Научная статья на тему 'Музейный комплекс Тувинского государственного университета: создание, состояние и перспективы развития'

Музейный комплекс Тувинского государственного университета: создание, состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейный комплекс Тувинского государственного университета: создание, состояние и перспективы развития»

3 раздел Музееведение

Ашак-оол Андрей Чолдак-оолович,

к.и.н., Тувинский гоударственный университет, г. Кызыл.

Музейный комплекс Тувинского государственного университета: создание, состояние и перспективы развития

Музей - это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение. В этом определении достаточно четко синтезированы культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты [1].

Национальный музей им. 60-ти богатырей Республики Тыва, как и другие центральные, провинциальные, городские и сельские музеи, всегда вызывали восхищение и искреннее уважение, потому что это действительно храмы искусства и культуры народов, живущих на территории нашей республики. Если в буддийском или православном храме люди общаются с Богом, то в музее, как храме, они через экспонаты, музейные предметы общаются с ныне живущими или ушедшими в вечность поколениями. Именно через музейные коллекции сохраняется преемственность поколений и историческая Память, без которой наша современная жизнь оказалась бы бессмысленной. Музейные предметы рассказывают историю этносов, подчеркивают национальную самобытность народа, что очень важно в условиях возрастающей глобализации мира.

Музеи во все времена были школами духовности и народной педагогики, поскольку на музейных материалах мы начинаем понимать красоту природы и благородство человеческой души, учим своих детей добродетельности, любить ближнего и уважать труд чужого человека. В предметах музейного значения и организованных в музеях выставках имеются огромные возможности процесса воспитания подрастающего поколения - гражданско-патриотического, эстетического, трудового и т.д. Если все это преподнести со вкусом и с учетом современного дизайна, то от желающих посетить музей не будет отбоя. Как известно, гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.

Музеи всегда являлись центрами науки и культуры, главной задачей которых является сбор, сохранение, реставрация, изучение и пропаганда природного и историко-культурного наследия Человечества. Все это стало народным достоянием благодаря непосильному труду коллектива музейных работников - настоящих профессионалов своего дела, преданных своему труду. Благодаря их усилиям сегодня Национальный музей им. 60-ти богатырей Республики Тыва неузнаваем, стал центром

науки и культуры Тувы, уверенно шагнул в XXI век. Музейные выставки, организуемые музеем, пользуются огромной популярностью у людей, особенно детей, учащихся и студентов вузов.

Школьные музеи являются своеобразными общественными организациями, действующими в рамках школ, ведущие дополнительное образование учащихся школ, гражданско-патриотическое, эстетическое и иное воспитание школьников на основе музейных предметов. Раньше школьные музеи создавались случайно, стихийно и обычно существовали благодаря таланту и энтузиазму школьных учителей. Если учитель уходил из школы, то разваливался и музей, созданный им в течение нескольких лет кропотливой работы, исчезали уникальные бесценные музейные предметы.

Сегодня школьные музеи поднялись на новый уровень развития, они по-настоящему стали своеобразными исследовательскими центрами и экспериментальными площадками, где изучаются музейные предметы, являющиеся достоверными историческими источниками. Например, это музей истории Тувинского аграрного лицея в пос. Сукпак, историко-краеведческий музей школы № 5 г. Кызыла (руководитель Монгуш С.В.) и др.

В стране действует федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, регламентирующий правовое положение Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации. Здесь четко сказано, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации, государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры. Музей может быть только некоммерческим учреждением культуры. Школьные музеи, таким образом, являются негосударственными музеями, которые хранят и используют негосударственную часть Музейного фронда Российской Федерации. Школьный музей может вступить в правовые отношения с государственными органами культуры как потенциальный хранитель негосударственной части Музейного фонда РФ лишь в качестве субъекта права. Таким образом, перед школьным музеем стоит выбор:

1) зарегистрироваться в качестве субъекта права как общественная организация и нести всю полноту ответственности за сохранность музейных предметов;

2) остаться структурой другого субъекта права — образовательного учреждения — и выполнять те функции, которые зафиксированы в уставе этого учреждения [2].

