Научная статья на тему 'Музыка в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент'

Музыка в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3403
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / МУЗЫКА / MUSIC / ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / LEO TOLSTOY'S VIEWS ON MUSICAL ART / КОМПОЗИЦИЯ СОНАТЫ / THE COMPOSITION OF THE STORY / STRUCTURE OF SONATA / SCREEN VERSION / MUSIC IN FILM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асеева Светлана Александровна

Музыкальные мотивы в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» рассматриваются в статье не только как элемент интермедиальности, связывающий музыку и литературу, но и как важный компонент философских взглядов писателя, выраженных в произведении. Автор указывает на соответствия между композицией повести и структурой одноименного музыкального произведения Л. Бетховена, которые обнаруживаются в «Крейцеровой сонате» Толстого на разных уровнях повествования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music in Leo Tostoy’s story “The kreutzer sonata” as an intermideal and a philosophical component

The article considers musical tunes of the story “The Kreutzer sonata” by Leo Tolstoy not only as an intermedial element linking music and literature but also as an important component of philosophical views of the writer expressed in the work. The author points out correspondences between the composition of the story and between of the structure of the opus by L. Beethoven having the same name which are found in “The Kreutzer sonata” by Tolstoy at different levels of narration, paying special attention to a musical component of the screen version of the story directed by M. Shveitser and by S. Milkina (USSR, 1987).

Текст научной работы на тему «Музыка в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 8Р1:782

ББК 83.3(2Рос=Рус)6:85.310.00

С.А. Асеева

МУЗЫКА В ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА» КАК ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ КОМПОНЕНТ

Музыкальные мотивы в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» рассматриваются в статье не только как элемент интермедиальности, связывающий музыку и литературу, но и как важный компонент философских взглядов писателя, выраженных в произведении. Автор указывает на соответствия между композицией повести и структурой одноименного музыкального произведения Л. Бетховена, которые обнаруживаются в «Крейцеровой сонате» Толстого на разных уровнях повествования.

Ключевые слова: литература, музыка, взгляды Л.Н. Толстого на музыкальное искусство, композиция сонаты.

S.A. Aseeva

MUSIC IN LEO TOSTOY'S STORY "THE KREUTZER SONATA" AS AN INTERMIDEAL AND A PHILOSOPHICAL COMPONENT

The article considers musical tunes of the story "The Kreutzer sonata" by Leo Tolstoy not only as an intermedial element linking music and literature but also as an important component of philosophical views of the writer expressed in the work. The author points out correspondences between the composition of the story and between of the structure of the opus by L. Beethoven having the same name which are found in "The Kreutzer sonata" by Tolstoy at different levels of narration, paying special attention to a musical component of the screen version of the story directed by M. Shveitser and by S. Milkina (USSR, 1987).

Key words: literature, music, Leo Tolstoy's views on musical art, the composition of the story, structure of sonata, screen version, music in film.

Вопрос о роли музыки в жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого, об элементах музыкальности в его художественных произведениях основательно изучен. Из мемуарной литературы известно, какое большое влияние оказывала на Толстого музыка и какое значение он ей придавал [5; 10; 16]. Сам он в течение жизни неоднократно пытался дать определение этому виду искусства, но так и не сумев окончательно это сделать, считал наиболее удачным толкова-

ние музыки как «стенографии чувств» [2, с. 116-117].

Аспект отношения писателя к музыкальным сочинениям и к композиторам неоднократно затрагивался также в работах отечественных исследователей [11; 17; 18]. При этом данная проблема рассматривалась преимущественно как одна из многочисленных граней биографии Л.Н. Толстого. В то же время значение музыкальной составляющей в его художественном творчестве, в частности,

го I-

го

I I-о I

о ф

00 о m о

° i

ф О

Р

о. ^

ъи о

£8 £ s

о-&

!>5

iH

о го

Ф s

m q

о <u

*= S

ш Œ

«О ь * i -û s

го

ш

ф

ф

о <

< С)

в повести «Крейцерова соната», зачастую преуменьшалось или игнорировалось [8]. Современные литературоведы [9; 14] не только не отрицают органическую связь толстовской «Крейцеровой сонаты» с музыкой, но и подчёркивают продуктивность её изучения в интермедиальном ключе [12].

Из истории создания повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», исследованной в трудах В.А. Жданова [8], Н.К. Гудзия [7], К.Н. Ломунова [11], Л.Д. Громовой-Опульской [6], явствует, что первоначально произведение называлось «Как муж убил жену», и музыкальные мотивы там отсутствовали.

