Научная статья на тему 'МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В СИСТЕМЕ УЧИЛИЩ БАКИНСКОЙ ГУБЕРНИИ'

МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В СИСТЕМЕ УЧИЛИЩ БАКИНСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бакинская губерния / мужская гимназия / средние учебные заведения Баку / Гаджи Зейналь-Абдин Тагиев / Российская империя / Baku province / men's gymnasium / secondary educational institutions of Baku / Gadji Zeynаl-Abdin Tagiyev / Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пена Бешеров

После присоединения азербайджанских земель к Российской империи на данные территории Закавказья постепенно начало переселяться русскоязычное население, в результате чего возникла необходимость в создании учебных заведений для переселенцев. В частности, в г. Баку отсутствовала казенная мужская гимназия, однако была открыта частная прогимназия, учрежденная по инициативе горожан. Впоследствии ее статус был повышен до классической мужской гимназии, истории которой посвящена данная работа. В статье впервые исследуются этнический, сословный, конфессиональный состав и успеваемость учеников. В поле зрения также находился список преподаваемых дисциплин, финансовое состояние учебного заведения и расходы на содержание учебного персонала и проведение занятий. Дополнительно было оценено влияние революционных событий 1905 года на организацию учебной деятельности мужской гимназии в Бакинской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MALE'S GYMNASIUM NAMED AFTER EMPEROR ALEXANDER III IN THE SCHOOL SYSTEM OF BAKU PROVINCE

After the annexation of the Azerbaijani lands to the Russian Empire, the Russian-speaking population gradually began to move to these territories of Transcaucasia, as a result of which there was a need to create educational institutions for immigrants. There was no state-owned men's gymnasium in Baku, but a private gymnasium was opened, established on the initiative of citizens. Subsequently, its status was upgraded to a classical men's gymnasium, the history of which is devoted to this work. The article for the first time examines the ethnic, class, confessional composition, and academic performance of students. The list of subjects taught the financial condition of the educational institution and the costs of maintaining the teaching staff and conducting classes were also in the field of view. Additionally, the impact of the revolutionary events of 1905 on the organization of the educational activities of the men's gymnasium in the Baku province was assessed.

Текст научной работы на тему «МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В СИСТЕМЕ УЧИЛИЩ БАКИНСКОЙ ГУБЕРНИИ»

Научная статья

УДК 470:373(091 );94(574)

doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.009

МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В СИСТЕМЕ УЧИЛИЩ БАКИНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Пена Бешеров

Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, besherov.p@gmail.com, https://orcid.org/0009-0006-9588-0603

Аннотация

После присоединения азербайджанских земель к Российской империи на данные территории Закавказья постепенно начало переселяться русскоязычное население, в результате чего возникла необходимость в создании учебных заведений для переселенцев. В частности, в г. Баку отсутствовала казенная мужская гимназия, однако была открыта частная прогимназия, учрежденная по инициативе горожан. Впоследствии ее статус был повышен до классической мужской гимназии, истории которой посвящена данная работа. В статье впервые исследуются этнический, сословный, конфессиональный состав и успеваемость учеников. В поле зрения также находился список преподаваемых дисциплин, финансовое состояние учебного заведения и расходы на содержание учебного персонала и проведение занятий. Дополнительно было оценено влияние революционных событий 1905 года на организацию учебной деятельности мужской гимназии в Бакинской губернии. Ключевые слова:

Бакинская губерния, мужская гимназия, средние учебные заведения Баку, Гаджи Зейналь-Абдин Тагиев, Российская империя Для цитирования:

Бешеров П. Мужская гимназия имени императора Александра III в системе училищ Бакинской губернии // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 103-108. doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.009.

