Научная статья на тему 'Барнаульская одигитриевская церковь'

Барнаульская одигитриевская церковь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барнаульская одигитриевская церковь»

продолжали находиться в тяжелых условиях: в доме не были закончены плотнично-столярные работы, санузел не оборудован, отопление не отрегулировано, к штукатурным работам еще не приступали. Общие кухни, предусмотренные по проекту, не оборудованы, а квартиры, предназначенные под эти кухни, от жильцов не освобождены. На ремонте ежедневно работали всего по 2-3 плотника, которые изготавливали оконные рамы. В результате депутаты решили обязать станкостроительный завод принять меры к окончанию ремонта дома по ул. М. Тобольской, 36 не позднее 15 декабря 1960 г. [ГААК. Ф.Р. 312. Оп. 6. Д. 7. Л. 186]. В январе 1961 г. был опубликован список магазинов, которым разрешена торговля водкой и крепкими спиртными напитками, виноградными и плодово-ягодными винами. Такое разрешение получил и магазин №69 по пр. Социалистическому, 12 [ГААК. Ф.Р. 312. Оп. 6, Д. 8. Л. 35; Д. 11. Л. 58]. С 1972 г. в здании на первом этаже находился магазин Горпищеторга - гастроном №4 и магазин №1 Хлебторга [ГААК. Ф.Р. 312. Оп. 7. Д. 301. Л. 40, 270]. Весь второй этаж занимало Бюро технической инвентаризации. Пожаром 1998 г. была частично утрачена кровля, и не сохранился интерьер первого и второго этажей со стороны ул. М. Тобольской. Здание находится в краевой собственности, помещения первого этажа со стороны пр. Социалистического сдаются в аренду под продовольственные и промтоварные магазины.

Здание, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Мало-Тобольская, 36 / пр. Социалистический, 12, является объектом культурного наследия регионального значения «Универмаг торгового дома «Сухов с сыновьями»» согласно решению исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 24.03.1989 №108. Является примером торгового здания конца XIX в. в формах эклектики с элементами классицизма и мотивами барокко в оформлении первого этажа.

Библиографический список

Алтайская правда. 1937. 14 окт. (№3). С. 4.

Жизнь Алтая. 1915. 18 сент. (№205). С. 1.

Предприниматели Алтая, 1861-1917: энциклопедия предпринимательства / В.А. Скубневский, А.В. Старцев, Ю.М. Гончаров. Барнаул, 1996. 110 с.

М.А. целищева, М.А. дышлюк

АРКОО «Наследие Алтая», Барнаул, Россия

барнаульская одигитриевская церковь

Предпринимательская благотворительность на Алтае существовала с давних времен. Ее традиционной сферой были церковные пожертвования, и многие храмы в городах и селах Алтая являлись результа-

том купеческого попечения. Одигитриевская деревянная церковь была открыта в Барнауле в 1759 г. на средства «посадских людей», цеховых и разночинцев. Церковь была расположена в центре города, вблизи торговых рядов. Прихожанами новой церкви были торговые, ремесленные и прочие жители. В 1774 г. в Барнаульском заводе при церкви Одигит-риевской было прикреплено 257 дворов, в ней служили один священник, два дьякона и два пономаря [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 291. Л. 21].

С ростом числа населения церковь не могла вместить всех желающих, а также в связи с тем, что деревянная церковь пришла в ветхость, жители города выступили с ходатайством о строительстве нового, теперь уже каменного здания. по их мнению, церковь должна была быть четырехпрестольной: в середине - Одигитрии Богоматери, по правую руку - придел Трем Святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, по левую - Илии Пророку и в верхнем этаже -Преображению Господню. В сентябре 1812 г. деревянная церковь сгорела, и три года прихожане ходили в другие храмы города. 23 октября 1812 г. священник Барнаульской Одигитриевской церкви Василий Ев-тифеев обратился в Барнаульское духовное правление с просьбой перевести его служить в Берское село при троештатной Сретенской церкви в связи с тем, что старая церковь сгорела, а новая еще строилась [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 365. Л. 57]. Каменное здание было заложено 16 октября 1795 г., церковь освящена 26 января 1815 г., построена на средства купца Ильи Пуртова. В конце XVIII - 1-й трети XIX в. Пуртовы были самой богатой семьей барнаульского купечества, активно занимались благотворительностью, жертвуя немалые суммы на нужды просвещения, церкви, помощь малоимущим.

