Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЕФИКАЦИИ'

СОХРАНЕНИЕ СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЕФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙ / СПОРТ / РЕГИОН / HISTORICAL SPORTS HERITAGE / MUSEUM / SPORTS / REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонова А. Ю., Истягина-елисеева Е. А.

Цель исследования - анализ особенностей сохранения в региональных музейных экспозициях спортивно-исторического наследия и отношения жителей региона к сохранению спортивно-исторического наследия. Методика и организация исследования. Исследование базируется на междисциплинарном подходе, что позволяет рассмотреть заявленную проблему с позиций истории, культурологии и педагогики; ведущим методом исследования выступает компаративистский (сравнительно-исторический) метод, который позволил выявить общие и специфические черты региональных спортивных музеев. В ходе работы проведен пилотный анализ особенностей сохранения спортивно-исторического наследия в краевых музеях в 28 субъектах РФ; организовано анкетирование 165 учителей физической культуры и 170 студентов (будущих педагогов и спортсменов) с целью определения их отношения к спортивно-историческому наследию, понимания необходимости его сохранения в региональных музеях и возможности создания музея спорта в г. Ульяновске. Результаты исследования и выводы. Авторами были определены виды музеев спорта, расположенных на территории нашей страны: комплексные музейные центры, отражающие в экспозициях истории спортивной жизни территории, имеющие значительный музейный фонд, позволяющий проводить исследования, и реализующие в экспозиционном пространстве интерактивные технологии работы с посетителями; музеи по истории развития спорта конкретного региона; музеи спортивной славы; музеи, посвященные выдающимся спортсменам и их достижениям, и музеи конкретного вида спорта. В ходе исследования установлено, что в комплектовании фондов всех спортивных музеев приняли активное участие спортсмены, ветераны спортивного движения. Выявлено, что значительную поддержку в создании региональных музеев спорта оказал Государственный музей спорта (г. Москва). Педагогическое исследование отношения учителей физической культуры и студентов к спортивно-историческому наследию методом анкетирования позволило установить, что при положительном отношении к сохранению спортивно-исторического наследия своего края респонденты не в полной мере владеют информацией о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SPORTS HERITAGE PRESERVATION BY MEANS OF MUSEUMIFICATION

Objective of the study was to analyze the peculiarities of regional historical sports heritage protection and the attitudes of residents of the region to the preservation of the historical sports heritage. Methods and structure of the study. The study was based on an interdisciplinary approach, which enabled to examine the specified problem from the perspective of history, culturology, and pedagogy; the leading research method was a comparative one (comparative-historical), which made it possible to identify common and specific features of regional sports museums. We conducted a pilot testing of the peculiarities of preservation of the historical sports heritage in the provincial museums of 28 constituent entities of the Russian Federation. A total of 165 physical education teachers and 170 students (future teachers and athletes) were subject to a questionnaire survey to determine their attitudes towards the historical sports heritage, understanding of the necessity of its preservation in the regional museums and the possibility to create a sports museum in Ulyanovsk. Results and conclusions. The authors identified the types of sports museums located in the territory of our country: complex museum centers reflecting the history of sports in the territory, with substantial museum collections, implementing an interactive visitor technology in the exhibition space; museums on the history of sports of a particular region; sports hall of fame museums; museums dedicated to outstanding athletes and their achievements; museums of a particular sport. The study found that athletes and veterans of the sports movement actively participated in the establishment of all sports museums. It was also found that the National Sports Museum (Moscow) provided significant support for the creation of the regional sports museums. The educational research on the attitudes of physical education teachers and students to the historical sports heritage by the method of a questionnaire survey found that, while positive attitudes to the preservation of the historical sports heritage of their region were maintained, the respondents were well informed about it.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЕФИКАЦИИ»

СОХРАНЕНИЕ СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЕФИКАЦИИ

УДК/UDC 796 (091)

Поступила в редакцию 11.03.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор культурологии, профессор А.Ю. Тихонова1