По поводу замысла произведения С.А. Толстая в своих воспоминаниях «Моя жизнь» замечает: «Помню я, как Лев Николаевич говорил, что надо написать для Андреева-Бурлака рассказ от первого лица и чтобы кто-нибудь играл в то время «Крейцерову сонату», а Репин чтоб написал картину, содержание которой соответствовало бы рассказу. «Впечатление было бы потрясающее от этого соединения трех искусств», - говорил Лев Николаевич. [15, с. 69]. Здесь уместно привести фрагменты из переписки Л.Н. Толстого с И.Е. Репиным, касающиеся этого вопроса. Толстой сообщает Репину в письме от 1-2 февраля 1888 года: «Я набросал уже давно тот рассказ <...>, о котором вам говорил и о котором помню ваше обещание. Но это впереди» [3, с. 146]. Художник отвечает ему в письме от 3 февраля 1888 года: «И Бетховенская соната меня очень занимает; если бы я знал содержание Вашей трагедии на эту тему, то исподволь обдумывал бы» [13, с. 14]. Картина Репиным так и не была написана.

Задавшись целью показать влияние искусства, в частности музыки, на духовность личности, Лев Толстой создал повесть, в которую вошла музыкальная тема, а само произведение получило название «Крейцерова соната».

Музыкальные мотивы в повести представлены разнопланово. Музыка входит в текст на нескольких уровнях:

• науровнезаглавия (сигнификативно-сильная позиция);

• на уровне сюжета и композиции;

• на уровне философско-идеоло-гической системы взглядов главного героя и автора повести;

• на уровне нарративной ткани произведения.

Рассмотрим каждый из них.

По мере работы Толстой не только вводит музыкальную тему, но и ставит её в инициальное положение названия текста, создавая в читательском сознании горизонт ожиданий, систему коннота-тивных рядов, которые детерминированы темой музыки.

Соната - это камерный музыкальный жанр, чаще всего исполняемый фортепианно-скрипичным дуэтом. В повести таким дуэтом выступают скрипач Трухачевский и жена Позднышева Лиза, исполняющая партию на рояле.

Музыкальные инструменты ассоциативно параллельны героям повести: скрипка Трухачевского непосредственно воздействует на эмоциональное состояние Лизы, рояль чутко отзывается на игру скрипки.

Музыка в «Крейцеровой сонате» является одним из сюжетообразующих элементов. Музыкальные мотивы продвигают действие повести, приближая его к кульминации и к развязке.

Сама композиция повести построена по принципу первой части сонатного цикла. Он состоит из четырёх частей: экспозиции (завязки), разработки (конфликта), репризы (формирование вывода) и коды (итога). Экспозиция - диалог пассажиров о проблемах семьи, брака и вступление в беседу с ними Позднышева, объяснение им своей позиции; разработка - рассказ-исповедь Позднышева одному из пассажиров о своей жизни; реприза - рассуждения Позднышева о том, что привело его к «критическому эпизоду» - убийству жены; кода - итоговый вывод Позднышева о неверном отношении к любви, к женщине, браку и семье в современном ему обществе.

Помимо Крейцеровой сонаты Бетховена, Лиза и Трухачевский играли «со-натки Моцарта» и «'Элегию" Эрнста». Эти сочинения являются музыкальным контекстом для исполнения бетховен-

ского произведения, оттеняют и дополняют его.

Музыка непосредственно воздействует на эмоционально-ментальную составляющую человеческой души, обладает гипнотическим воздействием, она может сблизить женщину и мужчину. Именно такой точки зрения придерживается Позднышев, обвиняя во всём произошедшем этот вид искусства: «... страшная вещь музыка <...> Что такое музыка? Что она делает? <...> Она действует, страшно действует <...> Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом» [1, с. 61]. Он с болью в душе осознает «сближение, возникающее из совместной игры», «влияние, производимое на впечатлительные натуры музыкой, особенно скрипкой» [1, с. 55], хотя и признаёт, что «близость эта не имеет ничего предосудительного, и только глупый, ревнивый муж может видеть тут что-либо нежелательное» [1, с. 57].

