove that functional music can actually relax tension in a body and increases the efficiency of training by 15%. The article shows the right way of picking music up, which will promote an effective training and how to use special functional music for maximum realization of sportsmen's potential, how to stimulate and regulate their working activity, psychic activity and physiological processes.

Анализ последних научных данных и публикаций

Исследования спортивных психологов, посвященные музыке как средству достижения результатов, основаны на трудах выдающегося невропатолога, физиолога, психолога, академика Владимира Бехтерева. Он установил, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, вызывают замедление пульса и успокаивают человека. Или, наоборот, способствуют учащению пульса и появлению ощущения усталости. В своих работах Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма любого человека и рекомендовал ее как средство борьбы с переутомлением.

С середины 1990-х годов по мере развития технологий, ученые стали получать все больше возможностей для проведения серьезных исследований в этой области. Обратимся к последним научным исследованиям, которые подтверждают положительное влияние музыки на спортивные результаты.

В 2010 году Британская ассоциация науки в спорте и физических упражнениях обнародовала экспертное заключение об особенностях музыкального сопровождения во время физических упражнений: при беге участники, пользовавшиеся звуковым сопровождением, в среднем преодолели до истощения на 15% большую дистанцию, чем любители бега из контрольной группы, не слушавшие музыку. Помимо этого, ритмичная музыка за счет стабилизации ритма движений способствует уменьшению среднего потребления кислорода в среднем на 12%, снижает ощущение усталости.

В 2012 году британские ученые из Научно-исследовательского института спорта и физической культуры в Ливерпуле во главе с профессором Вотерхаусом исследовали влияние темпа музыки на результативность работы на велоэргометре и связанные с ней физиологические реакции. В эксперименте принимали участие 12 студентов с обычным уровнем физической активности. Они вращали педали эргометра и слушали 6 различных музыкальных треков, отличавшихся по темпу. Также каждый из 6 треков был прослушан ими в 3 вариантах: в оригинале, на 10% быстрее и на 10% медленнее.

При прослушивании музыки с более быстрым темпом, будь то изначально быстрая композиция или ускоренная искусственно, участники выполняли больший объем работы. Скорость, мощность и частота вращения педалей увеличивались. При искусственном замедлении эти параметры снижались. Также были измерены субъективные параметры, такие, как восприятие физического напряжения, комфорт и понравилась или нет музыка. Все эти параметры также были выше для музыкальных треков с более быстрым темпом.

В 2010 году спортивные медики из Университета МакМастера в Гамильтоне (Канада, Онтарио) опубликовали исследование, доказывающее, что любимая музыка существенно увеличивает показатели выносливости и силы спортсменов во время интенсивного тренинга. Ведущий специалист кафедры физиологии Гамильтонского университета Мэтью Сторк провёл эксперимент, в рамках которого набрал 20 добровольцев, выполнявших работу на велотренажёрах продолжительностью 30 минут. Записав показания велотренажёров и кардиомониторов, испытуемым на следующей тренировке предложили составить плейлисты из любимой музыки и заниматься под записанные треки. Показания приборов и субъективные ощущения тяжести тренировок испытуемых зафиксировали вновь и затем сравнили.

Выяснилось, что уровень усталости от занятий с любимой музыкой отличался в меньшую сторону по сравнению с тренировкой без музыки. Пройденная дистанция и скорость во время прослушивания любимых композиций были существенно выше, то есть тренировка оказалась не только приятнее, но ещё интенсивнее и результативнее.

Также одно исследование ученых из Германии подтверждает положительное влияние музыки на спортивные результаты.

