Научная статья на тему '"О МОСКВЕ ПОКА НИ СЛУХУ, НИ ДУХУ": ГЛАВНАЯ МЕЧТА Н.Н. ШАМОНИНА'

"О МОСКВЕ ПОКА НИ СЛУХУ, НИ ДУХУ": ГЛАВНАЯ МЕЧТА Н.Н. ШАМОНИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Н. ШАМОНИН / Н.Н. ПЛАТОНОВА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГИМНАЗИИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПЕРЕПИСКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанов В.В.

Представители рода Шамониных немало потрудились на ниве российского образования, как столичного, так и провинциального. Самым известным представителем семьи, безусловно, является Надежда Николаевна, в замужестве Платонова. Старший еѐ брат, окончивший Московский университет, проявлял еще в студенческие годы организаторские способности и склонность к научной работе, однако всю жизнь был связан с гимназическим образованием. Он известен, прежде всего, как директор Костромской и затем Рязанской гимназий. Но он является и профессиональным переводчиком учебной литературы и научных трудов. Время распорядилось так, что его имя редко упоминается и остается малоизвестно. С привлечением писем Николая Николаевича к сестре Н.Н. Платоновой раскрывается повседневная жизнь семьи директора провинциальной гимназии. Можно судить о большой казенной квартире, материальном достатке, возможности путешествовать, обучении детей и их стремлениях. Самое большое желание Н.Н. Шамонина было получить директорство в Москве. Эта тема объединяет всю переписку его с Платоновыми. Приведено немало малоизвестных фактов о передвижениях директоров гимназий в Москве, открывавшихся вакансиях, что позволяет судить о системе гимназического образования России начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ABOUT MOSCOW UNTIL HEARING OR SPIRIT": THE MAIN DREAM OF N.N. SHAMONIN

Representatives of the Shamonin family have done a lot in the field of Russian education, both in the capital and in the provinces. The most famous representative of the family, of course, is Nadezhda Nikolaevna, married to Platonov. Her older brother, who graduated from Moscow University, who showed organizational skills and a penchant for scientific workduring his student years, however, was connected with gymnasium education all his life. He is known primarily as the director of the Kostroma and then Ryazan gymnasiums. But he is also a professional translator of educational literature and scientific works. However, time has decreed that his name is rarely mentioned and remains little known.With the involvement of his epistoli to the sister of N.N. Platonova, the daily life of the family of the director of a provincial gymnasium is revealed. One can judge about a large state-owned apartment, material wealth, the ability to travel, the education of children and their aspirations.The greatest desire of N.N. Shamonin was to receive directorship in Moscow. This theme unites all his correspondence with the Platonovs. There are a lot of little-known facts about the movements of the directors of gymnasiums in Moscow, the vacancies that were opening. Which allows us to judge the system of gymnasium education in Russia at the beginning of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «"О МОСКВЕ ПОКА НИ СЛУХУ, НИ ДУХУ": ГЛАВНАЯ МЕЧТА Н.Н. ШАМОНИНА»

166

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского. Серия : Социальные науки, 2022, № 1 (65), с. 166-178

УДК 37.01(092)+37.034

DOI 10.52452/18115942_2022_1_166

«О МОСКВЕ ПОКА НИ СЛУХУ, НИ ДУХУ»: ГЛАВНАЯ МЕЧТА Н.Н. ШАМОНИНА © 2022 г. В.В. Митрофанов

Митрофанов Виктор Владимирович, д.и.н.; доц.; профессор кафедры теории и истории государства и права Университета при Межпарламентской ассамблее при ЕврАзЕС, Санкт-Петербург

viktor-n1962@mail.ru

Статья прступила в редакцию 12.09.2021 Статья принята к публикации 18.01.2022

Представители рода Шамониных немало потрудились на ниве российского образования, как столичного, так и провинциального. Самым известным представителем семьи, безусловно, является Надежда Николаевна, в замужестве Платонова. Старший её брат, окончивший Московский университет, проявлял еще в студенческие годы организаторские способности и склонность к научной работе, однако всю жизнь был связан с гимназическим образованием. Он известен, прежде всего, как директор Костромской и затем Рязанской гимназий. Но он является и профессиональным переводчиком учебной литературы и научных трудов. Время распорядилось так, что его имя редко упоминается и остается малоизвестно.

С привлечением писем Николая Николаевича к сестре Н.Н. Платоновой раскрывается повседневная жизнь семьи директора провинциальной гимназии. Можно судить о большой казенной квартире, материальном достатке, возможности путешествовать, обучении детей и их стремлениях.

Самое большое желание Н.Н. Шамонина было получить директорство в Москве. Эта тема объединяет всю переписку его с Платоновыми. Приведено немало малоизвестных фактов о передвижениях директоров гимназий в Москве, открывавшихся вакансиях, что позволяет судить о системе гимназического образования России начала ХХ в.

Ключевые слрва: Н.Н. Шамонин, Н.Н. Платонова, образование, провинциальные гимназии, повседневность, переписка.

Введение

История провинциального образования XIX -начала XX в. в последние годы привлекает заинтересованного исследователя. А география объектов изучения настолько широка, что охватывает территорию всей Российской империи. Публикуются интересные статьи и материалы о тенденциях в образовательной сфере [1; 2], истории конкретных гимназий [3-5].

Среди многочисленной, но сегодня во многом забытой плеяды деятелей гимназического образования конца XIX - начала ХХ в. следует назвать Николая Николаевича Шамонина. Он родился 11 июля 1858 г. в г. Купянске, умер неожиданно 11 марта 1917 г. в Рязани. Сведений о нем немного, как и вообще о дворянском роде Шамониных, по данным Е.А. Ростовцева, записанном в «тамбовское дворянство», но «в пореформенное время, семья, вероятно, уже не сохранила состояния» [6, с. 44].

У родителей Н.Н. Шамонина в Харьковской губернии Купянского уезда при деревне Ивановской имелось 240 десятин земли. Николай Иванович и Надежда Дмитриевна Шамонины и их дети Николай, Владимир, Надежда, Зинаида, Софья, Сергей переехали в Москву в начале

1870-х гг. Старший сын Н.Н. Шамонин учился в Московской 1-й гимназии начиная с 1874 г., куда был переведен из III Харьковской гимназии.

Результаты исследования

Специальных работ, посвященных Н.Н. Ша-монину, нет. Его биография во многом восстанавливается по источникам личного происхождения. Талантливый ученик В.О. Ключевского П.Н. Милюков, учившийся вместе с Н.Н. Ша-мониным в гимназии, посвятил ему немало строк, называя его «гимназическим товарищем» на страницах своих «Воспоминаний». Он «... славился среди всех нас феноменальным даром памяти. Мы смотрели как на непонятное чудо, когда, задав ему помножить по памяти одно многозначное число на другое многозначное, получали верный результат раньше, чем проходила минута. Он запоминал целые страницы, раз прочтенные. В интересовавшей нас области он был превосходным знатоком библиографии. При этом он отличался необыкновенной скромностью и никогда не выдавался вперед. Обратной стороной этих замечательных свойств была сравнительная неспособность к тому, что я называл «дискурсивным мышлением» . Наша

дружба продолжалась и после гимназии...» [7, с. 80].

По окончании гимназии оба товарища поступили в Московский университет на историко-филологический факультет и окончили его: Н.Н. Шамонин со степенью кандидата, П.Н. Милюков был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. О некоторых событиях их студенческой жизни читаем в упомянутых «Воспоминаниях»: «В день выборов меня не было в университете, и представителем курса был выбран мой гимназический приятель H.H. Шамонин. Он оказался очень хорошим председателем курсовых собраний, но мало интересовался политической стороной дела, и вся «политика» перешла в мое заведование».

И еще один важный момент выделяет П.Н. Милюков: «во главе петербургского кружка историков вполне заслуженно стоял С.Ф. Платонов, женатый на сестре моего московского друга Шамонина» [7, с. 80].

О хороших отношениях между П.Н. Милюковым и Н.Н. Шамониным повествуют письма первого на имя С.Ф. Платонова [8, с. 11, 108, 123, 132,134].

Есть свидетельства о возможной научной карьере Н.Н. Шамонина. Его имя наряду с такими известными в будущем исследователями, как М.К. Любавский, А.А. Кизеветтер, М.М. Богословский, М.Н. Покровский, В.Н. Сторожев, П.И. Беляев, А.Н. Филиппов, Д.М. Петрушев-ский, С.Ф. Фортунатов, С.П. Моравский, М.С. Корелин, И.И. Иванов, Ф.А. Смирнов, А.И. Гучков, А.А. Мануйлов, С.Н. Трубецкой, фигурирует среди членов исторического общества при Московском университете, где читались рефераты «по выдающимся вопросам и явлениям исторической литературы» [9, с. 81].

