Научная статья на тему 'Особенности архитектурно-этнографической экспозиции экомузея-заповедника «Тюльберский городок»'

Особенности архитектурно-этнографической экспозиции экомузея-заповедника «Тюльберский городок» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЭКОМУЗЕЙ–ЗАПОВЕДНИК «ТЮЛЬБЕРСКИЙ ГОРОДОК» / ГОРОДИЩЕ / АРХЕОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ОСТРОГ / КАЗАКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усепян Лина, Терентьев Владислав Игоревич

В 2012-13 гг. экомузей–заповедник «Тюльберский городок» находился на стадии формирования целостного музейного комплекса. В статье представлена краткая история создания музея, выделены основные направления его деятельности, описаны архитектурно-этнографическая экспозиция и природные объекты, находящиеся на территории музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of architectural and ethnographic exhibition in the park museum Tulberskiy Gorodok

In 2010s the park museum Tulberskiy Gorodok is being formed as a comprehensive museum complex. The article tells in short about the park museum history and its main activities. The author also described the park museum’s architectural and ethnographic permanent exhibition and natural features situated on its territory.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектурно-этнографической экспозиции экомузея-заповедника «Тюльберский городок»»

В.И. Терентьев, Л,Х. Усепян, г. Кемерово, Новосибирск

Особенности архитектурно-этнографической экспозиции экому j ен-за повел н и ка «Т юл ьбер с к и и \ о род о к»

lit георетической музееведческой литературы известно, ЧТО экому iL'и из всех видов музеев-скансенов является наиболее гармоничным и продуктивным способом сохранения и трансляции историкокультурного насле;шя конкретного региона. I !о и на практике данный способ консервации и дальнейшего использования в культурно-об-раш нательных, эколого-рекреационных и научно-исследовательских целях этнокультурного наследия коренного населения наиболее эффективен, Это обусловлено функциональными особенностями и целевыми установками жомучея как типа музея под от крытым небом.

К сожалению, из всех предпринятых в России попыток создания подобных учреждении по сохранению наследия ни одно из них ло-наскшцему не раскрылось в ciuieii деятельности или, вернее, не было окончательно создано. Порой очень трудно воспроизвести то, что гак красиво п юбражено на бумаге: н проектах, чертежах п словах [ К с. Х5].

-281-

В настоящий момент на территории Кузбасса спроектировано и создается в местах компактного проживания аборигенов и русских старожилов семь экомузеев. Более конкретно остановимся на рассмотрении экомузея-заповедника «Тюльберский городок».

Му н и і ш і іги і ьн ое бюджета ое у чрежде н не « Э комузей - з#повед> і ик Тюльберский і ородок» располагается вблизи дачного поселка Городок Кемеровского района Кемеровской облает'и, на правом берегу реки Томь, в среднем ее течении. Инициатива основания экомузея принадлежит этнографу и музееведу, д-ру ист. наук, профессору Кем-ГУ В.М. Кимееву, археологу, канд. ист наук 10.В. Ширину и Главе администрации Кемеровского района А.К. Глебову, по распоряжению которого экомузей и был создан 10 декабря 2002 г

5 июня 5003 г., в Международный день эколога, состоялось торжественное открытие первой выставочной экспозиции.

ЭкомузеЙ-заповедник «Тюльберский городок» работает по 6 основным направлениям:

Фондово-хранителъская деятельность направлена на формирование фондов экспозиционного и архивного; хранение, учет и каталогизацию музейных коллекций (создание электронного архива); выявление, сбор, систематизацию и изучение единиц хранения и музейных коллекции. 11а сегодняшний день приоритетным направлением фондовой работы т ко музея является создание единого социокультурного пространства «му зей-школа» путем включения экспозиционных предметов образовательных учреждений Кемеровского муниципального района в состав основного фонда экомузея-заповедника. Данная работа проводится е 2006 г и направлена в первую очередь па развитие совместной деятельности и сотрудничества со школами района в селах Верхотомка, Щегловка* Елыкаево* Мазурово, Мозжуха, Ягуновка, Андреевка, Березово, деревне Береговая, поселках Разведчик и Металл площадка путем вовлечения школьников в культурно-образовательную деят ельность экомузея. Культурно-образовательная деятельность. В со времен н ых условиях экомузей можно рассматривать как социальную систему, которая в процессе своей деятельности осуществляет взаимодействие и взаимопроникновение двух сфер деятельности человека - культуры и образования. Такая деятельность

