Научная статья на тему 'Проблема краеведческого образования современного вуза в Туве'

Проблема краеведческого образования современного вуза в Туве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема краеведческого образования современного вуза в Туве»

- необходимо упорядочивание и систематизация картматериалов, составление на них научных паспортов;

- отсутствие тематических карт (лесных, сейсмических зон, карт вулканов и др.).

В заключении, хотелось бы отметить необходимость дальнейшего целевого комплектования картографического фонда музея путем сбора и закупки отсутствующих карт, составление цифрового банка данных путем сканирования карт.

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия. Второе издание. - М., 1956.

2. Егоров Н.И. Топографическая карта. Пособие для учителей географии. Изд. второе. - М.: Гос. учебно-педаг. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1949. - С. 5-6.

4 раздел Краееведение

Ашак-оол Андрей Чолдак-оолович,

к.и.н., ТувГУ, г. Кызыл.

Проблема краеведческого образования современного вуза в Туве

В «Концепции краеведческого образования в Челябинской области», утвержденной решением Совета по координации инновационной и экспериментальной работы МОиН Челябинской области от 21.06.2005 г. весьма мудро подчеркивается, что «одной из важнейших тенденций реформирования образования является его регионализация, которая органически сочетается с другим процессом развития образования - федерализацией». Эти два направления решают задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России. Краеведение решает задачи гуманизации образовательного процесса через культурологический и личностно-ориентированный подходы. Развитие краеведения предполагает, что «российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще... к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному

человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования» [1].

Краеведческому образованию в бывшем Советском Союзе пристальное внимание уделялось с 1920-х годов. Создавались общества краеведов, краеведческие движения становились массовыми, куда вовлекались сотни тысяч людей. Особенно развивалось школьное краеведение. Однако, главной целью краеведческого образования всегда было воспитание всесторонне развитой личности - строителя коммунизма. Другими словами, краеведческое образование и практика были политизированы и идеологизированы, основывались на учениях Маркса, Энгельса и Ленина. В духе советской идеологии воспитывалось и наше поколение.

В конце XX века в нашей стране произошли серьезные перемены в политической, социально-экономической и духовной жизни общества. В отличие от нашего поколения современные молодые люди живут в условиях российского капитализма, у них другой взгляд на мир, иные потребности и ценностные ориентиры. Каждый качественный этап развития страны требует принятия соответствующей образовательной модели. Как известно, высшее образование в России с 2011 г. перешло на Болонскую систему двухуровневого образования, где подготовку высококвалифицированных кадров диктуют потребности местного рынка, его спрос и предложение. Высшее образование в стране сегодня ориентировано на конкретную личность, способную самостоятельно принимать и решать сложные задачи, способную к самореализации и гибкости смены способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации, толерантности и социальной ответственности. Качество человека составляют компетенции - знания, умения, навыки, способы деятельности человека как активной социокультурной личности.

Компетентность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению, ориентированных на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направленных на ее успешную интеграцию в социум [2].

А.А. Игнатенко, анализируя проблемы нового подхода в образовании, пишет, что «компетентностный подход является методологическим основанием модернизации профессионального образования. Результатом подготовки будущего специалиста в высшем учебном заведении, согласно документам по модернизации образования, должна выступать его компетентность в профессиональной деятельности. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях... как альтернатива ЗУНов (знаний, умений и навыков), ограничивающих цели обучения и воспитания узким предметным образованием и недостаточно учитывающих сущность компетентности современного человека в условиях конкуренции свободного рынка. В компетентностном подходе определяются компетенции специалиста в соответствии с запросами работодателей. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью процесса обучения» [3].

Краеведение, как специфическая учебная и научная деятельность в школе и вузе, раньше понималось как способ получения дополнительного образования. Сегодня оно понимается как средство повышения качества знаний, развития познавательной и творческой деятельности, воспитания нравственности, любви к Родине, к родному краю.

В системе вузовского образования историческое краеведение играло и играет важную роль. Студенты, изучая историю своего родного края из первоисточников, глубже усваивают предметный материал, например, по «Истории древнего мира» или «Истории России». Они получают возможность самостоятельного изучения истории своего города, района (в Туве - кожууна), села, улицы и конкретного предприятия.