Н.Н. Платонова дважды упоминает в своем «Дневнике» о подготовке брата к магистерским экзаменам. Так, 7 апреля 1891 г. она записала: «Коля. принялся приготовляться к экзамену», и вскоре, 26 числа, другая запись: «Коля и магистерский] экзамен» [10, с. 55, 57]. Как закончилась эта история, пока неизвестно.

Научная деятельность имела определенные результаты. Так, Н.Н. Платонова 24 сентября 1890 г. записала: «Коля прислал несколько экземпляров своего перевода» [10, с.40]. Речь идет о книге Р. Пельмана [11], названного В.П. Бу-зескулом «третьим крупным представителем новейшего направления в обработке греческой истории, самым ревностным поборником исследования её социально-экономической стороны» [12, с. 499]. Книга вызвала интерес [13], о чем и писала 29 января 1891 г. Н.Н. Платонова: «Вчера Ученый ком[ите]т, на основании отчета

Васильевского, постановил одобрить Колин перевод Пельмана для гимназических библиотек» [10, с. 48]. Это решение было опубликовано [14, с. 57]. Под совместной редакцией Н.Н. Ша-монина и Д.М. Петрушевского вышел интересный сборник статей [15]. В «Дневнике» же встречаем упоминание о работе Н.Н. Шамонина над хрестоматией, которую он из-за недостатка времени «бросил» [10, с. 55]. Немало времени отдавал Н.Н. Шамонин переводу исторических сочинений в рамках сотрудничества с Комиссией по организации домашнего чтения, состоящей при учебном отделе Общества распространения технических знаний [17]. Следует заметить, что в редакции серии входил П.Н. Милюков. Во вступительной статье «От переводчика» [ 17, с. ХШ-ХХ] он объясняет причины обращения к объемной книге, автора которой называет «самой крупной величиной» среди исследователей римской истории во второй половине XIX в., «талантливым автором» [17, с. XVI], обладающим «первоклассной ученостью» [17, с. XV]. В небольшом по объему вступлении Н.Н. Шамонин показал себя знатоком литературы по заявленной теме («благодаря новым исследованиям, произведенным за последние 50 лет.») [17, с. XIX], подробно изучил основные вехи биографии и научного творчества выдающегося немецкого историка, лауреата Нобелевской премии, дал характеристику приемов и манеры изложения, отметив «сильное пристрастие автора к сарказму» [17, с. XIX]. О востребованности книги свидетельствует её переиздание [18]. Указанные переводы позволяют предположить, что Н.Н. Шамонин намеривался писать магистерскую диссертацию по истории Древнего мира.

Таким образом, успехи в переводах и подготовке учебной литературы были очевидны. Это же указывает на безупречное владение немецким языком на высоком профессиональное уровне.

Но после окончания университета для Н.Н. Шамонина начинается не научная или преподавательская карьера, а работа учителя в ряде гимназий, которая подробно прослеживается по формулярному списку: в 1881 г. учитель истории и географии в Коломенской 6-классной прогимназии, с 1884 г. переименована в гимназию; в 1884 г. переведен в Жиздринскую 6-классную прогимназию; с августа 1885 г. - учитель древних языков в Московскую 2-ю; с августа 1887 г. учитель истории и географии в Рыбинской, с 1892 г. в Сергиевской Сергиево-Посадской 6-классной прогимназии учителем истории и географии.1, в 1895 г. - учитель истории и географии Московской 6-й гимназии; с 1896 года - одновременно. преподаватель ис-

тории в Московской частной женской гимназии Пуссель [19].

Заметим, что в области образования реали-зовывали себя и его сестры. Зинаида Николаевна (1863-1940) - педагог, окончившая в 1883 г. женскую классическую гимназию С.Н. Фишер с золотой медалью2.' В этой же гимназии в 18831908 гг. преподавала древние языки. Затем организовала мужскую гимназию в Москве [6, с. 48]. Была известна в свое время и Софья Николаевна Шамонина (1867-1921), окончившая ту же гимназию в 1887 г. с серебряной медалью. Педагогический путь начала в родной гимназии учительницей приготовительного класса. Позже, с 15 мая 1892 г., получила место классной дамы в Покровской гимназии [8, с. 218]. В нижегородских гимназиях работала и Софья Николаевна (1865-?) - жена Владимира - младшего брата Н.Н. Шамонина. Её имя упоминал в одном из писем, адресованных С.Ф. Платонову, С.И. Архангельский - один из организаторов исторического образования в Нижнем Новгороде (Горьком) [20, с. 470].

Серьезный скачок в карьере Н.Н. Шамонина произошел 1 июля 1906 г., когда он был назначен директором Первой Костромской гимназии. Административная деятельность в этом учебном заведении восстанавливается по интересному источнику личного происхождения -«Воспоминаниям» Леонида Андреевича Кол-гушкина (1897-1972) - замечательного педагога, директора костромской школы для слепых, которую он возглавлял с 1933 по 1959 г., краеведа и автора автобиографических работ [2124]. Он стал гимназистом в год приезда нового директора и видел его: «Если во время перемены проходил через зал в свою квартиру директор Николай Николаевич Шамонин, то он всегда останавливался среди зала и кричал на учеников громким голосом. Мгновенно шум и крики стихали, и ученики как бы замирали на месте и потом тихо направлялись к скамейкам» [23, с. 76].

Одним из репетиторов Л.А. Колгушкина был «Борис Николаевич Шамонин, а попросту, Борька, гимназист 6-го класса, сын директора гимназии Николая Николаевича Шамонина». Репетитор занимался каждый день по два часа «по математике и немецкому языку», плюс «просмотр домашних заданий по другим предметам» с оплатой 10 руб. в месяц [23, с. 120]. Через несколько недель с юным помощником в учебе они стали «почти друзьями», хотя «вначале, - вспоминал Л.А. Колгушкин, - я его боялся, а поняв его повадки, на его горячность только улыбался». Было заметно, что репетитор в манере общения «во всем подражал своему отцу» [23, с. 121]. Представляют интерес све-

дения о быте и семье Н.Н. Шамонина: «Директор имел при гимназии большую казённую квартиру, комнат 6-8, во втором этаже правого крыла. У Бориса была отдельная комната, являвшаяся кабинетом и спальней, с ходом из общего коридора.. Я нередко по вечерам бывал в их семье. Иногда горничная подавала нам чай с сухарями, конфетами и булочками. В отсутствие директора приглашала меня в общую столовую.» [23, с. 121].

Как часто бывает, авторы воспоминаний допускают неточности. Не исключением в этом отношении является и Л.А. Колгушкин. Например, о времени назначения Н.Н. Шамонина в Рязань (по Л.А. Колгушкину, это было в 19151916 гг.). О директоре гимназии - «известном историке Добрынине, остававшемся на этом посту до самой революции» [23, с.122]. Здесь встает вопрос: какой революции? По всей видимости, Октябрьской.

Находясь в Костроме, Н.Н. Шамонин страстно захотел назад в Москву, об этом свидетельствуют и публикуемые письма. В них же прослеживается мечта получить должность директора одной из московских гимназий. Хлопоты были нелегкими. Привлекались и университетские товарищи, занимавшие уже солидные должности, - Григорий Константинович Ульянов (1859-1912) - языковед, попечитель Рижского учебного округа, товарищ министра народного просвещения (1907-1911) и Сергей Иванович Анцыферов - директор департамента Министерства народного просвещения, действительный статский советник. С.Ф. Платонов, по всей видимости, со своей стороны также предпринимал шаги для перевода свояка в столицу. Об этом свидетельствует и упомянутая корреспонденция Н.Н. Шамонина на его имя.

В период активных поисков места - а вакансии периодически появлялись - Н.Н. Шамонин неожиданно 18 июня 1912 г. получает назначение в Рязань директором местной гимназии на смену Н.Я. Самойловича. Заметим, что открытие гимназии в 1804 г. связано с реформой образования Александра I.

Среди директоров гимназии были известные в свое время педагоги: И.М. Татаринов, Сергеев, С.Н. Оранский (1865-1872), С.В. Гулевич (1872-1977), Л.С. Кульчицкий (с 12 июля 1877 г. исполнял обязанности директора, в 1878 - 1887, 1896-1902 гг. - директор), Н.И. Высотский (1881-1896).