Original article

MALE'S GYMNASIUM NAMED AFTER EMPEROR ALEXANDER III IN THE SCHOOL SYSTEM OF BAKU PROVINCE

Pena Besherov

Faculty of Asian and African studies of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, besherov.p@gmail.com, https://orcid. org/0009-0006-9588-0603

Abstract

After the annexation of the Azerbaijani lands to the Russian Empire, the Russian-speaking population gradually began to move to these territories of Transcaucasia, as a result of which there was a need to create educational institutions for immigrants. There was no state-owned men's gymnasium in Baku, but a private gymnasium was opened, established on the initiative of citizens. Subsequently, its status was upgraded to a classical men's gymnasium, the history of which is devoted to this work.

The article for the first time examines the ethnic, class, confessional composition, and academic performance of students. The list of subjects taught the financial condition of the educational institution and the costs of maintaining the teaching staff and conducting classes were also in the field of view. Additionally, the impact of the revolutionary events of 1905 on the organization of the educational activities of the men's gymnasium in the Baku province was assessed. Keywords:

Baku province, men's gymnasium, secondary educational institutions of Baku, Gadji Zeynаl-Abdin Tagiyev, Russian Empire For citation:

Besherov P. Men's gymnasium named after Emperor Alexander III in the school system of the Baku province // Transactions of the tola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, no. 4. P. 103-108. doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.009.

Введение

На совете глав стран СНГ, состоявшемся 18 декабря 2020 года, — 2023 год был объявлен годом русского языка как языка межнационального общения. В этой связи особую актуальность приобретает изучение истории распространения русского языка и имперского образования в мусульманском тюркоязычном Закавказье, а именно на территории Азербайджана в конце XIX — начале XX века.

После включения Южного Кавказа в состав Российской империи на завоеванных территориях была распространена так называемая комендантская система управления. В 1840 году императором Николаем I комендантская система управления была упразднена. Из Кавказских владений были образованы Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область. В 1846 году в ходе административных реформ, Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область были упразднены, а в составе Кавказского округа образовались следующие губернии: Дербентская, Кутаисская, Тифлисская, Шемахинская, а позднее и Закаспийская область.

С этого времени берет свое начало Бакинская губерния (далее — БГ), так как после землетрясения 31 января 1859 года в г. Шемаха административный центр Шемахинской губернии был перенесен в г. Баку с переименованием губернии в Бакинскую1.

Неоценимый вклад в изучении образовательной системы Бакинской губернии внесли Э. Вагабова, Дж. Г. Мамедова [1, 2]. В трудах данных авторов была изучена сеть училищ БГ, однако некоторые сюжеты из истории средних учебных заведений, в частности, мужской гимназии, остались вне поля зрения исследователей. Для заполнения данного пробела мы попытаемся представить ее историю на основе архивных документов Министерства народного просвещения и других ведомств, хранящихся в РГИА, а именно в фондах 733 (Департамент народного просвещения), 1153 (Департамент промышленности, наук и торговли Государственного совета), 1158 (Финансовая комиссия Государственного совета), а также материалов ревизии г. Баку и Бакинской губернии, произведенной в 1905 году сенатором А. М. Кузьминским.

Вопрос об открытии казенной гимназии в г. Баку впервые был поднят 24 марта 1886 года, когда попечитель Кавказского учебного округа обратился к министру народного просвещения Н. М. Аничкову с соответствующим представлением2. Инициатива об открытии гимназии принадлежала Бакинскому городскому обществу, однако «затруднительное положение государственного казначейства не дозволило осуществить желание города»3. В связи с тем, что открыть гимназию исключительно на средства казны не представлялось возможным, жители города обратились к учителю реального училища Г. И. Победоносцеву с просьбой открыть частную прогимназию.

В результате, в 1891 году Г. И. Победоносцевым было открыто частное училище (прогимназия с 4-летним курсом обучения). Город со своей стороны выписал ему денежное ежегодное пособие в размере 2 тысяч рублей4.

Необходимость открытия хотя бы частной прогимназии была связана с желанием родителей, чтобы их дети получали высшее образование. Однако для поступления в высшее учебное заведение необходимо было закончить полный курс гимназии, которых не было ни в Бакинской губернии, ни в областях, соседствующих с ней по морю (Дагестанская, Закаспийская области). По этой причине нередки были случаи, когда мужья оставались в г. Баку, а семьи переезжали жить ради воспитания детей в Елизаветполь, Тифлис или другие города.

