Научная статья на тему 'Потенциал музыкального искусства в воспитании детей'

Потенциал музыкального искусства в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1105
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / СИНКРЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / КАЛОКАГАТИЯ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / ФОНОВАЯ МУЗЫКА / MUSIC / SYNCRETISTIC EDUCATION / CHILDRENS HEALTH / KALOS KAI HAGATOS / METHODS / FORMS / BACKGROUND MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лабинцева Л. П.

В статье рассматривается феномен музыкального искусства в синкретическом воспитании детей как средства для обеспечения сохранения и укрепления здоровья детей. Целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей, результат которого направлен на формирование духовного и физического совершенства личности. Большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, призванных осуществлять процесс синкретического воспитания детей, распространять высокохудожественные образцы музыкального искусства, прививать детям интерес и любовь к музыке, которая способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект. Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства в синкретическом воспитании является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Фоновая музыка может влиять на процесс учебы, запоминание и вспоминание, на производительность во время решения контрольных задач и на внимание в задачах когнитивного наблюдения. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия: она создает благоприятный эмоциональный фон, способствует устранению нервного напряжения; развивает воображение, повышает творческую активность; активизирует мыслительную деятельность, улучшает качество усвоения знаний; предупреждает усталость, утомляемость. Предложены такие методы и формы влияния музыки на здоровье детей: во внеурочной деятельности содружество любителей музыки; фольклорное объединение; хоровая студия; оркестр шумовых инструментов; на учебных занятиях использование фоновой музыки (при изложении нового материала); физкультминутки; флэшмоб; пение правил, предложений на уроках гуманитарного цикла; создание личных альбомов детей (музыка здоровья, музыка настроения, музыка интеллекта); создание синкретической комнаты (цветомузыка, музыкальные подборки с определенным воздействием музыки на организм, настроение, интеллект, общение, релаксацию). Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведут к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой синкретического воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF MUSICAL ART IN THE UPBRINGING OF CHILDREN

The article considers the phenomenon of musical art in the syncretistic upbringing of children as a means to ensure the preservation and strengthening of health of children. The purpose of this article is to review the theoretical foundations of the syncretistic upbringing of children, the result of which is aimed at formation of spiritual and physical perfection of personality. Of great importance is the training of qualified professionals to carry out the process of syncretistic upbringing of children, to distribute highly artistic samples of music, to cultivate children s interest and love of music that contributes to the awakening of a healthy body’s defense mechanisms and gives health and educational effect. One of the options for using the potential of musical art in syncretistic upbringing is background music, sounding as a “second plan”, without setting a conscious perception in class. Background music can affect the learning process, memorization, and recall, performance while solving the control problems and attention problems of cognitive observation. The use of background music is one of the affordable and effective methods of psycho-pedagogical effects. The background music creates a favorable emotional background, helps eliminate nervous tension, develops imagination, enhances creativity, as well as stimulates mental activity, improves the quality of learning, prevents fatigue. The author suggests the following methods and forms of the influence of music on the health of children: in extracurricular activities it can be a community of music lovers, folklore association, choral studio, orchestra of noise instruments; during the training sessions, it can be the use of background music (when presenting new material), fitness pauses, flash mob, the presentation of rules and suggestions in the form of singing during the lessons of the humanitarian cycle, the creation of personal albums of children (music of health, mood music, music of intellect), the creation of a syncretistic room (color music, music collections with a certain influence of music on the body, mood, intelligence, communication, relaxation). The author believes that the expansion and development of the emotional sphere, the experience of joyful conditions leads to the formation of an optimistic worldview, which is the basis for the syncretistic education of children.

Текст научной работы на тему «Потенциал музыкального искусства в воспитании детей»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Л. П. Лабинцева

канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой музыкознания и инструментального исполнительства, ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», г. Луганск E-mail: [email protected] Larysa P. Labintseva PhD (Education), Associate Professor of the Chair Musicology and Instrumental Performance, Luhansk Taras Shevchenko National University, Luhansk

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается феномен музыкального искусства в синкретическом воспитании детей как средства для обеспечения сохранения и укрепления здоровья детей. Целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей, результат которого направлен на формирование духовного и физического совершенства личности. Большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, призванных осуществлять процесс синкретического воспитания детей, распространять высокохудожественные образцы музыкального искусства, прививать детям интерес и любовь к музыке, которая способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект.

Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства в синкретическом воспитании является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Фоновая музыка может влиять на процесс учебы, запоминание и вспоминание, на производительность во время решения контрольных задач и на внимание в задачах когнитивного наблюдения. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия: она создает благоприятный эмоциональный фон, способствует устранению нервного напряжения; развивает воображение, повышает творческую активность; активизирует мыслительную деятельность, улучшает качество усвоения знаний;

Как цитировать статью: Лабинцева Л. П. Потенциал музыкального искусства в воспитании детей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С. 32-43.

предупреждает усталость, утомляемость. Предложены такие методы и формы влияния музыки на здоровье детей:

— во внеурочной деятельности — содружество любителей музыки; фольклорное объединение; хоровая студия; оркестр шумовых инструментов;

— на учебных занятиях — использование фоновой музыки (при изложении нового материала); физкультминутки; флэшмоб; пение правил, предложений на уроках гуманитарного цикла; создание личных альбомов детей (музыка здоровья, музыка настроения, музыка интеллекта); создание синкретической комнаты (цветомузыка, музыкальные подборки с определенным воздействием музыки на организм, настроение, интеллект, общение, релаксацию).

Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведут к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой синкретического воспитания детей.

Ключевые слова: музыка, синкретическое воспитание, здоровье детей, калокагатия, методы, формы, фоновая музыка.

Актуальным вопросом системы образования и воспитания становится обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей. На сегодняшний день в стране приняты государственные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни; создана сеть центров здоровья, функционируют разнообразные спортивные клубы, но значительных положительных сдвигов в улучшении физического, духовного, психического, социального здоровья детей не происходит. На фоне этих проблем в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.

Системный анализ философской, социально-педагогической, психологической, медицинской, валеологической литературы доказывает, что сегодня продолжается новый этап в научном исследовании феномена здоровья. Проблема здоровья активно разрабатывалась известными философами, культурологами, психологами, педагогами: В. П. Казначеевым, В. И. Климовой, В. А. Скуминым, В. Ф. Фроловым, Т. Т. Ротерс, В. Л. Леви и др.

Весомым фактором улучшения психического состояния и физического здоровья детей является широкое использование в процессе воспитания средств музыкального искусства. Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект.

В исследованиях Н. А. Фудина, О. П. Тараканова, С. Я. Классик дока-

зано положительное влияние музыки на повышение тонуса головного мозга в состоянии стресса, . Исследования И. В. Темкина показывают изменения вегетативных реакций организма в зависимости от характера музыки. Н. Н. Захарова, В. М. Авдеева указывают на функциональные изменения в центральной нервной системе при восприятии музыки, а В. А. Бианки и П. А. Шарапова отмечают усиление эмоционального возбуждения, внимания, увеличение работоспособности.

Однако большинство диссертационных работ и научных трудов сосредоточено на решении тех или иных аспектов проблемы, что не оказывает должного влияния на реализацию воспитательных задач, всех компонентов многоуровневой системы воспитания школьников. Учитывая вышесказанное, мы предлагаем разработать пути синкретического воспитания детей, результатом которого мы видим личность, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту, интеллект, интеллигентность и физическое совершенство.

В связи с этим целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей.

Раскроем значение понятия «синкретическое воспитание». Непосредственно «синкретический — от греч. 8упкгеЙ8шо8 — соединение, объединение». Среди многочисленных определений в философии, лингвистике, религии, психологии мы за основу взяли искусствоведческое объяснение этого понятия, а именно: синкретизм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов; означает согласованность и единство. В данном случае речь идет о влиянии музыки на здоровье человека, в частности детей.

В нашем понимании синкретическое воспитание детей способствует созданию наиболее эффективных условий для их физического развития, осознанию средств и методов влияния музыки на здоровье учащейся молодежи.

Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся. Вопрос о коррекции здоровья детей очень актуален. Ребенок не может состояться как личность, если он нездоров — в связи с этим возникают проблемы социальной адаптации. Не секрет, что мы создаем новое, генетически нездоровое поколение, чему способствует влияние техногенных факторов, век скоростей, перенасыщение информацией, компьютеризация. Из создавшейся ситуации возможно найти выход — это использование здоровьесберегающих му-

зыкальных технологий или, проще говоря, — воздействовать музыкой на физическое, интеллектуальное и духовное развитие детей. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Феномен музыкального воздействия ученые (И. В. Тарханов, Л. П. Новицкая, Н. Н. Захарова) объясняют таким образом: «Организм человека — это система вибрирующая. А музыка — это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. Любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать процесс десинхронизации, что приводит к болезни, а может и наоборот — гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье» [4; 8].