Несмотря на то, что большинство публикуемых в приложении писем написано в Костроме, их 14 (23 июня, 14, 31 июля, 14 августа, 4 ноября, 3 декабря 1910 г., 23 января, 18, 24 февраля, 5, 19 апреля, 13 июля, 11 октября 1911 г., 6 фев-

раля 1912 г.), последние же 5 уже из Рязани (3 сентября 1912 г., 17 августа 1913 г., 26 января 1914 г., 29 марта, 17 мая 1915 г.), одно небольшое письмо написано в Москве 15 февраля 1915 г., они существенно дополняют опубликованные ранее письма Н.Н. Шамонина С.Ф. Платонову [24; 25] и рисуют интересную картину гимназического образования Москвы, Костромы и Рязани, есть упоминания и о других регионах. Называются многочисленные директора, педагоги, их передвижения в административном и профессиональном поле, даются им запоминающиеся лаконичные характеристики. Эти наблюдения позволяют проиллюстрировать порядок назначения директоров гимназий, который проходил не без участия заинтересованных лиц. Сквозная тема писем касается поиска путей для разрешения главной проблемы - вернуться в Москву, получить там директорство в одном из учебных заведений.

О своем переводе в Рязань Н.Н. Шамонин писал сестре, как «полной неожиданности, неприятном»3, тем более что сменить должен «слабого старика». Перемещение же состоялось накануне торжеств, посвященных 300-летию Романовых. Такая непредвиденная перемена в жизни, пока отодвигавшая на неопределенное время переезд в Москву, привела к такому пессимизму, что не было «охоты делать что-либо». Но устраиваться было необходимо, а хлопоты по устройству квартиры директора, которая была «громадной», отнимали немало сил.

Вторая тема - семья, здоровье и судьба детей. Здесь необходимо заметить, что личная жизнь Н.Н. Шамонина долгое время не складывалась, он оставался холостым и только к сорока годам женился на Елизавете Людвиговне Воронихиной (1859-1929), бывшей в разводе и имевшей 3 детей. Отношения в семье не всегда складывались. Так, в 1892 г. состоялся разговор между сестрами Надеждой и Софьей, которая сообщила, что у брата «намечается разрыв» ввиду того, что Елизавета «тяготится детьми и стесненным материальным положением». Вспомним, что в это время Н.Н. Шамонин преподавал в Сергиево-Посадской прогимназии. При этом он «по-прежнему привязан к ней (Елизавете) и страстно любит детей» [10, с. 95] -так записала в своем дневнике Н.Н. Платонова. Со временем обстановка нормализовалась и Постановлением Московского Окружного Суда в 1896 г. Шамонину усыновлены дети дворян Воронихиных - Николай - 27 июля 1888 г. рождения, Зинаида и Борис - 11 мая 1891 г. Следует указать, что старший сын будет женат на дочери Платоновых, о чем имеются сведения и в публикуемых эпистолиях.

Письма из Рязани рисуют интересную картину бытовых условий, материального положения семьи директора губернской гимназии. Должность и жизнь в Рязани Н.Н. Шамонина тяготит, хотя не вызывает больших хлопот, жизнь называется «безмятежной». А пятилетние хлопоты о переводе привели только к смирению: «на перевод в Москву.... я не особенно теперь рассчитываю». Об этом сообщается в письме от 24 января 1914 г. Знакомств в провинциальном городке не появилось, с «обществом» же отношения не складывались. Поэтому рассматривается вариант, не требующий сопротивления и борьбы, - отставка. Но и в этом случае нужно было получить место в Москве для материального удовлетворения. Становится известно, что С.Ф. Платонов, используя свои возможности, предлагал несколько лет назад вариант, который в то время не удовлетворил претензии Н.Н. Шамонина. Свои амбиции и мысли об отставке он оставил с начавшейся Мировой войной, так «показалось неудобным дезертировать до её окончания и полной ликвидации». В этом общественная позиция Н.Н. Шамонина очевидна - он патриот своей страны.

Постепенно руководство гимназией отвлекало от грустных настроений, а вот литературная работа в Рязани была «крайне затруднительна, если не совсем невозможна». И это действительно так, отрыв от библиотек, отсутствие нужных книг, справочных изданий, специальной литературы - все это сказывалось на творческой работе самым отрицательным образом.

Н.Н. Шамонин любил путешествовать по стране, отдавал предпочтение речным поездкам, особенно по Волге. Не раз бывал на Северном Кавказе для лечения, совершал круиз до Архангельска и Соловков. Бывая в городах, подмечал их сущностные проблемы как во внешнем облике, так и в настроениях жителей. Кострому называет «захолустьем», в Казани и Перми «нужна ещё и громадная масса культурной работы, чтобы хотя несколько облагородить как эти, так и другие наши города».

После 15 мая 1915 г. письма, вероятно, не сохранились. Поэтому пока неизвестна его повседневная жизнь, административно-педагогическая деятельность, научная сфера до самой смерти в марте 1917 г. Выявление источников, в том числе и делопроизводственных, как в Костроме, так и Рязани, следует продолжить.

Заключение

Использование источников личного происхождения, прежде всего, воспоминаний П.Н. Милюкова и Л.А. Колгушкина, дневника Н.Н. Пла-

тоновой, эпистолярного пласта, вышедшего из-под пера самого Н.Н. Шамонина, позволило существенно расширить наши представления о научной, профессиональной деятельности видного представителя семьи Шамониных, хотя и не в полной мере. Сестры Н.Н. Шамонина получили достойное образование в основном гуманитарно-педагогического профиля, что и позволило им реализовать свои стремления, обеспечить себе вполне достойное материальное положение и авторитет в педагогической среде.

Можно констатировать, что выдающиеся задатки к научной деятельности и организаторские способности Н.Н. Шамонина были реализованы далеко не в полной мере, как и административные стремления. Это же можно сказать и о его сестре Н.Н. Платоновой. Немало ценных сведений и наблюдений получаем из писем о провинциальном обществе, функционировании Костромской и Рязанской гимназий, участии Платоновых в судьбе своих родственников.

Тексты приведены к современным правилам графики и орфографии, сокращения раскрыты в квадратных скобках.

Примечания

1. По этому поводу Н.Н. Платонова записала 9 января 1892 г.: «Брат Коля переведен из Рыбинска в Сергиевский Посад» [10, с. 69].

2. Заметим, что Н.Н. Платонова (Шамонина) в 1881 г. окончила эту гимназию с золотой медалью.

3. Здесь и далее курсивом выделены цитаты из публикуемых писем и специально не оговариваются.

Список литературы

1. Галкина О., Бирюков А. История гимназического образования в Коломне // Коломенский альманах. 2004. № 8. С. 437-444.

2. Романов С.П. Становление и развитие гимназического образования в российской губернии в середине XIX - начала ХХ в. на примере гимназий восточной части Московской губернии и города Коломны // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1 (57). С. 71-77.

3. Помелов В.Б. Первая мужская гимназия в Вятской губернии (к 200-летию гимназического образования в России) // Вестник Вятского государственного университета. 2011. С. 155-163.

4. Ветчинова М.Н. История Курской мужской гимназии (XIX - начало XX в.) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1 (45). С. 206-215

5. Митрофанов В.В. Нижегородская мужская гимназия по воспоминаниям А.Я. Садовского (вступ. ст. , публик. , коммент. ) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 182-192.

6. Ростовцев Е.А. Надежда Николаевна Платонова (Шамонина): между семьей и наукой // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 4. С. 44-54.

7. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917): В 2-х т. / Сост. и авт. вступ. ст. М.Г. Вандалковская. М.: Современник, 1990. Т.1: (1859-1907). 445 с.

8. Академик С.Ф. Платонов: Переписка с историками: В 2т. / Отв. ред. С.О. Шмидт. М.: Феория, 2011. Т. 2. Кн. 1: Переписка С.Ф. Платонова и П.Н. Милюкова, 1886-1901. 320 с.

9. Макушин А.В., Трибунский П.А. Павел Николаевич Милюков: труды и дни (1859-1904). Рязань, 2001. 438 с.

10. Платонова Н.Н. Дневник (1889-1921) / Рук. проекта А.Н. Цамутали. Рязань: Первая образцовая типография. 881 с.

11. Пельман Р. Краткий очерк греческой истории / Пер. с нем. Н. Шамонина. М.: тип. А.И. Мамонтова и К0, 1890. 135 с.