Этим и объясняется высокая популярность новой частной прогимназии, которая сложилась за короткое время. В первый год своего существования при наличии всего лишь 2 приготовительных и 2 нормальных классов, в ней насчитывалось уже более 160 учеников, в 1893 году их было уже 228. В 1894 году училище состояло из первых 4 классов и 2 приготовительных, в это время число учеников достигло цифры 274, в 1895 году Бакинская прогимназия имела уже 400 учеников5. Эта цифра была сравнима с численностью учеников Бакинского реального училища (казенного) за 1895 год (550 человек).

Успех Бакинской частной прогимназии был очевиден несмотря на то, что учащиеся частных прогимназий были ограничены в праве перевода в казенные учебные заведения, а преподаватели не могли пользоваться правами чиновников государственной службы. По этой причине данное учебное заведение «довольствовалось лишь теми преподавателями, у которых случайно находился свободный час, ненужный Казенному учебному заведению, к составу которого они принадлежат»6, то есть педагогами, совмещавшими преподавание в прогимназии с другой деятельностью.

В 1895 году была сделана попытка принять частную гимназию Г. И. Победоносцева в ведение города и преобразовать ее в классическую гимназию Министерства народного просвещения (далее — МНП). С подобной инициативой выступила Училищная комиссия в Бакинской городской думе.

В результате обсуждения этого вопроса городская дума в заседании 3 января 1895 года постановила, что город принимает на себя: наем помещение под гимназию, а, когда будет возможность, строительство здания для гимназии, одобренного учебным начальством; погодную выплату пособий государственному казначейству на содержание гимназии в размере 8668 рублей7.

В результате, в том же 1895 году по «сношению Министра народного просвещения с Министром финансов об отпуске, начиная с 1896 года по 10 тыс. руб. в год на содержание этой гимназии» министр финансов С. Ю. Витте в своем пиьсме министру просвещения графу И. Д. Дельянов отметил, что «по бытовым и экономическим условиям жизни г. Баку, несомненно, нуждается скорее в промышленном училище, чем в гимназии»8. Обсуждение вопроса о создании казенной гимназии в Бакинской губернии породило множество предложений и возражений со стороны различных местных чиновников и общественных деятелей. Переписка между учреждениями длилась еще год, однако ходатайство о преобразовании частной прогимназии в казенную было отклонено.

В свою очередь, Бакинское городское управление «в ознаменование дня Священного коронования их Императорских Величеств» Николая II и Александры Федоровны постановило ежегодно отпускать из городской казны по 19 тысяч рублей на содержание гимназии, помимо безвозмездного представления ей помещения. После этого МНП признало возможным удовлетворить ходатайство об открытии в Баку мужской гимназии, с предоставлением ей помещения от города и отнесением расходов по ее содержанию на счет г. Баку в указанной сумме 19 тысяч рублей и в остальной части — на специальные средства учебного заведения9.

Таким образом, 1 сентября 1896 года на базе частной прогимназии Г. И. Победоносцева была учреждена Бакинская мужская гимназия, которой по Высочайшему повелению от 7 июня 1896 года было присвоено имя Императора Александра III.

Сам Г. И. Победоносцев был назначен директором новой гимназии, контракт с владельцем дома, где помещалась прогимназия, взял на себя город, ее учащиеся по проверке их знаний были перемещены в гимназию.

В 1904 году в состав Бакинской мужской гимназии имени Алекандра III было включено частное мужское учебное заведение 1 разряда с курсом гимназии А. Н. Лаврова. Последнее было открыто Александром Лавровым в 1896 году одновременно с мужской гимназией МНП. Инициативу А. Н. Лаврова поддержал попечитель Кавказского учебного округа К. П. Яновский.