Сильное впечатление на Василия Позднышева производит исполнение его женой и Трухачевским первой части Крейцеровой сонаты Бетховена, особенно ускорение ее музыкального темпа, называемого первым престо. Сам Позднышев называет влияние, произведенное на него этой частью сонаты, ужасным. Нельзя, однако, не признать, что психика Позднышева изломана, искалечена ревностью. В его сознании музыка, способствуя сближению его жены с Трухачевским, является побуждением к супружеской измене, и косвенно служит мотивом убийства, между тем, факт самой измены в тексте повести совсем не очевиден.

Слушая Крейцерову сонату, он приходит к пониманию того, что невозможно играть подобное «в гостиной, среди декольтированных дам <...> Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах.» [1, с. 62]. Несоответствие обстановки, в которой звучит музыкальное произведение, энергии, вызываемой им в сердцах слушателей, по мнению героя,

может оказаться губительным. В то же время Позднышев убеждается и в том, что ему «как будто открылись совсем новые <...> чувства, новые возможности» [1, с. 62], которые до тех пор были неведомы, что такая музыка требует «совершить известные, соответствующие этой музыке, важные поступки» [1, с. 62]. Герой еще не вполне осознал открывшуюся ему истину: «Да вот как, совсем не так, как я прежде думал и жил <...> Что такое было то новое, что я узнал, я не мог дать себе отчёта, но сознание этого нового состояния было очень радостно» [1, с. 62]. В его словах подчёркнут тот факт, что эти новые знания о жизни, источником которых явилась музыка, носят трансцендентный характер. Таким образом, музыка является одним из важных концептов в мировоззрении Позднышева.

Разделяет ли подобные убеждения главного героя сам автор повести?

Для выяснения этого вопроса обратимся к тексту письма от 29 - 31 марта 1890 г. Л.Н. Толстого к Л.Е. Оболенскому: « <...> меня очень огорчило раздражение против моего рассказа <...> причина этого та, что там сказано, что неправильность <...> половых отношений происходит от того взгляда, общего людям нашего мира, что половые отношения есть предмет наслаждения, удовольствия <...> и что освобождение от неправильности и безответственности половых отношений будет тогда, когда люди перестанут так смотреть на это. Так думает П[озднышев], пострадав от этого разделяемого им со всеми взгляда <...> по самому замыслу рассказа Позд-нышев выдает себя головой, не только тем, что он бранит сам себя <...>, но тем, что он умышленно скрывает все добрые черты, кот[орые] <...> должны были быть в нем, и в азарте самоосуждения, разоблачая все обычные самообманы, видит в себе одну только животную мерзость» [4,с.61-62].

Толстой, отрицая гедонистический и потребительский аспекты в отношениях между мужчиной и женщиной, считает, что брак должен строиться на основе любви, взаимопонимания и христианской морали.

го

I-

го

I I-

О I

0 ф

о m о

° i

ф О

:г *

1 -о. Ü

ъи о

е 8

£ * о-&

!>5

F ^ О го Ф s

о с

го

^го

го

ш

ф

ф

о

С <

С)

Авторский взгляд на эти проблемы выражен также и в эпиграфе к повести, взятым Толстым из Священного Писания: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. V, 28). «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. <...> Кто может вместить, да вместит» (Матф. XIX, 10, 11, 12) [1, с. 7].

Одним из средств выражения философских взглядов писателя на любовь, семью, брак является в повести музыка. Л.Н. Толстого всегда интересовало ее влияние на чувства человека. Об этом свидетельствуют как воспоминания, так и дневники писателя. С.Л. Толстой, сын писателя, в своих мемуарах «Очерки былого» вспоминает: «<...> во время написания «Крейцеровой сонаты» Лев Николаевич старался выяснить себе, какие именно чувства выражаются первым престо «Крейцеровой сонаты»; он говорил, что <...> неопределенное волнующее чувство, изображаемое первой темой, и сдержанное, успокаивающееся чувство, изображаемое второй темой, -оба приводят к сильной, ясной, даже грубой мелодии заключительной партии, изображающей просто чувственность. Впоследствии, однако, Лев Николаевич отказался от мысли, что эта мелодия изображает чувственность. Так как, по его мнению, музыка не может изображать то или другое чувство, а лишь чувство вообще, то и эта мелодия есть изображение вообще ясного и сильного чувства, но какого именно, определить нельзя» [16, с. 404].

В дневнике от 20 января 1905 года Л.Н. Толстой пишет: «Музыка <...> берет <...> выражения чувств и оттенков <...> и соединяет их, и мы получаем игру чувств без того, что вызывает их» [2, с. 116-117].

