И.М. Рудая, А.К). Майничева, г. Новосибирск
Музейные коллекции и музейные предметы: стенка
образовательного потенциала в обучении студентов-архитекторов (на примере Историко-архитектурного музея
ИАЭт СО РАН)
И настоящее время большое внимание уделяется актуализации культурного наследия. Одной из форм этого процесса является привлечение студентов вузов к работе с коллекциями музеев. Образовательный потенциал российских музеев очень высок, и это видно на примере нашей работы со студентами. Чтобы показать историкокультурную ценность собрания предметов Историко-архитектурного музея под Открытым небом Института археологии и этнографии, необходимо в первую очередь обратиться к истории создания музея и формирования его коллекций.
По предложению академика А.П. Окладникова с 1970 г. в Новосибирском Академгородкй начали формировать общееибирский
-117-
комплексный историко-архитектурный музей под открытым небом для размещения подлинных объектов со времени появления первого человека па территории Сибири до начала XX и. Совет Министров РС ФСР издал I Установление от 04.04,19К0 г. № 17(1 «Об органи зации в г. Новосибирске Историко-архитектурного музея Сибирского отделения Академии наук СССР». Открытию музея предшествовали десятилетия, заполненные многочисленными экспедициями археологов и этнографов, в результате которых были скомплектованы движимые и недвижимые памятники, положенные в основу музейных коллекций.
Активная экспедиционная работа была развернута Л,П. Оклад* пиковым и его учениками в ! 970-е гг. па огромных просторах ог Урала до Тихого океана. В Музее появились первые уникальные археологические памятники: нуклеус (рис. 1) из раскопок алтайской стоянки Ул ал инка и фрагменты наскальных писании, расположенных недалеко от поселка Сикачи-Алян бассейна Нижнего Амура (рис. 2). Изучение петроглифов - особого вида археологических источников, вписанных в ландшафт, является традиционным направлением исследовании памятников древней истории сотрудниками Института, В музейном собрании представлена коллекция фрагментов петроглифов эпохи бронзы и раннего железного века, рисунки скифского периода. Всестороннее исследование культур эпох бронзы и раннего железа Горного Алтая, Тывы, Восточной Сибири, Забайкалья и многолетние экспедиции в эти районы пополнили археологические коллекции Музея многообразными памятниками: каменными изваяниями и могильными камнями Оку невской культуры, бытовавшей в Хакасских степях. На них древние ваятели высекали личины, синкретические образы хищников, солярные символы и знаки. Коллекция пленных камней (рис, 3) является уникальной категорией памятников Евразии, иллюстрирующей одну из древнейших религиозно-мифологических систем воинов-скотоводов. Коллекция изваяний тюрок Алтая, являющаяся результатом многолетних экспедиций под руководством доктора исторических наук В. Д. Куба рева, составляет основу археологических коллекций Музеи. Эти средневековые памятники, несмотря на скупость изобразительных средств, удивительно индивидуальны.
Центральным экспонатом музейной экспозиции по достоинству
считается шедевр русского деревянного зодчества церковь Спаса Нерукотворного Образа Зашиверскот острога с р. Индигирка (Республика Саха (Якутия). Еще один памятник эпохи освоения Сибири русским населением, часть которого экспонируется на территории Музея Юильский острог; привезенный с р. Казым, одного из самых северных притоков низовья Оби, Эти памятники были исследованы не только методами архитектуры, но и с применением методик археологии и истории. Они были изучены в свое время выдающимися археологами А.ГГ Окладниковым* А.П. Деревянко, В,И. Молоди-ным, крупными специалистами по истории архитектуры R.A. Ащеп-КОвым, С.Н. Баландиным, А.В. Ополовниковым, Примерно в эти же Годы из района затопления Илимской ГЭС были привезены и установлены на территории Музея постройки русской усадьбы.
Для создания экспозиций в комплексах недвижимых памятников, находящихся на территория Музея, в ближайшее время будут использованы значительные этнографические коллекции. Эли памятники характеризуют материальную культуру различных групп русских: русских сибиряков, старообрядцев, сибиряков-старожилов, чалдонов и кержаков. Хронологически и диапазон собрания охватывает период с конца XIX до середины XX в. Этнографические коллекции были собраны в экспедициях 1970-х - начала 1990-х гг в зоне затопления Илимской ГЭС, а также в Новосибирской и Томской областях.
Сочетание двух видов памятников: движимых и недвижимых на одной территории, легло в основу концепции пилотного проекта летних практик для студентов архитектурных вузов. Летом 2010 г. проскг прошел апробацию. Практика была организована для студентов 4-го курса специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (СИБСТРИН) (НГАСУ) и студентов 2-го курса специальности «Архитектура» Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА).
Целью музейной практики являлось формирование у студентов представления о музейном собрании, обучение технике обмеров движимых и недвижимых памятников и развитие у них аналитического отношения к памятникам истории и культуры. Кроме того, музейная практика ставила следующие задачи:
-119-
- углубление знании по традиционной культуре;
развитие способностей к атрибуции музейных предметов* их систематизации;
развитие навыков по рисунку и черчению.
