Научная статья на тему 'Русины – директора петербургских и московских гимназий в 1870–1900-е гг.'

Русины – директора петербургских и московских гимназий в 1870–1900-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
русины / галичане / угорские русины / Петербург / Москва / классические гимназии / директора гимназий / учителя древних языков / Rusins / Galicians / Ugric Rusins / St. Petersburg / Moscow / classical gymnasiums / headmasters of gymnasiums / teachers of ancient languages

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Птицын Андрей Николаевич

Во второй половине 1860-х – 1870-е гг. на российскую службу активно принимались австро-венгерские преподаватели древних языков для обеспечения гимназической реформы. Среди них насчитывалось примерно 80–90 русинов, прибывших в основном из Галиции. Около 20 из них работали в российских столицах – Петербурге и Москве. Большинство русинских педагогов успешно адаптировались на новых местах и проработали там долгие годы. Существенная часть их смогла сделать карьеру, дослужившись до должности директора гимназии. В последней трети XIX – начале ХХ в. директорские должности в гимназиях Петербурга и Москвы занимали 5 русинов. Галичанин М.П. Костев почти 30 лет стоял во главе 10-й Петербургской мужской гимназии, первоначально прогимназии. Его земляк Л.О. Лавровский за свою долгую карьеру успел поруководить двумя петербургскими и двумя московскими гимназиями. Его основная деятельность связана с 3-й Московской мужской гимназией, директором которой он пробыл почти 25 лет. Ещё один галичанин – Л.С. Кульчицкий – много лет возглавлял гимназию в Рязани, а затем почти на десятилетие занял пост директора 4-й Московской мужской гимназии. Недолгая московская карьера угорского русина В.И. Горвата включала руководство 6-й мужской гимназией в течение 4 лет. Галичанин А.Г. Семенович возглавлял ту же гимназию менее года, после чего был назначен инспектором Московского учебного округа и в течение 8 лет курировал все гимназии региона. Русинские педагоги внесли свой вклад в развитие гимназического образования в двух крупнейших российских городах, в дело обучения и воспитания российского юношества и оставили о себе добрую память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rusins – headmasters of St. Petersburg and Moscow gymnasiums in the 1870s–1900s

In the second half of the 1860-70s, Austro-Hungarian teachers of ancient languages were actively recruited into the Russian service to ensure the gymnasium reform. Among them, there were approximately 80–90 Rusins, mainly from Galicia. About 20 of them worked in the Russian capitals – St. Petersburg and Moscow. Most of the Rusin teachers successfully adapted to their new jobs and worked there for many years. Many of them could make a career and rise to the position of gymnasium headmaster. In the last third of the 19th – early 20th century, there were five Rusin headmasters in the gymnasiums of St. Petersburg and Moscow. For almost 30 years, Galician M.P. Kostev was the headmaster of the 10th St. Petersburg Men's Gymnasium, originally a pro-gymnasium. His countryman L.O. Lavrovsky during his long career headed two St. Petersburg and two Moscow gymnasiums. His main activity is connected with the 3rd Moscow Men's Gymnasium, where he had been the headmaster for almost 25 years. Another Galician – Ludwig Kulczycki – for many years headed the gymnasium in Ryazan, and then for almost a decade he was the headmaster of the 4th Moscow Men's Gymnasium. During his short Moscow career, Ugric Rusin V.I. Gorvat was the headmaster of the 6th Men’s Gymnasium for four years. Galician A.G. Semenovich headed the same gymnasium for less than a year, after which he was appointed Inspector of the Moscow educational district and oversaw all the region's gymnasiums for eight years. Rusin teachers contributed to the development of gymnasium education in the two largest Russian cities, as well as to the education and upbringing of Russian youth.

Текст научной работы на тему «Русины – директора петербургских и московских гимназий в 1870–1900-е гг.»

УДК 94(47).05(436) UDC

DOI: 10.17223/18572685/71/3

Русины - директора петербургских и московских гимназий в 1870-1900-е гг.

А.Н. Птицын

Северо-Кавказский федеральный университет Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 E-mail: ptiandr@gmail.com

Авторское резюме

Во второй половине 1860-х - 1870-е гг. на российскую службу активно принимались австро-венгерские преподаватели древних языков для обеспечения гимназической реформы. Среди них насчитывалось примерно 80-90 русинов, прибывших в основном из Галиции. Около 20 из них работали в российских столицах - Петербурге и Москве. Большинство русинских педагогов успешно адаптировались на новых местах и проработали там долгие годы. Существенная часть их смогла сделать карьеру, дослужившись до должности директора гимназии. В последней трети XIX -начале ХХ в. директорские должности в гимназиях Петербурга и Москвы занимали 5 русинов. Галичанин М.П. Костев почти 30 лет стоял во главе 10-й Петербургской мужской гимназии, первоначально прогимназии. Его земляк Л.О. Лавровский за свою долгую карьеру успел поруководить двумя петербургскими и двумя московскими гимназиями. Его основная деятельность связана с 3-й Московской мужской гимназией, директором которой он пробыл почти 25 лет. Ещё один галичанин -Л.С. Кульчицкий - много лет возглавлял гимназию в Рязани, а затем почти на десятилетие занял пост директора 4-й Московской мужской гимназии. Недолгая московская карьера угорского русина В.И. Горвата включала руководство 6-й мужской гимназией в течение 4 лет. Галичанин А.Г. Семенович возглавлял ту же гимназию менее года, после чего был назначен инспектором Московского учебного округа и в течение 8 лет курировал все гимназии региона. Русинские педагоги внесли свой вклад в развитие гимназического образования в двух крупнейших российских городах, в дело обучения и воспитания российского юношества и оставили о себе добрую память.

