Научная статья на тему 'ЭВКЛИДОВА И НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ В ФУТБОЛЕ: ИГРА И ПОДГОТОВКА К НЕЙ, ПОНИМАЕМЫЕ КАК ИСКУССТВО'

ЭВКЛИДОВА И НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ В ФУТБОЛЕ: ИГРА И ПОДГОТОВКА К НЕЙ, ПОНИМАЕМЫЕ КАК ИСКУССТВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пегов В.А., Чернецов М.М.

В статье предложен подход к рассмотрению игры в футбол и подготовке к ней футболистов на основе принципов эвклидовой и неэвклидовой геометрии, понимания игры как искусства. Исторически футбол является порождением Нового времени, когда экономический аспект социальной жизни и организация её по принципу конкуренции стали определяющими в сознании людей. Это закономерно привело к зауженному взгляду на человека, на спортсмена, в том числе на процесс спортивной подготовки. В противовес этому развивался подход, базирующийся на принципах неэвклидовой геометрии, понимании человеческих движений как «живых». Это даёт возможность для формирования иного, более продуктивного игрового мышления в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests the approach to the consideration of football playing and footballer’s preparation for it based on the principles of Euclidean and non-Euclidean geometry, understood a game as an art. Historically football is a generation of the Early modern period, when the economic aspect of a social life and its organization according to the principle of competition became defining in people’s mind. It naturally led to the narrow-minded point of view on a person, on a sportsman, including the training process. On the counter to these things, the approach was developed that was based on the principles of non-Euclidean geometry, understanding of person’s movements as «alive» ones. These facts give opportunity to form different, more productive playing way of thinking in football.

Текст научной работы на тему «ЭВКЛИДОВА И НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ В ФУТБОЛЕ: ИГРА И ПОДГОТОВКА К НЕЙ, ПОНИМАЕМЫЕ КАК ИСКУССТВО»

Рекомендации по использованию музыкального сопровождения в гпренировочном процессе:

1. Музыкальное сопровождение должно быть прерывным и занимать 70-80% времени всей тренировки (для начинающих спортсменов - до 40-50%, для профессиональных - до 90% времени).

2. Музыкальное сопровождение должно постоянно обновляться и включать около 30% новых произведений, так как со временем возникает эффект привыкания, треки все меньше экзальтируют ЦНС спортсмена.

3. Специалисты музыкотерапии замечают, что «любые физические упражнения будут более полезны, если их выполнять под музыку, которая нравится», поэтому составляйте плейлист из тех композиций, которые вам по вкусу. В зависимости от того, нравится песня или нет, ЧСС понижается или повышается, поэтому даже обычное прослушивание музыки уже можно считать своеобразной кардиотренировкой.

4. Темпы композиций должны сменять друг друга, соответствуя всем фазам тренировки: разминка, основная часть с интенсивной нагрузкой, постепенное расслабление в конце тренировки.

Выводы:

Функциональная музыка - это эффективное средство оптимизации подготовки спортсменов. Исследования и опыт работы показывают, что использование в тренировке специальной музыки позволяет максимально реализовать потенциал спортсмена, стимулировать и регулировать в нужном направлении его рабочую активность, психическую деятельность и физиологические процессы. Спортсмены добиваются высоких результатов меньшими волевыми усилиями и получают от тренировок больше удовольствия.

Список использованных исmочник.ов

1. Karageorghis CI, Terry PC, Lane AM, Bishop DT, Priest DL.// The BASES Expert Statement on use of music in exercise. J Sports Sci. 2012, vol.30, № 9, pp.953-956.

2. Waterhouse J, Hudson P, Edwards B. //Effects of music tempo upon submaximal cycling performance. Scand J Med Sci Sports. 2010, vol.20, № 4, pp.662-669.

3. Fritz TH, Hardikar S, Demoucron M, Niessen M, Demey M, Giot O, Li Y, Haynes JD, Villringer A, Leman M. // Musical agency reduces perceived exertion during strenuous physical performance. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013, vol.110, N.44, pp.17784-17789.

4. Коджаспиров Ю. Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки/ Ю.Г. Коджаспиров // теория физического воспитания. - 1994. - № 6. - С. 45-49.

