Научная статья на тему 'Письма настоятельницы Ольгинского монастыря Веры к Надежде Николаевне платоновой как исторический источник по истории обители'

Письма настоятельницы Ольгинского монастыря Веры к Надежде Николаевне платоновой как исторический источник по истории обители Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Н. ПЛАТОНОВА / С.Ф. ПЛАТОНОВ / ИГУМЕНЬЯ ВЕРА / Л.А. МИХАЙЛОВА / ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПЕРЕПИСКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / N.N. PLATONOVA / S.F. PLATONOV / THE MOTHER SUPERIOR VERA / L.A. MIKHAILOVA / OLGINSKY CONVENT / TRANSFIGURATION CATHEDRAL / ARCHIVAL MATERIALS / CORRESPONDENCE / HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанов Виктор Владимирович

История Ольгинского монастыря на истоке Волги имеет небольшую историю, но и она до последнего времени была малоизвестной. Вводимые в научный оборот архивные материалы эпистолярного жанра, помогают раскрыть характер и деятельность настоятельницы обители игуменьи Веры, начиная с 1906 г. и до закрытия монастыря. Впервые приводятся важные сведения биографического характера осоциальной принадлежности ее семьи, образовании, начале послушнической жизни и облачения сначала в рясофор, затем в мантию. Публикуемые письма, которые до настоящего времени не привлекали внимания исследователей, раскрывают и существенно дополняют сведения о Н.Н. Платоновой жене С.Ф. Платонова. Именно он принимал главную роль в 1911-1913 гг. в разрешении финансовых вопросов, связанных с отделкой Спасо-Преображенского собора, привлечением известных мастеров для изготовления иконостаса. Между женщинами возникла активная переписка, которая продолжалась с 1911 по 1928 г. К сожалению, выявлены только письма игуменьи Веры, место хранения (если они целы) ответных продолжается. Несмотря на половинчатость эпистолярного источника он важен для понимания миросозерцания героинь, жизни монастыря и сестер на протяжении большого временного отрезка. Связующим звеном в их взаимоотношениях все это время являлась выпускница Женского педагогического института, много лет прожившая в монастыре и принявшая там облачение в рясофор, Л.А. Михайлова. Публикуемые письма позволяют в некоторой степени раскрыть неординарность личностей, как автора, так и адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Letters by Vera the Mother Superior of the Olginsky Convent toNadezhda Platonova as a Historical Source forthe Convent History

The history of the Olginsky convent situated on the rise of the Volga is not long and until recently it has been little known. The archival materials of epistolary genre help to reveal the nature and activity of the convent Mother Superior Vera from 1906 until the convent was closed. For the first time it provides important biographical information about the social status of her family, education, early probational life and first wearing a frock, then the sacred vestments. The published letters, which have not attracted the attention of researchers before, reveal and essentially supplement information about N.N. Platonova the wife of S.F. Platonov. It was him who played a major role in solving financial issues of 1911-1913 connected with the Transfiguration Cathedral finishing and the involvement of well-known masters to produce the iconostasis. There was an active correspondence between the women, which lasted from 1911 to 1928. Unfortunately, we have identified only the letters by the Mother Superior Vera, we continue to look for the storage of response ones if they are survived. Despite the half-epistolary nature of the source it is important to understand the worldview of heroines, the life of the convent and sisters over a long period of time. The link of their relationships was a graduate of the Women's Pedagogical Institute, who lived in the convent for many years and took wearing a frock there L.A. Mikhailova. The published letters allow to some extent revealing extraordinary personalities of both the author and the addressee.

Текст научной работы на тему «Письма настоятельницы Ольгинского монастыря Веры к Надежде Николаевне платоновой как исторический источник по истории обители»

Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 2. С. 215-229.

ИСТОЧНИКОВЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ

ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ ОЛЬГИНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВЕРЫ К НАДЕЖДЕ НИКОЛАЕВНЕ ПЛАТОНОВОЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ

В .В. Митрофанов

Филиал Южно-Уральского государственного университета (Научно-исследовательского университета)

в г. Нижневартовске, Нижневартовск, Россия

История Ольгинского монастыря на истоке Волги имеет небольшую историю, но и она до последнего времени была малоизвестной. Вводимые в научный оборот архивные материалы эпистолярного жанра, помогают раскрыть характер и деятельность настоятельницы обители игуменьи Веры, начиная с 1906 г. и до закрытия монастыря. Впервые приводятся важные сведения биографического характера осоциальной принадлежности ее семьи, образовании, начале послушнической жизни и облачения сначала в рясофор, затем в мантию. Публикуемые письма, которые до настоящего времени не привлекали внимания исследователей, раскрывают и существенно дополняют сведения о Н.Н. Платоновой - жене С.Ф. Платонова. Именно он принимал главную роль в 1911-1913 гг. в разрешении финансовых вопросов, связанных с отделкой Спасо-Преображенского собора, привлечением известных мастеров для изготовления иконостаса. Между женщинами возникла активная переписка, которая продолжалась с 1911 по 1928 г. К сожалению, выявлены только письма игуменьи Веры, место хранения (если они целы) ответных продолжается. Несмотря на половинчатость эпистолярного источника он важен для понимания миросозерцания героинь, жизни монастыря и сестер на протяжении большого временного отрезка. Связующим звеном в их взаимоотношениях все это время являлась выпускница Женского педагогического института, много лет прожившая в монастыре и принявшая там облачение в рясофор, Л.А. Михайлова. Публикуемые письма позволяют в некоторой степени раскрыть неординарность личностей, как автора, так и адресата.

Ключевые слова: Н.Н. Платонова, С.Ф. Платонов, игуменья Вера, Л.А. Михайлова, Ольгинский монастырь, Спасо-Преображенский собор, архивные материалы, переписка, исторический источник.

В последние годы появились интересные работы Е.А. Ростовцева о дневнике Надежды Николаевны Платоновой [Ростовцев: 2006; Ростовцев: 2011; Ростовцев: 2013]. Хронологически «Дневник» охватывает период с сентября 1889 г. по ноябрь 1921 г., хотя и с перерывами, поражает его объем - около 40 печатных листов, многообразие тематики, но «двумя существенными темами "Дневника" на протяжении всего времени записей остаются политическая жизнь, отношения между обществом и властью и историческая наука, отношения внутри корпорации историков» [Ростовцев: 2006, С. 270-271]. Публикации актуализировали внимание к этой интересной и не до конца изученной личности, которой не удалось в полной мере реализовать свой природный дар ученого-исследователя. Поэтому больше она известна как жена выдающегося историка С.Ф. Платонова. Следует заметить, что появление самого дневника ждут с нетерпением ученые, представляющие разные направления научного знания. Немало нового о Н.Н. Платоновой содержат и публикуемые

в приложении письма, они позволяют дополнить известные факты из ее жизни, круге общения.

Надежда Николаевна происходила из дворянского рода Шамониных, записанного в «тамбовское дворянство», но «в пореформенное время» он, «вероятно, уже не сохранил состояния» [Ростовцев: 2011, С. 44]. У Николая Ивановича и Надежды Дмитриевны Шамониных родились Николай (1858-1917) (учитель, директор Костромской и Рязанской мужских гимназий), Владимир (1860-1906), Надежда (1861-1928), Зинаида (1864-1940) (создала мужскую гимназию в Москве), Софья (1867-1921) (работала в Московской Покровской гимназии), Сергей (1868-1916). Все они в той или иной степени оставили определенный след в науке, краеведении, истории ряда гимназий и школ Москвы, Костромы и Рязани. Сведения о них постепенно пополняются и вовлекаются в научный оборот.

Например, Н.Н. Шамонин, выпускник московского университета, однокурсник П.Н. Милюкова. Известный историк, авторитетный политик

позже отвел немало страниц о своих отношениях, впечатлениях о студенческом товарище, дал ему замечательную характеристику, отметив выдающиеся организаторские задатки в известных воспоминаниях [Милюков: 1990, С. 45]. Немало интересных сведений о костромском периоде жизни Н.Н. Шамонина находим в опубликованных материалах личного происхождения Л.А. Колгушкина [Колгушкин: 1992, С. 20-24; Колгушкин: 1992, С. 45-68; Колгушкин: 2002], бывшего в то время гимназистом. Н.Н. Шамонин был среди активных организаторов IV Областного Археологического съезда, проходившего в Костроме в 1909 г. [Митрофанов: 2010; Митрофанов: 2016].

