Научная статья на тему 'Изучение объектов деревянного зодчества на Ямале'

Изучение объектов деревянного зодчества на Ямале Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Шмидт А.В., Пермяков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение объектов деревянного зодчества на Ямале»

«Увгуд унгурснуу дурсаж амьдрах

Залуус ирээвдйгээ зугнуж амьдрах» [Шагдарсурэн, 2012, с. 138].

Старые живут, вспоминая прошлое,

молодые живут, мечтая о будущем. Смысл действительно ясен и понятен. Вспоминая прошлое, старые люди критически относятся к пройденной жизни, оценивают свою жизнь, выявляют ее минусы и плюсы. Молодых ведет мечта или фантазия. Без мечты и фантазии нет и жизни лучшей.

Выводы

Значительная часть рассмотренных пословиц посвящена роли и функции старшего поколения: их наставлениям и поучениям для молодежи, воспитанию молодого поколения, формированию его мировоззрения. Другая часть - заботе и уходу за старшими, это и есть долг и обязанность их детей, внуков и правнуков. Малая часть пословиц и поговорок - нормам поведения старших. Частое обращение молодежи, особенно студентов и рабочих, даже школьников к устному народному творчеству имеет большое значение в их правильном выборе жизненных путей, в укреплении у них активных жизненных позиций, в формировании патриотизма и любви к Родине и родному языку и культуре.

Библиографический список

Попков Ю.В. Современные ценности монгольской и русской студенческой молодежи Большого Алтая: доклад на V междунар. летней школе студентов. Ховд, 2007.

Монгол ардын зуйр цэцэн угийн зуйл хуваасан бэсрэг толь / сост. Минь Ньми. Улаанбаатар, 2011.

Шагдарсурэн А. Монгол ардын зуйр цэцэн угсийн хоймсон хураангуй. Улаанбаатар, 2012.

А.в. Шмидт, в.в. Пермяков

МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс», Мужи, Россия

изучение объектов деревянного зодчества на ямале

Шурышкарский административный район расположен в приполярной зоне, на юге Ямало-Ненецкого автономного округа. Почти всю его территорию занимает тайга, рассеченная на части дельтой Оби и ее притоками (рис. 1). Эта область уже много веков является зоной проживания северных хантов.

Населенные пункты района, расположенные преимущественно по берегам рек и проток, можно разделить на три основных группы.

О 1 _ 5 км

Рис. 1. 1 - расположение Ямало-Ненецкого автономного округа

на карте России; 2 - расположение Шурышкарского района на карте Ямало-Ненецкого автономного округа; 3 - план-схема Шурышкарского района; 4 - расположение с. Мужи, Ханты-Мужи, Илья-Горт

К первой относятся деревни и села, где постоянно (круглогодично) проживает от нескольких десятков человек до нескольких тысяч. Многие здания здесь построены по современным технологиям без учета национальных традиций коренного населения.

ко второй группе мы отнесли населенные пункты, имеющие сезонную хозяйственную направленность и посещаемые, как правило, в промысловый период (охота, рыбалка, сбор дикоросов). Здесь присутствуют преимущественно старые постройки, выдержанные в национальном стиле.

К третьей группе отнесены поселки, окончательно покинутые местными жителями. Порядок в них уже не поддерживается, в связи с чем жилые дома и хозяйственные постройки медленно разрушаются под воздействием природных сил, а территория зарастает густым бурьяном. Строения на таких покинутых населенных пунктах возведены в соответствии с национальными традициями и сейчас являются уникальными источниками информации о деревянном зодчестве народа ханты.

В начале лета 2013 г. авторы данной статьи, сотрудники МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс» в рамках реализации МДЦП «Развитие природно-этнографического парка-музея «Живун» на 2011-2015 годы» провели детальное обследование трех населенных пунктов: Нянингорт, Шомапугор-горт, Илья-Горт. Основная цель экспедиции - выявление, обмер, описание памятников деревянного зодчества народа ханты, чтобы в дальнейшем иметь возможность воссоздать их на территории парка-музея.