В октябре 2013 года доктор Томас Фриц из Института когнитивной психологии и науки о мозге имени Макса Планка (Германия, Лейпциг) объявил об итогах своих исследований. Новость появилась в ряде крупных изданий, включая «NationalGeographic», «PNAS», «The New York Times» и др. Доктор Фриц изобрел тренажер, в основу работы которого положена техника «jymmin» (от англ. gym + jamming). Выполняя упражнения, человек не просто слушает музыку, а создает ее, меняя мелодию, звуки и ритм с помощью движений собственного тела. В тестах были задействованы 63 участника обоих полов. Эксперименты показали, что ощущение нагрузки было значительно меньшим, если участник получал музыкальный ответ в ходе тренировки, нежели если он просто параллельно слушал музыку. Выяснилось, что создание музыки делает физические усилия менее изнуряющими, мышцам требуется меньше энергии и кислорода, уменьшается усталость, тренировка дает больший результат. Томас Фриц называет свое научное открытие «возбудимым ответом тела» и подчеркивает, что разгадка тайны терапевтической силы музыки теперь не за горами.

Цель работы

Показать, что использование в тренировке специальной функциональной музыки позволяет максимально реализовать потенциал спортсмена, стимулировать и регулировать в нужном направлении его рабочую активность, психическую деятельность и физиологические процессы

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по вопросу исследования спортивных психологов, посвященных музыке как средству достижения результатов.

2. Разработать методику для правильного подбора музыки, которая будет способствовать эффективному тренингу.

3. Составить рекомендации по использованию музыкального сопровождения в тренировочном процессе.

Результаты исследования и их обсуждение

Тренажеры доктора Фрица пока недоступны широкой публике, однако прогресса на тренировках можно добиться и без них. Для этого необходимо правильно подобрать музыку, которая будет сопровождать вас во время пробежки или занятий в зале. Какой же должна быть музыка для эффективного тренинга?

Согласно концепции доктора Томаса Фрица во время прослушивания музыки организм откликается и подстраивается под ритм. Восприятие музыки проходит в три этапа:

1. Акустический

2. Физиологический

3. Психологический.

На этих этапах происходит синхронизация внешних движений и внутренних процессов, связки и мышечный аппарат воспроизводят музыкальный ритм, сокращается время реакции, усиливается кровообращение, непроизвольно увеличивается мощность мышечного усилия на сильных долях звукового воздействия, возбуждаются области мозга, отвечающие за появление определённых эмоций. Скорость исполнения музыкального произведения (темп музыки) измеряется в BPM (англ. beats per minute) и означает количество четвертных нот, сыгранных за одну минуту. Строго говоря, этот показатель является относительным, но для правильного подбора музыки он вполне годится в качестве ориентира.

Соответствие значений BPM разным, стилям.:

Soul - 75-90 BPM Electro funk - 125-130 BPM

Hip-hop и Rock - 60-120 BPM Techno - 130-150 BPM

Downtempo - 60-110 BPM Trance - 125-150 BPM

Disco - 110-130 BPM Psy-trance - 146-155 BPM

Breaks и Dubstep - 110-140 BPM Dark Trance - от 160 BPM.

Pop - 120-150 BPM Drum~n~bass h Jungle - 140-200 BPM

House - 120-130 BPM Hardstyle - 150-1000 BPM

Для правильного подбора музыки необходимы два показателя: музыкальный темп и максимально допустимая частота сердечных сокращений (пульс). Норма ЧСС в покое взрослого человека составляет от 72 до 80 ударов в минуту. Пределы допустимой нагрузки (максимальная ЧСС) в зависимости от возраста можно рассчитать по формуле:

206 - (0,67 х (ваш возраст) = максимальный пульс

1во -

JF 140 Е ш

g 120 ■ ■

* ц» е ДО ■

30 -ID &D- ЬО 70 а и 90 100 _к':-чт-си_«1'г]с1 и Г*>= -эт ЬЕЛюскмальярн ЧСС Ii

Рисунок 1 - График влияния ВРМ на ЧСС

Приведенный график показывает, как BPM влияет на пульс. Самый крутой участок ломаной линии находится в диапазоне 123-145 BPM, а это соответствует 70-80% максимально допустимой ЧСС. С точки зрения нагрузки наиболее оптимальная работа организма происходит именно при таких условиях. Выходит, что музыку для тренировок нужно подбирать в рамках такого диапазона BPM, чтобы пульс находился в пределах 60-90% от максимально допустимого значения. Например, для 30-летнего человека эти пределы равны 111 уд/мин-60% от тах ЧСС и 167 уд/мин-90% от тах ЧСС.

