Научная статья на тему 'Выпускники Белгородского учительского института в экспозиции Музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета'

Выпускники Белгородского учительского института в экспозиции Музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ ИСТОРИИ НИУ "БЕЛГУ" / БЕЛГОРОДСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / А.Ф. ПЕТРИЩЕВ / П.Ф. БУЗУК / П.И. БАРЫШНИКОВ / HISTORY MUSEUM OF BELGOROD STATE UNIVERSITY / BELGOROD TEACHER'S TRAINING INSTITUTE / A.B. PETRISHCHEV / P.F. BUZUK / P.I. BARYSHNIKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А.

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности Музея истории НИУ«БелГУ» является изучение становления и развития Белгородского учительского института в конце XIX начале XX века, в том числе поиск информации о его выпускниках. По результатам работы с фондами архивов, библиотек, музеев Российской Федерации сотрудниками Музея восстановлено более 75 % фамилий выпускников Белгородского учительского института, реконструированы биографии известных выпускников А.Б. Петрищева, П.Ф. Бузука, П.И. Барышникова, а также создана постоянная экспозиция, посвящённая выпускникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATES OF THE BELGOROD TEACHER’S TRAINING INSTITUTE IN THE EXHIBITION AT THE HISTORY MUSEUM OF BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

The aim of the article is to provide the reader with some material on one of the research directions of the History Museum of the National Research University (BelSU). It is spoken in detail about the study of the formation and development of the Belgorod Teacher’s Training Institute in the late 19th and early 20th centuries. Much attention is given to its graduates. According to the article, the work with archives, libraries, museums of the Russian Federation, employees of the History Museum of BelSU resulted in restoration of more than 75% of the graduates’ names, reconstruction of biographies of famous graduates such as A.B. Petrishchev, P.F. Buzuk, P.I. Baryshnikov. The work also contributed to creation of a permanent exhibition dedicated to the graduates of Belgorod Teacher’s Training Institute.

Текст научной работы на тему «Выпускники Белгородского учительского института в экспозиции Музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета»

ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ

УДК 069.8

ВЫПУСКНИКИ БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

И.В. Денисова, В.А. Лю-Ку-Тан1

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности Музея истории НИУ «БелГУ» является изучение становления и развития Белгородского учительского института в конце XIX - начале XX века, в том числе поиск информации о его выпускниках. По результатам работы с фондами архивов, библиотек, музеев Российской Федерации сотрудниками Музея восстановлено более 75 % фамилий выпускников Белгородского учительского института, реконструированы биографии известных выпускников - А.Б. Петрищева, П.Ф. Бузука, П.И. Барышникова, а также создана постоянная экспозиция, посвященная выпускникам.

Ключевые слова: Музей истории НИУ «БелГУ», Белгородский учительский институт, А.Ф. Петрищев, П.Ф. Бузук, П.И. Барышников.

GRADUATES OF THE BELGOROD TEACHER'S TRAINING INSTITUTE IN THE EXHIBITION AT THE HISTORY MUSEUM OF BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

I.V. Denisova, V.A. Liu-Ku-Tang The History Museum of Belgorod State National Research University

The aim of the article is to provide the reader with some material on one of the research directions of the History Museum of the National Research University (BelSU). It is spoken in detail about the study of the formation and development of the Belgorod Teacher's Training Institute in the late 19th and early 20th centuries. Much attention is given to its graduates. According to the article, the work with archives, libraries,

1 Денисова Ирина Викторовна - к.и.н., директор Музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, eivv@mail.ru; Лю-Ку-Тан Виктория Александровна -м.н.с. Музея, hotina.victoria@yandex.ru.

54

Жизнь Земли 41(1) 2019 54-60

museums of the Russian Federation, employees of the History Museum of BelSU resulted in restoration of more than 75% of the graduates' names, reconstruction of biographies of famous graduates such as A.B. Petrishchev, P.F. Buzuk, P.I. Baryshnikov. The work also contributed to creation of a permanent exhibition dedicated to the graduates of Belgorod Teacher's Training Institute.