12. Бузескул В.П. Введение в историю Греции: Обзор источников и очерк разработки греческой истории в 19 и в начале ХХ в. Изд. 3-е, перераб. Птг.: Типография М.М. Стасюлевича, 1915. 592 с.

13. Рец. на кн: Пельман Р. Краткий очерк греческой истории / Пер. с нем. Н.Н. Шамонина. М., 1890 // ЖМНП. 1891. №3. С. 219-220. Отд. паг.

14. Определения Ученого комитета Министерства народного просвещения // ЖМНП. 1891. № 4. С. 57.

15. История Греции со времени Пелопоннесской войны: Сборник статей / Перевод под редакцией Н.Н. Шамонина и Д.М. Петрушевскаго. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1896. Вып. 1. XXIV. 451. IV с.; Вып. 2. Х1Х, 502, II, [4] с.

16. М.О. [Рец.:] История Греции со времен Пелопоннесской войны. Сборник статей. Пер. под ред. Н.Н. Шамонина и Д.М. Петрушевского. Вып. П. М. 1896. Ц. 1 р. 75 коп. // Русские Ведомости. № 235, 26 августа.

17. История Римской республики по Моммсену / пер. [и предисл.] Н.Н. Шамонина. М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1900. Вып.1. Вып. 1: [Основы римской истории]: Эпоха сословной борьбы и объединения Италии; Эпоха завоеваний; Эпоха переворотов; Приложение]. 1900. XXIV, 529 с.

18. История римской истории / Пер. Н.Н. Шамо-нина. М.: Типогр. т-ва И.Д. Сытина, 1910. 529 с.

19. Формулярный список о службе учителя истории и географии Московской 6-й гимназии Статского советника Николая Николаевича Шамонина. ЦКЪ: http://ru.rodovid.org/wk/ (дата обращения: 19.12.2021).

20. Кузнецов А.А. Письма С.И. Архангельского С.Ф. Платонову (1923-1925) как историографический источник // Памяти академика Сергея Федоровича Платонова: исследования и материалы. СПб.: Любавич, 2011. С. 470-476.

21. Колгушкин Л.А. Воспоминания // Костромская старина. Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 20-24.

22. Колгушкин Л.А. Воспоминания // Костромская старина. Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1998. Вып. 4. С. 45-68.

23. Колгушкин Л.А. Воспоминания // Костромская старина. Краеведческий альманах Костромского

общественного фонда культуры. Кострома, 2002. Вып. 5. С. 41-158.

24. Митрофанов В.В. «... Попрошу Вас оказать нам с Вашей стороны возможное содействие»: письма Н.Н. Шамонина С.Ф. Платонову (вступ. ст., публик., ком-мент.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. №1. С. 8-15.

25. Митрофанов В.В. «Мы отправляемся в Кострому.»: некоторые факты из жизни Н.Н. Шамонина (вступ. ст., публик., коммент.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. № 5. С. 18-24.

Приложения № 1

Кострома 23 июня 1910.

На лето, милая Надя, мы оставались в городе, и знаешь, здесь не дурно: гимназия стоит на окраине города, на тихих улицах, и езды мало; при квартире палисадник, в просторном дворе расположен большой сад, так что обстановка почти сельская; к тому же мы не редко ездим за город. Зинино1 здоровье неважно; припадки, правда бывают не часто, но она сильно худеет; последнее время прописали массаж и электричество, но и от этого особых результатов, что-то не замечено. К лечению вообще она относится небрежно, аппетит плохой. Вот это всё, а также нежелание оставить её совсем без высшего образования всего больше и беспокоит нас. При её здоровье пустить в Москву одну нельзя, а о переводе что-то мало слышно. Писал я по просьбе Коли2 на Пасхе Анцыферову3 насчёт пособия на командировку и, кстати, просил поговорить с министром обо мне. Анц[иферов] ответил, что министр4 ничего не иметь против перевода; если его предложит попечитель5, а вакансии в Москве будут, по-видимому во II и IV гимназиях. Выйдет ли что из этого для меня - не знаю. На Рождестве и на Пасхе я говорил об этом в Округе, но по обыкновению ничего я тогда не добился. Думаю, ещё написать Исаенкову6 о последнем сообщении Анцыферова.

Борис7 кончил курс недурно (4 1/12 в среднем) и 12-го поехал держать экзамен по матем[атике] и франц[узскому] в младший специальный класс М[ихайловского] Корпуса8, а вчера прислал телеграмму, что принят и едет в плавание, которое продлится до августа. Лиза9 после операции чувствует себя хорошо, даже на лице заметно, только по обыкновению страшно суетится и оттого сильно устаёт. Я, говорят, выглядываю10 очень и чувствую себя бодро, только за три недели экзаменов сильно было устал. Завтра отправляюсь один на пароходе до Перми и обратно недели на две: нужно хорошенько проветриться, а то очень засиделся.

Зина11 мне тоже писала о своей квартире. Будущий год будет для неё очень тяжёл: дорогая квартира, расходы на обзаведение (напр[имер], фи-зич[еский] кабинет), не полное число классов; зато прошедший, кажется, впервые окупил себя. Как-то увеличится у неё число учеников? Возвращению Ниночки12 в СПб. я нисколько не удивляюсь, удивительно скорее то, что она прожила год в Москве.

Вот, кажется, и всё существенное, что можно знать о нашем житье-бытье. Поклон наш всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 1-2.

№ 2

Кострома. 14 июля 1910.

Милая Надя! Спасибо за пожелания. Поездкой своей я доволен: была хорошая погода, удобные переходы, недурная компания; ездил я 12 дней - с 24 июня по 6-е июля. На мой взгляд, да думаю и не только на мой, Кама куда более интереснее Волги. Познакомился я немного с Казанью, Пермью - и впечатление одно - нужна ещё и громадная масса культурной работы, чтобы хотя несколько облагородить как эти, так и другие наши города. Из поездки я, говорят, вернулся загоревшим и посвежевшим. Думаю, вообще, что подобные экскурсии на лето для нас всего полезнее. Зинино здоровье после месячного лечения электричеством и массажем, много лучше прежнего, что-то скажет зима? О Москве пока ни слуху, ни духу; пожалуй, придётся остаться здесь и эту зиму. В некоторых отношениях это жаль. Борис сначала, конечно, был очень доволен, поступлением, но первые письма его звучали довольно угнетенно: и тоскливо, и трудно, и даже голодно; впрочем, теперь он, кажется, начал примиряться с новым положением. От Зины, я получил на днях письмо из Ковно: она, по-видимому, довольна своей поездкой; только едва ли масса впечатлений позволит ей отдохнуть от зимней усталости, а ей так нужно запастись силами на предстоящий год. Лиза чувствует себя очень недурно. Наш поклон всем вам. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 4-4 об.

№ 3

Кострома. 31 июля 1910 г.

Милая Надя! Спасибо за память. Коле, судя по его нечастым письмам, живётся довольно тоскливо. Борис тоже пишет минорные письма и очень старается сократить недели на две двухмесячную компанию. Нельзя сказать, чтобы я это особенно одобрял. Не знаю, как-то ему это удастся. Зинино здоровье теперь довольно сносное, хотя временами и бывают небольшие недомогания. О переводе в Москву что-то ничего не слышно, и я порядочно занят теперь окончанием ремонта в гимназии и подготовительными работами к началу экзаменов и занятий. Вопрос только в том, не отложить ли их по случаю появившейся и у нас холеры. С Ильина дня жаркая до того погода, резко изменилась, и эта перемена отозвалась уменьшением числа холерных заболеваний. Теперь у нас почти ежедневно идут дожди, иной раз и очень сильные, и стало прохладно.

Осенью Лиза с Зиной собираются на неделю-на две съездить в Москву. Я тоже думаю съездить, пока на несколько дней: дела не позволяют дальше, а освежиться от провинциальной жизни время от времени необходимо. Я тоже не думаю, чтобы Зину старшую особенно освежила её поездка, скорее утомит и так не кстати. У С.Н13. в Нижнем я был проездом, всего на несколько часов, и мне показалось, что без Юры14 ей все-таки несколько спокойнее. Её по-

прежнему не покидает геройское мужество; вопрос только в том, как долго продержится её здоровье. Ещё более ненадёжна на мой взгляд Еленочка15 и здоровьем и настроением - естественный результат тяжёлого положения.

Наш общий поклон твоим. Всего хорошего. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 7-7 об.

