Научная статья на тему 'Архитектурный историко-этнографический комплекс «Русские Притомья» как новый социокультурный проект музея-заповедника «Томская Писаница»'

Архитектурный историко-этнографический комплекс «Русские Притомья» как новый социокультурный проект музея-заповедника «Томская Писаница» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
508
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА" / АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ЗОНЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / MUSEUM "TOMSKAYA PISANITSA / " ARCHITECTURAL COMPLEX / EXPOSITION AREA / HISTORICAL RECONSTRUCTION / INTERACTIVITY / CREATING THE MODERN MUSEUM AND TOURIST INFRASTRUCTURE / SOCIAL AND CULTURAL PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каплунов В. А., Скрябина Л. А.

В статье изложены основные положения новой научной концепции архитектурного историкоэтнографического комплекса «Русские Притомья». Создание интерактивных экспозиций, демонстрирующих посетителям музея срезы культурно-исторических событий и ситуаций, происходивших на территории региона на протяжении XVII начала ХХ века, рассматриваются авторами не только как очередной этап в развитии Музея-заповедника «Томская Писаница», но и как важнейший социокультурный проект регионального уровня. Этнографическая часть музейного комплекса сегодня представлена экспозицией «Шорский улус Кезек», где в интерьерах подлинных жилых и хозяйственных построек можно ознакомиться с материальной и духовной культурой коренного населения верхнего Притомья шорцев охотников, собирателей и рыболовов конца XIX начала ХХ века. Одновременно экспозиция достаточно наглядно отражает и культурные заимствования, связанные со взаимодействием шорцев и пришлого русского населения. Создание экспозиции, посвященной истории и этнографии русских Притомья было зафиксировано еще в Генеральном плане развития музея-заповедника 1989 года. Новая Научная концепция существенно скорректировала Генеральный план развития. Данный проект нацелен на обеспечение сохранности и эффективное использование культурного наследия Кемеровской области, пропаганду и популяризацию культурных, исторических и духовных ценностей, привлечение в Кузбасс дополнительного туристского потока и дальнейшее расширение и развитие сферы туристических услуг региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural Historical and Ethnographic Complex "The Russian Population on the River Tom" as a New Social and Cultural Museum-preserve "Tomskaya Pisanitsa"

The article describes the main provisions of the new scientific concept of architectural, historical and ethnographic complex The Russian population on the river Tom. Creating the interactive exhibits, demonstrating to visitors of the Museum the cultural and historical events and situations that occurred in the region during the XVII beginning of XX centuries, which are considered by the authors not only as the next stage in the development of the Museum-reserve Tomskaya Pisanitsa, but also as an important social and cultural project of the regional level. Today the ethnographic part of the Museum complex is represented by exposure Shor ulus Kezek. This is an authentic complex of dwellings and economic buildings of the Shor of the end of the XIX beginning of the XX century. At the same time it clearly reflects cultural borrowing associated with the interaction between the Shors with the Russian population. Creation of the exposition dedicated to the history and Ethnography of the Russians on the river Tom was envisaged at the stage of preparation of the decision on establishment of the Museum-preserve Tomskaya Pisanitsa and included in the General Development Plan of the Museum-preserve in 1989. New Scientific Concept of the Museum-preserve has significantly adjusted the master plan of 1989. The compositional space of all historical ethnographic complex Russian river Tom will include three exhibition areas, demonstrating to visitors of the Museum sections of cultural and historical events and situations that occurred on the territory of the region, since its Foundation in 1604, the first Russian settlement on the river Tom, Tomsk, and up to the beginning of the Soviet period of history of the region. This project aims to ensure the conservation and efficient use of cultural heritage of Kemerovo region, the promotion and popularization of the cultural, historical and spiritual values, involvement in Kuzbass additional tourist flow and further expansion and development of tourism in the region

Текст научной работы на тему «Архитектурный историко-этнографический комплекс «Русские Притомья» как новый социокультурный проект музея-заповедника «Томская Писаница»»

Литература

1. Ананьев В. Г. Национальные и международные музейные организации: учеб.-метод. пособие. - СПб., 2013. -140 с.