Надежда Шамонина, еще слушательницей Высших Женских Бестужевских курсов, познакомилась с С.Ф. Платоновыми в 1885 г. вышла за него замуж. Важные сведения о семейных делах, научных изысканиях находим в упомянутых публикациях А.Е. Ростовцева. Можно говорить об определенных научных достижениях Н.Н. Платоновой. Свидетельством этому является известный факт - за труд о писательнице Кохановской (Н.С. Соханской) [Платонова: 2009] она была удостоена Ахматовской премией Академии Наук. Заметим, что список ее работ не полный. Следует согласиться с А.Е. Ростовцевым, заметившим, что «личность Надежды Николаевны сама по себе заслуживает того, чтобы стать объектом специального исследования» [Ростовцев: 2011, С. 44].

Неординарность Надежды Николаевны заметил еще В.Г. Дружинин, отметивший, что «по знаниям и способностям она была "звездочкой" на Курсах, прекрасно владела древними языками» [Деятели: 2008, С. 473].

В последние годы вовлекается в научный оборот и эпистолярный пласт Н.Н. Платоновой [Письма: 2005], который все чаще привлекает исследователей. Именно ее письма Е.В. Шамони-ной позволили внести ясность в дискуссионный вопрос о времени прибытия на отдых ее с детьми, возвращении мужа из заграничного путешествия, месте, где они поселились, бытовых условиях, археологическом раскопе, проведенном С.Ф. Платоновым в Валуйках в 1909 г. [Акиньшин: 2011; Захарова 2014; Митрофанов: 2015, С. 115].

Сведений об игуменье Волго-Верховского Ольгинского монастыря Вере немного, например, в 1907 г. указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила «мещанка Вера». 30 апреля 1911 г. игуменья Вера ездила в Москву «для принятия жертвуемой иконы». В декабре 1914 г. по представлению Осташковского отделения Тверского епархиаль-

ного училищного совета игуменья Ольгинского монастыря Вера получила «почетное звание попечительницы Волго-Верховской церковно-при-ходской школы». Служение же ее по организации и строительству монастыря, а с 1920-х гг. общины, становится известной из публикуемых архивных материалов, которые отложились в основном в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки и Государственном архиве Тверской области [Митрофанов: 2016, С. 31-37].

Даже годы ее жизни были не известны. Сегодня есть возможность, основываясь на архивных материалах, устранить многие пробелы, прежде всего биографического характера. Действующая игуменья монастыря София любезно предоставила нам копию документа, имеющего название: «Послужной список о настоятельнице и монашествующих Волговерховского Ольгинского (бывш[его] Спасо-Преображенского) общежительного женского монастыря, Осташского уезда за 1912-й год»1, где имеются важные сведения об игуменье Вере. В 1912 г. ей было 56 лет, следовательно, год ее рождения 1856. В графе «где и чему обучалась» записано: «домашнего образования». Под ним следует понимать, что умеет читать и писать, т. е. обучали домашние или деревенские грамотные люди. Обнаруженные немногочисленные письма, написанные ее рукой, свидетельствует о ее действительно скромном образовании. Слова, как и предложения не отделяются, написаны по принципу «как слышу, так и пишу». Этот же документ позволяет указать на крестьянское происхождение матушки Веры, до пострига, в миру, носила имя Ксения, была незамужняя - «девица». А поступила на испытание в число послушниц Казанского монастыря 1 октября 1873 г. Возникает вопрос, что послужило причиной такого важного шага любого человека в столь юном, в 17 лет, возрасте. 9 марта 1882 г. «по увольнении» была определена в число послушниц, там же 7 декабря «облачена в рясофор». Пострижение было в Казанском Вышневолоцком монастыре, основанного в 1872 г., 11 сентября 1898 г. Публикуемые материалы существенно дополняют немногочисленные сведения об этой служительнице делу духовного устройства в Осташкинском уезде.

В 1906 г. была основана Волговерховская Спасо-Преображенская община, куда Вера была назначена начальницей. За свои духовные тру-

1 По сведениям, полученным от игуменьи Софии (за это выражаю ей и обнаруживший документ монахини глубокую признательность), материалы хранятся в Государственном архиве Тверской области. К сожалению, точно указать, кроме номера листа, точных сведений о фонде и № дела пока нет возможности.

ды получила 9 мая 1909 г. награду «наперстный крест» (четвертая по порядку награда после набедренника, скуфьи и камилавки), а вскоре указом Святейшего Синода от 19 сентября этого же года община была «обращена в общежительный монастырь с тем же наименованием». Через два года 27 мая 1911 г. матушка Вера возведена в сан игуменьи. Монастырь, под ее руководством и трудами всех там пребывающих сестер, быстро рос, например, в 1912 г. в нем было уже 28 монахинь и послушниц. Из «Ведомости о Волговерховском Ольгинском (бывш[его] Спасо-Преображенском) монастыре за 1912-й год» под пунктом «А» указано, что «посреди монастыря строится каменный храм трехпрестольный: главный престол в честь Преображения Господня, правый престол в честь Св. Благоверной и Равноапостольной Княгини Ольги, левый престол во имя Св. Предтечии Кре-стител Господня Иоанна.

В 1907 г. выстроена одноэтажная деревянная церковь в западной части монастыря, во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящена в 1908 г. 27 июля.

К западу от монастыря на истоке реки Волги устроена деревянная часовня».

Из пункта «Б» документа - «Здания монастыря» узнаем следующие сведения: «На северной стороне монастыря находится корпус одноэтажный деревянный, в котором помещаются трапезная и кухня, построен Строительным комитетом, длиною 8 саженей, шириною 3 сажени, крыша деревянная.

На южной стороне монастыря стоят два корпуса - деревянный двухэтажный, построен в 1907 г., в нем помещаются кельи настоятельницы и сестер; 2-й одноэтажный, построен в 1907 г., в нем помещаются сестры. Крыши на них деревянные.

К западу устроен деревянный двухэтажный корпус, в котором находятся помещения для священника и для приезжающих; окончен постройкой в 1910 году, крыша деревянная.

На северо-востоке стоит одноэтажный деревянный корпус, в котором находятся кельи сестер и просвирня, выстроен в 1907 году, крыша деревянная.

Там же устроен одноэтажный дом для рабочих, скотный двор и сараи для сена и экипажей.

Кроме упомянутых зданий, внутри монастыря находится один деревянный хлебный амбар.

На восточной стороне в 1911 году устроена деревянная баня, крыша на ней деревянная.

При Спасо-Преображенском монастыре имеется кладбище, площадью в 1 десятину, расположенное в 1 'Л верстах от монастыря. Кладбище

обнесено земляным валом и рвом». Под документом стоят подписи настоятельницы монастыря игуменьи Веры и казначеи указной послушницы Анисии.

Этот документ, вероятно, первый обстоятельный отчет о первых годах истории монастыря и времени активного его развития под руководством настоятельницы Веры. Как видно, сделано было немало. Вырисовывается продуманный план размещения культовых зданий, строений для размещения сестер, хозяйственных построек. Это строительство свидетельствует о распорядительности, знании настоятельницей дела и монастырской жизни, ее организаторских способностях. Планы по развитию и расширению обители постепенно находили реальное воплощение в жизнь. Многие годы послушничества и монастырской жизни Веры способствовали формированию этих деловых качеств, которые были реализованы на этом этапе развития обители и были использованы в дальнейшем. Но, следует заметить, что время активного развития монастыря относится именно к этому времени. Главное же дело - это строительство и отделка главного храма, к которому подключился и С.Ф. Платонов, успевший сделать буквально за 2 года огромный масштаб работы по привлечению средств и мастеров для отделки храма, предполагавшейся постройке каменного ограждения монастыря. Но этот этап не был завершен, он прерван началом Первой мировой войны, затем революциями, Гражданской войной.

История строительства Преображенского собора в Ольгинском монастыре в верховьях Волги только становится объектом специального исследования, как и определение круга причастных к этому лиц, имена которых остаются малоизвестными. Большой массив письменных источников эпистолярного жанра по этому вопросу отложился в личном фонде Сергея Федоровича Платонова. Эти интересные материалы по истории Ольгин-ского монастыря активно вовлекаются в научный оборот. В одном из номеров журнала «Magistra Уйае» опубликован массив писем Л.А. Михайловой, адресованных С.Ф. Платонову [Митрофанов: 2017, С. 176-196]. В этом же году вышли из печати первая подборка ее писем Н.Н. Платоновой [Митрофанов: 2017, С. 206-228].