Keywords: History Museum of Belgorod State University, Belgorod Teacher's Training Institute, A.B. Petrishchev, P.F. Buzuk, P.I. Baryshnikov.

Введение. Белгородский государственный национальный исследовательский университет является правопреемником Белгородского учительского института, открытого в 1876 г. Институт внёс значительный вклад в развитие педагогического образования и подготовку педагогических кадров не только города Белгорода, но и в целом Харьковского учебного округа, в структуру которого входили учебные заведения Харьковской, Курской, Воронежской, Пензенской, Тамбовской губерний и Области Войска Донского. Белгородский учительский институт был реорганизован в 1919 году.

В рамках реализации проекта «Модернизация Музея истории университета» (2012-16) была проведена научно-исследовательская работа в архивах, музеях, библиотеках Российской Федерации, в результате которой создана новая экспозиция, посвя-щённая становлению и развитию Белгородского учительского института. Особое внимание уделено разделу обновлённой экспозиции о выпускниках учебного заведения.

В результате научно-исследовательской работы с документами из фонда 733 Ведомства Народного Просвещения Российского государственного исторического архива было установлено примерное количество выпускников Белгородского учительского института. На основе анализа сохранившихся отчётов Попечителя Харьковского учебного округа (1880-1916) была составлена диаграмма (рис. 1), на которой представлено ежегодное количество выпускников. В общей сложности с 1880 г. по 1916 г. в Белгородском учительском институте было подготовлено более 590 педагогов.

Количество выпускников Белгородского учительского института Рис. 1. Количество выпускников Белгородского учительского института (1880-1916 гг.).

Сотрудниками Музея истории НИУ «БелГУ» в результате работы с периодическим справочно-правовым источником «Циркуляр по Харьковскому учебному округу» (1879-1916 гг.) из фондов Российской национальной библиотеки было восстановлено более 440 фамилий и идентифицировано более 75 % выпускников Белгородского учительского института. Теперь фамилии выпускников и данные об их количестве представлены на информационных стендах в постоянной экспозиции Музея, а также в электронном информационном ресурсе «Золотая книга выпускников» [12].

Рис. 2. Евгений Михайлович Подтягин (Ы{р://Ье1;ого^ с1о§;игап.га/?^).

Выпускники Белгородского учительского института. Воссозданный список выпускников позволил продолжить работу с электронными историко-краевед-ческими ресурсами, по результатам которой найдена фотография одного из первых выпускников Белгородского учительского института 1879 г. - Евгения Михайловича Подтягина [18]; сейчас она представлена в экспозиции музея истории НИУ «БелГУ» (рис. 2). Позже Е.М. Под-тягин преподавал гимнастику в учительском институте и служил в городском училище при институте в 1879-99 гг.

Научно-исследовательская работа была проведена с фондами Белгородского государственного истори-ко-краеведческого музея, где сохранился единственный известный нам аттестат об окончании Белгородского учительского института 1916 года № 631 Зиновия Ивановича Угрюмова [1], а также портретное изображение выпускника (рис. 3). Вместе с тем, обнаружен формулярный список З.И. Угрюмова, который позволил реконструировать его биографию. Сын мещанина родился в 1885 г., в 1905 г. окончил Курскую учительскую семинарию, в 1916 г. - Белгородский учительский институт. С 1 сентября 1916 г. был назначен учителем Белгородского высшего начального училища.

Также при работе с фондами была найдена самая ранняя из известных нам фотография выпуска 1916 г. Белгородского учительского института [2], где изображены преподаватели, служащие и выпускники института, а также его директор (с 1913 г. по 1918 г.) Петр Александрович Дьяконов, портретное изображение которого считалось несохранившимся. Копии перечисленных предметов представлены в экспозиции.