Ключевые слова: русины, галичане, угорские русины, Петербург, Москва, классические гимназии, директора гимназий, учителя древних языков

Rusins - headmasters of St. Petersburg and Moscow gymnasiums in the 1870s-1900s

Andrey N. Ptitsyn

North-Caucasus Federal University 1 Pushkin Street, Stavropol, 355017, Russia E-mail: ptiandr@gmail.com

Abstract

In the second half of the 1860-70s, Austro-Hungarian teachers of ancient languages were actively recruited into the Russian service to ensure the gymnasium reform. Among them, there were approximately 80-90 Rusins, mainly from Galicia. About 20 of them worked in the Russian capitals - St. Petersburg and Moscow. Most of the Rusin teachers successfully adapted to their new jobs and worked there for many years. Many of them could make a career and rise to the position of gymnasium headmaster. In the last third of the 19th - early 20th century, there were five Rusin headmasters in the gymnasiums of St. Petersburg and Moscow. For almost 30 years, Galician M.P. Kostev was the headmaster of the 10th St. Petersburg Men's Gymnasium, originally a pro-gymnasium. His countryman L.O. Lavrovsky during his long career headed two St. Petersburg and two Moscow gymnasiums. His main activity is connected with the 3rd Moscow Men's Gymnasium, where he had been the headmaster for almost 25 years. Another Galician - Ludwig Kulczycki - for many years headed the gymnasium in Ryazan, and then for almost a decade he was the headmaster of the 4th Moscow Men's Gymnasium. During his short Moscow career, Ugric Rusin V.I. Gorvat was the headmaster of the 6th Men's Gymnasium for four years. Galician A.G. Semenovich headed the same gymnasium for less than a year, after which he was appointed Inspector of the Moscow educational district and oversaw all the region's gymnasiums for eight years. Rusin teachers contributed to the development of gymnasium education in the two largest Russian cities, as well as to the education and upbringing of Russian youth.

Keywords: Rusins, Galicians, Ugric Rusins, St. Petersburg, Moscow, classical gymnasiums, headmasters of gymnasiums, teachers of ancient languages

Впервые несколько учёных и педагогов из Подкарпатской Руси были приглашены на российскую службу в самом начале XIX в. В работах Т. Байцуры, Н.М. Пашаевой и других авторов их деятельность была подробно рассмотрена и получила высокую оценку. В частности, была показана их роль в качестве первых руководителей

Петербургского университета (М.А. Балугьянский), Нежинской гимназии высших наук (В.Г. Кукольник и И.С. Орлай) и Ришельевского лицея в Одессе (И.С. Орлай) [2; 12].

Вторая, более масштабная, кампания по привлечению педагогов-русинов в Российскую империю прошла во второй половине 60-х - 70-е гг. XIX в. Она, как и первая, была вызвана потребностями кадрового обеспечения образовательной реформы. В пореформенный период подавляющее большинство мужских гимназий в стране были преобразованы в классические, в которых основными предметами изучения становились латинский и древнегреческий языки. Поскольку в тогдашней России не было необходимого количества специалистов по классической филологии, их дефицит в первые годы реформы восполнялся, главным образом, за счёт приглашения специалистов славянского происхождения из Австро-Венгрии, в числе которых были и русины [3: 95-96; 7: 206].

Вторая переселенческая волна преподавателей-русинов изучена значительно слабее, чем первая. С.Г. Суляк и М.Ю. Дронов дали общий обзор русинских миграций на российскую территорию, выделив учителей в качестве одной из переселенческих групп [6; 25; 26]. Процесс привлечения австро-венгерских славян, в том числе русинов, на российскую службу, а также основные вехи их деятельности нашли своё отражение в работах Е.Ю. Басаргиной, Г.П. Изместьевой, И.В. Чуркиной, А.Н. Птицына и др. [3; 7; 16; 27].

В то же время слабо изученными остаются различные аспекты деятельности учителей-иммигрантов, а также конкретные практики их адаптации и интеграции. Особый интерес в этой связи вызывает служба русинов в качестве руководителей российских учебных заведений, которая в данной статье будет рассмотрена на материалах двух крупнейших образовательных центров империи - Петербурга и Москвы.

Приглашение учителей древних языков из числа австро-венгерских славян на службу в Министерство народного просвещения (МНП) началось с конца 1865 г. Инициатором и организатором этой кампании был священник русской посольской церкви св. Николая в Вене протоиерей М.Ф. Раевский, который в то время выступал в качестве неофициального представителя российских властей в контактах со славянами Дунайской монархии Габсбургов [27: 4-5]. Для профессиональной переподготовки этих педагогов и обучения их русскому языку в Петербурге был организован Институт славянских стипендиатов, через который за полтора десятилетия его деятельности (1866-1882 гг.) прошли около 160 австро-венгерских славян, в том числе 45 русинов. Преобладали в составе «славянских стипендиатов»

чехи, второе место занимали русины, затем шли словенцы, словаки, хорваты и сербы [16: 95-97].

Параллельно с общеимперской кампанией по привлечению иностранных учителей руководители учебных дирекций Царства Польского организовали собственную. С 1865 г. они стали активно вербовать учителей-русинов из Галиции для работы в униатских гимназиях и прогимназиях (гимназиях с неполным сроком обучения), организуемых в Люблинской и Седлецкой губерниях, частично населённых русинами [26: 129]. В результате в Россию перебралось более двух десятков галичан, причём не только филологов, но и других предметников. Гимназическими учителями становились и студенты-русины, получившие образование в российских университетах в пореформенный период, и прежде всего те, кто получал министерские стипендии [17; 19; 20].