Однако, в законе мы не находим четкого механизма деятельности школьных музеев как негосударственных учреждений, в том числе, не прописана система подготовки музейных кадров для школьных музеев. Честно говоря, школьные музеи создаются на авось, обычно этой работой нагружают молодых учителей или пенсионеров. У всех из них нет музейного образования и опыта работы, поэтому они не знают сложную специфику многофункциональной деятельности музея, не знают законодательства о музейных фондах и музеях в стране, отсутствуют элементарные знания о фондовой работе и т.д. А ведь именно в местных школьных музеях хранятся уникальные этнографические предметы музейного значения, являющиеся объектами музейного фонда и историко-культурного наследия Человечества. Кто же будет их систематизировать, позиционировать и сохранять, нести ответственность за их порчу и

потерю. Школьные музеи существуют сами по себе, для них не предусмотрено выделение финансовых средств, им не выделяют помещений. Какой учитель будет работать на общественных началах без вознаграждения за труд? Никто.

Подобная ситуация складывается и вокруг многих вузовских музеев страны. В государственном образовательном стандарте не предусмотрена музейная работа и должности научного сотрудника музея. Все делается, опять же, на общественных началах.

Идея создания музея на базе исторического факультета Тувинского государственного университета возникла еще в 2002 г. Для ее реализации, а также для проведения научных исследований по истории, этнографии и историческому краеведению в 2004 г. была создана Учебно-научная лаборатория «Археология, этнография и историческое краеведение» (ныне - Учебно-научная лаборатория археологии, этнографии и истории народов Центральной Азии). Большую поддержку в становлении музея оказала д.и.н., профессор Доржу З.Ю. - зав. кафедрой Отечественной истории. Своими силами преподаватели и студенты начали собирать предметы музейного значения: денежные знаки бывшего Советского Союза (нумизматика), старинные вещи (этнография) и т.п.

Для создания музея, хранения и экспонирования коллекций нужно помещение. Поэтому в поисках помещения мы «шарахались» по всем возможным уголкам исторического факультета. Даже почистили от хлама подвальные помещения, как исторического факультета, так и нового здания во дворе истфака по ул. Ленина, 5.

После прихода нового ректора, д.б.н., профессора Ондар С.О. мы получили под музей и учебно-научную лабораторию просторное двухкомнатное помещение бывшего Архива университета на 2 этаже исторического факультета (ауд. № 205), где силами студентов ИТФ был произведен ремонт. В августе 2009 г. были разработаны Концепция развития университетского музея и его Положение, рассмотренные и одобренные Ученым советом ТувГУ (Решение Ученого совета от 30 сентября 2009 г. протокол № 2). Музей создан приказом ректора от 22 октября 2009 г. под № 1367.

Основные направления деятельности музея - учебно-научная, собирательская, экспозиционная, учетно-хранительская, фондовая, культурно-массовая и организационно-хозяйственная работа. Открытию экспозиции предшествовал период сбора, обобщения и систематизации материалов, создание экспозиционной площади.

Организационно-правовая форма музея - структурное подразделение Тувинского государственного университета, действующее в соответствии с Уставом университета, Положением Музея и Концепцией его развития.

Полное наименование в соответствии с Положением (с июня 2012 г.) - Музей природы, истории и материальной культуры народов Центральной Азии Тувинского государственного университета (Музейный комплекс ТувГУ).

Тематика музейного комплекса: историческая, этнографическая, археологическая, краеведческая, учебно-тематическая.

Общее руководство университетским музейным комплексом осуществляет ректор ТывГУ, д.б.н., профессор Ондар С.О. В 2009 г. заведующим музеем был назначен Ондар О.Н., а с июня 2011 г. - к.и.н. Ашак-оол А.Ч.