Такова позиция автора повести, в которой нашли отражения его взгляды на отношения в семье, на брак и любовь, при этом музыка является средством выражения его воззрений на сферу человеческих чувств.

Важно отметить, что в толстовской повести музыка, в зависимости от влияния, которое она оказывает на душу человека, его духовность, функционально подразделяется на два противоположных потока:

• возвышающий, способствующий росту духовной составляющей личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возбуждающий низменные, плотские, животные страсти человека.

Исходя из содержания повести, можно прийти к выходу о том, что между музыкой и духовной составляющей личности существует корреляционная зависимость. Следовательно, музыкальная составляющая в повести выступает не только как элемент интермедиальности, но и становится одним из опорных понятий системы философских взглядов Толстого на любовь, брак, семью и искусство, а также на отношение к ним общества.

На уровне повествования в произведении музыка проявляется в звукописи, пронизывающей нарративную ткань повести. Звуковой фон повести подробно исследован в работе Д. Терена «Мотив музыки в "Крейцеровой сонате " Л.Н.Толстого» [14].

В «Крейцеровой сонате» в разных модификациях всё время повторяется звук «у». Он слышится и в стоне Поздны-шева, которым периодически прерывается его рассказ-исповедь, и в его речи, и в монотонном гудении поезда и в словах «музыка», «любовь» и «убийство» - трёх ключевых концептах и мотивах произведения.

Итак, в произведении Л.Н. Толстого словесное и музыкальное искусство соприкасаются, находятся в интермедиальном взаимодействии, при этом не смешиваясь и не перекрывая области друг друга. Именно поэтому взаимоотношения между ними оказываются столь плодотворными, создавая художественную и интермедиальную целостность текста. При этом музыкальный компонент в произведении оказывается не только одним из ключевых элементов поэтики, архитектоники повести, но и очень важным философско-идеологическим концептом в мировоззрении автора и в сознании главного героя.

Библиографический список

1. Толстой, Л.Н. Полн. сб. соч. [Текст]: в 90 т., юб. изд. Т. 27 / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1936. - 765 с.

2. Толстой, Л.Н. Полн. сб. соч. [Текст]: в 90 т., юб. изд. Т. 55 / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1937. - 632 с.

3. Толстой, Л.Н. Полн. сб. соч. [Текст]: в 90 т., юб. изд. Т. 64 / Л.Н.Толстой. - М.: Художественная литература, 1953. - 377 с.

4. Толстой, Л.Н. Полн. сб. соч.: в 90т., юб. изд. Т. 65 [Текст] / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература,1953. - 373 с.

5. Гольденвейзер, А.Б. Вблизи Толстого [Текст]: мемуары / А.Б. Гольденвейзер. - М.: Художественная литература, 1959. - 488 с.

6. Громова-Опульская, Л.Д. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1886 по 1892 [Текст]: монография / Л.Д. Громова-Опульская. - М.: Наука, 1979. - 284 с.

7. Гудзий, Н.К. Лев Толстой. Критико-биографический очерк [Текст]: монография / Н.К. Гудзий. - М.: Художественная литература, 1960. - 212 с.

8. Жданов, В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению» [Текст]: монография / В.А. Жданов. -М.: Книга, 1968. - 280 с.

9. Исаева, Е. Как граф Толстой слышал Бетховена или почему все-таки «Крейцерова соната» [Электронный ресурс] / Е. Исаева // Израиль XXI век. Музыкальный журнал. - 2012. - № 32 (март). - Режим доступа: http://www.21israel-music.com/Kreizerova_sonata.htm. - [Дата обращения: 17. 01. 2016].

10. Кузьминская, Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне [Текст]: мемуары / Т.А. Кузьминская. -Тула: Приокское книжное издательство, 1976. - 512 с.

11. Ломунов, К.Н. Эстетика Льва Толстого [Текст]: монография / К.Н. Ломунов. - М: Современник, 1972. - 478 с.

12. Петрова, С.А. Интермедиальная специфика повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» [Текст] / С.А. Петрова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - №1(17). - С. 116-122.

13. Репин, И.Е. Письма И.Е. Репина. И.Е. Репин и Л.Н. Толстой. 1. Переписка с Л.Н. Толстым и его семьей [Текст]: переписка / И.Е. Репин. - М.; Л.: Искусство, 1949. - 147 с.

14. Терен, Д. Мотив музыки в «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого [Текст] / Д. Терен // Slavica tergestina. - 1998. - № 6. - С. 101-123.