2. В Буддизме: информ.-коммуникац. портал о буддизме [Электронный ресурс]. - URL: http://vbuddisme.ru/ news/2686/ (дата обращения: 10.05.2015).

3. Злобин Е. В. Источниковедческие особенности новейших информационных и коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.arran.ru/?q=ru/node/410 (дата обращения: 09.05.2015).

4. Лоренте П. Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопр. музеологии. - 2011. - № 2 (4). - С. 45-64.

5. Музеологическая мысль в России XVIII-XX веков: сб. док. и мат-лов / отв. ред Э. А. Шулепова. - М., 2010. -С. 837-853.

6. Основы музееведния: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. - М.: Едиториал УРСС, 2013. - 504 с.

7. Пономарев В. Д., Юдина А. И., Родионова Д. Д., Мухамедиева С. А., Насонов А. А. Научно-творческий форум с международным участием «Историко-культурное и природное наследие как основа развития внутреннего туризма в регионе» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 31. - С. 223-228.

8. Рыбак К. Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в цифровую эпоху // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения. - Новосибирск, 2014. - С. 181-185.

References

1. Anan'ev V.G. Natsional'nye i mezhdunarodnye muzeinye organizatsii: uchebno-metodicheskoe posobie [National and international Museum organizations: textbook]. St. Petersburg, 2013. 140 p. (In Russ.).

2. V Buddizme. Informatsionno-kommunikatsionnyi portal o buddizme [In Buddhism. Information and communication portal on Buddhism]. (In Russ.). Available at: http://vbuddisme.ru/news/2686 (accessed 10.05.2015).

3. Zlobin E.V. Istochnikovedcheskie osobennosti noveishikh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii [Source features the latest information and communication technologies]. (In Russ.). Available at: http://www.arran. ru/?q=ru/node/410 (accessed 09.05.2015).

4. Lorente P.H. Razvitie muzeologii kak universitetskoi distsipliny: ot tekhnicheskoi podgotovki k kriticheskoi muzeologii [The Development of museology as an academic discipline: from technical training to critical museology]. Voprosy muzeologii [Questions of museology], 2011, no 2 (4), pp. 45-64. (In Russ.).

5. Muzeologicheskaia mysl' v Rossii XVIII-XX vekov: sbornik dokumentov i materialov [Museological thought in Russia XVIII-XX centuries: a collection of documents and materials]. Ed. Ie.A. Shulepova. Moscow, 2010, pp. 837853. (In Russ.).

6. Osnovy muzeevedniia [Fundamentals of museology: a Training manua]. Ed. E. A. Shulepova. Moscow, URSS Publ., 2013. 504 p. (In Russ.).

7. Ponomarev V. D., Iudina A.I., Rodionova D.D., Mukhamedieva S.A., Nasonov A.A. Nauchno-tvorcheskii forum s mezhdunarodnym uchastiem "Istoriko-kul'turnoe i prirodnoe nasledie kak osnova razvitiia vnutrennego turizma v regione" [Scientific and creative forum with international participation "Historical, cultural and natural heritage as a basis for the development of domestic tourism in the region"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no 31, pp. 223-228. (In Russ.).

8. Rybak K.E. Global'naia prozrachnost': muzeinyi predmet v tsifrovuiui epokhu [Global transparency: Museum object in the digital age]. Sovremennye tendentsii v razvitii muzeev i muzeevedeniia [Modern trends in the development of museums and museology]. Novosibirsk, 2014, pp. 181-185. (In Russ.).

УДК 069.6

АРХИТЕКТУРНЫЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РУССКИЕ ПРИТОМЬЯ» КАК НОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Каплунов Валерий Александрович, соискатель ученой степени кандидата культурологии, директор ГАУК КО Музей-заповедник «Томская Писаница» (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Скрябина Людмила Анатольевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

ГАУК КО Музей-заповедник «Томская Писаница» (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье изложены основные положения новой научной концепции архитектурного историко-этнографического комплекса «Русские Притомья». Создание интерактивных экспозиций, демонстрирующих посетителям музея срезы культурно-исторических событий и ситуаций, происходивших на территории региона на протяжении XVII - начала ХХ века, рассматриваются авторами не только как очередной этап в развитии Музея-заповедника «Томская Писаница», но и как важнейший социокультурный проект регионального уровня.