Настоятельница Ольгинского монастыря Вера писала в 1912 г. С.Ф. Платонову: «11-го числа сего декабря нами получен указ из Консистории, список вновь утвержденных архиереем членов Осташковского комитета по постройке каменного храма на истоках реки Волги. Среди членов это-

го комитета мы с большою радостью прочитали и Ваше имя, глубокоуважаемый Сергей Федорович. Председатель комитета - б[ывший] земский начальник Вараксин. Вообще подбор членов нового состава Комитета таков, что теперь без совета с членами комитета я ничего не буду предпринимать»1. С.Ф. Платонов после начала его деятельности в интересах монастыря предпринял решительные меры по исправлению дел с финансированием строительства, и ему удалось многое [Митрофанов: 2016, С. 23-40].

Переписка с С.Ф. Платоновым была насыщенная и регулярная. Выявлены и ответные письма Сергея Федоровича, которые хранятся в архиве г. Твери [Митрофанов: 2017, С. 60-108].

В настоящей публикации мы предлагаем проследить историю обители по письмам настоятельницы Ольгинского монастыря Веры, адресованных Надежде Николаевне. Переписка продолжалась почти 17 лет, с 1911 по 1928 г., насчитывает 21 письмо, написанных писарской рукой и одно игуменьей. Все письма подписаны рукой настоятельницы - Вера. Имеются многочисленные упоминания об ответных (№ 4, 7, 9, 10, 12, 15, 17, 18, в № 14 упоминается переданный привет через монахиню, побывавшую у Платоновых), но к настоящему времени этот пласт писем не обнаружен. Поиски продолжаются.

Основные темы писем: жизнь и проблемы монастыря, быт монахинь, состояние здоровья и занятия Л.А. Михайловой, которую Надежда Николаевна опекала многие годы. Такая забота о слушательнице Женского педагогического института, директором которого был С.Ф. Платонов, объясняется чертами характера Н.Н. Платоновой - отзывчивостью, человеческим участием. Кроме того, нужно упомянуть, что одна из ее племянниц, дочь рано умершего брата Владимира Елена, 1904 г. рождения, ушла в монастырь. Этот уход рассматривался в семье как знак определенного укора и воспринимался болезненно, вызывая у старших чувство вины.

Вот некоторые факты, повествующие о монастырской жизни: «Нашему монастырю выдали сборную книжку на одну Тверскую губернию (письмо под № 4), «на строящемся храме красят купола, почтовое отделение строится» (письмо под № 5), интересны сведения об организации службы в монастыре, назначении священника, пожертвованиях или вкладах для собора: иконы, иконостаса, венчика. Из писем узнаем ряд важных сведений, касающихся монастырской жизни, взаимоотношениях между монахинями, мона-

1 ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 2476. Л. 11-12 об.

стырем и жителями деревни. Интересны факты о трудностях жизни монахинь в годы Первой мировой войны, о том, как складывались отношения монастыря с новой властью, о начале кризиса монастырской жизни, о преобразовании монастыря в трудовую коммуну.

В переписке говорится и о взаимных подарках. В частности, Надежда Николаевна посылала чай, сахар, иногда деньги, а со стороны игуменьи узнаем о «принятом теленочке», посланных двух индейках, «маленькой посылочке». Заметим, что ряд писем адресуются одновременно Надежде Николаевне и Сергею Федоровичу, при этом они именуются «благодетелями» (письма № 4, 14, 15, 17, 18, 20-23). Иногда адресатами были Надежда Николаевна и дочь Платоновых - Вера Сергеевна (письма № 1, 5). Кроме того, в ряде писем в заключении игуменья передает приветы детям Платоновых.

Надежда Николаевна и игуменья Вера встречались на квартире у Платоновых во время приезда в Петербург по делам монастыря и во время летних отпусков в Свапуще. Переписку нельзя назвать активной, в год по 1 или 2 письма, только в 1916 - 4, а с 1921 по 1925 г. был и перерыв, во всяком случае, письма за это время отсутствуют. Этот пробел восполняют приготовленные к публикации письма Л.А. Михайловой2.

Между женщинами были и некоторые секреты, например, о жизни Л.А. Михайловой («пишу плохо, но сама, чтобы этого никто не знал» - письмо № 6). Можно говорить, что между ними сложились теплые отношения, которые продолжались до смерти Надежды Николаевны, судьба же игуменьи Веры остается пока неизвестной. В последнем письме от 13 июля 1928 г. Л.А. Михайлова писала С.Ф. Платонову: «все у нас закрыто, ликвидировано, м[атушка] Вера, м[атушка] Антонина и еще несколько сестер взяты в исправительный] дом. Б[ыть] м[ожет] та же участь постигнет и меня. Жду с минуты на минуту»3. Арестуют вскоре и выдающегося ученого с двумя дочерями [Брачев: 2005].

Что же способствовало столь длительному знакомству и продолжительной переписке казалось бы разных людей? Надежда Николаевна из дворян, получившая хорошее образование, занималась научной работой, жена действительного статского советника, известного ученого с мировым именем, жившая в столице, имевшая среди друзей и знакомых людей, составлявших цвет российской науки, видных деятелей культуры и известных полити-

2 См.: ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 4. Д. 5954-5958.

3 ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 2. Д. 3573. Л. 59-60.

ческих деятелей. Ее муж занимал высокие должности, находился под руководством августейших особ. Игуменья Вера, из простого сословия, по -сути, не имевшая образования, всю жизнь провела в далекой провинции, в юности ушла в монастырь, где и провела всю оставшуюся жизнь. Ответ один. Желание жить по христианским заповедям, приносить добро людям.

Публикуемые материалы дополняют упомянутую переписку игуменьи с С.Ф. Платоновым, и письма ему председателя Осташкинского строительного комитета А.Н. Вараксина [Митрофанов: 2016, С. 23-40] и Л.А. Михайловой с Платоновым и будут способствовать написаю новых страниц истории Волго-Верховской обители. Информация, содержащаяся в письмах восполняет неизвестные факты из жизни Н.Н. Платоновой и игуменьи Веры. Семья же Платоновых предстает перед нами как истинно христианская и благодетельная.

Письма публикуются по правилам современной орфографии с сохранением стилистических особенностей текста. Даты, обозначенные в квадратных скобках восстанавливаются по содержанию писем и другим упомянутым эпистолярным источникам. Сокращения раскрываются в квадратных скобках. В публикации отсутствуют тексты на конвертах с указанием адреса (Л. 2, 4, 7, 10, 13, 17, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 45, 48, 50, 52, 55, 57, 59).

Письма игуменьи Веры Н.Н. Платоновой № 1

Настоятельница Волго-Верховского Спас-Преображенского монастыря. Г Осташков.

Высокоуважаемые Надежда Николаевна и Вера Сергеевна!

Поздравляю Вас с днем Вашего Ангела, от всей души желаю Вам встретить и провести в радости в добром здравии и во всяком благополучии, таково желание не только мое, но и всей Обители нашей, которая горячо молится за Вас за Ваше счастье и благополучие, призывая на Вас Божие благословения и выражая Вам глубокую благодарность за Ваши великие милости, оказанные нашей бедной обители.

Высокоуважаемого Сергея Федоровича с дорогою семьей поздравляю с дорогими именинницами.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Пре-ображенского монастыря Игуменья Вера с сестрами моими. Вера.

1911. 15-го сентября.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 1-1об.

№ 2

Ваше Превосходительство, высокоуважаемая благодетельница Надежда Николаевна!

Поздравляю Вас с днем Вашего Ангела, который от всей души желаю встретить и провести в радости, добром здравии и всяком благополучии.

Таково желание не только мое, но и всей обители нашей, которая горячо молится Господу за Вас и за Ваше счастье и благополучие, призывая на Вас благословение Божиеи выражая глубокую благодарность за все милости, оказанные Вами нашей обители.

Еще поздравляю Вас с дорогими именинницами Верой Сергеевной и Надеждой Сергеевной.

Затем пребываю богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Преображен-ского монастыря Игуменья Вера со всеми сестрами моими. Вера.

Г. Осташков, Тверской губернии. [сентябрь 1912].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 3-3об.

№ 3

Высокоуважаемая и дорогая Надежда Николаевна со всем дорогим семейством Вашим!

Благословения Божия да прибудут с Вами! Я, сестры и Лидия Алекс[андровна] все шлем свой сердечный поклон и желаем Вам милости Божией.

