Научная статья на тему 'ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛАРИОНОВ (1840-1905) - ВТОРОЙ ДИРЕКТОР БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА, ПЕДАГОГ И РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАНСКОЙ, ПЕНЗЕНСКОЙ, ВОРОНЕЖСКОЙ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИЙ'

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛАРИОНОВ (1840-1905) - ВТОРОЙ ДИРЕКТОР БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА, ПЕДАГОГ И РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАНСКОЙ, ПЕНЗЕНСКОЙ, ВОРОНЕЖСКОЙ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д. Н. ЛАРИОНОВ / ПЕНЗЕНСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ / БЕЛГОРОДСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / БИОГРАФИЯ / ДИРЕКТОР / ПЕНЗЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисова Ирина Викторовна, Лю-Ку-Тан Виктория Александровна

Актуальность и цели . Исследование биографий членов преподавательского состава и руководителей учебных заведений в рамках историко-антропо-логического подхода является одним из направлений в восстановлении истории конкретных учебных заведений. Цель работы - реконструкция профессиональной биографии Дмитрия Николаевича Ларионова - второго директора Белгородского учительского института, который возглавлял его 24 года. Материалы и методы . Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Пензенской области - формулярного списка Д. Н. Ларионова - инспектора Пензенской гимназии и документов из фондов Российского государственного исторического архива, а также опубликованных материалов. Для восстановления наиболее целостной картины профессиональной биографии Д. Н. Ларионова был использован историко-биографический метод. Результаты . Выявлены основные этапы профессиональной биографии Д. Н. Ларионова с момента получения среднего, а затем и высшего образования до окончания педагогической деятельности в Белгородском учительском институте. В его профессиональной деятельности можно выделить четыре периода: казанский с 1866 по 1872 г., пензенский с 1872 по 1876 г., воронежский с 1876 по 1878 г. и белгородский с 1878 по 1902 г. Выводы . Профессиональная биография Д. Н. Ларионова представляет собой систему последовательных движений по карьерной лестнице от преподавателя гимназии к должности директора учительского института. Установлено, что он проявил себя как грамотный руководитель, преподаватель и общественный деятель. Его педагогические заслуги на посту директора Белгородского учительского института отмечали министр народного просвещения и попечитель Харьковского учебного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Денисова Ирина Викторовна, Лю-Ку-Тан Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DMITRY NIKOLAEVICH LARIONOV (1840-1905) - THE SECOND DIRECTOR OF THE BELGOROD PEDAGOGICAL INSTITUTE, TEACHER AND HEAD OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAN, PENZA, VORONEZH AND KURSK PROVINCES

Background. The study of the biography of members of the teaching staff and heads of educational institutions within the framework of the historical and anthropological approach is one of the directions in restoring the history of specific educational institutions. The purpose of the study is to reconstruct the professional biography of Dmitry Nikolaevich Larionov, the second director of the Belgorod Pedagogical Institute, who headed it for 24 years. Materials and methods. To achieve this goal, an analysis was made of unpublished documents from the funds of the State Archives of Penza Region - D.N. Larionov - inspector of Penza gymnasium and documents from the funds of the Russian State Historical Archive, as well as published materials. To restore the most complete picture of D.N. Larionov, the historical and biographical method was used. Results. The main stages of professional biography of D.N. Larionov from the moment of receiving secondary, and then higher education, until the end of pedagogical activity at the Belgorod Pedagogical Institute. Four periods can be distinguished in his professional activity: Kazan from 1866 to 1872, Penza from 1872 to 1876, Voronezh from 1876 to 1878 and Belgorod from 1878 to 1902. Conclusions. Professional biography of D.N. Larionov is a system of sequential movement up the career ladder from a gymnasium teacher to the position of director of a teacher's institute. It is established that he showed himself as a competent leader, teacher and public figure. His pedagogical merits as director of the Belgorod Pedagogical Institute were noted by the Minister of Education and the Trustee of the Kharkov Educational District.

Текст научной работы на тему «ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛАРИОНОВ (1840-1905) - ВТОРОЙ ДИРЕКТОР БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА, ПЕДАГОГ И РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАНСКОЙ, ПЕНЗЕНСКОЙ, ВОРОНЕЖСКОЙ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИЙ»

ИСТОРИЯ

HISTORY

УДК 929

doi: 10.21685/2072-3024-2023-1-1

Дмитрий Николаевич Ларионов (1840-1905) - второй директор Белгородского учительского института, педагог и руководитель учебных заведений Казанской, Пензенской, Воронежской и Курской губерний

