Научная статья на тему 'Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы'

Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ДУХОВНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИКА. / PSYCHODIAGNOSTICS. / RELIGIOUSNESS OF THE CONVICTS / PERSONAL DEVELOPMENT / SPIRITUALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Полянин Николай Александрович, Голышева Юлия Николаевна

в статье рассматриваются вопросы духовного и личностного роста осужденных в связи с формированием религиозного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Полянин Николай Александрович, Голышева Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with aspects of spiritual and personal development of the convicts in accordance with formation of religious consciousness.

Текст научной работы на тему «Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы»

МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ПУТЬ ДУХОВНОСТИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин, Ю. А. Голышева

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы духовного и личностного роста осужденных в связи с формированием религиозного сознания.

Ключевые слова: религиозность осужденных, личностный рост, духовность, психодиагностика.

The summary: the article deals with aspects of spiritual and personal development of the convicts in accordance with formation of religious consciousness.

Keywords: religiousness of the convicts, personal development, spiritualism, psychodiagnostics.

В нашем исследовании приняли участие осужденные молодежного возраста (от 18 до 23 лет) мужского и женского пола, отбывающие наказания в местах лишения свободы.

Обратимся к сравнительному анализу некоторых важных социально-демографических и социально-психологических особенностей возрастания и воспитания наших испытуемых.

Из рисунка 1 можно видеть, что обе группы осужденных, как мужчины, так и женщины, достаточно редко воспитываются в полных семьях. У мужчин этот показатель ниже 30 %, у женщин ниже 40. Имеющиеся различия между группами говорят о том, что фактор неполной семьи более значим для формирования преступной личности у лиц мужского пола в молодежном возрасте, которые чаще, чем осужденные женского

пола, вовсе не имеют родителей. С точки зрения темы нашего исследования этот факт имеет существенное значение как фактор, определяющий в какой-то степени мужской путь формирования духовности в молодежном возрасте. Можно говорить о том, что ориентация на идеал близкого взрослого, родителя среди молодых осужденных мужчин ниже, чем у женщин, в том числе через средовые взаимовлияния, что, конечно, накладывает отпечаток на формирование их светской и религиозной духовности, как бы она ни складывалась. Подтверждение тому мы увидим позже, анализируя в целом особенности становления мужского и женского пути развития духовно-религиозного сознания.

Следует пояснить, что на рисунке 1 отображена (если можно так сказать) степень беспризорности осужденного в детстве (полная или частичная, когда ребенок совсем не знал родителей либо не знал одного из них).

Перейдем к анализу психологических изменений личности в связи с духовно-религиозным развитием осужденных в местах лишения свободы. Следующий метод анкетирования позволяет не только оценить те дефициты детства, которые испытывали осужденные, но и то, что они подсознательно ощущают в настоящий момент. Доказательством является то, что структура дефицитов меняется по мере отбывания наказания.

Таким образом, мужской (телесно-духовный) и женский (душевно-

Средние показатели наличия родителей в разных группах испытуемых

двух родителем

Рис. 1

духовный) пути развития и становления целостной светской и религиозной духовности осужденных в молодежном возрасте имеют существенные предпосылки, в том числе в социально-демографических особенностях семейного воспитания. Не случайно церковь

столь большое значение придает не только созданию и освящению семьи в таинстве венчания, но и (главное) хранению семьи и запрету разводов. Однако посмотрим, как меняется дефици-тарное «Я» в разные периоды отбывания наказания.

Средние показатели наличия/отсутствия полной/неполной семьи в период воспитания в разных группах осужденных

в полной семье в неполной у родственников в детском доме

Средние значения оценок значимых с детства дефицитов в разных группах осужденных

0,10000 0,05000

Рис. 3

Из рисунков 4-6 следует, что телесно духовная направленность мужского типа сохраняется весь период отбывания наказания, причем в период подготовки к освобождению еще и резко возрастает в своей выраженности. Как можно проинтерпретировать такой рост регрессивного переживания дефицита игрушек. Разумеется, у взрослых игрушек не меньше, чем у детей, вся эта мас-

са жизненно бесполезных пустяков, радующих телесные анализаторы, которых, конечно, осужденные лишены. Тоска по ним нарастает у мужчин в период подготовки к освобождению.