27.10.2016

УДК 796.332

ЭВКЛИДОВА И НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ В ФУТБОЛЕ: ИГРА И ПОДГОТОВКА К НЕЙ, ПОНИМАЕМЫЕ КАК ИСКУССТВО

В. А. Пегов, канд. пед. наук, доцент, М. М. Чернецов, канд. пед. наук,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", Российская Федерация

Аннотация

В статье предложен подход к рассмотрению игры в футбол и подготовке к ней футболистов на основе принципов эвклидовой и неэвклидовой геометрии, понимания игры как искусства. Исторически футбол является порождением Нового времени, когда экономический аспект социальной жизни и организация её по принципу конкуренции стали определяющими в сознании людей. Это закономерно привело к зауженному взгляду на человека, на спортсмена, в том числе на процесс спортивной подготовки. В противовес этому развивался подход, базирующийся на принципах неэвклидовой геометрии, понимании человеческих движений как «живъх». Это даёт возможность для формирования иного, более продуктивного игрового мышления в футболе.

EUCLIDEAN AND NON-EUCLIDEAN GEOMETRY IN FOOTBALL: GAME AND PREPARATION FOR IT UNDERSTOOD AS AN ART

Annotation

The article suggests the approach to the consideration of football playing and footballer's preparation for it based on the principles of Euclidean and non-Euclidean geometry, understood a game as an art. Historically football is a generation of the Early modern period, when the economic aspect of a social life and its organization according to the principle of competition became defining in people's mind. It naturally led to the narrow-minded point of view on a person, on a sportsman, including the training process. On the counter to these things, the approach was developed that was based on the principles of non-Euclidean geometry, understanding of person's movements as «alive» ones. These facts give opportunity to form different, more productive playing way of thinking in football.

Введение

А. Поликовский, обозреватель «Новой газеты», написал о сути происходящего на поле по-научному точно: «Физической формой теперь никого не удивишь. ... Но в мире идеальных атлетов и эффективных команд сила больше не удивляет, удивляет только мысль. Мысль - дефицит в футболе и в жизни Некоторые игры скучны не потому, что в них нет или мало голов, а потому, что зритель на трибуне или у ТВ, имеющий понятие о футболе, может предсказать десять пасов из десяти ... Это играют в футбол прочные и предсказуемые люди, но не они делают игру чудом Для чуда нужны другие, необычные, с внутренним зрением и нестандартным мозгом,, иначе чувствующие пространство и видящие свободу там, где все остальные видят стену. Бородатый Пирло, старый волшебник, умеющий притормозить время, а потом пасом вдруг ускорить его, -один из них.. И сын рабочего и уборщицы маленький Месси, в чьём организме с детства не хватало гормона роста, по-прежнему вдруг вырастает в огромного футбольного бога, умеющего одним движением выт^ащить гол из времени и пространства (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [6]. В этом описании отражена проблематика и футбола, и всей нашей социальной жизни. Суть её состоит в том, как мы1слят современные люди, получившие традиционное школьное и вузовское образование; каким способом мы1шления они пытаются ответить на социальные и профессиональные вызовы нашего времени. Здесь мы хотели бы остановиться на разных способах мышления во время подготовки и непосредственно игры. Обратим внимание, что для этого недостаточно только господствующего сейчас научного способа познания - позитивистского по своим гносеологическим и методологическим основаниям. Очевидно, что, например, произведение искусства невозможно понять в его сущности, даже если мы абсолютно точно знаем, сколько краски было потрачено Леонардо да Винчи на написание «Джоконды». Леонардо увлекался геометрией, и научный способ мышления был ему очень близок. Но есть одна замечательная притча, которую приводит В. Кандинский: «Великий многогранный мастер Леонардо да Винчи изобрёл систему или шкалу ложечек для того, чтобы ими брать различные краски. Этим способом предполагалось достигнуть механический гармонизации Один из его учеников долго мучился, применяя это вспомогательное приспособление. Придя в отчаяние от неудач, он обратился к другим ученикам с вопросом: как этими ложечками пользуется сам мастер? На этот вопрос те ответили ему: "Мастер ими никогда не пользуется" (!)». И далее В. Кандинский очень точно выражает лейтмотив всего нашего дальнейшего рассмотрения: «Так как искусство влияет на чувство, то оно может и действовать только посредством чувства. Вернейшие пропорции, тончайшие измерения и гири никогда не дадут верного результата путем головного вычисления и дедуктивного взвешивания. Такие пропорции не могут быть вычислены, таких весов не найти. Пропорции и весы находятся не вне художника, а в нём (!), они есть то, что можно назвать чувством меры1, художественным тактом - это качества прирожденные художнику; воодушевлением они могут быть повышены до гениального откровения (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [3, С.62].