И. В. Денисова1, В. А. Лю-Ку-Тан2

1,2Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Белгород, Россия 1denisova@bsu.edu.m, 2lyu-ku-tanv@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Исследование биографий членов преподавательского состава и руководителей учебных заведений в рамках историко-антропо-логического подхода является одним из направлений в восстановлении истории конкретных учебных заведений. Цель работы - реконструкция профессиональной биографии Дмитрия Николаевича Ларионова - второго директора Белгородского учительского института, который возглавлял его 24 года. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Пензенской области - формулярного списка Д. Н. Ларионова - инспектора Пензенской гимназии и документов из фондов Российского государственного исторического архива, а также опубликованных материалов. Для восстановления наиболее целостной картины профессиональной биографии Д. Н. Ларионова был использован историко-биографический метод. Результаты. Выявлены основные этапы профессиональной биографии Д. Н. Ларионова с момента получения среднего, а затем и высшего образования до окончания педагогической деятельности в Белгородском учительском институте. В его профессиональной деятельности можно выделить четыре периода: казанский с 1866 по 1872 г., пензенский с 1872 по 1876 г., воронежский с 1876 по 1878 г. и белгородский с 1878 по 1902 г. Выводы. Профессиональная биография Д. Н. Ларионова представляет собой систему последовательных движений по карьерной лестнице от преподавателя гимназии к должности директора учительского института. Установлено, что он проявил себя как грамотный руководитель, преподаватель и общественный деятель. Его педагогические заслуги на посту директора Белгородского учительского института отмечали министр народного просвещения и попечитель Харьковского учебного округа.

Ключевые слова: Д. Н. Ларионов, Пензенская мужская гимназия, Белгородский учительский институт, биография, директор, Пензенская губерния, Казанская губерния, Воронежская губерния, Курская губерния

Для цитирования: Денисова И. В., Лю-Ку-Тан В. А. Дмитрий Николаевич Ларионов (1840-1905) - второй директор Белгородского учительского института, педагог и руководитель учебных заведений Казанской, Пензенской, Воронежской и Курской

© Денисова И. В., Лю-Ку-Тан В. А., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

губерний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 1. С. 3-14. doi:10.21685/2072-3024-2023-1-1

Dmitry Nikolaevich Larionov (1840-1905) - the second director of the Belgorod Pedagogical Institute, teacher and head of the educational institutions of Kazan, Penza, Voronezh and Kursk provinces

I.V. Denisova1, V.A. Lyu-Ku-Tan2

1,2Belgorod State University, Belgorod, Russia 1denisova@bsu.edu.ru, 2lyu-ku-tanv@yandex.ru

Abstract. Background. The study of the biography of members of the teaching staff and heads of educational institutions within the framework of the historical and anthropological approach is one of the directions in restoring the history of specific educational institutions. The purpose of the study is to reconstruct the professional biography of Dmitry Nikolaevich Larionov, the second director of the Belgorod Pedagogical Institute, who headed it for 24 years. Materials and methods. To achieve this goal, an analysis was made of unpublished documents from the funds of the State Archives of Penza Region - D.N. Larionov - inspector of Penza gymnasium and documents from the funds of the Russian State Historical Archive, as well as published materials. To restore the most complete picture of D.N. Larionov, the historical and biographical method was used. Results. The main stages of professional biography of D.N. Larionov from the moment of receiving secondary, and then higher education, until the end of pedagogical activity at the Belgorod Pedagogical Institute. Four periods can be distinguished in his professional activity: Kazan from 1866 to 1872, Penza from 1872 to 1876, Voronezh from 1876 to 1878 and Belgorod from 1878 to 1902. Conclusions. Professional biography of D.N. Larionov is a system of sequential movement up the career ladder from a gymnasium teacher to the position of director of a teacher's institute. It is established that he showed himself as a competent leader, teacher and public figure. His pedagogical merits as director of the Belgorod Pedagogical Institute were noted by the Minister of Education and the Trustee of the Kharkov Educational District.

Keywords: D.N. Larionov, Penza Men's Gymnasium, Belgorod Pedagogical Institute, biography, director, Penza province, Kazan province, Voronezh province, Kursk province For citation: Denisova I.V., Lyu-Ku-Tan V.A. Dmitry Nikolaevich Larionov (1840-1905) -the second director of the Belgorod Pedagogical Institute, teacher and head of the educational institutions of Kazan, Penza, Voronezh and Kursk provinces. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(1):3-14. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2023-1-1

Введение

Биография Дмитрия Николаевича Ларионова - второго директора Белгородского учительского института, который возглавлял учебное заведение до его реорганизации в 1919 г., - тесно связана с историей и становлением института в течение 24 лет. В современной исторической науке личность Д. Н. Ларионова остается одной из самых наименее исследованных среди руководителей учебного заведения дореволюционного периода. На фоне выявленного современными исследователями фотопортрета Д. Н. Ларионова

(1898 г.), представленного на официальном сайте музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета из частной коллекции С. Е. Володарского и с его разрешения, фактических сведений из его биографии было известно крайне мало [1]. Попытки восстановления карьерного пути были предприняты в исследованиях В. М. Московкина, которые носили фрагментарный характер [2, с. 36-37]. Целью данного исследования является реконструкция биографии и восстановление основных этапов профессиональной деятельности Дмитрия Николаевича Ларионова и его роли в истории развития учебных заведений Казанского и Харьковского учебных округов по результатам анализа опубликованных источников и архивных документов.