Молодые образованные русины охотно шли работать в российские учебные заведения - как из материальных и престижных соображений, так и вследствие трудностей, с которыми их карьера часто сталкивалась на родине. Важную роль играло и то обстоятельство, что многие из них были сторонниками широко распространённого в то время среди русинов «москвофильства», пропагандировавшего сближение с Россией [16: 93-94].

Численность русинов-педагогов, работавших на просторах Российской империи в последней трети XIX - начале ХХ в., можно определить на основе штатных списков служащих МНП, содержащих биографические данные. Она составляла примерно 80-90 человек, причём не менее 75 % из них преподавали классические языки. Среди оставшихся в основном были представлены учителя немецкого и французского языков, отдельные русины вели другие предметы (математику и физику, рисование и черчение и др.). В отличие от первой волны русинской педагогической эмиграции, состоявшей из уроженцев Подкарпатской Руси, во второй были представители всех трёх русинских регионов Габсбургской монархии. При этом доминировали галичане, выходцев из Угорской Руси и Буковины насчитывалось примерно по 10 человек. Русины работали почти во всех учебных округах Российской империи, самым масштабным их присутствие было в двух западных округах - Варшавском и Киевском, а также в обширном Московском. Подавляющее большинство из них работало в мужских гимназиях и прогимназиях [17; 19; 20].

Адаптировались русины-педагоги в Российской империи, как правило, успешно. У подавляющего большинства из них российская карьера растянулась на долгие годы, на родину вернулись лишь единицы. Каждый шестой из учителей-русинов смог сделать карьеру,

дослужившись до поста директора гимназии либо прогимназии, всего таковых насчитывалось 15 человек. Помимо русинов, директорские должности часто занимали чехи, а иногда - словаки и южные славяне из числа «славянских стипендиатов» [21-24].

В 1870-1900-е гг. около 20 русинов преподавали в гимназиях Петербурга и Москвы, причём две трети из них - в «первопрестольной». Примечательно, что в учебные заведения обеих столиц в то время старались назначать лучших учителей.

В петербургских гимназиях служили выходцы из Галицкой Руси М.П. Костев (директор), Л.О. Лавровский (директор, позднее работал в Москве), В.С. Вислоцкий (затем работал в Москве), В.О. Борковский, О.П. Витошинский, О.О. Хойнацкий и другие. Последние двое также занимали директорские должности в провинциальных гимназиях [17; 19; 20].

В московских гимназиях работали галичане А.Г. Семенович (директор гимназии и инспектор Московского учебного округа), Л.О. Лавровский (директор), Л.С. Кульчицкий (директор), Я.И. Гринчак (позднее был директором гимназии в Царстве Польском), В.С. Вислоцкий, П.И. Зарицкий, В.И. Ежовский, Л.И. Михалевич, К.К. Павликовский, Н.И. Козловский, И.Г. Семенович и другие. Также в Москве часть своей педагогической карьеры провели карпатские русины В.И. Горват (директор), В.Ф. Кимак и Ю.Ю. Ходобай [17; 19; 20; 24].

Обратимся к более подробному рассмотрению биографий наиболее выдающихся педагогов-русинов, выходцев из Австро-Венгрии, занимавших руководящие должности в гимназиях Санкт-Петербурга и Москвы - двух крупнейших городских центров Российской империи.

Галичанин Михаил Павлович Костев (1835-1907) окончил Львовский университет, после чего работал гимназическим учителем на родине. В 1866 г. он одним из первых откликнулся на призыв поступать на российскую службу и при посредничестве русинского учёного и общественного деятеля Я.Ф. Головацкого переехал в Россию. В течение года специалист обучался на педагогических курсах при Петербургском университете, получив диплом кандидата-педагога. В августе 1867 г. он был зачислен на службу в МНП и стал преподавать древние языки в Петербургской Ларинской гимназии [5: 161].

После 6-летней преподавательской работы в июне 1873 г. М.П. Костев был назначен руководителем 3-й Петербургской мужской прогимназии, открытой двумя годами ранее на южной окраине города (Измайловский район) [19: 48-49]. Во главе этого учебного заведения он стоял много лет, пройдя через две реорганизации. В 1874 г. прогимназия была преобразована из 4-классной в 6-классную, а в 1883 г. стала полноценной гимназией с 8-летним сроком обучения,

получив наименование 10-й Петербургской мужской гимназии. Эти изменения потребовали от директора большого труда, энергии и предприимчивости - в связи с поисками нового здания, переездом в него, капитальным и текущим ремонтом, подбором новых преподавателей и персонала, набором учеников, организацией учебного процесса в новых условиях, пополнением библиотеки и множеством других текущих проблем. В их разрешении директор, по свидетельству коллег-педагогов, проявлял «необыкновенную тщательность», осторожность и постепенность, он старался приноровиться к обстоятельствам, продолжая неуклонно двигаться к поставленной цели. Все ключевые вопросы школьной жизни были неразрывно связаны с личным вкладом Михаила Павловича, что получило своё отражение в официальной истории гимназии, изданной в годы его директорства [5: 29, 35-36, 49, 54, 145, 161].

