Научная статья на тему 'Надежда Николаевна Платонова (Шамонина): между семьей и наукой'

Надежда Николаевна Платонова (Шамонина): между семьей и наукой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
537
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Н. ПЛАТОНОВА / С. Ф. ПЛАТОНОВ / ИСТОРИЯ НАУКИ / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НАЧАЛА ХХ В / БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ / ИСТОРИЯ СЕМЬИ / РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / N. N. PLATONOVA / S. F. PLATONOV / HISTORY OF SCIENCE / HISTORY OF RUSSIAN SOCIETY OF THE BEGINNING OF XX CENTURY / BESTUZHEVSKIE KURSI / RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ростовцев Евгений Анатольевич

Статья посвящена жизни и научной деятельности Надежды Николаевны Платоновой (урожденной Шамониной). Н. Н. Платонова (1861–1928) в историографии оставалась в тени своего знаменитого мужа — историка России, академика С. Ф. Платонова (1860–1933). В настоящей статье впервые предпринята попытка изучения жизненного пути и научного наследия Н. Н. Платоновой в контексте социальной и интеллектуальной ситуации начала ХХ в., всесторонне раскрывается процесс эволюции исследовательских интересов Н. Н. Платоновой, рассматриваются ее основные научные работы. Автор воссоздает историю и семейный круг Шамониных–Платоновых на протяжении нескольких поколений, показывает особую роль в нем Надежды Николаевны, в статье также уделяется внимание социальному и сословному аспекту жизни Шамониных–Платоновых, воспитанию детей, бытовому укладу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nadezhda Nikolaevna Platonova (Shamonina): between family and science sources

The article sheds light on the life and works of Nadezhda Nikolaevna Platonova (née Shamonina). In the historiography, N. N. Platonova (1861–1928) fi rmly remained in the shadow of her famous husband — a Russian historian, Academician S. F. Platonov (1860–1933). This article is the first attempt to study the life and scientific heritage of N. N. Platonova in the context of social and intellectual situation in the early XX century. The article comprehensively reveals the process of evolution of N. N. Platonova’s research interests, and considers her basic scientific works. The author reconstructs the family history and members of the Platonovs and Shamonins for several generations, shows Nadezhda Nikolaevna’s special role in it. Th e article also focuses on the social aspect of life of the Shamonin-Platonov family, bringing up of children, everyday life.

Текст научной работы на тему «Надежда Николаевна Платонова (Шамонина): между семьей и наукой»

УДК 94(47)+929

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 4

Е. А. Ростовцев

НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ПЛАТОНОВА (ШАМОНИНА): МЕЖДУ СЕМЬЕЙ И НАУКОЙ*

Надежда Николаевна Платонова (Шамонина) (1861-1928) известна прежде всего как жена известного историка, профессора Санкт-Петербургского университета, академика Сергея Федоровича Платонова (1860-1933) и как автор обширного и широко используемого в современной историографии дневника (1887-1921) (далее — Дневник)1, в котором дана яркая характеристика университетского мира и русского общества конца XIX — начала ХХ в., этот дневник в настоящее время готовится к печати2. Между тем, с нашей точки зрения, личность Надежды Николаевны сама по себе заслуживает того, чтобы стать объектом специального исследования. Цель настоящего очерка — наметить основные вехи жизни Н. Н. и по мере сил попытаться осветить семейный уклад и «жизненный мир» Платоновых-Шамониных, отражавший ценностные горизонты и интеллектуальные искания русской интеллигенции начала ХХ в. В этом контексте уместно выделить две основных темы нашей статьи: роль Надежды Николаевны в семье и бытовых отношениях и ее научная деятельность.

Надежда Николаевна происходила из среды южнорусского поместного дворянства. Согласно метрическому свидетельству, она родилась 25 декабря 1861 г., родители — Николай Иванович Шамонин, «отставной капитан», и его законная жена Надежда Дмитриевна; таинство крещения проходило в Николаевской церкви г. Купьянск Харьковской губернии [3], записаны же Шамонины были, как следует из переписки, в «тамбовское дворянство». В пореформенное время семья, вероятно, уже не сохранила состояния — большинство Шамониных зарабатывали на жизнь адвокатским или учительским трудом, хотя, судя по переписке Шамониных и Дневнику Н. Н., представления о бытовых стандартах организации жизни вплоть до катастрофы 1917 г. оставались вполне дворянскими. С начала 70-х годов XIX в. семья Шамониных обосновалась в Москве. Н. Н. училась в 1873-1881 гг. в московской классической гимназии С. Н. Фишер. Училась большую часть гимназического курса отлично — последняя «четверка» (по немецкому языку) была получена ею во втором классе [4, л. 1]. Лаконичные записи

Ростовцев Евгений Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: rostovtsev@hotbox.ru

* Статья подготовлена в рамках проектов тематических НИР СПбГУ (История Санкт-Петербургского университета, в контексте истории Российского государства и общества, рук. проф. А. Ю. Дворниченко; Российская высшая школа и Петербургский университет в XIX-XX вв.: наука и политика, интеллектуальная элита и власть, рук. проф. Р. Ш. Ганелин. Автор благодарит за советы и ценные замечания канд. ист. наук П. А. Трибунского, а также Т. Д. Федорову (правнучку С. Ф. и Н. Н. Платоновых), любезно предоставившую в распоряжение автора материалы семейного архива.

1 О содержании дневника см. [1; 2].