15. Толстая, С.А. Моя жизнь [Текст]: мемуары / С.А. Толстая // Новый мир. - 1978. - № 8. -С.34-134.

16. Толстой, С.Л. Очерки былого [Текст]: мемуары / С.Л. Толстой. - М.: Художественная литера-

тура, 1949. - 420 с. о I

17. Френкель, Н.В. Взаимоотношения Л.Н. Толстого и русских композиторов. Воззрения писа- го ^

теля на их творчество [Текст] / Н.В. Френкель // Наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 31-41.

18. Эйгес, И.Р. Воззрения Толстого на музыку [Текст] / И.Р. Эйгес // Эстетика Льва Толстого сб. статей / под ред. П.Н. Сакулина. - М.: Гос. акад. худож. наук, 1929. - С. 241- 308.

<и о

Р

о. Ü

ъи о

О О

References <5 о

1. Tolstoy L.N. Complete collect. of 90 vols, jub. ed. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1936. V. 27. P. 765. [in Russian].

2. Tolstoy L.N. Complete collect. of 90 vols, jub. ed. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1937. V. 55

P. 632. [in Russian]. fE ¡^

O (0

3. Tolstoy L.N. Complete collect. of 90 vols, jub. ed. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1953. V. 64. s P. 377. [in Russian]. £ |

CO Q.

5. Goldenveizer A.B. Near of Tolstoy. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1959. P. 488. [in Russian]. ¿^to

4. Tolstoy L.N. Complete collect. of 90 vols, jub. ed. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1953. - V. 65. P. 373. [in Russian].

6. Gromova-Opulskaya L.D. Lev Nikolaevich Tolstoy: biographical sources from 1886 to 1892. M.: Nauka, 1979. P. 284. [in Russian].

7. Gudziy N.K. Leo Tolstoy. Critical and biographical essay. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1960. P. 212. [in Russian].

8. Zhdanov V.A. From «AnnaKarenina» to «Ressurection». M.: Kniga, 1968. P. 280. [in Russian].

9. Isaeva E. How did count Tolstoy hear a Bethoween or why still the Kreutzer sonata. Izrail XXI vek. Muzykalnyi zhurnal, 2012. № 32 (March). Available at: http://www.21israel-music.com/Kreizerova_sonata. htm. [in Russian].

10. Kuzminskaya T.A. My life at home and at Yasnaya Polyana. Tula: Priokskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1976. P. 512. [in Russian].

11. Lomunov K.N. The esthetics of Leo Tolstoy. M.: Sovremennik, 1972. P. 478. [in Russian].

12. Petrova S.A. An intermedial specification of Leo Tolstoy's story "The Kreutzer sonat a ". Izvestiya vys-shih uchebnyh zavedeniy. Povolzhsky region. Gumanitarnye nauki, 2011. №1 (17). P. 116-122. [in Russian].

13. Repin I.E. Letters of I. E. Repin. I. E. Repin and L. N. Tolstoy. The correspondence with L .N. Tolstoy and his family. M.-L.: Iskusstvo, 1949. P. 147. [in Russian].

14. Teren D. A musical tune in the "Kreutzer sonata" by L.N. Tolstoy. Slavica tergestina, 1998. № 6. P. 101-123. [in Russian].

15. Tolstaya S.A. My life. Novyi mir, 1978. № 8. P. 34-134. [in Russian].

16. Tolstoy S.L. Essays ofpast. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1949. P. 420. [in Russian].

17. Frenkel N.V. Interrelations of L. N. Tolstoy and Russian composers. The writer's views on their work. Nauka i obrazovanie, 2012. № 2. P. 31- 41. [in Russian].

18. Eiges I.R. Tolstoy's views on music. Estetika Lva Tolstogo: sb. statey. Ed. by P. N. Sakulin. - M.: Gos. akad. khudozh. nauk. 1929. P. 241-308. [in Russian].

Сведения об авторе:

Асеева Светлана Александровна,

аспирант,

кафедра истории русской литературы,

филологический факультет,

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова,

Москва, Российская Федерация.

Е-тай: [email protected]

Information about the author: Aseeva Svetlana Alexandrovna,

Postgraduate student,

Department of History of Russian literature, Philological Faculty,

Moscow State University named after M.V.

Lomonosov,

Moscow, Russia.

Email: [email protected]

ro ca

<u <u

о <

< О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.