-282-

подразумевает активную работу со всеми категориями населения, особенно со школьниками и студентами, для которых разрабатываются культурно-образовательные проекты. Например, с 2007 г. на базе «Тюльберскою городка» проводятся слеты детских объединений и организаций, постоянными гостями стала организация «Ьратство православных следопытов» Кемеровской и Новокузнецкой епархии* Па основании договора о сотрудничестве и совместной деятельности с 2009 г. экоадузей-заповедник организует районную краеведческую конференцию школьников* на которой молодые участники приобщаются к истории и культуре родного края.

Экомугзей^заповедник «Т:ю:іьберский і ородок» регулярно проводит праздничные мероприятия.■ В них принимают участие народные ^творческие коллективы, профессиональные артисты с театрализованным и музыкальным еопровождением. Первое подобное мероприятие—«Ледовое побоище» состоялось в 2003 г С 2004 г. установлен цикл постоянных праздников, которые проводятся но прописанному сценарию, на них приглашаются жители окрестных населенных пунктов различных возрастных [ рупп. К тиш мероприятиям относятся «Рождественские Святки» (6 января), День весеннего равноденствия (20 марта). Сретение Господне (15 февраля\ «Встреча весны у народов Ку збасса», Егорий Вешний (6 мая), Международный день эколога (5 июня), Купала (в ночь с 6 на 7 июля), день Александра Невского (12 сентября), Спиридон-солнцеворот (25 декабря). За Время существования экомузея в мероприятиях культурно-обра-зрваїельнош характера приняли участие жители Кемерово. Новокузнецка. Барнаула, Горно-Алтайска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и других гародов России, иностранные гости из США, Франции, Венгрии, Монголии, Казахстана.

Научная деятельность представляет собой проведение сотрудниками экомузея научных исследований,, лекций, семинаров, экскурсий с научной, информационно-познавательной и профориентационной направленностью; активное участие в международных, всероссийских, региональных и локальных конференциях и форумах по краеведению, музееведению, этнологии, археологии,истории.

-283-

Выставочная деятельность заключается в регулярной смене экспозиций, организации новых тематических выставок, приуроченных к различным праздникам и памятным датам в самом экомузее и в музеях Кемеровской области, а также подготовке передвижных выставок її школах Кемеровского района, Например, выставка «Древними дорогами тюльберов» отражает этническую историю тюркоязычных ! юльберов, проживавших на территории Среднего Притомья до прихода русских. Выставка «Тюльберский городок» содержит сведения об экомузее, истории его создания и перспективе развития. Выставка «Археолога чес кое наследие Кемеровского района» посвящена древней истории региона* Ежегодно по результатам этнографических и археологических экспедиций делаются выставки, посвященные этнографии и культуре Монголии.

Издательская деятельность - издание популяризаторской и просветительской литературы: рекламного буклеіа* информационно-аналитической брошюры. Периодически издаются сборники статей, Совместно с учителями Кемеровского муниципального района подготовлено и выпушено в скот два тома «Очерков истории Кемеровского района», готовится трет ий,

— Экскурсионная деятельность представляет собой ведение обзорных и тематических экскурсий, предоставление возможности принять участие в театрализованных экскурсиях и примерить национальные костюмы аборигенов. Ото позволяет экскурсантам полностью погрузиться в атмосферу прошлою: подняться па дозорную казачью башню, расположиться за столом в казачьей караульной избе, погреться у очага в тюльберской юрте ремесленников, принять участие в реконструкции традиционных обрядов русских и коренных жителей Сибири.