2 По примерным подсчетам, общий объем рукописи составляет 40 печатных листов, дневник хранится в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 585. (С. Ф. Платонов) Оп. 1. Д. 5691-5701). Хронологически дневник охватывает период с сентября 1889 по ноябрь 1921 г. Однако надо отметить, что в записях есть длительные перерывы: с августа 1896 г. по сентябрь 1905 г.; с октября 1905 г. по февраль 1914 г.; с февраля по декабрь 1914 г.; с марта 1920 г. по январь 1921 г.

© Е. А. Ростовцев, 2013

в табелях за последующие годы однотипны: «первая ученица», «награда 1-й степени», «занесена на золотую доску» [4, л. 2-13]. В 1879 г., по окончании VI класса гимназии, Н. Н. Шамонина получает свидетельство на звание домашней наставницы, в 1880 г. с отличием заканчивает гимназию [5; 6]. В 1881 г. Н. Н. поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов. Интересно, что основной сферой ее штудий стало занятие по тем временам почти исключительно «мужское» — классическая философия. В 1885 г. Н. Н. представила диссертацию (диплом) на тему «Этические взгляды Аристотеля в его Этике и Риторике»; научным руководителем работы выступил профессор М. И. Каринский. Свидетельство об окончании курсов Н. Н. Платонова получила уже после свадьбы — оно датировано 27 января 1886 г. Из свидетельства следует, что по всем предметам Н. Н. показала отличные успехи (за исключением истории искусств, где они были только «хорошие») [7].

С будущим мужем Н. Н. познакомилась в аудитории Бестужевских курсов. В архиве С. Ф. Платонова сохранился текст ее студенческой работы «Содержание 8-й главы Уложения царя Алексея Михайловича и статей с пометой "вновь", научные мнения о происхождении этих статей» с пометкой будущего мужа: «1884. первый Надин реферат» [8]. Действительно, это первый реферат, с работы над которым, по всей видимости, началось знакомство С. Ф. и Н. Н., вероятно, положивший начало и научно-литературной деятельности Надежды Николаевны. Брак Сергея Федоровича Платонова и Надежды Николаевны Шамониной был заключен в июне 1885 г. и длился более 40 лет до самой смерти Надежды Николаевны.

Н. Н. Шамонина, став Платоновой, вошла в семью, которая в социальном плане имела как сходные, так и отличные от шамонинских черты. Сходным было «московское» происхождение Платоновых — и в этом смысле их быт и уклад. В то же время между Шамониными и Платоновыми были и существенные различия, которые заключались в том, что семья мужа происходила из непривилегированного сословия. Хотя к тому моменту, когда Н. Н. познакомилась с молодым историком и оказалась в его семье, его отец Федор Платонович Платонов (1822-1881) уже скончался, стоит отметить, что это был человек по своим качествам выдающийся, выбившийся из самых низов общества — небогатой мещанской семьи [9], сделавший блестящую карьеру в сфере казенного печатного дела. К 1863 г. Ф. П. выслужил личное почетное гражданство [10, 11], а к 1878 г. — потомственное дворянство [12]. В июле 1857 г. был заключен брак между заведующим Черниговской губернской типографией, «освобожденным от платежей податей» с 1855 г., московским цеховым Федором Платоновым сыном Платоновым и мещанкой Бронной слободы девицей Клеопатрой Хрисанфовой [13]. Клеопатра Александровна, вероятно, происходила из более зажиточной московской семьи (имела брата Николая, сестер Татьяну и Серафиму) [14]. Брак Ф. П. Платонова с Клеопатрой Александровной длился почти четверть века до смерти Федора Платоновича. Для того времени этого был необычный брак, давший только одного ребенка — сына Сергея, родившегося 16 июня 1860 г. (будущего известного историка). В 1869 г. семья Платоновых переезжает из Чернигова (там Ф. П. Платонов руководил местной министерской типографией) в Петербург, где с середины 70-х годов Ф. П. управляет типографией МВД [15]. Социальный взлет мужа имел для Клеопатры Александровны и своеобразные негативные последствия: ее отец Н. Г. Хрисанфов считал, что она его как «плебея» «знать не хочет» [16], а столбовые дворяне Шамонины, вероятно, старались навещать Платоновых с таким расчетом, чтобы не застать Клеопатру Александровну (см. напр.,

запись Дневника 28 октября 1889 г.)3. Это неудивительно — к слишком разным срезам русского общества они принадлежали — достаточно сравнить стилистику переписки в семье Платоновых и Шамониных. Например, будущий великий историк обращался в юности к отцу на «Вы», именуя Федора Платоновича «папаша», а Клеопатра Александровна обращалась к мужу по имени-отчеству — и то и другое в среде Шамониных было трудно представить [18].

Карьерное и профессиональное упорство Ф. П. Платонова не могло не воздействовать на мировоззрение сына Сергея, который начинал свой жизненный путь, находясь на более высокой ступеньке социальной лестницы: магистерский диплом и приват-доцентура позволили ему начать служебную карьеру с чина коллежского асессора (в котором он был утвержден в октябре 1888 г.) [19, л. 1 об.], т. е. с той самой ступени, до которой к концу жизни путем упорного труда смог дойти Федор Платонович. Для Платоновых их дворянский социальный статус был важен — в разгар революционного кризиса, в апреле 1905 г., по прошению действительного статского советника Платонова его дети — Нина, Вера, Надежда, Наталья, Мария и Михаил — были признаны в потомственном дворянстве по указу Его Императорского Величества и определению Правительствующего Сената [19, л. 2об.].