Например, музыка с ритмом 60 ударов в минуту — как медитация — замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.

Еще в древности выделяли три направления влияния музыки на человека: на духовную сущность человека; на его интеллект; на его физическое совершенство.

Здесь уместно будет вспомнить термин калокагати'я (др.-греч.— «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Платон считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее «сообразной им самим», и музыка выступает главным способом воспитания гармоничной личности [5, с. 129]. Аристотель утверждал, что поскольку музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена

в число предметов воспитания молодежи [1]. То есть идеал калокагатии повлиял на создание идеала гармонично развитой личности.

Всем известно, что Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагорейцы проводили занятия математики под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Это указывает на то, что музыка обладает не только воспитательной ролью и оздоровительным эффектом, но и играет очень важную роль в развитии мыслительной деятельности.

Заметим, что в культуре древних цивилизаций музыка представлялась как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу и на человека. Подобный подход определен нами как синкретизм «науки — религии — искусства», который затем с некоторыми модификациями был перенесен в средневековую культуру с перевесом в сторону религии.

Эпоха Возрождения изменила принципы синкретичности Средневековья. И огромное значение в этом прогрессивном процессе имеет искусство Италии, прежде всего открытие Дж. Царлино (XVI в.), который в «Установлениях гармонии» представил новую тональную систему с двумя основными наклонностями — мажором и минором. Мажор и минор обобщили исторически предшествующие им лады (лидийский, дорийский, миксолидийский и др.), но одновременно стали воплощением принципиально новой организации строя, которая воплощала изменения, происходившие в самом диссонантном человеческом мировосприятии. В отличие от средневековых эстетов Дж. Царлино считал, что мир полон гармонии и объективная гармония мира сопряжена с гармонией человеческой души [9].

Именно Дж. Царлино дал первую теорию трезвучий, назвав их «гармониями». Впоследствии трезвучия обозначались как триада. Тринитарная парадигма, имеющая предпосылки в религии, искусстве и науке, рассматривается как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания личности человека. Напомним, что еще в XVII в. И. Липпиус и А. Веркмейстер считали, что гармоничное трезвучие символизирует святую троицу [6]. Таким образом, на наш взгляд, уже в эпоху Ренессанса сформировались зачатки тринитарной гармонии личности.

Синкретическое воспитание может рассматриваться и как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания человека. Гармонический анализ тринитарности или триединства выступает как

универсальный эвристический метод познания в науке и искусстве [2].

Заметим, что идея троичности божеств — один из самых устойчивых и распространенных мотивов мифологии и религии. Троица (триада) выступает и как базис синкретического философского конструирования в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме: закон Пифагора о всеобщей троичности; учение Платона «о трех царях всего»; триада «начальных ипостасей» у Плотина и Порфирия отражают период интуитивно-синкретического познания принципа гармоничного триединства [10].

Первичный синкретизм науки — религии — искусства окончательно преломляется в эпоху Просвещения и постепенно трансформируется в антагонизм, который в XIX в. обеспечивает независимость искусства и науки от религии и их самоопределение в культуре индустриального общества ХХ века. Затем наступает этап синтеза (период эклектизма), который, как полагают И. Мирошник и Е. Гаврилов, в идеале постиндустриальной персоналистической культуры переходит к синергизму науки — религии — искусства. Но когда мы говорим о синергии науки — религии — искусства (греч. synergism — совместное действие), то имеем в виду, что эти три компонента духовной деятельности человека взаимодополняют действие друг друга, повышая личность до уровня гармоничной троичности. Подобный подход может быть определен как синкретизм «науки — религии — искусства» [6].

Важным для аргументирования концептуальных основ синкретического воспитания детей мы считаем определение синкретизма А. Веселовским: «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова» [3, с. 155]. Музыка и движение — это средства, которые благотворно действуют на здоровье детей, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Неслучайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Влияние музыки на физическое состояние детей еще в начале XX в. изучает отечественная психоневрология. Физиологические и психологические исследования А. Бине, И. М. Догеля, Н. Л. Нагибиной, А. В. Масленниковой подтвердили зависимость сердечных сокращений, темпа и активности дыхания, артериального давления, кожно-гальва-

нического рефлекса от воздействия определенной музыки и ее параметров: темпа, громкости, тональности, ритмического строения, тембров и общего характера музыки [7; 14]. Кроме того, темп стимулирует сокращение артерий, влияет на работу мышц. Научно доказано, что музыка, воздействуя на человека, влияет даже на его внешний вид.

