МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
УДК/UDC 37.017
Поступила в редакцию 19.11.2021 г.
Информация для связи с автором: автором: [email protected]
Доктор культурологии, профессор А.Ю. Тихонова1 Е.С. Ивасева1
Кандидат исторических наук, докторант Е.А. Истягина-Елисеева1
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск
MUSEUM TECHNOLOGIES APPLiCABLE iN CHiLDREN'S SPORTS RECREATiON CAMPS: iMPLEMENTATiON OPPORTUNiTiES AND LiMiTATiONS
Dr. Sc. Cult., Professor A.Y. Tikhonova1 E.S. Ivaseva1
PhD, doctoral student E.A. Istyagina-Eliseeva1
1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk
□ и
Аннотация
Цель исследования - анализ возможностей реализации музейных технологий в спортивно-оздоровительных лагерях.
Методика и организация исследования. В рамках изучения организовано анкетирование детей, находящихся в лагерях, а также педагогов, работающих с ними, и музейных сотрудников. Для выявления потенциала применения в культурно-образовательной деятельности лагерей музейных технологий проведен их пилотный анализ.
Результаты исследования и выводы. Анкетирование школьников, вожатых и педагогов, музейных сотрудников подтвердило: во-первых, музеи активно работают с лагерями, используя разнообразные формы взаимодействия, но редко включают в эту работу спортивную тематику; во-вторых, школьники и педагоги являются пассивными потребителями услуг музеев, не проявляют инициативы в выборе формы проведения музейного занятия и его содержания; в-третьих, все участники указанного взаимодействия понимают важность изучения истории спорта и знают о возможностях использования музейных технологий в этом направлении. Было подтверждено, что музейные технологии возможно использовать в спортивно-оздоровительном лагере после организации мини-музея, посвященного спорту; необходимо актуализировать создание спортивных выставок в музеях и привлекать к их организации будущих спортсменов; перспективно использовать музейные технологии в лагерях при ознакомлении с историей спорта, с судьбами выдающихся спортсменов, с национальными видами спорта для повышения мотивации к улучшению спортивных достижений.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный лагерь, музейные технологии, школьный возраст.
Abstract
Objective of the study was to analyze promises and limitations of the modern museum technologies applicable in the schoolchildren's sports recreation camps. Methods and structure of the study. We run, for the purposes of the study, questionnaire survey of the schoolchildren's sports recreation camps population, elders, teachers and museum personnel to identify the modern museum technologies applicable to facilitate the culturing and educational service for the age group.
Results and conclusion. The questionnaire survey of the schoolchildren's sports recreation camps population, elders, teachers and museum personnel found the following: (1) Museums advance their services to the schoolchildren's sports recreation camps in different formats albeit the sporting topics are still poorly if ever covered by the service range; (2) The schoolchildren's sports recreation camps population and teachers are still passive in contacts with the museums, and the latter expect their initiative and feedbacks to improve the service; and (3) Every party to the museum service understands well the benefits of sport history classes facilitated by the modern museum technologies. We found that museum technologies in the schoolchildren's sports recreation camps may be heavily facilitated by the local mini-museums of sports achievements; sports exhibitions in the existing museums with master classes from active athletes and sports veterans. Of special promise may be the museum technologies for the sports history classes with success stories of the sports celebrities, to promote the national/ ethnic sports disciplines, and to motivate children for sports.
Keywords: sports recreation camp, museum technologies, school age.
£ Г.
CL
4—
О OJ и
CL
' "О С
га
^
О (U .с H
Введение. Проблема использования музейных технологий в спортивно-оздоровительных лагерях исследована в науке недостаточно. На разнообразном материале ученые анализируют организацию спортивной подготовки школьников в лагерях [9,10], психолого-педагогические условия развития начальной военно-профессиональной подготовки учащихся в лагерях [4], патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях спортивно-оздоровитель-
ного лагеря [3], воспитание средствами физической культуры и спорта детей в летнем оздоровительном лагере [7], [8] и др. Рекомендации к использованию музейных занятий чаще всего ориентированы на воспитательную работу в оздоровительных лагерях, наряду с другими формами праздников и развлечений [1, 2, 5]. Между тем история спорта, отраженная в музейных коллекциях, обладает богатым педагогическим потенциалом. Не случайно Н. Ю. Мазов подчер-
кивал, что «место спорта, как феномена культуры человечества, до сих пор не соответствует его подлинной роли в целях достижения высокого уровня культуры жизнедеятельности людей» [6, с. 5].