Каменное двухэтажное здание церкви с колокольней не отличалось внешними архитектурными достоинствами, но, по воспоминаниям современников, поражало внутренним убранством, богатством и благолепием - купцы и торговцы стремились украсить свою церковь. На карте Барнаула за 1826 г. под №28 отмечена Церковь Богоматери (Одигитриевская). С 1877 г. на планах Барнаула на усадьбе церкви показаны торговые лавки. В ведомости за 1852 г. указано, что земли при церкви усадебной нет, пахотной и сенокосной 33 десятины, на которую есть план. Землею сенокосною священноцерковнослужители пользовались сами [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 103]. В описи церкви за 1861 г. указано, что для входа в нижний этаж находилась дверь с западной стороны, для входа на второй этаж также была одна дверь с западной стороны. Полы внизу храма были из алебастра, покрашенные, на втором этаже полы были деревянные, также покрашенные. Церковь была покрыта железом, покрашенным зеленою краскою, в колокольне, внизу, были устроены сторожка и кладовая. Ограда была каменная с деревянными решетками, покрашена зеленою краскою. Иконостас в церкви был деревянный, местами с резьбою, позолочен и покрашен краскою. В ко-

локольне было семь колоколов, самый большой весом в 118 пудов, был изготовлен на средства купца В. Пуртова в 1827 г. [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 51-67]. В ведомости за 1873 г. указано, что земли усадебной и пахотной при церкви нет, а сенокосной по распоряжению Алтайского горного правления от 1867 г. утверждено священникам по 10 десятин, дьяку и пономарю - по 4 десятины [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 152]. В 1884 г. церковным старостой Суховым на собственные средства при воротах была построена небольшая каменная часовня для помещения в ней св. иконы Божией Матери [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 35].

Из книги Одигитриевской церкви для регистрации богослужений за 1885 г. мы можем узнать, что на всенощных службах присутствовало в среднем по 100-150 человек, а в большие праздники в церкви присутствовало на службе 300-400 прихожан [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 857. Л. 85об.]. Из сведений за 1896 г. следует, что церковь как внутри, так и снаружи благолепна, особенным благолепием отличался верхний этаж храма, в котором один только иконостас оценивался в 20 тыс. руб., утварью достаточна, содержится денежными доходами, получаемыми от прихожан, при исправлении у них духовных треб. В то же время было отмечено, что в сводах нижнего этажа церкви образовались трещины от неравномерной осадки столба среднего пояса, поэтому предполагалось произвести следующие работы: устроить арки между средними столбами в трапезной, сложить вновь над окнами второго этажа трапезной с южной стороны перемычку, в двух окнах трапезной первого этажа под существующими перемычками окон сделать другие перемычки. Из данного документа мы можем узнать, что шесть больших столбов поддерживали своды на первом этаже [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 163].

Многие горожане жертвовали и завещали Одигитриевской церкви значительные капиталы, в том числе и дома. Из книги описанного движимого и недвижимого имущества барнаульской Одигитриевской церкви следует, что настоятель церкви протоирей Иоанн попов проживал на Кузнецкой (ул. Гоголя) улице в деревянном, на каменном фундаменте доме, пожертвованном церкви в 1895 г. купеческими сыновьями Суховыми по завещанию их отца Д.Н. Сухова. На усадьбе находились амбар, погреб, баня. Стоимость дома с хозпостройками оценили в сумму 350 руб., налог на имущество составил 8,22 руб. Диакон Алексей Красноцветов жил в деревянном доме на Б. Тобольской (ул. Л. Толстого) улице, пожертвованном церкви купцом В. Суховым в 1882 г. Церковный староста барнаульский купец Василий Хмелев жил в своем доме на Пушкинской улице [ГААК. Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 58, 7; Ф. 26. Оп. 1. Д. 38. Л. 273-274, 300]. Каменный корпус с четырьмя лавками, крытый железом, выходивший фасадом на Базарную площадь, в 1895 г. оценили в 5500 руб., налог на имущество составил 129,25 руб. (в 1873 г. налог на имущество составлял 46 руб., в 1894 г. - 118,5 руб.) [ГААК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-2, 5-9].