Другая картина наблюдается у осужденных женщин молодежного возраста. График дефицитов у них как бы выравнивается. Имеют место те же факты повышения уровня дефицитов в области

Средние оценки значимых с детства дефицитов в период адаптации к отбыванию наказания в разных группах осужденных

Средние оценки значимых с детства дефицитов в основной срок отбывания наказания в разных группах осужденных

Рис. 5

личного пространства, увеличивается (впрочем, как и у мужчин) дефицит общения с близкими, что очевидно связано с предстоящим освобождением. Однако происходит и один существенный духовный перелом. Если в период адаптации женщины более всего вспоминали и переживали дефицит острых ощущений, то теперь на первый план выходит личностное пространство. На наш взгляд, это

говорит о состоявшемся и духовном и личностном росте, что мы и попытаемся в дальнейшем подтвердить с помощью психодиагностических методов. В качестве промежуточного вывода можно отметить, что в процессе отбывания наказания путь мужской (телесно-духовный) и женский (душевно-духовный) не меняется, а, наоборот, еще более закрепляется. Здесь следует сделать акцент на

Средние оценки значимых с детства дефицитов в разных группах осужденных в период подготовки к освобождению

0,10000 0,05000

гендерном аспекте проблемы, которого мы специально не касаемся в нашей работе. У каждого человека независимо от пола свой индивидуальный духовный путь развития, который является более «мужским» или более «женским». С точки зрения гендерного подхода «чисто» телесного или «чисто» душевного пути духовности не существует.

Перейдем к анализу других более частных духовно-нравственных и морально-нравственных отношений к действительности осужденных молодежного возраста.

Я, другой, преступление. Начнем наш анализ с таких важных отношений человека к социуму, как готовность прийти на помощь, сочувствие, доверие и др.

Средние показатели готовности прийти на помощь нуждающемуся человеку, как мы видим из рисунка 7, у осужденных мужчин и женщин зеркальны. Осужденные мужчины перед освобождением в наименьшей степени готовы помочь другому человеку, их телесно-душевная

ориентация духовности возобладала, отбывание наказания их озлобило, сделало их равнодушными к проблемам других, затрудняя социализацию личности в современном обществе. Аналогичные средние показатели женщин показывают перманентный рост на всем протяжении отбывания наказания. Осужденные женщины в меньшей степени испытывают негативные последствия отбывания наказания, и в большей степени проявляют признаки личностного и духовного роста по этому показателю. Эти различия найдут свои объяснения при анализе динамики религиозности женского и мужского пути становления духовности.

На рисунке 8 мы вновь наблюдаем явные отличия отношений осужденных. Женщины в процессе отбывания наказания испытывают сочувствие к потерпевшему, и чем ближе освобождение, тем оно больше. В данном случае имеет место раскаяние, угрызение совести и как итог сознательное изменение личности в позитивную сторону. У женщин

Средние показатели оценок готовности прийти на помощь нуждающемуся человеку на разных этапах отбывания наказания в разных группах испытуемых

1,60000 1,50000

1,00000 -1-1-

женщины

Средние показатели оценок сочувствия потерпевшему на разных этапах отбывания наказания в разных группах испытуемых

Адаптация к отбыванию

Подготовка к освобождению

Рис. 8

больше шансов избежать рецидива, они более подвержены воспитательному воздействию и это следует учитывать при определении форм и методов пси-хокоррекционного воздействия и степени исправления с точки зрения духовно-нравственных изменений.