Цель исследования - анализ возможностей реализации музейных технологий в региональных спортивно-оздоровительных лагерях для сохранения спортивно-исторического наследия.
Методика и организация исследования. В процессе изучения было проведено анкетирование школьников и педагогов, работающих в спортивно-оздоровительных лагерях, сотрудников музеев с целью определения включенности музейных технологий в образовательный процесс лагерей; на основе анализа практики работы лагерей и музеев региона выявлены педагогический потенциал и проблемы использования музейных технологий в деятельности спортивно-оздоровительных лагерей.
Результаты исследования и их обсуждение. Музей, как учреждение культуры, обладает исключительными развивающими и воспитательными возможностями в своем многообразии в подаче материала.
Проведенный анализ анкет школьников-участников смен в спортивно-оздоровительных лагерях (124 анкеты) позволил определить, что многие из них с удовольствием посещают музей (62,1 %), отмечают, что музейные экскурсии помогают узнать много нового (58,1 %), что интерактивные музейные занятия по сравнению с другими наиболее интересны (75,8 %). Школьники отмечают, что чаще темой занятий в музее является краеведение (история края, его культура).
Среди форм проведения музейных занятий дети выбирают беседы и круглые столы (29,8 %), экскурсии (41,9 %), театрализованные игры (67,7 %), мастер-классы (85,5 %), исследовательские проекты (87,9 %), квесты (91,9 %) (была предоставлена возможность выбора нескольких вариантов ответов). В качестве несовершенства учащиеся называют недостаточное включение в работу музея с лагерями исследовательских проектов (67,7 % опрошенных). Все школьники отмечают отсутствие в музеях мероприятий, посвященных спорту.
Анкеты педагогов и вожатых спортивно-оздоровительных лагерей (20 человек) продемонстрировали их готовность включать в образовательный процесс посещение школьниками музеев и экскурсии, однако большинство предусматривает свое пассивное в них участие (85 %). В то же время педагоги готовы подключаться к подготовке и проведению интерактивных занятий в музее при условии четкой организации данной работы (55 %).
Предпочитаемые формы занятий, в которых они готовы участвовать на первом месте, - беседы, круглые столы и мастер-классы (60 %), затем идут экскурсии (50 %), а после - театрализованные, интерактивные занятия и квесты (по 10 %).
Полученные данные свидетельствуют о незнании педагогами содержания музейных экспозиций и музейных технологий. Анкетируемые подтвердили, что музейные занятия имеют значительный педагогический потенциал и нацелены на: ознакомление с историей и культурой края (90 %), граж-данско-патриотическое воспитание учащихся (80 %), создание дружеских отношений в отрядах и развитие коммуникативных навыков (70 %), формирование нравственной и эстетической культуры (65 %), развитие интеллектуальных способностей и исследовательских навыков (40 %). Педагоги не припомнили проведение в музеях выставок и экскурсий спортивной направленности.
Музейные сотрудники заинтересованы в работе с летними оздоровительными лагерями, но не всегда адаптируют содержание и технологии проведения мероприятий для спортивно-оздоровительных лагерей. Анализ результатов анкетирования (14 респондентов) показал, что музеи охотно принимают детей из лагерей, организуя для них различные, в том числе интерактивные, программы. К сожалению, администрация музеев не отслеживает результативность музейных занятий, их востребованность у школьников, в том числе в каникулярное время, но музейные работники понимают необходимость такого мониторинга (42,8 %). Большинство опрошенных (71,4 %) считают нужным ориентироваться в создании программ для школьников на профиль лагеря, но озабочены трудностями в подборе материалов.
К сожалению, в большинстве регионов (в том числе и в Ульяновской области) отсутствуют музеи спортивной тематики, а в экспозициях функционирующих музеев минимизированы документальные свидетельства об истории регионального спорта, выдающихся спортсменах, тренерах и т. п. [5]. В то же время во всех спортивных клубах, секциях есть стендовая информация о лучших выпускниках и их спортивных успехах, но она мало доступна для жителей края, так как часто не представлена даже на сайтах этих организаций.