Каменное двухэтажное здание школы было построено в конце XIX в. рядом с церковью на Большой Тобольской улице (с 1910 г. - улица Льва Толстого). Верхний этаж дома был приспособлен под помещение церковно-приходской школы (в ней обучалось около ста девочек), а нижний этаж сдавался в аренду под торговые помещения. В 1901 г. каменный двухэтажный дом, деревянный флигель, конюшня, две завозни, амбар, погреб и баня были оценены в 5,0 тыс. руб. [ГААК. Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 19-20]. На отношение от 29 ноября 1904 г. городская управа уведомила причт Одигитриевской церкви о возможности сложения домового налога на следующий год с дома по ул. Б. Тобольская, 15, что же касается сложения налога на нынешний год, то управа церкви отказала [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 200]. Из клировой ведомости Одигитриевской церкви за 1902 г. следует, что усадебной земли при церкви находилось длиною по улице 36 сажень и 8 вершков и поперечно 46 1/3 сажени. Сенокосной же и пахотной не было. На усадебную землю имелся план, выданный городской управой от 20 февраля 1882 г. за №473, и свидетельство, выданное той же управой от 14 июля 1887 г. за №449. На здание имелся план, все документы хранились в церкви [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 31-46, 118]. Каменные лавки с 1 января 1902 по 1 января 1905 г. были отданы с торгов в аренду на 3 года барнаульскому купцу Андрею Григорьевичу Морозову за ежемесячную плату в 3620 руб. В ноябре 1904 г. Томская духовная консистория разрешила церкви отдавать лавки в аренду сроком до 12 лет [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 200. Л. 97, 422]. В ведомости об имуществе церкви за 1905 г. значатся следующие здания: три каменные лавки в одном корпусе, построенные на церковной усадьбе, на деньги прихожан, и одна лавка с кладовой, построена в 1899 г. на церковные деньги. Кроме того, каменный двухэтажный дом с мезонином. В верхнем этаже помещалась церковно-приходская школа, а в нижнем -магазин, который сдавался в аренду. При доме находился хлебный амбар, который также сдавался в аренду. Школа была открыта в сентябре 1900 г. [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 38. Л. 34-35]. Из рапорта в Барнаульское духовное правление следует, что в 1905 г. на содержание и ремонт церкви и церковных домов Одигитриевская церковь заплатила 3098,48 руб., в 1906 г. - 5047,8 руб. [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 41. Л. 46, 56]. В феврале 1906 г. прихожане на общем собрании слушали письменное заявление дочерей умершего чиновника: Глафиры Васильевны Великосельской и ее родной сестры, жены чиновника Евдокии Васильевны Гуляевой -наследниц каменного дома по Б. Тобольской улице, 27. Первая сестра дарила церкви свою долю в доме, а вторая продавала за 5,0 тыс. руб. Было принято решение приобрести данный дом для второго священника. При доме находились погреб и амбар [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 41; Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 67]. В феврале 1909 г. строения, принадлежащие церкви, находящиеся в Барнауле были застрахованы на сумму 184 тыс. 115 руб. [ГААК. Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 38]. В октябре 1909 г. мещанин

Пятков получил от церкви 400 руб. за устройство нового иконостаса в нижнем этаже храма [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1329. Л. 18об.]. В ноябре 1909 г. церковь уплатила в городскую управу за дома и церковные лавки налога в сумме 376,82 руб., в том числе за дом В.И. Хмелева по ул. Гоголевской, 64 - 1,26 руб. Дом с постройками по ул. Б. Тобольская был оценен в сумму 3672 руб., налог составил 26,16 руб.; магазины каменные были оценены в сумму 17700 руб., налог составил 115,05 руб.; дом с постройками по ул. Б. Тобольская оценен в 172 руб., налог - 1,23 руб. [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1329. Л. 18об.; Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 27, 36-41].

Из страховых карточек на строения, принадлежащие церкви, от

16 июля 1910 г. следует: церковь каменная была оценена в 100100 руб., годовая сумма страховки составляла 60 руб.; часовня каменная оценена в 1000 руб., сумма взноса - 0,60 руб.; каменный торговый корпус оценен в 25000 руб., сумма взноса - 17,5 руб. Всего церковь должна была заплатить страхового взноса в год 78,10 руб. Причтовый дом (по ул. Гоголевской, 64) деревянный с амбаром, баней, конюшней, навесом, ледником был застрахован на сумму 2400 руб., взнос в год составил 8,64 руб. Дом каменный был оценен в сумму 40000 руб., страховой взнос составил 28 руб., мастерские каменные оценены в 6000 руб., взнос - 16,2 руб., амбар деревянный оценили в сумму 5000 руб., взнос - 9,0 руб., два флигеля деревянных (один флигель оценили в сумму 300 руб., второй -в 200 руб.). Всего за строения на данном участке церковь должна была заплатить страхового взноса в год 54,6 руб. [ГААК. Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 45-47]. В 1911 г. проходил ремонт крыши храма. В железной лавке купца Богоенова для этих целей было закуплено материала на сумму 124,85 руб. В это же время на лесопильном заводе было закуплено разного леса для постройки каменной кладовой на сумму 172,13 руб. [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1329. Л. 64об., 65об.].