Первые два поселения отнесены нами ко второй группе. Они регулярно посещаются аборигенным населением. Дома ремонтируют и по необходимости перестраивают. Оба комплекса расположены к северо-северо-востоку от с. Мужи на обской протоке Шомапосл. Их детальное описание станет предметом будущих публикаций. Данную статью авторы посвятили заброшенному уже более 30 лет поселению Илья-Горт, отнесенному к третьей группе.

Илья-Горт - небольшое старинное зимнее селение народа ханты, расположенное в правобережье р. Малая Обь на протоке Илья-Гортпосл, в 17 км к юго-юго-востоку от с. Мужи [Самсонова, 2012]. Место, где расположен поселок, представляет собой пугор (останец) внутри обской поймы, вытянутый по линии ССВ-ЮЮЗ, с абсолютной высотой 15,5 м (на плане выделен темным; рис. 2.-1). Размеры останца, почти целиком покрытого лесом, составляют 3,2х0,3 км. Его со всех сторон окружают протоки, сора, озера и болота. Само поселение расположено на северной оконечности пу-гора на северо-западном четырехметровом обрывистом берегу.

Традиционно ханты предпочитали селиться так, чтобы с запада и севера поселок прикрывал лесной массив. Однако Илья-Горт наоборот, обращен в северо-западный сектор. то есть в то направление, откуда зимой приходят наиболее суровые и холодные ветра. Это принципиально отличает его от большинства других поселений региона. такое расположение

компенсировалось уникальными природными условиями, которые позволяли в одном районе аккумулироваться богатым пищевым ресурсам.

Рис. 2. 1 - место расположения д. Илья-Горт; 2 - план-схема д. Илья-Горт

В начале июня 2013 г. авторами на территории поселения зафиксировано три зимних жилых дома, культовые и хозяйственные постройки (всего пять строений), загоны для скота, обвалившаяся землянка, а так-

же различные приспособления хозяйственного назначения (рис. 2.-2). В первую очередь обращает на себя внимание многообразие архитектурных вариантов, зафиксированных в деревянном зодчестве деревни.

Объект №»1. Зимний двухкамерный дом, выполненный из «кругляка», с соединением венцов стен в углу «в обло» (в чашу) (рис. 2.-2; на плане №1). Концы венцов неотторцованы. Длина строения без пристроя 8,4 м, ширина 4,3 м. Окна расположены на боковых сторонах дома: два на северной стене, по одному в каждой камере, одно на южной стене - в жилой комнате. Выход располагается в торцовой стороне дома, ориентирован на юго-восток - от реки. Ханты традиционно выход из дома обращают к реке. Однако в данной ситуации такое отступление обусловлено местом расположения поселения. Вход в дом «спрятан» от наиболее суровых ветров, дующих из северо-западного сектора в зимнее время. Дверь выполнена из досок, открывается наружу. Дом имеет бревенчатый пристрой с плоской покатой крышей, выполненной из колотой плахи и горбыля. Выход из него обращен на северную сторону. Кровля выполнена из досок в два ряда, между которыми проложена толь. Видимо, осуществлялся ремонт.

В конструкции камер существуют принципиальные отличия. В жилой комнате верхние фронтальные бревна (самцы) стесаны под скат крыши. Двускатная кровля крепится на 11 слегах. Крыша двойная, дощатая. Внутри кровли в качестве теплоизоляции насыпан песок, поверх которого уложено сено (земляная крыша).

В нежилой, передней комнате, чердачное помещение отсутствует. Крыша дощатая одинарная, без песчаной прослойки. Кровля крепится на пяти потолочных балках. Фронтон, обращенный на улицу, выполнен из досок.

С внешней стороны, возле входа, гвоздями прибита металлическая табличка, на которой написано: «Здесь живет участник Великой Отечественной войны Сухарин Михаил Гаврилович». Вдоль боковых стен с обеих сторон дома прослеживаются остатки ограды (объекты №5 и 6). Возможно, это был загон для скота.

В 3-х м к югу от дома Сухарина, внутри загона расположен священный лабаз на четырех ножках (объект №2). Сруб имеет почти квадратную форму - 2,5х2,7 м, высота ножек 0,65 м. Он выполнен из колотой плахи, соединением стен «в охряпку». Концы венцов отторцованы. Задняя стенка раньше была укреплена по центру стяжкой. Верхние фронтальные доски (самцы) стесаны под скат крыши. Крыша двускатная дощатая, крепится на семи слегах. Вход расположен в восточной стенке лабаза, смотрит от реки. Дверь навесная, выполнена из досок, открывается вовнутрь.