Кандидат исторических наук, директор Е.А. Истягина-Елисеева2

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

2 Государственный музей спорта, Москва

HiSTORiCAL SPORTS HERITAGE PRESERVATION BY MEANS OF MUSEUMiFiCATiON

Dr.Sc.Cult., Professor A.Yu. Tikhonova1 PhD, director E.A. Istyagina-Eliseeva2

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

2 National Museum of Sport, Moscow

Аннотация

Цель исследования - анализ особенностей сохранения в региональных музейных экспозициях спортивно-исторического наследия и отношения жителей региона к сохранению спортивно-исторического наследия. Методика и организация исследования. Исследование базируется на междисциплинарном подходе, что позволяет рассмотреть заявленную проблему с позиций истории, культурологии и педагогики; ведущим методом исследования выступает компаративистский (сравнительно-исторический) метод, который позволил выявить общие и специфические черты региональных спортивных музеев. В ходе работы проведен пилотный анализ особенностей сохранения спортивно-исторического наследия в краевых музеях в 28 субъектах РФ; организовано анкетирование 165 учителей физической культуры и 170 студентов (будущих педагогов и спортсменов) с целью определения их отношения к спортивно-историческому наследию, понимания необходимости его сохранения в региональных музеях и возможности создания музея спорта в г. Ульяновске.

Результаты исследования и выводы. Авторами были определены виды музеев спорта, расположенных на территории нашей страны: комплексные музейные центры, отражающие в экспозициях истории спортивной жизни территории, имеющие значительный музейный фонд, позволяющий проводить исследования, и реализующие в экспозиционном пространстве интерактивные технологии работы с посетителями; музеи по истории развития спорта конкретного региона; музеи спортивной славы; музеи, посвященные выдающимся спортсменам и их достижениям, и музеи конкретного вида спорта. В ходе исследования установлено, что в комплектовании фондов всех спортивных музеев приняли активное участие спортсмены, ветераны спортивного движения. Выявлено, что значительную поддержку в создании региональных музеев спорта оказал Государственный музей спорта (г. Москва). Педагогическое исследование отношения учителей физической культуры и студентов к спортивно-историческому наследию методом анкетирования позволило установить, что при положительном отношении к сохранению спортивно-исторического наследия своего края респонденты не в полной мере владеют информацией о нем.

Ключевые слова: спортивно-историческое наследие, музей, спорт, регион.

Annotation

Objective of the study was to analyze the peculiarities of regional historical sports heritage protection and the attitudes of residents of the region to the preservation of the historical sports heritage.

Methods and structure of the study. The study was based on an interdisciplinary approach, which enabled to examine the specified problem from the perspective of history, culturology, and pedagogy; the leading research method was a comparative one (comparative-historical), which made it possible to identify common and specific features of regional sports museums. We conducted a pilot testing of the peculiarities of preservation of the historical sports heritage in the provincial museums of 28 constituent entities of the Russian Federation. A total of 165 physical education teachers and 170 students (future teachers and athletes) were subject to a questionnaire survey to determine their attitudes towards the historical sports heritage, understanding of the necessity of its preservation in the regional museums and the possibility to create a sports museum in Ulyanovsk. Results and conclusions. The authors identified the types of sports museums located in the territory of our country: complex museum centers reflecting the history of sports in the territory, with substantial museum collections, implementing an interactive visitor technology in the exhibition space; museums on the history of sports of a particular region; sports hall of fame museums; museums dedicated to outstanding athletes and their achievements; museums of a particular sport. The study found that athletes and veterans of the sports movement actively participated in the establishment of all sports museums. It was also found that the National Sports Museum (Moscow) provided significant support for the creation of the regional sports museums. The educational research on the attitudes of physical education teachers and students to the historical sports heritage by the method of a questionnaire survey found that, while positive attitudes to the preservation of the historical sports heritage of their region were maintained, the respondents were well informed about it.

Keywords: historical sports heritage, museum, sports, region.

Введение. Проблема сохранения спортивно-исторического наследия исследована в науке недостаточно. На разнообразном историческом материале ученые анализируют историю развития спорта и физической культуры в различных регионах [1, 2, 6, 9], изучают спортивную работу в от-

раслях народного хозяйства [5, 10]. Н. Ю. Мазов, рассматривая спорт как социокультурное явление, утверждает, что «место спорта как феномена культуры человечества до сих пор не соответствует его подлинной роли в целях достижения высокого уровня культуры жизнедеятельности людей»

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

[8, с. 4]. Действительно, механизмы комплексного изучения и сохранения спортивно-исторического наследия только определяются учеными [3, 7]. Спортивно-историческое наследие определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в ходе спортивных состязаний, мероприятий спортивной работы, биографиями спортсменов и организаторов спорта, имеющими значение для сохранения и развития самобытности отечественного спорта [4, с. 75].

Музеефикация спортивно-исторического наследия обеспечивает повышение результативности физкультурного образования и патриотического воспитания населения, сохранение спортивных традиций для будущих поколений, предоставляет возможность исследователям изучать особенности развития физкультуры и спорта в отдельных субъектах государства.

