Научная статья на тему 'К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»'

К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница» Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
73
6
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА" / АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / РУССКИЕ ПРИТОМЬЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Каплунов Валерий Александрович, Скрябина Людмила Анатольевна

Статья посвящена проекту создания на территории Историко-культурного и природного музеязаповедника «Томская Писаница» архитектурного и историко-этнографического комплекса «Русские Притомья».

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Каплунов Валерий Александрович, Скрябина Людмила Анатольевна,

Creation of Architectural and Ethnographic Complex Russians of Tom River in the Park Museum Tomskaya Pisanitsa

The article tells about a project of architectural, historical and ethnographic complex Russians of Tom River on the territory of the Park Museum Tomskaya Pisanitsa.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»»

Рис. 3. Вахрушев Василий Иванович, Рис. 4. Вахрушевы Василий Иванович,

г. Ново-Николаевск. 1917 г. Татьяна Ермиловна и дочь Валентина,

г. Ново-Николаевск. 1917 г.

Список использованных источников

1. Осипова Н.О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое научное издание 10.05.2011. — URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/79.html&j_id=7 (дата обращения 1.05.2014).

2. Сонтаг С. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с. — С. 116.

3. Кучеренко М.Е. Атрибуция фотоисточников в музее. — М.: ГЦМСИР, 2004. — 31 с. — С. 6.

УДК 39 ББК 70.79

В.А. Каплунов, г. Кемерово Л.А. Скрябина, г. Москва

К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»

Аннотация

Статья посвящена проекту создания на территории Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» архитектурного и историко-этнографического комплекса «Русские Притомья».

Ключевые слова: музей-заповедник «Томская Писаница», архитектурно-этнографическая экспозиция, русские Притомья.

Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» был основан в Кемеровской области в феврале 1988 г. Первоочередной целью создания музея-заповедника являлось сохранение и музеефикация всемирно известного памятника первобытного искусства «Томская Писаница»48. Однако уже на стадии разработки проекта было принято решение о создании в охраняемой зоне многопрофильного музейного комплекса под открытым небом с несколькими самостоятельными экспозициями.

Создание экспозиционной зоны, посвященной истории и этнографии русского населения Притомья было предусмотрено уже в первом Генеральном плане развития музея-заповедника, разработанного в 1990 г. Однако в начале 2000-х гг. концепция этой музейной зоны была несколько изменена. В результате появился проект музейно-туристического комплекса «Русское сибирское село» на базе традиционных жилых построек деревни Писаная, граничащей с музеем-заповедником. Однако по ряду причин, прежде всего экономических, этот проект не был осуществлен, а в настоящее время его реализация уже практически невозможна, так как за последнее десятилетие деревня Писаная фактически превратилась в дачный поселок с преимущественно коттеджной застройкой. Между тем создание архитектурно-этнографической музейной зоны под открытым небом, воссоздающей историю заселения края и традиционную культуру русского населения Сибири, безусловно, остается насущной потребностью для такого региона как Кузбасс.

В год 25-летнего юбилея музея-заповедника «Томская Писаница» была разработана новая научная концепция архитектурного историко-этнографического комплекса «Русские Притомья», на основании которой в настоящее время начаты изыскательские и проектные работы. Новый музейный комплекс будет размещен в западной части музея-заповедника «Томская Писаница», не занятой в настоящее время действующими экспозициями и другими музейными объектами (рис. 1).

На этой территории предполагается создание двух самостоятельных экспозиционных зон, связанных общим культурно-историческим контекстом. Самая масштабная из них — историческая реконструкция «Сибирская деревня», архитектурно-этнографический комплекс на основе перевезенных и восстановленных на территории музея подлинных жилых и хозяйственных построек конца Х1Х-ХХ вв. и исторических реконструкций-новоделов. В соответствии с научной концепцией здесь предполагается представить шесть крестьянских усадеб, демонстрирующих различные архитектурно-строительные и культурно-бытовые традиции сибиряков-старожилов и пореформенных переселенцев из европейских губерний России. Кроме того, планируется выполнить исторические реконструкции деревенской кузницы, водяной мельницы, крестьянской запашки с овином.

Этнографическое изучение русских Притомья и работа по выявлению памятников традиционной русской архитектуры были начаты еще в конце 1980-х гг., благодаря чему сегодня музей располагает достаточно большой коллекцией предметов русской культуры и быта конца Х1Х-ХХ вв. и богатым архивным материалом.

Летом 2013 г. в Яшкинском и Юргинском районах Кемеровской области научной архитектурно-этнографической экспедицией музея-заповедника были выявлены построенные в XIX — начале ХХ в. избы, дома-связи, пятистенки и крестовые дома. Большинство из этих построек находятся удовлетворительном состоянии, и зачастую нынешние хозяева в них не живут. В настоящее время ведется работа по приобретению ряда таких построек в фонды музея с целью их переноса на территорию заповедника для последующей реставрации и включения в экспозицию «Сибирская деревня».

Еще одна планируемая экспозиция — архитектурно-историческая реконструкция «Верхотомский

■ ■ ^ ^ ^ и и

острог». Цель данной музейной реконструкции — воссоздать внешний вид, внутреннее устройство и вооружение одного из трех острогов, построенных в XVII — начале XVIII в. русскими служилыми людьми на берегу реки Томи. В экспозициях острога и расположенных в нем строений планируется

48 Томская писаница — древнее святилище, памятник наскального искусства эпохи бронзы и раннего железного века (II—I тысячелетия до н. э.), расположенный на территории Кемеровской области. Первое упоминание о памятнике относится к первой половине XVII в.

292

отразить повседневный быт русских служилых людей, особенности несения ими воинской службы и экспедиций по сбору ясака с местного тюркоязычного населения.