В 7,5 м к юго-юго-западу от лабаза на ножках расположен наземный священный лабаз (на плане №3). Его размеры 2,85х2,85 м. Строение выполнено из колотой плахи, соединение стен в углах «в охряпку». Концы венцов отторцованы. Объект стоит на фундаменте в виде окладника

в один венец. Задняя стенка раньше крепилась по центру стяжкой. Верхние фронтальные доски (самцы) стесаны под скат крыши. Двускатная дощатая кровля сейчас полностью провалилась. Вход в лабаз обращен от реки. Дверь навесная, выполнена из досок, открывается вовнутрь.

В 5,5 м к юго-востоку от объекта №3 расположен наземный священный лабаз, сложенный из «кругляка» (№4). Его размеры 2,85х2,4 м, углы стен соединены «в обло». Венцы неотторцованы. Сруб поставлен на окладник, высотой - в два венца. Верхние фронтальные бревна стесаны под скат крыши. Крыша двускатная, самцовая, сейчас (после ремонта) крепится на 4-х слегах. Кровля выполнена из досок. Крыша в настоящий момент частично провалилась. Вход располагается в торцовой стене, ориентирован от реки. В семи метрах к юго-западу от лабаза начинается лесной массив.

Еще один зимний жилой дом 4,7х4,7 м (объект №7) расположен в 8 м к юго-юго-востоку от двухкамерного строения. Он выполнен из бревен, концы венцов отторцованы. Бревна в углах сруба соединены двумя способами - «в чашу» и «в охряпку». Какой-либо последовательности в чередовании обоих способов не прослеживается. Окна расположены на боковых сторонах дома, по одному на каждой стене. Выход из дома находится в торце строения. Он ориентирован на восток, от реки. Дверь выполнена из досок, открывается наружу. Кровля двухскатная, дощатая, уложена на стропила. Конёк закрывает охлупень. Фронтон оформлен вертикально приколоченными досками. В качестве теплоизолятора между чердаком и жилой комнатой использовался песок.

Третий зимний жилой дом (объект №8) расположен в 18 м к востоку от объекта №7. Размеры строения 4,7х4,5 м. Он выполнен из бревен, углы отторцованы. Здесь также прослеживаются две традиции крепления бревен. Нижние семь венцов соединены «в обло», остальные восемь - «в лапу». Выход из дома обращен на запад, к реке. Но, чтобы «спрятать» его от зимних холодных ветров, перед дверью сооружен дощатый пристрой, выход из которого ориентирован на юг. Длина от входа в сени до задней стенки 4,2 м, ширина пристроя 2,3 м.

Строение имеет два окна, одно в боковой, второе в задней стене. Подобное расположение является отступлением от традиций деревянного зодчества народа ханты. Задняя стена дома считается священной. Здесь могут храниться вещи, на которые женщинам смотреть нежелательно. Соответственно сооружать в этой стене окно считается неправильным действием. Видимо, такое расположение оконного проема было подчинено практическим соображениям. За домом находился загон для скота (объект №9) и окно в задней стене позволяло следить за животными. Крыша двухскатная из досок, уложена на стропила. Фронтон оформлен из вертикально приколоченных досок. Вход на чердак расположен с тыльной стороны дома. На перекрытие между чердаком и жилым помещением уложен современный синтетический теплоизолятор.

В 16 м к северу от дома №1 расположена землянка (объект №10) размерами 3,3х2,3 м. Сооружение имеет предвходовую часть в виде тамбура шириной 2,3 м, длиной 1,0, высотой приблизительно 1,3 м, сложенного из «кругляка». Соединение венцов «в обло», бревна не отторцованы. Дверь выполнена из досок, открывается наружу. Крыша у тамбура плоская, сложена из горбыля и колотой плахи. Жилое помещение имеет квадратные очертания 2,3х2,3 м. Крыша двухскатная дощатая, перекрытая поверх толью. Высота конька от уровня земли, до того как кровля упала, составляла примерно 0,6 м.