Этнографическая часть музейного комплекса сегодня представлена экспозицией «Шорский улус Кезек», где в интерьерах подлинных жилых и хозяйственных построек можно ознакомиться с материальной и духовной культурой коренного населения верхнего Притомья шорцев - охотников, собирателей и рыболовов конца XIX - начала ХХ века. Одновременно экспозиция достаточно наглядно отражает и культурные заимствования, связанные со взаимодействием шорцев и пришлого русского населения.

Создание экспозиции, посвященной истории и этнографии русских Притомья было зафиксировано еще в Генеральном плане развития музея-заповедника 1989 года. Новая Научная концепция существенно скорректировала Генеральный план развития.

Данный проект нацелен на обеспечение сохранности и эффективное использование культурного наследия Кемеровской области, пропаганду и популяризацию культурных, исторических и духовных ценностей, привлечение в Кузбасс дополнительного туристского потока и дальнейшее расширение и развитие сферы туристических услуг региона.

Ключевые слова: Музей-заповедник «Томская Писаница», архитектурный комплекс, экспозиционные зоны, историческая реконструкция, интерактивность, создание современной музейно-туристической инфраструктуры, социокультурный проект.

ARCHITECTURAL HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC COMPLEX "THE RUSSIAN POPULATION ON THE RIVER TOM" AS A NEW SOCIAL AND CULTURAL MUSEUM-PRESERVE "TOMSKAYA PISANITSA"

Kaplunov Valeriy Aleksandrovich, Applicant for a Scientific Degree of the PhD of Culturology, Director of the Museum-preserve "Tomskaya Pisanitsa" (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Skrabina LyudmilaAnatolievna, PhD in History, Leading Researcher of the Museum-preserve "Tomskaya Pisanitsa" (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article describes the main provisions of the new scientific concept of architectural, historical and ethnographic complex "The Russian population on the river Tom". Creating the interactive exhibits, demonstrating to visitors of the Museum the cultural and historical events and situations that occurred in the region during the XVII - beginning of XX centuries, which are considered by the authors not only as the next stage in the development of the Museum-reserve "Tomskaya Pisanitsa," but also as an important social and cultural project of the regional level.

Today the ethnographic part of the Museum complex is represented by exposure "Shor ulus Kezek." This is an authentic complex of dwellings and economic buildings of the Shor of the end of the XIX - beginning of the XX century. At the same time it clearly reflects cultural borrowing associated with the interaction between the Shors with the Russian population.

Creation of the exposition dedicated to the history and Ethnography of the Russians on the river Tom was envisaged at the stage of preparation of the decision on establishment of the Museum-preserve "Tomskaya Pisanitsa" and included in the General Development Plan of the Museum-preserve in 1989.

New Scientific Concept of the Museum-preserve has significantly adjusted the master plan of 1989.

The compositional space of all historical ethnographic complex "Russian river Tom" will include three exhibition areas, demonstrating to visitors of the Museum sections of cultural and historical events and situations that occurred on the territory of the region, since its Foundation in 1604, the first Russian settlement on the river Tom, Tomsk, and up to the beginning of the Soviet period of history of the region.

This project aims to ensure the conservation and efficient use of cultural heritage of Kemerovo region, the promotion and popularization of the cultural, historical and spiritual values, involvement in Kuzbass additional tourist flow and further expansion and development of tourism in the region

Keywords: Museum "Tomskaya Pisanitsa," architectural complex, exposition area, historical reconstruction, interactivity, creating the modern museum and tourist infrastructure, social and cultural project.

Историко-культурный и природный Музей-заповедник «Томская Писаница», созданный в Кемеровской области в 1988 году, первый в Сибири комплексный музей под открытым небом.

Центральным объектом музея-заповедника является памятник наскального искусства эпохи неолита и бронзового века - Томская писаница. Музеефикация этого древнего святилища стала отправной точкой для проектирования и создания остальных экспозиций музея-заповедника, целью которых является отражение культурных особенностей жизнедеятельности человека в при-родно-географических условиях Притомья и сопредельных регионов с древних времен до недавнего прошлого, через подлинные памятники археологии и этнографии, а также исторические реконструкции.