Сама 10-я Петербургская гимназия в силу своего месторасположения не относилась к числу престижных, что создавало определённые сложности. Основной контингент учащихся составляли дети с окраин, родители которых принадлежали к различным сословиям и часто сталкивались с материальными трудностями. Дирекция гимназии старалась учитывать это обстоятельство, установив плату за обучение ниже, чем в центральных гимназиях, и помогала обеспечить учеников из самых бедных семей учебниками, пособиями и т. п. По инициативе Михаила Павловича и под его председательством в 1880 г. при школе было организовано «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам», которое выделяло небольшие денежные пособия, приобретало учебники, устраивало школьные праздники и т. п. [5: 62, 91, 141-144].

Со второй половины 1880-х гг. директору 10-й гимназии пришлось с большими трудностями выполнять тогдашние министерские предписания в соответствии с политикой «контрреформ», которые постепенно ограничили количество учеников-евреев (их в гимназии было очень много из-за её местоположения), а также детей из низших сословий [18: 31-32].

В сложных ситуациях М.П. Костев проявлял себя как опытный администратор, благодаря чему смог оставаться на своём посту столь долгое время. Он возглавил прогимназию ещё в чине коллежского советника, а в 1890 г. был произведён в действительные статские советники (чин 4-го ранга, приравненный к званию генерал-майора и дававший права потомственного дворянства). За многолетнюю службу педагог был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 2-й степени и др. [21: 173; 22: 281; 23: 312].

М.П. Костев, как и другие директора, проживал на казённой квартире при гимназии. Это было выгодным в условиях столичной дороговизны, но заставляло находиться в русле школьной жизни круглые сутки. Согласно тогдашним правилам, директор гимназии был обязан проводить не менее 12 уроков в неделю, Михаил Павлович вёл латинский язык. С 1892 г., по выслуге 25 лет, педагог стал получать пенсию дополнительно к жалованию, оставаясь на прежней должности. В 1884 г. денежное содержание директора составляло 2,7 тыс. руб. в год, а к концу его службы достигло значительной по тем временам суммы - 3,9 тыс. руб. в год (в том числе 1,2 тыс. руб. жалования, 800 руб. столовых, 700 руб. платы за уроки и 1,2 тыс. руб. пенсии) [21: 173; 23: 312].

В сентябре 1901 г., в возрасте 66 лет, Михаил Павлович «за выслугой срока» был уволен со службы [14: 10]. После этого он продолжал жить в Петербурге вместе с женой и дочерью вплоть до своей смерти. Таким образом, всю свою российскую карьеру, составившую 34 года, педагог провёл в столице, и 28 лет из них руководил прогимназией и гимназией.

В отличие от работавшего в одном месте М.П. Костева, карьерный путь его земляка Лукиана Осиповича Лавровского (1834 - после 1904) был очень динамичным. Он занимал должность руководителя в двух петербургских и двух московских гимназиях. Будучи сыном униатского священника, Л.О. Лавровский в 1857 г. окончил курс в Львовском университете, а позднее обучался и сдавал учительский экзамен в Венском университете. На родине он работал учителем древних языков в гимназиях Дрогобыча и Львова. В 1867 г. педагог перешёл на службу в Царство Польское и переехал в Седлецкую губернию, став учителем Бельской униатской гимназии. Вскоре он принял российское подданство и присоединился к православию. Уже через год после переезда он был за заслуги награждён орденом Св. Анны 3-й степени, а в 1871 г. назначен инспектором Бельской гимназии [4: 96].

Следующий недолгий этап российской карьеры Л.О. Лавровского протекал в Петербурге. В августе 1872 г. он был назначен директором 1-й столичной мужской гимназии, а через год переведён на аналогичную должность в 6-ю мужскую гимназию, которую возглавлял в течение последующих двух лет [4: 96].

В августе 1875 г. Л.О. Лавровский переехал в Москву, заняв должность старшего учителя в Лицее Цесаревича Николая. Это было привилегированное учебное заведение с классическим уклоном, основанное известным публицистом М.Н. Катковым. Лицей включал в свой состав как гимназические, так и университетские классы, и старший учитель там выполнял функции заместителя директора.

На этом посту галичанин проработал 3 года. В декабре 1878 г. он был назначен директором 6-й Московской мужской гимназии, но проработал там меньше года [4: 96].

В октябре 1879 г. Лукиан Осипович был переведён на должность директора 3-й Московской мужской гимназии, где его карьера, наконец, обрела стабильность. Эту школу он возглавлял почти четверть века и внёс свой вклад в её развитие, что было отражено на страницах официальной истории гимназии [4: 96, 100-101]. Гимназия находилась в центре города, на Лубянке, в собственном здании, и считалась одной из лучших в первопрестольной. Она имела мощный педагогический состав, многие из её учителей были авторами гимназических учебников и пособий, по которым училась «вся Россия». Одним из них был карпатский русин Юрий Юрьевич Ходобай, преподававший там древние языки в 1869-1889 гг. [4: 146-148].

В 1885 г. Л.О. Лавровский получил высший для директорской должности чин, став действительным статским советником. С 1892 г. он получал пенсию по выслуге лет, продолжая исполнять свои обязанности. В 1901 г. его годовой заработок составлял 3,8 тыс. руб. (в том числе 1,2 тыс. руб. жалования, 800 руб. столовых, 400 руб. платы за проведённые уроки древних языков и 1,4 тыс. руб. пенсии). Проживал директор на казённой квартире при гимназии. Он был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени и др. [24: 79].

В воспоминаниях бывшего гимназиста М.П. Кончаловского, ставшего впоследствии известным учёным-медиком, Лукиан Осипович характеризуется строгим, но искренне переживавшим за учеников директором, как «довольно приличный человек, который умел внушить к себе уважение и расположение детей» [9].