Работоспособность и карьерная удача помогали С. Ф. Платонову обеспечить Н. Н. тот дворянский быт, к которому она привыкла с детства и считала естественным. В числе элементов этого быта — просторная квартира, прислуга, дача. Характерная запись в Дневнике начала 90-х годов: «Я ездила с С[ергеем] Федоровичем], Сережей и Катериной в П[етер]бург смотреть квартиру, к[ото]рую мы и наняли; она очень хороша: комнаты высокие и светлые, но цена ее — 1386 р[ублей] совсем меня ужасает. Впрочем, мы и не можем найти более дешевой квартиры: 4 детей, я с С[ергеем] Федоровичем, Кл[еопатра] Ал[ександровна] и няня, четыре прислуги — разместить с удобством такую семью нелегко» (25 июня 1892 г.). Когда Платоновы принимают в 1892 г. у себя французского профессора Эмиля Омана с женой, последняя, по словам Н. Н., удивляется, «узнав, что у меня четыре прислуги, и сказала, что во Франции это бывает очень редко; у ее матери было 6 человек детей и никогда не было больше двух служанок» (27 августа 1892 г.).

Насколько естественна и важна для быта Платоновых была прислуга, показывает хотя бы то, что Н. Н. даже в той сфере, которую считает для себя приоритетной (воспитание детей), не может без нее обойтись: «Завтра уже месяц, как мы вернулись с дачи, и что же я делала весь этот месяц? Ровно ничего, только возилась с детьми. Когда я это соображаю, на меня просто тоска находит, но я стараюсь не поддаваться такому настроению, так как приписываю его отчасти утомлению: третьего дня наша Устинья, к[ото]рой муж не выслал из деревни паспорта, уехала в деревню, рассчитывая получить паспорт и вернуться обратно; пока у меня за кухарку Маша, так что мне приходится много возиться с детьми; я утомляюсь и от этого, как всегда, является пес-

3 Здесь и далее ссылки даются по на [17]. По архивным делам хронологически материал Дневника распределяется следующим образом: 17, д. 5691 — с сентября 1889 по октябрь 1892 г.; 17, д. 5692 — с октября 1892 по февраль 1896 г.; 17, д. 5693 — с сентября по октябрь 1905 г.; 17, д. 5694 — с января 1914 по июнь 1915 г.; 17, д. 5695 — с августа 1915 по ноябрь 1916 г.; 17, д. 5696 — с ноября 1916 по декабрь 1917 г.; 17, д. 5697 — с декабря 1917 по сентябрь 1918 г.; 17, д. 5698 — с сентября 1918 по февраль 1919 г.; 17, д. 5699 — с февраля по июнь 1919 г.; 17, д. 5700 — с июня по август 1919 г.; 17, д. 5701 — с августа 1919 по март 1920 г.; 17, д. 5702 — с января по ноябрь 1921 г.

симистическое настроение» (2 октября 1892 г.). В то же время отношение к прислуге для Н. Н. укладывается в рамки дворянско-интеллигентского дискурса. О внимании к чувствам и жизни тех, кто живет в доме Платоновых, свидетельствуют многочисленные сюжеты Дневника: «Вчера и сегодня у меня неприятная история с Полей, На-диной няней: прислуга уличила ее в воровстве, и я ее отправляю. А тут еще сегодня день ее именин, я этого не знала; вообще все это очень неприятно» (8 октября 1890 г.); «Никак мне не удается начать занятия с Надиной няней Таней, которой очень хочется выучиться читать. Но я должна ее выучить или я совсем приду в уныние» (29 января 1891 г.); «Я хотела было пойти к Ламанским, но не пошла из-за глупой истории с прачкой, к[ото]рая меня очень расстроила. Больше всего меня расстраивает мысль, что я вышла из себя, была, может быть, несправедлива, и это при Ниночке, к[ото]рая уже многое понимает. Господи, как это трудно жить, т. е. всегда в жизни поступать справедливо; право, гораздо легче переводить Аристотеля, чем держаться, как следует, во всех этих столкновениях и историях с прислугой. И как унижаешь себя перед собой и другими в такие минуты!» (3 января 1892 г.).

Реагируя на разговоры о том, что С. Ф. погряз в семейной жизни и устройстве быта, Н. Н. замечает: «Разве может кто-нибудь сказать, что С[ергей] Ф[едорович] много берет на себя занятий из корыстолюбия, что мы живем роскошно? Все наши pia desideria [благие пожелания. — лат.] сводятся к тому, чтобы сводить концы с концами, не дрожа над каждой копейкой, чтобы С[ергей] Ф[едорович] имел возможность постепенно пополнять свою библиотеку и чтобы мы могли позволить себе иногда, раза 4-5 в зиму, побывать в театре. Неужели же эти желания незаконны? Неужели за них мы заслуживаем осуждения? Может быть, лично я кажусь тому кружку женщиной, погрязшей в будничных интересах и не имеющей никаких общественных идеалов, потому что я не преподаю в школе, как это делает жена Гревса, к[ото]рая по идее не может жить без уроков? Но у нее один ребенок, а у меня их трое, а скоро будет и четверо» (2 ноября 1891 г.). Другой пассаж Н. Н.: «Положительно, это мой point d'honneur [дело чести — фр.] — стремиться к тому, чтобы никто не мог сказать, что С[ергея] Ф[едорови]ча угнетает семья» (14 мая 1891 г.).

