Научная статья на тему 'К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»'

К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница» Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
87
7
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА" / АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / РУССКИЕ ПРИТОМЬЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Каплунов Валерий Александрович, Скрябина Людмила Анатольевна

Статья посвящена проекту создания на территории Историко-культурного и природного музеязаповедника «Томская Писаница» архитектурного и историко-этнографического комплекса «Русские Притомья».

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Каплунов Валерий Александрович, Скрябина Людмила Анатольевна,

Creation of Architectural and Ethnographic Complex Russians of Tom River in the Park Museum Tomskaya Pisanitsa

The article tells about a project of architectural, historical and ethnographic complex Russians of Tom River on the territory of the Park Museum Tomskaya Pisanitsa.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»»

Рис. 3. Вахрушев Василий Иванович, Рис. 4. Вахрушевы Василий Иванович,

г. Ново-Николаевск. 1917 г. Татьяна Ермиловна и дочь Валентина,

г. Ново-Николаевск. 1917 г.

Список использованных источников

1. Осипова Н.О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое научное издание 10.05.2011. — URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/79.html&j_id=7 (дата обращения 1.05.2014).

2. Сонтаг С. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с. — С. 116.

3. Кучеренко М.Е. Атрибуция фотоисточников в музее. — М.: ГЦМСИР, 2004. — 31 с. — С. 6.

УДК 39 ББК 70.79

В.А. Каплунов, г. Кемерово Л.А. Скрябина, г. Москва

К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»

Аннотация

Статья посвящена проекту создания на территории Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» архитектурного и историко-этнографического комплекса «Русские Притомья».

Ключевые слова: музей-заповедник «Томская Писаница», архитектурно-этнографическая экспозиция, русские Притомья.

Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» был основан в Кемеровской области в феврале 1988 г. Первоочередной целью создания музея-заповедника являлось сохранение и музеефикация всемирно известного памятника первобытного искусства «Томская Писаница»48. Однако уже на стадии разработки проекта было принято решение о создании в охраняемой зоне многопрофильного музейного комплекса под открытым небом с несколькими самостоятельными экспозициями.

Создание экспозиционной зоны, посвященной истории и этнографии русского населения Притомья было предусмотрено уже в первом Генеральном плане развития музея-заповедника, разработанного в 1990 г. Однако в начале 2000-х гг. концепция этой музейной зоны была несколько изменена. В результате появился проект музейно-туристического комплекса «Русское сибирское село» на базе традиционных жилых построек деревни Писаная, граничащей с музеем-заповедником. Однако по ряду причин, прежде всего экономических, этот проект не был осуществлен, а в настоящее время его реализация уже практически невозможна, так как за последнее десятилетие деревня Писаная фактически превратилась в дачный поселок с преимущественно коттеджной застройкой. Между тем создание архитектурно-этнографической музейной зоны под открытым небом, воссоздающей историю заселения края и традиционную культуру русского населения Сибири, безусловно, остается насущной потребностью для такого региона как Кузбасс.

В год 25-летнего юбилея музея-заповедника «Томская Писаница» была разработана новая научная концепция архитектурного историко-этнографического комплекса «Русские Притомья», на основании которой в настоящее время начаты изыскательские и проектные работы. Новый музейный комплекс будет размещен в западной части музея-заповедника «Томская Писаница», не занятой в настоящее время действующими экспозициями и другими музейными объектами (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этой территории предполагается создание двух самостоятельных экспозиционных зон, связанных общим культурно-историческим контекстом. Самая масштабная из них — историческая реконструкция «Сибирская деревня», архитектурно-этнографический комплекс на основе перевезенных и восстановленных на территории музея подлинных жилых и хозяйственных построек конца Х1Х-ХХ вв. и исторических реконструкций-новоделов. В соответствии с научной концепцией здесь предполагается представить шесть крестьянских усадеб, демонстрирующих различные архитектурно-строительные и культурно-бытовые традиции сибиряков-старожилов и пореформенных переселенцев из европейских губерний России. Кроме того, планируется выполнить исторические реконструкции деревенской кузницы, водяной мельницы, крестьянской запашки с овином.

Этнографическое изучение русских Притомья и работа по выявлению памятников традиционной русской архитектуры были начаты еще в конце 1980-х гг., благодаря чему сегодня музей располагает достаточно большой коллекцией предметов русской культуры и быта конца Х1Х-ХХ вв. и богатым архивным материалом.

Летом 2013 г. в Яшкинском и Юргинском районах Кемеровской области научной архитектурно-этнографической экспедицией музея-заповедника были выявлены построенные в XIX — начале ХХ в. избы, дома-связи, пятистенки и крестовые дома. Большинство из этих построек находятся удовлетворительном состоянии, и зачастую нынешние хозяева в них не живут. В настоящее время ведется работа по приобретению ряда таких построек в фонды музея с целью их переноса на территорию заповедника для последующей реставрации и включения в экспозицию «Сибирская деревня».

Еще одна планируемая экспозиция — архитектурно-историческая реконструкция «Верхотомский

■ ■ ^ ^ ^ и и

острог». Цель данной музейной реконструкции — воссоздать внешний вид, внутреннее устройство и вооружение одного из трех острогов, построенных в XVII — начале XVIII в. русскими служилыми людьми на берегу реки Томи. В экспозициях острога и расположенных в нем строений планируется

48 Томская писаница — древнее святилище, памятник наскального искусства эпохи бронзы и раннего железного века (II—I тысячелетия до н. э.), расположенный на территории Кемеровской области. Первое упоминание о памятнике относится к первой половине XVII в.

292

отразить повседневный быт русских служилых людей, особенности несения ими воинской службы и экспедиций по сбору ясака с местного тюркоязычного населения.