По окладному листу №1656 в 1911 г. церковь заплатила налог на имущество за дом по адресу: ул. Б. Тобольская, 27б, в сумме 3,5 руб., оценочная стоимость дома составила 539 руб. [ГААК. Ф. 63. Оп. 1. Д. 4. Л. 28]. Из клировой ведомости за 1911 г. следует, что в церкви была библиотека, состоящая из 250 книг разного наименования в 386 томах [ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 38. Л. 35]. 20 января 1912 г. в контору купца Сухова церковь заплатила 44,15 руб. за доставку из Петербурга икон для иконостаса нижнего этажа храма [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1330. Л. 3об.].

17 мая 1912 г. в городскую управу уплатили налога по окладному листу №1656 в сумме 5,44 руб. В 1913 г. за дом по ул. Л. Толстого, 27б, налог на имущество составил 5,39 руб., за дом по ул. Гоголевская, 64, -1,79 руб. По окладному листу №2383 за дом по ул. Л. Толстого, 15, налог составил 265 руб. [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1330. Л. 14; Ф. 63. Оп. 1. Д. 10. Л. 16-18]. Из приходной денежной книги церкви следует, что 20 марта 1912 г. получено арендной платы за мучную лавку с Товарищества Федулова 20 руб., данные средства пошли на содержание церковного

хора певчих. 22 декабря 1913 г. с мещанина Миллера было получено арендной платы в сумме 100 руб., с мещанина Зубова за аренду старого здания, приспособленного под керосиновую лавку, - 25 руб. 31 декабря 1913 г. за аренду лавок церковного корпуса с купца А.Г. Морозова получили арендной платы в сумме 1918,25 руб. За свечную Епархиальную лавку за 1-е полугодие 1914 г. церковь получила 400 руб. [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1331. Л. 10, 82, 92об.]. 5 июля 1914 г. церковь уплатила в городскую управу домового налога в сумме 5,53 руб. [ГААК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 1330. Л. 104об.].

Церковь обслуживала в 1761 г. 1400 прихожан, в 1819 г. - 2334, в 1852 г. - 3154, в 1914 г. - около 1300 прихожан, из них духовных лиц -21, военных - 17, статских - 85, мещан - 1021, крестьян - 90 человек. При ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты. Уменьшение числа прихожан было связано с постройкой в начале XX в. в Барнауле Покровской и других церквей. В 1779 г. в штате церкви было два священника, диакон, два дьячка, два пономаря, в 1866 г. -уже три священника, диакон, три дьячка и три пономаря. В начале 1890-х гг. в Одигитриевской церкви было введено народное пение. Из справочной книги по Томской епархии за 1909-1910 гг. следует, что церковь каменная, двухэтажная, во имя Пресвятой Богородицы Одиги-трии и во имя Преображения Господня, с двумя приделами в нижнем этаже - во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и во имя св. пророка Божия Илии. Была построена в 1815 г., расстояние от г. Томска - 385 в. В церкви причта по штату один священник, один диакон и псаломщик. Настоятель протоиерей И.А. Попов, 59 лет, окончивший Томскую духовную семинарию, на настоящем месте служил с 1892 г. При церкви была построена часовня в 1884 г., в церковно-приходской женской школе, открытой в 1900 г., обучалось 110 человек [Справочная книга..., 1911, с. 373-374]. Из справочной книги по Томской епархии за 1914 г. мы можем узнать, что прихожан было 1300 душ, в том числе раскольников и иноверцев - 70 человек. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 г. Настоятель И.А. Попов, 62 л., священник на месте штатного дьякона И.П. Долинин, 38 л., на настоящем месте с 1902 г., диакон на должности псаломщика А.П. Красноцветов, 42 л., на настоящем месте с 1902 г. [Справочная книга., 1914, с. 267-268].

После революционных событий церковь продолжала служить. В 1920 г. у Одигитриевской церкви было национализировано следующее имущество: одноэтажный дом по ул. Гоголевская, 64 (баня, навес, амбар, погреб, колодец), торговый одноэтажный корпус с подвалом и одноэтажный корпус с жилым помещением на Базарной площади, каменный корпус с жилым помещением по ул. Л. Толстого (во дворе), дом двухэтажный с дровяником, конюшней и уборной по ул. Л. Толстого, 27 [ГААК. Ф.Р. 10. Оп. 2. Д. 8. Л. 29об., 36, 38-39]. В 1922 г. во время рек-

визиции церковных ценностей стало известно, что Одигитриевская церковь - самая богатая в Барнауле. Из храма было изъято 5 пудов, 31 фунт серебра, множество драгоценных камней, украшавших оклады икон [Скворцова, 2007, с. 160].