В ТувГУ студенты исторического факультета проходят курс данной учебной дисциплины на 2-ом году обучения. Опыт преподавания исторического краеведения показывает, что на первых занятиях студенты демонстрируют слабое школьное знание по краеведению, например, путают административно-территориальную единицу «кожуун» (район) с населенными пунктами (селом, городом). Многие из них не знают топонимику своего села, города и кожууна. В школе мало читают историко-краеведческую литературу. Один из студентов, например, сказал, что в качестве исторической литературы он прочитал народную сказку «Оскус-оол». После прохождения модуля «Историческое краеведение» у студентов уже иное отношение к истории и современности своего родного края, потому что они уже получили теоретические знания по данному предмету и могут самостоятельно применять их на практике, что подтверждается выбором тем курсовых работ и выпускных дипломных проектов. Можно с уверенность говорить о том, что около 90% студентов выбирают темы ВКР, посвященные истории, этнографии и археологии родного края.

В условиях глобализации, международной интеграции и интернетизации общества появилась опасность потери национальной самобытности народов в области языка и культуры. В нашу жизнь активно вторгаются чуждые нам элементы культуры Запада, особенно, в молодежную среду. Например, такие субкультуры как эмо-киды и киберпанки. В Википедии (Свободной энциклопедии) говорится: «Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка). Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов». Характерная черта: молодежь данной субкультуры ранима и депрессивна. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются большому риску самоубийства [2].

Данные статистики показывают, что по уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире - средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. С начала 1990-х гг. коэффициент самоубийств среди подростков почти удвоился, достигнув самого высокого показателя в 2002 г. Юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки. В группу с высокими показателями смертности подростков от самоубийств по территориям России вошли: Алтай (70,9), Бурятия (70,4), Читинская область (66,6), Якутия (55,1), Тува (54,8), Хакасия (49,1), Иркутская (44,9), Камчатская (43,5) области, Еврейская АО, Удмуртия (55,4), Калмыкия (61,2) [3]. Причин суицидальных явлений, конечно, множество. Среди них немаловажную роль играют и отрицательные элементы молодежных субкультур. Речь идет о национальной безопасности страны. В этих условиях школы и вузы в процессе воспитания подростков и молодежи должны играть важную роль. Именно воспитание гуманизма, толерантности, уважения языка и культуры других народов, любви к родному краю, своему Отечеству должны играть ведущую роль. В этом процессе немаловажным является развитие краеведения, краеведческого воспитания школьников и студентов.

В силу вышесказанного, историческое краеведение в вузе является не только источником получения знаний, но и средством гражданско-патриотического, трудового, эстетического и нравственного воспитания студентов - будущих высококвалифицированных учителей школ, профессиональных историков, обществоведов и тех же краеведов. Именно на плечи выпускников вузов - будущих учителей и воспитателей школ, ложится большая ответственность за воспитание наших детей, за обеспечение национальной безопасности страны. Поэтому мы должны с полной ответственностью подходить к развитию краеведческого образования в вузе: четко планировать учебный процесс, больше уделять внимания самостоятельной работе студентов, вести с ними научные изыскания историко-краеведческого характера, больше работать в архивах и использовать в учебном процессе источников.

Методов и форм краеведческой работы множество. Например, историю своего родного края (республики, города, района, села и т.д.) можно изучать и в «домашних условиях»: беседуя с дедушкой или бабушкой, изучая семейные архивы, рассказы родителей и родственников. Более интересную и объективную информацию может дать работа в архивах и рукописных фондах г. Кызыла и республики, изучение научной и краеведческой литературы, экскурсии и походы, кружки и олимпиады и т.д.

Важнейшим формами краеведческой работы со студентами являются: кружковая работа, создание музейных уголков и музеев на факультетах университета, факультетских учебно-научных лабораторий для организации совместной со студентами поисковой работы. Примером тому является исторический факультет ТувГУ.

В целях вовлечения студентов в историко-краеведческие научные работы в 2004 г. была организована «Учебно-научная лаборатория археологии, этнографии и исторического краеведения», в рамках которой студенты вели научную деятельность: работу по отдельным проектам, написание научных докладов и статей для студенческих конференций, написание и защиту курсовых и дипломных проектов. Например, с 2006 г. со студентами начата работа над проектом «Памятники истории и архитектуры г. Кызыла и его окрестностей». Полученный результат:

• накопление банка данных (информационные материалы, фото- и аудиоматериалы) по памятникам археологии, истории и градостроительства Кызыла и его окрестностей;

• написание и блестящая защита на «отлично» выпускной квалификационной работы «Памятники истории и архитектуры г. Кызыла и его окрестностей» студентом 5 курса Тумендей Буяном;

• использование материалов в кружковой и лекционной работе, при проведении семинарских занятий и профориентационной деятельности в школах города Кызыла и республики;

• разработка экскурсионных маршрутов по достопримечательным местам города и окрестностям и проведение экскурсий самими студентами для школьников, студентов и гостей республики.

