УДК 379.851
ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Р. И. Локтев
PROSPECTS AND DIRECTIONS OF ETHNO-CULTURAL TOURISM DEVELOPMENT IN YAMAL-NENETS AUTONOMOUS OKRUG R. I. Loktev
В статье автор рассматривает проблемы и перспективы развития этнокультурного туризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, анализирует объекты этнокультурного туризма, в которые входят: этнографические деревни и парки; этнографические, краеведческие и историко-краеведческие музеи; проведение этнических фестивалей и культурно-массовых мероприятий, выделяет основные факторы, влияющие на развитие этнокультурного туризма в автономном округе. Анализируя этнокультурный потенциал округа, встает вопрос о перспективах развития этнокультурного туризма и сохранения этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
The author considers the problems and prospects of ethnic and cultural tourism development in Yamal-Nenets Autonomous Okrug and analyzes the objects of ethnic and cultural tourism, which include heritage villages and parks; ethnographic, natural history and historical museums; conducting ethnic festivals and cultural events. The paper highlights the major factors affecting the development of ethnic and cultural tourism in the Autonomous Region. Analyzing the ethno-cultural potential of the region arouses theissue of the prospects of ethnic and cultural tourism and the preservation of ethnic and cultural heritage of indigenous peoples living in Yamal-Nenets Autonomous Okrug.
Ключевые слова: туризм, этнокультурный туризм; специфические особенности развития этнокультурного туризма; этнокультурные объекты; факторы развития этнокультурного туризма; коренные малочисленные народы Севера; этнокультурный потенциал.
Keywords: tourism, ethno-cultural tourism; specific features of ethnic and cultural tourismdevelopment; ethnic and cultural objects; ethno-cultural factors of tourism development; indigenous peoples of the North; ethno-cultural potential.
Проводя анализ территории Ямало-Ненецкого автономного округа на предмет развития этнокультурного туризма. Я задался вопросом, может ли этнокультурный турпродукт рассматриваться как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития региона?
Ответ на этот вопрос очевиден: для Ямала этнокультурный туристский продукт может и должен рассматриваться как одни из альтернативных видов экономики сырьевого региона. Зарубежный опыт развития арктической территории свидетельствует о том, что туризм, и в первую очередь этнотуризм, там давно успешно развивается. Одним из наиболее ярких примеров является Финляндия, где в Лапландии находится получившая всемирную известность резиденция Санта-Клауса. Второй пример - Аляска. Её сегодня посещают до полутора миллионов туристов. В результате чего туризм стал там одной из ведущих отраслей территориальной специализации и по размерам доходов занимает третье место после горнодобывающей и рыболовной промышленности.
Таким образом, актуальность исследования данного вопроса заключается в том, что продвижение этно-туризма позволит не только расширить экономическую базу региона, но и поспособствует развитию и продвижению центров традиционных промыслов и ремесел (т. е. создание рабочих мест для КМНС, сохранение традиционной хозяйственной деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных брен-
дов), а также сохранению и популяризации уникальной этнической культуры народов Севера.
Успех развития этнокультурного туризма зависит не только от состояния материально-технической базы, но и от уникальной национальной культуры народов, населяющих тот или иной регион страны. Минимальный набор ресурсов для этнокультурного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов этнокультурного наследия. Под объектами этнокультурного наследия мы понимаем уникальные образцы материальной и духовной культуры коренных малочисленных народов.
Культура Ямала несет в себе богатейший опыт, традиции, ценности, знания и умения, накопленные сотнями поколений, охватывающие все стороны жизни малых народов Севера. На территории округа находятся разнообразные памятники истории, археологии и этнографии. В настоящее время на учете состоит около 161 объекта этнической культуры [1].
На наш взгляд, автономный округ обладает всеми условиями для развития этнокультурного туризма. Позитивное влияние на развитие этнокультурного туризма в ЯНАО оказывают характерные для округа факторы.
Полиэтничность населения - по данным Всероссийской переписи населения за 2010 г. на территории автономного округа проживают 522,9 тысячи человек. Более 36-ти тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера (ханты, ненцы, сель-
купы, коми), около 16-ти тысяч ведут кочующий образ жизни [7, с. 68], они сумели сохранить традиционный уклад жизни и оленеводческую культуру. В последние годы прослеживается позитивная тенденция участия КМНС в развитии туризма в ЯНАО. По данным Департамента молодежной политики и туризма более 30 этнических общин изъявили желание принимать у себя туристов, из них 5 представителей
Культурный фактор обусловлен наличием на изучаемой нами территории этнокультурного ландшафта, то есть концентрацией объектов и различных форм проявления этнической культуры КМНС в регионе.
Ярким примером концентрации объектов традиционной культуры КМНС является природно-этно-графический парк-музей «Живун» (д. Ханты-Мужи). Парк - музей под открытым небом несет в себе не только основные функции музея (демонстрацию архитектурных объектов, жилых и хозяйственных построек, промысловые системы, природные комплексы и т. п.), но и осуществляет работу по популяризации традиционной культуры северных хантов путем организации и проведения массовых мероприятий на своей территории [12]. С момента основания музея здесь традиционно проводятся обрядовые национальные праздники «Ворна-хатл» (Вороний день) и «Лун-кутоп-хатл» (День середины лета) [12, а 11].