Исторически Верхотомский острог располагался в 20 км от музея-заповедника вверх по Томи на территории современного села Верхотомское Кемеровского района Кемеровской области. Острог был возведен томскими служилыми в 1665 г. и в качестве оборонительного сооружения просуществовал до середины XVIII в.

Местонахождение и размеры Верхотомского острога были установлены в результате ряда археологических экспедиций [1]. В нашем распоряжении имеются также архивные материалы, на основании которых и планируется осуществить историческую реконструкцию острога в экспозиции музея-заповедника «Томская Писаница». Так, согласно Отчету томских воевод за 1706 г., «Верхотомский острог стоячей, деревянной, а по сторонам на нем одна башня. Мерою тот острог в длину 20 сажен, а поперек тож» [2]. Сведения воевод подтверждаются и в рукописи академика Г.Ф. Миллера «Описание Томского уезда Тобольской провинции...», основанной, как известно, на документах XVII в. Миллер пишет: «Верхотомский острог на восточном берегу Томи находится на высокой горе и построен четырехугольным палисадом с боевой башней над воротами, которая снабжена

и и I I — у—

одной медной полуфунтовой и одной чугунной двухфунтовой пушками. В остроге находятся изба приказчика, судная изба и амбары. Вокруг установлены рогатки и надолбы» [3].

В будущей экспозиции планируется представить следующие объекты из острога: тыновые стены с внутренним помостом для ведения «верхнего боя», проездную трехъярусную башню, судную избу, дом приказчика, три амбара, земляной вал, ров и надолбы (рис. 2).

Ви и и V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

традиционной сибирско-русской архитектурной стилистике планируется создать и новый вход на территорию музея заповедника. Это будет историческая реконструкция крепостной стены сибирского города рубленной «тарасами», с двумя глухими и одной проездной башней в центре (рис. 3). В одной из галерей крепостной стены планируется поместить стационарную экспозицию, посвященную присоединению Сибири к Российскому государству, а также истории русской колонизации Притомья — строительству Томска, Кузнецка, Сосновского, Верхотомского и Мунгатского острогов, основанию первых русских сельских поселений на р. Томи и ее притоках. Однако основная функциональная нагрузка нового входного комплекса — сервисное обслуживание посетителей музея-заповедника. Здесь будет располагаться кассовый зал, сувенирные магазины, кафе, санузлы и технические помещения.

Экспозиционные объекты музейного комплекса «Русские Притомья» будут нацелены как на традиционные (экскурсионные), так и интерактивные формы работы с посетителями разного возраста. В рамках программы «Ожившая экспозиция», в воссозданных крестьянских усадьбах и внутренних интерьерах предполагается вовлечение туристов в процесс ремесленного производства, обрядового или иного действия, театрализованные исторические представления.

Таким образом, создание новых архитектурно-исторических экспозиций, посвященных истории и культуре русского населения Притомья позволит значительно расширить культурно-познавательные возможности музея-заповедника «Томская Писаница» и, конечно, увеличить поток туристов.

Рис. 1. Схема размещения историко-этнографического комплекса «Русские Притомья»

Рис. 2. Эскиз исторической реконструкции Верхотомского острога

. у^З.

Рис. 3. Эскиз входного узла музея-заповедника «Томская Писаница» в виде крепостной стены сибирского города

Список использованных источников

1. Кимеев В.М., Усков И.Ю. Верхотомский острог — памятник наследия русских старожилов При-томья // 65-летие Сталинградской битвы и Кемеровская область: сб. науч. трудов. — Кемерово, 2008. — С. 327-328.

2. Кузнецкие акты XVII — первой половины XVIII в. — Вып. 4. — Кемерово, 2011. — С. 184.

3. Источники по истории Сибири досоветского периода. — Новосибирск, 1988. — С. 75.

В.М. Кимеев, г. Кемерово

Нереализованные проекты экомузеев Притомья: причины их забвения и дальнейшая судьба

Аннотация

В докладе характеризуются этапы разработки и способы реализации, заказчики, генподрядчики, перспективы и утопии 8 проектов зон охраны и генеральных планов экомузеев Притомья (19902014 гг.).: «Тазгол» в составе музея-заповедника «Трехречье» в Горной Шории (Таштагольский район), «Калмаки» в Яшкинском районе, «Чолкой» в Беловском районе, русское притрактовое село Ишим в Яйском районе, русское волостное село Брюханово в Ленинск-Кузнецком районе, «Тюль-берский городок» в Кемеровском районе. Рассматриваются объективные и субъективные причины нереализации таких проектов, а также их возможная дальнейшая судьба в сравнении с другими проектами российских экомузеев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оригинальные формы сохранения этнокультурного наследия в местах компактного проживания аборигенов и русских старожилов Притомья были впервые предложены в начале 1990-х гг. в программе «Культура Кузбасса» творческой группой опытных московских архитекторов. Первым стал комплексный музей-заповедник «Томская писаница», организованный археологом А.И. Мартыновым и этнографом В.М. Кимеевым в 1988 г. Для проектирования экспозиций были привлечены высокопрофессиональные архитекторы (А.Г. Афанасьев, г. Москва, В.Н. Усольцев, г. Новокузнецк). По проекту из подлинных жилых и хозяйственных построек начала XX в., вывезенных в 1989 г. из Горной Шории, в схожем ландшафте заповедника был смоделирован этнографический комплекс, получивший название «Шорский улус Кезек». На самом деле жилой дом был срублен в чашу с замком русскими плотниками для русских приискателей (бергалов), безуспешно пытавшихся намыть золото в ручье Кезек, как это они делали в то время по речке Анзас. Затем дом был продан и использовался шорцами, дополнившими усадьбу летней кухней и амбаром.

Реставрация вывезенных построек производилась после контрольной сборки профессиональны-

08606861