Воспитание детей — одна из важнейших сфер жизни Н. Н. 26 мая 1886 г. у Платоновых родилась первая дочь Нина, 11 сентября 1888 г. — Вера, 18 июня 1890 г. — Надежда, 1 июля 1894 г. — Наталья, 23 июля 1897 г. — Мария, 14 августа 1899 г. — Михаил [19, л. 2 об.] (несколько детей умерло в младенчестве [20]). Закончив гимназию Таганцевой, дочери поступали на Бестужевские курсы — Наталья Сергеевна училась в 1912-1918 [21], Мария Сергеевна в 1916-1922 гг. (т. е. заканчивала уже университет) [22]. Дети в учебе равнялись на родителей, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы об их успеваемости4. Три дочери — Вера Сергеевна, Надежда Сергеевна и Нина Сергеевна — в марте 1909 г. по ходатайству отца на основании представленных документов получили звание домашних учительниц [24].

Между тем старшее поколение покидало жизненную сцену. В 1887 г. скончался Николай Дмитриевич Шамонин — отец Н. Н. С начала 1900-х годов резко ухудшилось самочувствие матери С. Ф., Клеопатры Александровны [25; 26], и в марте 1902 г. она скончалась в возрасте 64 лет от порока сердца [27]. Несмотря на то, что с конца 1860-х годов Платоновы жили в Петербурге, а до этого много лет провели в Чернигове, ме-

4 См., напр.: [23; 21].

стом упокоения обоих супругов стала родная Москва [28, 27]. Надежда Дмитриевна Шамонина скончалась там же в 1908 г. [29, л. 4, 7].

Поскольку родня Платоновых и Хрисанфовых была сравнительно немногочисленной, а Платоновы за два поколения высоко поднялись по социальной лестнице в сравнении со своими предками, клан Шамониных в определенном смысле включил в себя семейство Платоновых. Более 40 лет многочисленная шамонинская родня — основной круг родственного общения Платоновых. Платоновская квартира становится своеобразным шамонинским форпостом в Петербурге, а Н. Н. со временем — одной из основных фигур в «большой» шамонинской семье. Дом Платоновых в Петербурге всегда был открыт для москвичей, но особую роль он играл в жизни Шамониных, обосновавшихся в столице. В 90-е годы частым гостем здесь была сестра Софья, работавшая в Покровской женской гимназии [30]. В 1900-е годы тесные отношения складываются с двумя племянниками — детьми брата Николая Дмитриевича (который обосновался с семьей в Рязани, а впоследствии в Костроме) Николаем и Борисом Николаевичами, учащимися Морского кадетского корпуса. Опека над Николаем (который, кстати, был не родным, а приемным сыном Н. Д. Шамонина) заканчивается его браком с дочерью Платоновых Верой. Борис — также один из объектов заботы Платоновых; например, в 1911 г. Е. Л. Шамонина обращается именно к Н. Н. с просьбой взять его на попечение из Морского кадетского корпуса, что, вероятно, и произошло [31; 32]. Другой объект постоянной заботы Н. Н. — сыновья ее рано умершего брата Владимира, Юрий и Владимир, воспитанники Морского кадетского корпуса в 1910-е годы. Платоновы помогали племянникам, чем могли: деньгами, книгами, заступничеством перед начальством [33; 34], равно как и их сестре Катерине, пристроенной на Бестужевские курсы. Вообще, судя по переписке с Софьей Николаевной, Платоновы постоянно выступали в роли опекунов этой (нижегородской) ветви семьи Шамониных [35]. Старшая дочь Владимира Николаевича, Елена, ушла из семьи в монастырь, что было предметом постоянных переживаний Шамониных-Платоновых [36, д. 6102, л. 31-31 об., 33; д. 6103, л. 30 об.].

В Москве одной из главных фигур клана Шамониных в 1900-1910-е годы также становится женщина — младшая сестра Н. Н., Зинаида. Ее образ жизни в определенном смысле был противоположностью организации быта Н. Н. Зинаида Николаевна так и не вышла замуж: ее основной страстью стала школа. З. Н. стала организатором мужской гимназии Шамониной, расположенной на Новинском бульваре в Москве. Судя по обширной переписке, сестры с нежностью относились друг к другу. Во время своих поездок в Москву Платоновы неизменно навещали Зинаиду, а С. Ф. Платонов выступал с лекциями в ее гимназии [36, д. 6101, 33; д. 6103, л. 19 об.]. Периодически получала различные поручения от Зинаиды и Н. Н., например, о закупке пособий и лабораторных приборов для гимназии [36, д. 6103, л. 19-19 об.; д. 6104, л. 29], устройстве на работу выпускников, оказавшихся в Петербурге [36, д. 6104, л. 14], и т. п. Непосещение дома Зинаиды, как фиксирует в своем Дневнике Н. Н., могло вызвать обиду (см. запись 9 июня 1892 г.). Судя по переписке, С. Ф. выступал постоянным ходатаем по делам шамонинской гимназии перед министерством5. В то же время Зинаида Николаевна явно претендовала и на то, чтобы принимать решения за других членов фамилии (об установке могильного памятника на могиле родителей, о поступлении в учебные заве-

5 См., напр.: [36, д. 6102, л. 1-2, 4-5, 7, 9, 39].

дения, о приглашениях на свадьбу, о выборе Шамониными места жительства, организации помощи бедным членам семьи и т. п.) [36] и обижалась на недостаточно внимательное отношение к ней племянниц — младшего поколения Платоновых [36, д. 6103, л. 33-34]. После революции Зинаида Николаевна утратила свое прежнее положение и переехала в Петроград, устроившись (вероятно, с помощью С. Ф. Платонова) в музей Н. П. Лихачева [36, д. 6104, л. 23-24 об.]. Однако и здесь она решительно отстаивала свою независимость: свидетельством тому может служить конфликт с племянницей — Ниной Сергеевной Платоновой, и самим всесильным академиком, на который она решилась пойти, отказавшись удовлетворить просьбы племянницы о внеурочных занятиях в музее Лихачева [36, д. 6101, л. 1].