Для популяризации и сохранения культурного наследия в автономном округе действует развитая сеть музейно-выставочных комплексов. По состоянию на 2014 г. на территории округа осуществляют свою деятельность 20 музеев. Самый старейший музей был открыт в 1906 г. настоятелем миссии братства Святого Гурия о. Иринархом (Ямало-Ненецкий окружной музей им. И. С. Шемановского в г. Салехарде). Уже в
круглогодично организовывают и принимают гостей в своих родных угодьях.
Совместное сотрудничество турфирм и представителей этнических общин позволило округу сформировать свой уникальный этнокультурный турпро-дукт, поэтому с каждым годом увеличивается число отечественных и зарубежных туристов.
80-х гг. XX в. сотрудниками музея было проведено около 400 экскурсий по музею и городу Салехард [2]. Было принято около 5 тысяч советских туристов, в том числе из дальнего и ближнего зарубежья.
Помимо музейно выставочной деятельности музеи автономного округа, занимаются научно-исследовательской работой. С каждым годом увеличивается объем музейного фонда, тем самым повышается число проводимых экскурсий и экскурсантов.
Природно-климатический фактор. Территория Ямало-Ненецкого автономного округа обладает богатым природно-рекреационным потенциалом. Прежде всего, это наличие огромной сети рек и озер. Самые крупные реки Обь, Таз, Пур, Надым и горная река Собь, где организуются рыболовные и отходнические туры [1, с. 150].
Огромный интерес у гостей округа вызывают активные туры. Активные маршруты знакомят туристов с особенностями рельефа, горными породами, растительным и животными миром горно-тундровых западных и лесотундровых восточных склонов Полярного Урала. Основная цель экстремального тура -восхождение на наивысшую вершину Полярного Урала г. Пай Ер высотой в 1472 м.
Автономный округ лежит в трех климатических поясах - арктическом, субарктическом и умеренном [1, с. 150]. В целом климат округа характеризуется
И2006 год Н2007 год И2008 год Н2009 год Н2010год "2011 год "2012 год "2013 год
Въездной туристский поток (тыс. чел.) Количество турфирм (ед.)
И2009 год И2010 год "2011 год Н2012год "2013 год "2014 год (январь - сентябрь) 6
Количество иностранных граждан (тыс. чел.)
Гистограмма 1. Общий объем въездного туристского потока и количество туристских организаций
в Ямало-Ненецком автономном округе за 2006 - 2014 гг. [3]
суровой продолжительной зимой, коротким переходным периодом осенью и коротким холодным летом. Учитывая природно-климатические особенности ЯНАО, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, суровый арктический климат, географическое положение и транспортная доступность округа
неблагоприятно влияют на развитие массового туризма, но с другой стороны, как раз в этом и состоит уникальность автономного округа, поэтому он привлекает из года в год отечественных и зарубежных туристов.
Число посещений музеев за год (тыс. чел.)
Н 1990 г. В 1995 г. В 2000 г. В 2006 г. В 2008 г.
и 2009 г. В 2010 г. В 2011 г. В 2012 г. □ 2013 г.
Гистограмма 2. Основные показатели деятельности музейных учреждений Ямало-Ненецкого
автономного округа (с 1990 по 2013 гг.) [11]
Государственная поддержка туристской индустрии. Развитие туризма и сохранение этнокультурного наследия на территории ЯНАО осуществляется на основе региональной концепции и долгосрочных целевых программ. Основным правовым актом, регулирующим туристскую индустрию в автономном округе, выступает принятый в 2007 г. закон «О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе», где были определены основные принципы государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере развития и государственной поддержки туристской индустрии, установлены формы государственной поддержки субъектов туристской индустрии, выявлены основные перспективные виды внутреннего, выездного и въездного туризма на территории ЯНАО [9].
В автономном округе действует ряд законов и долгосрочных целевых программ по сохранению, охране и популяризации этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера. Примерами могут послужить следующие нормативно-правовые акты.
Закон, принятый государственной думой в 2006 году - «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС в ЯНАО». Сохранение и защита нематериальной культуры КМНС регулируется принятым в 2007 г. государственной думой ЯНАО законом «О фольклоре коренных малочисленных народов в Ямало-Ненецком автономном округе» [5]. Основной целью работы данного совета является установление мест традиционного бытования фольклора на территории округа, определение
объектов нематериального культурного наследия, определение порядка отнесения объектов нематериального культурного наследия к особо ценным и уникальным объектам культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, а также определение статусов категорий субъектов фольклора и субъектов оказания государственной поддержки [5, с. 3].
В 2006 г. государственной думой ЯНАО был принят закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» [6].
