Научная статья на тему 'Музыка как объект в языковой картине мира Л.Н. Толстого'

Музыка как объект в языковой картине мира Л.Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
941
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / Л.Н. Толстой / когнитивная структура / концепт / фрейм / слот / объект / языковая картина мира / эмоции / music / L.N. Tolstoy / cognitive structure / concept / frame / slot / object / linguistic world image / emotions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коробко Людмила Владимировна

В статье рассматриваются особенности концепта «музыка» как объекта, вербализованного в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». Анализируется когнитивносемантическое содержание изучаемого концепта, определяется специфика его архитектоники, изучаются его концептуальные признаки. Установлено, что структура концепта «музыка» как объекта формируется 9 базовыми фреймами, включающими 9 слотов, различающихся индивидуальным набором концептуальных признаков. Особенности актуализации концепта «музыка» приводят к диффузии границ между положительным и отрицательным влиянием музыки на слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music as the Object of L.N. Tolstoy’s Linguistic World Image

The article explores the concept «music», verbalized in the story of L.N. Tolstoy «The Kreutzer Sonata». Its cognitive-and-semantic contents are analyzed, its cognitive peculiarities are determined, its conceptual features are studied. It is found that the structure of the concept «music» as the object is formed with 9 basic frames which include 9 slots differentiated with individual sets of conceptual features. The actualization peculiarities of the concept «music» lead to the diffusion of borders between positive and negative influence of music on listeners.

Текст научной работы на тему «Музыка как объект в языковой картине мира Л.Н. Толстого»

УДК 821.161.1

Коробко Л.В.

Музыка как объект в языковой картине мира Л.Н. Толстого

В статье рассматриваются особенности концепта «музыка» как объекта, вербализованного в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». Анализируется когнитивносемантическое содержание изучаемого концепта, определяется специфика его архитектоники, изучаются его концептуальные признаки. Установлено, что структура концепта «музыка» как объекта формируется 9 базовыми фреймами, включающими 9 слотов, различающихся индивидуальным набором концептуальных признаков. Особенности актуализации концепта «музыка» приводят к диффузии границ между положительным и отрицательным влиянием музыки на слушателей.

The article explores the concept «music», verbalized in the story of L.N. Tolstoy «The Kreutzer Sonata». Its cognitive-and-semantic contents are analyzed, its cognitive peculiarities are determined, its conceptual features are studied. It is found that the structure of the concept «music» as the object is formed with 9 basic frames which include 9 slots differentiated with individual sets of conceptual features. The actualization peculiarities of the concept «music» lead to the diffusion of borders between positive and negative influence of music on listeners.

Ключевые слова: музыка, Л.Н. Толстой, когнитивная структура, концепт, фрейм, слот, объект, языковая картина мира, эмоции.

Key words: music, L.N. Tolstoy, cognitive structure, concept, frame, slot, object, linguistic world image, emotions.

Л.Н. Толстой проявлял неподдельный интерес к философской природе музыки, он задавался вопросами о том, что такое музыка, и почему музыка оказывает на человека столь сильное воздействие. На позднее творчество Толстого большое влияние оказали музыкально-философские взгляды Артура Шопенгауэра [1, с. 1816]. Так, Борис Парамонов отмечает, что рассказ «Крейцерова соната» может служить примером «шопенгауэрских» произведений [8].

Музыка исчерпывающим образом передает самые сокровенные желания и чувства людей. Все свои эмоции, стремления, волевые акты, переживания человек может выразить посредством музыки. А. Шопенгауэр считал, что музыка кардинальным образом отличается от других видов искусства. Это «великое и прекрасное искусство так сильно влияет на душу человека и так полно и глубоко понимается им в качестве всеобщего языка, который своей внятностью превосходит даже язык наглядного мира...» [18, с. 222-223]. Слушая музыку, человек достигает некоего более высокого и свободного уровня. Для раскрытия значения роли музыки в художественном сознании Л.Н. Толстого необходимо обратиться к анализу музыкальной концептосферы в творчестве писателя.

© Коробко Л.В., 2015

279

Анализируя художественный текст с позиции его концептуальной природы, мы переходим из сферы литературоведения в область когнитивной лингвистики [5]. Вслед за В.И. Карасиком под концептом мы понимаем «многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны» [6, с. 91], «ментальное образование в сознании индивида», «базовую единицу культуры, ее концентрат» [6, с. 97]. С.Г. Воркачев определяет концепт как «операционную единицу мысли» [2, с. 43], как «единицу коллективного знания (отправляющую к высшим духовным сущностям), имеющую языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой» [2, с. 51-52]. М.В. Пименова указывает: «Что человек знает, считает, представляет об объектах внешнего и внутреннего мира и есть то, что называется концептом. Концепт - это представление о фрагменте мира» [7, с. 8].