Основой всей композиционной линии музея-заповедника являются рисунки Томской писаницы, оставленные первыми обитателями Притомья и являющиеся художественным отражением жизнедеятельности и мировоззрения древних охотников. Петроглифический материал Томской писаницы дополняют экспозиции «Музея петроглифов Азии» и археологический комплекс «Археодром», демонстрирующий полномасштабные макеты древних жилищ и погребений народов, проживающих в Сибири с эпохи камня до Средневековья.

Ключевую тематику Томской писаницы как древнего святилища продолжает экспозиция «Мифология и эпос народов Сибири», представленная в форме исторических реконструкций. Посред-ствам этой экспозиции решается одна из сложнейших задач - отражение музейными средствами особенности традиционного мировоззрения разных народов, его универсальность в сочетании с разнообразием форм этого духовного феномена.

Этнографическая часть музейного комплекса представлена экспозицией «Шорский улус Ке-зек», где в интерьерах подлинных жилых и хозяйственных построек выражена материальная и

духовная культура коренного населения верхнего Притомья шорцев - охотников, собирателей и рыболовов конца XIX - начала ХХ века. Одновременно экспозиция достаточно наглядно отражает и культурные заимствования, связанные со взаимодействием шорцев и пришлого русского населения.

Создание экспозиции, посвященной истории и этнографии русских Притомья было предусмотрено еще на стадии подготовки решения об образовании Музея-заповедника «Томская Писаница» и зафиксировано в Генеральном плане развития музея-заповедника 1989 года. Согласно данному документу, на безлесном пространстве у западных границ музея-заповедника (получившем условное название Русская поляна) должен быть возведен архитектурно-этнографический комплекс «Русское сибирское волостное село», включающий в себя деревянную церковь, церковноприходскую школу, волостную управу, почтовую станцию, заезжий двор, общественный хлебоза-пасный амбар, мельницу, кузню, овин с гумном, четыре крестьянские усадьбы, отражающие социальную дифференциацию населения сибирской деревни конца XIX - начала ХХ века [1].

Важно отметить, что работа по созданию Генерального плана развития музея-заповедника положила начало комплексным этнографическим исследованиям русского населения Кемеровской области, ранее никогда не проводившимся.

Первые экспедиции по выявлению памятников традиционной русской архитектуры и комплектованию фондов предметами культуры и быта были осуществлены уже летом 1988 года. Тогда же музей-заповедник приобрел первый уникальный памятник деревянного зодчества середины XIX века - дом-связь на подклети в д. Писаная (дом семьи Ильиных) и связанную с ним коллекцию предметов, датируемых концом XIX - началом XX века (мебель, посуда, орудия сельскохозяйственного труда, прочий инвентарь).

С 1989 по 1993 год научные исследования велись в двух направлениях. Первое - выявление, фотофиксация, обмеры, создание чертежей и научно-проектной документации на памятники русского деревянного зодчества Притомья (исследования под руководством д-ра истор. наук В. М. Кимеева и архитектора В. Н. Усольцева). Второе - этнографические экспедиции по обследованию районов расселения русского старожильческого населения Притомья, сбор информации о традиционной материальной и духовной культуре русских, комплектование фондов (исследования под руководством Л. А. Скрябиной, в то время старшего научного сотрудника музея-заповедника).

Результаты всех вышеперечисленных исследований легли в основу Научной концепции Музея-заповедника «Томская Писаница» 1993 года [5], кандидатской диссертации и монографии канд. истор. наук Л. А. Скрябиной [8; 9].

Новая Научная концепция музея-заповедника существенно скорректировала Генеральный план развития 1989 года. В частности, в соответствии с этим документом, архитектурно-этнографический комплекс «Русское село» предполагалось создавать не на территории музея-заповедника, а в деревне Писаная, находящейся в непосредственной близости от музея.