Родители отдавали своих детей в училище А. Н. Лаврова в основном из-за переполненности правительственных учебных заведений. По национальному составу большинство учащихся здесь (по данным отчетов 1903 года) составляли армянские дети (170 человек), далее следовали русские (71 человек), азербайджанских детей было 35 человек. По социальному происхождению большинство учеников принадлежали к городскому сословию, то есть являлись детьми мещан (204 человека), учились здесь также дети дворян и чиновников (49 человек), и, наконец, дети казачьего и крестьянского сословия (26 человек)10.

Спустя три года после основания этого учебного заведения городом было возбуждено ходатайство о преобразовании его во вторую казенную гимназию. Думским постановлением от 4 мая 1899 года город решил принять на себя половину расходов по содержанию данной гимназии, если другую половину примет казна. Однако это ходатайство было отклонено МНП. Министерство выразило готовность оказать возможное содействие городскому обществу в открытии среднего училища другого типа11.

В 1902 году Бакинской городской думой еще раз было возбуждено ходатайство о преобразовании частного училища А. Н. Лаврова в мужскую гимназию. Однако попечитель Кавказского учебного округа скептически относился к данной инициативе. В частности, в своем ответе он писал: «В Кавказском учебном округе до этого времени не было частных учебных заведений с правами правительственных и таковых, вследствие разноплеменности и стремления некоторой части населения к обособленности, не должно быть. Разрешив открыть частное учебное заведение с правами правительственными одному какому-либо лицу или обществу, учебное начальство будет поставлено в весьма затруднительное положение, ибо вслед за этим к нему поступят ходатайства от лица и общества туземного населения о разрешении им открывать такие же учебные заведения для детей,

соответственно своей национальности, но такие учебные заведения нежелательны, ибо средняя школа на окраине должна быть полностью правительственной. В виду изъясненного я нахожу предоставление прав правительственных гимназии учебному заведению, содержимому г. Лавровым неправильным и нецелесообразным»12. Ввиду этого донесения попечителя Кавказского учебного округа, МНП отказало в предоставлении правительственных прав учебных заведений частному учебному заведению А. Лаврова. Необходимо отметить то, что гимназии на мусульманских окраинах Российской империи появлялись во многом для детей российских госслужащих и предпринимателей, командированных в соответствующие регионы. Как показывает вышеприведенный пример, частная инициатива ограничивалась не только в отношении национальных школ, но и в отношении училищ для русского населения.

31 октября 1902 года состоялось особое совещание по разным вопросам, касающимся Кавказского учебного округа. Оно отреагировало на заявления его попечителя следующим образом: «Особая осторожность, применяемая в подобных случаях Министерством народного просвещения, не всегда оправдывается, а между тем она подавляет частную предприимчивость, которая могла бы прийти на помощь правительству в его заботах о развитии средств образования»... «что касается Кавказского учебного округа, то попечитель находит решительно неудобным существование там частных учебных заведений по соображениям политического характера»13.

Из-за категорического отказа ведомства преобразовать частную прогимназию А. Н. Лаврова в казенную было принято решение включить ее в состав Бакинской мужской гимназии имени Алекандра III, после чего она стала самой большой по численности учеников в Кавказском учебном округе.

Революция 1905 года не обошла стороной Бакинскую губернию, в том числе средние учебные заведения. Известно, что в феврале 1905 года в Бакинском реальном училище прошла забастовка, начатая усилиями преподавателей Васильева и Братковского. Это движение было поддержано в других средних учебных заведениях, в том числе учениками мужской казенной гимназии. Как сообщают ревизоры, бунтовали студенты и родители преимущественно армянской и еврейской национальностей. Стоит отметить, что похожие события параллельно происходили в Асхабадской мужской гимназии Закаспийской области, где также среди митингующих учеников и их родителей преобладали представители армянской, еврейской и польской национальностей. В данной связи необходимо отметить, что в мусульманских регионах, включенных в состав Российской империи во второй половине XIX века, гимназии открылись и действовали прежде всего для детей командированных военных и статских чиновников, дворян, то есть для высших слоев населения. Они в большинстве своем были представителями русской национальности. Из-за переполненности гимназии чаще всего отказывали в приеме детям недворян и инородцев, то есть пришлому нерусскому населению. В свою очередь, учителя средних учебных заведений поддержали митингующих из-за консервативности и коррумпированности руководства школ. Известны были случаи коррупции, когда директора брали взятки за зачисление детей в учебное заведение и за переход из одного класса в другой класс.