Цель исследования - выявить особенности сохранения в региональных музейных экспозициях содержания спортивно-исторического наследия и отношение жителей региона к сохранению спортивно-исторического наследия.

Методика и организация исследования. В процессе исследования был проведен пилотный анализ музеев спорта в регионах России; организовано анкетирование учителей физической культуры - слушателей курсов повышения квалификациипри УлГПУ им. И. Н. Ульянова и студентов вуза (будущих педагогов и спортсменов) с целью определения их отношения к спортивно-историческому наследию и понимания необходимости его сохранения в региональных музеях. В анкетировании приняло участие 165 учителей и 170 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Не вызывает сомнения, что каждый субъект государства обладает самобытным спортивно-историческим наследием, сведения о котором должны быть представлены в экспозициях региональных музеев. Наиболее полно информация о спортивных событиях края, о деятельности на его территории физкультурных и спортивных обществ, о выдающихся спортивных достижениях коллективов и отдельных спортсменов, о существующих спортивных традициях в регионе может и должна быть представлена в экспозиции специализированных музеев спортивной направленности [9, с. 6].

Для определения роли музеефикации в сохранении спортивно-исторического наследия было произвольно выбрано 28 субъектов РФ, в которых было выявлено 19 спортивных музеев (музеи образовательных учреждений, в экспозициях которых представлено спортивно-историческое наследие, не анализировались, так как в большинстве своем они не включены в реестр музеев, музейные предметы в них незадокументированы, их деятельность чаще всего зависит от инициатора организации музея, позиция которого может меняться).

Подтверждено, что не все регионы нашей страны имеют музеи спортивной направленности. Анализ информации по выявленным музеям позволил определить виды спортивных музеев (хотя все они, безусловно, могут быть отнесены к отраслевым музеям). Прежде всего это музеи физической культуры и спорта конкретного региона, существующие как комплексные музейные центры. В их экспозициях целостно отражено спортивно-историческое наследие территории; имеется значительный фонд музейных предметов и архивных документов, позволяющих осуществлять исследовательскую работу; наличествует экспозиционное пространство для проведения игровых и учебных занятий. Примером может служить Музей спортивной славы Саратовской области (организован в 2012 г., число предметов основного фонда -1639). Музей спорта Республики Татарстан им. Ш. Х. Галеева,

основанный в 1996 г., располагает двумя смотровыми залами по 150 квадратных метров каждый, в которых размещена экспозиция по истории спорта и об олимпийцах республики, фондовые комнаты и малый зал для встреч с ветеранами. Достоинство этого музея состоит в том, что 70 % экспонатов выставлено в витринах.

Следующую группу представляют музеи, посвященные краевой истории спорта. Например, Алтайский краевой музей спорта, созданный в 1990 г., располагает 5000 предметами по истории спортивных событий территории разных лет. В залах музея спорта Воронежской области, образованного в 2002 г., сосредоточено 8500 экспонатов (кубки, медали, грамоты, дипломы, фотографии, вымпелы, атрибутика и др.), более 50 видов спорта, представлена галерея олимпийцев. Особое место среди музеев краевой истории занимает виртуальный музей «Истории физической культуры и спорта Ярославской области» (создан в 2013 г.). На виртуальной экспозиции данного музея представлены многочисленные исторические архивные и фотодокументы о спортивной жизни края (это более 300). Безусловным достоинством музея является наличие карты области с обозначением спортивных сооружений, мест и дат спортивных событий и т. п.

В третью группу входят музеи спортивных достижений. Например, Музей спортивной славы Республики Башкортостан, образованный в 2000 г., отражает достижения в технических и военно-прикладных видах спорта. В Музее физической культуры и спорта Кузбасса, образованном в 1993 г. (15 000 единиц хранения), особую ценность представляют материалы, связанные с участием кузбассовцев в Олимпийских играх. Экспозиция Музея олимпийской славы Новосибирской области, созданного в 1995 г. (общий объем фонда - 3984 шт.), включает в себя коллекцию доказательств заслуженной славы и почета сибирских олимпийцев.

Четвертая группа - это музеи, посвященные выдающимся спортсменам и их достижениям. Часто в экспозициях этих музеев представлена история развития того вида спорта, которым занимался спортсмен. Например, Музей олимпийской чемпионки Раисы Сметаниной, расположенный в г. Сыктывкаре и организованный в 1999 г. (1733 музейных предмета), в 2007-2008 гг претерпел реконструкцию, в ходе которой экспозиция была дополнена материалами по истории лыжного спорта начиная со 2-й половины ХХ в. и о деятельности тренеров, организаторов спортивных событий в Республике Коми.