Такое решение было обосновано тем, что к тому времени в этой деревне в естественно-историческом ландшафте находился ряд памятников традиционной сельской архитектуры (жилые дома) середины XIX - начала ХХ века. Некоторые из строений были приобретены музеем-заповедником, другие находились в частном владении у местных жителей. На базе этих памятников, а также перевезенных сюда жилых и хозяйственных построек из других населенных пунктов Нижнего Притомья планировалось создать туристическо-экспозиционную зону с круговым обзорным маршрутом и этнографическими экспозициями в домах и усадьбах, принадлежащих музею-заповеднику. Центральным объектом этого музейного комплекса должен был стать, упомянутый уже, дом-связь с прирубом на подклети.

На протяжении 1995-2001 годов в концепцию русской этнографической зоны, получившей название «Русское сибирское село», вносились существенные изменения и дополнения.

В соответствии с Программой комплексного развития государственного «Музея-заповедника "Томская Писаница"» 2002 года в туристическо-музейном комплексе «Русское сибирское село» в деревне Писаной предполагалось возведение следующих экспозиционных объектов: православного храма, ясачного зимовья, усадьбы пашенного крестьянина ХУШ века, усадьбы сибирского крестьянина-старожила XIX века, усадьбы новопоселенца конца XIX века, усадьбы колхозника середины XX века, водяной мельницы [6].

В 2001 году проект «Русское сибирское село» выиграл грант Президента России, на средства от которого в 2006 году была создана экспозиция «Ясачное зимовье». В 2009 году в деревне Писаная была возведена и освящена часовня (по аналогии с Илимской привратной церковью во имя Казанской Пресвятой Богородицы (1679 год), единственной сохранившейся в Сибири деревянной церковью XVII века).

Однако дальнейшие работы по созданию туристическо-музейного комплекса «Русское сибирское село», по ряду причин, прежде всего экономических и юридических, были приостановлены. Отреставрированный в 1998 году памятник народной архитектуры середины XIX века -дом-связь на подклети (дом Ильиных) и музейная реконструкция «Ясачное зимовье», так и не стали действующими объектами экспонирования. Экскурсионная работа здесь не ведется, музейные объекты практически не охраняются и разрушаются под воздействием природных и антропогенных факторов.

Кроме того, за последние десятилетие существенно изменился внешний вид и экономика самой деревни Писаная, которая окончательно превратилась в дачный поселок.

Остается только сожалеть о том, что проект туристическо-экспозиционной зоны «Русское сибирское село» в д. Писаная не был осуществлен ни в 90-х, ни в 2000-х годах и многие памятники деревянного зодчества уже безвозвратно утрачены.

Между тем создание архитектурно-этнографической музейной зоны под открытым небом, воссоздающей историю заселения края и традиционную культуру русского населения При-томья, - насущная потребность для такого регио-

на, как Кемеровская область. Именно поэтому в 2011 году было принято решение о возобновлении работ в этом направлении. В декабре 2012 года, в канун 25-летнего юбилея музея-заповедника, Ученый совет музея одобрил Научную концепцию архитектурного историко-этнографического комплекса «Русские Притомья», разработанную авторами данной статьи.

Согласно указанной концепции, экспозиционный комплекс «Русские Притомья» разместится у западной границы Музея-заповедника «Томская Писаница» на территории, не занятой действующими экспозициями и другими музейными объектами. Таким образом, в территориальном отношении это возвращение к Генеральному плану развития 1989 года. В то же время целевая направленность и содержательная часть предлагаемых экспозиций в значительной степени отличаются от всех прежних проектов. Новый историко-этнографический комплекс «Русские Притомья», посредством экспонирования подлинных образцов народной архитектуры, предметов культуры и быта русского населения, а также исторических реконструкций, представит посетителям историю русской колонизации При-

томья, хозяйственно-бытовой уклад и культурные традиции русского населения края в период с XVII по начало ХХ века.

Еще одна особенность нового проекта состоит в том, что экспозиционное строительство развернется в комплексе с возведением нового входного узла музея, включающего в себя всю необходимую музейную инфраструктуру и одновременно являющегося частью экспозиции.

В целом композиционное пространство всего историко-этнографического комплекса «Русские Притомья» будет включать в себя три экспозиционные зоны, демонстрирующие посетителям музея срезы культурно-исторических событий и ситуаций, происходивших на территории региона, начиная с основания в 1604 году первого русского поселения на реке Томи - города Томска и до начала советского периода истории края.