Материалы и методы

Главным источником для исследования служит формулярный список Д. Н. Ларионова - инспектора Пензенской гимназии, обнаруженный нами в государственном архиве Пензенской области в 2022 г. [3]. Реконструкция биографии Дмитрия Николаевича стала результатом сопоставления и анализа данных из формулярного списка, делопроизводственных документов из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), «Списка лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения», «Циркуляра по Харьковскому учебному округу», газеты «Южный край». Основным методом исследования является историко-биографический, применение которого позволило восстановить наиболее полную картину карьерного продвижения Дмитрия Николаевича Ларионова.

Результаты

Дмитрий Николаевич Ларионов (1840-1905) родился в Казанской губернии [4, с. 112] в семье обер-офицера (сын обер-офицера / личного дворянина) православного вероисповедания [5, с. 581].

В 1858 г. он окончил 1-ю Казанскую Императорскую гимназию [6, с. 32]. Отметим, что к исследованию казанского периода жизни Д. Н. Ларионова обратился В. М. Московкин в своей вступительной статье к опубликованной диссертации последнего «Географический очерк Новгородской области в первоначальный период русской истории (диссертация на соискание ученой степени кандидата историко-филологического факультета Императорского Казанского университета)».

Используя некоторые факты из профессиональной биографии Д. Н. Ларионова, В. М. Московкин предпринял попытку проанализировать образовательную и научную среду в гимназии и университете, которая оказала влияние на формирование Дмитрия Николаевича как личности. В. М. Московкин значительное внимание уделяет рукописи его диссертации, которая хранится в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского [7, с. 7]. Он отмечает, что диссертация была представлена 19 апреля 1866 г. на 60 л. По распоряжению исправляющего должность декана историко-филологического факультета А. П. Владимирского была сформирована комиссия по рассмотрению диссертации из следующих профессоров университета: Н. Н. Булич, А. О. Угян-ский, Н. И. Ильминский, И. Н. Холмогоров, Н. А. Фирсов, последний должен был представить письменный отзыв [7, с. 21].

Подтверждение сведений и точные данные о периоде обучения Д. Н. Ларионова в Императорском Казанском университете, приведенные в аннотации к диссертации А. В. Ступишиным [7, с. 8], было обнаружено в результате анализа издания А. И. Михайловского «Преподаватели, учившиеся и служившие в императорском Казанском университете» (1804-1904). Дмитрий Николаевич являлся студентом на историко-филологическом факультете Императорского Казанского университета с 25 августа 1858 г. по 11 сентября 1863 г.; с 6 сентября 1865 г. по 28 мая 1866 г. - слушателем Казанского Императорского университета; с 22 декабря 1866 г. по 27 марта 1867 г. - кандидатом Императорского университета и учителем 1-й Казанской гимназии [8, с. 473, 606, 616].

Кратко характеризуя профессиональную биографию Д. Н. Ларионова, В. М. Московкин выделяет следующие периоды: 1-я Казанская гимназия; Императорский Казанский университет; 1-я Казанская гимназия (учитель) -директор народных училищ Воронежской губернии - директор Белгородского учительского института [7, с. 10-11], полностью пропуская пензенский период.

В результате исследования удалось установить, что 8 июня 1867 г. приказом по управлению Казанским учебным округом № 9 Д. Н. Ларионов был направлен исправляющим должность учителя истории и географии Екатеринбургской гимназии [3, л. 164 об.].

Менее чем через месяц, 1 августа 1867 г., попечителем Казанского учебного округа № 12 он был перемещен на должность учителя истории в 1 -ю Казанскую гимназию. По протоколу заседания Педагогического совета 1-й Казанской гимназии, состоявшегося 8 августа 1867 г., был назначен секретарем данного совета [6, с. 513]. Приказом попечителя Казанского учебного округа от 15 июля 1868 г. № 12 утвержден в настоящей должности. При утверждении в должности получил третное не в зачет жалование в количестве 500 руб. [3, л. 164 об. - 165].

Таким образом, 20 августа 1866 г. по окончании историко-филологического факультета Императорского Казанского университета со степенью кандидата Д. Н. Ларионов был зачислен стипендиатом педагогических курсов. С этого же дня Дмитрий Николаевич находился в службе и ведомстве Министерства народного просвещения [3, л. 164 об. - 165].