Вербальная экспликация концептов предполагает выражение намерений, целей, желаний писателя в отношении феноменов, составляющих предмет его мыслительной деятельности, что отражено соответствующими номинативными средствами [16, с. 23-24].

Когнитивная структура концепта включает в себя набор фреймов. Фрейм, по определению Н.В. Волосухиной, представляет собой «сложное образование, упорядоченный способ хранения и переработки информации, обеспечивающий легкость операций с ней, например, ее извлечение; является одним из способов представления стереотипной ситуации, который отражает наиболее характерные, основные моменты ряда близких ситуаций, принадлежащих одному классу» [3]. Каждый фрейм подразделяется на слоты, представляющие собой «своеобразные ячейки, которые могут быть заполнены различными в каждом конкретном случае данными -группами слов, представляющими потенциальные возможности языковой актуализации фрейма» [3].

В концепте «музыка» в произведении Толстого отражены «общие представления о музыке как о некой универсальной и метафизической силе», музыка представлена не только как достояние индивида, но и социума в целом [5].

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью языкового отражения концепта «музыка» в русской художественной литературе. Языковые средства, объективирующие данный концепт, позволяют выявить понимание того или иного феномена в национальной картине мира, а вербализация концепта «музыка» в частности ярко высвечивает особенности национального мировидения.

Цель настоящей статьи заключается в выявлении концептуальных составляющих феномена музыки как одной из доминант индивидуальноавторской концептосферы и определении специфики функциональносемантического поля объектности при изучении процесса вербализации музыки в художественном дискурсе Л.Н. Толстого (на материале произведения «Крейцерова соната»).

Под функционально-семантическим полем, согласно «Большому энциклопедическому словарю», понимается «система разноуровневых средств

280

данного языка (морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, а также комбинированных - лексико-синтаксических и т.п.), взаимодействующих на основе общности их функций, базирующихся на определённой семантической категории» [19, с. 566-567].

Функционально-семантическое поле объектности формируют лексическое значение самого объекта, лексическое значение глагола-предиката, значение падежа, оформляющего объект, значение субъекта, при котором употребляется объект и др. [8, с. 11]. В современной лингвистике существуют различные мнения относительно природы объекта: 1) объект - любой аргумент, не являющийся субъектом; 2) объект - единственный тип аргумента - пациенс; 3) к объектам принадлежат аргументы двух типов -пациенс и некоторый другой, обычно адресат. В конкретном языке объект противопоставляется субъекту или вовсе отсутствует [7, с. 241]. Под объектом понимается «имя предмета или лица, на которое направлено действие, выраженное глаголом» [19, с. 341]. Объект представляет собой одушевленный или неодушевленный предмет, на который направлено действие, деятельность, к чему непосредственно обращено чье-либо отношение... Что касается объекта чьего-либо отношения, то зачастую в нем бывает одновременно отражено и значение того, кем это отношение вызвано [17, с. 80].

Рассмотрим контексты, в которых музыка представлена как объект в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». В исследуемом материале выделяется широкий спектр объектных значений: музыка как объекторудие действия; объект восприятия; объект речемыслительной деятельности; объект каузирующего состояния; объект-комитатив; объект экзистенциальный.

Квантитативное соотношение указанных типов объектных значений отражено в таблице 1.

Таблица 1

Количественная иерархия соотношения объектных значений, актуализирующихся в процессе вербализации концепта «музыка»

Объектное значение Количество (%) Примеры

Объект-орудие действия 3 (34 %) при занятиях музыкой

занимаются музыкой

все знают, что именно посредством занятий музыкой

Объект восприятия 2 (22 %) казалась заинтересованной только одной музыкой

притворялся заинтересованным музыкой

Объект речемыслительной деятельности 1 (11 %) поговорили о музыке

Объект каузирующего состояния 1 (11 %) позову любителей музыки

Объект-комитатив 1 (11 %) занялся устройством вечера с музыкой

Объект экзистенциальный 1 (11 %) музыка государственное дело

281

В большинстве проанализированных контекстов, категорирующих концепт «музыка», музыка представлена как объект-орудие действия. Л.Н. Толстой описывает музыку как средство, способствующее духовному и физическому сближению людей. Обратимся к примерам: Надо сделаться посмешищем людей, если препятствовать близости на балах, близости докторов с своей пациенткой, близости при занятиях искусством, живописью, а главное - музыкой [13, с. 61].

