Научная статья на тему 'Музейный фестиваль традиционных ремесел как пример сохранения национальной культуры малочисленных народов'

Музейный фестиваль традиционных ремесел как пример сохранения национальной культуры малочисленных народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейный фестиваль традиционных ремесел как пример сохранения национальной культуры малочисленных народов»

Библиографический список

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барнаул, 1997. С. 55, 79-85, 117.

Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999. С. 49.

Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (17512001 гг.). Барнаул, 2001. С. 49-55.

Скворцова Т. Одигитриевская церковь // Алтайский благодатный край. Можайск, 2007. Вып. 8. С. 160.

Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 годы. Томск, 1911. С. 373-374.

Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. Томск, 1914. С. 267268.

Целищева М.А. Учет исчезнувших и исчезающих объектов культурного наследия Алтайского края // Вестник АлтГПА: Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. 2013. №6. С. 98.

А.В. Шмидт

Музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск, Россия

музейный фестиваль традиционных ремесел как пример сохранения национальной культуры малочисленных народов

В настоящий момент малые коренные народы Сибири находятся под сильным влиянием современной действительности. Традиционный образ жизни охотников, рыболовов, оленеводов претерпевает сильную трансформацию. Изменения прежде всего происходят в одежде, транспортных средствах, орудиях и способах промысла и т.п. С каждой сменой поколения сокращается число носителей традиционных ремесел, навыков производства предметов быта и промысла, что ведет к постепенной утрате отдельных элементов национального наследия. Такое положение дел вызывает сильную тревогу среди археологов, этнографов, музейщиков и просто ценителей самобытной культуры коренных малочисленных народов.

Для сохранения и пропагандирования культурного наследия народа ханты сотрудники МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс» в июле 2008 г. организовали и провели первый фестиваль традиционных ремесел - «Земля мастеровая». Мероприятие прошло на базе Природно-этнографического парка-музея «Живун», расположенного в деревне Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа [Этническая..., 2008]. Формат фестиваля носил районный характер. Его основная цель направлена на сохранение и популяризацию традиционных ремесел северных хантов.

В работе фестиваля приняли участие 10 мастеров - все жители Шурышкарского района, представляющие различные традиционные ремесла (строительство, обработка дерева, кости, бересты, соломы, кедрового корня, рыбьей кожи, оленьего меха, металла и др.): Родямова Елена Семеновна (с. Восяхово), Ребась Анна Ивановна (с. Восяхово), Ребась Ирина Михайловна (с. Восяхово), Озелова Варвара Петровна (с. Восяхово), Толба Григорий Иванович (с. Лопхари), Толба Михаил Григорьевич (с. Лопхари), Хартаганов Геннадий Ефремович (с. Питляр), Та-лигин Валерий Маркович (д. Послово), Тогачев Прокопий Никитович (д. Ханты-Мужи), Куртямов Емельян Кириллович (с. Овгорт).

Допускалось использование заранее заготовленного сырья, изделий, а также изготовление предметов с нулевого цикла. К завершению работы фестиваля мастера-участники должны были представить готовые результаты своей работы в виде предметов традиционной культуры народа ханты, которые поступят на постоянное хранение в фонды Природно-этнографического парка-музея «Живун». Встреча участников в одном месте и в одно время обеспечила возможность тесного общения ремесленников Шурышкарского района, живущих в разных уголках муниципального объединения, дала шанс в неформальной обстановке обменяться опытом и секретами мастерства.

В связи с тем, что фестиваль традиционных ремесел является музейно-прикладным мероприятием, направленным на развитие музейной педагогики, в помощь мастерам была набрана группа подмастерий из числа подростков в возрасте 12-15 лет, проживающих в селах и деревнях муниципального объединения. В ходе мероприятия дети обучались старинным навыкам и познавали различные аспекты традиционной материальной и духовной культуры коренного населения Шурышкарского района. Мастера и участники «группы подмастерий» в течение работы фестиваля (6 дней) проживали и питались на территории парка-музея. Это способствовало более тесному общению представителей разных поколений.