Одновременно со службой в должности преподавателя истории гимназии Дмитрий Николаевич был назначен членом и секретарем Исполнительного комитета при правлении Казанского учебного округа (приказ попечителя Казанского учебного округа от 28 августа 1868 г. за № 15) [3, л. 166 об. - 167].

19 декабря 1869 г. Д. Н. Ларионов по Высочайше утвержденному положению Комитета министров за отлично-усердную службу Всемилостивей-ше награжден единовременной денежной выплатой 200 руб. из специальных средств гимназии [3, л. 166 об. - 167].

Одновременно с преподавательской деятельностью в 1 -й Казанской гимназии предписанием попечителя Казанского учебного округа 20 августа 1871 г. был определен классным наставником гимназии с производством штатного жалования, а также членом Хозяйственного комитета [3, л. 167 об. - 168].

Состоящий в VIII классе Дмитрий Николаевич Ларионов являлся преподавателем истории 1-й Казанской гимназии с 1867 по 1872 г., подтверждение

данного факта также находим в Памятной книжке Казанской губернии [9, с. 16].

17 октября 1872 г. предписанием попечителя Казанского учебного округа № 589 Д. Н. Ларионов был назначен инспектором в Пензенскую гимназию. 28 декабря 1873 г. за отличие по службе он был награжден 300 руб. из специальных средств Пензенской гимназии [3, л. 168 об. - 171].

В Пензенской мужской гимназии Дмитрий Николаевич продолжал активно заниматься преподавательской и воспитательной деятельностью, в «Списке лиц, участвующих в преподавании в Пензенской мужской гимназии, в 1874-1875 учебном году» указано, что инспектор гимназии - надворный советник Дмитрий Николаевич Ларионов - являлся классным наставником VII класса (старшее отделение). Преподавал: латинский язык в I классе -8 уроков; греческий язык в III классе - 5 уроков и в VI классе - 6 уроков; историю в старшем отделении VII класса - 2 урока, географию в обоих отделениях VII класса - по 1 уроку. Общее число уроков - 23 [10, л. 88-89].

Что касается социального статуса Д. Н. Ларионова, известно, что в 1872 г. он был холост, его общее содержание составляло 3080 руб., в том числе 900 руб. - жалование, 600 руб. - столовых, 200 руб. - пансион, 1380 руб. -за проведенные уроки [3, л. 164 об.]. Должность инспектора Пензенской гимназии он занимал с 1872 по 1876 г., продолжая преподавать латинский и греческий языки, историю и географию [11].

Уникальной находкой является сохранившийся в фондах Государственного архива Пензенской области фотопортрет Ларионова Дмитрия Николаевича, выявленный нами в 2021 г., инспектора 1-й Пензенской мужской гимназии [12]. Расположенная внизу надпись сообщает «Фотогр. Вакуленко», фотография сделана в фотоателье И. П. Вакуленко в Пензе. На фотографии изображен Д. Н. Ларионов в возрасте 32-36 лет.

С 30 октября 1876 г. приказом министра народного просвещения № 20 инспектор Пензенской гимназии коллежский советник Д. Н. Ларионов был утвержден директором народных училищ Воронежской губернии [13, 14].

28 октября 1878 г. Приказом министерства народного просвещения № 17 он был назначен на должность директора Белгородского учительского института [15]. В учительском институте он также преподавал педагогику и дидактику.

Дмитрий Николаевич активно занимался и общественной деятельностью. Так, 24 июня 1881 г. он был избран на три года Белгородской городской думой членом попечительского совета Белгородской женской гимназии, а 25 января 1889 г. назначен членом Белгородского уездного отделения Курского епархиального училищного совета (№ 492) [16, с. 22], постоянным членом из светских лиц, которым являлся до 1900 г. [17, с. 3].

Во время руководства учительским институтом Д. Н. Ларионовым был предпринят ряд мер по расширению площадей учебного заведения. Помещения, отведенные под торговую лавку в двухэтажном здании, арендованном у М. В. Мачурина, были переданы по настоянию Дмитрия Николаевича институту в 1886 г. [18, л. 44-45]. Квартира письмоводителя была использована для увеличения площадей городского училища, последний в свою очередь получал средства на наем квартиры от города [19, л. 21-21 об.].

В указанный период активно пополнялись фонды библиотеки учительского института. Если в 1878 г. библиотека института включала 724 наименования и 1483 тома, в 1880 г. физический кабинет и кабинет естественных наук - по 503 и 794 предмета соответственно, а также 690 единиц учебных пособий [20, л. 24-25 об.], то уже к 1900 г. в учебном заведении насчитывалось 3500 учебных пособий, 1132 единицы в физическом кабинете, 1086 единиц в кабинете естественных наук, 4759 наименований и 7252 тома в библиотеке [21, с. 490-492].