24 марта 1924 г. был зарегистрирован устав Богородицкой (Оди-гитриевской) обновленческой православной общины верующих. В силу санитарных правил для служителей культа (Циркуляр Наркомздрава от 26.10.1923 №249) все здания и помещения, в которых происходили те или иные собрания и совещания религиозных обрядов, должны были содержаться в чистоте и отвечать всем требованиям санитарного состояния. 6 февраля 1925 г. комиссия под председательством помощника начальника подотдела милиции административного отдела Губернского исполкома Сонина, членов комиссии от Алтайской губернской милиции Кронберга и от Алтайского губздрава врача Залесского, в присутствии представителей от Богородицкой церкви - церковного старосты Сбит-нева, произвели обследование санитарно-гигиенического состояния Богородицкой церкви. При осмотре помещений и предметов богослужения комиссия застала в самом разгаре уборку, в акте было отмечено, что облачения висят в одном из притворов в незакрытом шкафу, кое-где висела паутина. Акт был передан в президиум Алтайского губернского исполкома, копия ушла начальнику губернского отдела ГПУ и заведующему Алтгубздравом [ГААК. Ф.Р. 531. Оп. 1. Д. 11. Л. 38, 49]. Согласно п. 4 договора, заключенного Алтайским губисполкомом с общиною Градо-Барнаульской Богородице-Одигитриевской церкви (ныне Кафедрального собора), община обязана была производить оплату всех текущих расходов по содержанию вверенного храма, а именно: по ремонту, отоплению, освещению, охранению, страхованию, по содержанию служителей культа, хора певчих и вообще по оплате всех долгов, местных налогов обложения - аренды, ренты и т.д. В то же время тарелочный сбор пожертвований во время богослужений в храме не оправдывал вышеперечисленные расходы по церкви, других же источников церковь не имела. Поэтому церковно-приходской совет общины 31 июля 1925 г. обратился к прихожанам с просьбой, «дабы не разрушить храм, оказать посильную помощь через подписной лист добровольным пожертвованием - в основном на необходимый ремонт вверенного собора» [ГААК. Ф.Р. 531. Оп. 1. Д. 61. Л. 337].

В связи с национализацией капиталов и имущества храма, сокращением значительного числа прихожан общине к концу 1920-х г. стало не под силу содержать огромное здание, оно много лет не ремонтировалось. Ссылаясь на это обстоятельство, президиум барнаульского городского Совета 27 января 1931 г. постановил расторгнуть с Богоро-дице-Одигитриевской общиной договор на пользование ею культовым зданием. По разным сведениям, здание Одигитриевской церкви было разрушено в 1935 г. [Целищева, 2013, с. 98].

Библиографический список

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барнаул, 1997. С. 55, 79-85, 117.

Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999. С. 49.

Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (17512001 гг.). Барнаул, 2001. С. 49-55.

Скворцова Т. Одигитриевская церковь // Алтайский благодатный край. Можайск, 2007. Вып. 8. С. 160.

Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 годы. Томск, 1911. С. 373-374.

Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. Томск, 1914. С. 267268.

Целищева М.А. Учет исчезнувших и исчезающих объектов культурного наследия Алтайского края // Вестник АлтГПА: Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. 2013. №6. С. 98.

А.В. Шмидт

Музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск, Россия

музейный фестиваль традиционных ремесел как пример сохранения национальной культуры малочисленных народов

В настоящий момент малые коренные народы Сибири находятся под сильным влиянием современной действительности. Традиционный образ жизни охотников, рыболовов, оленеводов претерпевает сильную трансформацию. Изменения прежде всего происходят в одежде, транспортных средствах, орудиях и способах промысла и т.п. С каждой сменой поколения сокращается число носителей традиционных ремесел, навыков производства предметов быта и промысла, что ведет к постепенной утрате отдельных элементов национального наследия. Такое положение дел вызывает сильную тревогу среди археологов, этнографов, музейщиков и просто ценителей самобытной культуры коренных малочисленных народов.

Для сохранения и пропагандирования культурного наследия народа ханты сотрудники МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс» в июле 2008 г. организовали и провели первый фестиваль традиционных ремесел - «Земля мастеровая». Мероприятие прошло на базе Природно-этнографического парка-музея «Живун», расположенного в деревне Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа [Этническая..., 2008]. Формат фестиваля носил районный характер. Его основная цель направлена на сохранение и популяризацию традиционных ремесел северных хантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.