Дорогая Надежда Николаевна, я отправила Вам посылочку по малой скорости; при сем посылаю дубликат; это принятый теленочек, которого поили 14 дней молоком. Одного приняли для Лидии Александровны, а другого посылаем Вам. Лидия Александровна говорит, что мясо очень вкусное; только простите, что по малой скорости, сестры ошиблись: я сказала - багажом, а они послали малой скоростью да выписали весь адрес, нужно бы только на предъявителя. У нас с Лидией Александровной теперь очень много дел, пишем отчеты к Новому году.

Затем пребываю богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Преображен-ского монастыря Игуменья Вера. Декабрь. 1912.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 5-5 об.

№ 4

Высокочтимые наши благодетели Надежда Николаевна, Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими!

Милось Божия да пребудут с Вами!

Уведомляю Вас, что письмецо Ваше я получила. Слава Богу, что Господь благословил Надежду Сергеевну наследником1; дай ему Бог расти на радость своим родителей, также и дедушки с бабушкой.

Сестра моя и Лидия Александровна, шлют Вам свой привет и поздравляют с внуком. Здоровье Лидии Александровны по погоде: погода хорошая, и Лидия Александровна чувствует себя хорошо, плохая погода - и ей хуже. Еще могу сообщить о том, что нашему монастырю выдали сборную книжку на одну Тверскую губернию. Конечно, назначенные сестры скорбят: Тверская губерния, бедная. Ну, что Господь даст!

Затем пребываю богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Преображен-ского монастыря Игуменья Вера.

Г. Осташков, Тверской губернии. [январь 1913].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 8-8об.

№ 5

Досточтимая и многоуважаемая Надежда Николаевна и Вера Сергеевна!

Милость Божия да пребудут с Вами!

Поздравляю Вас с днем Вашего Ангела, и от всей души желаю Вам встретить и провести сей день в радости, добром здоровье и всяком благополучии. Такого поздравление не только мое, но и всех сестер обители нашей, которые всегда помнят Ваши милости и долгом считают молиться за Вас. Еще приношу Вам глубокую благодарность за все Ваши великие милости, за радушный прием, за угощение и расположение2.

Доехала я до своей обители, Слава Богу. На строящемся храме красят купола, почтовое отделение строиться. Погода в настоящее время стоит хорошая, по утрам бывают большие морозы. Сестры рубят капусту, и Лидия Александровна помогает им. Посетителей теперь никаких не бывает.

Сергея Федоровича, Нину Сергеевну, Наталью Сергеевну, Марию Сергеевну и Мишеньку поздравляем с дорогими именинниками.

Затем пребываю Богом Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря Игуменья Вера со всеми сестрами своими.

Г. Осташков, Твер[ской] губ[ернии]. [ноябрь 1913].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 11-12.

1 27 декабря 1912 г. (9 января 1913) родился сын Алексей Краевич.

2 Игуменья Вера по делам монастыря посетила столицу, где

при содействии С.Ф. Платонова была принята в св. Синоде.

№ 6

Ваше превосходительство, дорогая и добрейшая наша благодетельница Надежда Николаевна со всем дорогим семейством Вашим.

Буди с Вами Божие Благословение. Долго от Вас не получали весточки и все лето Вас вспоминали. В обители пока все по старому. Нового вот что Лидия Александровна жила у нас 3 года тихо, как свеча горела перед иконой, а теперь она стала жить иначе, к этому послужил таким случай. У нас на даче заведено маленькое хозяйство, так посеян хлеб и пасется наш скот. Это от монастыря 2 версты. Приходится жить сестрам, жили они в шалашике, сделанном кое с каких досок. Им там было холодно ночевать, на них лил дождь и в силу необходимости, я была вынуждена выстроить там домик, и он вышел хорошеньким - 4 комнаты. И вот ко мне приехала из Москвы одна моя знакомая вдовушка и ей очень у нас понравилось. У нее есть один сын студент, и он больной чахоткой и даже кашляет кровью.

Она стала просить меня, чтобы я взяла его на лето, она будет платить мне за него 25 руб. в месяц. Я по своей бедности и согласилась. Вот он и живет у нас уже три месяца. Вот Лидия Александровна с ним и познакомилась и собирается за него замуж. Он ей обещает, что через год, он кончает ученье и будет профессор. Мать у него бедная, отец был артельщиком, помер 3 г. тому назад и матери хозяин платит 70 руб. на месяц. Так что им приходится жить аккуратно, снимали маленькую квартиру, платили 25 руб., а теперь сняли комнату, потому что не хватает им этого на содержание. Мы Лидии Александровне говорим, что Вы и он больные, куда Вам выходить замуж. Она говорит в счастливой жизни и болезнь пройдет. Замуж собирается на будущий год, а теперь будет с ним продолжать переписку3.

Дорогая Надежда Николаевна так это для монастыря неудобно. Простите меня ради Бога, что я Вам написала все подробно.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Пре-ображенского монастыря Игуменья Вера.

3 По этому поводу сама Л.А. Михайлова в письме Надежде Николаевна писала: «В монастырской горнице дачничает некий московский студент-химик, с которым мы ведем продолжительные беседы и прогулки, и его присутствие меня, хотя несколько переносит в тот, уже далекий теперь мирок, которым я окружила себя в бытность мою в Институте». «К моему счастью живущий здесь в монастыре на даче студент получает газету «Русское слово», и я, таким образом, также могу следить за ходом развивающихся событий» [ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 4. Д. 5955. Л. 43, 46].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пишу плохо, но сама, чтобы этого никто не знал.

Был у нас и владыка Серафим 15 июля. Ему у нас не понравилось. Лидия Александровна, кажется, об этом Вам писала1. [после 15 июля 1914 г.]2

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 14-16.

№ 7

Ваше превосходительство, высокоуважаемая и добрейшая наша благодетельница Надежда Николаевна!

Священным долгом считаю поздравить Вас с днем Вашего Ангела, который от всей души желаю Вам встретить и провести в радости, добром здоровье и всяком благополучии.

Такого желание не только мое, но и всей облагодетельствованной Вами обители нашей, которая всегда помнит Ваши милости и долгом считает молиться за Вас и за всех сродников Ваших. Еще Вас и Сергея Федоровича и всех дорогих членов семейства Вашего поздравляю с дорогими именинницами - Верой Сергеевной и Надеждой Сергеевной

Еще дорогая Надежда Николаевна, сердечно благодарю Вас за Ваше письмецо и пребываю богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верхов-ского Спасо-Преображенского монастыря Игуменья Вера с сестрами моими. Вера. [сентябрь 1914].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 18-18

об.

№ 8

Ваше превосходительство, высокоуважаемая и дорогая Надежда Николаевна.

Еще поздравляю Вас с Великим праздником Воскресения Христова и от души желаю Великих милостей от Воскресшего ныне Господа нашего Иисуса Христа. Давно собиралась Вам написать, но всю зиму как то все в разъездах по монастырским делам. 10 февраля поехала в Москву к своим добрым благодетелям для содействия своей бедной обители и там пробыла до 7 марта. В обители пока, все, слава Богу. Лидия Александровна, слава Богу, пришла в себя, кажется, с женихом у них дела расстроились. Она стала покойная, стала

1 Да, действительно, Л.А. Михайлова в августе писала Надежде Николаевне: «15-го июля был Преосвящен-нейший Серафим. Ничто ему у нас не понравилось: захолустье, бедность обители, отсутствие ограды. Обещал что-нибудь сделать для нас: или ограду поставить, или деревню отнесть или совсем закрыть монастырь» [ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 4. Д. 5955. Л. 47 об.-48].

2 Это письмо написано рукой м. Веры.

заниматься жизнью. Для своей комнаты купила и сделала шторы, я ей подарила на платье ластику черного, она такого пожелала и сшила по монастырскому фасону. Еще я подарила ей 10 аршин ситцу для сорочек, это я дарю каждый год. Сшили и пальто из сукна, пожертвованного великим князем. Здоровье ее так себе, лежит она не много, но очень похудела.

Дорогая Надежда Николаевна я Вас сердечно благодарю за привет, переданный мне Лидией Александровной. Вот еще нам пожертвовали из Москвы хорошую икону Мученика Трифона3 с иконостасом.