Объект-орудие действия употребляется при субъекте действия, который выражен имплицитно. Объект выражен лексемой в форме творительного падежа без предлога (музыкой). В данном примере речь идет о близости, возникающей при занятиях музыкой. Из анализируемого примера нами был выделен фрейм «МУЗЫКА - БЛИЗОСТЬ», который включает в себя слот: музыка - духовная близость. Под близостью понимаются «близкие отношения» [9, с. 56]. Толстой сравнивает близость во время занятий музыкой с близостью, возникающей на балах, а также во время визита к доктору. Таким образом, духовную близость совместной игры на музыкальных инструментах он уподобляет физической близости в танце или при врачебном осмотре. В данном контексте актуализируется признак единения, родства душ.

Далее «музыка» также представлена как объект-орудие действия: Люди занимаются вдвоем самым благородным искусством, музыкой; для этого нужна известная близость, и близость эта не имеет ничего предосудительного... А между тем все знают, что именно посредством этих самых занятий, в особенности музыкой, и происходит большая доля прелюбодеяний в нашем обществе [13, с. 61].

Объект-орудие действия употреблен при субъекте действия, который выражен эксплицитно (люди, все). Объект выражен лексемой в форме творительного падежа без предлога (музыкой).

Анализируемый концепт представлен 2 фреймами: МУЗЫКА -ИСКУССТВО; МУЗЫКА - ПОРОК.

Фрейм «МУЗЫКА - ИСКУССТВО» содержит слот: музыка - возвышенное искусство, репрезентирующий одобрительное, благожелательное отношение общества к исполнению музыкальных произведений («Люди занимаются вдвоем самым благородным искусством»). Фрейм «МУЗЫКА - ПОРОК» включает в себя слот: музыка - развращение общества. Согласно Л.Н. Толстому, музыка является выражением эротического начала и направлена лишь на развращение умов. Писатель считает, что домашнее музицирование, одобренное и поддержанное общественным мнением, не является благопристойным занятием, и занятия музыкой приводят лишь к тому, что в обществе «происходит большая доля прелюбодеяний». Толстого приводит в негодование несоответствие общепринятых взглядов на любовь и музыку, а также реальное отношение к ним в жизни.

Толстой демонстрирует свое отношение к музыке, используя морально-этическую антиномию: «благородное искусство, ничего предосудительного» vs «большая доля прелюбодеяний».

282

В данном контексте актуализируются следующие признаки «музыки»: музыка способствует близости людей; музыка рассматривается как высокая материя, «благородное искусство»; музыка является безнравственным занятием; она служит средством развращения общества.

В следующем контексте музыка выступает в качестве объекта восприятия: Жена казалась заинтересованной только одной музыкой и была очень проста и естественна. Я же хотя и притворялся заинтересованным музыкой, весь вечер не переставая мучился ревностью [13, с. 58].

Толстой делает акцент на степени заинтересованности музыкой. Он использует лексический повтор причастия в сочетании с различными глаголами: «казалась заинтересованной музыкой» и «притворялся заинтересованным музыкой». Таким образом, в данном контексте актуализируется признак ложного интереса к музыкальному произведению, поскольку музыка служит лишь предлогом, фоном, на котором разворачиваются истинные события. Мы можем выделить 2 фрейма: МУЗЫКА - ПОКРОВ, ЗАВЕСА (слот: музыка - способ скрыть истинные эмоции); МУЗЫКА -РЕВНОСТЬ (слот: музыка - причина ревности).

За поддельным интересом к музыке люди скрывают свои истинные мотивы и эмоции, что можно отразить посредством следующей семантикокогнитивной цепи: музыка - эмоция - ревность. Необходимо отметить, что связь музыки с эмоциональной сферой человека является ключевым элементом повести «Крейцерова соната». В нашем исследовании мы исходим из методики анализа эмотивно-оценочной лексики, разработанной профессором З.Е. Фоминой [14; 15].