На рисунке 9 мы видим динамику изменения оценок возможности доверять людям в разные периоды отбывания наказания. Для женщин характерен гораздо более низкий, чем для мужчин уровень доверия к людям в целом. Только 10 % из них в период адаптации дают

Средние показатели оценок степени возможности доверять людям на разных этапах отбывания наказания в разных группах испытуемых

женщины

Основной срок

женщины

оценку возможности доверять другому человеку. Однако в процессе отбывания наказания у женщин наблюдается почти линейный перманентный рост этого показателя. Несомненно, что рост степени доверия к людям является одним из важнейших показателей духовного развития. Как писал Апостол, «Любовь всему верит, ничему не завидует, не ищет своего». Именно такие признаки возрастания любви, а следовательно, не просто светской, но и религиозной духовности, мы видим в этом и других графиках изменения доминирующих отношений личности осужденных женщин молодежного возраста на разных периодах отбывания наказания. Это и есть основное содержание женского пути духовности. Напротив, у мужчин их телесно-духовная ориентация постоянно создает изломы линии развития, отражающиеся и на графиках. Так, на фоне гораздо более высоких оценок возможности доверять людям в основной период отбывания наказания происходит

снижение их уровня, который повышается ближе к освобождению, возможно, за счет восстановления социально полезных связей и, конечно, предвкушения душевно-телесного освобождения.

С этой точки зрения, интересным является график, представленный на рисунке 10. Количество осужденных мужчин, позитивно оценивающих возможность доверять своему тюремному окружению, неуклонно снижается ближе к освобождению. Мы не думаем, что причина в особой криминальной среде в мужских колониях. Среда одинаково негативна. Как нам представляется, здесь проявляются различия пути становления духовности. Телесно-духовная ориентация мужчин очень часто находит отражение в откровенной капризности, что подтверждают наши беседы с осужденными. Любую неприятную случайность в отношении их они могут посчитать намеренным обманом или спланированной провокацией. Например, образовалась очередь на телефонные звонки или ком-

Средние показатели оценок возможности доверять ближайшему окружению (осужденным и сотрудникам) на разных этапах отбывания наказания

Средние показатели допустимости физической агрессии в отношении другого человека на разных этапах отбывания наказания в разных группах испытуемых

Адаптация к отбыванию

Подготовка к освобождению

Рис. 11

наты свиданий перед праздником — это намеренные злобные действия администрации и т. д. Женщины изначально гораздо менее доверчивы, но гораздо более смиренны. Их доверие к ближайшему окружению растет. В результате обе группы приходят перед освобождением к одинаковому уровню. Однако первые в результате «падения», вторые — в результате «роста».

Перейдем теперь к анализу противоположного добродетельному доверию и сочувствию отношения осужденных к социуму — к агрессии.

Следует сразу заметить, духовное содержание агрессии осужденных мужчин и женщин молодежного возраста существенно различается. Из рисунка 11 мы видим, что мужчины могут допустить гораздо большую агрессивность, чем женщины. Однако действительно ли мужчины более агрессивны или они только высказываются о себе таким образом. Несомненно, ожидание от мужчины (особенно осужденного и молодого) большей

агрессивности и порождает повышение агрессивности, но она носит скорее востребованный показной характер. Женщины демонстрируют, согласно своей социальной роли, более низкую агрессивность, но вряд ли она менее опасна. Так или иначе, но для целей нашего исследования важно другое. Графики на рисунке 11 идут параллельно, представляя собой прямые линии. В обеих группах агрессивность в процессе отбывания наказания монотонно и линейно снижается. Это несомненно позитивный эффект исправления, который имеет и духовно-нравственную составляющую.

Из рисунка 12 следует, что при более высоком уровне агрессивности мужчин по отношению к близким родственникам можно наблюдать снижение агрессивности к концу срока отбывания наказания и у мужчин и у женщин. Агрессивность осужденных мужчин является основой их архетипического состояния, как «анимус» (в терминологии К.Г. Юнга) защитника, борца, воина. Это объясня-

Средние показатели допустимости физической агрессии в отношении близкого человека на разных этапах отбывания наказания в разных группах испытуемых

0,50000 0,45000 0,40000 0,35000 0,30000 0,25000 0,20000 0,15000 0,10000

Адаптация к отбыванию

Подготовка к освобождению

Рис. 12

ет график, но нас будет интересовать снижение агрессивности к концу срока, которое происходит у мужчин более интенсивно, чем у женщин. Забегая вперед укажем, что осужденные женщины в период адаптации стремятся к тюремному лидерству, полновластному контролю над ситуацией, что, конечно, требует и большей агрессивности, а мужчины, будучи осужденными, больше стремятся к противоположному состоянию, к тому, чтобы руководили ими.