В 8 м к северу от землянки расположен наземный священный лабаз (на плане №11). Его размеры 2,45х2,5 м. Строение выполнено из колотой плахи, соединение стен в углах «в охряпку». Концы венцов отторцованы. Объект стоит на фундаменте в виде окладника в три венца. Верхние фронтальные доски (самцы) стесаны под скат крыши. Двускатная дощатая кровля базируется на семи слегах. В качестве водоизолирующего материала крышу подстилает прошитая береста. Конёк строения венчает охлупень. Вход в лабаз обращен от реки. Дверь навесная, выполнена из досок, крепится на деревянных шарнирах, открывается наружу.

Целый комплекс хозяйственных сооружений расположен в 9 м к востоку от объекта №11. Центральное место в нем занимает двухэтажный амбар (№12), к сожалению, на данный момент сильно разрушенный. Строение выполнено из бревен, соединенных преимущественно «в обло». Хотя некоторые из них имеют крепление «в охряпку». Концы венцов не отторцованы. Размеры амбара 2,7х3,0 м. Высоту строения сейчас определить сложно. Она составляла 17 венцов, плюс двухскатная крыша, выполненная из досок. По нашим оценкам, общая высота сооружения была примерно 4,6 м. Фронтон сложен из колотой плахи. Вход, как на первый, так и на второй этаж, располагался в восточной стене, т.е. от реки. Дощатое перекрытие между ярусами было просыпано песком, поверх которого уложили солому. Под полом первого этажа, по всей видимости, находился ледник. С севера к амбару примыкает загон для скота (объект №13), а с южной стороны расположены остатки предположительно стойла (№14) и фундамент (бревенчатый окладник) от еще одного строения (объект №15).

Возле задней стенки амбара обнаружено четыре рыбацких ящика, заполненных пустыми бутылками. Это свидетельствует о высоком сакральном статусе строения.

На сегодняшний момент Илья-Горт всего второй поселок Шурыш-карского района, в котором обнаружен двухэтажный амбар. Три похожих строения есть в деревне Вершина Войкар [Этническая..., 2008, с. 81], аналог одного из них воссоздан в природно-этнографическом парке-музее «Живун».

Помимо вышеперечисленных объектов, на территории деревни находятся летняя печь, сделанная из расколотых печных чугунных плит (№16); летний холодильник 0,6х0,4 м, исполненный из листов плоского шифера

(№17); коптильня, сделанная из бочки (№18); скамья из колотой плахи с видом на протоку (№19). Последний объект имеет спинку и подлокотники.

Предварительный анализ деревянных построек деревни Илья-Горт показал, что наиболее старые объекты расположены вдоль береговой линии. Зимние дома 2 и 3 (объекты №7 и 8) появились здесь в более позднее время и воздвигнуты со значительными отклонениями от традиций деревянного зодчества народа ханты.

В настоящий момент берег, на котором расположился Илья-Горт, постепенно осыпается. До ближайшего дома (объект №1) осталось не более трех метров, и, как следствие, постройка своей задней стенкой сильно накренилась в сторону обрыва. Попытки подпереть ее являются временными мерами.

В связи с угрозой утраты уникальных сооружений деревянного зодчества народа ханты авторы данной статьи выступили с инициативой воссоздать на территории Природно-этнографического парка-музея «Живун» наиболее интересные строения: двухкамерный дом, лабаз на четырех ножках, священный наземный лабаз из «кругляка», землянку, двухэтажный амбар.

Говоря в целом, интенсивная эрозийная деятельность Оби, ее проток и притоков - не единственная угроза для поселений второй и третьей группы. В августе 2013 г. в результате лесного пожара полностью уничтожен Нянингорт. Это произошло спустя всего два месяца, как авторы данной статьи детально обследовали данный поселок. Эти события свидетельствуют о том, что работу по изучению покинутых деревень необходимо продолжать.

Библиографический список

Самсонова О.Г. Илья-Горт. Деревня на дивном пугоре // Северная панорама. 05.05.2012. №18.

Этническая архитектура и традиционное природопользование в проекте музейной экспозиции под открытым небом. Концепция Природно-этногра-фического парка-музея «Живун». Мужи; Екатеринбург, 2008. 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.