Что касается учебной части Бакинской мужской гимназии, то расчет учебных часов, предметов и вознаграждения преподавателям по должности представлены в табл.

Расписание преподавания и штаты Бакинской мужской гимназии

Название предмета Количество лиц Количество уроков/занятий Жалование, руб.

Русский язык 2 29 2100

Латинский и древнегреческий языки 4 75 5220

Математика и физика 2 36 2590

История и география 1 21 1440

Французский язык 1 19 1320

Немецкий язык 1 19 1320

Чистописание и рисование 1 5 550

Приготовительный класс — 22 1100

Уроки пения и гимнастики 1 — 500

Уроки православного Закона Божьего 1 — 1140

Окончание таблицы

Уроки туземных языков и Закона — — 1000

Божьего иноверческих исповеданий

Другие вознаграждения — — —

Классному наставнику 6 — 960

Врачу 1 — 300

Директору 1 — 2000

Секретарю и библиотекарю — — 240

Инспектору 1 — 1500

Как можно видеть, содержание преподавания в Бакинской мужской гимназии имело свои региональные особенности. Помимо общих дисциплин, совпадавших с министерской программой (русский, древнегреческий, французский, немецкий языки, латынь, чистописание, рисование, Закон Божий, математика и физика, история, география), преподавались и «туземные языки» в объеме, лишь незначительно уступавшем преподаванию французского языка14. Однако, как показали результаты ревизии, преподавание некоторых предметов в гимназии велось бессистемно и не отвечало программе министерства. Многие преподаватели гимназии вели уроки на уровне собственных познаний. Это, в свою очередь, приводило к тому, что полученные знания не соответствовали сложности вопросов экзамена на аттестат зрелости.

Что касается поведения учеников гимназии, то по результатам ревизии оно оценивалось как неудовлетворительное. Не впечатлило ревизоров и успешность учеников, «они положительно затруднялись самостоятельно связать две фразы»15. Выборочная проверка более 100 сочинений выпускников показала слабую подготовленность обучавшихся, только несколько из них оказались на приемлемом уровне знаний.

Справедливости ради, необходимо отметить, что для более заметных успехов учеников в гимназии не были созданы соответствующие условия, ощущался недостаток финансирования. Как уже было сказано, первоначально Бакинскую гимназию не финансировали из казны, министерство рекомендовало вместо нее открыть промышленную среднюю школу. По этой причине и после открытия гимназии Государственное казначейство с проволочками и не в полном объеме финансировало мужскую гимназию. Если сравнить бюджеты всех вообще гимназий Кавказского учебного округа с тем, что тратилось казной на гимназии и прогимназию в г. Баку, то окажется, что из 14 учебных заведений классического типа только одна Бакинская прогимназия не получала от казны никакого пособия; Бакинская же гимназия получала пособие менее 2 тысяч рублей в год, тогда как другие гимназии пользовались приблизительно 38 тясячами рублей на каждую, а некоторые, как например, 1-я Тифлисская и Ставропольская получали в среднем 75 тысяч рублей в год и ни одна не получала менее 11 тысяч рублей. В то же время по количеству учащихся Бакинская гимназия в полтора раза превосходила 1-ю Тифлисскую и в 3, 4 и 5 раз другие гимназии Кавказского учебного округа16.

В значительной степени Бакинская гимназия, как и другие средние учебные заведения Бакинской губернии, продолжала существовать благодаря финансовой поддержке со стороны частных лиц. Одним из них был купец l-й гильдии Гаджи Зейналь-Абдин Тагиев, который был избран почетным попечителем всех средних школ Бакинской губернии.