Важным шагом в сфере сохранения культурного наследия стало принятие окружной долгосрочной целевой программы «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия ЯНАО на 2009 - 2011 годы» [10]. В результате реализации указанной программы удалось создать систему учета объектов культурного наследия. Были определены основные мероприятия по сохранению и использованию объектов культурного наследия. В данный раздел входит создание историко-культурного заповедника. Положительным примером может стать разработанная в 2008 г. муниципальная целевая программа «Развитие природно-этнографического парка-музея «Живун на 2008 -2010 годы» [4]. Особая актуальность в реализации данной программы связана с необходимостью развития в Шурышкарском районе туристского бизнеса, что позволит, с одной стороны, шире популяризовать культурное и историческое наследие района, с другой
- будет способствовать формированию новых источников дохода в муниципальный бюджет.
Сегодня Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента молодежной политики и туризма решают задачи по развитию туризма в округе путем проведения различных конкурсов и грантов для стимулирования внутреннего и въездного туризма. Так, например, в 2012 г. на территории автономного округа проводился конкурс - лучший туристский проект в области внутреннего и въездного туризма. Всего предусмотрено 5 грантов для продвижения проектов в области гостиничного и ресторанного бизнеса, социального, этнографического и охотничье-рыболовного туризма. Объем финансирования проектов составляет от 200 до 700 тыс. руб.
Развитие туристской индустрии на территории автономного округа возможно только при условии системного и комплексного решения проблем и целенаправленной поддержки государственной власти и заинтересованных лиц.
Анализируя Ямало-Ненецкий автономной округ на предмет развития этнокультурного туризма, можно сделать следующий вывод. Во-первых, продвижение и развития этнокультурного турпродукта способствует сохранению не только объектов этнокультурного наследия малых народов Север, но и сохранению благоприятной экологической обстановки в регионе. Во-вторых, при организации и разработке этнокультурных маршрутов турфирмы округа тесно сотрудничают с представителями этнических групп. Следовательно, это позитивно влияет на повышение качества жизни и уменьшает уровень безработицы среди КМНС. В-третьих, продвижение этнокультурного туристского продукта в Арктику должно служить целям сохранения окружающей среды, изучения и сохранения археологических и историко-культурных памятников Севера, а также физического и духовного воспитания подрастающего поколения.
Литература
1. Атлас Ямало-Ненецкого автономного округа; администрация Ямало-ненецкого автономного округа, эко-лого-географический факультет Тюменского государственного университета; сост. и подгот. к изд. ФГУП «Омская картографическая фабрика». Омск: Омская картографическая фабрика, 2004.
2. ГКУ ГА ЯНАО Ф. 118. Оп. 1. Д. 110.
3. Департамент экономики ЯНАО. Доклад о социально-экономической ситуации ЯНАО (за 2008 - 2014 гг.). Режим доступа: http://de.gov.yanao.ru/ (дата обращения: 16.02.2015).
4. Департамент молодежной политики и туризма. Режим доступа: http://yamolod.ru/kategorii/gospodderzhka-otrasli-0 (дата обращения: 16.02.2015).
5. Закон «О фольклоре коренных малочисленных народов в Ямало-Ненецком автономном округе»: принят Государственной Думой ЯНАО от 14 ноября 2007 г. № 110-ЗАО (в ред. Законов ЯНАО от 08.10.2010 № 97-ЗАО, от 01.07.2011 № 72-ЗАО, от 28.03.2014 № 15-ЗАО).
6. Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»: принят Государственной Думой ЯНАО от 20 сентября 2006 г. № 48-ЗАО (в ред. Законов ЯНАО, от 28.05.2014 № 42-ЗАО.
7. Муллабакиев Ю. Ш., Орехов А. В., Санников Д. Р., Никитин К. С. Аборигенный, экологический туризм в Ямало-Ненецком автономном округе: методическое пособие. Салехард, 2009.
8. О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон Государственной Думы ЯНАО (в ред. Законов ЯНАО от 23.12.2010 № 140-ЗАО, от 24.09.2012 № 78-ЗАО, от 25.12.2013 № 140-ЗАО).
9. Об утверждении окружной целевой программы: постановление Администрации ЯНАО от 25 июня 2009 г. № 348-А. Долгосрочная окружная целевая программа. «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия ЯНАО на 2009 - 2011годы» (в ред. постановлений Администрации ЯНАО от 14.01.2010 № 7-А, от 18.02.2010 № 101-А).
10. Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы: постановление Администрации Муниципального образования Шурышкарский район от 20 сентября 2012. № 659-а «Развитие природно-этнографического парка-музея «Живун» на 2011 - 2015 годы».
11. Официальный сайт Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Статистика и анализ, с 1990 по 2013 гг. Режим доступа: // Ы1р://культураямала.рф (дата обращения: 16.02.2015).
12. Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под открытым небом. Концепция Природно-этнографического парка-музея «Живун». Мужи: Фотостудия «65-я параллель». Екатеринбург, 2008. 100 с.
Информация об авторе:
Локтев Ростислав Игоревич - младший научный сотрудник сектора экономической географии отдела ре-гионоведения ГКУ «Научный центр изучения Арктики», г. Салехард, Российская Федерация, [email protected].
Rostislav I. Loktev - Junior Research Associate at the Sector for Economic Geography, the Division of Regional Studies, Research Centre for Studying the Arctic, Salekhard.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.