В 2009 г. в университете на базе исторического факультета создан Музей истории и материальной культуры народов Центральной Азии, который стал Головным музеем ТувГУ. На базе этого музея был создан Музейный комплекс университета, куда входят музеи других факультетов вуза. Музей и университетский музейный комплекс создан силами преподавателей и студентов вуза для организации дополнительного профессионального и краеведческого образования. Каждый музейный экспонат, это завершенное по идее и содержанию наглядное пособие.

На базе музея в апреле 2011 г. действует студенческий историко-краеведческий кружок «Алаш». Также музеем проводятся различные по форме и содержанию работы для студентов и учащихся школ.

С 5 июня по 15 июля 2012 г. во дворе истфака на базе музея под открытым небом «Войлочный городок» был организован летний историко-этнографический кружок для детей преподавателей и сотрудников университета, рассчитанный на возраст - с 1 по 4 классы. Цель кружка - пробудить у детей живой интерес к истории и традиционной культуре народов Тувы. В деятельности кружка большая заслуга к.и.н., доцента кафедры всеобщей истории и археологии А.О. Дыртык-оол.

Сотрудники вузовского музея поставили перед собой следующие задачи:

1. познавательные в области истории Тувы и города Кызыла с помощью музейных предметов;

2. воспитательные: уважительное отношение к традициям и обычаям народов Тувы.

5 июня 2012 г. преподаватель кафедры А.О. Дыртык-оол провела беседу о музейной культуре России, на которой представила иллюстрации о самых известных музеях нашей страны. Дети узнали о жанрах изобразительного искусства. В проведении занятия помощь оказала студентка 4 курса Саая Орлана, которая провела экскурсию по стенду о музеях мира. Дети впервые узнали о музейных профессиях, какие предметы могут стать экспонатами. Им показали подлинные вещи и рассказали об их учете, как они хранятся.

6 июня заведующий кафедрой Всеобщей истории и археологии А.Ч. Ашак-оол рассказал детям о том, как жили первобытные люди и на каких животных они охотились и многое другое из древней истории человечества. Психолог Т.А. Ондар организовала и провела занятие по выставке детских игрушек, амулетов (ээренов), этнографических предметов. После чего каждый участник кружка рассказал, что из экспонатов ему понравилось и почему. Многие из них обратили внимание на погремушку, которую в старину кочевники изготавливали из высушенного и обработанного мочевого пузыря мелкого рогатого скота.

Во время перерывов для детей были организованы игры, распространенные у наших предков: «Летит, не летит», «Чинчи чажырар». Были игры на развитие памяти, пальцевой моторики.

7 июня в музейной юрте преподаватель факультета физической культуры и спорта О.Ч. Ондар рассказал детям о традициях, связанных с юртой, домашней утварью, многие из которых дети увидели впервые. Он показал правила тувинских игр, например с астрагалами (кажык), что вызвало большой интерес у детей. Было устроено небольшое соревнование между ними. Мальчики увлеченно играли в «тевек» (почекушка).

Календарно-тематический план кружка

(составитель А.О. Дыртык-оол)

Дата Время проведения Тема занятий Ответственный

проведения

5 июня 09.00 - 10.30 Что такое музей? Музейная культура Дыртык-оол А.О.

5 июня 10.30 - 12.00 Музеи мира Дыртык-оол А.О.

6 июня 09.00 - 10.30 Как жили древние люди? Ашак-оол А.Ч.

6 июня 10.30 - 12.00 Выставка детских игрушек Ондар Т.А.

7 июня 09.00 - 10.30 Юрта - традиционное жилище кочевников Ондар О.Ч.

7 июня 10.30 - 12.00 Детские игры Ондар Т.А.

8 июня 09.00 - 10.30 Материальная культура народов России Дыртык-оол А.О.

8 июня 10.30 - 12.00 Конкурс рисунков «Кочевой образ жизни народов Центральной Азии» Дыртык-оол А.О.

9 июня 09.00 - 10.30 Тувинские традиционные игры и забавы Ооржак С.Ы.

9 июня 10.30 - 12.00 Игры народов мира Ооржак С.Ы.

13 июня 09.00 - 10.30 Древние городища Тувы Ашак-оол А.Ч.