2 8. 1910 Осташков. Тверской губ. Свапуща, имение кн. Шаховских. Её превосходительству Надежде Николаевне Платоновой. Штемпель Осташков 5 8. 1016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 8.

№ 4

Нас очень беспокоит, что уже месяц мы ничего не получаем от Коли. В последнем письме он говорил о намерении проехать на юг, в глубь страны, ещё не затронутую западным влиянием. Не случилось бы там чего с ним. К тому же газеты говорят о сильном наводнении, при котором погибло много народу. Нет ли у вас о нём каких сведений? Н.Ш[амонин] 14 VIII.17

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 9.

№ 5

Кострома, 4 ноября [ 19] 10.

Очень мне совестно перед вами, милая Надя, за эту историю глупца с надоедным Борисом. Воображаю, как она вам всем наскучила. Я, как тебе известно, с самого начала был против морского, и действительно оказалось, что жизнь в интернате для Бор[иса] с его неуживчивым характером прямо-таки не возможна, да и математику постигать вовсе нелегко. Точно так же я был против кавалерии: тот же интернат, верховая езда - вещь не легкая и не безопасная, нужны большие средства, да и вся жизнь -одно беспутство. Теперь на сцену выступило Александровское училище, о котором немного раньше сам же Борис писал, что там очень трудна строевая выучка; в авг[усте] туда поступил его товарищ, сын офицера, всё время мечтавший о военной службе, но и тот не выдержал тамошней муштры и, жертвуя при всём недостатке средств целым годом, решил в будущем году поступать в университет. Так вот я и прошу тебя убедительно объявить Бор[ису], что я не желаю (в попыхах) решать очень важного вопроса, перескакивая постоянно с одного решения на другое, а требую немедленного приезда его домой; лучше потерять один год, чем поспешивши с решением каяться всю жизнь. Нужно сначала осмотреться хорошенько, а потом уже решить окончательно. Думаю, так будет всего разумнее. Еще раз извини, что утруждаю тебя всем этим, хотя у тебя и своего дела больше, чем достаточно. Бывши в Москве, мы с Лизой были у ваших молодых, и Бор[ис] Константино-вич18 очень понравился.

Мой поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 10-10 об.

№ 6

Кострома. 4-Х! [ 19] 10. М. Посадская, 26. Платоновой.

Согласен [на] оставление Морского корпуса сыном Борисом. Шамонин19.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 11а.

№ 7

Кострома. 3 дек[абря] [1]910

Милая Надя, все старался ответить на письмо твоё от 5 ноября, но неделя 7-14 была занята, у нас историей посылкой учениками телеграммы С.А. Толстой20, 15-20 я сидел в суде присяжным, затем был занят разбором накопившихся за это время дел. Третьего дня я получил от Коли письмо, познакомившее меня с новой выдумкой Бор[са] насчет принятия им присяги и тотчас послал ему ультиматум -или основаться прочно в Корпусе и приняться как следует за занятия, или немедленно ехать, домой не мечтая ни о кавалерии, ни о пехоте. Если до Рожд[ества] он не оснуётся в Корпусе, я немедленно подам просьбу об его увольнении. Мне очень совестно, что он беспокоит тебя всеми этими глупыми историями и своими выдумками вводит тебя в неловкое положение, перед начальством Корпуса. Ехать ему перед Рожд[еством] в Москву к Зине не имеет смысла, так как она 12-го числа возвращается домой. Здоровье её в этом месяце, когда она начала несколько лечиться, по-видимому лучше: по крайней мере, припадков у неё давно не было. В своих письмах она все благодарит Наденьку за участие к ней в её одиночестве. Ещё раз прошу извинения за те хлопоты и беспокойство, которые доставляет тебе этот несносный Бор[ис]. Между прочим, я писал ему, что, если немедленно не уймётся, я буду убедительно просить тебя не пускать его больше к вам. Наш поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

Прилагаемую записку передай пожалуйста Коле. Н.Ш.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 12-12 об.

№ 8

Кострома, 23 янв[аря] [ 19] 11.

Милая Надя, сейчас только приехал Боря и рассказал свою глупою историю. Как ни как, а с Корпусом дело покончено и надоедать Вам своими приставаниями он больше не будет. И то хорошо. Он сам теперь говорит, что ему не было решительно никаких оснований уходить из Корпуса, но может быть выход этот и к лучшему. Что будет дальше неизвестно. Постараюсь только, чтобы он за это полугодие не избаловался совсем без дела, и чтобы у него вылетело из головы мысль о военной службе. Тебя и С[ергея] Ф[ёдоровича] ещё раз благодарю за внимание к нему и извиняюсь за причинённые им хлопоты и неприятности. Деньги, данные тобою ему, вместе с сим высылаю. Твой Н. Шамонин.

P.S. Зина чувствует себя много лучше: припадков у неё давно не было, лечится она довольно аккуратно, весела, в две последние недели прибавила в весе 5 фунт[ов]. Н.Ш.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 14.

№ 9

Кострома, 18 февр[аля] 1911 г.

Милая Надя, первый акт Борис[овой] Одиссеи с Корпусом закончен. Он писал ротному командиру насчет возвращения, но тот ответил, что это невозможно до июня и тогда всё нужно будет начинать сначала: пробное плавание и кадетство. Бор[иса] эта перспектива пока возмущает, не знаю, что будет дальше. Теперь он отсыпается, достал небольшой урок, участвует в любительских спектаклях и только. Думаю, в пост попробовать засадить его хотя бы за Энциклопедию права, но на особенный успех не рассчитываю: ужасный он шалопай. Авось хоть теперь немного поумнеет.

Зина на масляную в Москву не едет, думает лечиться здесь. Теперь наехали в виду забастовки студенты, а то ей приходилось совсем скучно: все сверстники было разъехались, и это не могло не отразиться на её настроении и здоровье. Это обстоятельство ещё больше усиливает обычное мое тяготение к Москве.

Наш общий поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 17-17 об.

№ 10

Кострома. 24 февр[аля] [ 19] 11 г.

Милая Надя, Исаенкову я писал на днях, но ответа пока не получил; как только получу, немедленно напишу вам.

Наш поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 19.

№ 11

Москва, 5 апр[еля] [ 19] 11 г.

Милая Надя, передай пожалуйста Серг[ею] Фё-дор[овичу], что я был сегодня в Округе и по обыкновению ничего определённого от Исаенкова не услышал, а попечителя не застал: он уехал в СПб. Исаен-ков советовал мне побывать в мае у попечителя.

Бор[ис] в субботу приехал домой из своей бессмысленной поездки. Сегодня Серёжа передал мне присланные ему Верой и Колей письма для Бориса. У Зины я застал здесь бронхит, из-за которого она с неделю как не выходит из дому. Домой думаю выехать в пятницу, если не получу телеграммы, что через Волгу переправы нет. Поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 15.

№ 12

Кострома 19 апр[еля] [ 19] 11 г.

Милая Надя! Очень благодарен Вам и С[ергею] Ф[едоровичу] за хлопоты о моих делах. Хотелось бы думать, что они увенчаются успехом, и мне удастся, наконец перейти в Москву. Что касается Коли, так с ним действительно на нашей памяти было два мозговых припадка и вот именно когда и при каких обстоятельствах. Первый позднею осенью 1906 г. закончился во внезапном обмороке, сопровождавшемся судорогами; призванный на совет доктор объяснил его тем, что за день за два перед тем Коля испытал сильное духовное потрясение: возвращаясь вечером с урока домой, он подвергся нападению кучки масте-

ровых, от которых спасся только быстрым бегством. Второй припадок случился на Рождестве 1907 г. Местный психиатр после исследования приписал его тому, что, Коля несколько дней перед тем не отходил от стола, занимался непрерывно своей японщиной и тем вызвал усиленный, прилив крови к мозгу, и рекомендовал ему на некоторое время прервать занятия и вообще избегать вина и курения. Я тогда же убедил его по приезде в СПБ. посоветоваться с тамошними психиатрами, но по-видимому, припадки потом не повторялись, и он совета моего не исполнил. Если хочешь, я еще раз напишу ему об этом прямо от себя. Вообще мы с Лизой не видим достаточных оснований считать его эпилептиком.

Как и вы с С[ергеем] Федоровичем], мы тоже не сторонники браков между близкими родственника-ми21, но что делать? Cousinagе - dangereux voisinage!22 Мне очень хотелось бы знать, как посмотришь ты на дело теперь - после моих сообщений. Всего лучшего. Наш привет твоим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 21-21 об.