Духовно-религиозное поведение осужденных молодежного возраста в разные периоды отбывания наказания. Начнем наш анализ с динамики религиозного отношения к окружающей действительности.

Из рисунка 13 можно видеть, что посещение Храма осужденными женщинами молодежного возраста снижается в основной период отбывания наказания, но вновь возрастает в период подготовки к освобождению. Это указывает на достаточно устойчивую установку

по отношению к Храму, сформировавшуюся во время отбывания наказания, так как осужденная уже близка к свободе, но не забывает Храм, то есть не погружена полностью в праздные помыслы, которые сможет удовлетворить на воле. Снижение активности в посещении Храма в период отбывания основного срока можно объяснить типичной для многих новоначальных верующих (как в местах лишения свободы, так и в обычных условиях жизнедеятельности) успокоенностью, некоторым временным чувством «выполненного» перед Богом долга. Однако перспектива изменения условий жизнедеятельности, освобождения, вновь ставит перед человеком, женщиной проблему выбора: что делать в условиях свободы? Вновь предаться праздности, подкрепленной криминалом, или же начать меняться, опираясь на заповеди и христианский образ жизни? Для многих второй вариант становится предпочтительным, и это, несомненно, отражает положительную ди-

женщины

Частота посещения Храма на разных этапах отбывания наказания в разных группах испытуемых

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

Рис. 13

намику как духовно-нравственного, так и религиозного воспитания в местах лишения свободы для осужденных женщин. В точности противоположную картину мы видим у осужденных мужчин молодежного возраста. Их активность в посещении Храма возрастает именно в основной срок отбывания наказания и резко падает в период подготовки к освобождению. Мужской телесно-духовный путь развития религиозности находит здесь еще одну свою яркую иллюстрацию. Осужденные мужчины идут к Богу (не считая, конечно, небольшой части приспособленцев, которые идут в Храм провести время или о чем-то попросить священника) в тот период, когда их телесно-душевная организация более всего испытывает гнет отбывания наказания: до освобождения еще далеко, адаптация прошла, вокруг серо, скучно, на душе тяжело. Перспектива близкого освобождения наполняет осужденного мужчину новыми надеждами и он откладывает посещение Храма до выхода на

свободу (во всяком случае, так говорили осужденные во время бесед).

Однако, разумеется, само посещение Храма еще не является существенным шагом в направлении обретения религиозного сознания и каким-то конечным критерием религиозного сознания, которое могло бы лечь в основу исправления и изменения личности в сторону право-послушного христианского поведения. И в местах лишения свободы, и на свободе кто-то посещает Храм чаще, кто-то реже. В связи с этим перейдем к анализу отношений осужденных к важнейшим в Русской православной церкви таинствам, обрядам и требам.

Важнейшим инструментом воздействия Церкви через индивидуальную веру на личность, инструментом порождения положительных изменений, как сознания, так и поведения человека, является исповедь. Само слово «исповедь» по-гречески имеет именно это значение: метанойя — изменение ума. Это изменение ума в духовной жизни че-

Средние частоты ответов: не исповедовался, хотя знаю, что попаду в ад, в разные периоды отбывания наказания в разных группах испытуемых

- мужчины -женщины

Рис. 14

ловека имеет две функции. Одна из них вполне земная и крайне необходима нашим осужденным. Именно поэтому сейчас церкви и часовни строятся в исправительных учреждениях повсеместно. Это устройство «тихой и безмятежной», правопослушной и религиозной, свободной от греха земной жизни до самого ее завершения. Именно таковым должно быть следствие истинной исповеди и воцерковления. Вторая функция — это подготовка Небесного спасения, но это уже не предмет психологии как науки. Таким образом, отношение к исповеди выступает центром духовно-религиозного психического состояния человека (не случайно таинство исповеди является и важнейшим моментом подготовки к главному церковному таинству — причастию), и в особенности осужденных. Проанализируем его подробно у наших испытуемых в разные периоды отбывания наказания.