В настоящем контексте музыка представлена как объект речемыслительной деятельности: Поговорили о музыке, о Париже, о всяких пустяках [13, с. 57]. Объект речемыслительной деятельности (музыка) употребляется при глаголе речи (поговорить). Данное предложение является неопределенно-личным, субъект выражен имплицитно.

В данном контексте нами был выделен фрейм «МУЗЫКА -БЕСЕДА», инкорпорирующий слот: музыка - предмет для беседы. Музыка служит неотъемлемой частью светских бесед, наряду с разговорами о живописи, литературе, скачках и др. Толстой ставит музыку в один ряд с упоминанием Парижа и «всякими пустяками», это может быть наглядно отражено в следующей семантико-когнитивной цепи: музыка - Париж -пустяки. В данном примере музыка показана как часть светской жизни, не несущая эмоционально-психологической и духовной нагрузки.

В следующем примере «музыка» является объектом каузирующего состояния: Я сказал, что позову кое-кого из моих знакомых, любителей музыки, послушать его [13, с. 59]. Объект выражен лексемой в родительном падеже (музыки), каузирующим состоянием является любовь к музыке («любители»). В данном контексте показано отношение к музыке. Согласно толковому словарю, любитель - «человек, который имеет склонность, пристрастие к чему-нибудь» [9, с. 277]. В анализируемом контексте выде-

283

ляется фрейм «МУЗЫКА - УВЛЕЧЕНИЕ» (слот: музыка - пристрастие, хобби). Толстой указывает на то, что многие люди любят приглашать знакомых и друзей для совместного прослушивания музыки, для обмена мнениями о ней, для рассуждения о ее творческой и художественной составляющей. Таким образом, актуализируется признак эмоциональной вовлеченности и эстетического наслаждения.

В следующем контексте «музыка» представлена в качестве объекта-комитатива: Ну, и в воскресенье я со вкусом занялся устройством обеда и вечера с музыкой [13, с. 65]. Лексема «музыка» представлена в форме творительного падежа с предлогом «с». В данном контексте нами был выделен фрейм «МУЗЫКА - АТМОСФЕРА» (слот: музыка - приятная атмосфера). В светском обществе было принято устраивать вечера, во время которых всегда звучала музыка. Музыка служит для создания теплой, благожелательной атмосферы.

В следующем примере «музыка» представлена как объект экзистенциальный: В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет [13, с. 67]. В данном контексте и субъект (музыка) и предикат (дело) являются существительными. Фрейм «МУЗЫКА - ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕЛО» включает в себя слот: музыка - гипноз. Л.Н. Толстой пытается разгадать, какие чувства вложил Бетховен в свою «Крейцерову сонату», и приходит к выводу, что композитор заложил туда лишь изображение чувственности. Именно поэтому писатель говорит о необходимости введения государственного контроля над музыкой, как в Китае, для того чтобы избежать духовной деградации общества. Подобные идеи о введении цензуры над музыкой выражал еще Платон в своей работе «Государство» (III): «Если же человек, обладающий умением перевоплощаться и подражать чему угодно, сам прибудет в наше государство, желая показать нам свои творения, мы преклонимся перед ним как перед чем-то священным, удивительным и приятным, но скажем, что такого человека у нас в государстве не существует и что недозволено здесь таким становиться» [12]. В данном примере выражено резко негативное отношение к музыке, писатель считает недопустимым исполнение музыкальных произведений когда, кому и где угодно, поскольку музыка подчиняет человека своей воле, производит сильное впечатление. Таким образом, актуализируется признак гипнотического действия музыки.

Анализ контекстов, в которых «музыка» представлена в качестве объекта действия, показывает, что в большинстве примеров лексема музыка употреблена в форме творительного падежа. Субъект в большинстве проанализированных контекстов выражен имплицитно, это свидетельствует о том, что Толстой ставит музыку превыше всех остальных реалий, поскольку именно музыка служит кульминацией с позиции авторской интенции.

284

Доминантным среди объектных значений концепта «музыка» в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» является музыка как объекторудие действия (34 % от общего количества проанализированных контекстов); далее следует объект восприятия (22 %); объект речемыслительной деятельности (11 %); объект каузирующего состояния (11 %); объект-комитатив (11 %) и объект экзистенциальный (11 %). Преобладание контекстов, в которых музыка выступает как объект-орудие действия, свидетельствует о том, что посредством музыки человек может оказывать воздействие на окружающих, навязывая им свою волю.