Футбол как симптом Нового времени

Футбол является не только и не просто «спортом номер один», но в нём отчётливо проявляются все признаки нашей современности, и потому данная игра есть характерный симптом, обнаруживающий при внимательном рассмотрении скрытую проблему - про-

блему мышления многих нынешних людей. Согласно Оксфордскому словарю слово «футбол» появляется в письменных источниках в середине XV в. Это начало Нового времени, которое знаменуется несколькими важными вещами, имеющими прямое отношение к футболу. Во-первых, установление рыночной экономики,, построенной на конкуренции. Более того, рыночная экономика стала определяющей в жизни людей - рыночные отношения вторглись и в политическую сферу, и в духовно-культурную, навязывая им свой стиль. Поэтому западный спорт, несмотря на все попытки его «одухотворить» («спартианское движение», «олимпийское образование» и проч.) и придать легитимность («Fair play», Международный спортивный арбитражный суд и проч.), по сути, является детищем западной экономики и одним из наиболее прибыльных бизнесов. Экономический способ мышления не может не влиять на характер игровой мысли в футболе. Перекличка между спортом и бизнесом носит взаимодополняющий и взаимоусиливающий характер. Успешный американский бизнесмен - это тот, кто каждое мгновение живёт по принципу «See ^ do», когда успешность в бизнесе жёстко увязана с только рефлекторными формами поведения. В этой рефлекторной формуле заложены две проблемы для футбола как возможного искусства: прямолинейность и отсутствие между полюсами восприятия и воли человеческой середины, в которой осуществляется жизнь чувств.

Во-вторых, геометрия перестаёт быть сакраментальной и интенсивно популяризируется. В древности геометрия существовала как тайное искусство, доступное только посвящённым в мистериях. Греческое слово «теория» («теорема») означало не просто «видение вида», но созерцание божественного, явление Бога, Идеи. В отличие от нынешнего теневого мышления живое образное мышление греков воспринимало Идею как конкретное Божество («Меня посетила Муза»). Поэтому в мистериальной школе Пифагора (VI в. до н. э.), для которого «весь мир есть число», а музыкальная гармония сфер Космоса -гармоничное соотношение чисел, к одноимённой теореме ученик мог приблизиться только после серьёзного ученичества и посвящения. Но постепенно космическая геометрия с её космопоэтическими фигурами (по И. Кеплеру) всё больше заземлялась. Начало этому положил ещё Эвклид (IV-III вв. до н. э.). Он первый придаёт огласке и делает доступной для профанов геометрию, опубликовав свои «Начала». Закономерно, что затем греки были завоёваны Древним Римом. Главная особенность мышления римлян передаётся словом рацио (его первое значение «считать»). Цицерон абсолютно точно показал разницу между древним мышлением и нарождающимся новым: «Греки изучали геометрию, чтобы познать мир, а римляне для того, чтобы измерять земельные участки». Если у римлян одной из добродетелей мужчины была «гравитас» («приземлённость»), то греков они презрительно называли «левитас» («невесомыми, парящими») - парящими в космических идеях вместо того, чтобы крепко и рационально стоять на земле. И если двигаться, то только по прямой В этом контексте по-новому могут быть восприняты знаменитые слова Гая Юлия Цезаря: «Пришёл Увидел Победил» (полное созвучие с нынешним действием в бизнесе: «See ^ do»).