В зарубежных исследованиях данной проблематики интерес представляют работы Джин Хьюстон (Jean Houston), Дона Кента (Dawn Kent), Френсис Раушер (Francis Rauscher), Говарда Гарднера (Howard Gardner). По мнению Дж. Хьюстон: «Музыка возбуждает молекулярную систему человека. Делает это она с помощью своей волны на длинных частотах. Когда музыка резонирует с ритмами человеческого тела, это сильно влияет на скорость нашего восприятия, способность к учебе. Большая часть классической музыки совпадает с ритмами нашего тела» [12, с. 112].

«Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы,— сказано в исследовании Д. Кента.— Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс и выравнивает дыхание, давление плюс оказывает психогальванический эффект» [13, с. 15].

В концепции Г. Гарднера говорится о том, что музыкальный интеллект одновременно влияет на развитие эмоциональной и духовной сфер ребенка [11, с. 277-344].

Американская исследовательница Ф. Раушер провела исследования влияния музыки В. Моцарта на интеллект. После десятиминутного прослушивания тесты показали повышение «коэффициента интеллектуальности» у студентов в среднем на 8-9 единиц. Интересно, что музыка Моцарта повышала умственные способности даже у тех, кто не любит музыку Моцарта. Этот феномен назвали «эффектом Моцарта» [15, с. 835-841].

Исходя из представленного теоретического анализа феномена музыкального воздействия на организм человека, выделим специфику синкретического воспитания детей в деятельности современных образовательных учреждений. На наш взгляд, большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, призванных осуществлять процесс синкретического воспитания детей, распространять высокохудожественные образцы музыкального искусства, прививать детям интерес и любовь к музыке, которая способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект. Одна из возможностей, которая может быть

использована для достижения этой цели,— общение с детьми во внеурочной деятельности, музыкальных кружках: содружество любителей музыки, фольклорное объединение, хоровая студия, оркестр шумовых инструментов.

Содружество любителей музыки — развитие у детей интереса и любви к музыке, различным ее формам (при этом важно акцентировать внимание детей на позитивных аспектах этого воздействия, направляя их выбор в полезную для здоровья сторону).

Фольклорное объединение помогает ребенку найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния (использование бесед о здоровом образе жизни; пение народных песен помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение).

Хоровая студия — коллективный вид деятельности, осознание пользы пения для здоровья (систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их; своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу).

Оркестр шумовых инструментов — беседы о том, как различные звуковые частоты и шумы воздействуют на организм человека (описание звуков леса, ветра, дождя; прислушаться к этим звукам во время прогулок и затем рассказать о них).

С нашей точки зрения, независимо от того, будут ли в будущем ученики профессиональными музыкантами, музыкальное искусство должно стать неотъемлемой частью их жизни. Реализация поставленных задач будет полноценной, если учитель понимает значение музыки для развития человеческой индивидуальности, рассматривает музыкальные занятия как средство формирования здорового образа жизни.

В нашем понимании синкретическое воспитание детей опирается на принципы фасцинации, синкретичности, творческой направленности. Принцип фасцинации (от англ. fascination - очарование) способствует формированию позитивного отношения ребенка к окружающей действительности, к предмету, которым ему приходится заниматься, к самому педагогу, к сверстникам, к себе. Принцип синкретичности (от греч. synkretismos - соединение, объединение) отражает истоки единства в выборе средств и методов воздействия на ребенка, в частности взаимодействие музыки и движений как основы его физического развития

и здоровья. В процессе реализации принципа творческой направленности ребенок самостоятельно создает новые движения, основанные на использовании своего двигательного опыта, или подбирает музыку в соответствии со своим настроением и т.д.

Еще одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства в синкретическом воспитании является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Фоновая музыка может влиять на процесс учебы, запоминание материала, на производительность во время решения контрольных задач и на внимание в задачах когнитивного наблюдения.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать задачи синкретического воспитания, а именно:

— создает благоприятный эмоциональный фон, способствует устранению нервного напряжения;

— развивает воображение в процессе творческой деятельности, повышает творческую активность;

— активизирует мыслительную деятельность, повышает качество усвоения знаний;

— переключает внимание во время изучения трудного учебного материала, предупреждает усталость, утомляемость;

— выступает как психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки.