Икона 2 аршина вышины, а с иконостасом 6 аршин вышины, очень хорошей работы. Еще пожертвовали на чтимую нами икону Скоро Послушница Божией Матери4 венчик серебром вызолоченном, тоже изящной работы. Все это рас радует. Вся жизнь пока все, Слава Богу и идет своим чередом.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша Настоятельница Волго-Верховского Спасо-Пре-ображенского монастыря Игуменья Вера. Вера. [до 22 марта 1915 г.].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 20-21.

№ 9

Ваше превосходительство, высокоуважаемая Надежда Николаевна с дорогим семейством Вашим.

Милость Божия и благословение от св. Обители нашей да пребудут с Вами. С глубокою благодарностью уведомляю Вас, получила Ваше дорогое письмецо и от души благодарю Вас, моя дорогая. Сестра моя Антонина также благодарит Вас за Ваше письмо и за Ваше внимание к нам и к нашей обители. У нас пока все, слава Богу, тихо. Справляем церковную службу и молимся. Хозяйственных построек никаких не было, только на строящемся храме окрасили крышу. Сестру Антонину 11 августа постригли в мантию. Лидия Александровна, слава Богу, здорова, чувствует себя хорошо, все лето жила покойна, все ее занимала хозяйственная работа и в саду цветочки. Не то, что было прошлый год. При нашей церкви есть церковное приходское училище и вот Лидия Александровна секретно сказала сестре Анто-

3 Молитва перед иконой Святого мученика Трифона Апа-мейского защищает от нападения темной силы, что часто выражается в страхах, тревогах, ночных кошмарах.

4 Икона Божией Матери «Скоропослушница» - икона Божией Матери почитаемая чудотворной. Написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар. Празднование -9 (22) ноября. Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии.

нине, что она хочет в него поступить учительницей. Учительница получает 30 руб., жить она также будет у нас. Сестра ей тоже посоветовала. Лидия Александровна и для монастыря очень полезна, она письмо водительница и справляет все письменные дела. Вот моя дорогая Надежда Николаевна так, понемножку мы и живем. В городе Осташкове 5000 стоит войска. Часто не бывает в городе, муки, сахару и другой провизии. Алексей Николаевич Вараксин получил большой удар через смерть сына, которого убили на войне.

Дорогая Надежда Николаевна у всех у нас одна скорбь - эта злосчастная война. Как то Господь поможет всему этому уладиться. Затем пребываю грешная богомолица Ваша Игуменья Вера. Вера. 28 сентября [1915].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 23-24 об.

№ 10

Ваше превосходительство, высокоуважаемая Надежда Николаевна со всем дорогим семейством Вашим.

Шлю Вам низкий поклон и желаю милости Божьей. Сердечно благодарю Вас моя дорогая за Ваше любезное письмецо. И я рада бы была с Вами повидаться, но не представляется такого случая. В октябре была в Москве, приехала 7 ноября, а 20 ноября заболела сестра Антонина, да очень серьезно. Первая болезнь - плеврит, потом воспаление сердца, воспаление почек, воспаления правого легкого. Очень страдала. Первое время, так и был жар, что 2 недели клали лед на голову, на сердце и на руки. Не ела больше ничего, только говорила что я горю как в огне, теперь, слава Богу, лучше, а Лидия Александровна за ней ходила, теперь сама прихворнула. Сначала заболело горло, а потом и во всем такая слабость, замаялась с больной. Я очень рада, что, кстати, послала индеек, хотелось отпоить теленочка и послать Вам. Поили 18 дней и что-то с ним сделалось, и пропал. Мы по милости Божьей живем, хотя трудно провизию доставать, но Господь все необходимое посылает.

Дрова у нас есть, в кельях тепло, хлебушка черного есть, для праздника и беленькой мучки достаем. 3 коровушки дают молочко, есть, слава Богу. Завтра 8 сего января приедут мои труженицы из Петрограда, сестры, которые славили Христа, привезут и о Вас живую весточку. Лидия Александровна все время жила покойно.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Храни вас Господь и его пречистая Матерь. Вера. [7 января 1916 г.].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 26-27.

№ 11

Ваше превосходительство, высокоуважаемая Надежда Николаевна со всем дорогим семейством Вашим.

Милось Божия и благословение от святой обители нашей да пребудет с Вами. Простите, пожалуйста, давно Вам не писала. 26 апреля поехала в Москву, думаю вот я там скорее напишу, и там прошло время и не видала, не успела ничего сделать, приехала домой 13 мая. Тут накопились разные дела, немного побыла, надо было ехать в Тверь к владыке просить назначить к нам священника, потому что наш священник поступил в военный лазарет уже 5 месяцев.

По моей просьбе Архимандрит Ниловой Пустыни отпускал иеромонахов служить к нам, наконец, отказал, сказал, что за это могу ответить, потому что не имею указа от Архиерея. Поэтому я и просила Владыку, чтобы разрешил хотя бы иеромонахам служить. Он и послал указ Архимандриту, чтобы отпускать к нам для службы иеромонахов. Теперь они служат. На днях приезжал из города Ржева священник посмотреть, места ему и жене его понравилось и он хочет подавать на наше место и он нам понравился. Голос хороший, лет 50 ему. Попадья тоже такая, неглупая. Может быть, Господь и устроит. Лидия Александровна, слава Богу, здорова, живет, покойна, все ее занимает, рассаживает цветы, ухаживает за садом. Но теперь собирается в гости в Нижний Новгород к епископу Макарию1 по Волге. Я и сестра Антонина много Вас благодарим за гостинцы: я за чаек, она за свои гостинцы. Прошу передать высокочтимому Сергею Федоровичу Нине Сергеевне, Надежде Сергеевне, Вере Сергеевне, Марии Сергеевне и всем Вашим близким сердечный мой привет. Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Вера. 16 июня [1916].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 29-30.

№ 12

Ваше превосходительство Надежда Николаевна со всем дорогим семейством Вашим.

Милость божия и благословения от святой обители нашей да пребудут с Вами. Получила

1 Епископ Макарий (в миру Михаил Васильевич Гнеушев) родился в 1848 г. в Симбирской епархии, в семье священника. В 1914 г., по Всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 11 июля, определено было архимандриту Мака-рию быть епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Святитель Макарий причислен к лику угодников Божиих решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 г.

Ваше дорогое письмо, которое Вы послали на подворье. Я очень была рада получить от Вас весточку. Сердечно благодарю за приглашения. Я очень бы рада с Вами повидаться, но трудно в настоящее время попасть в Петроград железной дорогой. В монастыре у нас пока все, слава Богу. Лидия Александровна в Нижнем гостила недолго с 28 июля по 15 августа. На здоровье свое она, слава Богу, не жалуется. К монастырскому делу она привыкла. Для монастыря она очень полезна. Священника нам назначили из города Ржева. Он там был запасным священником 2 года. Своего прихода не имел. Раньше он был дияконом, пятидесяти лет, 4 детей, трое определены, при них 1 мальчик, учится в гимназии. Кажется, такие простые, для нас это хорошо. Голос у батюшки хороший, служит хорошо. Сестра Антонина, слава Богу, здорова, работает. На днях моя монахиня едет в Петроград, и я Вам пришлю двух индеек. Я тоже собираюсь в Москву. Время ужасно тяжелое, как-то Господь поможет пережить. Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Храни Вас всех Господь и его Пречистая Матерь. Вера.5 октября [1916].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 32-33.

№ 13

Глубокоуважаемая Надежда Николаевна!

Посылаю Вам немножко деревенского гостинца: не откажите принять и скушать на здоровье!

Душевно благодарна Вам за память обо мне и за сердечное участие в нуждах нашей обители. Пока живем понемножку, хотя иногда и весьма трудненько бывает: нет рабочих, съестные припасы очень дороги, да тех частенько и за деньги не достанешь, да в довершение всего еще и урожаи в полях и в огородах нынче плохие, да и на будущий год ждем неурожая хлеба тоже: непрерывные льют дожди.

В монастыре тихо и покойно. 30 сент[ября] приехал к нам новый наш священник, человек с небольшим образованием, простой, и пока непре-тензливый- что Бог даст дальше, а мы радуемся, что не нужно нам более возиться с иеромонахами, и за ними ухаживать, как было до сих пор.

Числа 11-12 окт[ября] я еду по обычаю в Москву, недели на две. Что-то Бог даст нынче! Никаких построек не производим, все слишком дорого. Лишь бы кормиться, пока теперь, и за то, слава Богу!