В соответствии с «Положением об учительских институтах» от 31 мая 1872 г. выпускники этих учебных заведений должны были прослужить шесть лет в должности

учителя городского училища. В процессе работы по восстановлению списка выпускников было установлено, что многие из них впоследствии смогли реализоваться как известные учёные и педагоги.

В ходе работы с фондами Российской государственной библиотеки были изучены труды выпускников Белгородского учительского института Павла Ивановича Барышникова и Ивана Петровича Кулегаева, которые внесли значительный вклад в развитие педагогического образования.

П.И. Барышников - выпускник 1882 г., служил учителем в городских училищах Курской и Пензенской губерний, в начале XX века переведён на должность инспектора народных училищ Пензенской губернии [4]. В конце

XIX - начале XX века он публиковал статьи под ини-Рис. 3. Зиновий Ивано- П1, г

,, „ циалами П.И.Б. в известных педагогических журналах

вич Угрюмов (Белгородский 'г

областной краеведческий му- «Народная школа», «Воспитание и обучение», «Русский зей (БОКМ), инв. № 33602). начальный учитель» [9], а также являлся автором учеб-56

ников и хрестоматий по грамматике для низших учебных заведений, которые неоднократно переиздавались до революционных событий 1917 г. [5, 6, 7]. Учебное пособие П.И. Барышникова «Краткие сведения из русской грамматики и важнейшие правила орфографии» для начальных училищ в 1898 г. было утверждено Министром Народного Просвещения и рекомендовано Учёным комитетом министерства для данных учебных заведений [21]. С электронными копиями трудов П.И. Барышникова можно познакомиться в Музее истории НИУ «БелГУ»; они сопровождаются значительным количеством иллюстраций, что позволяет сформировать впечатление не только о содержании учебного процесса в дореволюционные период, но и визуализируют его.

Также в Музее истории университета представлены труды Ивана Петровича Ку-легаева. Он окончил Белгородский учительский институт в 1899 г. [22] и преподавал в городских училищах Белгорода. Работы И.П. Кулегаева являются руководствами по преподаванию естественных наук, в т. ч. географии Курской губернии; им составлена схематичная карта региона, а также подготовлены краткие описания географических, историко-культурных и хозяйственных особенностей уездов в начале XX века [13, 14].

В ходе научно-исследовательской работы значительное внимание было уделено анализу воспоминаний выпускников Белгородского учительского института - А.Б. Петрищева и М.М. Рыбалкина, репринтные издания которых представлены в экспозиции Музея истории НИУ «БелГУ».

Выпускник Белгородского учительского института 1893 г. Афанасий Борисович Петрищев распоряжением Управляющего Харьковским учебным округом № 5739 от 10.08.1893 назначен исправляющим должность учителя арифметики и геометрии в 1-е Донское окружное училище [19]. В хранящейся в фондах Государственного архива Российской Федерации рукописи «Среди предгрозовых вихрей» А.Б. Петрищев отмечал: «после сложных исканий в ранней юности, я избрал себе педагогическую профессию, полагая в ней своё призвание и свой долг. С 1893 г. по 1901 г. был школьным учителем» [3, л. 2]. Позже он начал совмещать службу в учебных заведениях и работу в редакциях губернских газет; в 1904 г. в журнале «Русское богатство» опубликовал очерк «Из заметок учителя», который в 1905 г. был издан отдельной книгой - «Заметки учителя» [16]. Данное издание А.Б. Петрищева носит автобиографичный характер и включает в себя как анализ образовательной системы Российской империи, так и воспоминания о Белгородском учительском институте, в т. ч. о поступлении в институт, особенностях повседневной жизни воспитанников, учебном процессе. Работа с данным изданием позволила идентифицировать ряд преподавателей и воспитанников учебного заведения конца XIX века.