В 1897 г. в газете «Южный край» сообщалось о визите в Белгород попечителя Харьковского учебного округа И. П. Хрущова, который посещал учебные заведения города, «осмотрев подробно все помещение учительского института, г. попечитель выразил директору института г. Ларионову свое особенное удовольствие за найденный порядок» [22].

В 1896 г. Д. Н. Ларионов представлял Белгородский учительский институт на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде [23, с. 30].

Во время руководства Д. Н. Ларионова Белгородским учительским институтом были созданы хор и оркестр воспитанников. По данным газеты «Южный край», 22 октября 1899 г. Д. Н. Ларионов встречал в стенах учительского института министра народного просвещения Н. П. Боголепова, который посетил пробные уроки воспитанников в городском училище. Также корреспондент отмечал: «Хор, составленный из воспитанников института и учеников городского училища, исполнил Херувимскую и Тебе поем, а оркестр - марш, вальс и русский гимн вместе с хором» [24].

В 1890-е гг. в Белгородском учительском институте были введены уроки музыки, в частности игра на духовых инструментах, которая проходила во внеурочное время. Белгородский учительский институт располагал достаточной материальной базой для проведения музыкальных занятий, в состав которой входили следующие музыкальные инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабас, рояль, фисгармония, валторны, тромбоны, флейты, домры [25, л. 21].

Интерес представляют воспоминания выпускников Белгородского учительского института. Например, выпускник 1897 г. М. М. Рыбалкин дает неоднозначную оценку значения уроков музыки. С одной стороны, он отмечал, что музыкальная подготовка воспитанников находилась на высоком уровне - хор был известен во всей Епархии, а оркестр играл как для первых лиц губернии и учебного округа, так и на благотворительных концертах и музыкальных вечерах. С другой стороны, указывал: «Не нашими ли трудами, истрачивая по 6 часов в неделю на уроки музыки, мы содействовали повышению нашего директора в его шествии по административной лестнице, искалечив его нравственно, перевоплотив его из педагога в бездушного стяжателя чинов и орденов?» [26, с. 50]. Выпускник 1893 г. А. Б. Петрищев, характеризуя директора учительского института как «честного и доброго человека», упоминал, что иногда он обыскивал ученические столы и тщательно следил за перепиской воспитанников [27, с. 34]. Отметим, что это лишь субъективная трактовка двух воспитанников учительского института, которые не умаляют заслуги директора института в процессе учебной и воспитательной деятельности.

Особенно знаменательным как для учительского института, так и для педагогической карьеры Д. Н. Ларионова стал 1901 г. - год празднования 25-летия учебного заведения и 35-летия педагогической службы директора. Торжественные мероприятия, проходившие в Белгороде, собрали преподавателей, воспитанников и выпускников института, которые высказали теплые слова о директоре и Белгородском учительском институте. От преподавателей института Д. И. Войниловичем Дмитрию Николаевичу была преподнесена икона Спасителя, а его жене Надежде Николаевне - букет цветов в память о ее постоянном участии в организации литературно -музыкальных вечеров в учебном заведении.

Под руководством Д. Н. Ларионова были осуществлены 23 выпуска Белгородского учительского института, подготовлено 279 учителей, вместе с тем в газете «Южный край» было указано, что Дмитрий Николаевич обратил внимание на тот факт, что фотографии всех выпусков питомцев института были представлены на стенах его актового зала, которые увидели все участники юбилейного торжества 20 августа 1901 г. [28].

Говоря о длительном педагогическом стаже Д. Н. Ларионова, следует отметить, что Министерство народного просвещения трижды продляло его должностные обязанности и увеличивало пенсионные выплаты. Так, Приказом от 10 сентября 1891 г. № 15 579 директор Белгородского учительского института, статский советник Ларионов оставлен на службе на 5 лет с 20 августа 1891 г. [29]. В этом же году за выслугу 25-летнего срока ему была назначена пенсия 850 руб. в год с 20 августа 1891 г. (Приказ № 18 387 от 29 октября 1891 г.) [30]. С 20 августа 1896 г. Приказом министра народного просвещения от 21 сентября 1896 г. № 23 472 он снова был оставлен в указанной должности на пять лет [31], а по выслуге 30-ленего срока пенсия была увеличена до 1020 руб. в год с 20 августа 1896 г. (Приказ от 7 ноября 1896 г. № 27 756) [32]. С 20 августа 1901 г. (Приказ от 14 сентября 1901 г. № 24 456) Д. Н. Ларионов по выслуге 35 лет по учебной части оставлен в занимаемой должности на 1 год [33]. Предполагаем, что эффективное руководство учебным заведением Дмитрия Николаевича было высоко оценено Министерством народного просвещения.

