УДК: 397+721
А.В. Шмидт
Музей Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)
[email protected] В.В. Пермяков
Шурышкарский районный музейный комплекс им. Г.С. Пузырёва
(с. Мужи Шурышкарского района ЯНАО)
Двухэтажный амбар в деревне Илья-Горт (ЯНАО)
Аннотация
Во время обследования заброшенной деревни северных хантов Илья-Горт (ЯНАО) обнаружены развалины двухэтажного амбара. Данный вид построек не свойственен традиционной культуре данного народа и появился, видимо, как результат взаимодействия с пришлым населением. В ходе изучения объекта исследователям удалось реконструировать первоначальный облик амбара.
Ключевые слова: этнография, двухэтажный амбар, северные ханты, ЯНАО, деревянное зодчество
В начале лета 2013 г. авторы данной статьи (на тот момент оба являлись сотрудниками МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс») в рамках реализации МДЦП «Развитие природно-эт-нографического парка-музея «Живун» на 2011-2015 годы» провели детальное обследование заброшенной деревни Илья-Горт. Основной целью экспедиции было выявление, обмер и описание объектов деревянного зодчества северных хантов, с тем чтобы в дальнейшем иметь возможность воссоздать их на территории парка-музея.
Илья-Горт - небольшое старинное зимнее селение народа ханты, расположенное в дельте реки Обь (ил. 1), в 17 км к юго-юго-востоку от с. Мужи (Шурышкарский район ЯНАО), на правом берегу обской протоки Илья-Гортпосл [Шмидт, Пермяков, 2014; 2014а]. Одним из уникальных достижений обследования данного населенного пункта стало обнаружение здесь развалин двухэтажного амбара. Надо отметить, что двухэтажное строительство в культуре народа северных хантов - явление достаточно редкое и, можно сказать, уникальное, поэтому открытие такого объекта вызвало неподдельный интерес у авторов исследования.
На момент обследования постройка предстала взору авторов в весьма плачевном состоянии (ил. 2, 1). Крыша и перекрытия между этажами провалились. Левый дальний угол сильно просел, в результате чего верхние бревна задней стенки рухнули, утянув за собой фронтон. Левая стена сгнила и основательно просела. Лучше сохранились передний фасад постройки и правая стена. Именно они дали возможность реконструировать изначальный облик ильягортского двухэтажного амбара. Однако и здесь некоторые бревна сопрели больше остальных и просто вывалились одним краем из сруба. В результате всё строение сильно перекосило.
Судя по остаткам конструкции, постройка представляла собой бревенчатый сруб в четыре стены, установленный на оклад в два венца. Соединение углов осуществлялось несколькими способами: «в обло» (по-другому - «в чашу»), «в охряпку», «в полдерева». По всей видимости, вид крепления зависел от толщины бревна, а также от толщины соседних бревен. Так как строительный материал для сруба не был стандартным и диаметр лесин сильно отли-
чался между собой, мастер, исходя из практических соображений, использовал тот или иной способ соединения.
Оба фронтона дощатые. При этом у переднего тёс закреплен горизонтально, что, видимо, связано с расположением здесь входа на второй этаж. У заднего фронтона доски располагались вертикально. Крыша перекрыта стропильным способом. Сами доски крепились всего на трех слегах: двух боковых и одной центральной (князевой). Верхний край крыши венчал охлупень, выполненный из лесины небольшого диаметра.
Благодаря сохранившимся стенам можно достаточно точно определить размеры сруба. Его длина составила 2,7 м, ширина переднего фасада - 3 м. Намного сложнее определить изначальную высоту постройки. Конструкция сруба состоит из 15 полноценных венцов, включая оклад. Толщина бревен в среднем составляла около 20 см. Диаметр лесин из оклада был больше, так как им приходилось исполнять роль фундамента, что, естественно, увеличивало на них нагрузку. Таким образом, высота сруба могла составлять примерно 3 м.
Намного проще оказалось измерить расстояние от верхнего края бревенчатого корпуса до конька, так как дощатый фронтон постройки менее всего подвергся разрушению. Этот отрезок строения составил 1,3 м, плюс 10 см - охлупень. В итоге общая высота двухэтажного ильягортского амбара на момент функционирования была примерно 4,4 м.
Оба входа располагались со стороны переднего фасада один над другим. Очевидно, что на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Расстояние от земли до нижнего порога первого этажа составило три венца, два из которых являлись окладом. Далее, пять бревен - это высота входа на первый этаж. Промежуток между дверными проемами равен трем венцам. Проход второго этажа «пересекал» верхние четыре бревна и часть дощатого фронтона (ил. 2, 2).
Определить размеры входа на первый этаж достаточно проблематично. В результате проседания амбара бревна на уровне дверного проема частично вывернуло из стены. Зная их количество (5 шт.) и среднюю толщину каждого бревна (примерно 20 см) можно предполагать, что высота входа составляла
около 1 м. С шириной проще - низ сруба, включая нижнюю часть дверного проема, хорошо сохранился. Здесь расстояние составило 78 см, однако у входа на первый этаж отсутствует дверной блок. О его наличии в прежние времена свидетельствует характерная подтеска на торцах бревен.
Дверной проем на второй этаж сохранился достаточно хорошо, что дает возможность точно определить его размеры: высота составила 135 см, ширина - 74 см. При этом здесь сохранился дверной блок, поэтому есть все основания полагать, что ширина обоих дверных проемов была одинаковой. Расстояние от верхнего края входа до крыши составило 51 см. Двери расположены не по центру, а слегка смещены влево. За счет этого крыша «отсекла» верхний левый угол входа на второй этаж, и в результате дверной проем получил пятиугольные очертания. Дверь второго этажа открывалась наружу. Запором для нее служила обычная палка, которая продевалась через специальные деревянные скобы, прибитые по бокам проема. К сожалению, не осталось конструктивных особенностей, которые бы подсказали, как открывалась и запиралась дверь первого этажа.