После революции 1917 г. старая жизнь, с прежним университетским укладом, профессорскими приемами, завершилась. Не было больше и прежней платоновско-шамо-нинской семьи — одна из дочерей, Надежда (в замужестве Краевич), эмигрировала с семьей во Францию, опекаемые племянники Борис и Юрий Шамонины также оказались за границей: первый перебрался в Берлин, второй — в Детройт. Бывшая бестужевка Катерина оказалась секретарем Волкома (волостного комитета) в Нижегородской губернии, племянник Андрей сгинул без вести в гражданскую войну [37]. Но дети Нина, Вера, Мария и Михаил оставались с матерью до последних дней.

Итак, между наукой и семьей Надежда Николаевна сознательно в качестве приоритета выбирала последнее. В тридцатилетнем возрасте она рассуждает об этом следующим образом в разговоре с юными курсистками — ученицами С. Ф. Платонова: «Что по-моему лучше — наука или жизнь. Я так живо вспомнила, как я, приехав на курсы, мучительно раздумывала об этом, как сильно подействовало на меня учение Канта о примате воли, как я, к концу курса, окончательно решила, по примеру Фауста, что только практическая деятельность может меня удовлетворить, и вышла замуж, вместо того чтобы предаться научным занятиям. Жалею ли я теперь об этом? Нет, нисколько: слишком много на земле горя, чтобы можно было уйти в кабинетную науку и не обращать внимания на окружающее. От моих научных занятий человечество не стало бы счастливее, а если я выращу и воспитаю хорошо своих детей, сделаю из них честных, нормальных людей, если я создам правильную семью, то этим я все таки окажу нек[ото]рую услугу если не всему человечеству, то хоть своему отечеству» (12 ноября 1892 г.). Обязанности «жены профессора» [38], как Надежда Николаевна записывала себя в официальных документах, предполагали и ее участие о работах мужа. Характерна, например, и такая запись Дневника начала 1890-х годов: «Все свободное время у меня уходит на переписывание указателя к изданию С[ергея] Ф[едоровича]» (15 ноября 1891 г.). Однако никогда Н. Н. не оставляет полностью собственных научных занятий — они присутствуют неизменным фоном на протяжении всей ее жизни.

Между тем реконструировать ход творческой и профессиональной деятельности Н. Н. Платоновой непросто, хотя бы потому, что по понятным причинам она всегда проходила «в тени» научной и общественной деятельности мужа. Только в июле 1921 г. она получает трудовую книжку, оформляясь на должность научного сотрудника Пушкинского дома Академии наук [39]. К этому времени, вероятно, и относится ее краткая биография, написанная С. Ф. Платоновым, включавшая очень примерный список ее работ. По всей видимости, служба в учреждении, возглавлявшемся мужем, носила формальный характер. Фактическое отсутствие служебных документов (отчетов, списков трудов и т. п.) в определенной степени затрудняет реконструкцию научного пути

Н. Н. В упомянутой биографии и списке ее печатных работ, составленном С. Ф. Платоновым (вероятно, в начале 1920-х годов), всего пять наименований: это статьи в журнале Министерства народного просвещения, одна монография и переводы двух философов (Аристотеля и Виндельбанда), перевод с новогреческого повести Дмитрия Би-келаса «Лука Ларас» [40, л. 4]. В список не включены «несколько рецензий на книги научного содержания» [40, л. 1 об.] но, по крайней мере, некоторые из них нам удалось установить [41-44]. Таким образом, Н. Н. Платонова оставила сравнительно небольшое научно-литературное наследство. Однако за каждой ее публикацией — труд настоящего ученого.

Обращение Надежды Николаевны к философским вопросам в начале творческого пути, вероятно, обусловлено увлечением античной философией, с которыми были связаны ее занятия на Бестужевских курсах. Однако результатами этой работы, появившимися в печати, стали все же не исследования, а переводы философских сочинений. Первая публикация Н. Н. вышла в редактируемом В. Г. Васильевским и С. Ф. Платоновым журнале, о чем сохранилась запись в дневнике Надежды Николаевны: «Вчера вышла янв[арская] книжка Журн[ала] Министерства народного просвещения], в к[ото] рой напечатан мой перевод 1-й половины II кн[иги] Риторики» (3 января 1893 г.) [45]. Другая, помимо античной, область философии, которая привлекала Н. Н. еще на курсах, — это Кант и неокантианство — идейно-философская доктрина, оказавшая фундаментальное воздействие на умы европейских, в том числе российских интеллектуалов рубежа Х1Х-ХХ вв. Этим общим движением в середине 1890-х годов, вероятно, оказалась захвачена и Н. Н. Платонова. Согласно упомянутой выше биографии, «по приглашению профессора А. И. Введенского», коллеги С. Ф. по университету и ее бывшего наставника по курсам, она совместно с другими бывшими бестужевками (Е. И. Максимовой и В. М. Невежиной) переводит под редакцией профессора труд В. Виндельбанда «История новой философии в ее связи с общей культурой и политикой» (немецкое издание 1899 г.). Выпуск перевода затянулся из-за смерти Н. Н. Максимовой (первый том увидел свет в 1902 г., второй — в 1905 г.) [46]. Как можно понять из предисловия ко второму тому, написанного А. И. Введенским, Н. Н. Платоновой принадлежит главным образом перевод второй части сочинения В. Виндельбанда «Философия Канта» [47] (т. е., по существу, речь идет о переиздании выполненного под редакцией А. И. Введенского отдельного издания 1895 г. [48]6), что, возможно, находилось в тесной связи с тематикой ее предполагаемых будущих научных занятий (после окончания курсов). В то же время сфера отвлеченной философской мысли не смогла увлечь Н. Н. глубоко. Одной из причин, вероятно, было то обстоятельство, что в круге С. Ф. Платонова господствовало скептическое отношение к отвлеченным научным занятиям (например, теории и философии гуманитарных наук)7.