Первой и важнейшей экспозиционной зоной станет само здание нового Входного узла, задуманное в виде архитектурно-исторической реконструкции тарасной стены Томского города середины XVII века, основанной на материалах археологических исследований томского археолога М. П. Черной [10] (рис. 1).

Рисунок 1. Эскиз входного узла музея-заповедника «Томская Писаница» в виде крепостной стены сибирского города

Помимо объектов музейной инфраструктуры (кассовых залов, сувенирных киосков, административных помещений, фондохранилища, санузлов и кафе), в здании Входного узла планируется разместить постоянно действующую экспозицию, посвященную истории русской колонизации Притомья и зал для временных выставок. Кроме того, по замыслу авторов проекта, одна из двух угловых башен и несколько рубленных

тарас, возведенных в соответствии с историческими аналогами, будут являться самостоятельными объектами экспонирования.

Вторая экспозиционная зона будет представлена архитектурно-исторической реконструкцией Верхотомского острога. Выбор реконструируемого объекта не случаен. По своему историческому местонахождению Верхотомский острог, построенный томскими служилыми людьми в 1665 го-

ду, располагался примерно в 30 километрах от территории музея-заповедника вверх по течению р. Томи. Предстоящая реконструкция исторического объекта будет основываться на данных архивных источников конца XVII - начала XVIII века [3, с. 184], материалах исследователей XVIII века. Г. Ф. Миллера [11, с. 75] и С. П. Крашенинникова [7, с. 39, 51-52], а также на результатах археологических раскопок [2, с. 327-328].

Цель данной экспозиции - воссоздать внешний вид, внутреннее устройство и вооружение одного из трех острогов, построенных в XVII -начале XVIII века русскими служилыми людьми на берегу реки Томи. Показать повседневный быт русских служилых людей, особенности несения ими воинской службы, процедуры сбора ясака с местного тюркоязычного населения (рис. 2).

Рисунок 2. Эскиз исторической реконструкции Верхотомского острога

Основные архитектурно-исторические объекты данной экспозиционной зоны:

- тыновые стены с внутренним помостом для ведения «верхнего боя»;

- проездная трехъярусная башня с шатровой крышей;

- судная изба;

- изба приказчика,

- три амбара.

- земляной вал, ров и надолбы.

Третья экспозиционная зона - архитектурно-этнографический комплекс «Сибирская деревня», воссоздающий облик притомской деревни конца XIX - начала XX века.

Реконструируемый исторический период характеризуется началом массового переселен-

ческого движения в Сибирь и связанного с этим процесса культурного взаимодействия сибиряков-старожилов и переселенцев из центральных, западных и южных губерний Российской империи. Соответственно в экспозиционном комплексе «Сибирская деревня» планируется представить восемь крестьянских дворов различной планировки с наиболее распространенными типами жилых домов, характерных для строительных и культурно-бытовых традиций сибиряков - «чалдонов» и переселенцев - «россейских».

Для экспозиции каждой крестьянской усадьбы предполагается своя оригинальная сюжетная композиция. В результате, переходя из усадьбы в усадьбу, посетители музея будут знакомиться с повседневным бытом, праздничной культурой, ремеслами и промыслами крестьянских семей различного экономического достатка и социального положения.

Помимо крестьянских дворов в экспозиции «Сибирская деревня» будут воссозданы участок пашни, гумно с овином, сенокосная заимка, а также объекты общинного пользования -водяная мельница, кузня, общественный хлебо-запасный магазин.

В отличие от двух вышеперечисленных экспозиционных зон архитектурно-исторического комплекса «Русские Притомья» (крепостной стены и острога), экспозиция «Сибирская деревня» будет создаваться, прежде всего, на основе подлинных образцов народной архитектуры конца XIX - начала XX века, перевезенных в Музей-заповедник «Томская Писаница» из различных регионов Кемеровской области. По итогам комплексных архитектурно-этнографических исследований, проведенных сотрудниками музея в 2013-2014 годах, уже зафиксировано и атрибутировано порядка 20 традиционных жилых построек различных типов (избы, пятистенки, дома-связи, крестовые дома), которые потенциально могут быть использованы при создании экспозиции «Сибирская деревня».