Когнитивная структура вербализованного концепта «музыка» с мелиоративным содержанием характеризуется дискретностью состава конституирующих его концептуальных признаков. Архитектоника концепта «музыка» в художественном дискурсе Л.Н. Толстого складывается из 9 фреймов, инкорпорирующих 9 слотов: фрейм 1: музыка - близость (слот: музыка - духовная близость); фрейм 2: музыка - искусство (слот: музыка -возвышенное искусство); фрейм 3: музыка - порок (слот: музыка - развращение общества); фрейм 4: музыка - покров, завеса (слот: музыка -способ скрыть истинные эмоции); фрейм 5: музыка - ревность (слот: музыка - причина ревности); фрейм 6: музыка - беседа (слот: музыка - предмет для беседы); фрейм 7: музыка - увлечение (слот: музыка -пристрастие, хобби); фрейм 8: музыка - атмосфера (слот: музыка - приятная атмосфера); фрейм 9: музыка - общественное дело (слот: музыка -гипноз).

Представленные фреймы и слоты конституируются 11 концептуальными признаками музыки, рефлектируемыми соответствующими языковыми средствами.

С ценностной точки зрения к положительным концептуальным признакам концепта «музыка» относятся: единение, родство душ; музыка способствует близости людей; музыка как высокая материя, «благородное искусство»; музыка как часть светской жизни; эмоциональная вовлеченность и эстетическое наслаждение; создание теплой, благожелательной атмосферы.

К положительным признакам, участвующим в концептуализации музыки, относятся сближение людей, создание приятной атмосферы для общения, высокое искусство, удовольствие.

Среди негативных концептуальных признаков выделяются: музыка является безнравственным занятием; она служит средством деморализации общества; проявление ложного интереса к музыкальному произведению; музыка служит предлогом, фоном, на котором разворачиваются истинные события; гипнотическое действие. Среди отрицательных концептуальных признаков феномена «музыка» выделяются растление общества, квазиинтерес к музыкальному произведению, неблагопристойное занятие, принудительная власть.

285

Изучение когнитивной структуры концепта «музыка» в художественном дискурсе Л.Н. Толстого позволяет выделить концептуальные признаки анализируемого концепта, детерминированные как сущностными свойствами музыки, эксплицируемыми в языке, так и индивидуальноавторским восприятием писателя. Толстой наделяет музыку разнообразными характеристиками, как положительными (близость, вовлеченность, наслаждение, высокое искусство, приятная атмосфера - они составляют 55%), так и отрицательными (безнравственное занятие, развращенность общества, порок, гипноз - они составляют 45%), среди которых доминируют положительные, отражающие благотворное влияние музыки на эмоционально-психологическое состояние людей. Отрицательные

характеристики исследуемого концепта репрезентируют личностное видение и восприятие музыки Толстым на фоне описываемой им семейной драмы.

В результате изучения эмпирического материала установлено, что музыка как объект соотносится с различными реалиями внешнего и внутреннего мира человека: музыка - духовная связь (эмоционально-

психологическая категория); музыка - искусство (культурно-ценностная категория); музыка - увлечение (интеллектуальная категория); музыка -удовольствие (гедонистическая категория); музыка - атмосфера (психофизическая категория); музыка - деградация (морально-нравственная категория); музыка - обман (морально-этическая категория); музыка - гипноз (суггестивная категория).

Приведенные корреляции музыки говорят о том, что музыка затрагивает моральную, этическую и нравственную сферы жизни, заставляя человека задуматься об отношении к себе и окружающим людям, об этом свидетельствуют морально-нравственная и морально-этическая категории. Музыка оказывает большое влияние на умственное развитие, поскольку музыка формирует взгляды и представления слушателей об окружающем мире, это подтверждают интеллектуальная и культурно-ценностная категории. Эмоционально-психологическое состояние слушателей отражают эмоционально-психологическая и гедонистическая категории. Музыка также способна влиять на физическое состояние людей, это проиллюстрировано на примере психофизической категории: слушая музыку, человек чувствует себя более раскрепощенным.

Особенности когнитивной структуры концепта «музыка» отражают индивидуально-авторское мировидение. Музыка наделяется Толстым противоречивым характером. С одной стороны, писатель рассматривает ее как высокую материю, «благородное искусство», как средство для поднятия настроения, создания теплой, дружественной атмосферы, а, с другой стороны, как порок, провоцирующий загнивание и разложение общества. Толстой настаивает на введении государственного контроля и цензуры над музыкой для того, чтобы избежать духовной деградации общества.