С 1906 г. Афанасий Борисович продолжил работу в журнале «Русское богатство», где сотрудничал с такими известными личностями как В.Г. Короленко, Н.Ф. Аннен-ский, А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин. Он участвовал в создании Трудовой народно-социалистической партии и являлся её членом. Афанасий Борисович проявил себя как педагог, социально-политический деятель, публицист, историк и писатель. Он являлся автором художественных произведений, таких как роман «Великий лес» (1929) и драматическая поэма «Берандот» (1904); исторических очерков «Триста лет 1606-1906 гг.» (1906) и «Из истории кабаков в России» (1906); очерков о творческой жизни В.Г. Короленко и М.А. Бакунина. В 1922 г. за свои политические убеждения он был арестован, а вскоре в числе «антисоветской интеллигенции» Петрограда выслан из Советской России на «философском пароходе» [17].

Воспоминания выпускника 1897 г. Михаила Михайловича Рыбалкина [20] представляют собой рукопись, в результате работы с которой удалось реконструировать

описание здания и помещений, режим дня воспитанников, а также меню Белгородского учительского института, которые на сегодняшний день позволили расширить экспозицию Музея истории НИУ «БелГУ».

В разделе экспозиции Музея, по-свящённом выпускникам Белгородского учительского института, значительное внимание уделено окончившему учебное заведение в 1903 г. Петру Филипповичу Бузуку (1879-1923) - основателю первого в России природоохранительного общества (рис. 5). П.Ф. Бузук родился 13 сентября 1879 г. в семье молдавского крестьянина в селе Шипки Тираспольского уезда [8]. Педагогическое образование получил в Белгородском учительском институте, в 1903 г. был назначен учителем Константиновского городского училища [23]. Весной 1910 г. по его инициативе в селе Верхняя Хортица Екатеринославской губернии было создано Хортицкое общество охранителей природы. Общество занималось лесоразведением, заложило лесной питомник, развешивало искусственные гнездовья для привлечения птиц (часть гнездовий в декабре 1913 г. демонстрировалась в Харькове на выставке охраны природы); в связи с этим символом общества стало птичье гнездо. Через директоров народных училищ члены общества агитировали школьных учителей на работу со школьниками по защите птиц и животных [8]. По данным справочника «Об охотничьих обществах» В.М. Воронцова, Хортицкое общество охранителей природы обеспечивало проведение охоты в регламентированное законом время, преследовало браконьерство, а также посредством публичных чтений и лекций обеспечивало «охранение (в пределах Екатеринославской губернии) всех трёх царств природы, в смысле сохранения целостности, красоты и богатства их представителей, и распространение в местном населении понятий о разумном пользовании дарами природы» [11, с. 10].

Также при работе с фондами Российской государственной библиотеки было установлено, что П.Ф. Бу-зук принимал участие в праздновании пятидесятилетия Московского общества охоты имени императора Александра II. От лица Хортицкого общества охранителей природы приветствовал всех участников мероприятия и выразил надежду на создание заповедных участков на территории всей страны и поддержку в организации заповедника Хортицкого общества [15].

В 1912 г. Петр Филиппович продолжил обучение в Московском Сельскохозяйственном Институте. В 1912 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве он руководил отделом орнитологии. В 1913 г., Рис. 5. Бузук Пётр Фи- во время экспедиции по Семиреченской области, со-липпович. брал 400 видов растений, определил и составил герба-

Рис. 4. В редакции журнала «Русское богатство». Стоит слева Н.Ф. Анненский, сидит с сигаретой А.Б. Петрищев (по сообщению его правнучки Светланы Тульцевой-Пе-трищевой, июль 2014 г.) (http://annensky.lib. ги/пате8/п£&ап/гЬ.Ы:т).

рий. В 1913 г. Бузук вошёл в Русский орнитологический комитет, заведовал отделом защиты и охраны птиц. В мае 1917 г. П.Ф. Бузук был командирован отделом животноводства Министерства земледелия в северные губернии для обследования животноводства. Затем до 1923 г. преподавал в Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева [8].