Геометрия окончательно перестаёт быть сакраментальной наукой в XVII-XVIII вв. благодаря усилиям Ф. Бэкона и И. Ньютона. Картина мира и человеческая практика всё больше становятся атомарными, дискретными, дробными. Не только метафорически, но и практически тело всё больше ниспадает до «физического тела», которое перемещается по физическим законам. Наука, которая заняла место религии, в Новое время насаждает свою картину мира и способ его познания и в педагогику. Образование становится слепком математизированной науки. Но в человеческой истории процессы протекают не линейно и не только по законам причинно-следственных связей. Они носят гораздо более сложный характер. Если мы обнаруживаем некую тенденцию, то нередко здесь же, но подспудно, непроявленно, действует ей противоположная. Другими словами, наряду с рациональным присутствует и созидает историю иррациональное, которое сейчас всё больше вызывает интерес учёных.

Такое рассмотрение уже делает не столь удивительным парадокс: как раз в момент наиболее сильного погружения европейского сознания в аналитический способ восприятия и понимания мира рождается неевклидова геометрия. Для популяризаторов физической культуры и спорта в XIX в. проявлением научной обоснованности их рекомендаций было рассмотрение человека в целом и нервной системы в частности, как механического устройства.

В это время такие математики, как Н. И. Лобачевский (который назвал новую геометрию «воображаемой», но которая объективно и реалистично позволяет решать задачи, не решаемые эвклидовой) и Б. Риман дают методологическую возможность понимать человека и мир полнее и больше, чем механизм, который можно полностью просчитать. Математика вновь поднимается на уровень познания духовного, на котором она находилась и в древности, но при этом требовала от человека иных духовно-душевных способностей, чем в современную эпоху.

ЧЕЛОВЕК В ФУТБОЛЕ

Вне зависимости от господствующих воззрений сам человек является целостным существом. Человек всегда действует как человек. Вопрос лишь в том, в какой степени он проявляет те или иные человеческие качества. С одной стороны, человек есть целостное существо, а, с другой стороны, он многопланово дифференцирован. Например, с определённого ракурса рассмотрения он выступает как троичное существо: мышление (голова), чувства (ритмические системы: сердце и лёгкие), воля (метаболизм и конечности). Это разделение не является жёстко анатомическим; оно должно мыслиться ещё и функционально (процессуально). При этом голова и мышление образуют «верхний полюс» человеческой организации, а воля с метаболизмом и конечностями - «нижний». Полярность могла бы привести к вечному и неразрешимому противоборству, если бы не третья составляющая -чувства и ритмические системы, - где противоположное находит своё творческое разрешение. Именно благодаря наличию середины возможно рождение нового, подобному тому, как от встречи мужского и женского рождается новое человеческое существо - ребёнок.

За последние сто лет такое рассмотрение человека в науке показало свою плодотворность и эвристическую ценность. Для нашего видения футбола в качестве опоры необходимо взять ещё одну человеческую троичность. В конце XIX в. знаменитый русский философ и педагог В. В. Розанов выделил три уровня человеческой деятельности: «Недостаток художественного воззрения на предмет есть коренной источник ошибок, допущенных в организации воспитания и образования всюду - в Европе и у нас. От практического, от научного и всякого другого художественное воззрение отличается тем, что оно не дробит свой предмет и для него всякая часть имеет значение лишь в отношении к целому, насколько помогает его красоте и гармонии ... мы не можем представить себе художника, который делал бы одни руки, следил бы за выгибом только спины; цельная статуя - вот что его влечёт; цельный человек - вот что влечёт воспитателя-художника в отличие от воспитателя-ремесленника и воспитателя-учёного, которые вечно трудятся над выработкой "ног" или "рук" без мысли о том, к чему они будут прикреплены (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [7, С.101-102].

Если воспитатель-ремесленник - это человек воли, наития и навыка, жизненной науки, привычки и обычая (неслучайно в русском языке последние четыре существительных однокоренные), то воспитатель-учёный - это человек интеллекта, головы (кстати, слово «учёный» тоже однокоренное с теми четырьмя; своё современное значение, как и слово «наука», оно приобрело сравнительно недавно). Если в своих крайностях они создают проблемы, о которых говорит В. В. Розанов, то в середине - там, где действует воспитатель-художник - противоположности уравновешиваются и усиливаются в своих достоинствах. И если на футбольном поле мы часто можем наблюдать исполнение добротного мастерства тренера-ремесленника (при «выученности» и «вышколенности» игроков), плюс всё чаще -рациональность и научность, просчитанность игры тренера-учёного (схемы, планы, графики, анализы), то футбол как искусство, осуществляемое тренером-художником и игроками-художниками, - это пока редкость. Редко это происходит по той причине, что художественный элемент практически отсутствует в нашем школьном образовании и многие значимые вещи даются в ограниченном варианте. Это в полной мере касается и преподавания геометрии.