Отличительной особенностью всех экспозиционных зон комплекса «Русские Притомья», по замыслу авторов научной концепции, должна стать их интерактивность, позволяющая посетителям музея полностью погрузиться в бытовую или праздничную культурную среду своих предков, превратиться из наблюдателей в активных

участников реконструкций исторических событий. Эта задача может быть решена только лишь при условии, что каждая локальная экспозиция нового музейного комплекса изначально будет создаваться как «живая экспозиция», где посетители увидят не только статичные музейные экспонаты, но и смогут наблюдать за бытовыми сценами, производственными и обрядовыми действиями в исполнении носителей традиции или имитаторов. А главное смогут сами включиться в эти процессы, например, побыть дозорным на острожной башне, поработать подмастерьем у кузнеца, попробовать вылепить горшок, запрячь лошадь, научиться ткать или раздуть самовар с помощью сапога, стать участником деревенской вечёрки и прочее.

Появление на территории музея-заповедника экспозиционного комплекса «Сибирская деревня», безусловно, придаст совершенно другой колорит традиционным народным праздникам и фольклорным фестивалям, которые ежегодно проводятся в «Томской Писанице» и пользуются

большой популярностью у туристов. В перспективе музей-заповедник может стать реальным региональным центром сохранения и возрождения традиционных ремесел и фольклорных традиций Кемеровской области.

В целом создание архитектурного историко-этнографического комплекса «Русские Притомья» рассматривается нами не только как очередной этап в развитии Музея-заповедника «Томская Писаница», направленный на увеличение количества посетителей, расширение экспозиционных зон, создание современной музейно-туристической инфраструктуры, но и как важнейший социально-культурный проект регионального уровня.

Данный проект нацелен на обеспечение сохранности и эффективное использование культурного наследия Кемеровской области, пропаганду и популяризацию культурных, исторических и духовных ценностей, привлечение в Кузбасс дополнительного туристского потока и дальнейшее расширение и развитие сферы туристических услуг региона.

Литература

1. Генеральный план развития Музея-заповедника «Томская Писаница». - Кемерово, 1989. - 189 с.

2. Кимеев В. М., Усков И. Ю. Верхотомский острог - памятник наследия русских старожилов Притомья // 65-летие Сталинградской битвы и Кемеровская область: сб. науч. тр. - Кемерово, 2008. - С. 320-328.

3. Каплунов В. А. Роль Музея-заповедника «Томская Писаница» в социопространстве Кемеровской области и Западной Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств, 2015. - № 30. - С. 138-146.

4. Кузнецкие акты XVII - первой половины XVIII века. - Кемерово, 2011. - Вып. 3. - С. 120-128.

5. Научная концепция развития музея-заповедника «Томская Писаница» - Кемерово, 1993. - 98 с.

6. Программа комплексного развития государственного Музея-заповедника «Томская Писаница». - Кемерово; М., 2002. - Кн. 1. - 201 с.

7. Крашенинников С. П. Полн. собр. ученых путешествий по России. - М.; Л., 1966. - Т. 1. - 241 с.

8. Скрябина Л. А. Русское население Притомья: взаимодействие культурных традиций старожилов и переселенцев // дис. ... канд. истор. наук. - СПб., 1995. - 204 с.

9. Скрябина Л. А. Русские Притомья: истор.-этнограф. очерки (XVII - начала XX века). - Кемерово, 1997. -130 с.

10. Черная М. П. Томский кремль XVII-XVIII веков. Проблемы реконструкции и исторической интерпретации. -Томск, 2002. - 187 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Элерт А. Х. Историко-этнографическое описание Томского уезда Г. Ф. Миллером // Источники по истории Сибири дореволюционного периода. - Новосибирск, 1988. - С. 59-101.

References

1. General'nyi plan razvitiia Muzeia-zapovednika "Tomskaia Pisanitsa" [The General plan of development of the Museum-preserve "Tomskaia Pisanitsa"]. Kemerovo, 1989. 189 p. (In Russ.).