№ 13

Кострома, 13 июля 1911 г.

Только в воскресенье вернулся я, милая Надя, из поездки в Казань, куда попал вместо намеченного раньше Архангельска, а числа 20-го думаю поехать, так на неделю, на съезд в Новгород23. Недельная поездка по Волге несколько освежила меня. Погода и у нас стоит ненастная: почти дня не проходит без дождя, но в городе этого не так заметно. Лиза и Зина временами бывают на даче у знакомых, а может быть тоже проедутся до Казани. Зинино здоровье и настроение лучше, заметна даже прибавка в весе. Борис готовится к экзамену в артиллерийское, а в случае неудачи думает поступать в Александровское в Москве. Зина в Москву в июле не собирается. Это предположение давно оставлено.

Что касается перевода, то конечно, я в нём не уверен, но думаю, что при желании Шевяков24 может сделать тут очень многое. Одна по крайней мере вакансия в Москве будет, но как говорил мне Тихоми-ров25, она по просьбе Георгиевского26 уже обещана кому-то казанскому директору, а теперь вопрос, кто окажется сильнее, бывший товарищ министра, или настоящий и кому будет отдано предпочтение, казанскому директору или костромскому. Во всяком случае в течение месяца это должно выясниться. Гораздо сильнее чем это беспокоит меня повторение дурноты Коли, и я пишу ему, чтобы он обратил на это побольше внимания и избегал по возможности всякого утомления и волнения; по-видимому, очень он утомился во время экзаменов. А с местом, к которому он так стремится, мне кажется, не беда будет и несколько повременить; меня это вовсе не так уж и беспокоит. Поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 23-23 об.

№ 14

Кострома, 11 окт[ября] 1911 г.

Милая Надя, не отвечал тебе до сих пор на письмо о Бор[исе], во-первых, потому, что ехали в СПб.

Лиза и Зина, которые могли рассказать всё происшедшее, а во-вторых, дело определилось только на днях, с принятием присяги; не знаю только на долго ли. Как теперь известно Бор[ис] всё время мечтал о кавалерии, и чтобы попасть в Тверское, заявил, что его не принимают в Александровское. Тогда, на основании моих слов Зина и Сережа предложили ему юриспруденцию, и он, избегая большого зла, помирился на Александров[ское]. Судя по письмам Зине мл[адшей], он в Тверь стремился, разыгрывал из себя франта, но ему назначена небольшая сумма в месяц, из которой он получает части по недельно, ропщет, но приходиться покоряться. Недавно у них в училище был великий князь, которому Бор[иса] фамилия напомнила С[ергея] Ф[едоровича] и меня, как костромского директора. Зина мл[адшая] в Москве по-видимому чувствует себя оживлённее, чем дома, даже поскольку лечится и заботится о своём питании. Устроились она с подругой, кажется недурно. А моя летняя история, насколько я мог понять её месяц назад из разных разговоров в Москве разыгралась таким образом: сначала округ, действительно думал представить меня к переводу в Москву, но потом мне и было поставлено в упрёк, то, что я не позаботился, ещё весною затушить раздутый досужею молвой инцидент некоего полоумного преподавателя с калекой учеником и моя кандидатура отпала. По-видимому, тут почему-то агитировал против меня и окружной инспектор Комарницкий27, известный и

С[ергею] Ф[едоровичу] по изданной под его редак-

„28 т

цией книге по устройству экскурсий . Тогда округ предложил специалиста по устройству последних, инспектора V гимназии29 Тарасова, но он был отвергнут Кассо30, указавшим на директора Вяземской гимназии Страхова31. Для Москвы это говорят было большою неожиданностью Злые языки объясняют её дружбой кандидата с личным секретарём Кассо Муратовым бывшим делопропроизводителем лицея. В разговоре об этом с Исаенковым я тут заметил, что раз идёт у нас реставрация Бурбонов и возвращение эмигрантов 1905 г., я конечно мало могу рассчитывать на успех. Всё это разумеется очень печально и с общей и с личной точки зрения, но что поделаешь?

Force mejeure!32 Во всяком случае переименовываться из-за этого, напр[имер] принимается за пропаганду потешных, я и не хочу и не могу. Подождём-увидим. А в Округе всей этой историей, по-видимому, порядочно сконфужены.

Очень сожалею, что из-за неотлаженных дел моих недовелось побывать у вас 11 -го сентября. Мой поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 25-26.

№ 15

Кострома, 6 февр[аля] [19]12 г.

Милая Надя, на этих днях я послал на твоё имя деньги для Коли, так как его адрес у меня затерялся, а он мне его, по моей просьбе не сообщил вновь.

Затем из Москвы, и по-видимому из довольно осведомленного источника я получил недавно не безинтересные сведения, которыми спешу поделиться с тобою: 1) очень болен директор 7-ой (дворянской) гимназии33, так что говорят об его отставке; 2)

, , 34

директор 11 -ой гимназии недавно назначенный туда из инспекторов лицея, ждёт только новых штатов, чтобы выйти в отставку; 3) оставлен на один год директор35 Медведниковской (крупно-буржуазной) гимназии36. Имей это пожалуйста ввиду.

Ещё маленькая просьба: известный С[ергею] Ф[едоровичу] доктор Скворцов37 о реферате которого недавно была довольно ядовитая рецензия в Ж[урнале] Министерства], просил меня передать С[ергею] Ф[едоровичу] его просьбу, если из юбилейной Комиссии Булыгина38 будет передан для просмотра и оценки, составленная Скворцовым История г. Костромы39, отнеслись к ней возможно снисходительно как к работе «в часы досуга» простого любителя. Наконец, еще вопрос: как вы с С[ергеем] Ф[едоровичем] смотрите на назначение молодых во Владивосток? Пока прощай. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 28-28 об.

№ 16

Рязань. 3 сент[ября] [19]12 г.

Милая Надя, само собою разумеется, я и хочу, и мо-

40

гу участвовать в помощи С. Н. , на первых порах указываемою суммою (15 руб.), а там, освоившись с новыми штатами и покрыв расходы по переезду и устрой-

41

ству на новом месте, я постараюсь увеличить её .

Теперь о другом. Твоё письмо из Ялты пролежало в Ессент[укской] Конторе целый месяц, хотя я и указал там свой адрес, и я получил его только по приезде в Рязань. Тут первое время я был очень занят, да и слышал, что ты вернёшься в СПб. только в конце августа, а потому не спешил с ответом. Как тебе известно, перевод в Рязань был для меня полной неожиданностью, неприятный, особенно по той возмутительной грубости, с какою он был произведён. Если бы мне его раньше предложили, я, пожалуй, не стал бы особенно возражать: все-таки Рязань, ближе к Москве. И не такое захолустье, как Кострома, затем Кострома, порядочно надоела Лизе и Зине, были у меня там некоторые инциденты с родителями из-за учителей, но зато за шесть лет я поставил гимназию по своему, изучил местные условия и общество кое с кем из него близко сошёлся, а в Рязани всё мне ново и чуждо, в гимназии десять лет директором был слабый старик42, при котором всё шло само собой, приходится много труда класть на упорядочение дела, не будучи нисколько уверенным, что тебя из-за каких-ниб[удь] пустяков или мелочей, а то и просто неизвестно почему не переправят в один прекрасный день в третье место, не говоря тебе ни слова. При таком положении совсем руки опускаются. Никакой нет охоты делать что-либо кроме необходимой текущей работы, не стоит тратить сил на такое дело. Чем собственно был вызван мой перевод, я и до сего собственно не знаю, но курьёзно, что вместе со мной, по-видимому, сюда переведён из Костромы и жандармский полковник, которому в департаменте полиции будто бы сказали, что переводят его в виду торжества 1913 г. как не специалиста по охране. Я лично даже рад, что не буду в Костроме в мае этого года: хлопот и беспокойств будет много, а за наградами я не гонюсь и в церемонмейстеры не гожусь. Откуда собственно исходила инициатива перевода из

СПб, или Москвы тоже пока не знаю. 8о1ашеп ш18еп8 8осю8 ЬаЪш88е ша1огиш43: кроме меня и рязанского коллеги также неожиданно переведён нынешним летом директор смоленской гимназии44 в Коломну, с смоленского реальн[ого] училища в Данков (Рязанская] губ[ерния]). Им пришлось ещё хуже моего.