Большим успехом проекта «Земля мастеровая» стало привлечение в качестве гостей участников V Международного фестиваля ремесел финно-угорских народов «Югра-2008», прибывших на теплоходе «Римский-Корсаков» из г. Сургута. Это значительно увеличило интерес к мероприятию, дав возможность общения с представителями других народов и других стран. На глазах у гостей и участников районного фестиваля мастера создавали свои творения. Представилась уникальная возможность увидеть процессы выделки ровдуги, пошива летней обуви «нюки-вай», изготовления рыболовной сети, самострела и охотничьей ловушки «черкан», выделки шкур, обработки бересты, изготовления берестяной люльки «онтап», пошива зимней женской шубы «сах», использования бисера и меховой мозаики в декорировании одежды, а также изучить комплекс плотницких и домостроительных ремесел,

выделку кожи, плетение тынзяна, изготовление и применение в быту природных красителей, обработку ивового прута и кедрового корня, изготовление рыболовной снасти «пун» (гимга/морда).

Все предметы, изготовленные во время работы фестиваля (а это детские и спортивные нарты, ручной точильный станок, сувенирная продукция из кости и дерева, берестяные туески и другой хозяйственный инвентарь, а также одежда) пополнили предметный фонд ПЭПМ «Живун». Тем самым привлечение мастеров традиционных ремесел стало значительным этапом развития экспозиционной базы парка-музея. В рамках фестиваля проводились конкурсы по нескольким номинациям среди мастеров традиционных ремесел Шурышкарского района и «под-мастерий», лучшие из которых получили ценные призы.

Немаловажным аспектом данного мероприятия стала финансовая сторона. Организаторы постарались свести к минимуму личные расходы участников проекта. Им компенсировали проезд к месту проведения фестиваля «Земля мастеровая» и обратно. Питание и проживание также осуществлялось за счет принимающей стороны. По ходу работы мероприятия сотрудники районного музейного комплекса всячески стремились создать благоприятную атмосферу и комфортную обстановку вокруг проекта. В настоящее время носителями традиций национальных ремесел являются преимущественно представители старшего поколения. Чтобы заинтересовать их к дальнейшему сотрудничеству, по завершении фестиваля все мастера получили дорогие подарки.

В результате все основные цели, поставленные в начале проекта, были достигнуты. Налажен диалог с мастерами, владеющими навыками традиционных ремесел, приживающими на территории Шурышкар-ского района. Их удалось привлечь к работе по развитию Природ-но-этнографического парка-музея «Живун», в результате чего фонды филиала пополнились великолепными экспонатами. Сформирована оригинальная линейки сувенирной продукции. Получилось обратить внимания жителей района на проблему сохранения традиционной культуры коренного населения. Введены новые формы работы в деятельность парка-музея. Повысился его статус на пространстве музейного сообщества Ямало-Ненецкого и соседнего Ханты-Мансийского автономных округов. Расширились партнерские отношения.

Учитывая положительный опыт прошедшего мероприятия, было принято решение проводить районный фестиваль традиционных ремесел «Земля мастеровая» регулярно, с интервалом раз в два года. В июле 2014 г. данный проект реализован уже в четвертый раз. Теперь, помимо ремесленников Шурышкарского района, к нему присоединились мастерицы из ханты-Мансийского автономного округа. Всего приняло участие 14 человек: Белова Дарья Ивановна (г. Югорск, ХМАО), Еприна Вера Николаевна (с. Овгорт), Куртямов Емельян Кириллович (с. Овгорт), Куртямов Иосиф Никифорович (с. Мужи), Куртямова Аль-

бина Николаевна (с. Овгорт), Лонгортов Леонид Петрович (с. Мужи), Максимова Галина Николаевна (с. Мужи), Наков Егор Егорович (с. Пит-ляр), Накова Роза Тимофеевна (с. Питляр), Рукова Нина Георгиевна (г. Югорск, ХМАО), Толба Михаил Григорьевич (с. Лопхари), Тыликова Евдокия Александровна (с. Овгорт), Хартаганов Геннадий Ефремович (с. Питляр), Шиянова Зоя Николаевна (с. Мужи).

Фестиваль проходил одновременно с Детским этнографическим лагерем «Кедровый остров», воспитанники которого составили «группу подмастерий». В 2014 г. к работе привлекли 27 ребятишек из Шу-рышкарского, Приуральского и Ямальского районов Ямало-Ненецкого автономного округа. Под чутким руководством своих наставников девочки в основном занимались изготовлением сувенирной продукции, отражающей национальный колорит народа ханты. Это различные амулеты и браслеты из бересты, чехлы для сотовых телефонов из шелка или сукна, украшенные местной орнаментикой, подвязки, сплетенные из шерстяных нитей, предназначенные для мужской обуви кисы.