Крыша амбара двухскатная. Она выполнена из досок, прибитых внахлёст, перекрывая тем самым места стыков. Под досками проложен толь. Возможно, его застелили позже: не во время строительства, а вследствие ремонта крыши.
Перекрытие между этажами было покрыто клеёнкой, видимо появившейся позже, также в результате ремонта объекта. На клеенку выложен дерн, поверх которого застелили солому. По всей видимости, дерн и солома являлись теплоизолирующей подушкой, которая предназначалась для поддержания стабильно низкой температуры на первом этаже в летний период. Этого нельзя было достигнуть для помещения второго этажа из-за того, что крышу и фронтоны строители смонтировали из досок.
Как уже говорилось, расстояние между дверными проемами составило три венца. Сейчас проблематично сказать, после какого именно венца межэтажного пространства располагалось перекрытие: после первого (снизу) или после второго. Авторы предполагают, что после первого. Теплоизолирующая подушка из дерна и соломы имеет значительный объем по толщине. В связи с этим, между полом и дверным порогом необходим определенный запас глубины, благодаря которому солома бы не торчала наружу. Этот запас мог быть достигнут, только если бы межэтажное перекрытие располагалось после первого венца. Тогда, соответственно, высота от порога до дощатого пола второго этажа составляла два бревна.
Исходя из наших расчетов, расстояние от пола до потолка первого этажа составляло всего 7 венцов -около 1,4 м, то есть первый этаж представлял собой низкое теплоизолированное помещение. Под его сгнившим дощатым полом хорошо просматривается значительное углубление в земле. Ориентируясь на аналогии с другими похожими постройками, можно предположить, что здесь располагался ледник. По всей видимости, первый этаж, включая ледник, в летнее время использовали для хранения скоропортящихся продуктов, прежде всего рыбы.
На втором этаже высота потолка в максимальной точке (под коньком крыши) превышала 2 м. Сейчас
можно строить только предположения, для каких целей использовалось это помещение. Традиционно существовал запрет на посещение второго этажа женщинами, что обусловлено религиозными верованиями народа ханты. Здесь находились так называемые «мужские вещи», связанные с охотой и ремеслом. Кроме этого, сюда могли поместить священные и культовые предметы. Тем не менее в глазах местных жителей и сама постройка имела очень высокий сакральный статус. Об этом свидетельствует тот факт, что возле задней стены амбара, которая считается священной (чистое место), располагались четыре рыбацких ящика, заполненных бутылками из под спиртных напитков и металлические полозья от саней, появившиеся здесь в период, когда деревня была жилой.
С правой стороны к амбару примыкает загон для скота (для лошади), размерами 8,5x7,5 м, внутри которого до сих пор сохранилось сено. Вход в загон перегораживался жердями, его ширина составляла 3,1 м.
Необходимо отметить, что амбар в Илья-Горте не является единственной постройкой подобного плана в традиционном строительстве северных хантов Нижнее Приобье. Авторам известно еще о трех двухэтажный объектах [Этническая культура..., 2008, с. 81-82], расположенных в дер. Вершина Войкар, небольшом жилом поселении на восточных отрогах Приполярного Урала (Шурышкарский район ЯНАО).
В начале статьи авторы отметили, что двухэтажное деревянное зодчество в культуре северных хан-тов - явление уникальное. По всей видимости, его истоки уходят не в местные архитектурные традиции, а «пришли» к аборигенному населению вместе с переселенцами из европейской части России - русскими и коми-зырянами. Можно сказать, что это некое проявление симбиоза между совершенно непохожими друг на друга культурами.
Список литературы
1. Шмидт А.В., Пермяков В.В. Изучение объектов деревянного зодчества на Ямале // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - Вып. XX. - С. 247-254.
2. Шмидт А.В., Пермяков В.В. К проблеме сохранения традиций деревянного зодчества северных хантов // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014а. - С. 153-156.
3. Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под открытым небом. Концепция Природно-этнографиче-ского парка-музея «Живун» - Мужи-Екатеринбург: [Б.и.], 2008. - 100 с.
Список сокращений
ИАЭТ СО РАН - Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. МБУ - Муниципальное бюджетное учреждение. МДЦП - Муниципальная долгосрочная целевая программа.
ЯНАО - Ямало-Ненецкий автономный округ.
A.V. Schmidt
The Museum of Nature and Man (Khanty-Mansiysk)
[email protected] V.V. Permyakov
The Museum Complex of Shuryshkary District of YNAO (Muzhi)
A Two-storey Barn in the Village of Ilya-Gort (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug)
Abstract. While examining the abandoned village of the Northern Khants Ilya-Gort (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug), remains of a two-storey barn were found. This type of buildings doesn't belong to a traditional culture of these people and it appeared, apparently, as a result of interaction with newcomers. During the investigation of the object, the researchers managed to reconstruct the original layout of the barn.
Key words: ethnography, two-storey barn, Northern Khanty, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, wooden architecture.
Ил. 1: 1 — расположение ЯНАО на карте России; 2 — расположение Шурышкарского района на карте ЯНАО; 3 — план-схема Шурышкарского района; 4 — расположение с. Мужи и дер. Илья-Горт
Ил. 2: 1 — двухэтажный амбар в дер. Илья-Горт (снимок А.В. Шмитда, 2013 г.); 2 — графическая реконструкция амбара (автор А.В. Шмидт)