В соответствии с Концепцией развития университетского музея были намечены основные этапы его развития:

1. На первом этапе (2010-2011 гг.) решались вопросы организационного характера по созданию и деятельности музея: утверждение документов о регистрации музея, разработка планов работы, формирование научно-методического Совета,

творческих групп и т.д. Сбор материалов и формирование фондов музея. Создание Центральной экспозиции (экспозиционного ядра) университетского музея в здании исторического факультета. Тема экспозиции «Тува в прошлом и настоящем».

Начало формирования Единого университетского музейного комплекса на базе Головного музея - Музея истории и материальной культуры народов Центральной Азии. Создание экспозиции «Тува в прошлом и настоящем», «ТывГУ: история, события и люди», Историко-этнографического музея под открытым небом во дворе исторического факультета, для чего были закуплены в Монголии 2 юрты.

Начало создания факультетских музеев-филиалов [3], проведение конкурса на лучшее оформление музея ТывГУ.

2. На втором этапе (2011-2012 гг.) планировалось создание экспозиций Кызылского государственного пединститута (КГПИ), факультетов университета и Кызылского педколледжа.

Сегодня Музей истории и материальной культуры народов Центральной Азии (музейный комплекс ТувГУ) [4] является центром дополнительного образования и воспитательной работы университета, эффективной формой организации и подачи учебного краеведческого материала, базой углубленного изучения истории народов Тувы и Центральной Азии.

Главная задача Музея ТувГУ — научно-образовательная.

Музейная сеть университета состоит из Головного Музея (ул. Ленина, 5, ауд. № 205) и музеев факультетов.

В музее действует Научно-методический совет музея.

Преимущества формирования единой музейной сети университета: централизация управления, единое планирование научно-исследовательской, научно-просветительной, хозяйственной и финансовой деятельности, единая система учета, хранения, комплектования и использования музейных фондов

Головной музей будет оказывать организационную и методическую помощь своим филиалам, а также школьным музеям г. Кызыла и республики.

На сегодняшний день университетский музейный комплекс находится на стадии формирования. Его создание будет осуществлено в несколько последовательных этапов в режиме разработки и реализации отдельных проектов (экспозиций), связанных между собой общим руководством и общей идеологией. В Музейном комплексе ТувГУ фактически действующим являются Головной музей университета (Музей природы, истории и материальной культуры народов Центральной Азии) и Зоологический музей на базе кабинета биологии и лаборатории «Гербарий» Естественно-географического факультета (по ул. Ленина, 36, 2 этаж), руководитель Путинцев Н.И. Общая экспозиционная площадь музейного комплекса около 120 кв. м с общим фондом более 2000 единиц хранения. Важными составными частями Головного музея являются библиотека научных трудов по истории, археологии и этнографии Тувы, Южной Сибири и Центральной Азии, коллекция творческих работ студентов, аудио- фото- и видеотека по истории, природе и экологии Тувы.

Экспозиции Головного музея состоит из следующих разделов:

1. «Тува в прошлом и настоящем» (ул. Ленина, 7, исторический факультет, ауд. 205, площадь - 80 кв.м).

2. «Тувинский государственный университет: история, события и люди», которая размещается на 2 этаже исторического факультета, состоит из 18 стендов, по числу структурных подразделений ТувГУ. Экспозиция рассказывает об истории создания и развития университета, его структурных подразделений, о судьбах первых преподавателей и выпускников, ветеранов труда и т.д. Выставлены фотографии,

ксерокопии архивных материалов (документов), схемы, таблицы, карты, вещественные материалы (книги, рукописи, личные вещи преподавателей, ученых и т.д.). Общая полезная площадь стендовой экспозиции - около 60 кв.м.