Матушка Антонина здорова, шлет Вам свой низкий поклон. Лидия Ал[ександровна] также не дурно себя чувствует, также кланяется Вам и просит извинить ее, что не пишет Вам: много рабо-

ты письменной накопилось за последнее время. Всего вам лучшего. Грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами. Вера. 9 октября 1916 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 35-36.

№ 14

Ваши превосходительства высокоуважаемые и глубокочтимые наши благодетели Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками вашими.

Милость Божия и благословения от св. обители нашей да пребудут с Вами. С глубокою благодарностью уведомляю Вас - получила Вашу бо-голюбивую жертву 55рубликов и чайку и живую весточку от своей монахини, которая была у Вас. Приехала она 5 сего января и все нам порассказала, как Вас господь милует. Спаси Вас Господи и помилуй за Ваши великие милости к нашей юной обители, утешь Вас сама Пречистая Богородица благодатным утешением. В общем, у нас все, слава Богу. Лидия Александровна поступила в нашу церковно-приходскую школу учительницей, уже к празднику Рождеству Христову получила жалования 58 руб. Пока чувствует себя хорошо и довольна, помогает и монастырю пишет разные бумаги, какие требует консистория, годовые отчеты и все что нужно. По праздникам за всенощной читает шестопсалмия каноны и сказывает стихиры и все это ей нравится и выполняет все это с усердием. Что Господь даст больше будет. Сестра Антонина благодаря Богу здорова. Дела все идут чередом, благодаря Бога. Одна у нас нужда, что взяли нашего работника на войну и все мужские дела приходится делать сестрам, которые даже и не под силу. Но пока все живем, а там что Господь даст. Сестра Антонина много благодарит Вас за гостинцы. Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Вера. 9 января [1917].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 38-39.

№ 15

Ваше превосходительство глубоко почитаемые Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими.

Милость Божия и благословение от св. обители нашей да пребудет с Вами. Давно Вам не писала, как то Вас Господь хранит. Все ли Вы здоровы и все ли у Вас, слава Богу. Мы как по милости Божьей живем, только вчерашний день 12 сего июля захворала Лидия Александровна и очень сильно у нее заболели почки и живот. Она поужинала, в 7 часов вечера была здорова, не жаловалась ни на чего. В 9 часов у нее сделалась сильная боль, так

что она до 3 часов ночи не спала и кричала. В ночь за доктором послать на Свапущу некого, сестры ночью боятся. В 3 часу утра послала за доктором и дожидаем доктора, но Лидия Александровна стала себя чувствовать лучше. Хлеб ржаной, слава Богу, есть, провизии ни какой. Свекла поспела, делаем ботвинью, скоро картошка поспеет, как-нибудь доживем. Сахару в июне выдали по полу фунта, в июле еще не давали, хорошо, что немного было запаса. Мужики озорничают, в церковь не ходят, а 8 июля пришли 3 мужика и начали на меня кричать: почему рано обедня теперь. Наше право, везде мы будем управлять. Спасибо нашей деревне крестьяне за меня заступились и им сказали: «Вы не смейте приходить и указывать в монастырь как править службу. Вы монастырю земли не давали, поэтому и не приходите». Распоряжаются, но наша деревня, крестьяне пока нас не обижают. И то, слава Богу. У нас очень много клубники, крупная, хорошая, но сахару нет, так с чаем пьем, да так едим. Погода у нас стоит ужасная, с 27 мая по 19 июня не было ни одного дождя. Зато с 19 июня и до 11 июля льет дождь день и ночь, так что по дорогам трудно пройти. Мосты на ручьях снесло, воды везде переполнено, второй день погода стоит холодная. Покос, начали косить. И очень много перегнило сена, время уходит, а делать нельзя. Князя Владимира Ивановича1 крестьяне ужасно оскорбили: пришли к нему в дом ругали его всячески, отняли у него землю, разделили ее между собою безо всякого права. Что будет, Господь знает! Сестра моя Антонина шлет Вам низкий поклон. И все мы Вам желаем всего доброго и хорошего. Грешная игуменья Вера с сестрами моими. Вера. 13 июля [1917].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 53-53 об.

№ 16

Высокоуважаемая Надежда Николаевна!

Сердечно приветствуем Вас с днем Вашего Ангела и душевно желаем Вам встретить его и провести в добром здравии, мире душевном и полном благополучии.

Глубокочтимого Сергея Федоровича и все Ваше семейство приветствую с дорогой именинницей.

Сердечно благодарю Вас за письмо Ваше, - я его получила, и с радостью узнала, что моя маленькая посылочка Вам пригодилась. Часто я вспоминаю о Вас, думаю, как то Вы чувствуете себя теперь, в такое тяжелое время?

Мы же прошлый год прожили, слава Богу, сыто, а в настоящее время не знаю, что Господь даст. Арендовали у одного крестьянина землю,

он от нас и отнял ее с засеянным хлебом. У нас осталось немного ярового, овса и жито, - не знаю, надолго ли нам хватит? Мы рубим сырую капусту, парим, с мукой мешаем, да хлебы и печем. Сестры попросятся в гости к родным, я их отпущу, говорю: «подите, матушки, погостите!» -они пойдут, немножко погостить, да обратно и не придут, потому что у родных нет хлеба. А воровство - страшное дело!

С полос крадут снопы, обмолачивают зерна; на полосах копают чужой картофель - поэтому мы раньше времени и выкопали, а то и ничего не увидишь! Наша местность самая голодная, хлеба купить невозможно, 400 руб. за 1 пуд муки, и то из одной деревни в другую не дадут вывезти, отберут. Вот и не знаем, как Господь нам поможет прожить, скот и все имущество описаны, не имеем права ничего продать.

Я всегда помню Ваши милости, и молю Господа, да укрепит он дух Ваш и здоровье на благо, и счастье Ваших близких.

Затем пребываю богомолица Ваша настоятельница Волго-Верховского Ольгинского женского монастыря Игуменья Вера с сестрами моими. Вера. 13 сентября. 1918 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 4142 об.

№ 17

Высокоуважаемые Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими.

Поздравляем Вас с высокоторжественным радостным праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом, который от всей души желаем Вам встретить и провести в радости, добром здоровье и всяком благополучии. Таково желание не только мое, но и всей обители нашей, которая молится Родившемуся Спасителю за Вас и за усопших сродников Ваших.

Мы пока живем по милости Божией. Хлеб, картошка и огородные овощи есть. Вот к Рождеству Христову молочка и творожку немножко есть. Если бы не тронули то, все бы жить было бы можно, хотя у нас взяли 3 дома войсковые отделения и еще дом под школу, взяли 2 лошади, корову, быка, но пока еще Бог милует. Незнаем, что дальше будет.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Вера.

[декабрь 1918].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 4444 об.

1 Речь идет о князе Шаховском.

№ 18

Ваши превосходительства высокоуважаемые и добрейшие наши благодетели Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими!

Милость Божия да пребудет с Вами!

С глубокою благодарностью уведомляю Вас: получила от вас дорогой гостинец- хорошенького чайку, за что еще много раз Вас благодарю.

В обители у нас пока все, слава Богу, тихо и покойно. Нового ничего нет, посетителей совсем мало, только 21-го сего мая приезжал Саратовский губ[ернии] из уездного города преподаватель духовного училища, и больше никого. Из деревни мужчин всех обобрали на войну, поэтому у нас такая тишина.

Храм наш строящейся все стоит так же, только порядила окрасить вновь крышу - стала ржаветь. Хотя рабочие и материалы дороги, однако так оставлять опасно, потому что во многих местах крыша проломана и проржавела: когда подстраивали леса и крыли купола, тогда то и попортили крышу.

Затем пребываю богомолица Ваша Нас Настоятельница Волго-Верховского Ольгинского женского монастыря Игуменья Вера с сестрами моими. Вера. [конец мая 1919 г.]

ОР РНБ. Ф. 585. Оп.1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 4646 об.

№ 19

Высокоуважаемая и дорогая Надежда Николаевна с дорогим семейством Вашим.

Милость Божия и Благословения от святой обители нашей да пребудут с Вами. Получила Ваше дорогое письмецо и очень поскорбела о добрейшем Сергее Федоровиче. Как же это его Господь не помиловал и теперь всё беспокоюсь о его здоровье в настоящее тяжелое время и здоровому, помоги Бог. Храни Вас всех Господь и его Пречистая Матерь. Мы пока живем по милости Божией. Хлеб есть и другие продукты, хотя не в изобилии. Но все же понемножку пробавляемся. Если у Вас будет, кто свободные, то прошу покорно, приезжайте к нам, чем богаты, тем и рады будем.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими.