Д. Н. Ларионов был женат на Надежде Николаевне, православного вероисповедания, детей у них не было [5, с. 581]. Его материальное положение до первых пенсионных начислений 1891 г. соответствовало штату учительских институтов и составляло 2000 руб.: 1200 руб. - жалование, 800 руб. -столовые [34, с. 482]. В 1902 г. оно составляло 3190 руб. [5, с. 581].

Преподавательскую карьеру действительный статский советник Дмитрий Николаевич Ларионов завершил в Белгородском учительском институте. 13 мая 1902 г. приказом Министерства народного просвещения он увольняется от службы, согласно прошению «с мундиром, занимаемой им должности присвоенным» [35, 36].

Товарищем министром народного просвещения 24 февраля 1905 г. вдове умершего в отставке с пенсией бывшего директора Белгородского учительского института Д. Н. Ларионова, Надежде Ларионовой, за 35-летнию службу была назначена выплата по 595 руб. в год с 16 января 1905 г. [37]. Полагаем, что это и есть дата его смерти. Дмитрий Николаевич был похоронен в Белгороде на территории Кладбищно-Николаевской церкви (ныне Ни-коло-Иоаса-фовский собор), захоронение не сохранилось [38, с. 157].

За свою длительную педагогическую деятельность Дмитрий Николаевич Ларионов был награжден орденами Святого Станислава 1 степени (1 января 1898 г.) [39] и 2 степени (21 декабря 1874 г.), Святого Владимира 3 степени (1 января 1889 г.) [16, с. 2], Святой Анны 2 степени (28 декабря 1878 г.) и 3 степени (22 декабря 1872 г.) [3, л. 169 об. - 170], медалью в память царствования Императора Александра III [5, с. 581]. А также чинами коллежского асессора (18 мая (20 августа) 1872 г.), надворного советника за выслугу лет (15 июня 1873 г.) [3, л. 168 об. - 171], коллежского советника (20 августа 1874 г.) [40, с. 431; 41], статского советника (20 августа 1878 г.) [42, с. 330], действительного статского советника (1 января 1895 г.) [5, с. 581].

Заключение

Таким образом, профессиональная биография Дмитрия Николаевича Ларионова представляет собой систему продвижения по карьерной лестнице от преподавателя гимназии к директору учительского института. Условно можно выделить 4 периода: казанский с 1866 по 1872 г., пензенский с 1872 по 1876 г., воронежский с 1876 по 1878 г. и белгородский с 1878 по 1902 г. За 24 года руководства Белгородским учительским институтом Д. Н. Ларионов проявил себя как грамотный руководитель, преподаватель и общественный деятель. Министр народного просвещения и попечитель Харьковского учебного округа лично отмечали его заслуги при посещении учебного заведения, а признанием его 35-летней педагогической деятельности стало значительное количество присвоенных наград и чин действительного статского советника.

Список литературы

1. Ларионов Дмитрий Николаевич, директор Белгородского учительского института с 1878 по 1902 г., действительный статский советник // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. URL: http://history.bsu.edu.ru/ history/ex-items/detail.php?IBLOCK_ID=498&SECTION_ID=7626&ELEMENT_ID= 619706 (дата обращения: 30.10.2022).

2. Московкин В. М. Белгородский учительский институт: директора, преподаватели и выпускники // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2014. № 2 (2). С. 29-41.

3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 58. Оп. 1. Д. 46.

4. Памятная книжка Курской губернии на 1893 г. Курск : Типография губернского правления, 1893. 555 с.

5. Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1902 г. СПб., 1902. 937 с.

6. Владимиров В. В. Историческая записка о 1-й Казанской гимназии : в 3 ч. Казань : Универ. тип., 1868. Ч. 3. 347 с.

7. Ларионов Д. Н. Географический очерк Новгородской области в первоначальный период русской истории [диссертация на соискание ученой степени кандидата историко-филологического факультета Императорского Казанского университета. Казань, 1866]. Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2021. 100 с.

8. Михайловский А. И. Преподаватели, учившиеся и служившие в императорском Казанском университете (1804-1904) : в 3 ч. Ч. 1, вып. 2 (1865-1884). Казань : Ти-по-литография Императорского университета, 1904. 1092 с.

9. Адрес-календарь служащих в Казанской губернии лиц, 1872 год. Казань : Губернская типография, 1872. 55 с.

10. ГАПО. Ф. 58. Оп. 1. Д. 59.

11. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1875. № 3. С. 23.

12. ГАПО. Ф. 0. Оп. 1А. Т. 1. Д. 57А.

13. Журнал Министерства народного просвещения. 1877. Ч. CLXXXIX. С. 6-7.

14. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1876. № 12. С. 13.

15. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1878. № 12. С. 25.

16. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1889. № 2.

17. Отчет Курского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ Курской епархии за 1900 год // Курские епархиальные ведомости. 1902. № 46. С. 1-56.

18. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 174. Д. 138.

19. РГИА. Ф. 733. Оп. 204. Д. 506.