Уже в 1890-е годы Надежда Николаевна ищет новую, помимо философии, сферу приложения собственных интеллектуальных сил. Несомненная образованность, знание языков и широта кругозора позволяют ей обращаться к разным темам. Так, в 1899 г. в ЖМНП выходит ее обширная статья, посвященная критическому обзору новейшей литературы по истории европейских университетов. В ходе изложения автор, помимо новейших изданий, заявленных в числе рецензируемых, привлекает и ряд

6 Вероятно, сама же Н. Н. Платонова подготовила и краткую библиографическую заметку об этом издании, помещенную в 1896 г. в ЖМНП: [49].

7 Об этом см., напр.: [50].

других, превращая свой реферат в самостоятельный и не лишенный научной ценности очерк, посвященный генезису университетской традиции в Западной Европе [43]. Однако главной сферой научных исследований Н. Н. Платоновой с середины 1890-х годов и до конца жизни становится русская общественная мысль XIX в. Судя по публикациям и сохранившимся архивным материалам [51; 52], в сфере изысканий Н. Н. — биографии ряда общественных деятелей эпохи: Я. К. Грота, П. А. Плетнева, М. П. Погодина, С. И. Тургенева и других видных представителей литературных и публицистических кругов.

Самой крупной работой Н. Н. Платоновой в этом ряду стал ее труд «Кохановская (Н. С. Соханская). 1823-1884. Биографический очерк» [53]. Идея работы над этой темой относится, судя по Дневнику (см. запись 22 октября 1894 г.), еще к первой половине 1890-х годов, когда Н. Н. по предложению Н. Д. Чечулина задумала написать биографию Кохановской для Русского биографического словаря [54]. Выход в свет в 1896 г. «Автобиографии» Кохановской [55] (на которую Н. Н. откликнулась рецензией в ЖМНП), вероятно, подтолкнул ее к написанию обширного труда монографического характера. Сочинение ее распадается на 14 глав, изложение строится по четкому хронологическому принципу. Однако Н. Н. не просто воссоздает биографическую канву и историю творчества Надежды Степановны Соханской-Кохановской, каждый излагаемый ею факт дается в контексте идей и событий эпохи. Так, говоря о предках Кохановской, переселившихся в Россию в XVII в., Н. Н. дает краткий очерк жизни восточной Малороссии и в связи с этим — истории того рода, к которому принадлежала ее героиня, яркими красками рисует институтский быт (Харьковского института благородных девиц) и историю превращения маленькой испуганной необразованной девочки — ребенка, которому не давались иностранные языки, в «первую ученицу», гордость института, юную поэтессу. Нарратив, выстраиваемый Н. Н. Платоновой на материале автобиографии Кохановской и ее переписки с П. А. Плетневым, носит почти диккенсовский характер. Логике автобиографии героини подчиняется и последующее изложение: рассказ о превращении провинциальной небогатой барышни во всероссийскую знаменитость. Текст Н. Н. читается легко, язык насыщен художественными образами. Однако нельзя сказать, что Н. Н. Платонова некритически относится к тексту Кохановской — показания ее автобиографии постоянно подвергаются анализу и тщательной оценке, прежде всего с точки зрения их фактической точности, присутствия в них внутренних противоречий или противоречий с показаниями других источников. Социальный и автобиографический контекст книги Платоновой очевиден: во-первых, речь идет о судьбе древнего обедневшего русского дворянского рода; во-вторых, речь идет о женщине, занявшейся вопреки традиции литературным трудом; наконец, о женщине, лучшим произведением которой стала, с точки зрения ее биографа, автобиография [53, с. 57]. Надежда Степановна в отличие от Надежды Николаевны Платоновой так и не вышла замуж, и нашла свое призвание в том, что должно было быть близко Н. Н., воспитавшей шестерых детей, — в художественной и нравоучительной литературе для детей. Характер ее героини, по словам Платоновой, «в высшей степени обидчивый и резкий» [53, с. 65]. Вряд ли Н. Н. считала эти качества и своим личным свойством, но подсознательную тягу к «родственной душе» все же исключить нельзя. Можно предположить, что эта работа Надежды Николаевны во многом носит автобиографический характер и внутренне связана как с ее собственной судьбой, так и с судьбой ее матери Надежды Дмитриевны Шамониной (урожденной Башкирцевой).

Много лет Надежда Николаевна посвятила работе над подготовкой научного издания биографии Сергея Ивановича Тургенева, его дневников, хранившихся в Архиве Академии наук [40, л. 2-2 об., 4]. Однако самым главным ее произведением стал Дневник, который она начала писать в знаменательный сентябрьский день 1889 г.: «Сегодня день рождения Верочки и годовщина Сережиного диспута (11 сентября 1889 г.)». Но эти записи длились недолго — почти через год Н. Н. ставит себе цель: «Начинаю писать с твердым намерением писать постоянно, не бросать дневника, как я это сделала в прошлом году (22 августа 1890 г.). Дневник стал в определенной степени гражданской обязанностью Н. Н., отражением нереализованной потребности автора к литературной деятельности и художественному описанию «ученого быта».