Лидии Александровны здоровье все слабеет. Добрейшего Сергея Федоровича поздравляю с наступающим днем Ангела и от всей души желаю здоровья и душевного спокойствия. Такого желание не только мое, но и всей обители нашей, которая молит Господа о здравии и счастие Вашем. [1921].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 60-61 об.

№ 20

Высокоуважаемая и добрейшая Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими.

Поздравляю Вас с высокоторжественным радостным праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом, который от всей души желаю Вам встретить и провести в радости, добром здравии и всяком благополучии. Такого желание не только мое, но и всей обители нашей, которая молится родившемуся ныне Спасителю за Вас, За Ваше счастье и благополучие, призывая на Вас благословение Божие. Мы пока живем по милости Божией. Сестра Антонина и Лидия, а теперь она приняла иночество с именем Людмила. Здоровье ее все также слабое. Сестер всех 30 человек. Все пока живем. Почтовое отделение от нас очень далеко, но мы адресуем так: Г. Осташков. Алексею Михайловичу Нагибену. Переезд на Волговерховье. Игуменье Вере.

Затем пребываю грешная богомолица Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Вера. [декабрь 1924 г.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 51-51

об.

№ 21

Высокоуважаемые и добрейшие Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими дедушками Вашими.

Милость Божия и Благословения от святой обители нашей да пребудут с Вами. С глубокой благодарностью уведомляю Вас, получила от Вас дорогой гостинец чайку и сахарку, которого давно не пивали. Все время пили морковь и так она надоела. Еще приношу Вам великую благодарность. Спаси Вас Господи и помилуй. Слава Богу, что и Вас Господь хранит и детушек Ваших. Мы тоже живем пока милостию Божией. Деревенские хотят от нас отнять землю, которую мы разработали, но правительство стоит за нас. У нас зарегистрирована рабочая или трудовая артель. Лидия Александровна состоит уполномоченной, и она бывает во всех учреждениях и все у нее выходит хорошо для обители. Погода у нас стоит хорошая. Не пожелает ли кто из Вас к нам погостить, подышать чистым воздухом. Будем очень рады. Слава Богу, хлеб есть и молоко. Сестра Антонина шлет Вам низкий поклон и душевную благодарность за чаек и сахар. Затем пребываю грешная богомоли-ца Ваша игуменья Вера. Вера. 1925 г. 5 мая, по старому стилю.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 49-49

об.

№ 22

Христос Воскресе!

Глубокопочитаемые Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими!

Поздравляю Вас с Великим радостным праздником Светлого Христова Воскресения, и от всей души желаю Вам здоровья и всякого благополучия. Да утешит Вас Воскресший Жизнодатель Своею милостью, и да озарит дух Ваш радостью своего Воскресения. Приношу Вам глубокую благодарность за чаек, - уж очень он хороший. Спаси Вас Господи и помилуй!

Очень я жалею, что не видела дорогую Нину Сергеевну. Дорогая Нина Сергеевна, приезжайте к нам на лето отдохнуть, у нас летом хорошо. Если бы кто-нибудь из Вашей семьи еще пожелал побывать, - милости просим, будем очень рады. Я все вспоминаю милую Танечку: очень она интересная! Пошла в кухню и пальто мое поглядела. Храни ее Господь! При желании Вам от Господа всех благ, пребываю усердная богомолица Ваша настоятельница Волго-Верховского Ольгинского

женского монастыря игуменья Вера с сестрами моими. Вера. [до 24 апреля] 1927 г.

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 56-56

об.

№ 23

Христос Воскресе!

Глубокочтимые и добрейшие Надежда Николаевна и Сергей Федорович с дорогими детушками Вашими.

Душевно приветствуем Вас с текущим радостным праздником Воскресения Христова. Искренно желая Вам здоровья и душевного спасения давно не получали от Вас весточек. Как Вас Господь хранит? Всели у Вас, слава Богу. Мы пока живем, по милости Божией, хотя, часто бывает, и уходить собирались. То наложат аренду непосильную, то отнимают землю, без которой нам нельзя жить. Теперь пока немножко приутихли, не знаем, долго ли так поживем. Затем храни Вас Господь и его Пречистая Матерь. Пребываю грешная богомоли-ца Ваша игуменья Вера с сестрами моими. Вера. 19 апреля по старому [1928].

ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Ч. 4. Д. 5803. Л. 58-58 об.

Список литературы

1. Акиньшин А.Н. С.Ф. Платонов и воронежцы // Памяти академика Сергея Федоровича Платонова: исследования и материалы. СПб., 2011. С. 486-489.

2. Деятели русской науки Х1Х-ХХ веков. СПб., 2008. Вып. 4. 784 с.

3. Захарова Е.Ю. К вопросу об археологических занятиях Сергея Федоровича Платонова (раскопки 1909 г. в Валуйках) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2014. № 1 (172). Вып. 29. С. 135-141.

4. Колгушкин Л.А. Костромская старина // Костромская старина. Краеведческий альманах костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 20-24.

5. Колгушкин Л.А. Костромская старина // Костромская старина. Краеведческий альманах костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. 4. С. 45-68.

6. Колгушкин Л.А. Воспоминания // Костромская старина. Краеведческий альманах костромского общественного фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. 5. С. 41-158.

7. Милюков П.Н. Воспоминания : в 2 т. М., 1990. Т. 1. 445 с.

8. Митрофанов В.В. О роли С.Ф. Платонова в организации IV областного Археологического съезда // Вестник Поморского государственного университета. 2010. № 7. С. 53-56.

9. Митрофанов В.В. Археологические раскопки в Валуйках 1909 г. // Клио. 2015. № 6 (102). С. 5360.

10.Митрофанов В.В «... попрошу Вас оказать нам с Вашей стороны возможное содействие»: письма Н.Н. Шамонина С.Ф. Платонову // Вестник Костромского государственного университета. 2016. № 1. С. 8-15.

11.Митрофанов В.В. Эпистолярные источники по истории строительства Спасо-Преображенского собора Ольгинского монастыря // Православие. Наук. Образование. 2016. № 2. С. 31-37.

12.Митрофанов В.В. «Сильно надеемся мы на Вас.»: письма А.Н. Вараксина С.Ф. Платонову по вопросам строительства Спасо-Преображенского собора на Волго-Верховье // Вестник Сургутского педагогического университета. 2016. № 3 (42). С. 23-40.

13.Митрофанов В.В. «Да воздаст Вам милосердный Господь сторицею за все то добро, которое сделано Вами.»: переписка С.Ф. Платонова с настоятельницей Волго-Верховского Ольгинского

монастыря игуменьей Верой (вступ. ст. подгот. коммент.) // Третьи Ильинские чтения. Тверь, 2017. С.60-108.

14.Митрофанов В.В. «Эта удивительная власть Волговерховья над моим сердцем...»: письма Л.А. Михайловой С.Ф. Платонову // MagistraVitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 176-196.

15.Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки. Ф. 585. Оп. 4. Д. 5956, 5957, 5958.

16.Письма Н.Н. Платоновой и С.Ф. Платонова [К.Н. Бестужеву-Рюмину] // Малинов А.В. К.Н. Бестужев-Рюмин: очерк теоретико-исторических и философских взглядов. СПб., 2005. С. 198-212.

17.Платонова Н. Н. Кохановская (Н.С. Соханская). 1823-1884. Биографический очерк (с портретом). СПб., 1909. 231 с.

18.Ростовцев Е.А. Дневник Н.Н. Платоновой (Шамониной) как источник по истории исторической науки // Времена и судьбы. С-Петербургский институт истории РАН. СПб., 2006. С. 270-318.

19.Ростовцев Е.А. Обзор дневника Н.Н. Платоновой (Шамониной) // Памяти академика С.Ф. Платонова: исследования и материалы / отв. ред. А.Ю. Дворниченко, С.О. Шмидт. СПб., 2011. С. 43-87.

20.Ростовцев Е.А. Надежда Николаевна Платонова (Шамонина): между семьей и наукой // Вестник С-Петербургского университета. 2013. Сер. 2. Вып. 4. С. 44-54.

Сведения об авторе

Митрофанов Виктор Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Южно-Уральский государственный университет (НИУ) в Нижневартовске. Нижневартовск, Россия. [email protected]

Magistra Vitae. 2017. No 2. P. 215-229.