На первый взгляд, задачи, поставленные перед студентами, участвовавшими в летней практике, довольно далеки от архитектурной специальности. Но нужно учитывать, что архитекторы и реставраторы в своей практической работе могут быть связаны с реставрацией или реконструкцией архитектурного памятника. Нередко неотъемлемую принадлежность памятника архитектуры составляют предметы культуры, расположенные в его интерьере и обладающие большой ценностью.
Семнадцать студентов НГАСУ с 28 июня по 16 июля 2010 г. работали на территории Историко-архитектурного музея. Они были поделены на три группы и занимались обмерами и описаниями архитектурных, археологических и этнографических памятников. По окончании практики они должны были также оформить альбомы, включающие кроки и чертежи. На каждый предмет заполнялся паспорт. Студентам-практикантам необходимо было заполнить лишь небольшую часть полей: размеры* визуальное описание предмета и описание сохранности. Часть работ по зарисовке и описанию археологических артефактов, сделанных студентами во время практики, вошла в «Каталог археологических коллекций Музея» (рис. 4), Этот факт говорит о взаимовыгодном характере практики. Две другие группы работали с архитектурными памятниками и этнографическими коллекциями. Ими были обмерены объекты русской усадьбы и сделаны чертежи (рис, 5,6). і і соответствии с генеральным планом развития Музея в ближайшие годы будет проведена реконструкция русской усадьбы с созданием внутренних экспозиций. Атрибуция этнографических коллекций, выполненная студентами-практикан-тами, будет хорошим подспорьем в создании гемаїико-экспозиционных планов будущих экспозиций. За период практики студенты произвели обмеры, описали, зарисовали и сделали чертежи 96 памятников, хранящихся в Историко-архитектурном музее.
Практика 2-го курса студентов НГАХА отличалась как по месту се прохождения, так и по постановке задачи. Студенты (52 чел.) были поделены Еіа 2 группы, последовательно работали с 5 по 24
-120-
июля 2010 г. Для атрибуции мм были предоставлены этнографиче^ с кие коллекции, хранящиеся я Институте, для которых требовалась составип ь паспорт из описательной и документальной частей. Перед ними стояли более узкие, чем перед студентами НГАСУ, задачи: произвести обмер предмета, сделать кроки и чертежи. По окончании практики псе наработки нужно было оформить в альбомы. За этот период студентами было обработано 350 единиц хранения. Предметы, предоставленные для работы» были выполнены ш различных материалов: дерева, металла, керамики, кожи (рис. 7, 8). Часть работ студентов ИГАХ А, наиболее полно отвечающих требованиям практических заданий, вошли в Каталог студенческих работ, который подготовлен к изданию.
В целом пилотный проект проведения музейной практики для студентов архитектурных вузов был полностью отработан. В период практических работ выявлены плюсы и минусы проекта. Анализируя те практические задачи, которые были поставлены перед студентами, и полученные результаты, мы думаем, что наиболее продуктивной будет работа студентов непосредственно на территории Музея, где еще большое количество нсатрибутировапных. музейных предметов, непосредственно относящихся к музейным комплексам. Как показала дальнейшая работа сотрудников Музеи с материалами, подготовленными ребятами во время практики, существует необходимость заполнять паспорта на каждый предмет наиболее полно. Возможно, нужно предусмотреть время для работы с литературой для сбора дополнительной информации по предлагаемому памятнику. Эти уточнения позволят более полно решать поставленные перед летней практикой задачи,
В заключение нужно сказать, что образовательный потенциал Ие [ орико-архитектурного музея пе ограничивается только ко просами учета памятников. На сегодняшний день разработан Генеральный план развития Музея, В ближайшие годы планируется реконструкция русской усадьбы, создание внутренних интерьеров в усадьбе и церкви. Перед Музеем стоит проблема геодезического обследования всей территории и создание топографических карт, В планах стоит строительство домиков, чтобы практиканты в течение веет периода практики могли жить на территории Музея. В разработке и проектировании всех перечисленных объектов студенты могут принять участие во время музейной практики.
-121-
Рис. I- Нуклеус из раскопок алтайской стоянки Ул алии ка. Историкоархитектурный музей под открытым небом Института археологии
и этнографии СО РАИ
I’ I. *1 I Г
Рис. 2. Фрагмент наскальной писаницы, бассейн Нижнею Амура, Историко-архитектурный музей под открытым небом Институт а археологии и этнографии СО РАН
Рис. 3. Оленньш камень. Историке* архитектурный музей под открытым небом Института археологии и ттнографин СО РАН
1400
Рис. 4. Архитектурные обмеры музейных объектов Восточным фасад
ОСЮ
1 (е)
Западный фасад эв<
_______18090
Д
Рис. 5. Архитектурные обмеры музейных объектов
-1 23-
ЬГ* лГЛ>' Лй©? <3? У0в/
■ЧУ 1\У А*
Рис. 6* Архитектурные обмеры музейных объектов
Рис. 7. Рисунок и обмерный Рис. 8* Рисунок и обмерный чертеж чертеж музейного предмета музейного предмета