Исторически Верхотомский острог располагался в 20 км от музея-заповедника вверх по Томи на территории современного села Верхотомское Кемеровского района Кемеровской области. Острог был возведен томскими служилыми в 1665 г. и в качестве оборонительного сооружения просуществовал до середины XVIII в.

Местонахождение и размеры Верхотомского острога были установлены в результате ряда археологических экспедиций [1]. В нашем распоряжении имеются также архивные материалы, на основании которых и планируется осуществить историческую реконструкцию острога в экспозиции музея-заповедника «Томская Писаница». Так, согласно Отчету томских воевод за 1706 г., «Верхотомский острог стоячей, деревянной, а по сторонам на нем одна башня. Мерою тот острог в длину 20 сажен, а поперек тож» [2]. Сведения воевод подтверждаются и в рукописи академика Г.Ф. Миллера «Описание Томского уезда Тобольской провинции...», основанной, как известно, на документах XVII в. Миллер пишет: «Верхотомский острог на восточном берегу Томи находится на высокой горе и построен четырехугольным палисадом с боевой башней над воротами, которая снабжена

и и I I — у—

одной медной полуфунтовой и одной чугунной двухфунтовой пушками. В остроге находятся изба приказчика, судная изба и амбары. Вокруг установлены рогатки и надолбы» [3].

В будущей экспозиции планируется представить следующие объекты из острога: тыновые стены с внутренним помостом для ведения «верхнего боя», проездную трехъярусную башню, судную избу, дом приказчика, три амбара, земляной вал, ров и надолбы (рис. 2).

Ви и и V

традиционной сибирско-русской архитектурной стилистике планируется создать и новый вход на территорию музея заповедника. Это будет историческая реконструкция крепостной стены сибирского города рубленной «тарасами», с двумя глухими и одной проездной башней в центре (рис. 3). В одной из галерей крепостной стены планируется поместить стационарную экспозицию, посвященную присоединению Сибири к Российскому государству, а также истории русской колонизации Притомья — строительству Томска, Кузнецка, Сосновского, Верхотомского и Мунгатского острогов, основанию первых русских сельских поселений на р. Томи и ее притоках. Однако основная функциональная нагрузка нового входного комплекса — сервисное обслуживание посетителей музея-заповедника. Здесь будет располагаться кассовый зал, сувенирные магазины, кафе, санузлы и технические помещения.

Экспозиционные объекты музейного комплекса «Русские Притомья» будут нацелены как на традиционные (экскурсионные), так и интерактивные формы работы с посетителями разного возраста. В рамках программы «Ожившая экспозиция», в воссозданных крестьянских усадьбах и внутренних интерьерах предполагается вовлечение туристов в процесс ремесленного производства, обрядового или иного действия, театрализованные исторические представления.

Таким образом, создание новых архитектурно-исторических экспозиций, посвященных истории и культуре русского населения Притомья позволит значительно расширить культурно-познавательные возможности музея-заповедника «Томская Писаница» и, конечно, увеличить поток туристов.

Рис. 1. Схема размещения историко-этнографического комплекса «Русские Притомья»

Рис. 2. Эскиз исторической реконструкции Верхотомского острога

. у^З.

Рис. 3. Эскиз входного узла музея-заповедника «Томская Писаница» в виде крепостной стены сибирского города

Список использованных источников

1. Кимеев В.М., Усков И.Ю. Верхотомский острог — памятник наследия русских старожилов При-томья // 65-летие Сталинградской битвы и Кемеровская область: сб. науч. трудов. — Кемерово, 2008. — С. 327-328.

2. Кузнецкие акты XVII — первой половины XVIII в. — Вып. 4. — Кемерово, 2011. — С. 184.

3. Источники по истории Сибири досоветского периода. — Новосибирск, 1988. — С. 75.

В.М. Кимеев, г. Кемерово

Нереализованные проекты экомузеев Притомья: причины их забвения и дальнейшая судьба

Аннотация

В докладе характеризуются этапы разработки и способы реализации, заказчики, генподрядчики, перспективы и утопии 8 проектов зон охраны и генеральных планов экомузеев Притомья (19902014 гг.).: «Тазгол» в составе музея-заповедника «Трехречье» в Горной Шории (Таштагольский район), «Калмаки» в Яшкинском районе, «Чолкой» в Беловском районе, русское притрактовое село Ишим в Яйском районе, русское волостное село Брюханово в Ленинск-Кузнецком районе, «Тюль-берский городок» в Кемеровском районе. Рассматриваются объективные и субъективные причины нереализации таких проектов, а также их возможная дальнейшая судьба в сравнении с другими проектами российских экомузеев.

Оригинальные формы сохранения этнокультурного наследия в местах компактного проживания аборигенов и русских старожилов Притомья были впервые предложены в начале 1990-х гг. в программе «Культура Кузбасса» творческой группой опытных московских архитекторов. Первым стал комплексный музей-заповедник «Томская писаница», организованный археологом А.И. Мартыновым и этнографом В.М. Кимеевым в 1988 г. Для проектирования экспозиций были привлечены высокопрофессиональные архитекторы (А.Г. Афанасьев, г. Москва, В.Н. Усольцев, г. Новокузнецк). По проекту из подлинных жилых и хозяйственных построек начала XX в., вывезенных в 1989 г. из Горной Шории, в схожем ландшафте заповедника был смоделирован этнографический комплекс, получивший название «Шорский улус Кезек». На самом деле жилой дом был срублен в чашу с замком русскими плотниками для русских приискателей (бергалов), безуспешно пытавшихся намыть золото в ручье Кезек, как это они делали в то время по речке Анзас. Затем дом был продан и использовался шорцами, дополнившими усадьбу летней кухней и амбаром.

Реставрация вывезенных построек производилась после контрольной сборки профессиональны-

08606861