В пятую группу включены музеи конкретного вида спорта. Например, экспозиция Музея самарского футбола (создан в 2007 г.) посвящена региональным футбольным командам: клубу «Крылья Советов» (основан в 1942 г.), куйбышевским («Металлург», «Локомотива», «Динамо»), тольяттинской «Лады», самарской «Юнита», «Сызрани-2003».

В ходе исследования установлено, что в комплектовании фондов всех спортивных музеев приняли активное участие спортсмены, ветераны спортивного движения.

Выявлено, что большинство музеев спортивной направленности были образованы в начале XXI в. Это, безусловно, связано с деятельностью государственного Музея спорта по организации Ассоциации спортивных музеев Российской Федерации с целью сбора данных о состоянии фондов музеев спорта, их научно-просветительской, выставочной деятельности, отдельных аспектах финансово-хозяйственной деятельности, материально-технического оснащения, характеристике кадрового состава. Подтверждено, что музеи спорта являются ведомственными, во многих случаях общественными музеями, отсутствуют спортивные музеи, находящиеся в подчинении министерств культуры.

Анализ результатов анкетирования учителей физической культуры - слушателей курсов повышения квалификации при

68

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег

история физической культуры и спорта

УлГПУ им. И. Н. Ульянова и студентов вуза (будущих педагогов и спортсменов) показал, что 100 % респондентов согласны с необходимостью сохранения спортивно-исторического наследия в регионах путем создания краевых музеев спорта, но не всегда владеют информацией об истории спортивной жизни своего края (72 %), о знаковых спортивных событиях (42 0%) и спортивных традициях территории (33 0%). 27 % студентов не смогли назвать выдающегося спортсмена, уроженца Ульяновской области, как пример для подражания. 100 % педагогов согласились с утверждением, что ознакомление молодежи со знаменательными спортсменами поможет укрепить установку на достижение спортивных побед. Не все опрошенные (68 % учителей и 47 % студентов) смогли назвать учреждения, где есть экспозиции, стенды, посвященные спортивной тематике, выдающимся спортсменам края. Все респонденты согласились в той или иной степени участвовать в создании Музея истории спорта Ульяновской области (сбор материала, интервьюирование ветеранов, подготовка экспозиции, работа в архивах и т. п.). Анкетирование подтвердило - сведения о спортивно-историческом наследии Ульяновской области не в полном объеме доступны населению региона.

Вывод. Безусловно, каждый регион имеет свою историю существования и развития спортивных и физкультурных обществ, которые воспитали выдающихся спортсменов в том или ином виде спорта. Непрофильные музеи содержат информацию по спортивно-историческому наследию, но не всегда и не в полном объеме представляют ее в музейной экспозиции. Создаваемые с конца ХХ в. спортивные музеи нацелены прежде всего на сохранение спортивно-исторического наследия и многое делают для его пропаганды. Необходимо усиление научно-методической деятельности данных музеев, привлечение общественных, в том числе молодежных, объединений и организаций для актуализации адресного использования музейных технологий для различных групп населения по пропаганде спортивно-исторического наследия.

Литература

1. Бабаджанов А.К. История физической культуры и спорта в Таджикистане, 1917-1997 гг.: автореф. дис. ... докт. ист. наук / А.Н. Бабаджанов. - Душанбе, 1998. - 42 с.

2. Бураков В.И. Развитие физической культуры в Сибири, 19601985 гг.: дис. ... докт. ист. наук / В.И. Бураков. - Барнаул, 1997.

- 470 с.

3. Истягина-Елисеева Е.А. Социальные аспекты управления спортивно-историческим наследием Российской Федерации / Е.А. Истягина-Елисеева // Вестник спортивной науки. - 2013.

- № 6. - С. 52-57.

4. Истягина-Елисеева Е.А. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи средствами физической культуры и спорта с учетом исторических спортивных традиций / Е.А. Истягина-Елисеева,

А.С. Дубинин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 74-76.

5. Каверин В.А. Оборонно-массовая и спортивная работа среди молодежи Российской Федерации (1991-2003 гг.): дис. ... докт. ист. наук / В.А. Каверин. - М., 2009. - 348 с.