Я лично после июльского воспаления поправился очень скоро и из Ессентуков вернулся, довольно свежим, только потом несколько устал из-за хлопо-тов по переезду на новом месте. Зине Ессентуки оказались совсем не кстати, и она там не только ничего не приобрела, но даже потеряла 7 фун[тов].

Затем в течение августа она вернула эту потерю, несмотря на утомление от переезда сюда. В общем я её теперешним состоянием и настроением скорее доволен. Теперь она с Лизой в Москве у доктора и для закупки мебели для громадной, для нас троих квартиры. Лиза по обыкновению с переездом очень устала. Всего хорошего. Поклон С[ергею] Ф[едоровичу] и детям. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 30-31 об.

№ 17

Рязань, 17 авг[уста] [19]13 г.

Всю эту неделю, милая Надя, я так был занят экзаменами и началом занятий, что не имел ни времени, ни сил ответить тебе.

Прежде всего поздравляю тебя и С[ергея] Ф[едоровича] с новой внучкой45. Уже до твоего письма я телеграфировал Коле о своем согласии быть крестным. Приехать в СПб. я могу не раньше последней недели августа, так между 27 и 29-м; нужна ещё неделя, чтобы сколько-ниб[удь] наладить занятия. Надеюсь, это будет не поздно. Точнее день определится на ближайшей неделе, и я тогда опять напишу. А пока доброго здоровья Верочке и новорождённой, поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 33.

№ 18

Рязань 26 ян[варя] [19]14.

Милая Надя, пишу тебе, ожидая у нас осенью крупных перемен. Я всё больше склоняюсь к мысли во что бы то ни стало осенью перейти в Москву. Основания для этого такие: мы с Лизой за отъездом Зины остаёмся в громадной квартире совсем одни; с обществом мы здесь сошлись ещё меньше, чем в Костроме; Лиза от этого очень скучает и хандрит. Я тоже чувствую себя тоскливо. Зину при состоянии её здоровья отпускать в Москву очень не хочется одну, а жить ей здесь одна тоска. Одна гимназия занять всё моё свободное время не может, использовать остаток его на какую-ниб[удь] интересную работу нет при данных условиях ни охоты, ни возможности; людей сколько-ниб[удь] подходящих по интересам я здесь не нахожу. Вывод один - уходить как можно скорее; и так я сижу в провинции уже восьмой год. На перевод в Москву после пятилетних безуспешных хлопот я не особенно теперь рассчитываю, остаётся идти в отставку и искать добавочного заработка к пенсии в 2000 - перспектива не из блестящих, но мне кажется, я ещё не настолько дряхл, чтобы не мочь прилично работать, работа подходящая должна найтись и в

крайнем случае я готов пойти и на это: но не оставаться же здесь при всех указанных условиях только из-за казённой квартиры и слишком уж безмятежной жизни. Но между переводом и отставкой есть нечто среднее; переход на подходящее место в другом ведомстве, напр[имер], мариинском - инспектора гимназии, инспектора классов института в Москве. Не могли бы в этом случае помочь мне вы с С[ергеем] Федоровичем]? Помнится, несколько лет назад ты меня спрашивала об этом от имени Барскова46, но я тогда отказался, рассчитывая на возможность скорого перевода в Москву. Теперь обстоятельства изменились, и я возвращаюсь к этой мысли. Поговори, пожалуйста, с С[ергеем] Федоровичем], нельзя ли тут чего-ниб[удь] сделать и напиши мне. Очень меня обяжешь. Поклон всем вашим. Твой Н. Шамонин.

В феврале Лиза, кажется, отправится в СПб. познакомиться с внучкой. Н.Ш.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 35-36 об.

№ 19

Пишу тебе, милая Надя, по поручению Зины, у которой сегодня не действует правая рука вследствие острого приступа ревматизма. Приехать на Масля-ной47 в СПб. она не может, так как на эту неделю у неё всегда остается много пансионеров. Твой Н.Ш. 15 февраля [1914].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 38.

№ 20

Рязань. 29 марта [19]15.

Милая Надя, в январе прошлого года отвечая на вопрос о переходе в Москву, ты писала, что положение дел может измениться, когда хотя только через год, теперь и я снова обращаюсь к вам с С[ергеем] Ф[едоровичем] с просьбою по возможности содействовать осуществлению этой старой моей мечты. Ну этим летом, не рассчитывая на это я совсем было решил выйти в отставку, но тут началась война, и мне показалось неудобным дезертировать до её окончания и полной ликвидации, и как знать, когда она окончится и насколько гладко пройдёт её ликвидация? Ведь из ума не идёт мысль о том, что было после Наполеона, Севастополя, Болгарской и Японской войн. Между тем здесь мы чувствуем себя ещё более одинокими, чем в Костроме, текущая работа моя еще менее удовлетворяет, литературная здесь крайне затруднительна, если не совсем невозможна, Лиза и Зина тоже порядочно скучают, а Зина собирается следующей зимой жить в Москве, пустить же её туда одну, особенно при её нездоровье очень нежелательно. Всё это вместе и заставляет меня ещё раз беспокоить вас моею просьбою. На всякий случай могу теперь же сообщить, что директор в Моск[овской] 6-ой гимназии недавно отпраздновал пятидесятилетие своей службы (фамилия его Ни-кольский48), а директор 11 -ой гимназии Гобза (из чехов, толстовского призыва) тоже близок к этому: в 1904 г. имел свыше 15 лет сидения в 1-ой гимназии он был переведён в открывавшуюся тогда 11 -ю.

Верочка писала, что вы опять едите на лето в Череповец к Чечулиным49. Мы, вероятно, проведём лето в Солотче50 подле Рязани, только я думаю не-

дели на две - на три съездить на С. Двину и Белое море.

Привет всем вам. Твой Н. Шамонин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 40-40 об.

№ 21

Рязань. 17 мая [19]15 г.

Благодарю тебя милая Надя, за хлопоты о моем злосчастном деле. Очень жаль конечно, что результаты получаются такие неважные, но для меня это не представляет особенной неожиданности. Поживём -увидим. Во всяком случае - радикальное средство-отставка у меня всегда остаётся под рукой.

Летом мы будем здесь на даче в Солотче (18 вёрст отсюда, но зимою я так устал и засиделся, что на месяц уезжаю в отпуск, сначала в Москву к Зине, потом думаю проехать по Волге от Твери до Ярославля (выше Рыбинска я никогда не бывал), затем по Сухоне и Двине в Архангельск и Соловки, назад по железной дороге до Ярославля, оттуда б. м. на старое пепелище в Кострому, а дальше в Нижний и наконец по Оке в Рязань. Зинино здоровье теперь лучше прежнего, но к сожалению, в это лето её не удалось отправить в Железноводск в санаторий к одному симпатичному доктору с которым мы познакомились в прошлом году, возвращаясь из Геленджика, а ей это очень не мешало бы: там бы её заставили бы полечиться как следует и пожить более гигиенично. Лиза продолжает жаловаться на подагрические боли, но лечится крайне небрежно и режима не признаёт никакого. Борис со своим транспортом теперь, по-видимому, опять в Люблине с Ольгой. Вот, кажется, и всё, что у нас есть нового. Всего хорошего. Поклон вашим. Твой Н. Шамонин.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 6076. Л. 42-42 об.

Примечания к приложениям

1. Шамонина Зинаида Николаевна - дочь автора письма, родилась 11 мая 1891 г. удочерена автором письма.

2. Шамонин Николай Николаевич (1888-1932) -усыновлен автором письма, будущий зять Н.Н. и С.Ф. Платоновых.

3. Анцыферов Сергей Иванович - директор департамента Министерства народного просвещения, действительный статский советник.

4. Шварц Александр Николаевич (1848-1915) -российский филолог-классик, заслуженный профессор Московского университета, министр народного просвещения (1908- 25 сентября 1910).

5. Жданов Александр Маркелович (1858-1914) -попечитель Московского учебного округа с 20 января 1907 г. по 9 января 1911 г.

6. Исаенков Владимир Дмитриевич - окружной инспектор (до 1896 г.), помощник попечителя учебного округа (1901), с сентября 1905 по 20 января 1907 г. управляющий Московским учебным округом, с 1914 г. в отставке.

7. Шамонин Борис Николаевич родился 11 мая 1891 г. - усыновлен автором письма.

8. Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус - начальное военное училище, был основан в 1845 г. Основание корпуса стало возможным благодаря крупным денежным пожертвованиям в размере 2 миллионов рублей ассигнациями, сделанным в 1836 г. воронежским помещиком, отставным генерал-майором Николаем Дмитриевичем Чертковым (1794-1852).