20. РГИА. Ф. 733. Оп. 203 Д. 1471.

21. Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1900 год. СПб. : Сенатская Типография, 1902. 802 с.

22. Южный край. 1897. № 5572. С. 3.

23. Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Народное образование. М. : Русское товарищество печати и издательского дела, 1896. 137 с.

24. Южный край. 1899. № 6467. С. 3.

25. РГИА. Ф. 733. Оп. 204. Д. 12.

26. Московкин В. М., Шатохин И. Т. Выпускник Белгородского учительского института 1897 г. Рыбалкин Михаил Михайлович: биография и творчество // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2017. Т. 3, № 1. С. 48-58. doi:10.18413/2408-932X-2017-3-1-48-58

27. Петрищев А. Б. Заметки учителя. СПб. : Знание, 1905. 441 с.

28. 25-летие Белгородского учительского института // Русская школа. 1901. № 10-11. С. 83-92.

29. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1891. № 10. С. 6.

30. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1891. № 12. С. 9.

31. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1896. № 11. С. 111.

32. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1896. № 12. С. 17.

33. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1901. № 10. С. 716.

34. Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1890/91 учебный год. СПб., 1890. 776 с.

35. Журнал Министерства народного просвещения. 1902. Ч. CCCXXXXII. С. 10-11.

36. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1902. № 7. С. 14.

37. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1905. № 4. С. 34.

38. Крупенков А. Н. Белгородская старина. Белгород : КОНСТАНТА, 2011. 272 с.

39. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1898. № 2. С. 3.

40. Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1877/8 учебный год. СПб., 1877. 858 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1876. № 6. С. 40-41

42. Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1882/3 учебный год. СПб., 1882. 676 с.

References

1. Larionov Dmitry Nikolaevich, director of the Belgorod Pedagogical Institute from 1878 to 1902, real state councilor. Belgorodskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issle-dovatel'skiy universitet = Belgorod State National Research University. (In Russ.). Available at: http://history.bsu.edu.ru/history/ex-items/detail.php?IBLOCK_ID=498 &SECTION_ID=7626&ELEMENT_ID=619706 (accessed 30.10.2022).

2. Moskovkin V.M. Belgorod Pedagogical Institute: directors, teachers and graduates.

Nauchnyy rezul'tat. Sotsial'nye i gumanitarnye issledovaniya = Scientific result. Social and human studies. 2014;(2):29-41. (In Russ.)

3. Gosudarstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti (GAPO). F. 58. Op. 1. D. 46 = State Archive of Penza region. Fund 58. Item 1. File 46. (In Russ.)

4. Pamyatnaya knizhka Kurskoy gubernii na 1893 g. = Commemorative book of Kursk region for 1893. Kursk: Tipografiya gubernskogo pravleniya, 1893:555. (In Russ.)

5. Spisok lits, sluzhashchikh po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1902 g. = List ofpersons serving under the department of the Ministry of Public Education in 1902. Saint Petersburg, 1902:937. (In Russ.)

6. Vladimirov V.V. Istoricheskaya zapiska o 1-y Kazanskoy gimnazii: v 3 ch. = Historical note about the 1st Kazan gymnasium: in 3 parts. Kazan: Univer. tip., 1868;(part 3):347. (In Russ.)

7. Larionov D.N. Geograficheskiy ocherk Novgorodskoy oblasti v pervonachal'nyy period russkoy istorii [dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoriko-filologicheskogo fakul'teta Imperatorskogo Kazanskogo universiteta. Kazan', 1866] = Geographical sketch of the Novgorod region in the initial period of the Russian history [dissertation to apply for the degree of the candidate of historical and philological faculty of Imperial Kazan University. Kazan 1866]. Belgorod: ID "BelGU" NIU "BelGU", 2021:100. (In Russ.)

8. Mikhaylovskiy A.I. Prepodavateli, uchivshiesya i sluzhivshie v imperatorskom Ka-zanskom universitete (1804-1904): v 3 ch. Ch. 1, vyp. 2 (1865-1884) = Teachers who studied and served at the Imperial Kazan University (1804-1904): in 3 parts. Part 1, edition 2 (1865-1884). Kazan: Tipo-litografya Imperatorskogo universiteta, 1904:1092. (In Russ.)

9. Adres-kalendar' sluzhashchikh v Kazanskoy gubernii lits, 1872 god = Address-calendar of employees in the Kazan province ofpersons, 1872. Kazan: Gu-bernskaya tipografiya, 1872:55. (In Russ.)

10. GAPO. F. 58. Op. 1. D. 59 = State Archive of Penza region. Fund 58. Item 1. File 59. (In Russ.)

11. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1875;(3):23. (In Russ.)