3. Этнографический музейный комплекс под открытым небом во дворе здания исторического факультета на базе закупленных университетом 2-х войлочных юрт -традиционной юрты тувинцев и модели юрты эпохи древних уйгуров и ранних монголов (1Х-Х111 вв.). В первой юрте представлены этнографические вещественные материалы традиционного домашнего быта, одежды и религиозных воззрений тувинцев. Вторую юрту планируется использовать как выставочный зал для показа временных выставок сторонних организаций и частных лиц. В перспективе музейный комплекс под открытым небом дополнятся чумом тувинцев-тоджинцев с внутренним бытовым инвентарем и другими предметами их материальной культуры, каменной насыпью типа «Обо», макетом деревянного (пяти-) шестиугольного дома, широко практиковавшегося в конце XIX - начале XX вв. в Туве, Южной Сибири, Горном Алтае и Бурятии, а также макетом русской деревянной избы, в которой будет представлена экспозиция с предметами материальной и духовной культуры русского народа.

4. В 2011 г. на базе филологического факультета ТувГУ создан Литературный музей Тувы - филиал Музея природы, истории и материальной культуры народов Центральной Азии (заведует Кужугет Мария Амын-ооловна). Интересно, что в открытии данного музея большую помощь оказали Союз писателей Тувы, писатели и поэты нашей республики.

Надеемся, что университетский музей станет одним из очагов краеведения в г. Кызыле. Преподаватели и студенты исторического факультета и университета -участники музейной работы, активно принимают участие в деятельности по изучению и сохранению памятников историко-культурного наследия республики и г. Кызыла. Результатом этих изысканий стали опубликованные научные статьи, учебно-методические пособия, газетные статьи, чтение лекций и проведение практических занятий по теме «Памятники г. Кызыла: состояние и проблемы сохранения». С 2008 г. ведется целенаправленная работа по изучению памятников истории и архитектуры города Кызыла и его окрестностей. В итоге в 2009 г. студент 5 курса Тумендей Б.В. успешно защитил одноименную выпускную квалификационную работу.

Создание университетского музейного комплекса предполагает собой появление в республике нового типа музеев, основным содержанием которых будет учебно-научная деятельность.

Университетский музейный комплекс позволяет решать вопросы массового вовлечения студентов в краеведческую и поисковую работу. Музейный комплекс предоставляет желающим возможность активно участвовать в историко-краеведческом поиске, обеспечивает взаимодействие музейной и образовательной педагогики. В отличие от государственных музеев, экспозиции музея и его стенды представляют собой законченные учебные пособия по определенной тематике на основе самых современных научных воззрений, отражают дискуссионные моменты альтернативных гипотез. Музей вуза демонстрирует пути поиска истины, различные мнения, борьбу научных идей, дает возможность студентам и молодым ученым проявлять свои творческие возможности, участвовать в обсуждении экспозиций, проведении конференций и ведении экскурсий.

Кроме того, в настоящее время, на базе университетского музейного комплекса ежегодно проходят практику студенты естественно-географического и исторического факультетов. Руководителем музейной практики студентов исторического факультета является к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и археологии Дыртык-оол А.О.

Музей имеет свои фонды и экспозиционные площади, которые регулярно пополняются материалами гуманитарных и естественно-научных дисциплин, архивными документами и материалами личного архива ученых и преподавателей университета. В этой связи хотелось еще раз поблагодарить наших дарителей -студентов исторического факультета и их родителей, усилиями которых пополняется фонд университетского музея.

Дарители - люди, приносящие в дар музею семейные реликвии, документы фотографии и предметы, связанные с историей края. К числу таких людей относится директор МОУ СОШ с. Шуй Бай-Тайгинского кожууна Кара-Донгак Андрей Чагырович, благодаря которому фонды музея пополнились такими уникальными вещами как национальные сундуки «аптара», ручной серп и, особенно ценной семейной реликвией, как детская колыбель с привязанной к ней родовой пуповиной.

Особую благодарность приносим Арандол Сундуй-оол Монгушовичу, который подарил музею бесценные экспонаты материальной культуры тувинцев-тоджинцев (берестяная и кожаная посуда, крючки, шкуры, гербарий лекарственных трав, одежда, вьючное седло и т.д.).