Мальчики учились работать по дереву, изготавливая фигурки и кухонную утварь (ложки, хуваны, поварешки), а также резать по кости небольшие рельефные изображения. Кроме этого, ребята освоили изготовление ловушек на птиц и мелких пушных зверей, точно таких, какие делали их предки.

Помимо работы с детьми, перед мастерами-мужчинами стояла другая очень важная задача. В рамках общей темы фестиваля «Парковая деревянная скульптура» им было предложено создать новый музейный объект ПЭПМ «Живун» - Мужегортовское святилище.

Организаторы фестиваля и ранее обращались к его участникам с подобными просьбами. Так, в 2012 г. во время проведения 3-й «Земли мастеровой» парк-музей пополнился двумя новыми экспозиционными объектами: навесом для лодок-калданок и «Зимним оленеводческим стойбищем».

Идея создания «Мужегортовского святилища» родилась не на пустом месте. О его существовании как раз в районе деревни Ханты-Мужи писал итальянский путешественник Соммье, посетивший эти места в 1880 г. [Sommier, 1885]. Вот как описывает свои впечатления исследователь: «Оно находилось не на острове, а на коренном берегу, как на то указывала растительность. Лес состоял из сибирских кедров и берез.

В месте, где деревья были более высокими, а земля свободнее от кустарников, куда не вела никакая тропинка, вплотную к самому высокому кедру, ветви которого были покрыты лишайником..., стояли примерно двадцать больших отесанных обрубков дерева, сужавшихся углом к верхушке. На этих деревянных обрубках были видны рот, нос и два глаза, высеченные самым грубым образом. То были остяцкие идолы, или, лучше сказать, изображения их богов, принесенные в качестве дара на святилище. На ветвях старого кедра и некоторых ближних

деревьев можно было видеть разные предметы, принесенные в дар богам. Тут были кусочки ткани, красные ленты, медные кольца, остатки ... шаманского бубна. Внутри священного свертка тряпок, который был привязан к ветке, я нашел маленькую русскую бронзовую монету. Здесь были нанизанные на ветки продырявленные лопатки оленей, черепа с рогами и целые оленьи шкуры, снятые вместе с копытами. Одна из этих шкур была новой и показывала, что не так давно здесь приносились жертвы. Следы кострища на земле недалеко от капища указывали, что здесь было приготовлено и съедено мясо жертвенного животного» [Соммье, 2012, с. 246-247].

Покидая «священный лес остяков», Соммье забрал со святилища некоторые предметы и несколько идолов [Соммье, 2012, с. 246-248], по сути дела, разорив священное место. Как автор статьи, как ученый, не берусь дать оценку действиям итальянского путешественника. Однако даже сейчас можно прийти в музей во Флоренции и увидеть там этих идолов и другие предметы культуры народа ханты, вывезенные Соммье.

В результате фотографии «остяцких богов» из Флоренского музея и рисунки из книги итальянца послужили эскизами будущих изделий мастерам районного фестиваля «Земля мастеровая». Соммье [2012, с. 246] пишет, что на святилище «стояли примерно двадцать» идолов. по всей видимости, божков было 21 - семь (священное число народа ханты) кратное трем, которые располагались вокруг кедра треугольником, по семь в ряд. Заготовки для идолов предоставили организаторы проекта.

Мастера как представители национальной хантыйской культуры со всей ответственностью отнеслись к данному заданию. Идолы были изготовлены по всем правилам и в соответствии с традициями прошли обряд очищения с участием кровавой жертвы.

Таким образом, благодаря работе районного фестиваля традиционных ремесел «Земля мастеровая» Природно-этнографический парк-музей «Живун» получил в свои фонды не только линейку уникальных экспонатов, выполненных профессиональными мастерами в соответствии со всеми традициями, но и целую серию экспозиционных объектов. Старики с благодарностью откликаются на приглашение принять участие в очередном фестивале. Для них это возможность увидеться с друзьями, пообщаться с молодежью, передать свои навыки, свои знания людям, неравнодушным к проблеме сохранения традиционной культуры северных ханты.

Библиографический список

Соммье Стефано. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / пер. с ит. А.А. Переваловой. Томск, 2012. 640 с.

Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под открытым небом. Концепция Природно-этногра-фического парка-музея «Живун». Мужи ; Екатеринбург, 2008. 100 с.: ил.

Sommier S. Un'estate in Siberia. Firenze; Torino ; Roma, 1885. 634 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.