Если пульс будет долгое время на уровне выше 80%, то в организме образуется избыток молочной кислоты.

Определить темп трека можно с помощью метронома или компьютерной программы ( от профессиональных Virtual DJ и FL Studio до простых счетчиков, например, MixMeister BPM Analyzer). Существуют мобильные iOS-приложения, которые подбирают музыкальные треки, ориентируясь на темп ваших движений.

Рекомендации по исполъзованию музыкалъного соnpовождения в тpениpовочном upоцессе:

1. Музыкальное сопровождение должно быть прерывным и занимать 70-80% времени всей тренировки (для начинающих спортсменов - до 40-50%, для профессиональных - до 90% времени).

2. Музыкальное сопровождение должно постоянно обновляться и включать около 30% новых произведений, так как со временем возникает эффект привыкания, треки все меньше экзальтируют ЦНС спортсмена.

3. Специалисты музыкотерапии замечают, что «любые физические упражнения будут более полезны, если их выполнять под музыку, которая нравится», поэтому составляйте плейлист из тех композиций, которые вам по вкусу. В зависимости от того, нравится песня или нет, ЧСС понижается или повышается, поэтому даже обычное прослушивание музыки уже можно считать своеобразной кардиотренировкой.

4. Темпы композиций должны сменять друг друга, соответствуя всем фазам тренировки: разминка, основная часть с интенсивной нагрузкой, постепенное расслабление в конце тренировки.

Выводы:

Функциональная музыка - это эффективное средство оптимизации подготовки спортсменов. Исследования и опыт работы показывают, что использование в тренировке специальной музыки позволяет максимально реализовать потенциал спортсмена, стимулировать и регулировать в нужном направлении его рабочую активность, психическую деятельность и физиологические процессы. Спортсмены добиваются высоких результатов меньшими волевыми усилиями и получают от тренировок больше удовольствия.

Список исполъзованнъж источников

1. Karageorghis CI, Terry PC, Lane AM, Bishop DT, Priest DL.// The BASES Expert Statement on use of music in exercise. J Sports Sci. 2012, vol.30, № 9, pp.953-956.

2. Waterhouse J, Hudson P, Edwards B. //Effects of music tempo upon submaximal cycling performance. Scand J Med Sci Sports. 2010, vol.20, № 4, pp.662-669.

3. Fritz TH, Hardikar S, Demoucron M, Niessen M, Demey M, Giot O, Li Y, Haynes JD, Villringer A, Leman M. // Musical agency reduces perceived exertion during strenuous physical performance. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013, vol.110, N.44, pp.17784-17789.

4. Коджаспиров Ю. Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки/ Ю.Г. Коджаспиров // теория физического воспитания. - 1994. - № 6. - С. 45-49.

27.10.2016

УДК 796.332

ЭВКЛИДОВА И НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ В ФУТБОЛЕ: ИГРА И ПОДГОТОВКА К НЕЙ, ПОНИМАЕМЫЕ КАК ИСКУССТВО

В. А. Пегов, канд. пед. наук, доцент, М. М. Чернецов, канд. пед. наук,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", Российская Федерация

Аннотация

В статье предложен подход к рассмотрению игры в футбол и подготовке к ней футболистов на основе принципов эвклидовой и неэвклидовой геометрии, понимания игры как искусства. Исторически футбол является порождением Нового времени, когда экономический аспект социальной жизни и организация её по принципу конкуренции стали определяющими в сознании людей Это закономерно привело к зауженному взгляду на человека, на спортсмена, в том числе на процесс спортивной подготовки. В противовес этому развивался подход, базирующийся на принципах неэвклидовой геометрии, понимании человеческих движений как «живъх». Это даёт возможность для формирования иного, более продуктивного игрового мышления в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.