Вопрос о создании в каждом субъекте РФ музея, посвященного спортивно-историческому наследию территории, становится все более актуальным, ведь именно в музеях сохраняется и будет транслироваться информация о спортивной истории региона, в музейных экспозициях будут отражены воспоминания представителей спорта о соревнованиях различного уровня и людях, внесших значительный вклад в развитие спортивного дела. Неслучайно исследователи используют термин «Музей воспоминаний» и говорят о необходимости изучения технологий его создания [11, 12].
Данная работа требует совместных усилий музейных сотрудников, активистов и ветеранов спорта и всех заинтересованных лиц. Начальным этапом может служить создание мини-музеев в спортивных обществах, в дворцах спорта, секциях и т. п. и активизация работы уже имеющихся музейных экспозиций в этих организациях.
Организовать процесс изучения истории развития различных видов спорта вообще и относительно своей территории в частности возможно и в спортивном лагере. Взаимодействие музейных сотрудников и педагогов лагеря может быть реализовано через поощрение исследовательской и проектной деятельности детей, что, безусловно, будет способствовать повышению мотивации к улучшению спортивных результатов ребят. Выдающиеся спортсмены, о которых школьники будут создавать проекты, станут для них примером для подражания. Рассказ об истории национальных видов спорта раскроет детям их глубокую взаимосвязь с традициями и обычаями народов и будет направлен на воспитание этнической идентичности и национальной гордости. А знания о спортивных достижениях нашей страны будет способствовать формированию патриотических чувств у представителей подрастающего поколения.
Школьникам можно предложить активные игры по типу музейного квеста по истории спорта. Так, при прохождении этапов квеста может быть предложено выполнение заданий на ознакомление со спортивной одеждой, инвентарем и спортивными атрибутами различных исторических эпох. Квест может быть посвящен выполнению норм ГТО. К этим занятиям могут быть привлечены представители разных возрастных групп, в том числе и члены семей воспитанников лагеря (оффлайн или онлайн).
№1 • 2022 Январь | Yaпuary
http://www.teoriya.ru
Сотрудничество администраций музея и спортивно-оздоровительного лагеря может быть направлено на применение мультимедийных музейных технологий при работе со школьниками. В лагере можно использовать, например, мультимедийные макеты и макеты с дополненной реальностью, объектный видеомэппинг и проекционные инсталяции и др. С помощью мультимедийных музейных технологий возможно изучение не только истории видов спорта, олимпийского движения и т. п., но и, например, исследование функционирования организма под воздействием спортивных нагрузок для понимания необходимости тренировки конкретных групп мышц. Такая современная подача материала повысит заинтересованность школьников.
Вывод. Таким образом, музейные технологии обладают значительным образовательным потенциалом и должны использоваться в спортивно-оздоровительных лагерях. Выявлены проблемы данного процесса и предлагаются пути их решения:
• дефицит музейных программ, посвященных спорту и нацеленных на их проведение в спортивно-оздоровительных лагерях - создание подобных программ;
• недостаточное взаимодействие педагогов, работающих в спортивно-оздоровительных лагерях, и музейных сотрудников по ознакомлению подрастающего поколения со спортивно-историческим наследием - организация данного взаимодействия через проведение совместных семинаров;
• отсутствие в большинстве регионов музеев спорта, неполное освещение истории спорта в действующих музеев - на основе исторических экспозиций в спортивных обществах и клубах создание региональных музеев спорта.
Литература
1. Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого / Г.Б. Барышникова. - М.: Академия развития, 2007. - 192 с.
2. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Ко-стрецова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.
3. Даньшов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Даньшов. - Оренбург, 2006. - 195 с.
4. Заскалкин И.В. Психолого-педагогические условия развития начальной военно-профессиональной подготовки учащихся в оборонно-спортивном оздоровительном лагере: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Заскалкин. - Воронеж, 2002. - 174 с.
5. Костюнина Л.И. Концепция сохранения спортивно-исторического наследия региона как средство развития человеческого ресурса / Л.И. Костюнина, А.Ю. Тихонова, И.Н. Тимошина // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 2. - С. 6-7.
6. Мазов Н.Ю. Спорт как социокультурное явление: автореф. дис. ... докт. филос. Наук / Н.Ю. Мазов. - Уфа, 2009. - 39 с.
7. Нистратова О.Е. Программно-методические основы физического воспитания детей 8-10 лет в школьном оздоровительном лагере: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Нистратова. - Великие Луки, 2002. - 147 с.