И ещё один аспект. Человек - это движущееся существо. Но мы должны соотнести этот очевидный факт с качественным своеобразием четырёх составляющих окружающего мира - минеральной, растительной (живой), животной (душевно-психической), человеческой (духовно-индивидуальной), что требует выработки новых и дифференцирование уже имеющихся понятий.

На четырёх уровнях мира мы можем мыслить следующими понятиями:

- перемещение (в полном соответствии с физическими законами, то есть «с места на место»);

- рост (вопреки действию физических законов, например, действию силы тяжести, что необъяснимо действием только физических законов);

-движение (всегда проодушевлённое, как проявление внутренней активности субъекта);

-жест (всегда индивидуализированный; например, в речи, сплавляющей в себе жест мысли и телесный, артикулирующий жест; индивидуальные особенности обертонов придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр).

Эвклидова геометрия в полной мере применима к неживому, минеральному миру. Она адекватно описывает механику перемещений предметов. Для понимания роста растений требуется уже иная геометрия и иной способ мышления. К сожалению, в спорте и в «спортивной науке» по-прежнему преобладает эвклидова геометрия в тандеме с биомеханикой. Хотя, по идее, само слово био-механика должно было бы ориентировать умы учёных на специфичность живого. Нужно отметить, что такие попытки делались раньше, предпринимаются они и сейчас. Укажем лишь на некоторые из них.

Н. А. Бернштейн, основатель учения о движении, выдвинул понятие «живого движения», которое в силу идеологического господства другого учения - марксистско-ленинского - не могло получить своей собственной жизни и дальнейшего развития. Его ученик В. П. Зинченко уже в новые, российские, времена указывал на интуитивное прозрение Н. А. Бернштейна: «... живое движение нужно описыьвать не метрическими, а топологическими категориями» [2, С. 135]. Под топологией её основатель И. Б. Листинг понимал учение о модальных отношениях пространственных образов, или о законах связности, взаимного положения и следования точек, линий, поверхностей, тел и их частей, или их совокупности в пространстве, независимо от отношений мер и величин. Понятия «живого движения» и «живой топологии» есть тот минимальный уровень, который позволяет приблизиться к действительному пониманию происходящего в пространстве человеческой игры на футбольном поле. Но недостаточно человека и его движения понимать только в контексте жизни, т. к. он не только живое, но и душевное, и духовное существо. Поэтому появляются работы, затрагивающие и эти аспекты человеческого бытия. С. В. Дмитриев развивает идеи антропоцентрической биомеханики своего учителя Д. Д. Донского и описывает феномены, которые по-прежнему пока с трудом поддаются исследованию: «поток сознания и деятельности», «внутреннее зрение», «мыслительная ткань из смешанной пряжи» и др. В конце можно остановиться на самоотчёте фигуриста, который приводит С. В. Дмитриев: «Вы полностью включены в то, что делаете. Вы становитесь частью музыки. Вы чувствуете музыку в теле. Вы мыслите на языке движений. Тело соединяет "Я" и внешний мир - оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей, движений души (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [1, С. 46].

ЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ В ФУТБОЛЕ

Ещё раз обратим внимание на то, что эвклидово, линейное мышление является необходимым шагом в человеческой эволюции, или, говоря иначе, в эволюции человечности. Только человек способен нарисовать прямую линию, и это недостижимо ни для какой обезьяны. Движение по кривой линии может осуществляться человеком в грезящем состоянии сознания, тогда как для движения по прямой требуется бодрствующее сознание. Эволюционно человек должен был пробудиться, и освоение предметного, резко очерченного мышления ему в этом помогло, как и помогает нынешним людям в процессе школьного образования. При этом мысля ограниченное (т.е. предметное), человек, вольно или невольно, ограничивает свои потенциальные возможности. Но это совершенно не означает, что потенциальное на следующем этапе развития не может стать актуальным, действенным. Проблема не в самой линейности и предметности мышления, а в том, что это оказывается единственным способом созидания мысли. Ещё одной проблемой такого способа мышлении является то, что оно легче всего «застывает» в стереотипы, штампы, клише. Происходит своего рода душевная «склеротизация», которая затем себя проявляет и в «склеротичности» движений - индивидуальных и групповых.