При создании экспозиции Музея истории НИУ «БелГУ» и раздела, посвящённого П.Ф. Бузуку, ещё одна его фотография была найдена в исследовании Г.С. Розенберга и Г.П. Краснощёкова [24]. В результате сотрудничества с профессором, членом-корреспондентом Российской академии наук Геннадием Самуиловичем Розенбергом копия этой фотографии дополнила фонды и расширила экспозицию Музея.

Заключение. В результате научно-исследовательской работы сотрудников Музея истории НИУ «БелГУ» с документами из фондов государственных и личных архивов, библиотек и музеев Российской Федерации была создана экспозиция, посвящённая выпускникам Белгородского учительского института. Она состоит из трёх разделов: в первом отражены количественные данные о выпускниках, во втором представлены предметы и информация, позволяющая реконструировать образ выпускника, в третьем внимание акцентировано на личностях выпускников - известных учёных и педагогов. Кроме постоянной экспозиции сведения о выпускниках Белгородского учительского института представлены на виртуальной выставке «Воспитанники Белгородского учительского института», подготовленной к Всероссийскому Дню студентов в 2017 г. [10].

На сегодняшний день по данной теме перспективным направлением в работе сотрудников Музея истории НИУ «БелГУ» является формирование единой информационной электронной базы выпускников Белгородского учительского института и продолжение научно-исследовательской деятельности по истории института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белгородский областной краеведческий музей (БОКМ). Инв. № 9552-О.

2. Белгородский областной краеведческий музей (БОКМ). Инв. № 33600.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф 5881. Оп. 2. Д. 560. Л. 2.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.733. Оп. 204. Д. 182. Л. 30.

5. Барышников П.И. Учебник русской грамматики. 3-е изд. М.: Тихомиров, 1900.

6. Барышников П.И. Русская и церковно-славянская азбука, заключающая в себе: русский букварь, басни, рассказы и стихотворения, рассказы из священной истории и церковно-славян-скую грамоту. 2-е изд. М.: Тихомиров, 1904. 80, II с.

7. Барышников П.И. Книга для чтения на уроках русского языка в сельских двухклассных училищах и подготовительных школах. 8-е изд. М.: Тихомиров, 1918. 268 с.

8. Борейко В.Е. Словарь деятелей охраны природы. 2-е изд. Киев: Киевский эколого-куль-турный центр, 2001. 526 с.

9. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (от начала русской образованности до наших дней). С.-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1895. 212 с.

10. Виртуальная выставка «Воспитанники Белгородского учительского института» Официальный сайт музея истории НИУ «БелГУ» (http://history.bsu.edu.ru/history/news/detail. php?ID=400066).

11. Воронцов В.М. Справочник об охотничьих обществах. С.-Петербург: тип. М. Меркуше-ва, 1912. 116 с.

12. Золотая книга выпускников. Белгород, 2016 (Ы{р://140^и^и.ги/140/Ьоок/#р=1).

13. Кулегаев И.П. Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ. Вып. 1. Белгород: тип. А.А. Вейнбаума, 1903. 14 с.

14. Кулегаев И.П. Краткое описание Курской губернии с приложением упрощённой карты Курской губернии: Пособие при изуч. географии края в гор. и нач. уч-щах, а также при самообразовании. Харьков: тип. Г.Б. Молчадского, 1903. 56 с.

15. Московское общество охоты имени императора Александра II. Празднование пятидесятилетия юбилея / Сост. Г.А. Найдёнов, Н.В. Столяров, Ф.Г. Кейтель, Б.В. Зворыкин. М., 1913. 66 с.

16. Петрищев А.Б. Заметки учителя. СПб: Знание, 1905. 411 с.

17. Сыпченко А.В. Петербургский публицист Афанасий Борисович Петрищев // Вестник архивиста. № 6. 2006. С. 385-393.

18. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1879. № 8. С. 16.

19. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1893. №. 9. С. 26.

20. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1897. № 9. С. 26.

21. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1898. № 12. С. 17.

22. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1899. № 10. С. 483.

23. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1903. № 7. С. 96.

24. Экология «в законе» (теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах) / Г.С. Розенберг, Г.П. Краснощёков. 2-е изд. Самара, Тольятти: ООО «Полиграфическое объединение «Стандарт», 2016. 468 с.

REFERENCES

1. Belgorod State Local History Museum (ВОКМ). № 9552-О (in Russian).

2. Belgorod State Local History Museum (BOKM). № 33600 (in Russian).

3. The State Archives of the Russian Federation. F. R 5881 P. 2 (in Russian).

4. Russian State Historical Archive. F.733. R. 204. D. 182. P. 30 (in Russian).

5. Baryshnikov P.I. Russian grammar textbook (Moscow: K.I. Tihomirov, 1900) (in Russian).

6. Baryshnikov P.I. Russian and Church Slavonic alphabet, including: Russian primer, fables, stories and poems, stories from sacred history and Church Slavonic script. 80, II p. (Moscow: K.I. Tihomirov, 1904) (in Russian).

7. Baryshnikov P.I. A book for reading Russian lessons in rural two-year schools and preparatory schools (Moscow: K.I. Tihomirov, 1918) (in Russian).

8. Boreyko V.E. Dictionary of conservationists. 526 p. (Kiev: Kievskij ehkologo-kul'turnyj centr, 2001) (in Russian).

9. Vengerov S.A. Critical and biographical dictionary of Russian writers and scientists (from the beginning of Russian education to the present day). 212 p. (St. Petersburg: tipografiya M.M. Stasyulevicha, 1895) (in Russian).

10. Virtual exhibition «Pupils of the Belgorod Teachers' Institute» (http://history.bsu.edu.ru/ history/news/detail.php?ID=400066)

11. Vorontsov V.M. Handbook of hunting societies. 116 p. (St. Petersburg: tipografiya M. Merkusheva, 1912) (in Russian).

12. Gold book of graduates (http://140.bsu.edu.ru/140/book/#p=1) (in Russian).

13. Kulegaev I.P. Notes on the teaching of natural science in elementary grades of urban schools. 14 p. (Belgorod: tipografiya A.A. Vejnbauma, 1903) (in Russian).

14. Kulegaev I.P. Brief description of Kursk Province with a simplified map of Kursk Province. 36 p. (Kharkov: tipografiya G.B. Molchadskogo, 1903) (in Russian).

15. Naydenov G.A., Stolyarov N.V., Keitel F.G., Zworykin B.V. Moscow hunting society named after Emperor Alexander II. Fiftieth Anniversary Celebration. 66 p. (Moscow, 1913) (in Russian).

16. Petrishchev A.B. Teacher's notes. 411 p. (St. Petersburg: Znanie, 1905) (in Russian).

17. Sypchenko A.V. Petersburg publicist Afanasy Petrishchev. Vestnik arhivista. 6, 385-393 (2006) (in Russian).

18. Cirkulyarpo Har'kovskomu uchebnomu okrugu. 8. P. 16 (1879) (in Russian).

19. Cirkulyar po Har'kovskomu uchebnomu okrugu. 9. P. 26. (1893) (in Russian).

20. Cirkulyar po Har'kovskomu uchebnomu okrugu. 9. P. 26 (1897) (in Russian).

21. Cirkulyar po Har'kovskomu uchebnomu okrugu. 12. P. 17 (1898) (in Russian).

22. Cirkulyar po Har'kovskomu uchebnomu okrugu. 10. P. 483 (1899) (in Russian).

23. Cirkulyar po Har'kovskomu uchebnomu okrugu. 8. P. 96 (1903) (in Russian).

24. Rosenberg, G.S., Krasnoshchekov, G.P. Ecology "in law" (theoretical constructions of modern ecology in quotations and aphorisms). 468 p. (Samara, Tolyatti: OOO «Poligraficheskoe ob»edinenie «Standart», 2016) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.