Экомузей состой г из трех экспозиций:

археолої и ческой (реконструированное средневековое

ритуальное городище тюльберов начала II тыс, н. э,);

- архитектурно-этнографической (оборонно-жилой комплекс казачьего острога XVII XVIII вв.) (рис. 1); экологической (10 га охраняемого природно-рекреационного ландшафта).

Сложный состав экспозиции в «Ткшьберском шродке» является одной из основных его особенностей;

Главная составляющая археологической экспозиции - городище, которое, начиная сої крьш ія в 1910г.,неоднократноосматривалосьи вновь забывалось, пока экепе:щция студентов Кем ГУ в 1997 г. не приступила к раскопкам с цепью изучения, реконструкции и музеефикации объекта. Весной 1997 г, археолог Ю.В, Ширин обнаружил її архиве Новокузнецкого краеведческого музея рукописный отчет УЭ. Эрдниева об исследовании городища Городок и предложил проверить сохранность памятника. 6 мая 1997 г. ВЛ1 Кимеевым была орЕ'анизована экспедиция ит трех человек,

Реконструкция городища была начата в 1998 г, При его музеефикации на отдельных раскопанных и исследованных участках был использован реконструктивный метод. В частности, были реконструированы часть бревенчато-земляного оборонительною вала с ворогами, смотровыми площадками и мостовой земляной перемычкой череі ров, каркасная деревянная юрта с глиняной плавильной печью внутри, навес с гремя глиняными плавильными печами, срубные ящики е рудой и древесным углем, сруб е подлинными каменными наковальнями, чум шамана. В центре городища по результатам раскопок и описаниям этнографов реконструировано святилище с жертвенником таиелга-округлая земляная площадка со столбом в центре, на который опирается длинная жердь со шкурой жертвенного барана. Голова барана ориентирована на заход солнца, т.е. на входные ворота в городище с запада, что показывает, что жертва предназначалась богу под земної о мира Эрлику. Реконструкция в полной мере моделирует пространственную планировку городища. Снаружи оборонительного вала городища част ично сохранились два конных спуска по склону оврагов к реке Томи. Общая площадь городища 50*50 м.

Остальная часть городища представлена в «натуральной консервации» для сохранения первоначального облика памятника. Такой «открытый» показ позволяет представить городище как часіь рекреационной системы историко-ландшафтною комплекса экомузея*

С 2002 г в экомузее воссоздастся собирательный образ сибирского казачьего острога XVII XVIII вв. В Сибири нет пока ни одного музея, і де была бы предпринята попытка воссоздания полною архитектурно* художественного образа казачьего острога со всеми оборонительными

-285-

сооружениями и комплексом административных и культовых зданий. Включение сю в сос ши экомузея способствует от ражению исторических событий связанных с этнокультурными взаі і содействия ми русских старожилов и тюркоязычных аборигенов. Из задуманного в генеральном плане [см. 1, с. 220 234] к настоящему времени воссоздана часть собирательного образа сибирского казачьего острога, а именно: четыре башни (три угловых и одна прое:*дная)и казачья караульная изба. Каждый из объемов является конкретной копией определенной острожной постройки, некогда бытовавшей на территории России.

Первой была сооружена Бйрисо-Глебовская проездная башня, носящая имена святых Бориса и Глеба, невинно убиенных своим братом Свято паї ком. Ге открытие состоялось в 2003 г. Это реконструкции проездной башни Верхотомскою острога, выполненная но раскопкам острога в 1961 и 1997 п: и аналогу банши Якутского острога. Проездная башня, являясь главным входом в жому ієн, приспосабливается под пост сторожевой охраны. На фасаде башни укреплена резная икона славянских святых Бориса и Піеба.

В 2003 г. также закончилась реконструкция Александровской башни. Сооруженная в юго-западном углу экомузея на береговой террасе р. Томи, постройка является реконструкцией башни ('ооновского острога, раскопанной археологом Ю.В.Шириным, Конструктивные детали башни восстановлены по аналогу Вельской сторожевой башни* сохранившейся в с. Вельском Иркутской области на территории ландшафтного заповедника. Названа башня так в честь святого благоверною князя Александра Невского. В день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невскою (12 сентября) у подножия башни в экомузее-заповеднике проводи гея театрализованны и праздник, посвященный окончанию летнего сезона.