2. Kimeev V.M., Uskov I.Iu. Verkhotomskii ostrog - pamiatnik naslediia russkikh starozhilov Pritom'ia [Verkhotomskiy ostrog is the heritage monument of Russian old residents of the river Tom]. 65-letie Stalingradskoi bitvy i Kemerovskaia oblast'. Sbornik nauchnykh trudov [The 65th anniversary of the battle of Stalingrad and the Kemerovo region. Collection of scientific works]. Kemerovo, 2008, pp. 320-328. (In Russ.).

3. Kaplunov V.A. Rol' muzeia-zapovednika "Tomskaia Pisanitsa" v sotsioprostranstve Kemerovskoi oblasti i Zapadnoi Sibiri [The Role of the Meseum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa" in the Social Space of Kemerovo region and Western Siberia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2015, no 30, pp. 138-146. (In Russ.).

4. Kuznetskie akty XVII - pervoi poloviny XVIII veka. [Kuznetsky acts XVII - first half of XVIII century]. Kemerovo, 2011, iss.3, pp. 120-128. (In Russ.).

5. Nauchnaia kontseptsiia razvitiia muzeia-zapovednika "Tomskaia Pisanitsa" [Scientific concept of development of the Museum-preserve "Tomskaia Pisanitsa"]. Kemerovo, 1993. 98 p. (In Russ.).

6. Programma kompleksnogo razvitiia gosudarstvennogo muzeia-zapovednika "Tomskaia Pisanitsa" [The program of integrated development of the state Museum-reserve "Tomskaia Pisanitsa"]. Kemerovo; Moscow, 2002, book 1. 201 p. (In Russ.).

7. Krasheninnikov S.P. Polnoe sobranie uchenykh puteshestvii po Rossii. [Complete collection of scientists travel to Russia]. Moscow; Leningrad, 1966, vol. 1. 241 p. (In Russ.).

8. Skriabina L.A. Russkoe naselenie Pritom'ia: vzaimodeistvie kul'turnykh traditsii starozhilov i pereselentsev. Diss. kand. istor. nauk [The Russian population on the river Tom: the interaction of cultural traditions of old-timers and immigrants. PhD of historical sci. diss.]. St. Peterburg, 1995. 204 p. (In Russ.).

9. Skriabina L.A. Russkie Pritom'ia. Istoriko-etnograficheskie ocherki (XVII - nachala XX veka) [The Russians on the river Tom. Historical and ethnographic essays (XVII - beginning of XX centuries)]. Kemerovo, 1997. 130 p. (In Russ.).

10. Chernaia M.P. Tomskii kreml' XVII-XVIII veka. Problemy rekonstruktsii i istoricheskoi interpretatsii [Tomsk Kremlin XVII-XVIII century the problem of historical reconstruction and interpretation]. Tomsk, 2002. 187 p. (In Russ.).

11. Elert A.H. Istoriko-etnograficheskoe opisanie Tomskogo uezda G.F. Millerom [Historical and ethnographic description of the Tomsk province by G.F. Miller]. Istochniki po istorii Sibiri dorevoliutsionnogo perioda [Sources on the history of Siberiapre-revolutionaryperiod]. Novosibirsk, 1988, pp. 59-101. (In Russ.).

УДК [338.483.12+338.481.32] (476)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛАРУСИ

Королев Николай Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета культурологии и социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Рябова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

В последние десятилетия в Республике Беларусь наблюдается тенденция развития преимущественно культурного туризма. Основой формирования туристического имиджа Беларуси на мировом рынке услуг является уникальное историко-культурное наследие, которое развивается под влиянием особого геополитического положения на стыке западной и восточной цивилизаций, на границе европейской и византийско-русской культурных традиций. В статье рассматриваются направления государственной политики Республики Беларусь в области использования историко-культурного наследия в целях туризма через принятие ряда государственных программ. Их реализация способствует стимулированию внутреннего и въездного культурного туризма путем сохранения объектов замковой культуры страны, назначения культурной столицы Беларуси, создания культурно-туристических зон на основе историко-этнографической специфики регионов.

Ключевые слова: культурный туризм, историко-культурное наследие, государственная программа, замки, акция «Культурная столица Беларуси».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.