Надежда Николаевна скончалась 13 июня 1928 г. [56]. Вскоре ее дочь Нина написала сестре письмо, в котором так охарактеризовала последние дни Н. Н.: «В сущности, мамочка медленно и долго умирала — слабела на глазах у нас, и мы все понимали, но боялись сознаться себе, что понимаем. Никогда не забуду я ночи, которые мы с Верочкой и Марусей по очереди проводили с мамочкой. Как они были для нас тяжелы! И теперь мне стыдно вспомнить, что все-таки мы засыпали, — просыпались от каждого мамочкиного движения и снова засыпали, а мамочка, видя, что мы просыпаемся, махала рукой и говорила: "спи, спи....". Последний день был очень труден; доктора говорят, что он был труден больше для нас, потому что мамочка была без сознания и не страдала. Но мы сидели вокруг постели, давали кислород, Наташа от времени до времени впрыскивала морфий. Окно было настежь открыто, чтоб было больше свежего воздуха; день был солнечный и теплый, и на улице слышались голоса прохожих, шум трамвая, даже пение птиц в саду против нашего дома, и комната была вся залита солнцем. Мамочка скончалась в то время, когда цвела сирень и ландыши, и лежала, вся покрытая ими. Глядя на нее, я вспоминала, как она говорила, что сирень всегда напоминает ей гимназическое время и экзамены, которые тогда совпадали со временем цветения сирени. Мне кажется, что все это было давно» [57].

В первой тетради Дневника Надежды Николаевны, в записи, сделанной в марте 1890 г., находим и такие слова: «Эта болезнь Кл[еопатры] Ал[ександровны] наводит меня на такие безотрадные размышления: как близка смерть от каждого из нас, и как не хотелось бы умереть, пока дети так малы. И потом — до какой степени ничтожной представляется вся наша жизнь и деятельность. Какой же смысл во всем этом? Люди родятся и умирают, поколение сменяет поколение — какую же роль играет в этом отдельная личность?» (14 марта 1891 г.). Убедительным ответом на это обыденное философствование может быть только сама жизнь, которую с честью и достоинством прожила Надежда Николаевна Платонова, а также память, которую ей удалось сохранить и передать будущим поколениям.

Источники и литература

1. Ростовцев Е. А. Дневник Н. Н. Платоновой (Шамониной) как источник по истории исторической науки // Времена и судьбы. Сб. статей в честь 75-летия Виктора Моисеевича Панеяха / отв. ред.

B. Г. Вовина-Лебедева. СПб.: Европейский дом, 2006. С. 270-318.

2. Ростовцев Е. А. Обзор дневника Н. Н. Платоновой (Шамониной) // Памяти академика

C. Ф. Платонова: исследования и материалы / отв. ред. А. Ю. Дворниченко, С. О. Шмидт. СПб.: Люба-вич, 2011. С. 43-87.

3. [Свидетельство о рождении и крещении Н. Н. Шамониной] // Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 585. Оп. 1. Д. 5669. Л. 1.

4. [Платонова Надежда Николаевна. Сведения (13) о ее успехах в женской классической гимназии] // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5676.

5. Свидетельство [попечителя Московского учебного округа] // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5678.

Л. 2.

6. Аттестат ученицы VI класса Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5677. Л. 1.

7. [Диплом об окончании Высших женских курсов Н. Н. Платоновой (урожденной Шамониной)] // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5681. Л. 1.

8. Реферат слушательницы III к. Словесного Отделения Н. Шамониной // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5690. Л. 1.

9. Выписка из копии метрических книг за 1822 год о рождении Федора Платоновича Платонова // ОР РНБ. Ф. 585. Д. 5368. Л. 1.

10. Платонов Федор Платонович. Свидетельство на звание личного почетного гражданина // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5473. Л. 1-2.

11. Формулярный список о службе смотрителя Черниговской Губернской Типографии Личного почетного гражданина Платонова // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5470. Л. 12 об.

12. Платонов Федор Платонович. Свидетельство о признании в потомственном дворянстве, выданное ему Департаментом герольдии Правительствующего Сената // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5475. Л. 1-6.

13. Свидетельство о браке между Ф. П. Платоновым и К. А. Платоновой (Хрисанфовой) // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5470. Л. 1об.

14. Записи дедушки Ал. Г. Хрисанфова // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 49 [Хронологические заметки о родственниках].

15. Формулярный список о службе состоящего при министерстве внутренних дел Титулярного советника Платонова // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5470. Л. 27об.

16. А. Г. Хрисанфов — Т. А. Поповой, 28 сентября 1875 г. // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6445. Л. 9.

17. Дневник Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5691-5702.

18. С. Ф. Платонов — Ф. П. Платонову // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 1878.

19. Копия определения Правительствующего Сената, выданная Департаментом герольдии о признании детей С. Ф. Платонова в потомственном дворянстве с правом на внесение в III часть дворянской родословной книги // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 51.

20. Выпись из Метрической книги... // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6407. Л. 1об.

21. Матрикул слушательницы высших женских курсов историко-филологического факультета Платоновой Натальи Сергеевны, поступившей на факультет в 1912 г. по 6 группе Русская история и всеобщая // Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 113. Оп. 2. Д. 1494. Л. 1-8.