В случае с футболом это проявляется через ряд признаков.

1. Чрезмерный упор на физическую составляющую тренировки (на спортивном сленге - «физику»). Когда тела становятся слишком физичными, они не могут пластично и гибко отзываться даже на пластичные и гибкие игровые мысли.

2. Работа над техникой с раннего детства носит не искусный, а именно технико-механистический характер. Это общая беда стандартизированного образования, когда все дети в первом классе страдают над шаблонными прописями притом, что всем известно - почерк всё равно станет индивидуальным. Давно доказано, что письмо должно родиться из рисунка, и каждый ребёнок может только к четвёртому классу подойти к характерно красивому индивидуальному почерку.

3. Тактический разбор игры отвечает логике линейного футбола. Весь тактический анализ происходит на плоской доске с перемещающимися фишками, которые перемещает тренер, что создаёт привычку мышления схемами, которое потом закрепляется отработкой тренерских схем уже на поле во время тренировок и игр.

Конечно, такой линейный футбол тоже даёт свой результат и даже вполне высокий, если мышление схемами на футбольном поле сопровождается очень хорошей физической и технической подготовкой спортсменов, их высокой мотивацией и полной самоотдачей во время игры.

ПЕРЕЖИВАНИЕ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ В ФУТБОЛЕ

Слово «геометрия» всё чаще звучит в устах тренеров, спортивных аналитиков и комментаторов. Важно при этом, насколько это просто используется как слово, или поднимается до уровня понятия. Например, зачастую в интервью можно услышать такие фразы: «Главный тренер "Динамо" Станислав Черчесов после ничьей с "Хапоэлем" из Кирьят-Шмоны (1:1) в первом матче 3-го квалификационного раунда Лиги Европы остался доволен игрой команды и действиями новичков. Однако, по словам наставника, результат оставляет желать лучшего... Геометрия игры была правильной, но мы можем играть быстрее» [9]. Или: «Надеюсь, он прибавит в игре на обострение, в физической силе, будет более жестко идти в единоборства, - выразил надежду тренер сине-бело-голубых.. - Витсель очень силён с точки зрения стабильности, играет практически без спадов. Он - очень важный игрок и с тактический точки зрения, для геометрии Я хочу его использовать на той позиции, на которой он играл сегодня» [8]. Из таких высказываний трудно понять, что имели в виду С. Черчесов и Л. Спалетти. Нечто начинает проясняться, когда мы получаем развёрнутые описания. Андре Пирло в своих мемуарах, которые названы в полном созвучии с содержанием нашей статьи - «Мыслю, следовательно, играю», - так характеризует свои достоинства: «Не успевало мне в голову прийти какое-то движение, передача, удар, как мяч уже был где нужно: я обгонял самого себя, точнее, впереди меня неслась мыюль... некий секрет - он действительно есть, я по-другому вижу игру. Вопрос в том, откуда смотреть, вопрос в широте угла обзора - своего рода общая картина. Классический полузащитник глядит прямо и видит нападающих, я же пытаюсь сосредоточиться на пространстве между ними и мной, чтобы1 провести через это пространство мяч. Тут больше геометрии, чем тактики. И вот это пространство видится мне более широким, мне проще в нем орудовать, не такое уж это и непроходимое болото (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [P.10-11].

Или описание своего видения игры П. Гвардиолой, бывшего тренера «Барселоны», «Баварии» и нынешнего «Манчестер сити», исповедующего «Juego De Posicion» («игра по позиции»): «Это не просто владение или игра в одно касание. Эти передачи имеют определённое назначение и несут в себе мыьсль (дезорганизация защитыi). Как вы развалите их защиту? Быстро, плотно и точно передавая мяч в этом промежутке 15-ти пасов и продвигаясь вперед. Да, некоторым из ваших игроков необходимо будет поддерживать чуть большее расстояние друг от друга, чтобы растянуть оборону соперника. Используйте 15 передач, чтобы убедиться, что ваша команда хорошо расположена, а игроки находятся близко друг к другу в месте, где вы можете сломить защитную линию, что также позволит в случае потери быстро вернуть мяч себе (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [11]. Примечательно название одного из обзоров, который сделал Хамуди Файяд: «Пятёрка по геометрии. Перевёрнутая пирамида от Пепа».