Как можно видеть из рисунке 14 осужденные женщины молодежного возраста гораздо чаще мужчин (р 0,001) в период адаптации признают свой наме-

ренный или легкомысленный отказ от исповеди, несмотря на осознание угрозы посмертных мук ада. В основной срок таких женщин становится больше, что говорит о том, что многие становятся более искренними, что уже само по себе является почти исповедальным действием. И когда мы видим, что в период подготовки к освобождению число никогда не исповедовавшихся падает, то напрашивается вывод о том, что перед освобождением женщины идут на исповедь.

У мужчин картина полярно противоположная. Как это можно объяснить? В частности, каким образом столь малое число никогда не исповедовавшихся в период адаптации так резко возрастает в период подготовки к освобождению (при осознании посмертных адовых мук). Наиболее правдоподобным выглядит утверждение, что в период адаптации осужденные мужчины лукавят. И еще более стараются это делать в основной период отбывания наказания, а при подготовке к освобождению чаще говорят правду, так как уже нет нужды приспосабливаться. И это при осознании угрозы ада.

Рис. 15

На рисунке 15 мы видим полностью противоположную картину. Отличие заключается в том, что здесь представлены верующие осужденные, не осознающие угрозы ада (в случае, если никогда не исповедоваться). Оказывается, мужчин, не осознающих угрозы ада, немногим более 5 % в период подготовки к освобождению, а в основной срок их в 5 раз больше. У женщин это число возрастает в период освобождения. Женщины, не осознающие угрозы ада, признают свой отказ от исповеди в начале и конце срока, в основной период их становится меньше. Единственное объяснение тому, что многие женщины начинают приспосабливаться именно в основной период отбывания наказания. Однако в основном духовно-религиозном поведении — исповеди, религиозном сознании осужденных и их духовности ясно прослеживается структурированная и активно управляющая поведением идея ада.

Для того чтобы проиллюстрировать это наглядно мы предлагаем обратиться к следующим двум рисункам.

■мужчины ■женщины

Из рисунка 16 видно, что верующих, но не исповедующихся осужденных мужчин молодежного возраста, осознающих угрозу ада, в период подготовки к освобождению более 40 %, а не осознающих немногим более 5. Не следует забывать о верующих и исповедующихся, что, очевидно, и забирает остальной процент.

Итак, перед освобождением половина верующих мужчин готовятся к свободе с осознанием, что ад неизбежен, а исповедь (защита от ада, путь к спасению) как-нибудь потом. Весьма типичное и опасное духовное состояние. Следующим шагом может стать новое преступление, вероятно, не очень страшное, учитывая веру, но все-таки преступление. А потом исповедуюсь.

Какова же ситуация у верующих женщин?

Число женщин, осознающих угрозу ада, к периоду подготовки к освобождению снижается, а не осознающих — растет. Ад как будто бы остался позади в основном периоде отбывания наказания, где его угроза чувствовалась в полтора раза сильнее. При этом растет

Средние частоты ответов: не исповедывался, и не осознаю, что попаду в ад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние частоты ответов, подтверждающих отказ от исповеди при осознании и НЕ осознавании угрозы ада у осужденных мужчин в разные периоды отбывания наказания

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

0,45000 0,40000 0,35000 0,30000 0,25000 0,20000 0,15000 0,10000 0,05000

Рис. 16

число ответов «не осознаю и не исповедуюсь» (в свою очередь, у мужчин падает). Женщина искренна как в своей вере, так и в своем неверии или недостатке веры, в частности, неверии в ад.

Итак, мужчины приходят к освобождению, если можно так выразиться с отсроченным религиозно-духовным сознанием. Вся духовно-религиозная активность во время отбывания наказания приходится при мужском телесно-духовном пути на основной срок отбывания наказания, когда тело терпит максимальные лишения. В этот период мужчина ищет утешения в религии. У женщин пик религиозно-духовной активности приходится на период подготовки к освобождению. Женщина готовится выйти на свободу со всем богатством вновь приобретенного духовного опыта, хотя и в меньшей степени осознает опасность бездуховной жизни («Если Бога нет, то все позволено» — Ф.М. Достоевский). Мужчина по преимуществу консервирует приобретенный