LETTERS BY VERA THE MOTHER SUPERIOR OF THE OLGINSKY CONVENT TO NADEZHDA PLATONOVA AS A HISTORICAL SOURCE

FOR THE CONVENT HISTORY

V. V. Mitrofanov

The branch of the South Ural State University (research universities) in the city of Nizhnevartovsk. Nizhnevartovsk,

Russia. [email protected]

The history of the Olginsky convent situated on the rise of the Volga is not long and until recently it has been little known. The archival materials of epistolary genre help to reveal the nature and activity of the convent Mother Superior Vera from 1906 until the convent was closed. For the first time it provides important biographical information about the social status of her family, education, early probational life and first wearing a frock, then the sacred vestments. The published letters, which have not attracted the attention of researchers before, reveal and essentially supplement information about N.N. Platonova - the wife of S.F. Platonov. It was him who played a major role in solving financial issues of 1911-1913 connected with the Transfiguration Cathedral finishing and the involvement of well-known masters to produce the iconostasis. There was an active correspondence between the women, which lasted from 1911 to 1928. Unfortunately, we have identified only the letters by the Mother Superior Vera, we continue to look for the storage of response ones if they are survived. Despite the half-epistolary nature of the source it is important to understand the worldview of heroines, the life of the convent and sisters over a long period of time. The link of their relationships was a graduate of the Women's Pedagogical Institute, who lived in the convent for many years and took wearing a frock there - L.A. Mikhailova. The published letters allow to some extent revealing extraordinary personalities of both the author and the addressee.

Keywords: N.N. Platonova, S.F. Platonov, the Mother Superior Vera, L.A. Mikhailova, Olginsky Convent, the Transfiguration Cathedral, archival materials, correspondence, historical source.

References

1. Akin'shin, A. N. (2011). S. F. Platonov i Voronezhcy [S. F. Platonov and Voronezh]. In Pamjati aka-demika Sergeja Fedorovicha Platonova: issledovanija i materialy (pp. 486-489). St. Petersburg. (In Russ.).

2. Dejateli russkoj nauki XIX-XX vekov. Vyp. 4. (2008) [Actors of Russian science of the XIX-XX centuries. Iss. 4]. 784 p. St. Petersburg.

3. Zaharova, E. Ju. (2014). K voprosu ob arheologicheskih zanjatijah Sergeja Fedorovicha Platonova (ras-kopki 1909 g. v Valujkah [To the question of the archaeological studies of Sergei Fedorovich Platonov (excavations in 1909 in Valuiki], Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. (172), iss. 29, pp. 135-141. (In Russ.).

4. Kolgushkin, L. A. (1992). Kostromskaja starina [Kostroma antiquity]. In Kostromskaja starina. Krae-vedcheskij al'manah kostromskogo obshhestvennogo fonda, iss. 2 (pp. 20-24). Kostroma. (In Russ.).

5. Kolgushkin, L. A. (1992). Kostromskaja starina [Kostroma antiquity], Kostromskaja starina. Krae-vedcheskij al'manah kostromskogo obshhestvennogo fonda kul 'tury, iss. 4 (pp. 45-68). Kostroma. (In Russ.).

6. Kolgushkin, L. A. (1992). Vospominanija [Memories]. In Kostromskaja starina. Kraevedcheskij al'manah kostromskogo obshhestvennogo fonda kul'tury, iss. 5 (pp. 41-158). Kostroma.

7. Miljukov, P. N. (1990). Vospominanija : v 2 t. T. 1 [Memories in 2 vol. Vol. 1]. Moscow. 445 p. (In Russ).

8. Mitrofanov, V. V. (2010). O roli S. F. Platonova v organizacii IV oblastnogo Arheologicheskogo sezda [On the role of SF. Platonov in the organization of the Fourth Regional Archaeological Congress], Vestnik Pomorskogo gosudarstvennogo universiteta, 7, pp. 53-56. (In Russ.).

9. Mitrofanov, V. V. (2015). Arheologicheskie raskopki v Valujkah 1909 g. [Archaeological excavations in Valuiki 1909], Klio, 6. (102), pp. 53-60. (In Russ.).

10.Mitrofanov, V. V (2016). «...poproshu Vas okazat' nam s Vashej storony vozmozhnoe sodejstvie»: pis'ma N. N. Shamonina S. F. Platonovu ["... I ask you to help us on your part possible assistance": letters N. N. Shamonina S. F. Platonov], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, pp. 8-15. (In Russ).

11.Mitrofanov, V. V. (2016). Jepistoljarnye istochniki po istorii stroitel'stva Spaso-Preobrazhenskogo so-bora Ol'ginskog omonastyrja [Epistolary sources on the history of construction of the Transfiguration Cathedral of the Olginsky Monastery], Pravoslavie. Nauk. Obrazovanie, 2, pp. 31-37. (In Russ.).

12.Mitrofanov, V. V. (2016). «Sil'no nadeemsja my na Vas.»: pis'ma A. N. Varaksina S. F. Platonovu po voprosam stroitel'stva Spaso-Preobrazhenskogo soborana Volgo-Verhov'e ["We strongly rely on you ...": letters A. N. Varaksina S. F. Platonov on the construction of the Transfiguration Cathedral on the Volga-Upper], Vestnik Surgutskogopedagogicheskogo universiteta, 3 (42), pp. 23-40. (In Russ.).

13.Mitrofanov, V. V. (2017). «Da vozdast Vam miloserdnyj Gospod' storiceju za vse to dobro, kotoroe sdelano Vami...»: perepiska S. F. Platonova s nastojatel'nicej Volgo-Verhovskogo Ol'ginskogo monastyrja igumen'ej Veroj (vstup. st.podgot. komment.) ["May the merciful Lord reward you with a hundred hands for all the good that you have made ...": Correspondence S. F. Platonov with abbess of Volgo-VerkhovskyOlgin-sky monastery by Abbess Vera]. In Tret'i Il'inskie arhivnye chtenija (pp. 60-108). Tver. (In Russ.).

14.Mitrofanov, V. V. (2017). «Je ta udivitel'naja vlast' Velgoverhov'ja nadmoim serdcem...»: pis'ma L. A. Mihajlovoj S. F. Platonovu (vstup. st. podgot. komment.) ["This amazing power Velgoverkhovya over my heart...": letters L. A. Mikhailova S. F. Platonov]. InMagistra Vitae: jelektronnyjzhurnalpo istoricheskim naukam i arheologii, 1, pp. 176-196. (In Russ.).

15. Otdel rukopisej Rossijskoj Nacional'noj biblioteki [Department of Manuscripts of the Russian National Library]. F. 585. Op. 4. D. 5956, 5957, 5958. (In Russ.).

16.Pis'ma N. N. Platonovoj i S. F. Platonova [K. N. Bestuzhevu-Rjuminu] [Letters of N. N. Platonova and S. F. Platonov [K. N. Bestuzhev-Ryumin]]. In K. N. Bestuzhev-Rjumin: ocherkteoretiko-istoricheskih i filosofskih vzgljadov (2005) (pp. 198-212). St. Petersburg. (In Russ.).

17.Platonova, N. N. (1909). Kohanovskaja (N. S. Sohanskaja). 1823-1884. Biograficheskij ocherk (s portretom) [Kokhanovsky (N. S. Sokhanskaya). 1823-1884. Biographical sketch (with a portrait)]. 231 p. St. Petersburg. (In Russ.).

18.Rostovcev, E. A. (2006). Dnevnik N. N. Platonovoj (Shamoninoj) kak istochnik po istorii istoricheskoj nauki [Diary of N. N. Platonova (Shamonina) as a source on the history of historical science]. In Vremenai sud'by. S-Peterburgskij institute istorii RAN (pp. 270-318). St. Petersburg. (In Russ.).

19.Rostovcev, E. A. (2011). Obzor dnevnika N. N. Platonovoj (Shamoninoj) [Review of the diary. Pla-

tonova (Shamonina)]. In Pamjati akademika S. F. Platonova: issledovanija i materialy (pp. 43-87). St. Petersburg. (In Russ.).

20.Rostovcev, E. A. (2013). Nadezhda Nikolaevna Platonova (Shamonina): mezhdu sem'ej i naukoj [Na-dezhda Nikolaevna Platonova (Shamonina): between family and science], Vestnik S-Peterburgskogo univer-siteta, ser. 2, no. 4, pp. 44-54. (In Russ.).

Рис. 1. С. Ф. Платонов с женой Надеждой Николаевной Платоновой (урожд. Шамониной), 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.