286

Архитектоника концепта «музыка» включает девять фреймов, инкорпорирующих 9 слотов, дифференцирующихся разнообразным набором концептуальных признаков. Когнитивный базис исследуемого концепта в языковой картине мира Л.Н. Толстого представляют интеллектуальное и культурное развитие, нравственная и морально-этическая составляющие, увлечение, гипнотическое действие, принудительная власть.

Музыка как объект оказывает неоспоримое влияние на жизнедеятельность общества, это подтверждается идеей Толстого о введении государственного контроля над музыкой. «Сама по себе и непосредственно она [музыка. - Л.К.] как бы изолирована от нашего ежедневного поведения, она непосредственно ни к чему не влечет нас, она создает только неопределенную и огромную потребность в каких-то действиях, она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам; она действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты <...> от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь. Искусство есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [4, с. 319]. Особенности актуализации концепта «музыка» в языковой картине мира Л.Н. Толстого приводят к диффузии границ между положительным и отрицательным влиянием музыки на слушателей.

Список литературы

1. Ахметова Г. А. Повесть Льва Толстого «Крейцерова соната» и «метафизика музыки» А. Шопенгауэра // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 4 -С. 1816-1821.

2. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004. -

192 с.

3. Волосухина Н.В. К вопросу о трактовке понятий «концепт» и «фрейм» в современной лингвистике. - [Эл. ресурс]: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_ Reading/2010/III/uch_2010_III_00007.pdf (дата обращения: 28.03.2015).

4. Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 316-319.

5. Епишева О.В. Концепт «музыка» в лирике К.Д. Бальмонта // Константин Бальмонт. Сайт исследователей жизни и творчества. - [Эл. ресурс]:

http://balmontoved.ru/almanah-solnechnaja-prjazha/vypusk-3/k-balmont-v-zerkale-filologii/37-ov-episheva-kontsept-muzyka-v-lirike-kd-balmonta.html (дата обращения:

26.02.2015).

6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - С. 73-187.

7. Матаева Ю.А. К вопросу о субъектно-объектных отношениях в простом предложении в южноуральской деловой письменности XVIII в. // Деловой язык XVIII в. по архивным данным городов Челябинска, Кургана, Тобольска: сб. статей / гл. ред. Л.А. Глинкина. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - С. 241-244.

8. Матаева Ю. А. Субъектно-объектные отношения в деловом языке второй половины XVIII века (по архивным материалам): автореф. дис. ... канд. филол. наук:

287

10.02.01; Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск, 2005. - 22 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений; под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. -М.: Оникс: Мир и Образование, 2010. - 736 с.

10. Парамонов Б. Толстой и Ницше. - 1998. - [Эл. ресурс]: http://users.kaluga.ru/ kosmorama/param_tols.html (дата обращения: 11.07.2014).

11. Пименова М.В. Ментальность и изменяющийся мир. - Севастополь: Рибэст, 2009. - 504 с.

12. Платон Диалоги. Государство. Книга III. - [Эл. ресурс]:

http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos03.htm (дата обращения: 12.08.2014).

13. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Повести. - М.: Искательпресс, 2013. - С. 3-86.

14. Фомина З.Е. Системообразующие элементы концептуальной модели эмоционально-психологического состояния человека (на материале немецких художественных произведений) // Когнитивная семантика. Материалы II Международной школы-семинара по когнитивной лингвистике, 11-14 сентября 2000 г. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - Ч. 2. - С. 154-155.

15. Фомина З.Е. Эмоциональные концепты и их вербальная репрезентация в художественной картине мира (на материале русских, немецких, австрийских и швейцарских литературных произведений) // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. - 2004. -Вып. 1. - С. 46-64.

16. Фомина З.Е., Лавриненко И.Ю. Когнитивные стратегии как ментальные детерминанты при языковой объективации концептов разума и чувства в философском дискурсе Ф. Бэкона // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. - 2014. - № 1 (21). -С. 23-37.

17. Цыбикова В. А. Вербализация субъектно-объектной семантики в конструкциях с глаголами распоряжения (на материале забайкальской деловой письменности XVIII в.) // Вестник ИГЛУ. - 2013. - Вып. 1 (22). - С. 79-84.

18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч. в 6 томах. - М.: ТЕРРА. Книжный клуб; Республика, 1999. - Т. 1. - 496 с.

19. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. -2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.