Юрьевская (Георгиевская) башня названа в честь святого великомученика Георгия Победоносца и благоверного Великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирскою, расположена в северовосточном углу с напольной стороны. Она является точной копией башни Братскою острога, вывезенной академиком А.П. Окладниковым в музей-заповедник «Коломенское». Георгиевская башня была срублена в 2002 г,, реконструкция данного сооружения заняла год, 6 мая 2003 г., в Юрьев день, состоялось торжественное открытие, после которою в 2004 г. произошло освещение.

В 2003 2005 гг реконструирована угловая Никольская башня, 1 кольская башня на звана п честь святого Николая Мирликийского Чудотворца и князя Черниговского Николы Святоши, расположена в западном углу экомузея* Постройка является реконструкцией башни Томского города, исследованного археологом В.М. Черной,

В 2006 г. заложили фундамент казачьей караульной избы и начали восстанавливать забор-часгокол по периметру острога, Строительство избы длилось 4 года, и в 2010 г состоялось торжественное открытие первой жилой постройки в экомузее. Она располагается па площадке между проездной Ьорисо- Глебовской башней и проектируемой усадьбой казака Ивана Тепли некого. Казачья караульная изба реконструкция подлинной постройки Казыыского острога. Внутри избы реконструирован интерьер XVII XVIII вв., с русской печью, полатями, лавками, с красным углом и конником (маленькая лавочка). Караульная и:^ба оборудуется под стационарный круглогодичный пункт охраны и фондохранилище (рис. 2).

В 2007 г было принято решение о создании часовни в центральной части ос грога. Священниками из Кемеровской епархии било торжественно освящено место будущего религиозного сооружения и установлен памятный крест, па месте которого будет возвышаться казачья Преображенская часовня. Она воссоздается по аналогу часовни ш деревни Кашира, реставрированной в Новгородском музее народного деревянного зодчества «Витосдавцы», В 2012 г. планируется начало се реконструкции,

Па территории Острога располагается выставочный павильон «Музей истории народов Притомья», В нем представлены археологические находки с территории района и этнографические экспонаты - предметы быта русских и аборигенов. Археологическая экспозиция включает в себя остатки ленной керамики, обломки глиняной копсфукции железоплавильной печи, костяные наконечники стрел, Изделия из камня, тигли, женские украшения, культовые предметы, кованные железные предметы.

Этнографическая экспозиция отражает основные домашние ремесла народов Притомья: обработку дерева и бересты, кожи, кузнечество, ткачество, а также содержит культовые предметы (рис. У).

Планировочная схема экомузея и его функциональное зонирование ориентированы на максимальное воссоздание исторического облика,

-287-

взаимосвязей культовых сооружений и жилыми общественными зонами села. Проещрм организации эшмузея предусматривается восстановление исторической йельской среды традиционных заборов-зашшюБ, оконных и дверных наличников, ворот, калиток, деревянных тротуаров, беседок, колодцев* посадок деревьев. Все диссонирующие элементы и малоценная застройка, мешающая восприятию основных музейных объектов или ценного природного ландшафта территории экомузея, подлежат выводу или сносу.

Также непосредственно на территории экомузея выделены особо охраняемые природные зоны - заповедный грибной лес и скальные выходы с береговыми террасами и оврагами, с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу Кузбасса^

Своеобразная структура экспозиции экомузея-заповеди и ка позволяет показать Этнокультурную специфику региона, характерные черты материальном и духовной культуры населения Притом ья в дорусскую эпоху и изменения, появившиеся в результате взаимодействия аборигенного населения с казаками, проникающими сюда в начале XVП в.

Рис* I, Реконструкция сибирского казачьего острога ХУИ-ХУП! вв.

-288-

Рис. 2, Казачья караульная изба

Рис, 3. Аниматор и этнографической экспозиции Музея 11рсттомья

Литература

Кишев> В.М. Экомузеи Притомья в еюсі индустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции / В,М Кимеев. Кемерово: ГОУ ПВО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 452 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.