22. Матрикул слушательницы высших женских курсов историко-филологического факультета Платоновой Марии Сергеевны, поступившей на факультет в 1916 г. по 2 группе Русская филология // ЦГИА СПб. Ф. 113. Оп. 2. Д. 1490. Л. 1-7.

23. Ведомость об успехах Веры Сергеевны Платоновой // ЦГИА СПб. Ф. 177. Оп. 1. Д. 41. Л. 92 об.-93.

24. Канцелярия попечителя учебного округа — директору Женского педагогического института, 24 марта 1909 г. // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Л. 1.

25. Свидетельство о исповеди и причастии [28 июля 1901 г.], 16 августа 1901 г. // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5620.

26. [Контендантова] Татьяна Александровна — письма Клеопатре Александровне Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5641. Л. 1-8 об.

27. Паспортная книжка Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5619. Л. 5.

28. Прошение Н. Н. Платоновой С. Петербургскому градоначальнику [о выдаче открытого листа для свободного провоза тела Ф. П. Платонова в Москву] // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5621. Л. 1.

29. Поминальные книжки С. Ф. Платонова // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 50.

30. Свидетельство для свободного проживания в Петербурге Шамониной Софьи Николаевны // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6408. Л. 1.

31. Е. Л. Шамонина — Н. Н. Платоновой 31.09 [1911?] // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6100. Л. 7-9.

32. Б. Н. Шамонин — Н. Н. Платоновой [1911?] // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6070. Л. 1-4.

33. Г. В. Шамонин — Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6072.

34. В. В. Шамонин — Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6071.

35. С. Н. Шамониной — Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6117, 6118.

36. З. Н. Шамонина — Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 6101-6106.

37. С. Н. Шамонина — Н. С. Краевич (урожд. Платоновой, 29 августа 1921 г.) // Архив Т. Д. Федоровой.

38. Удостоверение личности Платоновой Надежды Николаевны // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5673.

Л. 3.

39. Трудовая книжка Платоновой Надежды Николаевны // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5675. Л. 5 об.-6.

40. Платонов С. Ф. Н. Н. Платонова. Биография // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5690.

41. Платонова Н. Н. [рец. на]: «Автобиография» Н. С. Соханской (Кохановской) (Оттиск из «Русского обозрения» 1896) // Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП). 1897. Ч. 312. Июль. Отд. II. С. 176-180.

42. ПлатоноваН. Н. [рец. на]: Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. СПб., 1896 // ЖМНП. 1897. Ч. 313. Сентябрь. Отд. II. С. 123-139.

43. Платонова Н. Н. [рец.]: Denifle H. Die Universitäten des Mittelalters bis 1400. Berlin, 1885; Kaufmann G. Die Geschichte der deutschen Universitäten. Erster Band: Vorgeschichte. Stuttgart, 1888; Zweiter Band: Entstehung und Entwickelung der deutschen Universitäten bis zum Ausgang des Mittelalters. Stuttgart, 1896; Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. 2 vol. Oxford, 1895; Суворов Н. Средневековые университеты. Москва, 1898 // ЖМНП. 1899. Апрель. Отд. II. С. 430-455.

44. Платонова Н. Н. [рец.]: Николай Сперанский. Очерки по истории народной школы Западной Европы... М., 1896 // ЖМНП. 1898. Ч. 315. Февраль. Отд. II. С. 319-324.

45. Аристотель. Риторика / пер. Н. Н. Платоновой // ЖМНП. 1893. №1. С. 10-48 отд. паг.

46. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и политикой. В 2 т. Т. 1. От Возрождения до Канта. СПб.: Типогр. В. Безобразова и Ко, 1902. XII, 464 [1]; Т. 2. От Канта к Ницше. СПб.: Типогр. В. Безобразова и Ко, 1905.[2], VI, 421, 11 с.

47. Введенский А. И. Предисловие редактора // Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и политикой. Т. 2. От Канта к Ницше. СПб., 1905. С. I (отд. паг.).

48. Виндельбанд В. Философия Канта. (Из истории новой философии Виндельбанда) / с нем. пер. Н. Платоновой; ред. и автор предисловия А. И. Введенский. СПб.: Типогр. И. И. Скороходова, 1895.

49. [Платонова Н. Н. ] [рец.]: Виндельбанд В. Философия Канта. (Из истории новой философии Виндельбанда) / с немецкого перевела Надежда Платонова. СПб., 1895. [2], VIII, 202 с.) // ЖМНП. 1896. № 3. Март. Ч. 304. Отд. II. С. 196-197 отд. паг.

50. Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и С. Ф. Платонов (к истории личных и научных взаимоотношений) // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сб. научных работ. Вып. I. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 158-160.

51. Работы Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5703-5720.

52. Материалы к работам Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5721-5739.

53. Платонова Н. Н. Кохановская (Н. С. Соханская). 1823-1884. Биографический очерк (с портретом). СПб.: Сенатская типогр., 1909. [2], VI, 11, 231 с.

54. Платонова Н. Кохановская (Н. С. Соханская) // Русский биографический словарь. Т. XIX. СПб.: Типогр. Товарищества «Общественная польза», 1909. С. 168-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55. [Соханская Н. С.] Автобиография Н. С. Соханской (Кохановской) / с вступительной статьей С. И. Пономарева. М.: Университетская типогр., 1896. [2], 193 с.

56. Свидетельство о смерти Н. Н. Платоновой // ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5671. Л. 3.

57. Н. С. Платонова — Н. С. Краевич (урожд. Платоновой) // Архив Т. Д. Федоровой.

Статья поступила в редакцию 10 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.