12. GAPO. F. 0. Op. 1A. T. 1. D. 57A = State Archive of Penza region. Fund 0. Item 1A. Volume 1. File 57A. (In Russ.)

13. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya = Journal of the Ministry of Public Education. 1877;(part CLXXXIX):6-7. (In Russ.)

14. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1876;(12):13. (In Russ.)

15. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1878;(12):25. (In Russ.)

16. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1889;(2). (In Russ.)

17. Report of the Kursk Diocesan School Council on the state of church schools in the Kursk diocese for 1900. Kurskie eparkhial'nye vedomosti = Kursk Diocesan Bulletin. 1902;(46):1-56. (In Russ.)

18. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA). F. 733. Op. 174. D. 138 = Russian State Historical Archive. Fund 733. Item 174. File 138. (In Russ.)

19. RGIA. F. 733. Op. 204. D. 506 = Russian State Historical Archive. Fund 733. Item 204. File 506. (In Russ.)

20. RGIA. F. 733. Op. 203 D. 1471 = Russian State Historical Archive. Fund 733. Item 203. File 1471. (In Russ.)

21. Vsepoddanneyshiy otchet Ministra narodnogo prosveshcheniya za 1900 god = The Most Submissive Report of the Minister of National Education for 1900. Saint Petersburg: Senatskaya Tipografiya, 1902:802. (In Russ.)

22. Yuzhnyy kray = South Kray. 1897;(5572):3. (In Russ.)

23. Podrobnyy ukazatel' po otdelam Vserossiyskoy promyshlennoy i khudozhestvennoy vystavki 1896 g. v Nizhnem Novgorode. Narodnoe obrazovanie = Detailed index of departments of the All-Russian Industrial and Art Exhibition of 1896 in Nizhny Novgorod. Public education. Moscow: Russkoe tovarishchestvo pechati i izdatel'skogo dela, 1896:137. (In Russ.)

24. Yuzhnyy kray = South Kray. 1899;(6467):3. (In Russ.)

25. RGIA. F. 733. Op. 204. D. 12 = Russian State Historical Archive. Fund 733. Item 204. File 12. (In Russ.)

26. Moskovkin V.M., Shatokhin I.T. Graduate of the Belgorod Pedagogical Institute in 1897 Rybalkin Mikhail Mikhailovich: biography and creativity. Nauchnyy rezul'tat. Sotsial'nye i gumanitarnye issledovaniya = Scientific result. Social and Human Studies. 2017;3(1):48-58. (In Russ.). doi:10.18413/2408-932X-2017-3-1-48-58

27. Petrishchev A.B. Zametki uchitelya = Teacher notes. Saint Petersburg: Znanie, 1905:441. (In Russ.)

28. The 25th anniversary of the Belgorod Pedagogical Institute. Russkaya shkola = The Russian school. 1901;(10-11):83-92. (In Russ.)

29. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1891;(10):6. (In Russ.)

30. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1891;(12):9. (In Russ.)

31. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1896;(11):111. (In Russ.)

32. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1896;(12):17. (In Russ.)

33. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1901;(10):716. (In Russ.)

34. Spisok lits, sluzhashchikh po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1890/91 uchebnyy god = List ofpersons serving under the department of the Ministry of Public Education for the 1890/91 academic year. Saint Petersburg, 1890:776. (In Russ.)

35. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya = Journal of the Ministry of Public Education. 1902;(part CCCXXXXII):10-11. (In Russ.)

36. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1902;(7):14. (In Russ.)

37. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1905;(4):34. (In Russ.)

38. Krupenkov A.N. Belgorodskaya starina = Belgorod antiquity. Belgorod: KONSTANTA, 2011:272. (In Russ.)

39. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1898;(2):3. (In Russ.)

40. Spisok lits, sluzhashchikh po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1877/8 uchebnyy god = List ofpersons serving under the department of the Ministry of Public Education for the 1877/8 academic year. Saint Petersburg, 1877:858. (In Russ.)

41. Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu = Circular for Kharkiv educational district. 1876;(6):40-41. (In Russ.)

42. Spisok lits, sluzhashchikh po vedomstvu Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1882/3 uchebnyy god = List ofpersons serving under the department of the Ministry of Public Education for the 1882/3 academic year. Saint Petersburg, 1882:676. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Ирина Викторовна Денисова кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, директор музея истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85)

E-mail: denisova@bsu.edu.ru

Irina V. Denisova Candidate of historical sciences, associate professor of the subdepartment of world history, director of history museum, Belgorod State University (85 Pobedy street, Belgorod, Russia)

Виктория Александровна Лю-Ку-Тан специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85)

Viktoria A. Lyu-Ku-Tan

Expert on representational and exhibition activities of the history museum, Belgorod State University (85 Pobedy street, Belgorod, Russia)

E-mail: lyu-ku-tanv@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 13.12.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.01.2023 Принята к публикации / Accepted 05.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.