Каким образом ещё игроки описывают переживание событий, развивающихся по законам неевклидовой геометрии?

1. «Всё получалось». Слово «всё» указывает на гармонизированную целостность, периферическое сознание, периферическое мышление. Такое мышление было известно ещё в древности. О «круглом мышлении» писал знаменитый русский философ П. Флоренский [10, Т.3, С.35]). Об этом качестве «общенерасчлененного мышления», «слитного мышления» говорил другой русский философ А. Ф. Лосев [4]. Наконец, М. К. Мамардашвили в лекциях по античной философии цитирует Платона: «... чтобы мы, наблюдая круговращение ума в небе, извлекли пользу для круговращения нашего мышления (выделено нами. -П. В., Ч. М.)» [5].

2. «Получалось всё как бы само собой». С таким «круглым», «периферийным» мышлением сопряжён и иной уровень сознания, которое описывается как «пустое сознание>. Оно как раз труднодостижимо у тех людей, которые с детства «вышколены». Они всегда внутри ситуации, и не могут подняться над ней.

3. «Было легко». Мы уже обращали внимание на полярность между греками и римлянами, на «levitas» и «gravitas». С И. Ньютона наука переключается, практически, полностью на изучение только гравитации. Только совсем недавно наука стала опять обращаться к исследованию проявления левитации.

4. «Сделали всё на одном дыхании». Нередко в описаниях и комментариях можно встретить указание на то, что действия игроков были настолько согласованными, что возникало ощущение общего дыхания и ритма игры.

Сравним теперь геометрию игры двух суперклубов - «Реала» и «Барселоны». Геометрия игры «Реала» с Роналдо, Бензема и Бейлом в тех эпизодах, где кто-то из них забивает гол, достаточно проста. Всего 2-3 паса, которые дают результаты по следующим причинам:

1. Пас точно и быстро «прорезает» штрафную площадь, нередко добираясь до вратарской.

2. Эти трое, как правило, действуют на опережение, обладая высокой скоростью и «фактурой», и поэтому сминают («продавливают») защитников. 3. Они обладают высоким исполнительским мастерством - их удары сильны, точны и искусны.

Геометрия игры «Барселоны» совершенно другая. Игроки «Барселоны» часто практикуют несколько пасов («перепасовка») в треугольнике на маленьком пространстве. На игроков чужой команды это действует завораживающе (мысль вовлекается в «стереотипность» движений), и при этом внешне как бы ничего не происходит. Затем тот игрок, который составляет вершину треугольника, направленную вглубь поля, резко разворачивается с мячом на 180°, и здесь ему другие игроки (которые были или в реальном движении, или внутренней готовности) раскрывают целый веер возможностей для продолжения-обострения. Происходит своего рода «выворачивание»: из замкнутого, ограниченного, очень конкретного пространства, в котором собственно игры не было, неожиданно рождается игра с бесконечным числом вариантов развития и полной неопределённостью. Такая метаморфоза эффектна и эффективна. Развитие игровой ситуации идёт от момента игры, где наличествует внешняя закрытость, хорошая отработанность (натренированность) к моменту, когда всё резко меняется и возникает новая, иначе дифференцированная целостность, которая созидается в это мгновение времени. При этом участники те же (можно сказать, «органы организма игры»), но синтезируют новые комбинации.

Здесь мы видим отображение человеческой организации. Сверху - сферическая голова с центростремительными силами, всё приводящими в точку (центр Земли, как средоточие, «стягивание» сил гравитации). Снизу - радиальные конечности, которые благодаря бес-конечным степеням свободы в шаровидных суставах, уходят в бесконечность периферии сферического (Космос). Между ними - позвоночник и грудной отдел, где происходит переход, метаморфоза центральных сил в периферические, и наоборот.