С нашей точки зрения, используя музыку в начальной школе на уроках развития речи, математики, труда, рисования, учитель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, на уроках математики с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания, звучание музыки является фоновым.

На основании вышеизложенного мы предлагаем использовать такие методы и формы влияния музыки на здоровье детей, как основы их синкретического воспитания:

1. Фоновая музыка (продолжительностью 10-15 минут при изложении нового материала).

2. Игра на элементарных музыкальных инструментах (и шумовых в том числе) на уроках музыки и внеклассных занятиях вместе с учителем.

3. Физкультминутки (на уроках) — 2-3 минуты.

4. Флэшмоб.

5. Пение правил, предложений на уроках гуманитарного цикла (в начальной школе).

6. Рисование музыки (методика «рисую музыку — слушаю картины»).

7. Создание детьми личных альбомов (музыка здоровья, музыка настроения, музыка интеллекта).

8. Начало уроков — в школе встреча детей под музыку (детские песни, классическая музыка шуточного характера).

9. Аудиотеки в библиотеке, в кабинете музыки.

10. Синкретическая комната (цветомузыка, музыкальные подборки с определенным воздействием музыки на организм, настроение, интеллект, общение, релаксацию).

Таким образом, общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на состоянии здоровья личности. Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции синкретического воспитания детей. Счастливый человек живет в согласии с окружением и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.

Воздействие музыки не ограничивается музыкальными направлениями и жанрами: исцелять и влиять может как фольклор, так и современные мелодии, и джаз, и классика. Главное — музыка должна вызывать положительные эмоции. Преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья детей в том случае, если здоровью будут не только учить, а оно станет способом жизни. Примером такого образа жизни должны стать мы — педагоги, родители, общество.

Актуальность данного исследования продиктована необходимостью реализации приоритетного национального проекта «Образование» «.. .о поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновацион-

ные образовательные программы...» (от 20.02.2007 № 234 /12-14), в том числе и в области художественного образования. Целью инновационных разработок должно стать направление, способствующее сближению основных принципов познания окружающей действительности учащимися средствами идей гуманизма, духовного и культурного наследия.

Литература

1. Аристотель. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.

2. Василенко С.Л., Никитин А. В. От диалектики к поли(а)лектике и назад...в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/0738-00.htm (дата обращения: 10.09.2017).

3. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.

4. Захарова Н. Н. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 1982. Т. 2. Вып. 5. С. 915-929.

5. Лосев А. Ф. История античной эстетики (в 8 томах). Т. 3. Высокая классика. М.: Фолио; ACT, 2000. 624 с.

6. Мирошник И. М., Гаврилин Е. В. Синергическая интерактивная музыкотерапия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.druzya.Org/art-ter/.view-miroshnikgavrilin-art.txt.full.html (дата обращения: 03.10.2017).

7. Нагибина Н. Л., Масленникова А. В. Психология искусства. М: Московский институт психоанализа, 2011. 230 с.

8. Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 79-85.

9. Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине: сб. статей. М.: МГК, 2002. С. 238-245.

10. Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М.: ГЛК, 2000, C. 296-300.

11. Gardner H. Replies to my critics // Howard Gardner under fire: The rebel psychologist faces his critics / J. A. Schaler (Ed.). Chicago: Open Court, 2006. P. 277-344.

12. Houston J. A Passion for the Possible: Guide to Realizing Your True Potential. San Francisco. HarperCollins Publishers, 2004. 208 p.

13. Kent D. Music on Humans. The Effect of Music on the Human Body and Mind // Senior Honors Theses. Liberty University, 2006. 38 p.

14. Passynkova N., Neubauer H., Scheich H. Spatial organization of EEG coherence during listening to consonant and dissonant chords. Neuroscience Letters. 2007. Vol. 412 (1). P. 6-11.

15. Rauscher F. H., Shaw G. L. Key components of the Mozart effect // Perceptual and Motor Skills. 1998. No.86. P. 835-841.

POTENTIAL OF MUSICAL ART IN THE UPBRINGING OF CHILDREN

The article considers the phenomenon of musical art in the syncretistic upbringing of children as a means to ensure the preservation and strengthening of health of children. The purpose of this article is to review the theoretical foundations of the syncretistic upbringing of children, the result of which is aimed at formation of spiritual and physical perfection of personality. Of great importance is the training of qualified professionals to carry out the process of syncretistic upbringing of children, to distribute highly artistic samples of music, to cultivate children's interest and love of music that contributes to the awakening of a healthy body's defense mechanisms and gives health and educational effect.