6. Кимейша Б.В. Физкультурно-спортивное движение в Западной Сибири: история, опыт, проблемы (1981-2000 гг.): автореф. дис. ... докт. ист. наук / Б.В. Кимейша. - Омск, 2004. - 40 с.

7. Костюнина Л.И. Концепция сохранения спортивно-исторического наследия региона как средство развития человеческого ресурса / Л.И. Костюнина, А.Ю. Тихонова, И.Н. Тимошина // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 2. - С. 6-7.

8. Мазов Н.Ю.Спорт как социокультурное явление: автореф. дис. ... докт. филос. наук / Н.Ю. Мазов. - Уфа, 2009. - 39 с.

9. Сарычева Т.В. Становление и развитие советской системы физической культуры в Западной Сибири (1920-1991 гг.): автореф. дис. ... докт. ист. наук / Т.В. Сарычева. - Томск, 2017. - 40 с.

10. Федорин С.В. Государственная система физического воспитания в русской армии и на флоте, вторая половина XIX в. - 1914 г.: дис. ... докт. ист. наук / С.В. Федорин. - М., 2002. - 629 с.

References

1. Babajanov A.K. Istoriya fizicheskoy kultury i sporta v Tadzhikistane, 1917-1997 gg. [History of physical education and sports in Tajikistan, 1917-1997]. Doct. Diss. Abstract (Hist). Dushanbe, 1998. 42 p.

2. Burakov V.I. Razvitie fizicheskoy kultury v Sibiri, 1960-1985 gg. [Development of physical education in Siberia, 1960-1985] Doct. Diss. (Hist). Barnaul, 1997. 470 p.

3. Istyagina-Eliseeva E.A. Sotsialnye aspekty upravleniya sportivno-istoricheskim naslediem Rossiyskoy Federatsii [Social aspects of management of sports historical heritage of Russia]. Vestnik sportivnoy nauki. 2013. No. 6. pp. 52-57.

4. Istyagina-Eliseeva E.A., Dubinin A.S. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie molodezhi sredstvami fizicheskoy kultury i sporta s uchetom istoricheskikh sportivnykh traditsiy [Civil and patriotic education of young people by means of physical education and sports in view of historical sports traditions]. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. No. 7. pp. 74-76.

5. Kaverin V.A. Oboronno-massovaya i sportivnaya rabota sredi molodezhi Rossiyskoy Federatsii (1991-2003 gg.) [Mass defense and sports work among youth of the Russian Federation (1991-2003)]. Doct. Diss. (Hist). M., 2009. 348 p.

6. Kimeysha B.V. Fizkulturno-sportivnoe dvizhenie v Zapadnoy Sibiri: istoriya, opyt, problemy (1981-2000 gg.) [Physical culture and sports movement in Western Siberia: history, experience, problems (19812000)]. Doct. Diss. Abstract (Hist). Omsk, 2004. 40 p.

7. Kostyunina L.I., Tikhonova A.Yu., Timoshina I.N. Kontseptsiya sokhraneniya sportivno-istoricheskogo naslediya regiona kak sredstvo razvitiya chelovecheskogo resursa [Regional sport heritage protection concept: human resource development aspect]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 2. pp. 6-7.

8. Mazov N.Yu. Sport kak sotsiokulturnoe yavlenie [Sport as a sociocultural phenomenon]. Doct. Diss. Abstract (Philos). Ufa, 2009. 39 p.

9. Saryicheva T.V. Stanovlenie i razvitie sovetskoy sistemy fizicheskoy kultury v Zapadnoy Sibiri (1920-1991 gg.) [Formation and development of Soviet physical education system in Western Siberia (1920-1991)]. Doct. Diss. Abstract (Hist). Tomsk, 2017. 40 p.

10. Fedorin S.V. Gosudarstvennaya sistema fizicheskogo vospitaniya v russkoy armii i na flote, vtoraya polovina XIX v. - 1914 g. [State physical education system in Russian army and navy, the second half of the XIX century]. Doct. Diss. (Hist). Moscow, 2002. 629 p.

новые книги

ЕВСЕЕВ С.П. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2-Е ИЗДАНИЕ) THEORY AND ORGANiZATiON OF ADAPTATiONAL PHYSiCAL CULTURE / С.П. ЕВСЕЕВ. - M.: СПОРТ, 2020. - 616 С.

ISBN: 9785907225565

Учебник раскрывает содержание профессиональных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 49.03.02 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Для студентов, изучающих адаптивную физическую культуру, а также аспирантов и преподавателей, проводящих научно-исследовательскую работу в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.