Греческое слово «космос» буквально означает «красивый порядок». Неслучайно самые красивые комбинации носят «космический» характер, а их исполнителей футбольные аналитики и комментаторы называют «инопланетянами» - людьми не от мира сего. Но периферийное оказывается не только красивым, оно и творческое по своей сути. Творчество - это всегда раскрытие, трансцендентное, т.е. буквально выводящее за пределы. Когда зритель наблюдает за происходящим моментом с перепасовкой, он тоже своим сознанием «стягивается» в точку. У многих здесь господствует привычка к «точечному мышлению». В случае с телезрителями им ещё активно «помогает» режиссёр трансляции матча, фокусируя камеру (т. е. «обрезая» пространство) на данном эпизоде. Поэтому им

бывает трудно воспринять происходящее целостно и суметь предвосхитить (предчувствовать) то, что может и должно произойти. Предвосхищение как раз происходит в неевклидовом пространстве, а осуществление в реальности евклидова пространства.

ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ ФУТБОЛА

Перспективы здесь имеют теоретический и практический аспекты. Первое - это обучение с детства совершенно иным качествам и способностям, нежели это делает традиционное образование и традиционные методы тренировки. Все знают об особенностях работы правого и левого полушария, но как это, например, отражается на геометрии футбольной игры команды как мыслящего организма? Для описания происходящего на поле в соответствии с законами неевклидовой геометрии потребуется особый язык. Футбол зародился в Англии, где используется латиница, в которой 23 буквы (в современных западных языках - 26). Каждая буква сама по себе тоже имеет значение, но смысл можно передать, только когда буквы вступают в конкретное взаимодействие друг с другом по законам гения данного языка. Возникают слова, предложения и тексты, которые можно читать. Также и в игре: на поле 23 человека - игроки и судья (другие судьи непосредственно на поле не находятся). Они тоже создают «текст», и потому игру можно читать. Подобно тому, как в слове есть ударное сочетание букв (звуков), так и отдельные футболисты играют ударную роль. Но без остальных игроков («букв»), даже «безударных», текст не напишется.

В заключение мы опять приведём цитату А. Поликовского: «Футбол - это живопись, ее только надо уметь увидеть и почувствовать. Это живая человеческая живопись в движении, у которого есть своя точная геометрия. Геометрия - это принцип, на котором построены мир и игра. Леонардо вписывал человеческие фигуры в круги и прямоугольники, такие же фигуры рисуют и создают на футбольном поле игроки с даром паса. Пас защитника Блинда на выход набравшему ход Роббену в игре с испанцами был идеальной прямой линией, мелкий перепас команд при переходе из обороны в атаку можно наблюдать как построение разнообразных квадратов, прилегающих один к другому, а вертикальные пасы на выход нападающим - это вскрытие пространства и создание перспективы.

Жесты тренеров ... обращены не к отдельным игрокам, они обращены к коллективному разуму и требуют сжатия и плотности игровой протоплазмы. ... футбольные команды показывают новый тип коллективного действия, когда на движение мяча и соперника реагирует не отдельный игрок, а сразу все 10 так, словно они - одно существо (выделено нами. - П. В., Ч. М.)» [6].

Список использованных источников

1. Дмитриев, С. В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека / С. В. Дмитриев. -Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 12. - С.44-50.

2. Зинченко, В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение - это живое существо / В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 1996. - № 6. - С.135-138.

3. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. - М., 1992. - 110 с.

4. Лосев, А. Ф. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1996. - 975 с.

5. Мамардашвили, М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. -М.: Аграф, 1999. - 311 с.

6. Поликовский, А. Геометрия в малиновых бутсах / А. Поликовский [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/06/21 /60044-geometriya-v-malinovyh-butsah

7. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. - М.: Педагогика, 1990. - 622 с.

8. Спаллетти: Витсель - важный игрок для геометрии игры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.baltinfo.ru/2012/10/21/ Spalletti-Vitsel--vazhnyi-igrok-dlya-geometrii-igry-311813.

9. Станислав Черчесов: «Геометрия игры была правильной» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sport-express.ru/football/ news/713750/

10. Флоренский, П. Собр. соч. в 4-х тт. / П. Флоренский - М.: Мысль, 1994-2000.

11. Pirlo, A. I Think Therefore I Play / A. Pirlo. - Glasgow: BackPage Press Limited Imprint, 2014. - 200 pp.

15.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.