8. Панченко А.С. Интенсификация процесса физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 10-15 лет в учреждениях детского отдыха и оздоровления: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Панченко. - Краснодар, 2006. - 176 с.
9. Хворонова Г.В. Спортивная ориентация детей в условиях летнего оздоровительного лагеря: дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Хворонова. - М., 2015. - 164 с.
10. Янин Ю.Б. Содержание и методика подготовки учащихся в области спортивного ориентирования в условиях летнего полевого лагеря: дис. ... канд. пед. наук / Ю.Б. Янин. - Сходня, 2001. -125 с.
References
1. Baryshnikova G.B. Budni i prazdniki v detskom ozdorovitelnom lagere. Nastolnaya kniga vozhatogo [Weekdays and holidays in children's health camp. Counselor's handbook]. Moscow: Akademiya razvitiya publ., 2007. 192 p.
2. Grigorenko Y.N., Kostretsova U.Y. KIPARIS. Uchebnoe posobie po organizatsii detskogo dosuga v lagere i shkole [KIPARlS. Textbook for organizing children's camp and school leisure time]. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii publ., 2004. 224 p.
3. Danshov S.N. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya na osnove priobshcheniya k traditsiyam kazachestva Yuzhnogo Urala [Spiritual and moral education of students via learning traditions of the Cossacks of the South Urals]. PhD diss. Orenburg, 2006. 195 p.
4. Zaskalkin I.V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya nachalnoy voenno-professionalnoy podgotovki uchashchikhsya v oboronno-sportivnom ozdorovitelnom lagere [Psychological and pedagogical conditions for development of beginner militaryprofessional training of students in defense-sports health camp]. PhD diss. Voronezh, 2002. 174 p.
5. Kostyunina L.I., Tikhonova A.Y., Timoshina I.N. Kontseptsiya sokhraneniya sportivno-istoricheskogo naslediya regiona kak sredstvo razvitiya chelovecheskogo resursa [Regional sport heritage protection concept: human resource development aspect]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 2. pp. 6-7.
6. Mazov N.Y. Sport kak sotsiokulturnoe yavlenie [Dispute as sociocultural phenomenon]. Doct. dis. abst. (Phil.). Ufa, 2009. 39 p.
7. Nistratova O.E. Programmno-metodicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya detey 8-10 let v shkolnom ozdorovitelnom lagere [Program-methodological foundations of physical education of 8-10 year-olds in school health camp]. PhD diss. Velikie Luki, 2002. 147 p.
8. Panchenko A.S. Intensifikatsiya protsessa fizkulturno-ozdorovitelnoy rabotyi s uchashchimisya 10-15 let v uchrezhdeniyakh detskogo otdykha i ozdorovleniya [Intensification of physical education and recreational process with 10-15 year-old students in children's recreation and health improvement institutions]. PhD diss.. Krasnodar, 2006. 176 p.
6. Khvoronova G.V. Sportivnaya orientatsiya detey v usloviyakh letnego ozdorovitelnogo lagerya [Sports orientation of children in summer health camp]. PhD diss. Moscow, 2015. 164 p.
7. Yanin Y.B. Soderzhanie i metodika podgotovki uchashchikhsya v oblasti sportivnogo orientirovaniya v usloviyakh letnego polevogo la-gerya [Content and methods of orienteering training for students in summer field camp]. PhD diss. Skhodnya, 2001. 125 p.
9. Kavanagh G. Making Histories, Making Memories // Making Histories in Museums. Leicester, 1999. P. 1-14.
10. Maleuvre D. Museum Memories. History, technology, art. Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1999. 160 p.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
НОВЫЕ КНИГИ
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ С0ЧЕТАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: МОНОГРАФИЯ / В.Б. МАНДРИКОВ, В.О. АРИСТАКЕСЯН, И.А. УШАКОВА, М.П. МИЦУЛИНА. - ВОЛГОГРАД : ВОЛГГМУ, 2021. - 312 С. - iSBN 978-5-9652-0623-0.
Монография посвящена особенностям форм, средств и методов физического воспитания студентов медицинского вуза, имеющих сочетанные нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Дано обоснование авторской методики физического воспитания. Издание предназначено для преподавателей физического воспитания, спортивных врачей, а также широкого круга читателей.