13 июня 10.30 - 12.00 Беседа о детской литературе. Встреча с писателем Кужугет М.А.

14 июня 09.00 - 10.30 Викторина по тувинскому фольклору с использованием музейных предметов Дыртык-оол А.О.

14 июня 10.30 - 12.00 Рассказ «Бабушкин сундук» Дыртык-оол А.О.

14 июня 09.00 - 10.30 Рассказ о моем городе Дыртык-оол А.О.

15 июня 09.00 - 10.30 Закрытие летнего кружка Ашак-оол А.Ч. Дыртык-оол А.О. Ондар Т.А.

Главная задача краеведческой работы - привитие студентам чувства любви к родному краю, ответственности за свои поступки в вопросах развития своего Отечества, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности и воспитание в них гражданской позиции. Молодые люди должны стать достойными наследниками материальной и духовной культуры ушедших поколений, а их самореализация и самовыражение в сложном и непредсказуемом современном мире будут основаны на глубоких нормах морали и добродетели.

Краеведческое образование и воспитание также ставит задачу формирования личностно-ценностного отношения к своему родному краю, укрепления семейных связей.

В целом историческое краеведение является элементом исторического образования студентов в вузе. В настоящее время по историческому краеведению мало современных учебников и учебных пособий. Преподаватели вуза, которые ведут этот предмет, затрудняются в подборе необходимых учебников и учебных пособий.

Кроме того, нет единого мнения по определению категории «краеведение». На наш взгляд, краеведение - это своеобразная научная и учебно-познавательная дисциплина и деятельность краеведа (ученого, учителя, писателя, эколога и т.д.), главным содержанием которой является всестороннее изучение родного края, Отечества. Оно изучает закономерности развития природы и экологии края, политику и политическую систему отдельного региона, его социально-экономическую и духовную жизнь, образ жизни и родословную конкретных людей. Краеведение всегда ориентировано на конкретный регион, область, район, село, двор и личность.

Краеведение как учебно-научная дисциплина всегда структурировано по вертикали и горизонтали теоретических плоскостей научного поиска. «По вертикали» оно состоит из мироведения (для историков это всемирная история), регионоведения (история Центральной Азии, история Азии и Африки), страноведения (история России, история Отечества). Краеведение можно дробить и на более мелкие структуры вплоть до истории отдельного района, села, улицы, двора и конкретной семьи. Все они объединяются в понятие «локальный объект» или «исходный объект».

«По горизонтали» краеведение можно структурировать по конкретным направлениям научно-краеведческого поиска. В основе такого расчленения краеведения лежит характер исследовательского поиска краеведения. Если это

историческое явление, тогда его можно отнести к историческому краеведению, если это проблемы охраны природы, то это может стать экологическим краеведением и т.д. Поэтому направлений краеведения множество: историческое, экологическое, математическое, литературоведческое, географическое и т.п.

Рекомендации:

1. Необходимо на уровне Правительства Республики Тыва разработать Концепцию краеведческого образования в Республике Тыва.

2. Стратегию и тактику реализации данного проекта возложить на Министерство образования и науки Республики Тыва и Тувинский государственный университет.

Обязательно должно быть финансово-экономическое обеспечение.

Примечания:

1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области. -http://www.kraeved74.ru/content/article5.

2. Эмо (субкультура)// Википедия (Свободная энциклопедия) - http://ru.wikipedia.org/

3. Статистика самоубийств среди подростков в России. Справка. -http://ria.ru/spravka/20120220/570313334.

Чооду Наталья Намчыловна,

зам. директора Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Тыва.

Национальная библиотека как центр национальной культуры

Любой народ, как правило, имеет свою страну, свой язык, на котором разговаривают его представители. Богатство, оставленное предками - это истоки традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений народов, прошедших сквозь века, которые передавались из поколения в поколение, они свято соблюдаются народом и развиваются.

Разные этносы Тувы стойко сохраняют самосознание, родной язык и многие элементы своей традиционной культуры, являющиеся свидетельством национальной самобытности. Республика Тыва является многонациональной республикой, здесь проживают представители 146 национальностей, коренное население, тувинцы, составляют 70% населения, 30% это представители других национальностей.

Республика Тыва располагает большой сетью библиотек - 373 научных, школьных, муниципальных и др. Библиотеки системы Минкультуры, которых сегодня насчитывается 176, в т.ч. 3 библиотеки республиканского значения, 173 муниципальные общедоступные библиотеки, объединены в 17 централизованных библиотечных систем. Их особая социальная роль состоит в том, что они приближены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.