Последним местом работы Л.О. Лавровского стала уже знакомая ему 6-я Московская гимназия, на пост директора которой он был переведён в июне 1902 г. Через 2 года, достигнув 70-летнего возраста, он подал прошение об увольнении со службы с 1 июля 1904 г. [15: 93]. Таким образом, уроженец Галиции провёл на российской службе 37 лет, из которых почти 30 лет пробыл в статусе директора двух петербургских и двух московских гимназий.

Трамплином в карьере ещё одного галичанина - Антона Григорьевича Семеновича (около 1840-1900) - также стала успешная работа в Царстве Польском. Будучи выпускником Венского университета, он затем получил степень доктора философии в Лейпцигском университете. В июле 1866 г. молодой учёный был принят в число «славянских стипендиатов» первого набора и за год прошёл обучение при Петербургском университете. С сентября 1867 г. он в течение 6 лет преподавал латинский язык в Седлецкой униатской гимназии в од-

ноимённой польской губернии. Уже в следующем году «за отлично усердную службу и особые труды» педагог был награждён орденом Св. Анны 3-й степени. Как и многие его товарищи, он поменял подданство и перешёл в православие [19: 4; 20: 1-2].

Затем карьера галичанина переместилась в Москву, сделав резкий взлёт. 1 июля 1873 г. «учитель Седлецкой мужской гимназии, не имеющий чина» А.Г. Семенович распоряжением министра народного просвещения был назначен инспектором Московского учебного округа [20: 1-2]. С января по август 1874 г. он временно занимал должность директора 6-й Московской мужской гимназии, выполняя задачу по перестройке её работы в соответствии с министерскими предписаниями. Один из тогдашних гимназистов - А.В. Амфитеатров, ставший известным журналистом и писателем, вспоминал: «Подтягивать нашу республику определён был А.И. Семенович (мемуарист неточно указывает его инициалы. - А.П.), строгий и методический службист. Его уважали, о нём сохранились у меня и у большинства моих товарищей, с кем потом случалось встречаться, хорошие воспоминания как о педагоге суровом, чересчур формалистического направления и образа мыслей, но справедливом и с тёплою душою под грубоватою оболочкою. Его усилиями и после него наша гимназия вошла в общую узенькую колею, предписанную толстовским режимом» [1: 71]. Примечательно, что на посту школьного директора галичанина сменил угорский русин В.И. Горват, о котором речь пойдёт ниже.

В августе 1874 г. А.Г. Семенович вернулся на должность инспектора Московского учебного округа и находился на ней последующие 8 лет [20: 1-2]. Как филолог-классик с зарубежным и российским опытом, он курировал работу мужских гимназий в 11 губерниях Европейской России, входивших в состав Московского учебного округа, и внёс, таким образом, вклад в развитие образовательной системы и реализацию гимназической реформы в этом регионе.

В сентябре 1882 г. А.Г. Семенович покинул Москву, получив назначение на пост директора Калишской гимназии в Царстве Польском. Там он проработал почти два десятка лет, вплоть до своей смерти в феврале 1900 г. Галичанин достиг чина действительного статского советника и был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени и др. [21: 528; 23: 734].

Младший брат предыдущего педагога Иван Григорьевич Семенович в качестве «славянского стипендиата» прошёл курс обучения на историко-филологическом факультете Петербургского университета и с 1877 г. до начала Первой мировой войны преподавал древние языки в 1-й Московской мужской гимназии, подготовив ряд учебных пособий и хрестоматий [7: 190].

В отличие от других русинов, занимавших руководящие посты в столичных гимназиях, Владимир (Сигизмунд) Иванович Горват (1837-?) был уроженцем Подкарпатской Руси. На родине он работал домашним учителем и преподавателем гимназии. В декабре 1871 г. педагог был принят в число слушателей Института славянских стипендиатов и прошёл переподготовку в Петербурге. В августе 1872 г. он был зачислен на службу и назначен учителем древних языков в Нежинскую гимназию, а вскоре был переведён во 2-ю Киевскую мужскую гимназию. В первые годы жизни в России он перешёл в православие, вследствие чего поменял имя Сигизмунд на Владимир [19: 45].

В августе 1874 г. В.И. Горват был назначен исполняющим должность директора 6-й Московской мужской гимназии, сменив А.Г. Семеновича. В январе 1876 г. он был утверждён в ней на постоянной основе. Директор получал жалование в размере 2 тыс. руб. в год и наряду с основной деятельностью вёл 12 уроков латинского языка в неделю, получая за них дополнительную плату [20: 14-15]. Однако по неясным причинам карьера карпаторусса оказалась непродолжительной. Пробыв во главе гимназии 4 года, в июне 1878 г. В.И. Горват подал прошение об увольнении с должности и службы «по собственному желанию», которое было удовлетворено [13: 102-103]. Дальнейшая его судьба в доступных источниках не отражена.

Ещё один галичанин - Лев Станиславович Кульчицкий (1844 - после 1917) - занял руководящий пост в московской гимназии после многолетней работы в провинции. Он окончил Львовский университет, после чего в августе 1866 г. по рекомендации Я.Ф. Головацкого был зачислен в число «славянских стипендиатов» и прошёл переподготовку при Московском университете. В августе 1867 г. молодой специалист был назначен учителем латинского языка в Костромскую гимназию. Там он проработал 7 лет и подготовил учебное пособие по латинскому языку, которое широко использовалось в гимназиях [20: 2-3].