В 2010 г. дирекцией Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (директор д.г-м.н. Лебедев В.И.) музею была передана археологическая коллекция безвременно ушедшего из жизни талантливого геолога-археолога Кудрявцева В.И. Коллекция содержит огромное количество артефактов каменного века (палеолита, мезолита и неолита) и эпохи бронзы.

В пополнении фондов музея также оказывает большую помощь участники Центральноазиатской экспедиции Института истории материальной культуры РАН (Семенов Вл.А. - руководитель, Килуновская М.Е.).

Отдельное место среди музейных коллекций занимают материалы раскопок древнеуйгурской крепости Пор-Бажын на острове Тере-Холь (2007 г.).

Многие экспонаты являются уникальными с научной точки зрения: бронзовый нож «скифского времени» и ручные жернова (мельницы), датируемые древнеуйгурским временем, обнаруженные в зоне Тувинской части Саяно-Шушенского водохранилища на местах обнажения древних захоронений и переданные в дар музею учителем-краеведом МОУ СОШ с. Чаа-Холь Даваа Мариной Маннай-ооловной.

Можно сказать, что по уникальности археологических и этнографических материалов университетского музея, среди негосудартвенных музеев Тувы ему нет равных.

В 2010-2011 учебном году в главном экспозиционном зале Головного музея было проведено 15 экскурсий для групп от 5 до 20 человек. Экскурсантами выступали сами студенты 1 -2 групп исторического факультета, которые под руководством заведующего музеем составили тематику и сценарий проведения экскурсий по выставленным на показ экспонатам экспозиции музея. Число посещений музея в 2011 г. превысило 100 человек.

При музее действует студенческий историко-этнографический музей «Алаш». Заложена основа для создания библиотеки и рукописного фонда музея.

Проводится работа по инвентаризации экспонатов музея и археологических коллекций для составления учетно-актовой документации в порядке, утвержденном Законом «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» (№ 54-ФЗ от 26.05.1996 г.) и «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (утверждена приказом МинКультСССР № 290 от 17.07.1985 г.).

Сегодня перед университетским музеем стоит много задач и столько же проблем, которые решаемы силами профессорско-преподавательского состава и студентов университета.

Основные перспективные задачи Музейного комплекса:

1. Завершение инвентаризации коллекций музея. В соответствии с Законом «О музейном фонде РФ и музеях в РФ включение музейной коллекции в состав Музейного фонда Российской Федерации.

2. Создание Единого основного фонда Музейного комплекса ТувГУ, поиск помещения-фондохранилища.

3. Решение вопроса об утверждении в вузе штатных сотрудников музея: Главного хранителя музея и научных сотрудников.

4. Создание действенной системы Музейного комплекса ТувГУ (Музея природы, истории и материальной культуры народов Центральной Азии), состоящей из структурных подразделений (музей факультетов).

5. Развитие музейного комплекса под открытым небом - юрточного городка и архитектурно-этнографического музея русского народа.

6. Развитие в рамках Музея дополнительного образования студентов и учащихся школ г. Кызыла и республики, науки и краеведческого движения. Превращение Музея в один из активных центров краеведческой работы в Туве.

7. Активное участие в охране памятников историко-культурного наследия народов Тувы.

Примечания:

1. Ташкинова Т.Ю. (научный руководитель, к.и.н., доцент Лушникова А.В.). Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного му

2. Экспертное исследование // Электронный ресурс - http://rudocs.exdat.com/docs/index-258451.html

3. В ТувГУ к тому времени уже действовал Зоологический музей на базе кабинета биологии и лаборатории «Гербарий» Естественно-географического факультета. Руководитель музея Путинцев Н.И.

4. По решению Ученого совета от июня 2012 г. официальное название музея - «Музей природы, истории и материальной культуры народов Центральной Азии Тувинского государственного университета (музейный комплекс ТувГУ)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.