9. Шамонина (Воронихина) Елизавета Людвиговна (1858-1929).

10. Описка, нужно выгляжу.

11. Шамонина Зинаида Николаевна (1864-1940) -сестра автора писем.

12. Платонова Нина Сергеевна (1886-1942) -старшая дочь Н.Н. и С.Ф. Платоновых.

13. Шамонина (Иванченко) Софья Николаевна (1865-?) - жена брата автора писем Владимира (1860-1906), преподаватель гимназий в Нижнем Новгороде.

14. Шамонин Георгий (Юрий) Владимирович (1894-1944).

15. Шамонина Елена Владимировна (1886-?) -монахиня - племянница автора писем.

16. Текст на конверте. Дата на почтовом штемпеле.

17. Письмо на почтовой карточке.

18. Краевич Борис Константинович (1886-1947) -физик, педагог-математик, автор учебников по физике. Муж дочери Н.Н. и С.Ф. Платоновых Надежды (1890-1965).

19. Текст телеграммы.

20. Толстая Софья Андреевна (1844-1919) - графиня, супруга, ближайшая помощница и сохрани-тельница наследия Л.Н. Толстого.

21. Речь идет о браке Николая Шамонина и Веры Сергеевны Платоновой (1888-1944).

22. Le cousinage est un dangereux voisinage (французская поговорка) - родство двоюродных братьев и сестёр опасное средство. В ркп., сокращенный вариант.

23. Речь идет об Всероссийском Археологическом съезде.

24. Шевяков Владимир Тимофеевич (1859-1930) -русский протозоолог, член-корреспондент императорской Санкт-Петербургской академии наук (с 1908). В 1910 г. перешёл на работу в Министерство народного просвещения; с 1911 г. - товарищ министра.

25. Тихомиров Александр Андреевич (1850-1931) -доктор зоологии, в 1911-1917 гг. состоял попечителем Московского учебного округа.

26. Георгиевский Александр Иванович (18301911) - писатель и государственный деятель, в 18661870 гг. состоял редактором «Журнала Министерства народного просвещения», председатель ученого комитета (1873-1898), член Совета министра народного просвещения (с 1871 г.).

27. Комарницкий Валериан Ипполитович (1878-?) - инспектор Московского учебного округа

28. Труды Комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28-XII-1910 г. по 6-I-1911 г. / Под ред. В.И. Комарницкого и др. М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1911. 223 с.

29. Пятая гимназия отпочковалась от переполненной Первой, в 1870 г. переехала в отдельное здание, дом кн. Гагарина, на углу Б. Молчановки и Поварской.

30. Кассо Лев Аристидович (1865-1914) - российский юрист, Министр народного просвещения Российской империи (1910-1914).

31. Страхов Иван Сергеевич (1854-?) - директор вяземской Александровской гимназии с 29.09.1908 по 1911 г. Он будет назначен директором 2-ой Московской гимназии (Страхов И. С. Латинская грамматика / Сост. И. Страхов, дир. Моск. 2 гимназии. Ч. 1. М.: Кн. маг. В.В. Думнова п/ф. «Насл. бр. Салаевых», 1912. 24 с.)

32. Форс-мажор - (фр.)

33. Седьмая, в память Александра III, была на площади Страстного монастыря, Страстной, ныне -Пушкинской пл.

34. Гобза Иосиф Освальдович (1848-1927) - филолог-классик, кандидат историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1875-1887 гг. - директор Смоленской гимназии. В 1887-1907 гг. - директор 1 -й Московской мужской гимназии. В 1907-1918 (?) годах - директор 11-й Московской гимназии. Чех по происхождению.

35. Около 1912 г. директором гимназии стал Сергей Николаевич Эверлинг (1875-1956) вместо снятого «за либеральность» В. П. Недачина (1863-1936) -директор гимназии в 1901-1912 гг., преподавал русский и латинский языки. (Недачин Василий Павлович (российский педагог; 1863 -?) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.)

36. Девятая или Медведниковская (по имени жертвователя иркутского купца И.Л. Медведникова и его вдовы А.К. Медведниковой), учреждена по высочайшему повелению Николая II 8 июня 1901 г. Открылась гимназия 2 октября 1901 г. (Недачин В.П. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни Московской гимназии им. И. и А. Медвед-никовых. 1901-1904. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Ге-шеля, 1904. 348, 246 с.)

37. Скворцов Лев Петрович (1855-около 1920) -историк-краевед, член Костромской ученой архивной комиссии, земский врач уездной больницы, долгое время редактировал газету «Поволжский вестник», член Костромской губернской ученой архивной комиссии.

38. Комиссия по организации празднования 300-летия Романовых во главе с А.Г. Булыгиным. С.Ф. Платонов привлекался комиссией для пояснений императору во время пребывания его в Костроме

(Митрофанов В.В. С.Ф. Платонов о месте пребывания Михаила Романова до избрания его на царство // Историческая география: пространство человека У8 человек в пространстве: Материалы XXIII Международной научной конференции (Москва, 27-29 января 2011). С. 339-342).

39. Скворцов Л.П. Материалы для истории г. Костромы. Ч. 1. Кострома, 1913. 362 с.

40. Речь идет о Софье Николаевне Шамониной.

41. 14 сентября 1912 г. С.Н. Шамонина благодарила Надежду Николаевну: «Надюша, вижу твою заботу, чувствую, что ты всколыхнула, проездом через Москву Серёжу и Зину: оба они решили высылать мне ежемесячно - один 25, другая 15 р. для детей. Надо ли тебе говорить, как мне всё это тяжело, как страдает самолюбие - и нет сил отказаться от этого» (ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч.4. Д. 6116. Л. 40-41 об.)

42. Самойлович Н.Я. был директором гимназии с 25 августа 1902 по 1912 г.

43. Утешение для несчастных иметь товарищей по несчастью. Басня Эзопа «Зайцы и лягушки» заканчивается таким нравоучением. Она показывает, что бедствующие находят утешение в том, что другим приходится еще хуже.

44. Лебедев Александр Федотович был директором в 1907-1913 гг. Его сменил Эльманович Дмитрий Павлович (1853-?).

45. Шамонина Наталья Николаевна (1913-1980) -внучка автора писем и Платоновых.

46. Барсков Яков Лазаревич (1863-1937) - историк-архивист, археограф, делопроизводитель Государственного архива МИД (1908-1917).

47. Масленица - восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии.

48. Никольский Петр Петрович был директором 6-й гимназии с 1904 по 1915 г., до этого времени он был директором гимназии им. Г. Шелапутина.

49. Чечулин Николай Дмитриевич (1863-1927) -историк России (до XIX в.), служащий Имп. Публичной библиотеки (1896-1915), попечитель Вилен-ского учебного округа (1915-1917), член Археографической комиссии (с 1909 г.), чл.-кор. АН (1921).

50. Село Солотча выросло вокруг мужского Со-лотчинского Рождества Богородицы монастыря, основанного в 1390 г. рязанским великим князем Олегом Ивановичем - по преданию, на месте встречи князя и его супруги с двумя отшельниками, Василием и Евфимией.

«ABOUT MOSCOW UNTIL HEARING OR SPIRIT»: THE MAIN DREAM OF NN. SHAMONIN

V. V. Mitrofanov

University at the Interparliamentary Assembly of the EurAsEC

Representatives of the Shamonin family have done a lot in the field of Russian education, both in the capital and in the provinces. The most famous representative of the family, of course, is Nadezhda Nikolaevna, married to Platonov. Her older brother, who graduated from Moscow University, who showed organizational skills and a penchant for scientific work

during his student years, however, was connected with gymnasium education all his life. He is known primarily as the director of the Kostroma and then Ryazan gymnasiums. But he is also a professional translator of educational literature and scientific works. However, time has decreed that his name is rarely mentioned and remains little known.

With the involvement of his epistoli to the sister of N.N. Platonova, the daily life of the family of the director of a provincial gymnasium is revealed. One can judge about a large state-owned apartment, material wealth, the ability to travel, the education of children and their aspirations.

The greatest desire of N.N. Shamonin was to receive directorship in Moscow. This theme unites all his correspondence with the Platonovs. There are a lot of little-known facts about the movements of the directors of gymnasiums in Moscow, the vacancies that were opening. Which allows us to judge the system of gymnasium education in Russia at the beginning of the twentieth century.

Keywords: N.N. Shamonin, N.N. Platonova, education, provincial gymnasiums, everyday life, correspondence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.