В сентябре 1874 г. Л.С. Кульчицкий, сменивший к тому времени подданство и присоединившийся к православию, был назначен инспектором Рязанской мужской гимназии, а в июле 1877 г. стал её директором. Он быстро продвигался по лестнице чинов и в 1886 г. «за отличие по службе» был произведён в действительные статские советники, получив права потомственного дворянства [19: 49-50; 22: 359].

В марте 1887 г. Лев Станиславович был перемещён на пост директора 4-й Московской мужской гимназии, где проработал почти 10 лет. С 1892 г. он, оставаясь в прежней должности, стал получать пенсию. Его заработок составлял 4,5 тыс. руб. в год (в том числе 1,2

тыс. руб. жалования, 800 руб. столовых, 840 руб. доплаты за заведование гимназическим пансионом, 660 руб. за уроки латинского языка и 1 тыс. руб. пенсии). Директор проживал на казённой квартире при гимназии [22: 359].

В октябре 1896 г. Л.С. Кульчицкий «по прошению» был переведён обратно на должность директора Рязанской гимназии, где проработал до своего ухода со службы в 1902 г. Таким образом, его педагогическая карьера растянулась на 35 лет, из которых четверть века он руководил гимназиями в Рязани и Москве. Педагог был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 2-й степени и др. [24: 99].

Личностные качества Льва Станиславовича нашли своё отражение в воспоминаниях гимназистов, которым он запомнился «добродушно-суровым отношением на уроках латинского языка в старших классах, и чисто отеческим отношением на переменах и в части жизни в пансионе» [8: 350]. После ухода в отставку Л.С. Кульчицкий проживал в Рязани и служил в сословных дворянских учреждениях, причём в 1910-е гг. он стал предводителем дворянства Рязанского уезда, а затем и Рязанской губернии, что послужило весьма необычным эпилогом карьеры педагога из Галиции [10: 207].

Таким образом, в последней трети XIX - начале ХХ в. директорские должности в гимназиях Петербурга и Москвы занимали 5 русинов, в том числе 4 галичанина и 1 угорский русин. В разное время они возглавляли три петербургские и три московские гимназии. Один из галичан также являлся инспектором Московского учебного округа. Следует отметить, что директорский пост занимал каждый четвёртый из числа преподававших в столичных гимназиях русинов, что было заметно выше, чем в целом по стране.

Выходцы из русинских земель становились руководителями гимназий не сразу, вначале они по несколько лет проработали преподавателями древних языков. Примечательно, что все 4 директора-галичанина принадлежали к самой первой волне иностранных филологов, прибывших в Россию ещё в 1866-1867 гг.

Служебному продвижению педагогов-русинов способствовали как кадровая ситуация, сложившаяся в то время в российских гимназиях, так и свойственные им профессиональные и личные качества. В пореформенный период образовательная система развивалась быстрыми темпами, почти каждый год открывались новые гимназии и прогимназии, их руководители подбирались из числа опытных педагогов. При этом руководство МНП настоятельно рекомендовало назначать на директорские и инспекторские должности в гимназиях преимущественно специалистов по классической филологии «для

обеспечения первенствующего положения древних языков», принимая во внимание при этом «твёрдость характера» [7: 191, 207].

Карьерному росту учителей-иммигрантов - не только русинов, но и других преподавателей-славян, выходцев из Австро-Венгрии - способствовали такие, присущие многим из них, деловые качества, как европейская образованность, профессионализм, требовательность, решительность, методичность, дисциплинированность, лояльность и готовность исполнять приказы начальства. Для собственно русинов преимуществом было то, что в России того времени их, как правило, не считали иностранцами и иноверцами, а в духе господствовавших тогда представлений включали в состав «единого русского народа», проживавшего на пространстве «от Карпат до Камчатки» [11: 6]. Занятию управленческих должностей способствовали быстрая ассимиляция и интеграция русинов, многие из которых охотно принимали российское подданство и переходили в православие.

Педагогическая и организационно-управленческая деятельность учителей-русинов в Петербурге и Москве способствовала становлению, функционированию и развитию системы классического гимназического образования. Своей профессиональной деятельностью педагоги-русины вписали свои имена в историю отдельных учебных заведений этих городов, сыграв заметную роль в обучении и воспитании нескольких поколений российских гимназистов, сохранивших о них добрую память в своих воспоминаниях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амфитеатров А.В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 584 с.

2. Байцура Т. Закарпатоукраинская интеллигенция в России в первой половине XIX века. Братислава: Словацьке педагопчне видавництво; Пряшев: В1дд!л укра'шнсько! л1тератури, 1971. 230 с.

3. Басаргина Е.Ю. Из истории классического образования в России: Учительский институт славянских стипендиатов // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XIV (Чтения памяти И.М. Тронского): материалы Международной конференции, проходившей 21-23 июня 2010 г. / отв. ред. Н.Н. Казанский. Ч. 1. СПб.: Наука, 2010. С. 93-104.

4. ВиноградовП.А. Краткий очерк пятидесятилетия Московской III гимназии (1839-1889). М.: Тип-я А. Левинсон, 1889. 246 с.

5. Двадцатипятилетние С.-Петербургской Десятой гимназии. 1871-1896 / сост. А.И. Чевакинский. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1897. 194 с.

6. Дронов М.Ю. Галицкие, угорские и буковинские русины как объект внимания Российской православной церкви во второй половине XIX -начале ХХ в. // Малороссы vs украинцы: Украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской империи и СССР Очерки / ред. Е.Ю. Борисенок, М.В. Лескинен. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. С. 311-342.

7. Изместьева Г.П. Классическое образование в истории России XIX века. М.: Пробел-2000, 2003. 336 с.