-мужчины, сознающие угрозу ада

-мужчины, НЕ осознающие угрозу ада

Подготовка к освобождению

духовно-религиозный опыт до полного освобождения, а точнее до тех пор, пока не уделит достаточного внимания своему душевно-телесному бытию. Женщина готовится устраивать свое душевно-телесное бытие после освобождения на новой духовно-религиозной основе. Мужчина готовится присоединить новый духовный опыт к новому (в аспекте всего пережитого) телесно-душевному устройству. Два пути: от Духа к телу и душе; и от тела и души к Духу. Заметим, однако, еще раз, что здесь, конечно, речь идет не о мужчине и женщине как о биологических существах, а о женском и мужском путях духовности, которые смешаны в разных пропорциях в каждом отдельном человеке.

Таким образом, женский путь духовности представляется более религиозным, мужской более светским. Остановимся несколько подробнее на анализе целостной картины динамики становления исповедального сознания у женщин в разные периоды отбывания наказания.

Рис. 17

Средние частоты ответов по группе осужденных женщин, подтверждающих отказ от исповеди в разные периоды отбывания наказания

-женщины, подтверждающие отказ от исповеди и осознающие угрозу ада

женщины, подтверждающие отказ от исповеди и НЕ осознающие угрозу ада

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

Перейдем к анализу отношения осужденных молодежного возраста к главному церковному таинству — Святому Причастию.

Из рисунка 18 следует, что мужчины причащаются гораздо чаще женщин в период адаптации и основного срока

отбывания наказания. Наиболее активно мужчины стремятся причаститься в основной период, то есть остаются верными своему мужскому пути духовности. Перед освобождением их религиозная активность и в этой части резко снижается. У женщин практически нет разли-

Средние частоты причащения осужденных мужчин и женщин молодежного возраста на разных этапах отбывания наказания

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

чий в частоте обращения к причастию в разные периоды отбывания наказания. Причастие, как основное церковное таинство церкви, для действительно религиозных людей не может зависеть от внешних ситуаций, как бы они ни менялись. И здесь еще раз подтверждается большая религиозность женского пути духовности и большая светскость мужского.

Как церковное таинство и как осмысленное сознательное религиозное действие (с психологической точки зрения) причастие закрепляет исповедь, выстраивая в личности барьер против соблазнов мира, в том числе криминальных. О мистической стороне вопроса мы здесь не говорим.

Значение этого таинства еще недостаточно понимается осужденными, что подтверждается тем, что весь график лежит в области «причащаюсь раз в год», а, следовательно, при условии нормального распределения данных более 50 % причащались еще реже, и только оставшиеся 50 % из тех, кто считает себя верующими в местах лишения свободы, причащаются раз в несколько месяцев и чаще. Следует отметить, что психологическое понимание важности причастия является достаточно сложным и требует существенных знаний Закона Божьего. В связи с этим нам следует уделить особое внимание тому, как в местах лишения свободы происходит приобщение к религиозным знаниям у осужденных мужчин и женщин молодежного

возраста на разных этапах отбывания наказания.

Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Мужской путь духовности, духовно-религиозного роста в молодежном возрасте в местах лишения свободы направлен от телесно-душевной организации к духовному росту, то есть прежде всего обусловлен жесткими ограничениями свободы (и услаждения, утешения...) души и тела. В связи с этим пик духовно-религиозных отправлений и личностного роста приходится на основной период отбывания наказания. При подготовке к освобождению мужчины готовятся устроить свою телесно-душевную жизнь на свободе, чтобы, успокоив тело, идти к Духу (если он, конечно, успокоится).

2. Женский путь духовности, духовно-религиозного роста в молодежном возрасте в местах лишения свободы направлен от духовной организации, духовного роста, изначально свободного от жестких ограничений свободы (и услаждения, утешения.) души и тела, в сторону упорядочения телесно-душевной организации в соответствии с внешними условиями. На основании этого пик духовно-религиозных отправлений и личностного роста приходится на период подготовки к освобождению. В это время женщина особое внимание уделяет духовно-религиозному росту как источнику телесно-душевного устройства в условиях свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.