I n. n. na6MH^Ba

One of the options for using the potential of musical art in syncretistic upbringing is background music, sounding as a "second plan", without setting a conscious perception in class. Background music can affect the learning process, memorization, and recall, performance while solving the control problems and attention problems of cognitive observation. The use of background music is one of the affordable and effective methods of psycho-pedagogical effects. The background music creates a favorable emotional background, helps eliminate nervous tension, develops imagination, enhances creativity, as well as stimulates mental activity, improves the quality of learning, prevents fatigue. The author suggests the following methods and forms of the influence of music on the health of children:

— in extracurricular activities it can be a community of music lovers, folklore association, choral studio, orchestra of noise instruments;

— during the training sessions, it can be the use of background music (when presenting new material), fitness pauses, flash mob, the presentation of rules and suggestions in the form of singing during the lessons of the humanitarian cycle, the creation of personal albums of children (music of health, mood music, music of intellect), the creation of a syncretistic room (color music, music collections with a certain influence of music on the body, mood, intelligence, communication, relaxation).

The author believes that the expansion and development of the emotional sphere, the experience of joyful conditions leads to the formation of an optimistic worldview, which is the basis for the syncretistic education of children.

Keywords: music, syncretistic education, children's health, kalos kai hagatos, methods, forms, background music.

References

• Aristotel, Poetica M.: Labirint, 2000. 224 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Gardner H. (2006). Replies to my critics. In J. A. Schaler (Ed.), Howard Gardner under fire: The rebel psychologist faces his critics Chicago: Open Court. P. 277-344.

• Houston J. A Passion for the Possible: Guide to Realizing Your True Potential (2004). United States, HarperCollins Publishers. 208 p.

• Kent D. The Effect of Music on the Human Body and Mind (2006) Senior Thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for graduation in the Honors Program Liberty University. Music on Humans. 38 p.

• Kholopov Y. N., Pospelova R. L. Teoriya muzyki vremeni Palestriny: o tractate J. Tsarlino «Ustanovleniya kharmoniyi» // Russkaya kniga o Palestrine. Sb. Statey. M. MGK, 2002. S. 238-245 [In Rus].

• Losiev A.F. Istoriya antichnoy estetiki (v 8 tomah). T.3. Vusokaya klassika. M.: Folio; AST, 2000. 624 s. [In Rus].

• Miroshnik I.M., Khavrilin, E. V. Sinergchicheskaya interactivnaya muzikoterapiya [Elektronnuy resurs] Rezhim dostupa: https://lib.druzya.org/art-ter/.view-miroshnik_gavrilin-art.txt.full.html [In Rus].

• Nakhibina N. L., Maslennikova A. V. Psikhologiya iskusstva. M.: Moskovskiy Institut psikhoanaliza, 2011. 230 s. [In Rus].

• Novitskaya L. P. Vliyaniye razlichnuh muzykal'nyh zhanrov na psikchicheskoye sostoyaniye cheloveka // Psikhologicheskiy zhurnal. 1984. № 6. S. 79-85 [In Rus].

• Passynkova N., Neubauer H., Scheich H. Spatial organization of EEG coherence during listening to consonant and dissonant chords. Neurosci. Lett. 2007. Vol. 412 (1). P. 6-11.

• Rauscher F. H., Shaw G. L. (1998). Key components of the Mozart effect. Perceptual and Motor Skills, 86. P. 835-841.

• Shichalin Y. A. Istoriya antichnogo platonizma v instituzional'nom aspect. M. GLK, 2000, s. 296-300 [In Rus].

• Vasilenko S. L, Nikitin A. V. Ot dialectiki k poli(a)lektike i nazad... v buduschee // Academia Trinitarizma. M., El. № 77-6567, publ. 16329, 01.02. 2011 [In Rus].

• Veselovskiy A. N. Istoricheskaya poetica. M.: Vusshaya shkola, 1989. 648 s.

• Zacharova N. N. Funczional'nuye izmeneniya zentral'noy nervnoy sistemu pri vospriyatii muzuki // Zhurnal vusshey nervnoy deyatel'nosti. 1982. T.2. Vyp.5. S. 915-929 [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.