8. Историческая записка Рязанской первой мужской гимназии. 1804-1904. Рязань: Тип-я Н.В. Любомудрова, 1904. 358 с.

9. Кончаловский М.П. Моя жизнь, встречи и впечатления. URL: http://www. celenie.ru/konchalovsky.htm (дата обращения: 13.03.2023).

10. Памятная книжка Рязанской губернии. 1914. Рязань: Губернский статистический комитет, 1914. 499 с.

11 Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-ХХ вв. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2001. 201 с.

12. Пашаева Н.М. Карпаторусские интеллигенты в России в 1-й половине XIX века: Орлай, Балугьянский, Лодий, Кукольник, Венелин // Русин. 2008. № 3-4 (13-14). С. 129-140.

13. Приказы управляющего министерством народного просвещения товарища министра // Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1878. Сентябрь. Т. CXCIX. С. 99-103.

14. Приказы по ведомству народного просвещения // ЖМНП. 1901. Ноябрь. Т. CCCXXXVIII. С. 3-15.

15. Приказы по ведомству народного просвещения // ЖМНП. 1904. Август. Т. CCCLIV. С. 79-96.

16. Птицын А.Н. Русины в Институте славянских стипендиатов (18661882 гг.) // Русин. 2022. № 70. С. 86-103. DOI: 10.17223/18572685/70/6.

17. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 165. Д. 171. Дело по разным вопросам, касающимся устава гимназий и прогимназий, часть IV - списки преподавателей средних учебных заведений разных учебных округов (1884).

18. РГИА. Ф. 733. Оп. 165. Д. 188. Дело о выработке мер против обхода правил, изданных министерством, и о недопущении в средние учебные заведения детей некоторых лиц (1882-1889).

19. РГИА. Ф. 733. Оп. 169. Д. 15. Дело о списках стипендиатов (1866-1875).

20. РГИА. Ф. 733. Оп. 169. Д. 230. Список стипендиатов Славянского учительского института в С.-Петербурге (1866-1882).

21. Список лицам, служащим по ведомству Министерства народного просвещения. 1884/5 учебный год. СПб.: Типография Министерства внутренних дел 1884. 727 с.

22. Список лицам, служащим по ведомству Министерства народного просвещения. 1894/95 учебный год. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1894. 785 с.

23. Список лиц, служащим по ведомству Министерства народного просвещения на 1900 год. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1900. 881 с.

24. Справочная книга об учебных заведениях Московского учебного округа на 1901-1902 учебный год. Ч. 1. М.: Канцелярия попечителя Московского учебного округа, 1902. 461 с.

25. Суляк С.Г. Русины Молдавии: основные этапы этнической истории: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 34 с.

26. Суляк С.Г. Е.М. Крыжановский о русинах-униатах Русского Забужья // Русин. 2022. № 70. С. 104-147. DOI: 10.17223/18572685/70/7

27. Чуркина И.В. Протоиерей Михаил Федорович Раевский и югославяне. М.: Институт славяноведения РАН, 2011. 200 с.

REFERENCES

1. Amfiteatrov, A.V. (2004) Zhizn' cheloveka, neudobnogo dlya sebya i dlya mnogikh [The life of a person uncomfortable for himself and for many]. Vol. 1. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

2. Baytsura, T. (1971) Zakarpatoukrainskaya intelligentsiya v Rossii v pervoy polovineXIXveka [Transcarpatho-Ukrainian intelligentsia in Russia in the first half of the 19th century]. Bratislava: Slovats'ke pedagogichne vidavnitstvo; Presov: Viddil ukraiins'koi literature.

3. Basargina, E.Yu. (2010) Iz istorii klassicheskogo obrazovaniya v Rossii: Uchitel'skiy institut slavyanskikh stipendiatov [From the history of classical education in Russia: Teacher's Institute of Slavic Scholars]. In: Kazanskiy, N.N. (ed.) Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya - XIV (Chteniya pamyati I.M. Tronskogo) [Indo-European linguistics and classical philology - XIV (Readings in memory of Iosif M. Tronsky)]. Vol. 1. St. Petersburg: Nauka. pp. 93-104.

4. Vinogradov, PA. (1889) Kratkiy ocherk pyatidesyatiletiya Moskovskoy IIIgimnazii (1839-1889) [A Brief Essay on the Fiftieth Anniversary of the Moscow III Gymnasium (1839-1889)]. Moscow: A. Levinson.

5. Chevakinskiy, A.I. (ed.) (1897) Dvadtsatipyatiletnie S.-Peterburgskoy Desyatoy gimnazii. 1871-1896 [Twenty five years of St. Petersburg Tenth Gymnasium. 1871-1896]. St. Petersburg: Yu.N. Erlikh.

6. Dronov, M.Yu. (2018) Galitskie, ugorskie i bukovinskie rusiny kak ob"ekt vnimaniya Rossiyskoy pravoslavnoy tserkvi vo vtoroy polovine XIX-nachale XX v. [Galician, Ugrian and Bukovinian Rusins as an object of attention of the Russian Orthodox Church in the second half of the 19th- early 20th centuries]. In: Borisenok, E.Yu. & Leskinen, M.V. (eds) Malorossy vs ukraintsy: Ukrainskiy vopros

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

v nauke, gosudarstvennoy i kul'turnoy politike Rossiyskoy imperii i SSSR. Ocherki [Little Russians vs Ukrainians: The Ukrainian question in science, state, and cultural policy of the Russian Empire and the USSR. Essays]. Moscow: Institute of Slavonic Studies of the Russian Academy of Sciences. pp. 311-342.