Подводя итоги, необходимо отметить, что состояние Бакинской мужской гимназии имени Александра III было далеко не идеальным. Во многом это было связано с тем, что региону в целом оказывалась недостаточная материальная поддержка, по сравнению с другими губерниями Кавказского округа. Кроме того, созданные Кавказским учебным округом условия в Бакинской губернии также сложно назвать удовлетворительными. В этой связи был огромен вклад в развитие школьного образования местного купца I гильдии Г. З. Тагиева. Им было основано несколько училищ в регионе, а также он оказывал всяческую материальную поддержку средним учебным заведениям. Этим иногда злоупотребляли местные чиновники, которые растрачивали выделяемые им на учебные заведения средства. Тот факт, что на обучение в гимназии в преобладающем большинстве могли претендовать в основном только дети представителей городских высших сословий, послужил главной

причиной того, что в период революции 1905 года начались массовые волнения среди учеников и их родителей. В результате, на несколько месяцев были прерваны занятия и досрочно завершены учебные периоды. С последствиями волнений удалось справится лишь к 1910 году. Приведенные в статье выводы позволяют нам думать, что Бакинская мужская гимназия не стала центром распространения просвещения на данной территории в отношении не только местного, но и пришлого населения, являясь во многом лишь казенным учреждением, предоставляющим право получения аттестата для поступления в службу или в университеты.

Примечания

1 РГИА. Ф. 1341. Оп. 102. Д. 625. «О переименовании Шемахинской губернии в Бакинскую и о переводе губернских учреждений из города Шемахи в город Баку» Л. 2.

2 РГИА. Ф. 733. Оп. 165. Д. 369. «Об учреждении в г. Баку гимназии». Л. 1.

3 РГИА. Ф. 733. Оп. 165. Д. 1244. «Об открытии в городе Баку гимназии». Л. 1.

4 То же. Л. 43.

5 То же. Л. 25.

6 То же. Л. 26.

7 То же. Л. 4.

8 То же. Л. 26.

9 РГИА. Ф. 1153. Оп. 1. Д.128. «Отпуск из казны на нужды Бакинской мужской гимназии 7 тыс. рублей». Л. 2.

10 РГИА. Ф 733. Оп 166. Д. 507. «О предоставлении содержимому коллежским советником А. Лавровым частному учебному заведению в г. Баку прав правительственных учебных заведений» Л. 9.

11 То же. Л. 2.

12 То же. Л. 12.

13 То же. Л. 22.

14 То же. Л. 6.

15 Всеподданнейший отчет о произведенной в 1905 году по Высочайшему повелению сенатором Кузьминским ревизии города Баку и Бакинской губернии, СПб., 190?. С. 385.

16 То же. С. 388.

Список источников

1. Вагабова Э. Из истории развития образования в Северном Азербайджане. Баку: Сада, 2015. 438 c.

2. Мамедова Дж. Г. Становление и развитие системы образования в Азербайджане в конце XIX нач. XX вв: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2008. 17 с.

References

1. Vagabova E. Iz istorii razvitiya obrazovaniya v Severnom Azerbaidzhane [From the history of the development of education in Northern Azerbaijan]. Baku, Sada, 2015, 438 p.

2. Mamedova Dzh. G. Stanovlenie i razvitie sistemy obrazovaniya v Azerbaidzhane v kontse XIX nach. XX vv: avtoref. dis. .. .kand. ped. nauk [Formation and development of the education system in Azerbaijan at the end of the XIX beginning XX centuries: abstract. Cd. Sci. (Pedagogy) diss]. Moscow, 2008. 17 p.

Информация об авторе П. Банеров — аспирант.

Information about the author P. Besherov — postgraduate student.

Статья поступила в редакцию 20.07.2023; одобрена после рецензирования 25.07.2023; принята к публикации 25.09.2023. The article was submitted 20.07.2023; approved after reviewing 25.07.2023; 2023; accepted for publication 25.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.