7. Izmestieva, G.P. (2003) Klassicheskoe obrazovanie v istorii Rossii XIX veka [Classical education in the history of Russia in the 19th century]. Moscow: Probel-2000.

8. Anon. (1904) Istoricheskaya zapiska Ryazanskoy pervoy muzhskoy gimnazii. 1804-1904 [A historical note of the Ryazan First Male Gymnasium. 1804-1904]. Ryazan: N.V. Lyubomudrov.

9. Konchalovskiy, M.P. (n.d.) Moya zhizn, vstrechi i vpechatleniya [My life, meetings and impressions]. [Online] Available from: http://www.celenie.ru/ konchalovsky.htm (Accessed: 13th April 2023).

10. The Provincial Statistical Committee. (1914) Pamyatnaya knizhka Ryazanskoy gubernii. 1914 [The Commemorative Book of the Ryazan province. 1914]. Ryazan: Provincial Statistical Committee.

11. Pashaeva, N.M. (2001) Ocherki istorii russkogo dvizheniya v Galichine XIX-XX vv. [Essays on the history of the Russian movement in Galicia in the 19th - 20th centuries]. Moscow: State Public Historical Library of Russia.

12. Pashaeva, N.M. (2008) Carpatho-Russian Intellectuals in Russia in the First Half of the XIX century: Orlai, Balug'ianskii, Lodii, Kukol'nik, Venelin. Rusin. 3-4(13-14). pp. 129-140 (in Russian).

13. Ministry of Public Education of Russia. (1878) Prikazy upravlyayushchego ministerstvom narodnogo prosveshcheniya tovarishcha ministra [Orders of the Governor of the Ministry of Public Education Deputy Minister]. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. September. CXCIX. pp. 99-103.

14. Ministry of Public Education of Russia. (1901) Prikazy po vedomstvu narodnogo prosveshcheniya [Orders for the department of public education]. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. November. CCCXXXVIII. pp. 3-15.

15. Ministry of Public Education of Russia. (1904) Prikazy po vedomstvu narodnogo prosveshcheniya [Orders for the Department of Public Education]. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. August. CCCLIV. pp. 79-96.

16. Ptitsyn, A.N. (2022) Rusins in the Institute of Slavic Scholars (1866-1882). Rusin. 70. pp. 86-103 (in Russian). DOI: 10.17223/18572685/70/6.

17. The Russian State Historical Archive (RGIA). (1884) Delo po raznym voprosam, kasayushchimsya ustava gimnaziy i progimnaziy, chast' IV - spiski prepodavateley srednikh uchebnykh zavedeniy raznykh uchebnykh okrugov (1884) [Case on various issues concerning the Charter of gymnasiums and progymnasiums, part IV - lists of teachers of secondary educational institutions of different educational districts]. Fund 733. List 165. File 171.

18. The Russian State Historical Archive (RGIA). (1882-1889) Delo o vyrabotke mer protiv obkhoda pravil, izdannykh ministerstvom, i o nedopushchenii v srednie

uchebnye zavedeniya detey nekotorykh lits [On the development of measures against circumvention of the rules issued by the Ministry, and on the exclusion of the children of certain persons from secondary educational institutions]. Fund 733. List 165. File 188.

19. The Russian State Historical Archive (RGIA). (n.d.) Delo o spiskakh stipendiatov (1866-1875) [Scholarship list case (1866-1875)]. Fund 733. List 169. File 15.

20. The Russian State Historical Archive (RGIA). (n.d.) Spisok stipendiatov Slavyanskogo uchitel'skogo instituta v S.-Peterburge (1866-1882) [List of scholarship holders of the Slavic Teachers' Institute in St. Petersburg (18661882)]. Fund 733. List 169. File 230.

21. Ministry of Public Education of Russia. (1884) Spisok litsam, sluzhashchim po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1884/5 uchebnyy god (1884) [List of people serving under the Department of the Ministry of Public Education. 1884/5 academic year]. St. Petersburg: Ministry of the Interior.

22. Ministry of Public Education of Russia. (1894) Spisok litsam, sluzhashchim po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1894/95 uchebnyy god [List of people serving under the Department of the Ministry of Public Education. 1894/5 academic year]. St. Petersburg: Ministry of the Interior.

23. Ministry of Public Education of Russia. (1900) Spisok lits, sluzhashchikh po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1900 g. [List of people serving under the Department of the Ministry of Public Education. 1900 academic year]. St. Petersburg: Ministry of the Interior.

24. Moscow Educational District. (1902) Spravochnaya kniga ob uchebnykh zavedeniyakh Moskovskogo uchebnogo okruga na 1901-1902 uchebnyy god [Reference book on educational institutions of the Moscow educational district for the 1901-1902 academic year]. Vol. 1. Moscow: Office of the Trustee of the Moscow Educational District.

25. Sulyak, S.G. (2006) Rusiny Moldavii: osnovnye etapy etnicheskoy istorii [Rusins of Moldova: The main stages of ethnic history]. Abstract of History Cand. Diss. Moscow.

26. Sulyak, S.G. (2022) Evfimy Kryzhanovsky on the Rusins-Uniates of the Russian Zabuzhie. Rusin. 70. pp. 104-147 (in Russian). DOI: 10.17223/18572685/70/7

27. Churkina, I.V. (2011) Protoierey Mikhail Fedorovich Raevskiy iyugoslavyane [Archpriest Mikhail Fedorovich Raevsky and the Yugoslavs]. Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences.

Птицын Андрей Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь, Россия).

Andrey N. Ptitsyn - North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia).

E-mail: ptiandr@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.